Научная статья на тему 'Обстановка преступлений в сфере мобильных телекоммуникаций'

Обстановка преступлений в сфере мобильных телекоммуникаций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
647
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОБИЛЬНЫЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ / ТЕЛЕФОННОЕ МОШЕННИЧЕСТВО / СПАМ-РАССЫЛКИ / МОШЕННИЧЕСТВО С PREMIUM-НОМЕРАМИ / ХОСТИНГОВЫЕ КОМПАНИИ / MOBILE TELECOMMUNICATIONS / TELEPHONE FRAUD / SPAMMING / FRAUD WITH PREMIUM-NUMBERS / WEB HOSTING COMPANY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мезеря Дмитрий Александрович

В статье затронуты вопросы, связанные с дифференциацией мошенничеств в сфере мобильных телекоммуникаций, освещены вопросы противодействия преступлениям со стороны телекоммуникационных компаний; приводится динамика обращений абонентов в телекоммуникационные компании по фактам мошеннических действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мезеря Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SITUATION OF CRIMES IN SPHERE OF MOBILE TELECOMMUNICATIONS

The article raises the questions connected with the differentiation of fraud in sphere of mobile telecommunications, highlights the questions of counteraction to crimes by the telecommunication companies, the dynamics of subscribers' references into the telecommunications companies on the facts of fraud is given.

Текст научной работы на тему «Обстановка преступлений в сфере мобильных телекоммуникаций»

УДК 343.721:621.395.9 Мезеря Дмитрий Александрович

адъюнкт Краснодарского университета

МВД России

тел.: (861) 290-13-35

ОБСТАНОВКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ МОБИЛЬНЫХ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ

Mezerya Dmitry Alexandrovich

adjunct of Krasnodar University of Russian Ministry of Internal Affairs tel. (861) 290-13-35

SITUATION OF CRIMES IN SPHERE OF MOBILE TELECOMMUNICATIONS

Аннотация:

В статье затронуты вопросы, связанные с дифференциацией мошенничеств в сфере мобильных телекоммуникаций, освещены вопросы противодействия преступлениям со стороны телекоммуникационных компаний; приводится динамика обращений абонентов в телекоммуникационные компании по фактам мошеннических действий.

Ключевые слова:

мобильные телекоммуникации, телефонное мошенничество, спам-рассылки, мошенничество с premium-номерами, хостинговые компании.

The summary:

The article raises the questions connected with the differentiation of fraud in sphere of mobile telecommunications, highlights the questions of counteraction to crimes by the telecommunication companies, the dynamics of subscribers’ references into the telecommunications companies on the facts of fraud is given.

Keywords:

mobile telecommunications, telephone fraud, spamming, fraud with premium-numbers, web hosting company.

Достижения научно-технического прогресса активно входят в повседневную жизнь простого человека. Современное развитое индустриальное производство приводит к тому, что путь от опытного образца очередной технической новинки до массового серийного производства занимает уже не десятки лет, а всего лишь один-два года. Все это привело к тому, что сегодня в мире работает около 1,5 млрд. Телевизоров и 2,5 млрд. радиоприемников, которыми пользуется около 75 % населения Земли.

Несмотря на то, что такими высокими показателями не может похвастаться коммуникационная отрасль, темпы роста ее технического и экономического потенциала превышают все остальные сферы экономики, что происходит, главным образом, за счет развития мобильных телекоммуникаций.

К сожалению, мобильные телекоммуникации, объединившие миллионы пользователей в единую систему передачи информации, открывшие широкие возможности общения и получения разнообразных услуг, все чаще используются для осуществления преступных намерений. Так, следствием бурного развития систем мобильных телекоммуникаций, отсутствия необходимых средств технической и правовой защиты информации в данных системах, а также ряда других факторов на территории России (как и несколько ранее в других странах) явилась криминализация данной сферы [1, с. 3].

Любое развитие технологий несет с собой не только прогресс, но неизбежно приносит отрицательные моменты. Чем больше разнообразие услуг, которые предлагаются абонентам мобильных сетей, и чем проще становится ими пользоваться, тем чаще они сталкиваются со случаями мошенничества. С массовым распространением сотовых телефонов, часто используемых не только по прямому назначению (для переговоров или обмена сообщениями), но и как средство платежа, распространился ещё один тип мошенничества — телефонное. Совершаемые преступления наносят урон как компаниям, предоставляющим телекоммуникационные услуги, так и рядовым гражданам. Данный вид преступления стремительно набирает обороты. Последний год проблема стала особенно острой, абонентов атакуют спам-рассылками, предлагают избавиться от навязчивых вирусов при помощи SMS и т.п.

