А.А. Сергеева,
кандидат юридических наук, доцент (Алтайская академия экономики и права)
М.Н. Ракова,
юридический консул Ilios Peristilon Ltd (г. Афины, Греция)
нелегальная миграция в системе трансграничных угроз: к вопросу о проблемах нормативного регулирования миграционных процессов
В статье проведено исследование основных подходов к формулированию понятий международной, нерегулярной, недокументированной, нелегальной миграции, проанализировано их соотношение. Обосновывается необходимость унификации терминологии в области миграции как на международном, так и на национальном уровнях. Авторами разработано собственное понятие незаконной миграции.
Ключевые слова: незаконная миграция, иностранный гражданин, криминальная иммиграция.
The article analyzes the basic approaches of the formulation of international concepts, irregular, undocumented, illegal migration, and their relationship. The necessities of standardization of terminology in the field of migration on both the international and national levels are proved in the article. The authors developed their own concept of illegal migration.
Keywords: illegal immigration, a foreign citizen, criminal immigration.
Нелегальная миграция на сегодняшний день обоснованно признается одной из наиболее серьезных угроз национальной безопасности не только России, но и любого государства. Именно поэтому противодействие этому явлению стало одним из важнейших направлений деятельности уполномоченных органов государственной власти. Нелегальная миграция представляет угрозу не только как самостоятельное явление. Серьезную опасность несет ее связь с контрабандой наркотиков и оружия, терроризмом, торговлей людьми.
Снизить негативные последствия нелегальной миграции можно только при условии тесного взаимодействия с сопредельными странами и мировым сообществом в целом, а также принятия всеми государствами скоординированных мер в политической, социально-экономической, законодательной сферах.
В то же время следует констатировать, что отсутствие единого стандарта в формулировании определения «международная мигра-
ция» привело к тому, что в разных странах существуют различные стандарты и характеристики международной миграции, в основу которых положена продолжительность пребывания и цель приезда. Это приводит к сохранению различных способов регистрации мигрантов в национальных статистиках и, соответственно, к несопоставимости данных, что затрудняет научный анализ международной миграции и препятствует разработке эффективной миграционной политики.
Уже в 70-е годы двадцатого столетия предпринимались попытки создания глоссария терминов международной миграции. МОМ был разработан неофициальный глоссарий, который использовался исключительно сотрудниками МОМ. Ришар Перрушу в 2005 году указывал, что «попытка собрать все воедино была предпринята в конце 80-х годов Центром по техническому сотрудничеству МОМ в Вене. Результат этой работы опубликован в 2001 г. в «Миграционном
справочнике» под редакцией П. Ван Крике-на, а в 2005 году увидела свет его последняя редакция».[1] Первое издание Глоссария терминов в области миграции (далее - глоссарий) имело очень большую популярность и с момента его издания было переведено на русский, таджикский, арабский, испанский, словенский, французский, албанский, боснийский, китайский, турецкий, греческий, португальский, итальянский и македонский языки. В 2011 году вышло в свет второе издание глоссария под редакцией Р. Перрушу.[2] Создание глоссария позволило выявить следующие проблемы. Во-первых, имеет место отсутствие четких, общепризнанных определений в области миграции. «Последнее отчасти вызвано тем, что миграция традиционно рассматривалась только на национальном уровне, и как результат - использование миграционных терминов варьируется в зависимости от страны. Более того, даже в пределах одной страны термины могут различаться по значению или смыслу».[1] В качестве требующей настоятельного разрешения задачи при составлении глоссария его составители также обозначили «отсутствие дифференциации в определении различных по существу терминов, иногда тождественных, но чаще однородных (похожих по основным признакам), например, «незаконная миграция» (illegal migration), «тайная миграция» (clandestine migration), «недокументированная миграция» (undocumented migration), «нерегулярная миграция» (irregular migration)». На практике данные термины используются произвольно, довольно часто один термин подменяется другим (например, в многочисленных работах по проблемам нелегальной миграции термин «нелегальная миграция» (illegal migration) подменяется понятием «нерегулярная миграция» (irregular migration)).
С целью изучения понятийного аппарата в области миграции, а также для определения содержания понятия «незаконная миграция» в настоящей работе предпринята попытка разграничения понятий «незаконная миграция (illegal migration), «недокументированная миграция» (undocumented migration), «нерегулярная миграция» (irregular migration).
