Научная статья на тему 'К проблеме реализации положений Стратегии государственной антинаркотической политики в уголовном законодательстве РФ'

К проблеме реализации положений Стратегии государственной антинаркотической политики в уголовном законодательстве РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
374
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / DRUG POLICY / СТРАТЕГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ / STRATEGY OF THE STATE ANTI-DRUG POLICY / НАРКОМАНИЯ / DRUG ADDICTION / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ / ILLICIT TRAFFICKING IN DRUGS / ПРЕКУРСОРЫ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зиновьев Валерий Владимирович

В статье рассматриваются вопросы совершенствования норм уголовного законодательства, устанавливающие уголовную ответственность за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, наркосодержащих растений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Зиновьев Валерий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Real Problem of the Realization of the Strategy of State Anti-drug Policy in the Criminal Legislation of the Russian Federation

This article devotes the realization of the strategy of state anti-drug policy from June 9, 2010, in the criminal law of the Russian Federation. In the paper in question we consider the issues of improving standards of criminal law criminalizing trafficking in drugs, psychotropic substances, their analogues, narcotic plants.

Текст научной работы на тему «К проблеме реализации положений Стратегии государственной антинаркотической политики в уголовном законодательстве РФ»

такие полные и точные. Практическому работнику следует с особым вниманием относиться к организации и проведению допроса малолетних свидетелей и потерпевших. Тактика допроса малолетних и подростков существенно различается. В связи с этим важна специализированная подготовка следователей к допросу малолетних свидетелей и потерпевших на курсах повышения квалификации.

1 См.: Каневский Л.Л. Организация расследования и тактика следственных действий по делам несовершеннолетних. Уфа, 1978; Скичко О.Ю. Тактико-психологические основы допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших на предварительном следствии / под ред. В.И. Комиссарова. М., 2006.

2 См.: Большая советская энциклопедия /гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е изд.. М., 1972. Т. 8. С. 147.

3 См.: Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. М., 2000; Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии: материалы к курсу лекций. М., 1978; Выготский В.С. Собрание сочинений. Т. 4: Детская психология / под ред. Д.Б. Эльконина. М., 1984; Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / под ред. В.С. Мухина. 13-е изд., перераб. и доп. М., 2011; Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. М., 1981; Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995.

4 См.: Криминалистика: учебник / под ред. Е.П. Ищенко. М., 2011; Криминалистика: учебник для бакалавров / под ред. Л.Я. Драпкина. М., 2013; Криминалистика: учебник / под ред. Е.П. Ищенко, В.И. Комиссарова. М, 2007; Криминалистика: учебник / отв. ред. Н.П. Яблоков. 3-е изд. перераб. и доп. М., 2005.

5 См.: Баранов П.П., Курбатов В.И. Юридическая психология. Сер. «Высшее образование». Ростов н/Д, 2004; ЗакатовА.А. Психологические особенности тактики производства следственных действий с участием несовершеннолетних: учебное пособие. Волгоград, 1979; Коченов М.М., Осипова Н. Р. Психология допроса малолетних свидетелей. М., 1984; Корнеева Л.М., Ордынский С.С., Розенблит С.Я. Тактика допроса на предварительном следствии. М., 1958; Шурухнов Н.Г. Криминалистика: учебное пособие. М., 2005.

6 См.: Порубов Н.И. Тактика допроса на предварительном следствии. М., 1998. С. 145.

7 См.: Коченов М.М., Осипова Н.Р. Указ. раб. С.19.

8 См.: Закатов А.А. Указ. раб. С. 5.

9 См.: Сперанский К. Особенности допросов по делам о несовершеннолетних // Социалистическая законность. 1968. № 4. С. 52.

10 См.: Шурухнов Н.Г. Указ. раб. С. 290.

11 См.: Коченов М.М., Осипова Н.Р. Указ. раб. С.6.

