Научная статья на тему 'Уголовная ответственность за незаконные организацию и проведение азартных игр по законодательству стран СНГ'

Уголовная ответственность за незаконные организацию и проведение азартных игр по законодательству стран СНГ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2441
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНЫЙ ЗАКОН / АЗАРТНЫЕ ИГРЫ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / НЕЗАКОННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АЗАРТНЫХ ИГР / НЕЗАКОННОЕ ПРОВЕДЕНИЕ АЗАРТНЫХ ИГР / СТРАНЫ-УЧАСТНИКИ СНГ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Науменко Ольга Петровна

Задача. Задачей данной статьи является сравнительный анализ уголовного законодательства стран СНГ об ответственности за незаконные организацию и проведение азартных игр. Модель. Работа была выполнена при помощи анализа нормативно-правовой базы, посвященной вопросам противодействия незаконному игорному бизнесу, и при помощи изучения других научных работ по уголовному праву. Выводы. Развиваясь под влиянием социально-политических, экономических и культурных условий конкретного государства, идея о необходимости противодействия незаконной игорной деятельности уголовно-правовыми средствами, все же получила всеобщее признание в пределах СНГ. Превалирующей позицией является отнесение преступлений, связанных с азартными играми, к посягательствам на общественный порядок и общественную нравственность. Следует признать более правильной позицию тех стран, которые не ограничились определением в уголовных кодексах лишь общих норм о незаконном предпринимательстве, а предусмотрели специальные нормы об ответственности за незаконные организацию и проведение азартных игр. Такое решение в большей степени способствует укреплению законности. Статья предназначена для студентов, аспирантов, преподавателей, сотрудников правоохранительных органов, практикующих юристов, а также для всех, кто интересуется проблемами соответствующей тематики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINAL LIABILITY FOR ILLEGAL ORGANIZATION AND ARRANGEMENT OF GAMBLING UNDER THE LEGISLATION OF CIS COUNTRIES

Problem. The objective of this paper is a comparative analysis of the criminal legislation of CIS countries on the responsibility for organizing and conducting illegal gambling. Model. The work was performed by an analysis of the legal framework, dedicated to countering illegal gambling business, and by examining other scholarly works on criminal law. Conclusions. Evolving under the influence of socio-political, economic and cultural conditions of a particular State, the idea of the need to combat illegal gambling activities criminal law means, yet was generally recognized within the CIS. The prevailing attitude is the assignment of crimes related to gambling, to attacks on public order and public morals. It should be recognized more correct position of those countries that do not limit the definition in the criminal codes of a general law on illegal business activities, and provided special rules on liability for illegal organization and conduct of gambling. Such a solution is more conducive to the strengthening of the rule of law. This article could be useful for students, post-graduate students, school professors, law enforcement officers, practicing lawyers and for everyone, who is interested in this issue

Текст научной работы на тему «Уголовная ответственность за незаконные организацию и проведение азартных игр по законодательству стран СНГ»

Бизнес в законе

4’2014

3.3. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕЗАКОННЫЕ ОРГАНИЗАЦИЮ И ПРОВЕДЕНИЕ АЗАРТНЫХ ИГР ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ СТРАН СНГ

Науменко Ольга Петровна, аспирант

Место учебы: ФГБОУ ВПО «Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации»

up.zakon@mail.ru

Аннотация: Задача. Задачей данной статьи является сравнительный анализ уголовного законодательства стран СНГ об ответственности за незаконные организацию и проведение азартных игр. Модель. Работа была выполнена при помощи анализа нормативно-правовой базы, посвященной вопросам противодействия незаконному игорному бизнесу, и при помощи изучения других научных работ по уголовному праву. Выводы. Развиваясь под влиянием социально-политических, экономических и культурных условий конкретного государства, идея о необходимости противодействия незаконной игорной деятельности уголовно-правовыми средствами, все же получила всеобщее признание в пределах СНГ. Превалирующей позицией является отнесение преступлений, связанных с азартными играми, к посягательствам на общественный порядок и общественную нравственность. Следует признать более правильной позицию тех стран, которые не ограничились определением в уголовных кодексах лишь общих норм о незаконном предпринимательстве, а предусмотрели специальные нормы об ответственности за незаконные организацию и проведение азартных игр. Такое решение в большей степени способствует укреплению законности. Статья предназначена для студентов, аспирантов, преподавателей, сотрудников правоохранительных органов, практикующих юристов, а также для всех, кто интересуется проблемами соответствующей тематики

