Научная статья на тему 'Уголовная политика по правовому регулированию и противодействию организации незаконной миграции'

Уголовная политика по правовому регулированию и противодействию организации незаконной миграции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
526
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ГРАЖДАНСТВО / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / МИГРАЦИЯ / НАРУШЕНИЕ / ПРЕСТУПНОСТЬ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Костюк Михаил Федорович

В статье рассматривается законодательство по правовому регулированию и противодействию организации незаконной миграции, отражена его специфика, отличительные особенности внешней и внутренней миграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINAL POLICY OF LEGAL REGULATION AND COUNTERACTION OF THE ORGANIZATION OF ILLEGAL MIGRATION

The legislation of legal regulation and anti-illegal immigration are considered in this article, reflects its specific, distinctive features of external and internal migration.

Текст научной работы на тему «Уголовная политика по правовому регулированию и противодействию организации незаконной миграции»

6.4. УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА ПО ПРАВОВОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ОРГАНИЗАЦИИ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ

Костюк Михаил Федорович, д.ю.н., профессор. Должность: профессор кафедры экономической безопасности и уголовно-правовых дисциплин. Место работы: Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова. E-mail: [email protected]

Аннотация: В статье рассматривается законодательство по правовому регулированию и противодействию организации незаконной миграции, отражена его специфика, отличительные особенности внешней и внутренней миграции.

Ключевые слова: анализ, безопасность, гражданство, законодательство, миграция, нарушение, преступность, ответственность.

CRIMINAL POLICY OF LEGAL REGULATION AND COUNTERACTION OF THE ORGANIZATION OF ILLEGAL MIGRATION

Kostyuk Mikhail Fedorovich, Dr of Law, professor. Position: Professor of the Department of economic security and criminal disciplines. Place of employment: Russian Economic University named after G.V.Plekhanov. E-mail: [email protected]

Annotation: The legislation of legal regulation and antiillegal immigration are considered in this article, reflects its specific, distinctive features of external and internal migration.

Keywords: analysis, security, citizenship, law, migration, violation, crime, responsibility.

Уголовная политика является одним из направлений государственной деятельности в области противодействия преступности, определяющего его стратегию. Это «особый вид социальной деятельности, направленной на активное, наступательное противодействие преступности и другим правонарушениям»1. Правовой основой такой деятельности являются принимаемые на основе Конституции РФ законы, указы Президента, постановления правительства, другие нормативно-правовые акты. При этом преступность деяния и его наказуемость определяются Уголовным кодексом, а иные нормативно-правовые акты устанавливают круг отношений, подлежащих защите.

Объектом уголовной политики является преступность. В.П. Ревин подчеркивает: «Уголовная политика - это целенаправленная активная деятельность государства по защите общества от преступности, разработка и реализация оптимальной стратегии, призванной обеспечить достижение цели стабилизации и ограничения уровня преступности, создания предпосылок позитивных тенденций преступности»2.

Уголовная политика, являясь частью правовой политики, реализуется как в правотворческой, так и в правоприменительной деятельности государственных органов. Одним из ее направлений является деятель-

1 Босхолов С.С. Основы уголовной политики: конституционный, криминологический, уголовно-правовой и информационный аспекты. М., 1999. - С. 32.

2. Ревин В.П. Современная концепция уголовной политики и система субъектов ее реализации /Уголовная политика и ее реализация органами внутренних дел: Учебник. Под ред. Л.И. Беляевой. М.: Академия управления МВД России, 2003. - С. 7.

ность государства по противодействию организации незаконной миграции.

Данная проблема актуализируется отсутствием эффективного миграционного контроля при въезде в РФ и выезде из РФ. Бесконтрольное пребывание на ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства привело к резкому увеличению потоков миграции и количеству совершаемых ими и в отношении их преступлений. Так, по данным ГИАЦ МВД РФ в январе-декабре 2012 г. иностранными гражданами и лицами без гражданства, в т.ч. гражданами государств участников СНГ совершено 42650 преступлений. При этом до 12444 преступлений (+8,4%) увеличилось количество преступлений, совершенных в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства 3. В январе 2013 г. иностранными гражданами и лицами без гражданства совершено 4126 преступлений (+10,0%) т.ч. гражданами государств-участников СНГ 3619 преступлений (+7,4%). При этом на 22,2%, до 926 возросло количество зарегистрированных преступлений в отношении этой категории лиц4.