В.В. Зиновьев

К ПРОБЛЕМЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ СТРАТЕГИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РФ

В статье рассматриваются вопросы совершенствования норм уголовного законодательства, устанавливающие уголовную ответственность за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, наркосодержащих растений.

Ключевые слова: антинаркотическая политика; стратегия государственной антинаркотической политики; наркомания; незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов; прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ.

V.V. Zinoviev

THE REAL PROBLEM OF THE REALIZATION OF THE STRATEGY OF STATE ANTI-DRUG POLICY IN THE CRIMINAL LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

This article devotes the realization of the strategy of state anti-drug policy from June 9, 2010, in the criminal law of the Russian Federation. In the paper in question we consider the issues of improving standards of criminal law criminalizing trafficking in drugs, psychotropic substances, their analogues, narcotic plants.

© Зиновьев Валерий Владимирович, 2014

Аспирант кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права (Саратовская государственная юридическая академия)

Keywords: drug policy; strategy of the state anti-drug policy; drug addiction; illicit trafficking in drugs, psychotropic substances or their analogues, different kinds of drugs and psychotropic substances.

Проблема наркомании является не новой для нашего государства. По данным экспертов, в современном обществе 200 млн чел. имеют опыт употребления наркотиков, 100 млн чел. употребляют их регулярно, 50 млн чел. больны наркоманией1. В Российской Федерации количество лиц, систематически или регулярно употребляющих наркотики, составляет около 2 млн чел., в связи с чем многие ученые наркоманию сравнивают с экологической катастрофой2. Особую тревогу вызывает факт распространения этого заболевания среди несовершеннолетних и подростков. Не в меньшей степени теоретические и практические работники озабочены ростом преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов.

На протяжении длительного времени в научных кругах обсуждалась необходимость формирования новой комплексной антинаркотической политики3, и 9 июня 2010 г. Президент РФ утвердил Стратегию государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г.. Стратегия пришла на смену Концепции государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Верховного Совета от 22 июля 1993 г., основные задачи которой к настоящему времени оказались выполненными4. Кроме того, Стратегии государственной антинаркотической политики предшествовало появление такого важнейшего нормативно-правового а акта, как Стратегии национальной безопасности до 2020 г.5.

CD

? Под Стратегией государственной антинаркотической политики ее разработав чики понимают официально принятые основные направления государственной g политики, определяющие меры, организацию и координацию деятельности Ï федеральных органов государственной власти, органов государственной власти | субъектов РФ, органов местного самоуправления в сфере оборота наркотиков и J их прекурсоров и противодействия их незаконному обороту. Государственная § антинаркотическая политика определяется в качестве системы стратегических | приоритетов и мер, а также деятельности федеральных органов государственной власти, Государственного антинаркотического комитета, органов государствен-

0 ной власти субъектов РФ, антинаркотических комиссий в субъектах РФ, орга-

1 нов местного самоуправления, направленной на предупреждение, выявление и | пресечение незаконного оборота наркотиков и их прекурсоров, профилактику | немедицинского потребления наркотиков, лечение и реабилитацию больных ° наркоманией6.

о

° Главной целью Стратегии является существенное сокращение незаконно-

го

S" го распространения и немедицинского потребления наркотиков, масштабов | последствий их незаконного оборота для безопасности и здоровья личности, & общества и государства. Она определила основные направления реализации указанной цели, одним из которых является совершенствование нормативно-правовой базы сокращения предложения наркотиков, в частности за счет ужесточения административной ответственности за незаконное потребление наркотиков, уголовной ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков и их прекурсоров, в т.ч. за сбыт наркотиков в 92 исправительных учреждениях, а также в учреждениях или местах, исполь-

зуемых для проведения учебных, спортивных, культурных, развлекательных и иных публичных мероприятий.