Ключевые слова: уголовный закон, азартные игры, уголовная ответственность, незаконная организация азартных игр, незаконное проведение азартных игр, страны-участники СНГ

CRIMINAL LIABILITY FOR ILLEGAL ORGANIZATION AND ARRANGEMENT OF GAMBLING UNDER THE LEGISLATION OF CIS COUNTRIES

Naumenko Olga Petrovna, the graduate student

Study place: Federal State-Funded Educational Institution of Higher Vocational Training «The Russian Law Academy of the Russian Federation Ministry of Justice»

up.zakon@mail.ru

Annotation: Problem. The objective of this paper is a comparative analysis of the criminal legislation of CIS countries on the responsibility for organizing and conducting illegal gambling. Model. The work was performed by an analysis of the legal framework, dedicated to countering illegal gambling business, and by examining other scholarly works on criminal law. Conclusions. Evolving under the influence of socio-political, economic and cultural conditions of a particular State, the idea of the need to combat illegal gambling activities criminal law means, yet was generally recognized within the CIS. The prevailing attitude is the assignment of crimes related to gambling, to attacks on public order and public morals. It should be recognized more correct position of those

countries that do not limit the definition in the criminal codes of a general law on illegal business activities, and provided special rules on liability for illegal organization and conduct of gambling. Such a solution is more conducive to the strengthening of the rule of law. This article could be useful for students, post-graduate students, school professors, law enforcement officers, practicing lawyers and for everyone, who is interested in this issue

Keywords: criminal law, gambling, criminal responsibility, illegal gambling business, illegal carrying of gambling, countries of the CIS

За последние несколько лет уголовное законодательство стран, входящих в Содружество Независимых Государств, стало менее однородным. Подобное явилось результатом не только естественного развития общественной жизни, но и следствием принимаемых политических решений, реализуемых правовых реформ в этих странах.

В доктрине уголовного права России исследованию уголовного законодательства стран СНГ небезосновательно уделяется значительное внимание. Прежде всего, это обусловлено единством наших правовых систем в еще недалеком прошлом. Кроме того, до настоящего времени основные характеристики и тенденции развития преступности в странах, входящих в Содружество, весьма похожи. И наконец, это обусловлено сугубо практическими соображениями. Эти страны являются ближайшими соседями России, с которыми необходимо строить и развивать единую стратегию противодействия преступности.

Руководствуясь способом законодательного оформления (определения) ответственности за незаконные организацию и проведение азартных игр, действующие уголовные законодательства стран СНГ можно разделить на две группы. Первую группу составляют кодексы, в которых обозначенный вопрос решается путем законодательной регламентации общей нормы о незаконном предпринимательстве. Ко второй группе следует отнести страны, где ответственность за незаконное занятие игорным бизнесом имеет юридическое закрепление в специальной норме (или нормах).

Ярким представителем первой группы выступает Армения. В Армении игорный бизнес подлежит обязательному лицензированию. С 1 января 2014 года казино в Армении могут работать только лишь на территории специальных игорных зон - в трех курортных городах страны (Севане, Джермуке и Цахкадоре). Связано это с вступлением в силу поправок к действующему Закону «Об играх с выигрышем и игорных домах» от 16.11.2000 года.

Уголовный кодекс Армении 2003 года не содержит специального состава преступления, предусматривающего ответственность за незаконные организацию и проведение азартных игр. Вместе с тем часть 3 статьи 14 Закона Армении «Об играх с выигрышем и игорных домах» от 16.11.2000 года, устанавливает, что в течение срока приостановления действия лицензии организатор не может осуществлять деятельность по организации игорных домов и игр с выигрышем. Осуществление организатором деятельности по организации игорных домов и игр с выигрышем в течение срока приостановления действия лицензии рассматривается как занятие без лицензии деятельностью, подлежащей лицензированию, и влечет ответственность в установленном законодательством порядке [1].

Уголовный кодекс Армении содержит общую норму (статья 188 «Незаконное предпринимательство») об

34

Науменко О. П.

