Научная статья на тему 'Уголовная политика: теория и реальность'

Уголовная политика: теория и реальность Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
781
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уголовная политика: теория и реальность»

Наиболее распространенными ошибками являются: недостаточные, неточные или неправильные знания, отсутствие необходимого практического опыта, плохая организация работы, невнимание, торопливость, пренебрежение к советам более опытных коллег.

Наиболее частые нарушения здесь — «телефонное право», карьеристские устремления, корыстные мотивы, властолюбие.

Конкретные причины обвинительного уклона — естественная реакция сотрудников на обострение проблемы преступности, неправильное понимание при этом интересов государства, деформация сознания сотрудников, постоянно работающих в экстремальных условиях, превратное представление сотрудников о человеке, предвзятость.

Конкретные причины оправдательного уклона — неправильное понимание принципа гуманизма («чрезмерный гуманизм преступника не травмирует»), поверхностность подходов, излишняя осторожность в работе.

Общие пути преодоления уклонов:

— повышение уровня профессионализма сотрудников;

— улучшение их материально-технического обеспечения;

— повышение уровня их социальной защищенности;

— совершенствование кадровой работы;

— организация постоянно действующей системы повышения квалификации сотрудников;

— совершенствование системы служебного и общественного контроля над работой сотрудников;

— установка видеокамер в кабинетах сотрудников.

Как уже отмечалось, важной гарантией законности уголовной политики является также соблюдение всех принципов данной политики, свойствами которых являются универсальность и уникальность.

Универсальность идеи, лежащей в основе принципа — её многофункциональность, предпочтительность, предназначенность в качестве своеобразного всеобщего ключа ко всем замкам.

Уникальность идеи-принципа — ее исключительность, неповторимость, единственность в своем роде, недопустимость исключений и т. д.

Соблюдение принципов уголовной политики является гарантией ее законности во всех областях и сферах противодействия преступности.

Оптимальным условием преобразования теоретической концепции уголовной политики, формулируемой общими усилиями около тысячи российских специалистов в области уголовного права, в статус именно политики явилось бы создание Национального плана противодействия преступности на ближайшие пять-семь лет — по типу утвержденного 1 февраля 2016 года Указом Президента РФ № 147 Национального плана противодействия коррупции на 2016—2017 годы1.

Но с той лишь разницей, что Национальный план противодействия коррупции принят на два года (фактически на полтора — с учетом времени, реально остававшегося на его реализацию), а для Национального плана противодействия преступности требуется, конечно же, более продолжительное время. Ведь тут не только о коррупции будет идти речь, а и о всех преступлениях вообще, начиная кражами, грабежами и разбоями и кончая убийствами, бандитизмом, терроризмом и экстремизмом.

В.Ф. Цепелев, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, профессор кафедры уголовного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Уголовная политика: теория и реальность2

Примечательно, что сегодняшний круглый стол проходит в Нижегородской академии МВД России накануне защиты И.А. Александровой докторской диссертации «Современная уголовная политика по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции». Важно и то, что среди участников круглого стола, как и предстоящего заседания диссертационного сове-

1 Российская газета. 2016. 13 апреля.

2 Работа проводилась при финансовой поддержке Министерства образования и науки в рамках проектной части государственного задания на выполнение НИР по проекту 1503.

та, находятся известные научные специалисты — П.Н. Панченко, А.И. Коробеев, А.П. Кузнецов, Г.Н. Горшенков, внесшие солидный вклад в развитие концептуальных основ уголовной политики.

В последние годы издано немалое количество научных работ в виде монографий, пособий, статей, посвященных, судя по их названиям, проблемам уголовной политики. На самом деле, лишь относительно небольшое количество этих работ (по моим оценкам, не более 20-25%) имеет уголовно-политическое содержание. В большинстве же работ понимание уголовной политики сводится авторами к ее уголовно-правовой составляющей, причем нередко по очень узкой проблеме (например, в сфере оборота фальсифицированных лекарственных средств).

Думается, что такому положению дел способствуют различные методологические подходы к определению понятия и сущности уголовной политики. Дело в том, что она может трактоваться как в широком, так и узком смыслах. В первом значении уголовная политика — это направление деятельности государства по защите населения страны и общества в целом от преступных посягательств. Уголовная политика является разновидностью, прежде всего, внутренней политики государства (наряду с экономической, социальной, демографической, образовательной, военной и другими видами). В условиях роста транснациональной преступности и необходимости организации международного сотрудничества в борьбе с ней возрастает и внешнеполитическая составляющая уголовной политики.