В рамках реализации положений принятой Стратегии законодатель внес изменения и дополнения в УК РФ, в частности, Федеральным законом РФ от 29 ноября 2010 г. №316-Ф3 «О внесении изменений в статью 232 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» в ч. 2 ст. 232 УК РФ закрепил в качестве квалифицирующего признака организацию либо содержание притонов для потребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов группой лиц по предварительному сговору (наказывается данное деяние лишением свободы на срок от двух до шести лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового), дополнил состав особо квалифицирующим признаком (ч. 3 ст. 232 УК РФ) - те же деяния, совершенные организованной группой (наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового). В дальнейшем Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. №381-ФЗ «О внесении изменений в статью 232 Уголовного кодекса Российской Федерации» существенно расширил диспозицию основного состава преступления. Теперь преступными признаются действия не только по организации и содержанию притонов для потребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, но и систематическое предоставление помещений для этих целей. Под систематическим предоставлением помещений здесь понимается предоставление помещений более двух раз. Необходимость таких поправок связана с тем, что на практике под притонами понимаются помещения, приспособленные исключительно только для потребления наркотиков. Случаи, когда, например, в квартире организатора несколько раз употребляются наркотики, е

т

но она не была приспособлена для этих целей, не квалифицируются как притон. и

Можно констатировать, что данные поправки, конечно же, будут способствовать а

повышению эффективности борьбы с наркотизмом и сдерживанию роста нар- о

котизации населения, однако для большей результативности, на наш взгляд, К

необходимо выделить в ч. 3 ст. 230 УК РФ особо квалифицирующий признак, о

такой как организация либо содержание притонов или систематическое предо- а

ставление помещений для потребления наркотических, психотропных веществ В

4« е

этой же статьи те же самые н

действия, но совершенные по отношению к лицам заведомо для виновного, не ю

достигшего 14-летнего возраста. Д

Федеральный закон от 1 марта 2012 г. №18-ФЗ «О внесении изменений в от- е

дельные законодательные акты Российской Федерации»7 существенно ужесточил |

ответственность за незаконный оборот наркотических средств, психотропных Д

веществ и их аналогов. Так, например, ст. 228.1 УК РФ (предусматривающая от- |

ветственность за незаконные производство, сбыт или пересылку наркотических •

средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или (

пересылку растений, содержащих наркотические средства или психотропные ве- §

щества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные ^

вещества) была дополнена новыми квалифицирующими признаками, а именно 4 сбыт наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, совершенный в следственном изоляторе, исправительном учреждении, административном здании, сооружении административного назначения, образовательном учреждении, на объектах спорта, железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта или метрополитена, в общественном транспорте

либо помещениях, используемых для развлечений или досуга (п. «а» ч. 2 ст. 228.1 93

УК РФ); с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет») (п. «б» ч. 2 ст. 228.1 УК РФ).

Наказываются подобные деяния лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет со штрафом в размере до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового. Кроме того, теперь за производство, сбыт и пересылку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, совершенных в особо крупном размере (ч. 5 ст. 228.1 УК РФ), преступнику грозит наказание в виде лишения свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двадцати лет или без такового и со штрафом в размере до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового или пожизненным лишением свободы. Фактически за данные действия законодатель предусмотрел наказание строже, чем за убийство человека при наличии квалифицирующих признаков (ч. 2 ст. 105 УК РФ)8. Однако, на наш взгляд, было бы справедливым предусмотреть данный вид наказания не только за указанные действия, но и за сбыт наркотиков, совершенный в отношении малолетних детей, т.к. на практике встречаются случаи употребления наркотиков подростками в возрасте 11-12 лет, а в некоторых случаях даже 8-9 лет. Сейчас такой самостоятельный признак в ст. 228.1 УК РФ отсутствует.

