Научная статья на тему 'Предупреждение мошенничества в социальных сетях'

Предупреждение мошенничества в социальных сетях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
501
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОШЕННИЧЕСТВО / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / FRAUD / SOCIAL NETWORK / PREVENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Курбанова Д. Н.

В статье рассматривается проблема мошенничества в социальных сетях, получивших в последнее время широкое распространение, а также предлагаются специальные меры по предупреждению этого вида хищений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FRAUD PREVENTION IN SOCIAL NETWORKS

The article considers the problem of fraud in social networks, recently received a wide circulation, and also offers special measures to prevent this type of fraud.

Текст научной работы на тему «Предупреждение мошенничества в социальных сетях»

УДК 343.72

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ МОШЕННИЧЕСТВА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Курбанова Д.Н., доцент кафедры уголовного права и криминологии Дагестанского государственного университета, кандидат юридических наук E-mail: dianal9782008@rambler.ru

В статье рассматривается проблема мошенничества в социальных сетях, получивших в последнее время широкое распространение, а также предлагаются специальные меры по предупреждению этого вида хищений.

Ключевые слова: мошенничество, социальные сети, предупреждение.

FRAUD PREVENTION IN SOCIAL NETWORKS

Kurbanova D.N., associate professor of Department of Criminal Law and Criminology of Daghestan State University, Candidate of Law sciences

The article considers the problem of fraud in social networks, recently received a wide circulation, and also offers special measures to prevent this type of fraud.

Key words: fraud, social network, prevention.

На фоне развивающегося процесса глобализации все большее распространение получает такой инструмент оп-line Интернет-общения, как «социальные сети». В переводе с англ. «социальная сеть» - socialnetworkingservice - это услуга, способствующая образованию и поддержанию социальных кругов и работающая посредством Всемирной сети, платформа, онлайн сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений.

Свое шествие по Интернету социальные сети начали в 1995 году с американского портала Classmates.com («Одноклассники» являются его русским аналогом). Проект оказался весьма успешным, что в следующие несколько лет спровоцировало появление не одного десятка аналогичных сервисов. Однако бум социальных сетей приходится на 2003-2004 годы, когда были запущены Linkedln, MySpace и Facebook. В Россию мода на социальные сети пришла двумя годами позже - в 2006, с появлением сайтов Odnoklassniki.ru и Vkontakte.ru.

И если LinkedIn создавалась с целью установления, поддержания деловых контактов, то

владельцы MySpace и Facebook сделали ставку, в первую очередь, на удовлетворение человеческой потребности в самовыражении. Пользователи получили возможность не просто общаться и творить, но и делиться плодами своего творчества с многомиллионной аудиторией той или иной социальной сети.

Социальные сети стали отличной поддержкой для тех, кому нужна помощь: будь то поиск квартиры в аренду или необходимость срочно найти доноров. Но механизм социальной массовой взаимопомощи быстро научились использовать и мошенники. Мошенники постоянно придумывают новые схемы обмана пользователей Интернета, особенно пользователей социальных сетей. Одни публикуют на сайтах сообщения, призывающие позвонить по указанным номерам телефона и помочь, другие собирают деньги на лечение «близких». Во всех подобных случаях часто деньги благодушных пользователей уходят в карман обманщиков.

Например, житель с. Ленинаул Республики Дагестан 18-летний Д. создал страницу на сайте «Odnoklassniki.ru», где разместил скопированные с другой страницы фотографии нуждающейся в

медицинской помощи гражданки, 2008 г.р., с целью сбора денежных средств [4].

Несмотря на возрастающее количество подобных мошеннических хищений, большая их часть остается вне рамок правового поля. Основными причинами латентности мошенничеств в социальных сетях является сложность выявления лиц, виновных в этих преступлениях, низкая зая-вительская активность самих пострадавших от обмана в силу правовой безграмотности либо небольшой суммы причиненного ущерба, а также пробелы в законодательстве, несоответствие законов совершаемым преступлениям [8], порождающие сложности в правильной квалификации указанных деяний.

По результатам исследований, проведённых специалистами по информационной безопасности, в Интернете за 2011 год зафиксировано 855 утечек приватных пользовательских данных, в результате чего в руки хакеров попала информация о 100 миллионах пользователей [2].

В 1998 году в МВД России в составе Бюро специальных технических мероприятий было создано Управление «К» - подразделение, основным направлением деятельности которого является борьба с преступлениями в сфере информационных технологий.