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕЗАКОННЫЕ ОРГАНИЗАЦИЮ И ПРОВЕДЕНИЕ АЗАРТНЫХ ИГР ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ СТРАН СНГ

ответственности за осуществление подлежащей лицензированию предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) или осуществление предпринимательской деятельности, запрещенной законом, сопряженное с причинением значительного ущерба лицам, или организациям [5].

Несовершенство подобной нормы применительно к отношениям, связанным с незаконной организацией азартных игр, очевидно. Во-первых, она не предполагает ответственности за нарушение условий и требований лицензии, например, о месте организации азартных игр. Во-вторых, она предполагает необходимость установления общественно опасных последствий в виде значительного ущерба, что с практической точки зрения создает почти непреодолимые трудности в доказывании. Сложно себе представить, чтобы завсегдатаи игроки обращались в правоохранительные органы с заявлением о причинении им ущерба незаконной деятельностью игорного заведения. Более того, даже при условии наличия такого обращения правоприменителю весьма затруднительно будет установить, что проигранная лицом сумма отвечает критериям значительного ущерба.

Аналогичный подход реализован в Уголовном кодексе Республики Туркменистан от 12 июня 1997 года (в редакции от 09.11.2013 г.) [12], Уголовном кодексе Республики Молдова от 18 апреля 2002 года (в редакции от 23.12.2013 г.) [10], а также в Уголовном кодексе Республики Беларусь от 9 июля 1999 года (в редакции 12.07.2013 г) [7].

Вторая группа стран, куда можно включить и Россию, определяет в своих уголовных кодексах специальные нормы об ответственности за незаконные организацию и проведение азартных игр. И следует отметить, что такой подход представляется наиболее предпочтительным.

Так, с 2010 года ответственность за занятие игорным бизнесом предусмотрена Уголовным кодексом Украины от 5 апреля 2001 года [13]. Статья 203-2 «Занятие игорным бизнесом» определена в разделе 7 «Преступления в сфере хозяйственной деятельности». Состав преступления сформулирован как формальный и не требует установления размера дохода, полученного лицом в результате такой деятельности. В части 2 предусмотрен только один квалифицирующий признак - совершение данного преступления лицом, ранее судимым за занятие игорным бизнесом. Наиболее строгим наказанием является ограничение свободы на срок до пяти лет.

Пожалуй, одна из наиболее строгих санкций за незаконную организацию азартных игр, предусмотрена в Уголовном кодексе Республики Таджикистан от 21 мая 1998 года (в редакции от 28.12.2013 г.). В соответствии со статьей 240 «Организация или содержание казино, игровых столов и автоматов с денежным выигрышем» главы 25 «Преступления против общественного порядка и нравственности» лицо, признанное виновным в совершении данного преступления, наказывается лишением свободы на срок от шести до восьми лет с конфискацией имущества [11].

Статья 278 «Организация и проведение азартных и других основанных на риске игр» главы 20 «Преступления против общественного порядка» Уголовного кодекса Республики Узбекистан от 22 сентября 1994

года объединяет три самостоятельных состава преступления.

Так, в соответствии с частью 1 незаконная организация и проведение азартных и других основанных на риске игр, в том числе организация или содержание притонов для таких игр наказывается лишением свободы на срок до семи лет.

В соответствии с частью 2 те же деяния, совершенные повторно или опасным рецидивистом, организованной группой или в ее интересах, наказываются лишением свободы на срок от семи до десяти лет.

Часть 3 предусматривает ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в азартные и другие основанные на риске игры, совершенные после применения административного взыскания за такие же действия.

Часть 4 предусматривает ответственность за предоставление услуг в сетях телекоммуникации, в том числе провайдерами всемирной информационной сети Интернет, тиражирование, размножение, распространение соответствующего программного обеспечения для организации или проведения азартных и других основанных на риске игр, совершенные после применения административного взыскания за такие же действия. Наиболее строгим наказанием за совершение указанных действий выступает арест на срок до шести месяцев.