Следует оговориться, что термин «irregular migration» в русской версии Глоссария переводится как нерегулярная миграция, что, по нашему мнению, не совсем верно. Слово «нерегулярный (прил.)» в русском языке означает: 1. Происходящий с перерывами разной длительности; непостоянный. Нерегулярные занятия. Нерегулярная работа. Нерегулярное движение поездов. 2. Такой, который существует непостоянно, созывается по мере необходимости. [3] В то же время в первом и втором изданиях Глоссария, нерегулярная миграция передвижение, происходящее вне регулирующих норм страны отправления, транзитной и принимающей стран... С точки зрения страны назначения незаконный въезд, пребывание или работа в этой стране. Это означает, что мигрант не имеет разрешения или документов, необходимых, в соответствии с иммиграционным законодательством, для въезда, проживания или работы в этой стране. С точки зрения страны отправления, незаконными, например, являются случаи, когда человек пересекает международную границу без действительного паспорта или проездного документа либо не соблюдает административные требования к выезду из страны. Существует тенденция к ограничению использования термина «незаконная миграция» и применения его только тогда, когда дело касается незаконного ввоза мигрантов и торговли людьми.[4] Более правильно, по нашему мнению, в данном случае использовать термин «нерегулируемая миграция». В то же время анализ подходов к определению сущности понятия «нерегулируемая миграция» позволяет сделать вывод о том, что разграничение существующего термина «нерегулярная миграция» с термином «незаконная миграция» является искусственным, а потому - необоснованным. В документах ООН при определении термина «нерегулярный (нерегулируемый) мигрант» делается акцент на противоправную составляющую действий конкретного индивида («Термин применим к мигрантам, нарушающим правила въезда в страну, а также к любому другому лицу, не имеющему права дальнейшего пребывания в принимающей стране (тайный/ незаконный/ недоку-
ментированный мигрант или мигрант, пребывающий с нарушением законодательства» выделено авт.).[1] Нарушение норм миграционного законодательства страны исхода мигранта, транзитной страны либо страны прибытия придает его деятельности признак противоправности (незаконности). При отсутствии соответствующих норм, регулирующих миграционные процессы, деятельность индивида, перемещающегося через международные границы, делает невозможным признание ее в качестве как нерегулярной (нерегулируемой), так и незаконной. Более того, многие авторы используют понятия «нелегальная (незаконная) миграция» и «нерегулярная (нерегулируемая) миграция» как синонимичные.[5] Полагаем, что термин «нерегулируемая миграция», скорее, должен обозначать миграционные потоки, которые вообще не подвергаются регулированию со стороны государства. Данная точка зрения встречается в работах некоторых авторов и заслуживает дальнейшего осмысления. Так, по мнению Л.Т. Поладовой, нерегулируемая миграция это миграция, которая происходит под воздействием внутренних факторов, без регулирующей роли внешнего фактора в виде государственного регулирования прямого или косвенного. То есть это более широкий термин, который включает не только незаконные потоки миграции, но и вполне законные, которые, однако, не стимулируются прямо или косвенно государственными структурами.[6] Так, создание системы иммиграционного контроля в Российской Федерации в 1993 году после распада СССР было призвано контролировать миграционные потоки при отсутствии миграционного законодательства нового государства. Возможно, в этом случае, термин «нерегулируемая (неконтролируемая) миграция» означал отсутствие воздействия на миграцию регулирующей роли государства.
Зачастую одинаковый смысл придается терминам «незаконная миграция» и «недокументированная миграция». Представляется, что такое дробление незаконной миграции на подвиды не способствует улучшению качества статистического учета мигрантов. Поэтому предлагаем унифици-
ровать терминологию, исключив понятие «нерегулярная миграция» из миграционного лексикона, а все случаи перемещения без надлежащих документов, с ложными документами, с нарушением порядка въезда и т.д., то есть перемещение лиц (в широком смысле) с нарушением миграционного законодательства, объединить термином «незаконная миграция».
Не имеющей практического значения представляется также попытка искусственного разделения терминов «нелегальная миграция» и «незаконная миграция».[7] В словаре иностранных слов термин «легальный» (лат. legalis, от lex, legis закон) означает законный, сообразный с законом, законный.[8] В настоящей работе термины «нелегальная миграция» и «незаконная миграция» используются как синонимичные.
