18. Syria crisis: US attacks Moscow welcome for Assad // BBC, dated 22 October 2015. URL: http://www.policemc.gov.bh/en/news/world/45278 (the date of access: 17/10/2016).
19. U.S. Weaponry Is Turning Syria into Proxy War with Russia // The New York Times, dated 12.10.2015. URL: http://www.nytimes.com/2015/10/13/world/middleeast/syria-russia-airstrikes.html?_r=0 (the date of access: 17/10/2016).
Дата поступления: 02.10.2016 Received: 02.10.2016
УДК 342.4
МЕЖДУНАРОДНЫЕ И УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РОЗЫСКА, АРЕСТА И КОНФИСКАЦИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И ИМУЩЕСТВА, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ОРУЖИЯ МАССОВОГО УНИЧТОЖЕНИЯ
КРИВОВ Андрей Валерьевич
соискатель факультета подготовки кадров высшей квалификации ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия», судья суда Столбцовского района Минской области, г. Столбцы, Беларусь. E-mail: kriv899@mail.ru
В статье раскрываются вопросы уголовно-правовой регламентации противодействия легализации денежных средств и имущества, полученных преступным путем, финансирования терроризма и распространения оружия массового уничтожения. Исследуются вопросы аспекты розыска, ареста и конфискации денежных средств и имущества, полученных преступным путем. По мнению автора, разработка международной (национальной) методики оценки ущерба (в реальном и перспективном смысле) от денежных средств и имущества, полученных преступным путем, решила бы ряд вопросов, связанных с организационными, правовыми, информационными и даже политическими аспектами рассматриваемой проблемы. Существенный потенциал в данной сфере международного сотрудничества содержится в дальнейшем развитии взаимодействия между национальными органами т.н. финансовой разведки (Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральная служба безопасности) и их зарубежными партнерами и в том числе в рамках специализированных международных организаций.
INTERNATIONAL AND LAW CRIMINAL ASPECTS OF DETECTION, ARREST AND CONFISCATION OF MONEY AND PROPERTY, OBTAINED BY CRIMINAL MEANS, FINANCING TERRORISM AND EXPANSION OF MASS DESTRUCTION
WEAPONS
KRIVOV Andrey Valerievich
Degree-Seeking Student of the Department of training ofpersonals of higher qualification of the FSBEIHE "Russian State University of Justice", Judge of Stolbtsovski District of Minsk Region, Stolbtsy, Republic of Belarus, E-mail: kriv899@mail.ru
The article reveals the questions of criminal regulation of counter measures against legalization of money funds and property, obtained by criminal means, and financing terrorism and expansion of mass destruction weapon. The article studies aspects of detection, arrest and confiscation of money funds and property, obtained by criminal means. According to the author, elaboration of the international (national) methodology of damage assessment (in the real and perspective senses) from money funds and property, obtained by criminal means, could solve a number of questions, connected to organizational, legal, informative and even political aspects of the stated problem. The essential potential in this sphere of international cooperation lies in further development of cooperation among national authorities, the so-called the financial intelligence (the Federal Service for Financial Monitoring and the Federal Security Service) and their foreign partners and also in the framework of specialized international organizations
Ключевые слова: «отмывание» денег, уголовно-правовые аспекты борьбы с отмыванием денег, финансирование терроризма, распространения оружия массового уничтожения.
Key words: money laundering, criminal and legal aspects of fight against money laundering, financing of terrorism, expansion of mass destruction weapons.
Транснациональный характер современных механизмов хищений и способов сокрытия денежных средств за рубежом требуют активного взаимодействия Российской Федерации с правоохранительными органами зарубежных стран не только в рамках ставших уже традиционными форм правовой помощи по уголовным делам - экстрадиции, передачи предметов, выполнения отдельных процессуальных действий, осуществления уголовного преследования по ходатайству иностранного государства и передачи осужденных, но также путем создания и развития новых правовых институтов, необходимых практике, одним из которых является международный розыск, арест и конфискация полученных преступным путем денежных средств и иного имущества. О необходимости такого рода деятельности свидетельствует тот факт, что, доходы от операций по легализации («отмывания») материальных ценностей, приобретенных преступным и иным незаконным путем, по подсчетам зарубежных специалистов, составляют не менее 2,5 триллиона долларов в год и превышает валовой национальный доход ряда стран [1, с. 34-37].