Общественная опасность рассматриваемых преступлений определяется тем, что лица, организующие незаконную миграцию, не только демонстрируют пренебрежение к правам и интересам лиц, нелегально пребывающих на территории РФ, но и детерминируют преступность в целом, прежде всего, на этнической почве, что ведет к росту националистических настроений и экстремистских проявлений, возникновению межнациональных конфликтов.

История становления и развития уголовного законодательства свидетельствует о стремлении государства регулировать миграционные процессы правовыми средствами. Это подтверждает достаточное количество законодательных актов, упорядочивающих этот процесс за длительный исторический период.

До 1922 г. уголовное законодательство РСФСР не было кодифицировано, а нормы уголовного права, устанавливающие ответственность за совершение отдельных видов преступлений, содержались в декретах, а иногда и в подзаконных актах. На правовом уровне это отражалось в установлении уголовной ответственности за бегство или перелет за границу, что по УК РСФСР 1926 г. наказывалось расстрелом с конфискацией всего имущества. При этом следует отметить, что в России с первых лет советской власти применялась административная высылка5, осуществление которой возлагалось на ОГПУ6.

Нормативно-правовыми актами по осуществлению контроля, регистрации и учета граждан, в т.ч. числе за соблюдением правил пребывания иностранных граждан являлись принятые в этот период Декрет ВЦИК от 5 апреля 1918 г. «О приобретении прав российского гражданства»,7 Положение о союзном гражданстве, утвержденное постановлением ЦИК СССР от 29 октября 1924 г.8.

Сюда же следует отнести и Постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 21 сентября 1935 г. «О поста-

3 См.: http://mvd.ru/upload/site1/document_file/vlXMMRlab8.pdf.

4См.: http://mvd.ru/upload/site1/document_file/Fgx13hfxXM.pdf.

5 См.: Об административной высылке: Декрет ВЦИК от 10 августа 1922 г. // Сборник законодательных и нормативных актов о репрессиях и реабилитации жертв политических репрессий. В 2 т. Т. 1. Курск, 1999. - С. 329.

6 См.: Инструкция по применению постановления ВЦИК об административной высылке // СУ РСФСР. 1923. Отд. 1. № 8. - Ст. 108.

7 См.: СУ РСФСР. 1918. № 31. - Ст. 405.

8 См.: СЗ СССР. 1924. № 23. - Ст. 202.

новке учета естественного движения населения»9. Законодательство этого периода характеризуется жесткой государственной миграционной политикой, регулирующей правила въезда в Россию и выезда из нее. Ее проявлением являлась высылка иностранных граждан из пределов страны10, особый порядок выезда за границу определенной категории лиц11 и др.

УК РСФСР 1960 г. предусматривал ответственность за незаконный выезд за границу и незаконный въезд в СССР (ст. 83 УК РСФСР), что наказывалось лишением свободы на срок от одного года до трех лет.

За нарушение правил международных полетов (ст. 84 УК РСФСР), выражавшееся во влете в СССР и вылете из СССР без установленного разрешения, несоблюдения указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полетов или иное нарушение правил международных полетов, предусматривалось наказание в виде лишения свободы на срок от одного года до десяти лет или штрафом до одной тысячи рублей с конфискацией воздушного судна или без конфискации.

Действовавшая в тот период система наказаний предусматривала ссылку (ст. 25 УК РСФСР), которая состояла в удалении осужденного из места его жительства с обязательным поселением в определенной местности, и высылку (ст. 26 УК РСФСР), которая состояла в удалении осужденного из места его жительства с запрещением проживания в определенных местностях.

