Научная статья на тему 'Уголовная ответственность за побои: проблемы и перспективы в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 323-ФЗ'

Уголовная ответственность за побои: проблемы и перспективы в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 323-ФЗ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
740
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION / ПОБОИ / БЛИЗКИЕ ЛИЦА / ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИЯ / DECRIMINALIZATION / BATTERY / CLOSE PEOPLE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пичугин Сергей Андреевич, Петров Антон Михайлович

В статье проводится анализ проблем уголовной ответственности за нанесение побоев в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 323-ФЗ. Сформулирован вывод о том, что ст. 116 Уголовного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 323-ФЗ противоречит принципам уголовного законодательства и содержит потенциальную угрозу разрушения института семьи и нарушения прав несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criminal Liability for Battery: Problems and Prospects under Federal Law No. 323 Dating July 3, 2016

The article contains the study of problems of criminal liability for battery under Federal Law No. 323 dating July 3, 2016. The conclusion made reads as follows: Article 116 of the Criminal Code of the Russian Federation worded in the Federal Law No. 323 dating July 3, 2016 contradicts with criminal law principles and is a potential threat to the institution of family and juvenile rights.

Текст научной работы на тему «Уголовная ответственность за побои: проблемы и перспективы в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 323-ФЗ»

18 Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральной миграционной службой, ее территориальными органами и органами внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и трудовой деятельностью иностранных работников : приказ ФМС России, МВД России от 31 июля 2015 г. № 367/807 // Официальный интернет-портал правовой информации . URL: http://www. pravo . gov. ru (дата обращения: 20 .11.2016) .

19 Апелляционное определение от 17 декабря 2014 г. № 33-10773/2014 по делу № 33-10773/2014 // Судебные и нормативные акты РФ. URL: http://sudact . ru/ (дата обращения: 20 .11.2016) .

20 Как правило, к уголовной ответственности по ст . 3222 УК РФ привлекаются граждане РФ за фиктивную регистра-

цию гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства .

21 Постановление Армянского городского суда Республики Крым от 23 октября 2015 г. № 1-190/2015 по делу № 1-190/2015 // Судебные и нормативные акты РФ . URL: http:// sudact . ru/ (дата обращения: 20 .11.2016) .

22 Приговор Шпаковского районного суда (Ставропольский край) от 5 ноября 2014 г. по делу № 10-39/2014 // Там же .

23 Об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции : постановление Московского городского суда от 8 сентября 2014 г. № 4у/7-5368/14. Доступ из справ . -правовой системы «КонсультантПлюс» .

24 См . , напр .: Приговор Ленинского районного суда г. Курска от 13 января 2016 г . по делу № 1-40/2016 // Судебные и нормативные акты РФ . URL: http://sudact . ru/ (дата обращения: 20 .11.2016) .

УДК 343.3/.7 © С. А. Пичугин, А. М. Петров, 2017

Уголовная ответственность за побои: проблемы и перспективы в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 323-ф3

С. А. Пичугин, А. М. Петров

В статье проводится анализ проблем уголовной ответственности за нанесение побоев в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 323-ф3. Сформулирован вывод о том, что ст. 116 Уголовного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 323-Ф3 противоречит принципам уголовного законодательства и содержит потенциальную угрозу разрушения института семьи и нарушения прав несовершеннолетних.

Ключевые слова:Уголовный кодекс Российской Федерации, побои, близкие лица, декриминализация.

3 июля 2016 г. Президент РФ В . В . Путин подписал Федеральный закон № 323-ф3 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности» (далее — Закон № 323) 1 . Началом действия данного Закона является 15 июля 2016 г

Согласно п . 4 ст . 1 Закона № 323 ст . 116 УК РФ изложена в новой редакции: уголовно наказуемым стало нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в ст . 115 УК РФ, в отношении близких лиц, а равно из хулиганских побуждений, либо по мотивам по-

литической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы . Данное деяние наказывается обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет

Статья 116 УК РФ в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 323-ФЗ вместо двух частей теперь состоит из одной части и примечания, в котором законодатель дал определение понятия «близкие лица», используемого в тексте диспозиции ана-

лизируемой статьи . К указанной категории в ст. 116 УК РФ отнесены близкие родственники (супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные) дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки), опекуны, попечители, а также лица, состоящие в свойстве с лицом, совершившим деяние, предусмотренное данной статьей, или лица, ведущие с ним общее хозяйство .