Отсюда основной целью настоящей статьи является исследование отдельных методи-ко-правовых проблем организации международного розыска, ареста и конфискации денежных средств и имущества полученных преступным путем.
Следует отметить, что в настоящее время имеется достаточная эмпирическая база, позволяющая анализировать и прогнозировать тенденции международного розыска, ареста и конфискации денежных средств и имущества полученных преступным путем. Однако комплексных научных исследований в данной области не проводилось. Только в трудах отдельных отечественных и зарубежных авторов некоторые вопросы рассматриваемой проблематики были предметом научного исследования. Среди них: А.Л. Баньковский, И.И. Басецкий, Б.В. Волженкин, И.В. Годунов, С.Е. Данилюк, Э.А. Иванов, К.А. Исаева, В.И. Михайлов, В.Е. Эминов, Н.П. Яблоков, и др.
В настоящее время проблема международного розыска, ареста и конфискации денежных средств и имущества полученных преступным путем является объектом особого внимания со стороны международных органов и организаций. В частности, Организацией Объединенных Наций и действующими под ее эгидой организациями постоянно акцентируется внимание на разработке конкретных механизмов оказания международной правовой помощи при расследовании преступлений, в том числе и по вопросам содействия в розыске, аресте и конфискации доходов от преступной деятельности. В документах, принятых в последнее время, отмечается тенденция наполнения конкретным содержанием норм рекомендательного характера, более глубокого, с точки зрения практических потребностей, исследования вопросов, розыска, ареста и конфискации доходов от преступной деятельности.
В качестве примера можно назвать: Конвенцию ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988 г., Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г., Международную конвенцию о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 г, рекомендации Специальной финансовой комиссия по проблемам отмывания денег (FATF - Finan-cional Action Task Force of Maney Laundering), Директиву 2005/60/ЕС Европейского парламента и Совета от 26 октября 2005 г. «О предотвращении использования финансовой системы в целях отмывания капиталов и финансирования терроризма», Модельный закон СНГ «О противодействии легализации («отмыванию») доходов, полученных незаконным путем» от 8 декабря 1998 г., и др.
Анализ указанных документов позволяет констатировать, что в них содержатся положения определяющие:
1. Его правовую природу - международное сотрудничество в розыске, аресте и конфискации - акт международной правовой помощи;
2. Правовую регламентацию - нормами международного и национального права государств;
3. Содержание - обнаружение и обеспечение сохранности подлежащего конфискации имущества, денег и ценностей, полученных преступным путем, и (или) принадлежащих обвиняемому, а также доходов от преступной деятельности, их передача другому государству;
4. Цели - использование в уголовном судопроизводстве в качестве доказательств, возмещение причиненного преступлением ущерба или приведение в исполнение приговора суда.
Российская Федерация, являясь полноправным членом международного сообщества, обеспечивает возможность национальным правоохранительным органам использовать все международно-правовые документы (как рекомендательного, так и обязательного для исполнения характера) при расследовании преступлений, осуществления по уголовным делам розыска, ареста и конфискации за рубежом денежных средств и имущества, полученных преступным путем.
Правовую основу в указанной сфере составляют статья 174 Уголовного Кодекса Российской Федерации «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем», а также статья 174.1. «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления» (далее - УК Российской Федерации), предусматривающей ответственность за совершение указанного преступления [2]. Процессуальные аспекты содержаться в части V «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства» (далее -УПК Российской Федерации) [3]. Кроме того, специальным нормативным правовым актом в борьбе с легализацией (отмыванием), имущества приобретенного преступным путем, является Федеральный закон от 7 августа 2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Вместе с тем, основным специализированным органом Российской Федерации в данной сфере является Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), образованная Указом Президента Российской Федерации от 1 ноября 2001 года № 1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Она является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию в этой сфере, по координации соответствующей деятельности других федеральных органов исполнительной власти, а также функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и распространения оружия массового уничтожения, по выработке мер противодействия этим угрозам.
В настоящее время основной формой международного сотрудничества Российской Федерации, которая может использоваться для розыска и ареста за границей полученных преступным путем денежных средств и имущества (согласно ст. 453 УПК Российской Федерации), является направление за рубеж международных следственных поручений (международных ходатайств об оказании правовой помощи, запросов, поручений и т.д.) о розыскных и процессуальных действиях, исполнение которых позволяет:
- получить достоверную и полную информацию об имуществе и денежных средствах, полученных преступным путем и находящихся (или ранее находившихся и тем или иным способом использованных) за пределами РФ;
- собрать новые фактические данные (доказательства) об обстоятельствах, входящих в предмет доказывания и подлежащих установлению по конкретному уголовному делу;
- принять меры по обеспечению возмещения причиненного преступлением ущерба, общей и специальной конфискации.