Вопросы миграционной политики регламентировались, также, Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 июня 1981 г. «О порядке приема в гражданство РСФСР»12 и Законом СССР от 23 мая 1990 г. «О гражданстве СССР».13

Правовую базу миграционной политики современной России составляет Федеральное законодательство. В зависимости от сферы правового регулирования следует выделить законы, регламентирующие внутреннюю миграцию, и законы, регулирующие внешнюю миграцию.

К законам, регламентирующим внутреннюю миграцию, относится, прежде всего, Федеральный закон РФ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»14 (в ред. от 12.11.2012 г.). В нем содержатся принципы гражданства РФ и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством РФ, определены основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации (ст.1).

При этом гражданство Российской Федерации определяется как устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Иностранный гражданин определяется как лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства. Лицо без гражданства - это лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательства наличия

9 См.: СЗ СССР. № 53. - Ст. 432.

10 См.: Инструкция НКВД 1921 г. «О порядке высылки иностранцев из пределов РСФСР» // Бюллетень НКВД. 1921. № 10.

11 См., например: Инструкция НКВД 1922 г. «О порядке выезда за границу» // Бюллетень НКВД. 1922. № 187. Ст. 721; Инструкция НКВД от 1924 г. «О выезде за границу спортсменов» // Бюллетень НКВД. 1924. № 7. - Ст. 59.

12 См.: Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1981. № 26. - Ст. 903.

13 См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1990. № 23. - Ст. 435.

14 См.: СЗ РФ. 2002. № 22. - Ст. 2031.

гражданства иностранного государства (ст. 3). Гражданами РФ являются лица, имеющие гражданство РФ на день вступления в силу настоящего Федерального закона, а также лица, которые приобрели гражданство РФ в соответствии с настоящим Федеральным законом (ст. 5).

Законодательно закреплены (ст. 11) основания приобретения гражданства РФ: а) по рождению; б) в результате приема в гражданство РФ; в) в результате восстановления в гражданстве РФ; г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором РФ. Гражданство РФ прекращается (ст. 18), во-первых, вследствие выхода из гражданства РФ, во-вторых, по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором РФ.

Государственная политика по противодействию организации незаконной миграции нашла свое выражение и в Законе РФ от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»15 (в ред. от 13.12.2010 г.). В нем указывает, что ограничение права граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ допускается только на основании закона (ст.1).

Лица, не являющиеся гражданами РФ и законно находящиеся на ее территории, имеют право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ в соответствии с Конституцией и законами РФ и международными договорами РФ.

В данном законе регламентируются вопросы регистрации и снятия гражданина РФ с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства (ст.ст. 5, 6, 6.1). Регистрация и снятие гражданина РФ с регистрационного учета по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в больнице, другом подобном учреждении производятся по его прибытии и выбытии администрацией соответствующего учреждения.

Гражданин РФ, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются16: паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия.

Гражданин РФ вправе не предъявлять документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение, если сведения, содержащиеся в соответствующем документе, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. В данном случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает соответствующий документ (сведения, содержащиеся в нем), выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством РФ в государственных органах, органах местного самоуправления и производит регистрацию гражданина по месту жительства не позднее восьми рабочих дней со дня подачи им заявления о регистрации по месту житель-

1!5 См.: Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 32. - Ст. 1227.

16 В ред. Федерального закона от 06.12.2011 № 399-ФЗ.

ства и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством РФ17. (см. текст в предыдущей редакции)

Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов (подачи им заявления и документов в форме электронных документов) на регистрацию18.

В соответствии со ст. 6.119 данного закона, регистрация по месту жительства гражданина РФ, относящегося к коренному малочисленному народу РФ, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, осуществляется в одном из поселений (по выбору данного гражданина), находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина, по адресу местной администрации указанного поселения с учетом перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ, утвержденного Правительством РФ.

Нестабильность в социально-экономической сфере и обострение межнациональных конфликтов актуализировали проблему вынужденных переселенцев, их миграции в другие регионы. Правовой аспект данной проблемы нашел свое развитие в Законе РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах»20 (в ред. от 1 июля 2011 г.). В нем законодательно определено понятие «вынужденный переселенец».