Также достаточно спорным представляется ограничение применения термина «незаконная миграция» только случаями незаконного ввоза мигрантов и торговли людьми. Во многих странах данные деяния образуют самостоятельные составы преступления и обозначаются термином «криминальная миграция». По нашему мнению, криминальная и незаконная миграция - не тождественные понятия, хотя им присущ признак противоправности. При незаконной миграции, как было отмечено раннее, нарушаются, прежде всего, нормы миграционного законодательства, то есть установленный порядок въезда, выезда, пребывания, трудовой деятельности и транзита определенных лиц в Российской Федерации. Криминальная миграция имеет место только при нарушении уголовно-правовых норм.
Существует точка зрения, согласно которой незаконная и криминальная миграция определяется как целое и часть.[9,11] Представляется, что данная точка зрения может быть признана обоснованной, учитывая, что криминальная миграция, будучи по своей сути незаконной, возникает только при нарушении уголовно-правового запрета. По мнению многих исследователей, феномен «незаконная миграция» имеет две составляющих: нелегальная (незаконная) и криминальная миграция. Практика сви-
детельствует, что незаконная миграция, как правило, связана с различными видами противоправной, а часто и преступной деятельности, в том числе, торговлей людьми, контрабандой, незаконным оборотом наркотиков, браконьерством, все чаще незаконные мигранты становятся объектом пристального внимания экстремистских и террористических организаций.
В связи с вышесказанным необходимо отметить, что понятие «незаконная (нелегальная) миграция» следует отграничивать от понятия «криминальная миграция». Главное отличие, на наш взгляд, заключается в преступных целях и мотивах перемещения мигранта. Термин «криминальная миграция» в последнее время получил достаточно широкое распространение в криминологической литературе. В демографии же такой вид миграции не выделяется, поскольку для нее важны главным образом формы движения населения, тогда как для криминологии более существенными являются факторы, стимулирующие и объясняющие миграцию. Считается, что криминальная миграция это операциональное понятие, принятое криминологами для выделения контингентов мигрантов, прибывающих с преступными целями и требующих повышенного внимания со стороны правоохранительных органов. [10] С.Е. Метелёв дал следующее определение рассматриваемого явления: «Криминальная миграция это социальное, относительно массовое, общественно опасное явление, проявляющееся в территориальном перемещении лиц в целях совершения преступлений, а также перемещение криминальных тех-нологий».[11] Н.Д. Нечевина и И.В. Плясо-ва под криминальной миграцией понимают «социальное, относительно массовое, общественно опасное явление, проявляющееся в территориальном перемещении лиц в целях совершения преступлений, а также перемещении криминальных технологий через границы тех или иных территорий».[12] Необходимо также отметить, что мотивации миграции в Россию жертв преступных посягательств-иностранцев, конечно, более разнообразны, но зачастую они также связаны с незаконной деятельностью.
С криминологической точки зрения наиболее проблематичным является процесс адаптации иностранного мигранта к новым условиям и обстоятельствам жизни, который по объективным причинам отличается особой сложностью. Возникающие в новых условиях трудноразрешимые проблемы воздействуют на людей самым негативным образом, зачастую изменяя их ценностные ориентации и установки. Все это обуславливает повышенную криминогенное^ и виктимогенность лиц данной категории.
Поэтому было бы правильным выделить такой вид миграции как криминальная иммиграция. Данный вид миграции более точно, на наш взгляд, взаимосвязан с преступностью иностранцев и представляет наибольшую опасность. С нашей точки зрения, криминальную иммиграцию можно определить как совокупность перемещений иностранцев, прибывающих и находящихся на территории страны, въезда с целью осуществления преступной деятельности, а также непосредственно сама эта деятельность и ее общественно опасные последствия.
Рассмотрим теперь, как основные понятия в области миграции интерпретируются в российском законодательстве.