При этом, международный розыск, как форма международного сотрудничества с одной стороны, и особая правовая процедура с другой, осуществляется в несколько этапов.
1. Заявление ходатайств о правовой помощи. Его смысл заключается в подготовке документов, составляющих в совокупности международное следственное поручение и его направление в установленном порядке за границу для исполнения.
2. Рассмотрение компетентными органами запрашиваемой страны поступившего от запрашивающей стороны международного следственного поручения о выполнении следственных действий, связанных с розыском и арестом полученных преступным путем денежных средств и имущества.
3. Непосредственное выполнение необходимых процессуальных действий, наложение арестов и принятие иных мер обеспечения сохранности обнаруженного имущества и денежных средств. Полученные при этом документы и доказательства представляются в компетентный орган, принявший решение об оказании правовой помощи.
В случае успешного принятия к исполнению международного следственного поручения, компетентные органы иностранных государств, в соответствии с национальным законодательством или международным договором, по запросу российской стороны о розыске и аресте в целях последующей конфискации по судебному решению денежных средств и имущества, осуществляют надлежащее оформление правовых решений и производят необходимые процессуальные действия:
- истребуют сведения о денежных средствах, движимом и недвижимом имуществе, о банковских счетах, подлинники или копии банковских и иных документов, необходимых для розыска, расследования и судебного рассмотрения уголовного дела;
- производят обыски, выемки и другие процессуальные действия, направленные на обнаружение и изъятие денежных средств, имущества, орудий преступления и иных средств, использованных при совершении правонарушения, и решают вопрос об их передаче запрашивающей стороне для приобщения к расследуемому уголовному делу;
- принимают меры к аресту либо иному ограничению в распоряжении имуществом или денежными средствами, в отношении которых у запрашивающей стороны в связи с расследованием по уголовном делу имеются данные о приобретении их преступным путем.
В случае удовлетворения соответствующей просьбы в проведении процессуальных действий за рубежом могут принимать участие национальных правоохранительных органов.
Исполненные материалы международных следственных поручений поступают в правоохранительные органы РФ, как правило, выполненными на государственном языке запрашиваемого государства. Исключение составляет сотрудничество с государствами-членами СНГ, в которых для этих целей используется русский язык. В связи с этим, для их использования органами предварительного следствия и судом, должен быть осуществлен их перевод и приобщение к уголовному делу, а также определена допустимость доказательств, полученных в процессе оказания правовой помощи.
Определение допустимой всей совокупности доказательств, поступивших из иностранного государства, их оценка производится в соответствии с требованиями положений ст.ст. 73-84 УПК РФ. Вместе с тем, во всех без исключения случаях документы и фактические данные, поступившие из-за рубежа во исполнение международных следственных поручений о розыске и аресте полученных преступным путем средств и имущества, в той или иной процессуальной форме используются в процессе доказывания по уголовным делам на предварительном следствии и в суде. Однако как показывают результаты деятельности правоохранительных органов, возможный потенциал, заложенный в ходе розыска и ареста за рубежом полученных преступным путем денежных средств и имущества, на судебных стадиях уголовного процесса в полной мере не используется. Поэтому, как правило, денежные средства и имущество, полученные преступным путем и находящееся за рубежом и которые не были по приговору суда обращены в доход государства в счет погашения причиненного
ущерба, обычно подвергаются специальной или общей конфискации. На наш взгляд, причина сложившейся ситуации заключается в отсутствии, с одной стороны, в действующем законодательстве и международных договорах РФ достаточной законодательной базы для этого, а с другой - устойчивой практической составляющей такой деятельности, особенно в отношении денежных средств и имущества, обнаруженного за пределами государства.
В этой связи анализ действующего российского и иностранного законодательства дает основания отметить следующее. В уголовно-процессуальном законодательстве РФ, регламентирующем судопроизводство в судах разных инстанций, отсутствуют нормы, прямо регламентирующие взаимодействие национальных органов юстиции при отправлении правосудия с иностранными судами. Данный пробел отчасти компенсируется международными соглашениями РФ (как правило двусторонними). Поэтому в настоящее время право сношений с иностранными органами юстиции осуществляются через Верховный Суд Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральную службу безопасности Российской Федерации, Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или Генеральную прокуратуру Российской Федерации, если международными договорами Российской Федерации не установлено иное (ст. 453 УПК Российской Федерации).
