Научная статья на тему 'УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ: СОВРЕМЕННЫЙ АСПЕКТ'

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ: СОВРЕМЕННЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
479
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
уголовная ответственность / государственное преступление / государственная измена / шпионаж / диверсия / государственная тайна.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Николаева Ю.В.

Формирование современной системы преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства идет на фоне усиления экстремистской деятельности, что не могло не повлечь соответствующие изменения перечня преступлений, включенных в главу 29 Уголовного кодекса Российской Федерации. Государство как социальный институт рассматривали представители различных отраслей знаний с древнейших времен и современности. Один из дискуссионных вопросов – что первично государство или личность и, как результат определение приоритетов защиты, не потерял своей остроты и в настоящее время. В постреволюционный период в России вопрос о первостепенстве государства сомнению не подвергался.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Николаева Ю.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ: СОВРЕМЕННЫЙ АСПЕКТ»

ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ

DOI: 10.24412/2224-9125-2022-9-140-145 NIION: 2022-0079-9/22-125 MOSURED: 77/27-025-2022-09-125

НИКОЛАЕВА Юлия Валентиновна,

доктор юридических наук, профессор, ведущий научный сотрудник сектора уголовного права, уголовного процесса и криминологии Института государства и права РАН, e-mail: mail@law-books.ru

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ: СОВРЕМЕННЫЙ АСПЕКТ

Аннотация. Формирование современной системы преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства идет на фоне усиления экстремистской деятельности, что не могло не повлечь соответствующие изменения перечня преступлений, включенных в главу 29 Уголовного кодекса Российской Федерации. Государство как социальный институт рассматривали представители различных отраслей знаний с древнейших времен и современности. Один из дискуссионных вопросов - что первично государство или личность и, как результат определение приоритетов защиты, не потерял своей остроты и в настоящее время. В постреволюционный период в России вопрос о первостепенстве государства сомнению не подвергался.

Ключевые слова: уголовная ответственность, государственное преступление, государственная измена, шпионаж, диверсия, государственная тайна.

NIKOLAEVA Julia Valentinovna,

Doctor of Law, Professor, Leading Researcher in the Criminal Law, Criminal Process and Criminology Sector of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences

CRIMINAL LIABILITY FOR STATE CRIMES: MODERN ASPECT

Annotation. The formation of a modern system of crimes against the foundations of the constitutional system and the security of the state is taking place against the background of increased extremist activities, which could not but entail appropriate changes in the list of crimes included in Chapter 29 of the Criminal Code of the Russian Federation. The state as a social institution has been considered by representatives of various branches of knowledge since ancient times and modernity. One of the discussion questions is that the state or person is primary and, as a result of the determination of defense priorities, has not lost its sharpness at present. In the post-revolutionary period in Russia, the question of the primacy of the state was not questioned.

Key words: criminal liability, state crime, high treason, espionage, sabotage, state secret.

Конституция Российской Федерации 1993 г. обладая высшей юридической силой, в статье 2 закрепляет принцип признания человека высшей ценностью. В развитии данного положения, в ней задекларирован еще один не менее важный принцип: «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -обязанность государства». Не вызывает сомнений, Конституцией РФ четко установлена взаимосвязь, при которой соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина всецело зависит

не только от эффективно функционирующего государства, но и от того, насколько эффективно охраняется оно само от внутренних и внешних угроз. Высказанное мнение не является новым по своей сути, подобная точка зрения, поддерживаемая нами, высказывалась и ранее [1]. В предложенной главе мы остановимся на вековой истории охраны российского государства средствами уголовного законодательства.

Вспомним, что законодательная трактовка Уголовных кодексов РСФСР 1922 и 1926 гг. о

штшшмшттшшттмшшштшшттмш^^

защите «государства трудящихся» и «социалистического государства рабочих и крестьян» соответственно лишний раз доказывают это. Подобная редакция подчеркивает тесную взаимосвязь государства и его населения. Государство для народа - данная мысль постоянно прослеживалась и в различных политических документах, нормативных правовых актах того периода [2]. Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. принципиально не изменив акценты, объекты уголовно-правовой охраны называет несколько иным образом, простым перечислением, редак-ционно, не связывая их воедино. Например, охраняются общественный строй СССР, его политическая и экономическая системы, личность, права и свободы граждан и т.д.

Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г. (далее - УК РФ) не содержит термина государственные преступления, их правопреемником стали преступления, размещенные в главе 29, пишет С.В. Дьяков [3], перечень которых существенно сократился. Первоначальная редакция главы 29 УК РФ включала в себя лишь небольшое число преступлений:

- государственная измена (ст. 275);

- шпионаж (ст. 276);

- посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277);

- насильственный захват власти или насильственное удержание власти (ст. 278);

- вооруженный мятеж (ст. 279);

- публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации (ст. 280);

- диверсия (ст. 281);

- возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды (ст. 282);

- разглашение государственной тайны (ст.

283);

- утрата документов, содержащих государственную тайну (ст. 284).

Формирование современной системы преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства идет на фоне усиления экстремистской деятельности, что не могло не повлечь соответствующие изменения перечня преступлений, включенных в главу 29 ныне действующего УК РФ [4].

Основы конституционного строя, как видового объекта уголовно-правовой охраны, закреплены в главе 1 Конституции РФ [5] и определяют принципы конституционного строя, экономических отношений, политической системы общества, а содержание безопасности государства целесообразно раскрывать с помощью положений российского законодательства. Например, Федерального закона от 03.04.1995 г. № 40-ФЗ «О

федеральной службе безопасности»; Указа Президента РФ от 11.08.2003 г. № 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации»[6]; Стратегии Национальной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 02.07.2021 г. № 400 и др.

Анализируя вопросы содержания и взаимосвязи основ конституционного строя и безопасности государства, авторы одного из исследований справедливо отмечают, что безопасность государства гораздо шире безопасности основ его конституционного строя [7]. Соглашаясь с высказанным мнением, полагаем справедливым рассматривать их в соотношении как общее и частное. [8]

С позиции непосредственного объекта преступления против основ конституционного строя и безопасности государства в науке уголовного права систематизированы, но носят дискуссионный характер. Например, Е.В. Благов систему данных преступлений видит как двухзвенную, это преступления против основ конституционного строя государства (статьи 277-279, 284.1 УК РФ) и против безопасности государства (против внешней безопасности (статьи 275, 276, 283-284 УК РФ) и отдельно внутренней безопасности (статьи 280-282.3 УК РФ)) [9]. По мнению В.И. Гладких их классификация выглядит несколько иначе: 1. преступления против внешней безопасности РФ (статьи 275, 276, 284.1 УК РФ); 2. преступления, посягающие на основы политической системы РФ (статьи 277-279 УК РФ); 3. посягающие на экономическую безопасность и обороноспособность РФ (ст. 281 УК РФ); 4. посягающие на общественные отношения, обеспечивающие недопущение экстремистской деятельности (статьи 280, 280.1, 280.2, 282, 282.1, 282.2, 283.3 УК РФ); 5. преступления, посягающие на сохранность государственной тайны (статьи 283-284.1 УК РФ) [10].

Не возражая принципиально против такой классификации, заметим лишь, что объект преступлений экстремистской направленности сформулирован несколько некорректно. [11] Представляется правильным отнести данную группу преступлений к числу многообъектных, если исходить из текста ст.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [12], где основы конституционного строя и безопасность государства являются основным, а дополнительный объект достаточно разнообразен и связан с конкретными экстремистскими деяниями. Определенную поддержку сказанному можно найти и в соответствующем постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности». В п.1 названного постановления Пленума Верховного Суда РФ

прямо отражено: «При рассмотрении уголовных дел о преступлениях экстремистской направленности судам следует обеспечивать, с одной стороны, охрану публичных интересов (основ конституционного строя, целостности и безопасности Российской Федерации), а с другой - защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина - свободы совести и вероисповедания, свободы мысли, слова, массовой информации, права свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, права собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. [13]

Анализ задач, стоящих перед УК РСФСР 1922, 1926, 1960 г.г. свидетельствует о направленности кодекса на охрану существующих общественных отношений. В ст.2 УК РФ 1996 г. впервые помимо охраны закреплена задача предупреждения преступлений. Ее реализация в свою очередь предопределила появление в Особенной части УК, в том числе и в главе 29, поощрительных норм об освобождении лиц, совершивших конкретные преступления, от уголовной ответственности при наличии соответствующего позитивного поведения. Обращает на себя внимание императивный метод правового регулирования, используемый при конструировании таких норм, регулирующих специальные виды освобождения от уголовной ответственности. [14]