По не официальной статистике, операторы телефонной связи теряют от мошенничества 4-9 % от своего общего трафика, и данный показатель имеет тенденцию к росту. Отметим, что официальная статистика координально отличается от ущерба, напрямую причиняемого гражданам, так как данный вид преступления имеет большую латентность. Так по официальной статистике МВД России преступления связанные с мошенничеством неуклонно сокращаются. В 2009 г. было зарегистрировано 188 723 факта мошенничества, в 2010 г. - 160 081 факт, а на январь-апрель 2011 г. - 58 637 фактов [2]. Заметим, что данная статистика включает в себя зарегистрированные факты обращения граждан в правоохранительные органы и не носит дифференцированного подхода применительно к мошенничеству, совершаемому с применением телекоммуникационных систем. По данным крупнейших российских операторов сотовой связи, в компании «МТС» за 2009 г. было зафиксировано около 20 тысяч обращений по факту фиктивных договоров. По итогам 2009 г. Центр поддержки клиентов компании «Билайн» отметил увеличение количества обращений абонентов по поводу мошенничества в 3 раза (со 160 тысяч обращений в 2008 г. до 450 тысяч в 2009 г.). Правда, относительно общего числа обращений - это десятые доли процента. Предварительно в компании предполагали, что ежегодное число обращений абонентов по поводу мошенничества составит около 10 миллионов звонков. Подавляющее число жалоб абонентов компании «МегаФон» -40 тысяч в 2010 г. - связано с действиями мошенников, которые посредством звонков или SMS сообщали жертве о мнимых выигрышах в лотерею или представлялись близкими родственниками, попавшими в аварию, в больницу и другие неприятные истории [3]. Так, компанией «МегаФон» были проведены исследования, представленные в двух таблицах [4]:

Таблица - № 1

Доля жалоб на мошенничество с

premium-номерами в зависимости от

региона Столичный

1%2% 4% 9% Уральский

10% СЗ

Кавказкий

12% 58% Сибирский

4% Поволжский

Центральный

■ Дальневосточный

Таблица - № 2

Типы фрод-инцидентов с premium-номерами в июне 2010 года на примере Столичного филиала

| Открытки | Блокираторы ПК ■Другое

Не корректный интернет сервис

Не корректное указание стоимости/количества СМС

Совершаемые преступления отличаются гибкой адаптацией к новым видам услуг, предлагаемых компаниями, осуществляющими телекоммуникационную деятельность. Основная работа по организации защиты от криминальных проявлений возложена на компании, представляющие телекоммуникационные услуги. А деятельность правоохранительных органов по выявлению и установлению лиц, причастных к совершению таких преступлений, затруднена по причине сложности реализации оперативных мероприятий, отсутствия передового опыта, что приводит к волоките по принятию решения о возбуждении уголовного дела и т.п. Расследование преступлений, связанных с мошенничеством в сфере телекоммуникационных систем, требует специальных познаний в технической области. В дополнение можно отметить, что данный вид преступлений носит межрегиональный характер, что в свою очередь затрудняет установление лица совершившего преступление. По данным подразделения МВД России - Управления «К» - 90 % так называемого телефонного мошенничества «Мама/папа, я попал в беду» совершаются лицами, находящимися в местах лишения свободы. Так, в мае 2011 г. в новосибирской колонии были задержаны осужденные, которые осуществляли около 800 звонков в день, заработав при этом за полгода около 6 миллионов рублей.

В течение достаточно долгого времени мобильные операторы оставались в стороне. Формально короткие номера, которыми, как правило, пользуются мошенники, принадлежат контент-провайдерам, которые, в свою очередь, сдают их в аренду. Такая цепочка позволяет мошенникам прятаться за спинами посредников. Конечно, и операторы, и контент-провайдеры, которым принадлежат эти номера, способны заблокировать денежные средства, которые были обманом выманены у абонентов. Однако для этого абоненты должны сами обращаться к оператору с просьбой их вернуть. Процедура сложная, и зачастую в силу относительной незначительности списанных средств абоненты даже не пытаются ей воспользоваться, что еще раз подчеркивает большую латентность данного вида преступления.