В соответствии с действующим национальным законодательством Российской Федерации обращение приговора к исполнению возлагается на суд, постановивший приговор, который распоряжение об его исполнении должен направить органу, на который возложена обязанность его исполнения. Одновременно ратифицированными международными договорами Российской Федерации предусматривается возможность исполнения по уголовным делам решений судов о возмещении ущерба, направления ходатайств о разрешении принудительного исполнения решений и о порядке их исполнения в соответствии с национальным законодательством сторон. Кроме того, в ряде международных договоров Российской Федерации по оказанию правовой помощи содержатся положения о передаче предметов, полученных преступным путем или приобретенных на средства, вырученные в результате их совершения. Например, в еще ст. 5 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам государств-членов СНГ 1993 г. (выделено мной - А.К.) было указано, что стороны оказывают друг другу содействие в возращении имущества, приобретенного в результате или на средства от незаконных финансовых операций, а также финансовых операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем, и конфискованного в результате действий сторон [4].
Совокупность указанных норм представляет собой правовую основу для обращения судами к исполнению приговоров о специальной конфискации в случаях, когда их объекты находятся на территории государства, с которым Российская Федерация заключила договор о правовой помощи. Следует также отметить, что для сотрудничества по данному вопросу Российской Федерации с государствами даже в случае отсутствия международных договоров, следует исходить из того обстоятельства, что независимо от особенностей национальных правовых систем, абсолютное большинство стран мира объективно заинтересованы в сотрудничестве в рассматриваемой сфере. При этом важным является тот факт, что многие страны, в соответствии с собственным законодательством, признают возможным исполнение именно судебных решений об аресте и конфискации полученных преступным путем денежных средств и имущества. Правовым основанием с одной стороны, для оказания в таких случаях ими международной правовой помощи в конфискации денежных средств и имущества, полученных преступным путем, являются нормы их национального уголовно-процессуального и иного законодательства. С другой, одним из путей обеспечения возможности приведения за рубежом и исполнение приговоров национальных судов о конфискации, могла бы послужить Европейская конвенция о международной действительности судебных решений по уголов-
ным делам (выделено мной - А.К.) от 28 мая 1970 г. В этой связи назрела необходимость основательного изучения практики ее применения в государствах Европы и рассмотрения вопроса присоединения к ней Российской Федерации.
Кроме того, эффективное применение принципа взаимности, при осуществлении конфискации и выдачи денежных средств и имущества, полученных преступным путем, является на сегодняшний день мало вероятным (в отличие от ареста и выдачи преступников). В первую очередь это объясняется тем, что прецедентов его реализации, как свидетельствует опыт международного сотрудничества, пока еще не было. Дело в том, что доходы, полученные преступным путем на территории того или иного государства, уже оказываются в той или иной степени внедренными в национальную экономику страны. Это в определенном смысле максимально снижает целесообразность их изъятия и передачи заинтересованной стороне. Поэтому механизм их экстрадиции должен содержать определенные элементы, взаимовыгодные запрашивающей стороне и, соответственно, запрашиваемой.
Вместе с тем, невыполнение международных обязательств представляет собой своеобразный урон политическому имиджу страны, в которой обнаружены денежные средства и имущество, полученные преступным путем, что является объективным нарушением принципов и норм международного права. Однако сбрасывать со счетов национальные интересы государства, было бы политически не совсем корректно. Хотя бы только потому, что это исторически определено особенностями национальных правовых систем. Важно также, на что еще следует обратить внимание, это принципиальная невозможность исполнения в подавляющем большинстве стран англо-саксонской и романо-германской правовых систем приговоров иностранных государств о конфискации в качестве дополнительного вида наказания. Проведенное изучение этого вопроса свидетельствует, что не только международные правовые акты организационно-технически (в процедурном смысле), но и законодательства некоторых стран [5, с. 102; 6, с. 108; 7, с. 66; 8, с. 258] не предусматривают такой меры ответственности за совершение преступлений.
В связи с этим направление за рубеж ходатайств о правовой помощи о конфискации имущества, являющегося собственностью осужденного, является недопустимым (за исключением случаев, когда оно является составной частью доходов от преступной деятельности или приобретено за счет таковых).