Следует оговориться, что российское законодательство вообще не использует такие понятия, как «мигрант», «трудящийся-мигрант», «работник-мигрант», «нелегальный мигрант» и т.д. Правовое положение иностранных граждан на территории Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации (далее Закон об иностранных гражданах),[13] который определяет лишь общие вопросы правового статуса иностранных граждан, в том числе связанные с осуществлением или на территории нашего государства трудовой, предпринимательской и иной деятельности. В то же время Закон об иностранных гражданах содержит понятие «законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин» (ст.2). Легитимное определение понятия «иностранный гражданин» первоначально было закреплено в Федеральном законе
«О гражданстве Российской Федерации»,[14] в соответствии со статьей 3 которого иностранным гражданином признается лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства, что полностью соответствует определению этого понятия в международных документах. И только позднее оно было сформулировано в статье 2 Закона об иностранных гражданах, согласно которой под иностранным гражданином понимается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Как видно, эти два определения не являются тождественными, учитывая, что в соответствии с Законом об иностранных гражданах у иностранца должно быть доказательство наличия иностранного гражданства, а Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» такого требования не устанавливает. Законность нахождения мигранта - иностранного гражданина или лица без гражданства - на территории России определяется наличием документов, предусмотренных федеральным законом или международным договором и подтверждающих право мигранта на пребывание (проживании) в России. Статья 2 Закона об иностранных гражданах позволяет сделать вывод о том, что не является незаконным мигрантом лицо, имеющее действительный вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) на территории России. Иными словами, по совокупности указанных критериев иностранный гражданин (физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательство наличия гражданства (подданства) другого государства) и лицо без гражданства (физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иного государства) признаются лица-
ми, законно находящимися на территории России. И напротив, лица, не отвечающие перечисленным критериям, считаются лицами, незаконно находящимися на территории России, то есть незаконными мигрантами.
В федеральной миграционной программе, утвержденной указом Президента РФ от 9 августа 1994 г. № 1668, отсутствовала дефиниция незаконной миграции, однако определялись ее субъекты, в качестве которых программа признавала эмигрантов неконтролируемых (граждане РФ, выезжающие через территории государств - бывших республик СССР, в другие иностранные государства), эмигрантов нелегальных (граждане РФ, нелегально пересекающие государственную границу РФ), иммигрантов незаконных (иностранные граждане и лица без гражданства, въезжающие по недействительным документам или без документов в РФ; иностранные граждане и лица без гражданства, объявленная цель въезда которых не соответствует их намерениям; иностранные граждане и лица без гражданства, прибывающие в Россию нелегально, в том числе через государства - бывшие республики СССР).[15] Однако уже в 1998 году в Федеральной миграционной программе на 1998-2000 гг., утв. Постановлением Правительства РФ от 10.11.1997 г. № 1414, незаконная миграция определялась въезд в Российскую Федерацию, пребывание и выезд с ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок въезда, пребывания, транзитного проезда и выезда иностранных граждан, а также произвольное изменение ими своего правового положения в период нахождения на территории Российской Федерации. [16] В Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Президентом РФ в июне 2012 года,[17] сформулировано следующее понятие незаконной миграции: «Перемещения в Российскую Федерацию с нарушением законодательства Российской Федерации, касающегося въезда, пребывания (проживания) иностранных граждан на территории Российской Федерации и (или)
осуществления ими трудовой деятельности». Таким образом, анализ указанной нормы позволяет предположить о выделении трех видов незаконной миграции: незаконный въезд, незаконное пребывание и незаконная трудовая деятельность. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),[18] в котором установлена административная ответственность за совершение целого ряда правонарушений в сфере миграционного учета, также не содержит законодательных формулировок «мигрант», «миграция» или «незаконная миграция». Тем не менее, в двух нормах КоАП РФ имеется указание на нарушение иммиграционных правил со стороны иммигранта.[19] В остальных предписаниях КоАП РФ устанавливает ответственность не за нарушение иммиграционных норм, а нарушение миграционного порядка.[20] Следовательно, названный закон одновременно употребляет категории миграция, иммиграция и иммигрант зачастую как синонимы. Уголовный кодекс Российской Федерации [21] (далее - УК РФ) прямое указание на дефи-иицию «незаконная миграция» имеет лишь в одной норме - ст. 322.1, предусматривающей ответственность за организацию незаконной миграции. При этом из смысла указанной нормы следует, что под незаконной миграцией понимается незаконный въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконное пребывание в Российской Федерации или незаконный транзитный проезд через территорию Российской Федерации. Анализ указанной нормы позволяет сделать вывод о существовании дополнительного вида незаконной миграции - незаконный транзит. Иные уголовно-правовые нормы, посвященные криминализации деяний незаконных мигрантов либо посягательств, направленных против мигрантов, терминами «мигрант», «миграция» и «незаконная миграция» не оперируют.
