Научная статья на тему 'УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ПУБЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ'

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ПУБЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
28
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПУБЛИЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воеводина Александра Игоревна

Статья посвящена сравнению норм об уголовной ответственности по законодательству Российской Федерации и Республики Беларусь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Воеводина Александра Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINAL LIABILITY FOR VIOLATIONS IN THE SPHERE OF PUBLIC EVENTS IN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE LEGISLATION OF THE REPUBLIC OF BELARUS

Article devoted to a comparison of norms dedicated to criminal liability under the laws of the Russian Federation and the Republic of Belarus.

Текст научной работы на тему «УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ПУБЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»

О^ УГОЛОВНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС

УДК - 343 ББК - 67

ВОЕВОДИНА Александра Игоревна,

аспирантка Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации,

помощник Преображенского межрайонного прокурора города Москвы

12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ПУБЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Аннотация. Статья посвящена сравнению норм об уголовной ответственности по законодательству Российской Федерации и Республики Беларусь.

Ключевые слова: публичные мероприятия, сравнительное правоведение, уголовная ответственность.

VOJEVODINA Alexandra Igorevna,

graduate student of Academy of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation, assistant to Preobrazhenskoye to the interdistrict prosecutor

of the city of Moscow

CRIMINAL LIABILITY FOR VIOLATIONS IN THE SPHERE

OF PUBLIC EVENTS IN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE LEGISLATION OF THE REPUBLIC OF BELARUS

Summary. Article devoted to a comparison of norms dedicated to criminal liability under the laws of the Russian Federation and the Republic of Belarus. Key words: public events, comparative law, criminal liability.

Федеральным законом от 21.07.2014 № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства о публичных мероприятиях» [1] в Уголовный кодекс Российской Федерации [3] введена новая статья — ст. 212.1, которая устанавливает уголовную ответственность за неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования. Данная статья ранее не имела аналогов в отечественном законодательстве. Указанное об-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2016

стоятельство порождает трудности для правоприменительной практики и открывает поле для теоретических дискуссий.

Правовая культура государств романо-германской системы права позволяет обнаружить сходства и различия в законодательных актах и отдельных нормах права. Их изучение способствует определению социально-правовой ситуации в государстве, объективному сравнительному анализу с точки зрения ценности и значимости положений законодательных актов других государств, возможности оценки с точки зрения необходимости заимствования положительного опыта.

Республика Беларусь в большей степени схожа с Российской Федерацией правовыми традициями и правовой культурой общества.

Заслуживает внимания введенная Законом Республики Беларусь от 08.11.2011 № 309-3 ст. 369.3 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее - УК РБ) [4] -нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий, согласно которой публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации или пикетирования с нарушением установленного порядка их организации или проведения, либо вовлечение лиц в участие в таких массовых мероприятиях путем насилия, угрозы применения насилия, обмана или выплаты вознаграждения, либо иная организация или проведение таких массовых мероприятий, если их проведение повлекло за собой по неосторожности гибель людей, причинение тяжкого телесного повреждения одному или нескольким лицам или причинение ущерба в крупном размере при отсутствии признаков других преступлений.

Несмотря на внешнюю схожесть с отечественным законодательством, состав преступления, предусмотренного ст. 369.3 УК РБ, имеет существенные особенности. По смыслу статьи в ней объединены два состава преступления. Рассматриваемая статья помещена законодателем в гл. 33, посвященную преступлениям против порядка управления. Традиционно объектом преступлений против порядка управления признаются общественные отношения, связанные с «нормальной деятельностью органов власти и местного самоуправления, понимаемой как складывающиеся между органами управления и гражданами отношения по поводу осуществления первыми распорядительных, административных функций и подчиненности, обязательности исполнения и дисциплины вторыми» [2, с. 596]. Вместе с тем так называемый второй состав преступления, описанный в ст. 369.3 УК РБ, дополнительным объектом анализируемого деяния имеет общественные отношения в области охраны жизни и здоровья граждан от преступ-

ных посягательств, а также отношения в сфере защиты собственности. Особая охрана жизни и здоровья личности и вещных прав законодателем, установленная рассматриваемой статьей, представляется весьма обоснованной. Перечисленные интересы самостоятельно находятся под уголовно-правовой охраной в законодательных актах различных государств, однако специальное указание на последствия, к которым может привести нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий, подчеркивает значимость соблюдения законодательства в данной сфере лицами, организующими данные мероприятия и в них участвующими, и указывает на степень озабоченности государства необходимостью неукоснительного следования нормам законодательства.

Объективная сторона данного преступления выражена в форме действия. Что касается первого преступления, объективная сторона состоит в публичных призывах к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации или пикетирования с нарушением установленного порядка их организации или проведения либо в вовлечении лиц в участие в таких массовых мероприятиях путем насилия, угрозы применения насилия, обмана или выплаты вознаграждения. По конструкции объективной стороны данное преступление относится к преступлениям с формальным составом, применительно к описанным действиям, последствия - в данном случае достижение целей лица, совершающего данное преступление, то есть организация или проведение массового мероприятия другими лицами не имеет значения, состав преступления является выполненным с момента осуществления публичных призывов к совершению указанных действий.

Вторая разновидность деяния заключается в подавлении воли лица к сопротивлению на участие в таком публичном мероприятии с применением физического насилия, выраженного нанесением телесных повреждений и причинением вреда здоровью, либо психического, связанного с угрозой совершения таких действий, а также путем обмана или выплаты вознаг-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2016

раждения. Способы вовлечения сформулированы законодателем как исчерпывающие.

