Научная статья на тему 'Уголовная и административная ответственность за неза- конный оборот наркотиков по законодательству некоторых стран-участ- НИЦ СНГ: сравнительно-правовой анализ'

Уголовная и административная ответственность за неза- конный оборот наркотиков по законодательству некоторых стран-участ- НИЦ СНГ: сравнительно-правовой анализ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
328
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / АНТИНАРКОТИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИКОВ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНТРОЛЬ / ANTI-DRUG POLICY / DRUG LAWS / COMBATING DRUG TRAFFICKING / INTERNATIONAL DRUG CONTROL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тараско Елена Александровна

В статье анализируются вопросы уголовной ответственности за незаконный оборот наркотиков по законодательству некоторых стран-участниц СНГ. Отмечается, что формирование антинаркотического законодательства обусловило признание выделения самостоятельного направления правовой политики антинаркотической. Отражены общие принципы построения законодательства Узбекистана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Таджикистана и Кыргызской Республики, регламентирующего уголовную ответственность за незаконный оборот наркотических средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Тараско Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criminal and administrative responsibility for the illegal turnover of drugs according to the legislation of some countries - members of the CIS: comparative-legal analysis

The article examines issues of criminal liability for trafficking in drugs according to the laws of some member countries of CIS. It is noted that the formation of anti-drug legislation has led to the recognition of self-selection direction of policy anti-drug. Reflect the general principles of law in Uzbekistan, Armenia, Belarus, Kazakhstan, Tajikistan and the Kyrgyz Republic to regulate the criminal responsibility for illegal traffic in narcotic drugs.

Текст научной работы на тему «Уголовная и административная ответственность за неза- конный оборот наркотиков по законодательству некоторых стран-участ- НИЦ СНГ: сравнительно-правовой анализ»

Е.А. Тараско

УГОЛОВНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИКОВ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ НЕКОТОРЫХ СТРАН - УЧАСТНИЦ СНГ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ

Процесс системного формирования в Российской Федерации антинаркотического законодательства обусловил признание выделения самостоятельного направления правовой политики, получившей наименование государственно-правовой политики противодействия наркотизации российского общества или антинаркотической политики [1], государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту [2], инициировал рассмотрение ряда фундаментальных положений, касающихся этого вида правовой политики [3].

Тем не менее многие вопросы, касающиеся государственно-правовой антинаркотической политики, еще недостаточно разработаны, особенно в теоретическом аспекте.

На наш взгляд, имеются основания для анализа законодательства некоторых стран-участниц СНГ, предусматривающего ответственность за незаконный оборот наркотиков, а именно: республик Узбекистан, Армения, Беларусь, Казахстан, Таджикистан и Кыргызской Республики.

Государства - участники СНГ основывают свое законодательство в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков на нормативных правовых актах Организации Объединенных Наций, Единой Конвенции о наркотических средствах 1961 г., Конвенции о психотропных веществах 1971 г. и Конвенции о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г., определивших правовую основу международного контроля над наркотиками и противодействия их незаконному обороту.

В целом законодательства этих государств строятся по единому принципу и содержат близкие по смыслу нормы.

Во всех рассматриваемых странах, за исключением Узбекистана, лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности не за все преступления, перечисленные в уголовном законодательстве, а лишь за представляющие особую общественную опасность, в том числе и за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков.

Кроме того, лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, вызванном употреблением наркотических средств, подлежит уголовной ответственности. При этом в уголовных кодексах республик Армения, Беларусь и Таджикистан существует дополнительная норма о назначении принудительных мер медицинского характера (принудительные меры безопасности и лечения). В Российской Федерации такая норма также существовала, но была исключена из Уголовного кодекса Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ.

Обстоятельством, отягчающим наказание, признается совершение преступления в состоянии наркотического опьянения во всех странах, за исключением Кыргызской Республики.

Исключительной нормой, не используемой ни в одном уголовном кодексе рассматриваемых стран, кроме Республики Узбекистан, является положение о неприменении условно-досрочного освобождения от отбывания наказания к лицам, осужденным за контрабанду наркотических средств или психотропных веществ, незаконную продажу таких средств и веществ в крупных размерах.