Им признается гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка (ст. 1).

Вынужденным переселенцем признается, также, гражданин РФ, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию РФ; гражданин РФ, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта РФ и прибывший на территорию другого субъекта РФ; иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории РФ и изменившие место жительства в пределах территории РФ по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи.

Необходимость регламентации внешней миграции обусловлена, прежде всего, возникающими проблемы правового регулирования общественных отношений, связанных с прибытием, размещением, трудоустройством и другими социально-экономическими вопросами граждан, прибывших, прежде всего, из стран СНГ. Это явились предпосылкой законодательного закрепления в рассматриваемом Законе РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 не только прав, но и обязанностей этих лиц, их правового статуса. Так, вынужденный пе-

17 В ред. Федерального закона от 01.07.2011 № 169-ФЗ.

18 В ред. Федерального закона от 27.07.2010 № 227-ФЗ.

19 Введена Федеральным законом от 06.12.2011 № Э99-ФЗ.

20 См.: Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 12. Ст. 427.

реселенец имеет право самостоятельно выбрать место жительства на территории РФ, в т.ч. в одном из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. Он может проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание. Имеет, также, право на получение содействия в обеспечении их проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания и др.

При этом вынужденный переселенец обязан соблюдать Конституцию РФ и законы, установленный порядок проживания в центре временного размещения вынужденных переселенцев и жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев. На него возложены и другие обязанности.

Предусмотрены и основания (ст.9) утраты и лишения статуса вынужденного переселенца. Лицо утрачивает статус вынужденного переселенца при прекращении гражданства РФ при выезде для постоянного проживания за пределы территории РФ, в связи с истечением срока предоставления статуса.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальный орган лишает лицо статуса вынужденного переселенца в случае, если оно умышленно сообщило ложные сведения или предъявило заведомо фальшивые документы, послужившие основанием для признания его вынужденным переселенцем.

Лишение лица статуса вынужденного переселенца в связи с сообщением им ложных сведений или в связи с предъявлением им заведомо фальшивых документов является основанием для истребования средств, затраченных на проезд, провоз багажа, содержание и обустройство данного лица.

Федеральный закон от 1993 г. № 4528-1 «О беженцах»21 (в ред. от 30.12.2012 г.) определяет основания и порядок признания беженцем на территории РФ, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев. При этом беженцем признается лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (ст.1).

Данный закон подчеркивает (ст.8), что лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи обязаны соблюдать Конституцию РФ, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ; своевременно прибыть в центр временного размещения или иное место пребывания, определенное федеральным органом исполнительной власти, уполномо-

21 См.: Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 12. - Ст. 425.

ченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо его территориальным органом; соблюдать установленный порядок проживания и выполнять установленные требования санитарно-гигиенических норм проживания в центре временного размещения и др.

Противодействовать организации незаконной миграции призван принятый 15 августа 1996 г. Федеральный закон № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»22 (в ред. от 02.09.2009 г.). Согласно ст. 2 указанного закона, гражданин РФ не может быть ограничен в праве на выезд из РФ иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Федеральным законом. Гражданин РФ не может быть лишен права на въезд в РФ. Выезд гражданина РФ из РФ не влечет для него, его супруга или близких родственников каких-либо ограничений прав, гарантированных законодательством РФ и международными обязательствами РФ.

Право гражданина РФ на выезд из РФ может быть временно ограничено в случаях (ст.15), если он при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с законом РФ о государственной тайне, заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из РФ, при условии, что срок ограничения не может превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями, - до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В случае, если имеется заключение Межведомственной комиссии по защите государственной тайны о том, что сведения особой важности или совершенно секретные сведения, в которых гражданин был осведомлен на день подачи заявления о выезде из РФ, сохраняют соответствующую степень секретности, то указанный в трудовом договоре (контракте) срок ограничения права на выезд из РФ может быть продлен Межведомственной комиссией, образуемой в порядке, установленном для создания межведомственных координационных и совещательных органов, образуемых федеральными органами исполнительной власти, и др.