В Уголовный кодекс Азербайджана от 30 декабря 1999 года специальные нормы об ответственности за незаконную организацию и проведение азартных игр были включены только в 2011 году [2]. В настоящее время Уголовный кодекс Азербайджана (в редакции от 22.10.2013 г.) содержит две нормы, которые устанавливают ответственность за нарушение законодательства об игорном бизнесе. В главе 24 «Преступления в сфере экономической деятельности» предусмотрена статья 192-1 «Незаконная организация и проведение лотерей и спортивных тотализаторов», в соответствии с которой организация или проведение спортивных лотерей неуправомоченными лицами, либо тотализаторов без аккредитации в установленном законом порядке, если такие деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству, а равно совершены с получением дохода в крупном размере наказываются штрафом в двукратном размере причиненного в результате преступления ущерба (полученного дохода) или лишением свободы на срок до одного года.

Квалифицированными видами данного преступления выступают его совершение неоднократно, либо с причинением особо крупного ущерба или получением дохода в особо крупном размере, либо его совершение организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией). В таком случае лицо наказывается штрафом в трехкратном размере причиненного в результате преступления ущерба (полученного дохода) или лишением свободы на срок от одного года до пяти лет.

В главу 27 «Преступления против общественной нравственности» была включена статья 244-1 «Организация или содержание игорного заведения». Состав данного преступления сконструирован по типу формального. Основанием ответственности является совершением лицом действий, связанных с организацией или содержанием игорного заведения, то есть места для проведения азартных игр. Данное преступление наказывается исправительными работами на срок до двух дет или лишением свободы на срок до трех лет.

35

Бизнес в законе

4’2014

В качестве квалифицирующих признаков данного преступления предусмотрены: неоднократность, совершенные группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией). В таком случае лицо подлежит наказанию в виде лишения свободы на срок от трех до шести лет.

Следует отметить, оригинальность подхода законодателя Республики Азербайджан в дифференцированном определении объектов весьма схожих по содержанию преступлений. Поскольку проведение лотерей и организация спортивных тотализаторов является в Азербайджане одним из разрешенных видов экономической деятельности, то, по справедливой мысли законодателя, в случае осуществления такой деятельности без специального разрешения (лицензии) вред причиняется отношениям экономическим. С другой стороны, поскольку деятельность игорных домов (казино, клубов) запрещена в целях охранения интересов общества, то незаконная деятельность по их организации или содержанию посягает, прежде всего, на общественную нравственность.

В Уголовный кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997 года норма об ответственности за незаконную организацию игорного бизнеса также была включена в 2011 году [8]. Глава 10 «Преступления против здоровья населения и нравственности» была дополнена статьей 269-1 «Организация незаконного игорного бизнеса», в соответствии с которой незаконное открытие либо содержание игорного заведения или организация деятельности в сфере игорного бизнеса, а равно предоставление помещений для открытия заведомо незаконного игорного заведения либо организации игорного бизнеса наказываются штрафом в размере от пятисот до одной тысячи месячных расчетных показателей, либо привлечением к общественным работам на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до пятидесяти месячных расчетных показателей либо без такового с конфискацией имущества.

Квалифицированными видами данного преступления выступают те же деяния, совершенные:

а) с использованием несовершеннолетнего или с его участием в азартных играх;

б) группой лиц по предварительному сговору;

в) с извлечением дохода в крупном размере;

г) лицом с использованием своего служебного положения. В таком случае лицо подлежит наказанию в виде штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч месячных расчетных показателей либо лишения свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до двухсот месячных расчетных показателей либо без такового с конфискацией имущества.

Особо квалифицированными видами преступления являются его совершение:

а) организованной группой;

б) с извлечением дохода в особо крупном размере;

в) лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой деятельности льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме. В таком случае лицо может быть осуждено к лишению свободы на срок от четырех до семи лет со штрафом в размере от двухсот до пятисот месячных расчетных показателей либо без такового с конфискацией имущества.

В Уголовном кодексе Кыргызской Республики от 1 октября 1997 года специальная норма об ответственности за организацию и (или) содержание игорного заведения появилась только в 2012 году [9]. Глава 25 «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» была дополнена статьей 2591 «Организация и (или) содержание игорного заведения, а также проведение азартных игр с использованием игорного оборудования, за исключением тотализаторов и букмекерских контор».

Данная статья содержит по-сути два самостоятельных состава преступления. В соответствии с частью 1 проведение азартных игр с использованием игорного оборудования либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», за исключением тотализаторов и букмекерских контор, наказывается штрафом в размере десяти тысяч расчетных показателей или лишением свободы на срок от одного до трех лет.

