Е.А. Тараско
УГОЛОВНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИКОВ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ НЕКОТОРЫХ СТРАН - УЧАСТНИЦ СНГ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ
Процесс системного формирования в Российской Федерации антинаркотического законодательства обусловил признание выделения самостоятельного направления правовой политики, получившей наименование государственно-правовой политики противодействия наркотизации российского общества или антинаркотической политики [1], государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту [2], инициировал рассмотрение ряда фундаментальных положений, касающихся этого вида правовой политики [3].
Тем не менее многие вопросы, касающиеся государственно-правовой антинаркотической политики, еще недостаточно разработаны, особенно в теоретическом аспекте.
На наш взгляд, имеются основания для анализа законодательства некоторых стран-участниц СНГ, предусматривающего ответственность за незаконный оборот наркотиков, а именно: республик Узбекистан, Армения, Беларусь, Казахстан, Таджикистан и Кыргызской Республики.
Государства - участники СНГ основывают свое законодательство в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков на нормативных правовых актах Организации Объединенных Наций, Единой Конвенции о наркотических средствах 1961 г., Конвенции о психотропных веществах 1971 г. и Конвенции о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г., определивших правовую основу международного контроля над наркотиками и противодействия их незаконному обороту.
В целом законодательства этих государств строятся по единому принципу и содержат близкие по смыслу нормы.
Во всех рассматриваемых странах, за исключением Узбекистана, лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности не за все преступления, перечисленные в уголовном законодательстве, а лишь за представляющие особую общественную опасность, в том числе и за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков.
Кроме того, лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, вызванном употреблением наркотических средств, подлежит уголовной ответственности. При этом в уголовных кодексах республик Армения, Беларусь и Таджикистан существует дополнительная норма о назначении принудительных мер медицинского характера (принудительные меры безопасности и лечения). В Российской Федерации такая норма также существовала, но была исключена из Уголовного кодекса Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ.
Обстоятельством, отягчающим наказание, признается совершение преступления в состоянии наркотического опьянения во всех странах, за исключением Кыргызской Республики.
Исключительной нормой, не используемой ни в одном уголовном кодексе рассматриваемых стран, кроме Республики Узбекистан, является положение о неприменении условно-досрочного освобождения от отбывания наказания к лицам, осужденным за контрабанду наркотических средств или психотропных веществ, незаконную продажу таких средств и веществ в крупных размерах.
В каждой из рассматриваемых стран установлена уголовная ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в употребление одурманивающих веществ (наркотических средств или психотропных веществ, сильнодействующих), контрабанду наркотиков, незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ, нарушение правил обращения с сильнодействующими или ядовитыми веществами, с наркотическими средствами и психотропными веществами, незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические средства, хищение либо вымогательство, незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, склонение или вовлечение в потребление наркотических средств или психотропных веществ, а также организацию либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ.
При этом за потребление наркотических средств установлена уголовная ответственность лишь в Республике Армения.
В России, Армении, Казахстане и Киргизии определена ответственность за незаконную выдачу либо подделку рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ.
В уголовных кодексах Узбекистана, Беларуси, Казахстана и Киргизии является уголовно наказуемым допуск к управлению транспортным средством лица, находящегося в состоянии опьянения.
Лишь в Уголовном кодексе Республики Узбекистан установлена ответственность за должностную халатность, повлекшую незаконный провоз через государственную или таможенную границу Республики Узбекистана наркотических средств или психотропных веществ в крупных размерах.
Только в Уголовном кодексе Республики Таджикистан введена самостоятельная статья, в соответствии с которой лицо подлежит ответственности за незаконное производство, изготовление, переработку, приобретение, хранение, транспортировку или пересылку прекурсоров. В Российской Федерации такая норма разрабатывается ФСКН России, и в настоящее время подготовленный законопроект проходит стадию согласования с заинтересованными федеральными органами государственной власти, в том числе и с МВД России.
Административное законодательство в рассматриваемых государствах не является настолько единым, как нормы уголовного права. Здесь отсутствуют общие для всех положения административного законодательства [4, с. 34-37]. Исключение составляют нормы, признающие совершение правонарушения в состоянии опьянения (в том числе, наркотического), обстоятельством, отягчающим административную ответственность, а также признающие административными правонарушениями управление, допуск к управлению транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, а также отказ водителей от прохождения освидетельствования на состояние опьянения.
Новой нормой для Российской Федерации и не используемой в законодательстве других стран СНГ является административное приостановление деятельности в случае совершения административного правонарушения в области наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Данное положение введено Федеральным законом от 9 мая 2005 г. № 45-ФЗ.
В законодательстве Российской Федерации, республик Узбекистан, Беларусь, Казахстан и Таджикистан установлена ответственность родителей за их несовершеннолетних детей, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества либо совершающих административное правонарушение. Законодатели указанных государств по-разному определяют степень общественной опасности в отношении культивирования растений, содержащих наркотики.
Так, во всех государствах, кроме Республики Беларусь, установлена административная ответственность за непринятие мер по уничтожению дикорастущих наркотикосодержащих растений. В республиках Беларусь и Таджикистан установлена ответственность за незаконный посев или выращивание запрещенных к возделыванию растений. Кроме того, в Российской Федерации, Узбекистане и Казахстане установлена ответственность за непринятие мер к обеспечению охраны наркотикосодержащих посевов.
Не во всех государствах разграничена уголовная и административная ответственность в отношении незаконного оборота наркотиков. Такая административная ответственность существует лишь в Российской Федерации, Узбекистане, Казахстане и Таджикистане.
Необходимо отметить, что только в законодательстве Казахстана определена административная ответственность за непринятие мер к пресечению сбыта и потребления наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.
Ответственность за пропаганду наркотических средств, психотропных веществ, а также за немедицинское потребление наркотиков определена лишь в Российской Федерации и Республике Казахстан.
При этом в Российской Федерации дополнительно установлена административная ответственность за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача в общественных местах, за нарушение правил оборота веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, а также за нарушение правил дорожного движения лицом, управляющим мопедом, велосипедом, либо возчиком или другим непосредственно участвующим в процессе дорожного движения лицом, совершенное в состоянии опьянения (в том числе наркотического) [5; 6; 7; 8].
Литература
1. Тонков Е.Е. Государственно-правовая политика противодействия наркотизации российского общества. СПб., 2004.
2. Федеральный закон от 08.01.1998 № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах». Ст. 4 // Российская газета. 2005. 13 мая.
3. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537 // Официальный сайт Президента Российской Федерации // http:// www.kremlin.ru/
4. Смирнов П.К. Совершенствование законодательства об ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ // Российский следователь. 2008. № 21.
5. Уголовный кодекс Республики Беларусь. М., 2001.
6. Уголовный кодекс Узбекистана. М., 2005.
7. Уголовный кодекс Казахстана. М., 2003.
8. Уголовный кодекс Таджикистана. М., 2004.