Объективная сторона так называемого второго состава преступления, предусмотренного ст. 369.3 УК РБ, выражается в иной организации, если их проведение повлекло за собой по неосторожности гибель людей, причинение тяжкого телесного повреждения одному или нескольким лицам или причинение ущерба в крупном размере. По конструкции объективной стороны данное преступление является преступлением с материальным составом, законодатель четко указал на общественно опасные последствия, которые являются необходимыми и достаточными для признания преступления оконченным. Представляется спорным указание на «иную» организацию или проведение массовых мероприятий, а именно возникает вопрос, являются ли такая организация и проведение правомерными сами по себе, а общественную опасность представляют именно последствия, к которым они привели. Вместе с тем контраргумент можно усмотреть в названии статьи, которая звучит как нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий, а также в указании на причинную связь между организацией и проведением массового мероприятия и наступление определенных общественно опасных последствий.

Субъект данного преступления сформулирован как общий, вменяемое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности. Ответственность лица, организовавшего массовое мероприятие, и участника такого мероприятия не индивидуализирована.

Субъективная сторона первого состава преступления, обозначенного в ст. 369.3 УК РБ, характеризуется прямым умыслом, так как публичные призывы и вовлечение осуществляются лицом целенаправленно, то есть лицо осознает общественную опасность своих действий, предвидит возможность наступления последствий и желает их наступления. Более того, умысел в данном случае является заранее обдуманным.

Субъективная сторона второго состава характеризуется двумя формами вины.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2016

Организация или проведение массовых мероприятий происходят с нарушением установленного порядка по воле лиц, их организовавших или участвующих, наступление общественно опасных последствий происходит вне умысла данных лиц, по неосторожности.

Таким образом, будучи также преступлением в сфере проведения массовых (публичных по отечественной терминологии) мероприятий, преступление, предусмотренное в ст. 369.3 УК РБ, имеет существенные отличия от преступления, сформулированного в ст. 212.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Во-первых, белорусский законодатель сформулировал несколько самостоятельных составов преступлений, связанных с организацией или проведением массовых мероприятий. При этом с точки зрения законодательной техники представляется не вполне удобным отсутствие частей и пунктов в ст. 369.3 Уголовного кодекса Республики Беларусь, что упростило бы толкование и уяснение норм в действительности нескольких составов преступлений.

Во-вторых, существенным отличием является отсутствие указания на неоднократность совершения нарушения установленного порядка проведения массовых мероприятий и отсутствие административной преюдиции. Иными словами, общественную опасность в сфере массовых мероприятий белорусский законодатель видит не в неоднократности совершения административных правонарушений, а в публичных призывах к организации проведению массовых мероприятий с нарушением установленного порядка и вовлечении в проведение такого мероприятия, а также в иной организации или проведении таких массовых мероприятий, если их проведение повлекло за собой по неосторожности гибель людей, причинение тяжкого телесного повреждения одному или нескольким лицам или причинение ущерба в крупном размере. Таким образом, большее внимание белорусский законодатель уделяет не формальным признакам, а сущностной проблеме организации и проведения массовых мероприятий, а также их последствиям.

Будучи введенной новеллой отечественного уголовного права, ст. 212.1 Уголовного кодекса Российской Федерации по-прежнему требует к себе внимания со стороны законодателя с точки зрения формулирования норм об уголовной ответственности за нарушения в сфере публичных мероприятий. В связи с этим представляется целесообразным изучение и анализ аналогичных норм законодательства Республики Беларусь в целях заимствования положительных тенденций.

Список литературы:

[1] Российская газета. 2014. 30 июля. № 169.

[2] Российское уголовное право: в 2 т. Т. 2. Особенная часть: Учебник / Под ред. Г.Н. Борзенкова, Л.В. Иногамовой-Хегай, В.С. Комиссарова, А.И. Рарога. М., 2011.

[3] Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

[4] Уголовный кодекс Республики Беларусь // http://etalonline.by/?type=text&regnum= HK9900275#innerNavigate_2226 (дата обращения: 17.05.2016).

Spisok literatury:

[1] Rossijskaya gazeta. 2014. 30 iyulya. № 169.

[2] Rossijskoe ugolovnoe pravo: v 2 t. T. 2. Osobennaya chast': Uchebnik / Pod red. G.N. Borzenkova, L.V. Inogamovoj-Xegaj, V.S. Komissarova, A.I. Raroga. M., 2011.

[3] Sobranie zakonodatel'stva RF. 1996. № 25. St. 2954.

[4] Ugolovny'j kodeks Respubliki Belarus' // http://etalonline.by/?type=text&regnum= HK9900275#innerNavigate_2226 (data obra-shheniya: 17.05.2016).

Объединенная электронная редакция

ЮРКОМПАНИ

www.publish.law-books.ru

НАУЧНО-ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ГРУППА «ЮРКОМПАНИ»

специализируется на выпуске профессиональной юридической литературы и издании научных рецензируемых журналов, www.law-books.ru

Объединенная электронная редакция «ЮРКОМПАНИ» предлагает помощь в коммерческом издании ваших книг (монографий, учебников, учебных пособий, УМК) в самые сжатые сроки (2-3 недели). Возможно присвоение грифов:

1) Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» (с указанием названия грифа на обложке книги и выдачей Сертификата),

2) Рекомендовано Научно-исследовательским институтом образования и науки (с указанием названия грифа на обложке и выдачей Сертификата),

3) Рекомендовано Научно-исследовательским институтом проблем образования и права (с указанием названия грифа на обложке книги и выдачей Сертификата).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.