В данном контексте уголовная политика — это целенаправленная активная деятельность государства по разработке и реализации стратегии борьбы с преступностью1. Содержанием такой уголовной политики является определение целей и задач, выбор средств, форм и методов деятельности в сфере борьбы с преступностью. Характеризуя уголовную политику в широком понимании, следует исходить из того, что она:

а) является важной составной частью государственной политики в целом и обеспечивает оптимальное функционирование всех других ее направлений и видов;

б) представляет собой единство разработки и реализации теоретической и практической составляющей борьбы с преступностью;

в) предполагает тесную взаимосвязь и неразрывность целей, задач, принципов и практической деятельности по защите личности, общества и государства от преступных посягательств. Это означает, что эффективная защита личности и общества невозможна без сильной государственной власти, без отлаженной системы правоохранительных органов, без их поддержки населением, без хорошей правовой основы данной деятельности.

В узком смысле уголовная политика понимается только как уголовно-правовая политика, то есть как решение задач в сфере борьбы с преступностью, прежде всего, уголовно-правовыми средствами в формах законодательной и правоприменительной деятельности. Отсюда содержанием уголовно-правовой политики является разработка, применение и последующее совершенствование уголовного законодательства и практики применения уголовно-правовых средств воздействия на преступность2. Именно этой частью уголовной политики (а не единой цельной уголовной политикой) и занимается подавляющее большинство специалистов уголовного права.

С учетом сказанного, уголовную политику в широком смысле можно определить как государственную политику в сфере борьбы с преступностью3. В свою очередь, она включает в себя такие более частные, внутренне связанные между собой направления (виды) единой уголовной политики, как уголовно-правовая, уголовно-исполнительная, уголовно-процессуальная, оперативно-разыскная и профилактическая, каждая из которых имеет свое собственное содержание.

Следует также сказать, что с точки зрения содержания деятельности могут быть выделены следующие тесно взаимосвязанные между собой, уровни разработки и реализации уголовной политики:

— доктринальный, на котором происходит осмысление и формулирование теоретических основ борьбы с преступностью;

1 Термин «борьба с преступностью» употребляется нами как равнозначный термину «противодействие преступности», поскольку и тот, и другой предполагают активную, наступательную деятельность правоохранительных органов и иных субъектов уголовной политики по защите граждан, общества и самого государства от преступности.

2 Следует отметить, что в многочисленной литературе по рассматриваемым проблемам высказываются различные позиции в определении понятия и содержания уголовной (уголовно-правовой) политики. Подробный анализ этих подходов не входит в предмет и задачи настоящей статьи.

3 Именно так она названа в работах: Концепция государственной политики в сфере борьбы с преступностью (проект). М., 1996; Основы государственной политики борьбы с преступностью в России (проект). М., 1997.

— директивный, на котором на основе теоретических концепций формулируются программные документы в сфере борьбы с преступностью, которые утверждаются указами Президента РФ;

— законодательный, на котором осуществляется разработка, принятие и совершенствование правовых основ борьбы с преступностью1;

— организационно-управленческий, на котором осуществляется управление реализацией программных целей и задач, а также правоприменительной практикой борьбы с преступностью в целом и по отдельным ее направлениям, включая решение и организационно-структурных вопросов;

— правоприменительный, на котором должностными лицами правоохранительных органов (суда, прокуратуры, органов предварительного следствия и дознания) непосредственно реализуются нормы уголовного, уголовно-процессуального и иного законодательства.

В этой связи следует отметить, что если на доктринальном, директивном и, отчасти, законодательном уровнях уголовная политика разрабатывается и закрепляется, то на законодательном (частично), управленческом и правоприменительном — она реализуется. Как видно, к уголовно-правовой составляющей уголовной политики относятся лишь законодательный и правоприменительный уровни.

В свою очередь, механизм реализации уголовной политики включает в себя такие элементы (подсистемы): 1) объект — преступность; 2) субъекты — правоохранительные органы и иные организации, должностные лица, граждане и самодеятельные организации граждан; 3) отношения, реализующиеся в деятельности: а) по специально-криминологическому воздействию (профилактике преступлений), которая является приоритетной до момента совершения преступления; б) уголовно-правовому воздействию на преступность; в) уголовно-исполнительному воздействию, которое обеспечивает реализацию целей наказания и способствует позитивному посткриминальному поведению лиц, совершивших преступления. Формами осуществления этих видов воздействия являются профилактическая, оперативно-разыскная, уголовно-процессуальная, уголовно-исполнительная и организационно-обеспечительная деятельность субъектов уголовной политики, включая органы внутренних дел.