Фактически в действующей редакции уголовного закона преступным признается только дополненное альтернативным криминообразующим признаком потерпевшего деяние, которое предусматривалось ч . 2 ст . 116 УК РФ . Законодатель не затронул объективной стороны самого деяния, изменениям подвергся круг потерпевших от данного деяния, а также субъекты указанного преступления . Деяние, предусматривавшееся ч . 1 ст . 116 УК РФ, декриминализовано и отнесено к числу административных правонарушений (ст 6 1 1 КоАП РФ).

Санкция ст. 116 УК РФ в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. № З23-Ф3 полностью заимствована законодателем из санкции ранее действовавшей ч . 2 ст. 116 УК РФ.

Кроме того, УК РФ дополнен ст. 1161 «Нанесение побоев лицом, подвергнутым административному наказанию». В ней устанавливается ответственность за нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, которые указаны в ст. 115 УК РФ, и не содержащих признаков состава преступления по ст. 116 УК РФ, лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние За деяние, предусмотренное ст. 1161 УК РФ, установлено наказание в виде штрафа в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательных работ на срок до двухсот сорока часов, либо исправительных работ на срок до шести месяцев, либо ареста на срок до трех месяцев

Как видим, разница между ст. ст . 116 и 1161 УК РФ заключается в субъекте составов преступлений, а также в отсутствии в ст. 1161 УК РФ некоторых обязательных для ст . 116 УК РФ признаков состава преступления (потерпевшего и мотива, указанных в ст. 116 УК РФ) . Субъектом состава преступления, предусмотренного ст. 1161 УК РФ, является лицо, подвергнутое административному наказанию за аналогичное деяние, т е за совершение административного правонарушения, описанного в ст 6 1 1 КоАП РФ. Согласно ст. 4 . 6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым этому наказанию со дня вступления

в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления. Таким образом, субъектом состава преступления по ст. 1161 УК РФ является лицо, подвергнутое административному наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст 6 1 1 КоАП РФ, до истечения одного года со дня вступления в законную силу постановления о назначении указанного административного наказания

Важно и то, что в соответствии со ст 2 Закона № 323 законодатель перевел уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. 116 УК РФ, в категорию дел частно-публичного обвинения (а не частного, как было ранее) Тем самым уголовные дела о побоях, как и ранее, могут быть возбуждены по заявлению потерпевшего, но прекращению за примирением с потерпевшим теперь не подлежат (в отличие от имевшейся ранее практики, когда большинство уголовных дел о побоях, совершенных, например, одним супругом в отношении другого, прекращались за примирением сторон)

Норма об ответственности за побои имеет важное превентивное значение, так как ее практическое применение позволяет не допустить совершения обладающих более высокой степенью общественной опасности преступлений против жизни и здоровья. В связи с этим ст. 116 УК РФ справедливо можно отнести к нормам с двойной превенцией Согласно данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, в 2015 г по ч . 1 ст. 116 УК РФ судами общей юрисдикции осуждено 16 198 человек 2. Несомненно, декриминализация общественно опасного деяния, которое было предусмотрено ч . 1 ст . 116 УК РФ, приведет к росту побоев уже как административных правонарушений

С учетом этого отдельные изменения, внесенные Федеральным законом от 3 июля 2016 г № 323-ФЗ в ст. 116 УК РФ, вызывают недоумение . Следует отметить, что подготовленный и внесенный Верховным Судом РФ в Государственную Думу РФ 14 декабря 2015 г. законопроект «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности» 3, получивший в Государственной Думе РФ официальный № 953369-6 4 (далее — законопроект № 953369-6) и ставший в итоге основой Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 323-ФЗ, предполагал декриминализацию ряда деяний, не представляющих большой общественной опасности, в том числе побоев, совершенных впервые