Необходимо отметить, что большинство попыток мошенничества основано на «социальном инжиниринге», использовании психологии абонентов, «давлении» на них в разговоре или игры на любопытстве. Иногда кажется, что быстрее отправить SMS и разблокировать компьютер, чем долго и нудно вычищать вирус соответствующим ПО. Этим и пользуются мошенники, которые реализуют для получения денег легальные методы. Таким образом, бороться с мошенниками операторы могут, лишь разъясняя абонентам, как не попасться на удочку злоумышленников.

В 2010 г. о таком «просветительском» проекте объявила компания «Мегафон». Для этого был создан ресурс с непростым адресом - stopfraud.megafon.ru. На нем можно найти подробное описание наиболее распространенных мошеннических схем и рекомендации абонентам: как действовать, чтобы не стать жертвой злоумышленников. На сайте представлены номера абонентских служб филиалов компании «Мегафон»,

позвонив по которым, жители любого региона страны могут круглосуточно получать профессиональные консультации по вопросам борьбы с мошенничеством. Также на новом сайте можно найти полезную справочную информацию - в частности, тарифы на отправку SMS и звонков на «короткие номера» официальных контент-провайдеров. Теперь, с появлением профессионального ресурса по борьбе с мобильными мошенниками, многие абоненты компании «Мегафон» и других компаний смогут избежать угрозы обмана со стороны злоумышленников.

Подобные проекты появились у других российских сотовых операторов. Компания «Вымпелком» (торговая марка «Билайн») открыла такой проект в конце февраля 2010 г. с адреса safe.beeline.ru, под названием «Осторожно, мошенники!», который был создан в рамках проекта «Мобильная грамотность». В нем также раскрываются популярные схемы мошенничества, приводится стоимость SMS, отправляемых на те или иные номера. У компании «МТС» также на сайте можно узнать стоимость SMS в разделе «Контентные услуги и безопасность», кроме того, в октябре прошлого года была запущена бесплатная услуга «Инфоконтент», которая позволяет при отправке знака «?» на короткий номер узнавать стоимость предоставляемого по нему сервиса. В рамках программы противодействия мошенничеству компания «МТС» решила ужесточить ответственность дилеров при подключении и обслуживании, оптимизировать схему взаимодействия с участниками рынка контентных услуг (SMS и звонки по коротким номерам), сотрудничать с правоохранительными органами и участниками рынка для предотвращения мошенничества.

И хотя российские сотовые операторы стали жестче подходить к мобильным мошенникам, блокируя недобросовестных контент-провайдеров, абоненты по-прежнему становятся жертвами мошенников. Ведь принять решение отправить SMS на сомнительный номер, по сомнительному поводу может только сам абонент [5].

Таким образом, в настоящий момент ситуация, связанная с мошенничеством в сфере телекоммуникационных систем, характеризуется следующим:

- отсутствием дифференцированного подхода по отношения к указанным преступлениям;

- большой латентностью, что влечет за собой развитие динамики, направленной на увеличение совершаемых преступлений, а также отсутствием информации, способствующей разработке методических рекомендаций по пресечению и раскрытию данного вида преступлений;

- данные преступления носят межрегиональный характер;

- отсутствие постоянного взаимодействия между телекоммуникационными компаниями и правоохранительными органами.

Решение этих и других задач позволит более эффективно противодействовать преступлениям, совершаемым в телекоммуникационной сфере.

Ссылки:

1. Семенов Г.В. Расследование преступлений в сфере мобильных телекоммуникаций. М., 2008.

2. Данные официально сайта МВД РФ

3. URL: http://minsvyaz.ru

4. URL: http://news.rufox.ru

5. URL: http://minsvyaz.ru

References (transliterated):

1. Semenov G.V. Rassledovanie prestupleniy v sfere mobil'nyh telekommunikatsiy. M., 2008.

2. Dannye ofitsial'no sayta MVD RF

3. URL: http://minsvyaz.ru

4. URL: http://news.rufox.ru

5. URL: http://minsvyaz.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.