При обсуждении проблем уголовной политики довольно часто приходится слышать мнение о том, что в современной России уголовная политика отсутствует. Хотелось бы высказать свою позицию по данному поводу, отталкиваясь от ранее изложенных методологических положений. Думается, самым развитым и реально существующим следует признать доктринальный уровень разработки уголовной политики. Действительно, в последние годы появилось изрядное количество научных работ, раскрывающих концептуальные основы уголовной политики2. И не вина научных специалистов, что их предложения не восприняты и не закреплены в директивных документах и законодательстве. Свою часть работы они выполнили и продолжают свои разработки в области уголовной политики.

На директивном уровне единый документ, определяющий концептуальные основы государственной политики в сфере борьбы с преступностью, до сих пор отсутствует. Хотя он был разработан в 1997 году3 и направлен Генеральной прокуратурой РФ в Администрацию Президента РФ для рассмотрения и утверждения, однако так и остался невостребованным. Вместе с тем, отдельные положения, касающиеся борьбы с преступностью в целом или ее наиболее опасными видами, содержатся в различных официальных документах4.

1 Думается, на законодательном уровне уголовная политика как закрепляется, так и реализуется (например, в случаях изменения законодательства в соответствии с директивными программными установками, связанными как с криминализацией, так и декриминализацией деяний).

2 Примером наиболее удачных разработок в данной сфере являются Концепция уголовно-правовой политики Российской Федерации, подготовленная в 2012 г. под эгидой Общественной палаты РФ, а также монографии: Александрова И.А. Современная уголовная политика обеспечения экономической безопасности. Н. Новгород, 2014; Бабаев М.М., Пудовочкин Ю.Е. Проблемы российской уголовной политики. М., 2014; Реализация уголовной политики / под ред. А.А. Тарасова М., 2015; Уголовное право. Общая часть. Академический курс в 10 т. Т. 3: Уголовная политика. Уголовная ответственность / под ред. Н.А. Лопашенко М., 2016.

3 Основы государственной политики борьбы с преступностью в России (проект). М., 1997.

4 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г № 683; Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утв. Указом Президента РФ от 28 ноября 2014 г. № Пр-2753; Концепция общественной безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 20 ноября 2013 г № Пр-2685; Национальная стратегия противодействия коррупции в Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 г. № 460; Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 9 июня 2010 г. № 690; Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 5 октября 2009 г.

Так, в соответствии с пунктом 43 Стратегии национальной безопасности РФ (далее — Стратегия) основными угрозами государственной и общественной безопасности являются: — деятельность террористических и экстремистских организаций, направленная на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, дестабилизацию работы органов государственной власти, уничтожение или нарушение функционирования военных и промышленных объектов, объектов жизнеобеспечения населения, транспортной инфраструктуры, устрашение населения, в том числе путем завладения оружием массового уничтожения, радиоактивными, отравляющими, токсичными, химически и биологически опасными веществами, совершения актов ядерного терроризма, нарушения безопасности и устойчивости функционирования критической информационной инфраструктуры Российской Федерации;

— деятельность радикальных общественных объединений и группировок, использующих националистическую и религиозно-экстремистскую идеологию, иностранных и международных неправительственных организаций, финансовых и экономических структур, а также частных лиц, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране, включая инспирирование «цветных революций», разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

— деятельность преступных организаций и группировок, в том числе транснациональных, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, организацией незаконной миграции и торговлей людьми;

— преступные посягательства, направленные против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности;

— коррупция.

Далее Стратегия (п. 44) определяет, что главными направлениями обеспечения государственной и общественной безопасности являются усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности и прав собственности, совершенствование правового регулирования предупреждения преступности (в т. ч. в информационной сфере), коррупции, терроризма и экстремизма, распространения наркотиков и борьбы с такими явлениями, развитие взаимодействия органов обеспечения государственной безопасности и правопорядка с гражданским обществом, повышение доверия граждан к правоохранительной и судебной системам Российской Федерации, эффективности защиты прав и законных интересов российских граждан за рубежом, расширение международного сотрудничества в области государственной и общественной безопасности.

Обеспечение государственной и общественной безопасности (п. 45 Стратегии) осуществляется путем повышения эффективности деятельности правоохранительных органов и специальных служб, органов государственного контроля (надзора), совершенствования единой государственной системы профилактики преступности, в первую очередь среди несовершеннолетних, и иных правонарушений (включая мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики), разработки и использования специальных мер, направленных на снижение уровня криминализации общественных отношений.