Федеральным законом от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»23 (в ред. от 23 июля 2010 г.) определено понятие «соотечественник». Соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии (ст.1).

Соотечественниками за рубежом являются граждане РФ, постоянно проживающие за пределами территории РФ. Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории РФ и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории РФ, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с РФ лица, чьи родственники по пря-

мой восходящей линии ранее проживали на территории РФ.

Государственная политика РФ в отношении соотечественников является составной частью внутренней и внешней политики РФ и представляет собой совокупность правовых, дипломатических, социальных, экономических, информационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых Президентом РФ, органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ (ст.5).

Цели государственной политики РФ в отношении соотечественников заключаются в оказании государственной поддержки и помощи соотечественникам в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, законодательством РФ, а также с учетом законодательства иностранных государств в реализации и обеспечении прав и свобод человека и гражданина.

Правовое положение иностранных граждан в РФ определяется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2012 г.) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»24. В соответствии с данным законом, под иностранным гражданином понимается физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицо без гражданства - это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) другого государства.

Законно находящимся в РФ иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором РФ документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в РФ.

При этом «депортация» определяется как принудительная высылка иностранного гражданина из РФ в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в РФ (ст. 2) .

Иностранные граждане пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. При этом срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ определяется сроком действия выданной ему визы.

Разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае (ст.7), если данный иностранный гражданин:

1) выступает за насильственное изменение основ конституционного строя РФ, иными действиями создает угрозу безопасности РФ или граждан РФ;

2) финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;

3) в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание, подвергался административному выдворению за пределы РФ либо депортации;

24 См.: СЗ РФ. 2002. № 30. - Ст. 3032.

22 См.: СЗ РФ. 1996. № 34. - Ст. 4029.

23 См.: СЗ РФ. 1999. № 22. - Ст. 2670.

4) представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;

5) осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным;

6) имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории РФ либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом и др.

В соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»25 (в ред. от 28 июля 2012 г.), миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией РФ гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории РФ, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов РФ в сфере миграции.

Данный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с их въездом в РФ, транзитным проездом через территорию РФ, передвижением по территории РФ при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах РФ либо выездом из РФ.

Основанием для постановки на миграционный учет (ст.2) является факт въезда иностранного гражданина в РФ; факт регистрации рождения на территории РФ иностранного гражданина или иного лица, не приобретающих на момент рождения гражданства РФ; факт утраты гражданства РФ лицом, находящимся в РФ.

Основанием для снятия с миграционного учета (ч. 3) является факт выезда иностранного гражданина из РФ; факт смерти иностранного гражданина в РФ; вступление в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в РФ, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим; факт приобретения гражданства РФ иностранным гражданином, находящимся в РФ.

Центральной составляющей правового регулирования и противодействию организации незаконной миграции являются уголовно-правовая политика. Исходным пунктом здесь служит представление о том, что главное в борьбе с преступностью - ее предупреждение.

Федеральным законом от 28 декабря 2004 года № 187-ФЗ законодатель в УК РФ включил статью 322.1 «Организация незаконной миграции»26.

Часть 1 данной статьи признает преступными и уголовно наказуемыми деяниями организацию незаконного въезда в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в РФ или незаконного транзитного проезда через территорию РФ. Квалифицирующими признаками данной статьи (ч. 2) являются деяния, совершенные: а) организованной группой; б) в целях совершения преступления на территории Российской Федерации.

Уголовная политика, таким образом, является частью государственной по правовому регулированию и

25 Российская газета от 20 июля 2006г. № 4122.

26 «Российская газета», № 290, 30.12.2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

противодействию организации незаконной миграции. Предпринятые в последнее время изменения и дополнения действующего законодательств были направлены на совершенствование правового обеспечения надлежащего регулирования миграционных потоков и преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов трудовой и иной экономической иммиграции, на предупреждения организации незаконной миграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.