Научная статья на тему 'УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ МОШЕННИЧЕСТВУ'

УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ МОШЕННИЧЕСТВУ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
234
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОШЕННИЧЕСТВО / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ МОШЕННИЧЕСТВУ / CRIMINAL POLICY / DIGITAL TECHNOLOGIES / FRAUD / ANTI-FRAUD

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вестов Федор Александрович, Шамьенов Наиль Рушанович

В статье рассматриваются способы внедрения и использования возможностей цифровых технологий в деятельности правоохранительных органов по противодействию мошенничеству в процессе проводимой уголовной политики через призму приспособления закона к жизни в новых условиях повсеместной цифровизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINAL POLICY ON USING THE OPPORTUNITIES OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN COUNTERING FRAUD

The article discusses ways of introducing and using the capabilities of digital technologies in the activities of anti-fraud authorities in the process of ongoing criminal policy through the prism of adapting the law to life in the context of the new widespread digitalization.

Текст научной работы на тему «УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ МОШЕННИЧЕСТВУ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 34 DOI 10.24411/2305-8641-2020-10019

УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ МОШЕННИЧЕСТВУ

© 2020 Ф.А. Вестов, Н.Р. Шамьенов*

В статье рассматриваются способы внедрения и использования возможностей цифровых технологий в деятельности правоохранительных органов по противодействию мошенничеству в процессе проводимой уголовной политики через призму приспособления закона к жизни в новых условиях повсеместной цифро-визации.

Ключевые слова: уголовная политика, цифровые технологии, мошенничество, противодействие мошенничеству.

На современном этапе развития вся деятельность правового государства направлена на всестороннее развитие личности и создание для этого благоприятных условий, в том числе и материального благополучия, через совершенствование стратегии экономического развития. Это становится возможным на основе грамотного использования цифровых технологий. Одновременно, с появлением и развитием цифрового общества, преступный мир стал активно, иной раз, работая на опережение, использовать их возможности для совершения преступлений в сфере компьютерной информации [1], в частности, бесконтактного мошенничества в сети «Интернет». Государство вынуждено реагировать проводя уголовную политику по внедрению и использованию возможностей цифровых технологий в деятельности правоохранительных органов.

Цифровые технологии, в данном случае, имеют отношение к технологиям способствующим цифровизации коммуникационных процессов передачи информации. То есть, «цифрови-зация» - это внедрение современных цифровых технологий. И наоборот.

В настоящее время, электронные базы данных хранят цифровой след любой активности в сети «Интернет» каждого пользователя, что позволяет мошенникам лучше узнавать целевых жертв. В настоящее время популярны электронные расчёты, что упрощает результативность обмана потенциальных жертв в процессе рассылки спама из-за наличия у большинства населения электронного счета, а общая информа-

тизация экономики породила в качестве издержек уязвимости как хозяйствующих субъектов, так и рядовых потребителей. В целом, автоматизация производства, логистики и сферы оказания услуг создает дополнительные «информационные лазейки», используя которые злоумышленники не только завладевают сведениями, составляющими личную, семейную, коммерческую или банковскую тайны, но и совершают крупные хищения, непосредственно вторгаются в осуществление технологических процессов и т.п.

Удобство и повсеместная доступность единого цифрового пространства - это новые условия жизни, к которым должен адаптироваться закон и преимущества которых следует использовать в практике деятельности государственных учреждений, в том числе и правоохранительных органов. Связано это со стремительным ростом рынка сетевых технологий и самой сети Интернет в условиях глобального развития политических и иных процессов во всемирном пространстве [2, с. 7]. Так, цифровые технологии повышают эффективность реагирования на преступное поведение и могут играть существенную роль в профилактике преступности и рецидива. Определённую роль играют технологии (интернет и мобильные приложения, компьютерные алгоритмы, система глобального позиционирования) для совершенствования системы регистрации преступлений [3, с. 358]. Например, к таковым относятся.

1) Новые технологии в области регистрации преступлений - потерпевшим уже предос-

* Вестов Федор Александрович ([email protected]) - кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного, экологического права и криминологии; Шамьенов Наиль Рушанович - магистрант; оба - Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского (Саратов, РФ).

fl «

сновы экономики, управления и права

Economy, Governance and Law Basis

тавляется возможность заявить о совершенном преступлении онлайн.