Однако при работе над законопроектом № 953369-6 в Государственной Думе РФ его текст был существенно изменен поправками 5 . Прежде всего речь идет о включении в диспозицию ст . 116 УК РФ указания на близких лиц как специальных потерпевших (проект, подготовленный Верховным Судом РФ, не содержал ничего подобного) В результате новая редакция ст. 116 УК РФ предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, в том числе и для родителей, в воспитательных целях наказавших своего непослушного ребенка и причинивших ему физическую боль Ранее действовавшая редакция ст. 116 УК РФ такой меры именно в отношении родителей не предусматривала (наказание до двух лет лишения свободы назначалось только при наличии квалифицирующих признаков)

В связи с этим еще на стадии рассмотрения в Государственной Думе РФ законопроект был подвергнут резкой критике Как отмечает представитель международной неправительственной организации CitizenGO П . Парфентьев, указанный «закон, безосновательно ограничивающий права родителей в воспитании детей, в народе уже прозвали „законом о запрете воспитания"» 6 .

Однако, несмотря на указанные возражения, 21 июня 2016 г. Государственной Думой РФ законопроект № 953369-6 был принят в третьем чтении

На фоне попыток ряда членов Совета Федерации РФ (например, Е. Б. Мизулиной) воспрепятствовать дальнейшему движению законопроекта и тем самым защитить интересы семьи, обращений в Совет Федерации РФ и к Президенту РФ, требующих отклонить закон и направить его на доработку, исключив уголовное преследование родителей за применение физического наказания при воспитании детей (под обращениями подписалось более 15 000 человек), Совет Федерации РФ 29 июня 2016 г. одобрил этот закон и направил его на подпись Президенту РФ

2 июля 2016 г. с официальным заявлением по поводу новой редакции ст. 116 УК РФ выступила Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства Русской Православной Церкви, указав следующее: «Патриаршая комиссия считает, что эта норма не имеет нравственных оправданий и юридических оснований, по своему содержанию направлена против семьи и принятого в российской культуре понимания прав родителей, дискриминационна, противоречит основным принципам здравой государственной семейной политики и не учитывает традиционные семейные и нравственные ценности российского общества Ее практическое применение принесет обществу и его нравственной жизни значительно больше вреда, чем пользы» 7.

Как отмечается в указанном заявлении Патриаршей комиссии, введение в действие новой редакции ст. 116 УК РФ «может привести к уголовному преследованию добросовестных родителей (с наложением наказания до двух лет лишения свободы) за любое, даже умеренное и разумное использование физических наказаний в воспитании детей При этом, как следует из текста закона, посторонние люди за такие же действия в отношении ребенка уголовной ответственности нести не будут» 8 .

Таким образом, Русская Православная Церковь в лице Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства выступает категорически против уголовного преследования родителей за разумное и умеренное применение физических наказаний в семейном воспитании

Бывший Уполномоченный по правам ребенка в РФ П А Астахов так оценил новую редакцию ст. 116 УК РФ: «Такой подход криминологически не обоснован, а логически — просто абсурден. Принятые законодательные изменения носят дискриминационный характер по отношению к членам семьи и противоречат основным задачам государственной семейной политики, направленной на поддержку, укрепление и защиту семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества и авторитета родительства» 9.

Новая редакция ст. 116 УК РФ и ст. 20 УПК РФ грубо нарушает и Стратегию национальной безопасности, согласно пп . 76, 78 которой защита семьи и сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей отнесены к «стратегическим целям обеспечения национальной безопасности» 10 .

В настоящее время сложилась следующая ситуация . До двух лет лишения свободы грозит родителям и некоторым родственникам, например, за нанесение несильного удара по телу своего непослушного ребенка, если при этом не был причинен вред его здоровью Посторонний человек, не относящийся к категории близких родственников согласно примечанию к ст. 116 УК РФ (например, сосед), за нанесение такого же удара тому же ребенку подлежит только административной ответственности. Интересно, что с учетом содержания указанного примечания административной ответственности за побои будут подлежать, например, родная тетя или родной дядя ребенка, но супруги родной тети или родного дяди ребенка за те же действия подлежат уголовной ответственности, так как состоят в свойстве с потерпевшим Очевидно, что в данном случае нарушены положения уголовного закона о принципе справедливости (ст 6 УК РФ), так как при одинаковом ха-