В некоторых нормативных правовых актах встречается термин «неконтролируемая миграция» (Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 года № 2145 «О мерах по введению иммиграционного контроля» (утратил силу)[22]), постановление Прави-
тельства РФ от 8 сентября 1994 года № 1020 «Об утверждении положения об иммиграционном контроле» (утратил силу),[23] постановление Правительства РФ от 8 сентября 1994 года № 1021 «О мерах по предупреждению и сокращению неконтролируемой внешней миграции» (утратил силу)[24]). В то же время следует учитывать, что данный термин использовался в период отсутствия системы иммиграционного контроля в Российской Федерации и распространялся на лиц, ищущих убежища в РФ, что не позволяет расценивать неконтролируемую миграцию обозначенного периода (исходя из духа указанных актов) как незаконную.
Резюмируя положения внутреннего законодательства Российской Федерации, регламентирующие вопросы противодействия незаконной миграции, в их единстве и взаимосвязи, можно констатировать следующие тенденции определения такого негативного явления, как незаконная миграция. М.Я. Ба-ранник предлагает следующее определение незаконной миграции: «Незаконная (внешняя) миграция - это въезд в определенную страну, пребывание на ее территории и выезд с ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением законодательства, регулирующего порядок въезда, пребывания, транзитного проезда и выезда иностранных граждан; произвольное изменение ими своего правового положения в период нахождения на ее территории, а также выезд с территории страны ее граждан с нарушением законодательства, регулирующего порядок их выезда».[25] В данном определении есть одна особенность - исключение из незаконной миграции внутренней миграции.
Следует отметить, что в большинстве государств понятие незаконной миграции исключает процессы внутренней миграции, т.е. фактически гражданин в своей стране не может быть признан незаконным мигрантом. Россия долгое время была исключением, учитывая, что житель любого региона страны, приехав в Москву больше, чем на три дня, был обязан зарегистрироваться в органах милиции. В противном случае он признавался незаконным мигрантом в своем государстве только в другом городе,
и подвергался административному наказанию. С 2005 г. срок получения регистрации для российских граждан был увеличен до 90 дней, что фактически ликвидировало понятие «незаконные мигранты» по отношению к российским гражданам.[26]
Аккумулируя научные точки зрения на проблему выработки дефиниции «незаконный мигрант»,[27] сформулируем ее общую трактовку. В понятие «незаконный мигрант» можно включить иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев или вынужденных переселенцев, нарушивших установленные в Российской Федера-
ции миграционные правила, в том числе нормы миграционного учета в направлении их внешнего или внутреннего социально-экономического перемещения.
Таким образом, с юридической точки зрения, «незаконные мигранты» это иностранные граждане, лица без гражданства и вынужденные переселенцы, незаконно въехавшие на территорию России, находящиеся на территории Российской Федерации без соответствующего права либо нарушившие правила транзитного перемещения, а также лица, осуществляющие незаконную трудовую деятельность на территории России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Глоссарий терминов в области миграции / отв. ред. Р.Перрушу // Международное миграционное право. № 2. Женева, 2005. С.3.
2. Glossary on migration / Richard Perruchoud and Jillyanne Redpath-Cross, eds // International Migration Law. №25. Geneva, 2011. 115p.
3. Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт, 1988. URL: http:// slovari.yandex.ru (дата обращения 15 июля 2013 года).
4. Глоссарий терминов в области миграции. Международное миграционное право. № 2/ под ред. Р. Перрушу. Международная организация по миграции. Женева. 2005. С.44-45; Glossary on migration / Richard Perruchoud and Jillyanne Redpath-Cross, eds // International Migration Law. №25. Geneva, 2011. P. 54;Migration profiles: Making the Most of the Process. IOM, 2011. P. 147.
5. DRBOHLAV, D., DZÜROVÄ, D., CERMÂK, Z., JANSKÂ, E and others. The Czech Republic: on its way from emigration to immigration country // Idea Working Papers. 2009. №11, May. URL: http:// www.idea6fp.uw.edu.pl/pliki/WP11_Czech_Republic.pdf (дата обращения: 1 августа 2013 года).
6. Поладова (Гайдарова) Л.Т. Незаконная миграция в Россию: тенденции, последствия, противодействие: автореф. дис. ... канд. эконом. наук. М., 2012. С.8.
