S.N. MINSAFINA
PENAL LEGAL PERSONALITY OF PRISONERS WITH FOREIGN CITIZENSHIP
OR WITHOUT CITIZENSHIP
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ ОСУЖДЕННЫХ - ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА ОТБЫВАЮЩИХ ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ
Правосубъектность физического лица как правовая категория зависит от многих юридических составляющих, и, пожалуй, не следует рассматривать ее структуру только исходя из правоспособности, дееспособности и правового статуса лица. В процессе анализа этой категории выявляются иные элементы, относящиеся к ее структуре либо влияющие на ее составляющие. Один из таких элементов - гражданство лица, которое, приобретая юридическую значимость благодаря отражению в правовых нормах, влияет на формирование субъекта права, его правосубъектность и особенности участия в общественных отношениях. Общая правосубъектность, на наш взгляд, достаточным образом определена в теории юриспруденции, однако в отношении отраслевой и специальной правосубъектности возникает ряд вопросов.
В уголовно-исполнительном праве правосубъектность осужденных характеризуется наличием правоограничивающих элементов, что свойственно им как специальному субъекту. Вместе с тем специальный субъект как обобщенная категория может рассматриваться с позиций уголовно-исполнительной теории только абстрактно, в законодательстве он представлен рядом персонифицированных субъектов несовершеннолетние, женщины, инвалиды, осужденные - иностранные граждане и т. д.
Осужденные - иностранные граждане и лица без гражданства обладают, с одной стороны, общими признаками специального субъекта отбывания наказания (свойственными всем осужденным), с другой - особыми специфичными признаками, свойственными только данной ка-
тегории осужденных, что влияет как на их правовые возможности при исполнении(отбывании) лишения свободы, так и на формирование их правового статуса в уголовно-исполнительном законодательстве, к сожалению, не получившего достаточного законодательного разрешения.
Анализ правового статуса иностранных граждан позволяет выделить наиболее важные признаки, которые определяют особенности их правосубъектности, в частности обязанность должностных лиц уголовно-исполнительной системы представлять информацию вышестоящим органам, Федеральной миграционной службе о прибытии в исправительное учреждение осужденного - иностранного гражданина или лица без гражданства. Законодательство определяет специальный порядок такого информирования; возможность (по желанию осужденного) присутствия переводчика на стадии реализации прав, обязанностей, законных интересов данной категории осужденных; участие представителя МИД, консульскогопредстави-теля, посла в уголовно-исполнительных правоотношениях, что придает им особый резонанс; особый порядок освобождения: оформление материалов для открытия выездной визы, определение маршрутов следования после освобождения с учетом того, где находится соответствующее посольство и т. д.). Следует заметить, что специфика правоспособности иностранных осужденных и лиц без гражданства, отбывающих наказание в виде лишения свободы на территории РФ, определяется не только уголовно-исполнительным законодательством, но и иными нормами, прежде всего Конститу-
С.Н. МИНСАФИНА
(Самарский юридический институт ФСИН России)
цией РФ, устанавливающей усеченную правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства в отличие от граждан России. Разумеется, ограниченность правоспособности в конституционно-правовом аспекте влияет на уголовно-исполнительный статус осужденных-иностранцев. Они обладают большинством прав и обязанностей, устанавливаемых УИК РФ для осужденных, но некоторых возможностей все же лишены.
Так, осужденным к лишению свободы разрешен при определенных условиях выезд за пределы исправительного учреждения. Согласно действующему специальному правовому режиму в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства они такой возможностью не располагают, хотя в законодательстве отсутствует прямой запрет (ст. 97 УИК РФ). Соответствующие изменения позволили бы упорядочить решение данного вопроса.
Особенности правоспособности осужденных-иностранных граждан и лиц без гражданства и специфика их участия в уголовно-исполнительных правоотношениях проявляются с первых дней пребывания в исправительном учреждении. По прибытии их в исправительное учреждение администрация не позднее 10 дней должна уведомить посольство или консульство о месте пребывания их подданного1. Но, как свидетельствуют исследования, иногда гражданство осужденного не устанавливается во время следствия и суда, и этот процесс продолжается в местах лишения свободы. По состоянию на 1 января 2007 г. в местах лишения свободы в РФ содержались 22 339 иностранных граждан, осужденных за совершение преступлений, из которых 10 347 по прибытии в исправительные учреждения не имели в личных делах документов, устанавливающих личность. В подобных случаях администрация вынуждена дополнительно запрашивать необходимые данные в суде, вынесшем обвинительный приговор в отношении указанного лица, что становится причиной несоблюдения срока, отведенного для информирования администрацией ИУ посольства или консульства, представляющего интересы иностранца.
Следующая особенность правосубъектности вытекает из конституционного права на пользование родным языком (ч. 2 ст. 26 Конституции РФ), которое закреплено также в нор-
мах уголовно-исполнительного права. Осужденные - иностранные граждане и лица без гражданства вправе давать объяснения и вести переписку, а также обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами на родном языке или на любом другом языке, которым они владеют (ч. 5 ст. 12 УИК РФ). Из этого следует что в местах отбывания наказания должны быть переводчики, способные оказывать квалифицированную помощь осужденным любой национальности в случае возникновения трудностей, обусловленных языковым барьером. Следует отметить, что конкретные условия, при которых иностранный осужденный может пользоваться услугами переводчика, не прописаны в уголовно-исполнительном законодательстве. Тем не менее, исходя из смысла закона, переводчик является дополнительным субъектом уголовно-исполнительных правоотношений с участием осужденных - иностранных граждан и привлекается на основании приказа (распоряжения) начальника исправительного учреждения.
В субъектный состав уголовно-исполнительных правоотношений рассматриваемого направления законодатель включает представителей консульств и сотрудников дипломатических представительств, которые по разрешению прокуратуры вправе посещать иностранное лицо, отбывающее наказание в виде лишения свободы, являющееся гражданином представляемого ими государства. В рамках уголовно-исполнительных правоотношений консулы и дипломатические деятели состоят с осужденными в переписке, способствующей реализации и защите их прав. Лица без гражданства, отбывающие наказание в виде лишения свободы в России, должны иметь аналогичную возможность поддерживать связь с компетентными представителями государства, взявшего на себя охрану их интересов, или с любым международным правозащитным органом2.
Таким образом, уголовно-исполнительная правосубъектность осужденного к лишению свободы - гражданина РФ и уголовно-исполнительная правосубъектность осужденного- иностранного гражданина идентичны по моменту возникновения, но различны по содержанию. Обе эти категории возникают в момент вступления в законную силу обвинительного приговора суда, предусматривающего отбывание
наказания в виде лишения свободы, но в процессе исполнения наказания правосубъектность последнего дополняется специальными правами, определяемыми УИК РФ.
1 См.: Об утверждении Инструкции «О порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учрежде-
ния в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения: Приказ Минюста России от 1 декабря 2005 г. № 235 // СПС «Кон-сультантПлюс».
2 См.: Международные соглашения и рекомендации Организации Объединенных Наций в области защиты прав человека и борьбы с преступностью: Сб. междунар. док. М., 1989. Вып. 1. С. 79.