Часть 2 статьи 259-1 предусматривает ответственность за саму организацию и (или) содержание игорного заведения, за исключением тотализаторов и букмекерских контор. Данные действия наказываются штрафом в размере двадцати пяти тысяч расчетных показателей или лишением свободы на срок от трех до пяти лет.

Указанные деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, группой лиц по предварительному сговору, организованной преступной группой или преступным сообществом, наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества.

Подводя итог рассмотрению норм уголовного законодательства стран СНГ, посвященных ответственности за незаконные организацию и проведение азартных игр, следует признать более правильной позицию тех стран, которые не ограничились определением в уголовных кодексах лишь общих норм о незаконном предпринимательстве, а предусмотрели специальные нормы об ответственности за незаконные организацию и проведение азартных игр. Такое решение, как представляется, в большей степени способствует укреплению законности

Развиваясь под влиянием социально-политических, экономических и культурных условий конкретного государства, идея о необходимости противодействия незаконной игорной деятельности уголовноправовыми средствами, все же получила всеобщее признание в пределах Содружества.

Превалирующей позицией является отнесение преступлений, связанных с азартными играми, к посягательствам на общественный порядок и общественную нравственность. Такой подход реализован даже в тех странах, где организация азартных игр полностью не запрещена и является при соблюдении определенных требований одним из видов разрешенной экономической деятельности.

Список литературы:

1. Закон Армении «Об играх с выигрышем и игорных домах» от 16.11.2000 года // URL:

http://parliament.am/legislation.php?sel=

show&I D=1481 &lang=rus

2. Закон Азербайджанской Республики от 30.09.2011 года

№ 199-IVQD // URL: http://www.az.spinform.ru/

3. Закон Республики Казахстан от 09.11.2011 года № 490-IV

ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые за-

36

Науменко О. П.

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕЗАКОННЫЕ ОРГАНИЗАЦИЮ И ПРОВЕДЕНИЕ АЗАРТНЫХ ИГР ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ СТРАН СНГ

конодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования правоохранительной деятельности и дальнейшей гуманизации уголовного законодательства» // URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=48455

4. Закон Кыргызской Республики от 16.07.2012 года №111 «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» // URL: http://base.spinform.ru/show_ doc.fwx?rgn=53236

5. Уголовный кодекс Армении 2003 года // URL: http://parliament.am/legislation.php?sel=show&ID=1349&lang=r us#22

6. Уголовный кодекс Азербайджана (в редакции от 22.10.2013 г.) // URL: http://www.az.spinform.ru/

7. Уголовный кодекс Республики Беларусь от 09.07.1999 года (в редакции 12.07.2013 г.) // URL:

http://www.base.spinform.ru/ show_doc.fwx?rgn=1977

8. Уголовный кодекс Республики Казахстан от 16.07.1997 года // URL: http://base.spinform.ru/

9. Уголовный кодекс Кыргызской Республики от 01.10.1997 года // URL: http://base.spinform.ru/

10. Уголовный кодекс Республики Молдова от 18.04.2002

года (в редакции от 23.12.2013 г.) // URL:

http://base.spinform.ru/ show_doc.fwx?rgn=3835

11. Уголовный кодекс Республики Таджикистан от

21.05.1998 года // URL:

http://www.base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=2324

12. Уголовный кодекс Республики Туркменистан от

12.06.1997 года (в редакции от 09.11.2013 г.) // URL: http://www.base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=2483

13. Уголовный кодекс Украины от 05.04.2001 года // URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=8679

14. Гармаш А.М. О проблемах реформирования 22 главы Уголовного кодекса РФ // Бизнес в законе. 2012. №2. С.145-147.

15. Севостьянов Р.А. Вопросы уголовно-правовой защиты общественной нравственности от незаконного игорного бизнеса // Бизнес в законе. 2008. №2. С.94-95.

16. Чернова О.А. О некоторых недостатках законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр // Бизнес в законе.. 2012. №3. С.149-152.