Особо необходимо остановиться на ст. 230 УК РФ, закрепляющей ответственность за склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ ° или их аналогов. Федеральный закон от 1 марта 2012 г. № 18-ФЗ существенно уве-§ личил наказание за предусмотренное в указанной статье деяние. Так, например, т в соответствии с действующим законодательством за склонение к потреблению | наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, совершенное | в отношении несовершеннолетних, лицу грозит наказание в виде лишения сво-| боды на срок от десяти до пятнадцати лет (вместо лишения свободы от шести до ° двенадцати лет, как это было ранее) с лишением права занимать определенные

0

| должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двадцати лет | или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Необходимо отметить, что действия законодателя ограничились лишь ужесто-| чением санкции за данное преступление, однако, на наш взгляд, для наиболее | эффективной реализации антинаркотической политики в ст. 230 УК РФ необхо-& димо предусмотреть в качестве особо квалифицирующего признака склонение к '§ потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, ё совершенное лицом, достигшим 18-летнего возраста, в отношении лица, заведомо § не достигшего 14-летнего возраста.

1 Федеральным законом от 1 марта 2012 г. №18-ФЗ гл. 25 УК РФ «Преступле-| ния против здоровья населения и общественной нравственности» была дополнена двумя составами преступлений (ст. 228.3, 228.4), предусматривающими уголовную ответственность за различные «манипуляции» с прекурсорами наркотических средств или психотропных веществ, а также растениями, содержащими прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психо-

94 тропных веществ9.

О.И. Ильянова • Деятельность органов внутренних дел по предупреждению угроз убийством

Известно, что производство, изготовление или переработка синтетических и полусинтетических наркотиков невозможны без использования целого ряда химических веществ, многие из которых находятся в легальном обороте и в Российской Федерации, и за ее пределами. До 1 марта 2012 г. различные действия с прекурсорами не преследовались по закону. Сейчас за незаконные приобретение, хранение или перевозку таких препаратов лицо может быть наказано лишением свободы до двух лет (если такие действия совершены в особо крупном размере). За их незаконные производство, сбыт или пересылку в особо крупном размере следует наказание в виде лишения свободы на срок от четырех до восьми лет со штрафом в размере от 300 тыс. руб. или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период от девяти месяцев до одного года либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Итак, рассмотрев некоторые аспекты реализации антинаркотической политики, можно придти к выводу, что, несмотря на предпринимаемые меры, она является на сегодняшней день недостаточно совершенной и требует дальнейшего теоретического осмысления и практической апробации.

1 См.: Жалыбин В.В. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств: автореф. дис. ... канд. юрид. наук, Красноярск, 2004. С. 3.

2 См.: Там же.

3 См.: Суровов С.Б., МалькоА.В, КоноваловИ.Н. и др. Антинаркотическая политика в современной России: цели, средства, результаты / под ред. А.В. Малько, И.Н. Коновалова. Саратов, 2013. С. 21.

4 Ведомости СНД РФ и ВС РФ.1993. № 32, ст. 1265.

5 См.: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. №537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 20, ст. 2444.

6 См.:ХарбетК.В. Новая антинаркотическая политика в России // Российская юстиция. 2010. № 9. С. 1.

7 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 10, ст. 1166.

8 За квалифицированное убийство, по ч. 2 ст. 105 УК РФ лицо может быть наказано лишением свободы на срок от восьми до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью.

9 Понятие прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ раскрывается в Федеральном законе от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах». Согласно ст. 1 Закона прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ - вещества, часто используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ, международными договорами Российской Федерации, в т.ч. Конвенцией Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.

О.И. Ильянова

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ УГРОЗ УБИЙСТВОМ ИЛИ ПРИЧИНЕНИЕМ ТЯЖКОГО ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ

В статье рассматриваются проблемы, связанные со специально-криминологическим предупреждением такого достаточно распространенного вида преступления, как угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью. Особую роль в механизме предупреждения данного вида преступлений автор отводит органам внутренних дел, что объясняется их социальным назначением.

Ключевые слова: предупреждение преступности; предупреждение угроз убийством или причинением тяжкого вреда здоровью; предупредительная деятельность органов внутренних дел.

© Ильянова Оксана Ильинична, 2014

Аспирант кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: ilyanova_oksana@mail.ru 95

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.