Юрисдикция Управления «К» распространяется на следующие виды преступлений: противоправные действия в сфере компьютерной безопасности (неправомерный доступ к информации, изготовление и распространение вредоносных программ, мошенничества с электронными платёжными системами, распространение в Интернете порнографических материалов с участием несовершеннолетних); преступления в информационно-телекоммуникационных сетях (нелегальный доступ к информации и незаконное использование ресурсов сетей сотовой и проводной связи, Интернета, спутникового и кабельного телевидения); незаконный оборот радиоэлектронных и специальных технических средств; нарушения авторских прав, изготовление и распространение нелицензи-рованного программного обеспечения (ПО); международные преступления в сфере информационных технологий.

Начиная с 2000 года, число преступлений в Интернете в России ежегодно удваивается: в 2001 году их было зарегистрировано 3 тыс., в 2002 году — 6 тыс., в 2003 году — 12 тыс. С 2004 года ежегодно регистрируется порядка 15 тыс. преступле-

ний [3]. В 2008 году сотрудниками Управления «К» рассматривалось 14 тыс. преступлений, год спустя их число превысило 17,5 тысяч, из которых оказалось 9489 случаев несанкционированного доступа к компьютерной информации, 2097 фактов распространения вредоносных программ, 1010 кибермошенничеств [7]. В январе—мае 2011 года число киберпреступлений увеличилось на 95 % к аналогичному периоду 2010 года [6].

В 2010 году по статье 159 УК РФ (мошенничество) Управление «К» возбудило 736 уголовных дел, с января по сентябрь 2011 года — 1031 [1]. За 6 месяцев 2012 года зафиксировано 1443 (+44 %) таких преступлений.

В целом в 2011 году, по данным МВД со ссылкой на международных экспертов, российские кибермошенники заработали $2 млрд. (а всего в мире — $7 млрд.). Самыми распространёнными видами преступлений в Интернете были названы хищения в Интернет-банкинге, sms-мошенничества, фишинг, мошенничества в сфере финансовых пирамид, а также внесение сумм по поводу дорогостоящих (но фиктивных) выигрышей [5].

При этом, по оценкам экспертов, реальное число Интернет-мошенничеств в несколько раз выше, так как эти преступления характеризуются высоким уровнем латентности.

Приведем наиболее часто встречающиеся случаи мошенничеств в социальных сетях, по которым практически невозможно привлечь виновных к уголовной ответственности:

1. По стандартному сценарию мошенники отправляют на аккаунт потенциальных жертв в социальных сетях сообщение от незнакомого пользователя, в котором предлагается перейти по ссылке, ведущей на сторонний сайт. Вариантов тематик сайтов много: «узнайте тайну фамилии», «найдите человека в базе», «номер телефона кумира» и т.д. Предлагается указать: фамилию, имя, отчество, дату рождения и т.д. Далее сайт выдает информацию о том, что все найдено (при этом анализ происходит якобы по секретным архивам). Дальше предлагается ввести мобильный номер для подтверждения. Затем на номер жертвы приходит код, который требуется ввести на сайте. После того, как код введен, с мобильного счета списывается порядка 300 рублей, а нужная информация не предоставляется. Предъявить требования о нарушении своих прав таким сайтам очень сложно, т.к. условия предоставления услуг на них прописаны,

но мелким, полупрозрачным шрифтом, чтобы пользователь не мог найти нужную информацию, кроме того, они юридически подкованы и регулярно меняют свои адреса.

2. В социальных сетях и на сайтах знакомств мошенниками создаются страницы, где указываются данные и размещаются фотографии вымышленных лиц. С помощью этих страниц происходит знакомство с другими пользователями сайта. Со временем мошенники настолько втираются в доверие, что предлагают собеседнику перейти к более «близкому» общению и оставляют свой номер телефона. Номера мошенников имеют необычный трехзначный код, который используется для предоставления платных услуг. При звонке на телефон с данным кодом взимается дополнительная плата. В результате: общение по телефону оборачивается большим счетом на мобильные услуги, который присылают позднее. В данном случае абоненту трудно что-то доказать: мошенник часто меняет телефоны и создает новые страницы. Вычислить его практически невозможно.

3. Пользователи социальных сетей довольно часто сталкиваются со спамом, который приходит к ним в «личные сообщения». Спам приходит от имени «друзей», аккаунты которых были взломаны. Это самый безобидный вид мошеннических действий, так как пользователь может легко вернуть свой аккаунт, а все сообщения рассылаемые друзьям попадают со временем в спам. Но при этом следует понимать, что в момент взлома у мошенников появляется полный доступ к вашим личным данным: фотографиям, записям, комментариям, видео, личной переписке и т.д.