Reference list:

1. Armenian Law «On Gambling and Casinos» dated 16.11.2000 // URL: http://parliament.am/legislation.php?sel= show&I D=1481 &lang=rus

2. Law of the Azerbaijan Republic dated 30.09.2011, № 199-IVQD// URL: http://www.az.spinform.ru/

3. Law of the Republic of Kazakhstan dated 09.11.2011, № 490-IV SAM «On amendments and additions to some legislative acts of the Republic of Kazakhstan on improvement of law enforcement and further humanization of criminal legislation» // URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=48455

4. Law of the Kyrgyz Republic dated 16.07.2012, the №111

«On amendments and additions to some legislative acts of the Kyrgyz Republic»// URL: http://base.spinform.ru/show_

doc.fwx?rgn=53236

5. The Criminal Code of Armenia 2003 // URL:

http://parliament.am/legislation.php?sel=show&ID=1349&lang=r us#22

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. The Criminal Code of Azerbaijan Republic (as amended on 22.10.2013) // URL: http://www.az.spinform.ru/

7. The Criminal Code of the Republic of Belarus of 09.07.1999

(as amended on 12.07.2013) // URL:

http://www.base.spinform.ru/ show_doc.fwx?rgn=1977

8. The Criminal Code of the Republic of Kazakhstan dated

16.07.1997 // URL: http://base.spinform.ru/

9. The Criminal Code of the Kyrgyz Republic dated 01.10.1997 // URL: http://base.spinform.ru/

10. The Criminal Code of the Republic of Moldova of

18.04.2002 (as amended on 23.12.2013) // URL:

http://base.spinform.ru/ show_doc.fwx?rgn=3835

11. The Criminal Code of the Republic of Tajikistan on

21.05.1998 // URL:

http://www.base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=2324

12. The Criminal Code of Turkmenistan on 12.06.1997 (as

amended on 09.11.2013) // URL:

http://www.base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=2483

13. The Criminal Code of Ukraine dated 05.04.2001// URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=8679

14. Garmash A.M. On the problems of reforming ^apter 22 of the Criminal Code // Business in law. 2012. №2. P.145-147.

15. Sevostyanov R.A. Questions of criminal law to protect public morals from illegal gambling // Business in law. 2008. №2. P.94-95.

16. Chernova O.A. About some problems of legislation of state regulation the activities of the organization and conduction of games of chance // Business in law. 2012. №3. P.149-152.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью аспиранта ФГБОУ ВПО «Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации» Науменко Ольги Петровны по теме: «Уголовная ответственность за незаконные организацию и проведение азартных игр по законодательству стран СНГ».

Научная статья О.П. Науменко посвящена рассмотрению особенностей регламентации ответственности за незаконные организацию и проведение азартных игр по уголовному законодательству стран-участниц СНГ. Тема является весьма актуальной и отличается существенной новизной, поскольку как и Россия, большинство стран, входящих в Содружество Независимых Государств, закрепили специальные нормы об уголовной ответственности за незаконное занятие игорным бизнесом совсем недавно (главным образом с 2011 года).

В статье О. П. Науменко приходит к выводу, что в уголовных кодексах большинства стран СНГ превалирующей позицией является отнесение преступлений, связанных с азартными играми, к посягательствам на общественный порядок и общественную нравственность. Такой подход реализован и в тех странах, где организация азартных игр полностью не запрещена и является при соблюдении определенных требований одним из видов разрешенной экономической деятельности. Автор справедливо обращает внимание, что следует признать более обоснованной позицию тех стран, которые не ограничились определением в уголовных кодексах лишь общих норм о незаконном предпринимательстве, а предусмотрели специальные нормы об ответственности за незаконные организацию и проведение азартных игр. Некоторые высказанные автором статьи позиции являются дискуссионными, однако автор довольно убедительно обосновывает свою точку зрения.

Объем представленной научной статьи составляет 9 страниц. Содержание в полной мере соответствует предложенному названию. Статья выполнена на достаточно высоком уровне и отвечает требованиям ВАК Минобразования и науки РФ, предъявляемым к научным публикациям. Следовательно, работа О.П. Науменко «Уголовная ответственность за незаконные организацию и проведение азартных игр по законодательству стран СНГ» может быть рекомендована к опубликованию.

Преподаватель кафедры уголовного права Московского университета МВД России, кандидат юридических наук

Е.А. Русскевич

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.