рактере общественной опасности деяния наказание и иные правовые последствия могут существенно различаться в зависимости от степени родства и близости виновного и потерпевшего

Подобная ситуация противоречит и принципу гуманизма (ст 7 УК РФ), согласно которому уголовное законодательство обеспечивает безопасность человека . Желая защитить детей от насилия (что не может вызывать возражений), законодатель в ст. 116 УК РФ фактически создал реальную угрозу уголовного преследования родителей и ряда других лиц за действия в отношении ребенка, не представляющие общественной опасности, характерной для преступления Тем самым возникает потенциальная угроза разрушения семейных связей, прежде всего между родителями и детьми

При этом дифференциация ответственности за совершение преступления, предусмотренного ст. 116 УК РФ, не должна нарушать принципы равенства граждан перед законом и справедливости В данном случае это касается близких лиц, которые будут нести более суровую ответственность по сравнению с другими гражданами, совершившими аналогичное деяние

Отметим, что член Совета Федерации РФ Е. Б. Мизулина 27 июля 2016 г. внесла на рассмотрение Государственной Думы РФ законопроект № 1137251-6 11, в котором предложено исключить упоминание о совершении побоев в отношении близких лиц из диспозиции ст. 116 УК РФ . Таким образом Е Б Мизулина фактически предлагает де-криминализировать побои в отношении близких лиц и перевести их в разряд административных правонарушений

Вместе с тем 1 августа 2016 г профильным комитетом Государственной Думы РФ принято решение предложить вернуть законопроект субъекту права законодательной инициативы в связи с непредставлением официальных отзывов Правительства РФ и Верховного Суда РФ 12.

Поддерживаем данную инициативу и в целях устранения вышеизложенных противоречий предлагаем из диспозиции ст. 116 УК РФ исключить слова «в отношении близких лиц, а равно», примечание к статье признать утратившим силу

Таким образом, абзац 1 ст. 116 УК РФ будет изложен в следующей редакции:

«Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 настоящего Кодекса, из хулиганских побуждений, либо по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы...».

1 Рос. газета. 2016 . 8 июля .

2 Отчет о числе осужденных по всем составам преступлений Уголовного кодекса Российской Федерации и иных лицах, в отношении которых вынесены судебные акты по уголовным делам за 12 месяцев 2015 года (Форма № 10-а) // Официальный сайт Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. URL: http://www. cdep. ru/index. php?id=79&item=3418 (дата обращения: 23.09.2016) .

3 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности : законопроект № 953369-6 // Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации . URL: http://asozd2.duma . gov. ru/main . nsf/%28SpravkaNew%29?Open Agent&RN=953369-6&02 (дата обращения: 22.09. 2016) .

4 Там же .

5 Отклонить закон о «запрете воспитания»! URL: http://www. citizengo . org/ru/fm/35417-otklonit-zakon-o-zaprete-vospitaniya (дата обращения: 22.09. 2016) .

6 Там же .

7 Заявление Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства в связи с принятием новой редакции статьи 116 Уголовного кодекса РФ. URL: http://pk-semya . ru/novosti/item/5447-zayavlenie-patriarshej-komissii-po-voprosam-semi-zashchity-materinstva-i-detstva-v-svyazi-s-prinyatiem-novoj-redaktsii-stati-116-ugolovnogo-kodeksa-rf. html?mkt_tok=eyJpIjoiTmpnM05HWmpZell4TnpKbSIsInQi0iI xYlwvdXJxWnFRQkQ1VXFhbzc0ZFJXVjZ1RFpCU2w2MlRSbll wajBBVkN2TDF6cmpIN244d2FuWnJHUUlhR09t0Vk20VFjcG 10bWxcL0F3b2Z6eUhjVVU3T2pFc3VpYXJSbCtWQmJjK3B0Wj FnPSJ9 (дата обращения: 20.09.2016) . Вместе с тем, полагаем, данное заявление Патриаршей комиссии по времени своего официального распространения несколько запоздало и уже практически ни на что не могло повлиять, так как было опубликовано только 2 июля 2016 г. , то есть уже после одобрения законопроекта Советом Федерации и за день до его подписания Президентом РФ. Поэтому, на наш взгляд, данное заявление было сделано более для успокоения совести, что отмечает в своем видеообращении председатель Комиссии прот. Димитрий Смирнов (URL: https://www.youtube.com/ watch?v=987lYUnMYq8 (дата обращения: 20.09. 2016)) .