В главе 29 УК РФ такие виды освобождения предусмотрены в примечаниях к статьям 275 «Государственная измена»; 282.1 «Организация экстремистского сообщества»; 282.2. «Организация деятельности экстремистской организации»; 282.3 «Финансирование экстремистской деятельности»; 284.1. «Осуществление деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности». Их наличие является элементом договора государства и лица, совершившего преступление, а императивный метод свидетельствует о взятых на себя государством гарантиях освобождения. [15] При наличии установленных законом оснований освобождения, принятие решения не зависит от субъективных усмотрений правоприменителя. [16]

Справедливости ради, нельзя не отметить наличие незначительного числа подобных норм и в УК РСФСР 1960 г.

При их конструировании также применялся императивный метод, а освобождение лица связывалось с его позитивным поведением. Вместе

с тем, обращает на себя внимание более жесткие основания освобождения от уголовной ответственности за измену родине (ст.64 УК РСФСР). Так, лицо подлежало освобождению только если оно, будучи завербованным иностранной разведкой, не совершило никаких действий по исполнению полученного задания (выделено автором - Ю.Н.) и добровольно заявило о такой связи.

По УК РФ такое лицо освобождается, если «оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации (выделено автором - Ю.Н.) и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Изучение российского законодательство об уголовной ответственности за государственные преступления продемонстрировало:

- нормы уголовного законодательства об ответственности за государственные преступления прошли достаточно длительный путь своего развития и продолжают играть важнейшую роль в обеспечении российской государственности и в настоящее время; [17]

- уголовная политика в сфере противодействия государственным преступлениям неотделима от истории развития нашей страны, смены общественно-экономического, политического положения как внутри страны, так и ее места, и роли на внешнеполитической арене;

- систему государственных преступлений в советский период формировали две группы деяний: во-первых, посягающие на основы советского социалистического государства и общественного строя, а также внешней безопасности; во-вторых, направленные на основы управления и хозяйства Советского государства, а также иные важнейшие интересы, которые не связаны с проявлением классовой борьбы, но подрывают хозяйственную мощь и авторитет власти. В настоящее время такие преступления направлены против основ конституционного строя и безопасности государства;

- развитие учения о составе преступления в значительной степени повлияло на формирование и юридической закрепление объективных и субъективных признаков составов государственных преступлений;

- с течением времени юридическая природа государственных преступлений становится более понятной с позиции уточнения круга охраняемых общественных отношений, что, несомненно, повлияло на систематизацию Особенной части современного уголовного кодекса РФ (например, выделение в самостоятельные группы преступления против государственной власти, государ-

ственной службы и службы в органах местного самоуправления; преступления против порядка управления и др.); [18]

- исторически неизменно высокую оценку со стороны законодателя общественной опасности данных преступлений придавала их направ-

ленность «непосредственно против самого существования государства и основ государственного устройства, против интересов государства в его отношениях с другими государствами, а также против других наиболее важных интересов государства» [19].

Список литературы:

[1] Тер-Акопов А.А. Безопасность человека (социальные и правовые основы). М.: Норма, 2005; Дьяков С.В. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства: уголовно-правовое и криминологическое исследование / С. В. Дьяков. - Санкт-Петербург: Юридический центр Пресс (изд-во Р. Асланова), 2009. - С.7 и др.

[2] В их числе, например, Воззвание «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» от 24 ноября 1917 года, которое подписали Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин) и Народный Комиссар по национальным делам Дшугашвили-Сталин // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917—1918 гг. Управление делами Совнаркома СССР М. 1942, стр. 90-91; Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая 3-м Всероссийским Съездом Советов Рабочих и Солдатских Депутатов 3 (16) января 1918 г. // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917—1918 гг. Управление делами Совнаркома СССР М. 1942, стр. 234-235 и др.

[3] Дьяков С.В. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства: уголовно-правовое и криминологическое исследование / С. В. Дьяков. - Санкт-Петербург: Юридический центр Пресс (изд-во Р. Асланова), 2009. - С.163.

[4] Так, изменено название и содержание признаков состава, закрепленного в ст.280 УК РФ, Кодекс дополнен статьями 282.1, 282.2 УК РФ (Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 112-ФЗ); внесены изменения в содержание признаков состава, предусмотренного ст.282 УК РФ (Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ); и т.д.