Надо сказать, что 99% подобных случаев остаются уголовно безнаказанными, так как в силу малозначительности ущерба УК РФ не признает такие деяния преступлениями; многие Интернет-пользователи не знают, куда обращаться в подобных случаях, или полагают, что время и силы, потраченные на выявление виновных, не стоят суммы ущерба.

На основании вышеизложенного нами выработаны следующие рекомендации по предупреждению подобного рода хищений в сети Интернет.

К индивидуально-предупредительным мерам можно отнести следующее:

1) внимательное изучение перед использованием всех условий предоставления услуг в социальных сетях;

2) не вносить свой мобильный номер в формы на подозрительных сайтах;

3) не раскрывать незнакомому человеку свои личные данные, которыми могли бы воспользоваться злоумышленники;

4) никогда не переходить по подозрительным ссылкам;

5) не публиковать в Интернете личный пароль от социальной сети;

6) использовать только уникальный пароль для доступа в социальную сеть, состоящий из цифр и латинских букв;

7) регулярно менять пароль от социальной сети (хотя бы раз в месяц);

8) остерегаться мошеннических сайтов, с похожими по написанию названиями (vkontahte.ru, odnoklasniki.ru), рассчитанные на невнимательность и на то, что пользователь сам предоставит мошенникам доступ к своему логину и паролю.

Среди мер специального предупреждения следует отметить:

1) со стороны специализированных государственных органов обратить внимание на электронные платежные системы и их анонимных пользователей, анонимных владельцев почтовых ящиков, коллективные места доступа в Интернет. Устранение анонимности даст огромный положительный эффект. Отсутствие анонимных ящиков электронной почты навсегда искоренит проблему спама;

2) для стимулирования инициативы Интернет-пользователей в осуществлении социальноправового контроля необходимо создание российского Интернет-портала, посвященного вопросам мошенничества в глобальной сети. Посредством указанного информационного ресурса будет осуществляться взаимодействие граждан и правоохранительных органов в деле предупреждения Интернет-мошенничества;

3) создать информационный ресурс (портал), посвященный мошенничеству в глобальной сети Интернет. Важно, чтобы через портал осуществлялась связь между правоохранительными органами (соответствующими подразделениями МВД, способными оказать реальную помощь), и потерпевшими гражданами, которые будут обращаться за помощью либо за информацией. Информация, накапливающаяся в процессе функционирования подобного портала, поможет не только шире изучить само явление, но и накопить достаточный опыт в области взаимодействия государст-

венных правоохранительных структур и частных субъектов предупреждения преступности; повысит уровень доверия Интернет-пользователей к полиции; будет способствовать установлению социально-правового контроля в российском сегменте глобальной сети.

Учитывая специфику новых форм Интернет-мошенничества, большое внимание следует уделять и виктимологической профилактике. Зачастую граждане становятся жертвами мошенничества в силу небрежного отношения к защите хранящейся на компьютере персональной информации.

В заключение хотелось бы выразить надежду на то, что предложенные рекомендации будут способствовать совершенствованию существующих методов воздействия на такое общественно опасное явление, как Интернет-мошенничество с учётом специфики информационных технологий.

Литература

1. Голицына А. Управление «К»: анонимность в Интернете помогает преступникам // Ведомости. 30 ноября. 2011.

2. Жилинский В. Группа Anonymous: 58%

утечек информации. URL:

http://www.mipko.ru/blog/tag/statistika/ (дата обращения: 30 марта 2012 г.).

3. Нургалиев Р. Электронный патруль // Российская газета. 16 октября. 2009. № 5021 (197).

4. О состоянии преступности по Республике Дагестан за 19.06.2012 г.: из оперативных сводок МВД РД. URL: http://05.mvd.ru (дата обращения: 30 марта 2012 г.).

5. Полонский Д. Первые среди киберпреступников // Деньги. 9 апреля. 2012. № 14 (871).

6. Сабадаш В. Статистика компьютерной преступности в России // Центр исследования компьютерной преступности. 2011. 4 июля.

7. Управление «К» предостерегло рунет-чиков от мошенников // Лента.ру. 19 января. 2010.

8. Эмиров М.Б., Саидов А.Д., Рагимханова Д.А. Борьба с преступлениями в глобальных компьютерных сетях // Юридический вестник ДГУ. 2011. № 2. С. 65.

Поступила в редакцию 27 июня 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.