Однако существует ряд проблем применения, казалось бы, такого простого механизма, как приём электронных заявлений и обращений. В получаемых обращениях указывается адрес электронной почты, но не всегда номер телефона, что создаёт проблемы для коммуникации и предоставления ответа. Отдел полиции связан внутренней сетью и большинство сотрудников лишено доступа к сети «Интернет» с рабочих компьютером. Способы направить ответ, конечно, находятся, однако личная почта дознавателя или следователя не предназначены для официального ответа, а в ином случае, лишняя беготня в канцелярию как способ «общения» выглядит контрпродуктивной.

2) Информационные системы, содержащие данные о преступниках - Информационный Центр (ИЦ) содержит базу данных на граждан ранее привлечённых к уголовной ответственности, а Главный информационно-аналитический центр МВД РФ осуществляет формирование и ведение баз данных оперативно-справочной, розыскной, криминалистической, дактилоскопической, статистической и иной информации.

Однако это закрытые базы данных, и весь перечень о сайтах, электронных адресах и сотовых телефонах мошенников накопленный правоохранительными органами отнесен к конфиденциальной информации закрытого типа. То есть гражданское сообщество самостоятельно вынуждено заниматься предупреждением преступлений Интернет-мошенничества путём создания сообществ и распространения схем (случаев), с которыми пришлось столкнуться лично. В то же время такие программы как «Антивирус» или функция определения спама электронной почты (которые в том числе отслеживают мошеннические письма) является инициативой разработчиков и коллективной работой гражданского сообщества. Таким образом, циф-ровизация влияет на перспективы сопроизвод-ства безопасности и возможности гражданского участия в уголовной политике.

Скромный вид профилактики осуществляется путем размещения на региональных сайтах МВД в разделе «Для граждан» подробных памяток, содержащих описание видов телефонного мошенничества. Однако большинство граждан, пока не столкнуться с мошенничеством лично, не обращаются к этим сайтам. И поскольку наи-

2 0 20 № 6 (25)

более близким к населению из сотрудников правоохранительных органов является участковый, то именно он может способствовать распространению информации и осуществлять иные профилактические мероприятия с гражданами на своем участке, но это требует ресурсов, которые неоткуда взять при существующей регламентации необъятных обязательств.

3) Цифровизация и обеспечение доступа к правосудию - в качестве доказательств принимаются электронные снимки переписок (при соответствующем заверении), а функционал Mail-почты уже позволяет перенаправлять письма мошенников (хотя и это борьба коммерческих структур, а не правоохранительных), однако данные письма могут также служить основанием для возбуждение уголовного дела как покушения на мошенничество, что, скромно говоря, непопулярный способ обременения, и т.п.

4) Электронный мониторинг, определение дислокации и блокировка IMEI-идентификато-ра оборудования - правоохранительные органы уже обладают полномочиями (при официальном запросе или решении суда, когда это требуется) запрашивать IP адрес и конфиденциальные сведенья у провайдера/серверов, и, в том числе, уполномочены определять IMEI-идентификатор оборудования с которого осуществлена преступная деятельность, чтобы блокировать его работоспособность. Таким образом, в конечном счете, сетевые следы позволяют установить лицо, совершившее преступление дистанционным способом [4].

В данном случае криминалистически значимой информацией будут: абонентские устройства мобильной телефонной связи, которые могут содержать следы преступления в виде информации: о IMEI - номере (номерах) устройства; о набранных/полученных звонках; о полученных/отправленных SMS-сообщениях; о переписке и звонках с использованием таких приложений, как Skype, WhatsApp, Viber, Telegram и т.д.; о переписке по электронной почте; о посещенных интернет-ресурсах; о наличии программного обеспечения, следах его установки и работы и тому подобное [4].

Однако ответы, например, из социальных сетей могут приходить через месяц, корреспонденция такого рода в канцелярии МВД не всегда регистрируется по протоколу, поскольку не относится к «важной», в то время как выкинуть безымянную сим-карту и дешёвый телефон, что-

54

© INO "Institution of Forensic Construction and Technological Expertise ", 2020

бы по новой заниматься звонками или рассыл-ками писем проще простого. В таком аспекте уголовная политика бессильна решить данный вопрос, поскольку находится в бюрократических рамках.