8 Там же .

9 Заявление Уполномоченного в связи с новой формулировкой статьи 116 УК РФ. URL: http://www.rfdeti.ru/ news/11347-zayavlenie-upolnomochennogo-v-svyazi-s-novoy-formulirovkoy-stati-116-uk-rf (дата обращения: 20.09. 2016) .

10 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 1, ч. 2, ст. 212.

11 О внесении изменений в статью 116 Уголовного кодекса Российской Федерации и пункт 4 статьи 1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 323-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности» : законопроект № 1137251-6 // Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. URL: http://www. duma. gov. ru/systems/law/?number=1137251-6&sort=date (дата обращения: 02.10.2016) .

12 О проекте федерального закона № 1137251-6 «О внесении изменений в статью 116 Уголовного кодекса Российской Федерации и пункт 4 статьи 1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 323-ФЗ „О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответ-

ственности"» : решение Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству от 1 августа 2016 г. Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации . URL: http://asozd2 .duma .gov. ru/main . nsf/%28Spra vkaNew%29?0penAgent&RN=1137251-6&02 (дата обращения: 02 .10.2016) .

УДК 343 © К. В. Дядюн, 2017

Анализ обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание, в ракурсе охраны репродуктивной сферы

К. В. Дядюн

Автор анализирует проблемы толкования и применения нормы об обстоятельствах, закрепленных в ст. ст. 61, 63 УК РФ, которые обусловлены репродуктивными факторами. В статье представлен сравнительный анализ законодательного подхода стран СНГ к исследуемой области. Сформулированы выводы и предложения по совершенствованию УК РФ в рассматриваемой сфере.

Ключевые слова: обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, репродуктивная сфера, несовершеннолетие виновного, наличие малолетних детей, беременность, специальный субъект.

В соответствии с ч . 1 ст . 38 Конституции РФ «материнство и детство, семья находятся под защитой государства» . Однако соответствующая формулировка затрагивает в основном исключительно медицинскую сторону В сфере же уголовно-правовой политики данный вопрос необоснованно проигнорирован

Термин «репродуктивная сфера» можно рассматривать в узком и широком смысле . В узком понимании — это исключительно медицинская трактовка, связанная с вопросами деторождения и сопутствующими факторами (искусственное прерывание беременности, искусственное оплодотворение, медицинская помощь при бесплодии и т п ) Однако даже в указанном ракурсе содержание данного понятия неоднозначно, так как единообразное толкование отсутствует Существуют различные вариации относительно названия и содержания: «репродуктивное здоровье», «репродуктивные права» и т д Соответственно, содержательный компонент категории «репродуктивная сфера» варьируется в пределах от процессов, обусловливающих исключительно воспроизводство человека, до прав, методов, способов и услуг, сопутствующих и способствующих обеспечению государственной политики в области надлежащей охраны материнства и детства 1

С учетом специфики уголовно-правовой сферы представляется целесообразным трактовать термин «репродуктивная сфера» в широком смысле, с учетом медицинских и уголовно-правовых аспектов, как область, обеспечивающую право граждан на воспроизводство потомства и взаимосвязанных с ним процессов, посредством гуманизации наказания на основе соответствующих особенностей субъектов и регламентации специальных норм, предусматривающих ответственность за преступные посягательства, причиняющие вред обозначенным интересам

В рамках заявленной темы считаем важным рассмотреть институт смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств . Во-первых, данный институт влияет на назначение справедливого и обоснованного наказания Во-вторых, в нем присутствует ряд факторов, непосредственно связанных с репродуктивными интересами . Адекватное толкование и применение соответствующих обстоятельств — залог надлежащей охраны означенных интересов в частности и реализации уголовно-правовой политики государства в данной сфере в целом

В широком понимании в институте обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание, к обусловленным защитой репродуктивных интересов можно отнести не только обстоятельства, непосред-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.