В Стратегии (п. 46) подчеркивается, что особое внимание уделяется искоренению причин и условий, порождающих коррупцию, которая является препятствием устойчивому развитию Российской Федерации и реализации стратегических национальных приоритетов. В этих целях реализуются Национальная стратегия противодействия коррупции и национальные планы противодействия коррупции, в обществе формируется атмосфера неприемлемости данного явления, повышается уровень ответственности за коррупционные преступления, совершенствуется правоприменительная практика в указанной области.

Стратегия (п. 47) устанавливает, что в целях обеспечения государственной и общественной безопасности:

— совершенствуются структура и деятельность федеральных органов исполнительной власти, развивается система выявления, предупреждения и пресечения разведывательной и иной деструктивной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, наносящей ущерб национальным интересам, актов терроризма, проявлений религиозного радикализма, национализма, сепаратизма, иных форм экстремизма, организованной преступности и других преступных посягательств на конституционный строй Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина, государственную и частную собственность, общественный порядок и общественную безопасность;

— создаются механизмы предупреждения и нейтрализации социальных и межнациональных конфликтов, а также противодействия участию российских граждан в деятельности преступных и террористических группировок за рубежом;

— укрепляется режим безопасного функционирования, повышается уровень антитеррористической защищенности организаций оборонно-промышленного, ядерного, химического, топливно-энергетического комплексов страны, объектов жизнеобеспечения населения, транспортной инфраструктуры, других критически важных и потенциально опасных объектов;

— совершенствуется система выявления и анализа угроз в информационной сфере, противодействия им;

— принимаются меры для повышения защищенности граждан и общества от деструктивного информационного воздействия со стороны экстремистских и террористических организаций, иностранных специальных служб и пропагандистских структур;

— осуществляется комплексное развитие правоохранительных органов и специальных служб, укрепляются социальные гарантии их сотрудникам, совершенствуется научно-техническая поддержка правоохранительной деятельности, принимаются на вооружение перспективные специальные средства и техника, развивается система профессиональной подготовки специалистов в области обеспечения государственной и общественной безопасности;

— повышается социальная ответственность органов обеспечения государственной и общественной безопасности.

Стратегией (п. 115) определено, что основным показателем, необходимым для оценки состояния национальной безопасности, в части обеспечения государственной и общественной безопасности является удовлетворенность граждан степенью защищенности своих конституционных прав и свобод, личных и имущественных интересов, в том числе от преступных посягательств. А это, в свою очередь, должно достигаться путем проведения социологических опросов населения и мониторинга правоприменения в области борьбы с преступностью.

Приведенные выше программные уголовно-политические положения конкретизированы в ранее названных целевых директивах, направленных на борьбу с отдельными, наиболее опасными и распространенными видами преступлений (коррупционными, наркотическими, террористическими, экстремистскими и др.). Следовательно, можно сделать вывод о том, что на директивном уровне уголовная политика реально существует, пусть и в недостаточно систематизированном виде.

Для того чтобы стать успешно реализованными, директивные уголовно-политические установки должны быть обеспечены соответствующей законодательной и иной нормативной правовой основой, что связано с законодательным уровнем уголовной политики. Вместе с тем, известно, что большинство проблем, о которых говорят и пишут специалисты уголовного, уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального права, как раз и относится к законодательному обеспечению борьбы с преступностью. Не меньшие проблемы связаны с такими уровнями уголовной политики, как организационно-структурный и правоприменительный, но они, во-первых, относятся не к стадии разработки, а к стадии реализации уголовной политики (т. е. практике борьбы с преступностью); и, во-вторых, требуют самостоятельного анализа в рамках отдельной научной работы. Бесспорно, на этих уровнях уголовная политика осуществляется всегда. Проблема здесь заключается в качестве (целенаправленности, социальной и научной обоснованности, эффективности) такой деятельности. Задача научных специалистов — выявлять, изучать такие проблемные ситуации и предлагать научно обоснованные пути их разрешения.

А.С. Александров, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного процесса Нижегородской академии МВД России

Об уголовной политике противодействия преступлениям экономической направленности

в условиях буржуазного общества

Остановлюсь на трех вопросах, связанных с современной уголовной политикой, которые были затронуты в докладе профессора А.И. Коробеева. Первое, выскажусь собственно об уголовной политике, второе — об уголовной политике противодействия экономической преступности, третье — об уголовно-процессуальной политике.

Итак, вначале о необходимости определения уголовной политики и важности дефиниции уголовной политики, ее структуры и пр. Я считаю, что это не так уж и важно. Во многих странах по

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.