Представляется, что разработка международной (национальной) методики оценки ущерба (в реальном и перспективном смысле) от денежных средств и имущества, полученных преступным путем, решила бы ряд вопросов, связанных с организационными, правовыми, информационными и даже политическими аспектами рассматриваемой проблемы.
Кроме того, существенный потенциал в данной сфере международного сотрудничества содержится в дальнейшем развитии взаимодействия между национальными органами т.н. финансовой разведки (Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральная служба безопасности) и их зарубежными партнерами и в том числе в рамках специализированных международных организаций.
Библиографические ссылки
1. Баньковский А.Л., Трошкин Е. З. Отмывание «грязных» денег и международный терроризм // Терроризм и безопасность на транспорте : материалы Междунар. практ. конф. 2002. М., 2002. С. 34-37.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-Ф3 (ред. от 30.12.2015) (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации / http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_ LAW_10699/ (дата обращения: 30.12.2015).
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (опубликованы на Официальном интернет-портале правовой информации / http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 30.12.2015).
4. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам государств-членов СНГ от 22 января 1993 г. // http://base.garant.ru/ 10119702/.
5. Крылова Н.Е., Серебренникова А.В. Уголовное право зарубежных стран (Англии, США, Франции, Германии) : учебное пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Н.Е. Кузнецова. М. : Изд-во «Зерцало», 1998.
6. Уголовное законодательство зарубежных стран (Англии, США, Франции, Германии, Японии) : сб. законодательных актов / под ред. И.Д. Козочкина. М. : Изд-во «Зерцало», 1998.
7. Уголовный кодекс Испании / под ред. и с предисл. Н.Ф. Кузнецовой и Ф.М. Решетникова. М. : Изд-во «Зерцало», 1998.
8. Сварт А.Х.Дж. Уголовное судопроизводство в Нидерландах // Правовая система Нидерландов / отв. ред. В.В. Бойцова, Л.В. Бойцова. М. : Изд-во «Зерцало», 1998. С. 258-291.
References
1. Bankovsky АХ., Troshkin E.S. Otmyvanie «grjaznyh» deneg i mezhdunarodnyj terrorizm ("Dirty" money laundering and international terrorism. Terrorism and safety on a transport), Materials of intern. pract. conf. 2002. М., 2002, рр. 34-37.
2. Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13.06.1996 N 63-FZ (Criminal Code of the Russian Federation from 13.06.1996 N 6-FL (ed. from 30.12.2015)) / http://www.pravo.gov.ru (30.12.2015).
3. Ugolovno-processual'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 18.12.2001 N 174-FZ (red. ot 30.12.2015) (Code of criminal procedure of the Russian Federation from 18.12.2001 N 174-ФЗ (ed. from 30.12.2015)) / http://www.pravo.gov.ru (30.12.2015).
4. Konvencija o pravovoj pomoshhi i pravovyh otnoshenijah po grazhdanskim, semejnym i ugolovnym delam gosudarstv-chlenov SNG ot 22 janvarja 1993 g. (Convention on legal aid and legal relations on civil, domestic and criminal cases of states-members of the CIS from January, 22.01. 1993) // http://base.garant.ru/10119702/.
5. Krilova N.E., Serebrenikova А.У. Ugolovnoe pravo zarubezhnyh stran (Anglii, SShA, Francii, Germanii) (Criminal law of foreign countries (England, the USA, France, Germany)), Izd. 2-e, pererab. i dop. / N.E. Kuznecova. М. "Zertsalo", 1998.
6. Ugolovnoe zakonodatel'stvo zarubezhnyh stran (Anglii, SShA, Francii, Germanii, Japonii) (Criminal statute of foreign countries (England, the USA, France, Germany, Japan)), sb. zakonodatel'nyh aktov / pod red. ID. Kozochkina. М.: " Zertsalo ", 1998. 228 p.
7. Ugolovnyj kodeks Ispanii (Criminal code of Spain), pod red. i s predisl. N.F. Kuznecovoj i F.M. Resh-etnikova. М. " Zertsalo ", 1998.
8. Swart А.Х^иЬ. Ugolovnoe sudoproizvodstvo v Niderlandah (Criminal trial in Netherlands), Pravovaja sistema Niderlandov / otv. red. V.V. Bojcova, L.V. Bojcova. М. " Zertsalo ", 1998, рр. 258-291.
Дата поступления: 02.11.2016 Received: 02.11.2016