Развитие законодательства в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров
М. А. Хатаева
Одними из серьезных проблем международного характера XXI в. являются незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и связанное с ним незаконное потребление указанных средств и веществ.
По оценкам экспертов ООН, в мире насчитывается 172—250 млн человек в возрасте от 15 до 64 лет, которые хотя бы раз употребляли наркотики1. Российская Федерация как неотъемлемая часть мирового сообщества в полной мере испытывает на себе растущую наркоугрозу. Ситуацию наглядно иллюстрируют данные официальной статистики о зарегистрированных лицах, употребляющих наркотики не в медицинских целях: в 2003 г. таких лиц зарегистрировано 495 620, в 2004 г. — 493 647, в 2005 г. — 500 508, в 2006 г. — 517 8392. Кроме того, в настоящее время незаконный оборот наркотиков представляет угрозу и экономической безопасности России и других стран мира, что подтверждают отчеты о возрастании за последние 10 лет уровня преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков, более чем в пять раз3.
Хатаева Мадина Ахметовна — научный сотрудник отдела административного законодательства и процесса ИЗиСП, кандидат юридических наук.
1 См.: Всемирный доклад УНП ООН о наркотиках за 2009 год. С. 15. URL: http:// www.unodc.org/pdf/WDR_2004/ Executive_ Summary_russian.pdf.
2 См. подробнее: Иванов В. П. О наркоситуации в Российской Федерации // Наркоконтроль. 2008. № 3.
3 См. подробнее: ХатаевА.Ц. Мировой наркобизнес // Международная жизнь. 2009. № 1.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что ситуация с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в России обостряется. Это обусловливает необходимость поиска и реализации адекватных и эффективных мер противодействия их незаконному обороту. Одной из таких мер является совершенствование законодательства в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
В целях систематизации совокупность действующих нормативных правовых актов за период с 2006 по 2010 г., а также проектов нормативных правовых актов, подготовленных для совершенствования контроля за незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, предлагается подразделить на институт государственной монополии Российской Федерации на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и институт ответственности за незаконный оборот указанных средств и веществ.
Институт государственной монополии Российской Федерации на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ
1. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 136-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 28 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» (далее — Закон № 136-Ф3). Меж-
дународная практика в сфере оказания взаимной помощи государствами при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий показывает, что регулярно возникает необходимость как в получении гуманитарной помощи, так и в направлении ее иностранным государствам. До принятия Закона № 136-ФЗ Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (далее — Закон о наркотических средствах) не был урегулирован вопрос вывоза наркотических средств и психотропных веществ в случае оказания гуманитарной помощи при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, а также при оказании помощи при чрезвычайных ситуациях, за исключением случаев пересылки наркотических средств и психотропных веществ в качестве гуманитарной помощи в адрес конкретных субъектов РФ в соответствии с решениями Правительства РФ.
В соответствии с Федеральным законом от 4 мая 1999 г. № 95-ФЗ «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации» и постановлением Правительства РФ от 4 декабря 1999 г. № 1335 «Об утверждении порядка оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации» статус лекарственных средств, ввозимых для гуманитарных целей на территорию РФ, подтверждается выдачей соответствующего удостоверения.
Ранее в соответствии со ст. 28 Закона о наркотических средствах ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных веществ осуществлялся только государственными унитарными предприятиями при на-
личии лицензии на указанный вид деятельности, а также сертификата на право ввоза (вывоза) и разрешения на ввоз (вывоз) для каждого случая пересечения таможенной границы, выдаваемых компетентными федеральными органами исполнительной власти и специально уполномоченными органами. Таким образом, осуществление вывоза наркотических средств и психотропных веществ в качестве гуманитарной помощи, а также при оказании помощи при чрезвычайных ситуациях в более короткие сроки с соблюдением необходимых и достаточных мер контроля не представлялось возможным.
В связи с указанными обстоятельствами основная идея Закона № 136-ФЗ заключалась в допущении вывоза наркотических средств и психотропных веществ в случаях оказания гуманитарной помощи (содействия) или помощи при чрезвычайных ситуациях. Вместе с тем, по мнению разработчиков данного Закона, порядок вывоза наркотических средств и психотропных веществ, предназначенных для оказания гуманитарной помощи (содействия) или помощи при чрезвычайных ситуациях, должен устанавливаться Правительством РФ, т. е. на подзаконном уровне. Представляется, что установление порядка ввоза наркотических средств и психотропных веществ путем отсылочной нормы к подзаконным актам может иметь следствием необоснованное расширение подзаконного нормотворчества, что приведет к расширению дис-креционности полномочий и повышению коррупциогенности.
В связи с этим целесообразно закрепить основные положения порядка вывоза наркотических средств и психотропных веществ в Законе о наркотических средствах, согласовав их с нормами Таможенного кодекса РФ.
2. Федеральный закон от 18 июля 2009 г. № 177-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ» (далее — Закон № 177-ФЗ). Его целью является введение дифференцированных мер контроля за оборотом прекурсоров на территории России.
Как показывает анализ зарубежных правовых актов в сфере контроля за оборотом химических веществ, часто используемых при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ, принцип дифференциации мер контроля, применяемых в сфере оборота указанных веществ, законодательно закреплен во всех странах Европейского Союза. Более того, такой принцип является конвенционным, поскольку именно Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. (далее — Конвенция ООН 1988 г.), введя понятие веществ, часто используемых при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ, разделила их на различные таблицы.