В 2020г. наиболее распространено бесконтактное мошенничество путём вымогательства и шантажа с требованием выкупа за счёт спам-ных писем содержащих информацию о взломе камеры на мониторе и записи «деятельности» пользователя во время просмотра порно. Продолжают быть популярными звонки мошенников или письма якобы из колл-центров банков, где, вероятно, вы имеете электронный счёт и с которого была списана денежная сумма, ввиду чего требуется уточнить информацию в сжатые сроки предоставив конфиденциальные данные для «проверки». Или, например, мошенничество в отношении целевой жертвы со сведеньями об оформлении крупного кредита на «ваше» имя, когда заранее узнается общая информация из открытых источников и письмо содержит частично-достоверные сведения, на которые преимущество ведутся люди пенсионного возраста, в панике пытаясь объясниться, и заинтересованные чтобы «все внимательно проверили». И, конечно, мошенничество с использованием неправомерного доступа к компьютерной информации и распространением вредоносных программ (в т.ч. слежения) или осуществление DDoS-атак (что влечёт квалификацию по совокупности по ст. 272-273 УК) во всех случаях с требованием выкупа для избавления от вируса, разблокировки доступа к серверам/компьютерам или нераспространения «личных» сведений. Такие схемы мошенничества как «розыгрыш призов», «пострадали родственники», «мобильный перевод» медленно уходят в прошлое, так как информационная волна привила большинству просветительский иммунитет. Надо отметить, что в этом достаточно эффективную роль сыграли средства массовой информации.

В отношении вышеперечисленных видов мошенничеств (которые не охватывают весь перечень многообразия в целом, который включает также, например, страховую сферу или кредитования), которые преимущество относится к ст. 159 и 159.6 УК РФ, правоохранительные органы, зачастую бессильны оказаться правовое содействие. Это обусловлено прежде всего тем, что расследование данных составов имеет минимальную раскрываемость из-за того, что:

1) мошенник может находиться где угодно и, как правило, не в одном регионе с потерпевшим;

2) недостаточно тесное взаимодействие правоохранительных структур различных регионов (оно, как показывает практика, затруднено и в одном регионе);

3) процессуальные основы чрезмерно бюрократичны в отношении запросов информации об 1Р дислокации, не говоря о 1МЕ1-идентифи-каторе для блокировки оборудования, с которого осуществлялся доступ;

4) от номеров телефонов и Май-адресов легко избавиться или изначально его зарегистрировать на 3-е лицо (подготовленные мошенники постоянно их меняют);

5) вопросы международной или территориальной юрисдикции и масштабы затрачиваемых ресурсов отделом «К» просто кричат об неэффективности времязатрат с потенциалом привлечь мошенника за преступление небольшой тяжести или покушение на мошенничество, за которое наступает вовсе незначительное наказание.

Организации, в свою очередь, при мошенничестве со взломом ощущают ущерб значительно больший. По данным всероссийского опроса предпринимателей, проведенного Аналитическим центром НАФИ в ноябре 2017 г., средняя сумма убытков в одной компании составила 299 940 рублей. В целом по стране потери (от атак) убытки от мошенничества при использовании современных технологий, оцениваются в 115967204788 рублей [5].

И в этой сфере правоохранительные органы и иные государственные учреждения, имеющие отношение к этой сфере, ещё не пришли к тому, чтобы устанавливать отлаженные схемы мошенников. Они не в состоянии целенаправленно выявлять основную массу лиц, которые осуществляют тысячи мелких мошенничеств (каждый в отдельности из которых считается несущественным, в размере до 5 тысяч рублей) при миллионах рассылок в отношении потенциальных жертв, поскольку такой деятельностью занимаются преимущественно подготовленные небольшие группы, в то время как основная статистика показателя раскрываемости мошенничества построена на тех основах, когда остаются цифровые следы и личные данные преступника. Одновременно, реализация уголовной политики осуществляется через внедрение новых

t)0

сновы экономики, управления и права 2 0 20

Economy, Governance and Law Basis

№ 6 (25)

технологии, как в процесс регистрации сведений, так и в расследовании преступлений. Однако, в целях предупреждения преступлений при противодействии мошенничеству было бы целесообразно включить в единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, сайты, содержащие или распространяющие вредоносные компьютерные программы, мошенническое программное обеспечение и программные средства, предназначенные для нарушения систем защиты информации информационно-телекоммуникационных устройств, их систем и сетей. На данный момент за создание единого реестра отвечает Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Кроме того, ведение единого реестра осуществляется в электронной форме в ежедневном круглосуточном режиме.