В каждой из рассматриваемых стран установлена уголовная ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в употребление одурманивающих веществ (наркотических средств или психотропных веществ, сильнодействующих), контрабанду наркотиков, незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ, нарушение правил обращения с сильнодействующими или ядовитыми веществами, с наркотическими средствами и психотропными веществами, незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические средства, хищение либо вымогательство, незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, склонение или вовлечение в потребление наркотических средств или психотропных веществ, а также организацию либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ.

При этом за потребление наркотических средств установлена уголовная ответственность лишь в Республике Армения.

В России, Армении, Казахстане и Киргизии определена ответственность за незаконную выдачу либо подделку рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ.

В уголовных кодексах Узбекистана, Беларуси, Казахстана и Киргизии является уголовно наказуемым допуск к управлению транспортным средством лица, находящегося в состоянии опьянения.

Лишь в Уголовном кодексе Республики Узбекистан установлена ответственность за должностную халатность, повлекшую незаконный провоз через государственную или таможенную границу Республики Узбекистана наркотических средств или психотропных веществ в крупных размерах.

Только в Уголовном кодексе Республики Таджикистан введена самостоятельная статья, в соответствии с которой лицо подлежит ответственности за незаконное производство, изготовление, переработку, приобретение, хранение, транспортировку или пересылку прекурсоров. В Российской Федерации такая норма разрабатывается ФСКН России, и в настоящее время подготовленный законопроект проходит стадию согласования с заинтересованными федеральными органами государственной власти, в том числе и с МВД России.

Административное законодательство в рассматриваемых государствах не является настолько единым, как нормы уголовного права. Здесь отсутствуют общие для всех положения административного законодательства [4, с. 34-37]. Исключение составляют нормы, признающие совершение правонарушения в состоянии опьянения (в том числе, наркотического), обстоятельством, отягчающим административную ответственность, а также признающие административными правонарушениями управление, допуск к управлению транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, а также отказ водителей от прохождения освидетельствования на состояние опьянения.

Новой нормой для Российской Федерации и не используемой в законодательстве других стран СНГ является административное приостановление деятельности в случае совершения административного правонарушения в области наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Данное положение введено Федеральным законом от 9 мая 2005 г. № 45-ФЗ.

В законодательстве Российской Федерации, республик Узбекистан, Беларусь, Казахстан и Таджикистан установлена ответственность родителей за их несовершеннолетних детей, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества либо совершающих административное правонарушение. Законодатели указанных государств по-разному определяют степень общественной опасности в отношении культивирования растений, содержащих наркотики.

Так, во всех государствах, кроме Республики Беларусь, установлена административная ответственность за непринятие мер по уничтожению дикорастущих наркотикосодержащих растений. В республиках Беларусь и Таджикистан установлена ответственность за незаконный посев или выращивание запрещенных к возделыванию растений. Кроме того, в Российской Федерации, Узбекистане и Казахстане установлена ответственность за непринятие мер к обеспечению охраны наркотикосодержащих посевов.

Не во всех государствах разграничена уголовная и административная ответственность в отношении незаконного оборота наркотиков. Такая административная ответственность существует лишь в Российской Федерации, Узбекистане, Казахстане и Таджикистане.

Необходимо отметить, что только в законодательстве Казахстана определена административная ответственность за непринятие мер к пресечению сбыта и потребления наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.

Ответственность за пропаганду наркотических средств, психотропных веществ, а также за немедицинское потребление наркотиков определена лишь в Российской Федерации и Республике Казахстан.

При этом в Российской Федерации дополнительно установлена административная ответственность за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача в общественных местах, за нарушение правил оборота веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, а также за нарушение правил дорожного движения лицом, управляющим мопедом, велосипедом, либо возчиком или другим непосредственно участвующим в процессе дорожного движения лицом, совершенное в состоянии опьянения (в том числе наркотического) [5; 6; 7; 8].

Литература

1. Тонков Е.Е. Государственно-правовая политика противодействия наркотизации российского общества. СПб., 2004.

2. Федеральный закон от 08.01.1998 № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах». Ст. 4 // Российская газета. 2005. 13 мая.

3. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537 // Официальный сайт Президента Российской Федерации // http:// www.kremlin.ru/

4. Смирнов П.К. Совершенствование законодательства об ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ // Российский следователь. 2008. № 21.

5. Уголовный кодекс Республики Беларусь. М., 2001.

6. Уголовный кодекс Узбекистана. М., 2005.

7. Уголовный кодекс Казахстана. М., 2003.

8. Уголовный кодекс Таджикистана. М., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.