[5] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://www.pravo.gov.ru

[6] В ст.1 закреплены вопросы ведения ФСБ России, в числе которых:«... государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, борьбы с терроризмом, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов, обеспечивающим информационную безопасность Российской Феде-рации...»//Собрание законодательства РФ», 18.08.2003, N 33, ст. 3254.

[7] Бодров Н.Ф., Бимбинов А.А., Воронин В.Н. Материалы экстремистского характера, распространяемые в сети Интернет: проблемы судебно-экспертного исследования и вопросы квалификации преступлений: монография. Москва: Норма, ИНФРА-М, 2020.- С.19

[8] Кокорев А.С. Управление внешней и внутренней логистикой. - М.: Государственный университет по землеустройству, 2021.

[9] Уголовное право России. Общая и Особенная части: учебник/ А.А. Арямов, Т.Б. Басова, Е.В. Благов и др.; отв. ред. Ю.В. Грачева, А.И. Чучаев. М.: КОНТРАКТ, 2017. - С. 296

[10] ладких В.И. преступления против государственной власти. Научно-практический комментарий с материалами судебной практики. (Аспирантура, Бакалавриат, Магистратура). Монография / В.И. Гладких. - Москва : КНОРУС, 2022. - С. 14.

[11] Кокорев А.С. Факторы конкурентоспособности и финансовой устойчивости компании // Московский экономический журнал. 2020. № 9. С. 56.

[12] Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, № 30, ст. 3031.

[13] Албогачиев А.А., Гандалоев Р.Б., Галаева М.И. Становление представлений о юридических фактах // Образование и право. 2021. № 7. С. 70-76.

[14] Каллагов Т.Э. Муниципальная служба в условиях реформирования местного самоуправления в Российской Федерации // Образование и право. 2014. № 9 (61). С. 20-36.

'^mmmmmmmmmmmmiiimmmmmsmmmmm^

[15] Кокорев А.С. Отечественные и зарубежные методики оценки кредитоспособности заемщика. Монография. - Москва, 2021.

[16] Кокорев А.С. Влияние пандемии на малый и средний бизнес // Московский экономический журнал. 2021.№ 2. - С. 64.

[17] Кокорев А.С. сделки по слиянию и поглощению: от теории к практике. - Киров, 2021. - С.

45-46.

[18] Албогачиев А.А., Хаматханова М.М., Гандалоев Р.Б. Политические коммуникации в современной системе государственного управления // Современная наука и инновации. 2020. № 4 (32). С. 130-141.

[19] Особо опасные государственные преступления / Турецкий М.В. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1965. - С.3

Spisok literatury:

[1] Ter-Akopov A.A. Bezopasnost' cheloveka (social'nye i pravovye osnovy). M.: Norma, 2005; D'yakov S.V Prestupleniya protiv osnov konstitucionnogo stroya i bezopasnosti gosudarstva: ugolovno-pravovoe i kriminologicheskoe issledovanie / S. V. D'yakov. - Sankt-Peterburg: YUridicheskij centr Press (izd-vo R. Aslanova), 2009. - S.7 i dr.

[2] V ih chisle, naprimer, Vozzvanie «Ko vsem trudyashchimsya musul'manam Rossii i Vostoka» ot 24 noyabrya 1917 goda, kotoroe podpisali Predsedatel' Soveta Narodnyh Komissarov V. Ul'yanov (Lenin) i Nar-odnyj Komissar po nacional'nym delam Dshugashvili-Stalin // Sobranie uzakonenij i rasporyazhenij pravi-tel'stva za 1917—1918 gg. Upravlenie delami Sovnarkoma SSSR M. 1942, str. 90-91; Deklaraciya prav trudyas-hchegosya i ekspluatiruemogo naroda, prinyataya 3-m Vserossijskim S"ezdom Sovetov Rabochih i Soldatskih Deputatov 3 (16) yanvarya 1918 g. // Sobranie uzakonenij i rasporyazhenij pravitel'stva za 1917—1918 gg. Upravlenie delami Sovnarkoma SSSR M. 1942, str. 234-235 i dr.