Такой механизм предупреждения мошенничества в сфере компьютерной информации, по нашему мнению, является наиболее эффективным. Провайдеры хостинга и операторы связи уже сейчас используют указанный единый реестр и успешно ограничивают доступ к этим ресурсам. Однако, пока что, это касается лишь блокировки сайтов как следствие, а не своевременного реагирования для всеобщего информирования и опубликовании более широкого перечня сведений, так как немаловажным является отсутствие возможности проверить наличие также электронных адресов и номеров телефонов мошенников, а не только фальшивых сайтов. Поскольку именно популяризация данных контактов позволит усилить предупреждение совершения мошенничества. И мгновенно осуществив информационную рассылку контактам, с которыми связывались с действующей электронной почты или номера телефона мошенника, можно было бы проинформировать потен-

циальных жертв и пресечь всякую активную деятельность с данного адреса.

Таким образом, в век развития информационно-коммуникационных технологий, когда преступность, в частности мошенничество, осуществляет свою деятельность в сети «Интернет», законодатель вынужден приспосабливаться к совершению «бесконтактного» мошенничества и использовать возможности цифровых технологий в целях противодействия. Уголовная политика в этом аспекте адаптируется к проявлениям новых форм и способов совершения мошенничества. Это, одновременно, будет способствовать улучшению хозяйственной деятельности юридических лиц, повышению безопасности и сохранению денежных средств граждан, а в конечном счете улучшению деятельности в экономической сфере страны.

Библиографический список

1. Вестов Ф.А., Шамьенов Н.Р. Актуальность проблем DoS и DDoS-атак в уголовном праве в сфере компьютерной информации // Базис. - 2020. - №1 (7). - С. 13-16.

2. Вестов Ф.А., Глухова Е.О., Фаст О.Ф. Правоохранительные органы и политико-правовые механизмы защиты личности в российском Интернете // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. - 2017. - Т. 17, вып. 3. - С. 337-341.

3. Гуринская А.Л. Цифровые технологии в уголовной политике: противодействие семейному насилию в США // Уголовная политика и правоприменительная практика: сб. матер. VII-й Междунар. науч-но-практ. конф. (1-2 ноября 2019 года, Санкт-Петербург).- СПб.: Астерион. - 646 с.

4. Деятельность органов внутренних дел по борьбе с преступлениями, совершенными с использованием информационных, коммуникационных и высоких технологий: учебное пособие : в 2 ч. / А. В. Аносов [и др.]. - М. : Академия управления МВД России, 2019. - Ч. 1. - 208 с.

5. Опрос Аналитического центра НАФИ в ноябре 2017 г. URL: https://nafi.ru/analytics/rossiyskie-kompanii-poteryali-ne-menee-116-mlrd-rabley-ot-kiberatak-v-2017-godu/ (дата обращения: 10.11.2020).

Поступила в редакцию 17.11.2020 г.

56

© INO "Institution of Forensic Construction and Technological Expertise", 2020

CRIMINAL POLICY ON USING THE OPPORTUNITIES OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN COUNTERING FRAUD

© 2020 F.A. Vestov, N.R. Shamienov *

The article discusses ways of introducing and using the capabilities of digital technologies in the activities of anti-fraud authorities in the process of ongoing criminal policy through the prism of adapting the law to life in the context of the new widespread digitalization.

Key words: criminal policy, digital technologies, fraud, anti-fraud.

Received for publication on 17.11.2020

* Fedor A. Vestov ([email protected]) - candidate of legal sciences, associate professor, professor of department of criminal, environmental law and criminology; NailR. Shamienov - undergraduate; both - Saratov state University named after N. G. Chernyshevsky (Saratov, Russia).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.