7. Так, Л.Т. Поладова предлагает под нелегальным въездом понимать незаконное проникновение на территорию страны иностранных граждан или лиц без гражданства, осуществляемое с нарушением порядка пересечения границы либо с поддельными или недействительными документами. Именно эту форму миграции она называет нелегальной миграцией. Данное понятие, по ее мнению, более узкое, чем незаконная миграция, поскольку включает только тех мигрантов, которые пересекли границу нелегально, чем изначально обрекли себя на незаконность положения в стране. Чаще всего, они шли на этот шаг осознанно, зная, что нарушают закон (см.: Поладова (Гайдарова) Л.Т. Незаконная миграция в Россию: тенденции, последствия, противодействие: автореф. дис. ... канд. эконом. наук. М., 2012. С.8.
8. Чудинов А.Н. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. 1910. URL: http://enc-dic.com/fwords/Legalnyj-19576.html (дата обращения: 1 августа 2013 года).
9. Корчагин А.Г., Сонин В.В. Миграционная политика в решении миграционных проблем в России // Право и политика. 2010. № 6 и др.
10. Российская криминологическая энциклопедия. М.: НОРМА, 2000. С.345.
11. Метелёв С.Е. Международная трудовая миграция в условиях глобализации и нелегальная миграция в России: монография. М.: Издательство РГТЭУ, 2006. С.112.
12. Нечевина Н.Д., Плясова И.В. Криминальная иммиграция в современной России: криминологи-ческие,уголовныеиадминистративныеаспекты:монография/подред.Д.К.Нечевина.М.,2006.С.14.
13. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 30. Ст.3032.
14. Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 22. Ст.2031.
15. Указ Президента РФ от 09.08.1994 № 1668 «О Федеральной миграционной программе» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 18. Ст.2065.
16. Постановление Правительства РФ от 10.11.1997 № 1414 «О Федеральной миграционной программе на 1998-2000 годы». URL: http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/di-gosudarstvo/w8g.htm (дата обращения: 12 июля 2013 года).
17. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ). URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=131046 (дата обращения: 12 июля 2013 года).
18. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (ч.1). Ст.1.
19. Во-первых, в ч.1 ст.4.5 КоАП РФ конкретизируются сроки давнности привлечения к административной ответственности за нарушение иммиграционных правил. Во-вторых, ст.18.11 КоАП РФ устанавливает наказание за нарушение тех или иных миграционных правил (например, за уклонение иммигранта (физического лица) от прохождения иммиграционного контроля, от преставления сведений или представление недостоверных сведений во время определения статуса иммигранта в Российской Федерации; за непредставление или несвоевременное представление по требованию уполномоченного органа установленных законодательством Российской Федерации документов или информации об иностранных гражданах или лицах без гражданства (со стороны физических или юридических лиц), в отношении которых осуществляется иммиграционный контроль).
20. Например, ст.19.27 КоАП РФ, предусматривающую ответственность за предоставление при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений либо подложных документов иностранным гражданином или лицом без гражданства.
21.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 5 апреля 2013 г., с изм. и доп., вступившими в силу с 19 апреля 2013 г.). Первоначальный текс документа опубликован: СЗ РФ. 1996. № 25. Ст.2954. Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 18 апреля 2013 года).
22. Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 51. Ст.4933.
23. Собрание законодательства РФ. 1994. № 21. Ст.2384.
24. Собрание законодательства РФ. 1994. № 21. Ст.2385.
25. Баранник М.И. Криминологические и правовые проблемы борьбы с незаконной миграцией. Владивостокский центр исследования организованной преступности URL: http://www. crime.vl.ru/index.php?p=1102&print=1&more=1 (дата обращения: 1 августа 2013 года).
26. Юсупов М.Х. Политические тенденции незаконной миграции в России: центры притяжения // ЕврАзЮж № 11 (54) 2012. URL: http://www.eurasialaw.ru/index.php?option=comjconten tplus&view=article&id=3653:2012-12-13-07-26-13&catid=148:2010-08-12-05-13-05&Itemid=196 (дата обращения: 12 июля 2013 года). - Загл. с экрана.
27. Например, Сангудей А.Н К вопросу о понятии «незаконная миграция» в российском праве // Административное и муниципальное право. 2008. № 9. С.11-16; Жеребцов А.Н. Проблемы административно-правового статуса незаконных мигрантов в Российской Федерации // Миграционное право. 2008. № 4. С.22-24.