[3] D'yakov S.V. Prestupleniya protiv osnov konstitucionnogo stroya i bezopasnosti gosudarstva: ugolovno-pravovoe i kriminologicheskoe issledovanie / S. V. D'yakov. - Sankt-Peterburg: YUridicheskij centr Press (izd-vo R. Aslanova), 2009. - S.163.

[4] Tak, izmeneno nazvanie i soderzhanie priznakov sostava, zakreplennogo v st.280 UK RF, Kodeks dopolnen stat'yami 282.1, 282.2 UK RF (Federal'nyj zakon ot 25 iyulya 2002 g. № 112-FZ); vneseny izme-neniya v soderzhanie priznakov sostava, predusmotrennogo st.282 UK RF (Federal'nyj zakon ot 8 dekabrya 2003 g. № 162-FZ); i t.d.

[5] Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneniyami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020) // http://www.pravo.gov.ru

[6] V st.1 zakrepleny voprosy vedeniya FSB Rossii, v chisle kotoryh: «...gosudarstvennoe upravlenie v oblasti obespecheniya bezopasnosti Rossijskoj Federacii, bor'by s terrorizmom, zashchity i ohrany gosudarst-vennoj granicy Rossijskoj Federacii, ohrany vnutrennih morskih vod, territorial'nogo morya, isklyuchitel'noj ekonomicheskoj zony, kontinental'nogo shel'fa Rossijskoj Federacii i ih prirodnyh resursov, obespechivayush-chim informacionnuyu bezopasnost' Rossijskoj Federacii...»//Sobranie zakonodatel'stva RF", 18.08.2003, N 33, st. 3254.

[7] Bodrov N.F., Bimbinov A.A., Voronin V.N. Materialy ekstremistskogo haraktera, rasprostranyaemye v seti Internet: problemy sudebno-ekspertnogo issledovaniya i voprosy kvalifikacii prestuplenij: monografiya. Moskva: Norma, INFRA-M, 2020.- S.19

[8] Kokorev A.S. Upravlenie vneshnej i vnutrennej logistikoj. - M.: Gosudarstvennyj universitet po zem-leustrojstvu, 2021.

[9] Ugolovnoe pravo Rossii. Obshchaya i Osobennaya chasti: uchebnik / A.A. Aryamov, T.B. Basova, E.V. Blagov i dr.; otv. red. YU.V. Gracheva, A.I. CHuchaev. M.: KONTRAKT, 2017. - S. 296

[10] Gladkih V.I. prestupleniya protiv gosudarstvennoj vlasti. Nauchno-prakticheskij kommentarij s materialami sudebnoj praktiki. (Aspirantura, Bakalavriat, Magistratura). Monografiya / V.I. Gladkih. - Moskva : KNORUS, 2022. - S. 14.

[11] Kokorev A.S. Faktory konkurentosposobnosti i finansovoj ustojchivosti kompanii // Moskovskij eko-nomicheskij zhurnal. 2020. № 9. S. 56.

[12] Sobranie zakonodatel'stva RF, 29.07.2002, № 30, st. 3031.

[13] Albogachiev A.A., Gandaloev R.B., Galaeva M.I. Stanovlenie predstavlenij o yuridicheskih faktah // Obrazovanie i pravo. 2021. № 7. S. 70-76.

[14] Kallagov T.E. Municipal'naya sluzhba v usloviyah reformirovaniya mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii // Obrazovanie i pravo. 2014. № 9 (61). S. 20-36.

[15] Kokorev A.S. Otechestvennye i zarubezhnye metodiki ocenki kreditosposobnosti zaemshchika. Monografiya. - Moskva, 2021.

[16] Kokorev A.S. Vliyanie pandemii na malyj i srednij biznes // Moskovskij ekonomicheskij zhurnal. 2021.№ 2. - S. 64.

[17] Kokorev A.S. sdelki po sliyaniyu i pogloshcheniyu: ot teorii k praktike. - Kirov, 2021. - S. 45-46.

[18] Albogachiev A.A., Hamathanova M.M., Gandaloev R.B. Politicheskie kommunikacii v sovremennoj sisteme gosudarstvennogo upravleniya // Sovremennaya nauka i innovacii. 2020. № 4 (32). S. 130-141.

[19] Osobo opasnyegosudarstvennyeprestupleniya/TureckijM.V. - M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 1965. -S.3

vsmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmm^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.