За последнее десятилетие в Казахстане, Белоруссии, Таджикистане, Украине были приняты законы4, регулирующие оборот прекурсоров, а также порядок их импорта и экспорта; на законодательном уровне создан правовой механизм,
4 См. подробнее: Закон Республики Казахстан от 10 июля 1998 г. № 279-1 «О наркотических средствах, психотропных веществах, прекурсорах и мерах противодействия их незаконному обороту и злоупотребления ими»; Закон Республики Беларусь от 22 мая 2002 г. № 102-з «О наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах»; Закон Республики Таджикистан от 10 декабря 1999 г. № 873 «О наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах»; Закон Украины от 15 февраля 1995 г. № 60/95-вр «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах».
позволяющий ограничивать оборот прекурсоров путем внесения в перечень наркотических средств отдельной группы «прекурсоры» (которая, в свою очередь, также делится на несколько разделов в зависимости от степени общественной опасности).
До принятия Закона № 177-ФЗ реализуемые в Российской Федерации меры контроля за оборотом прекурсоров были одинаковы и не зависели от степени общественной опасности незаконного использования конкретного прекурсора, что не соответствовало принципам Конвенции ООН 1988 г. и общепринятой мировой практике и не способствовало эффективности осуществления контроля за оборотом прекурсоров.
В целях ранжирования прекурсоров по степени общественной опасности Закон № 177-ФЗ разделяет Список IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации5 (далее — Перечень) на три таблицы. К каждой из таблиц устанавливаются собственные меры контроля6.
Учитывая, что неотъемлемой составляющей противодействия незаконному обороту наркотиков и их прекурсоров является деятельность компетентных органов, связанная с проведением оперативных мероприятий, Законом № 177-ФЗ были внесены изменения в ст. 36 Закона о наркотических средствах, расширяющие перечень контролируемых средств и веществ, используемых в оперативно-розыскной деятельности без лицензии, за счет прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ.
5 Утвержден постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 681.
6 См. подробнее: Юхман М. А. Совершенствование нормативно-правового регулирования отношений в сфере контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ // Российский следователь. 2008. № 18.
К числу нововведений Закона № 177-ФЗ следует отнести включение в ст. 28 Закона о наркотических средствах положения, согласно которому до осуществления вывоза прекурсоров федеральный орган исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ направляет в соответствующий компетентный орган страны, в которую осуществляется вывоз, предварительное уведомление о вывозе прекурсоров в порядке, установленном международными договорами Российской Федерации.
Законом № 177-ФЗ внесены изменения в ст. 36 Закона о наркотических средствах, согласно которым использование наркотических средств и психотропных веществ воинскими частями и подразделениями федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная или правоохранительная служба, при участии в вооруженных конфликтах, оперативно-боевых мероприятиях, выполнении боевых и учебно-боевых задач осуществляется без лицензии в порядке, установленном соответствующим федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Однако текст Закона № 177-ФЗ не содержит конкретных наименований наркотических средств и психотропных веществ, необходимых для обеспечения деятельности воинских частей и подразделений федеральных органов исполнительной власти. Представляется, что такое законодательное решение может повлечь бесконтрольный оборот наркотических средств и психотропных веществ и создаст почву для коррупционных злоупотреблений.
3. Федеральный закон от 19 июля 2007 г. № 134-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О нар-
котических средствах и психотропных веществах» и статью 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон № 134-ФЗ). Он закрепляет возможность переработки изъятых из незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список I Перечня для последующего использования полученных из них препаратов в медицинских, ветеринарных, научных, учебных и иных целях, предусмотренных Законом о наркотических средствах7.
Следует отметить, что за рубежом использование изъятых из незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ в легальных целях является обычной практикой.
Закон № 134-ФЗ установил правовые основы для производства наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список I Перечня, в целях получения на их основе аналитических (стандартных) образцов. При этом впервые вместо использования общего понятия стандартного образца как образца вещества (материала) с установленными по результатам исследований значениями одной или более величин, характеризующих состав или свойства этого вещества, в Законе № 134-ФЗ закреплено понятие (определение) аналитических (стандартных) образцов наркотических средств и психотропных веществ как препаратов, состав которых в установленном порядке подтвержден сертификатом качества и которые предназначены для использования их в научной, учебной, экспертной и оперативно-розыскной деятельности. Также закреплены положения, устанавли-
7 Подробнее об этом см.: Федоров А. В. Государственно-правовая антинаркотическая политика Российской Федерации и изменения в законодательстве о контроле за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и противодействии их незаконному обороту // Наркоконтроль. 2007. № 3.
вающие государственную монополию на изготовление (производство) аналитических (стандартных) образцов наркотических средств и психотропных веществ.
Указанные изменения, внесенные в законодательство, позволяют наладить выпуск в Российской Федерации аналитических (стандартных) образцов наркотических средств и психотропных веществ, которые до этого времени закупались за рубежом.
Закон № 134-ФЭ, внеся изменения в ст. 28 Закона о наркотических средствах, создал условия для выполнения принятых на себя Российской Федерацией международных обязательств, связанных с осуществлением обмена между компетентными органами Российской Федерации и иностранных государств образцами наркотических средств и психотропных веществ, изъятых из незаконного оборота, в целях использования их в оперативно-розыскной и экспертной деятельности. В частности, Соглашением о сотрудничестве государств — участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (г. Минск, 30 ноября 2000 г.) одной из форм сотрудничества является обмен новыми образцами изымаемых наркотиков и прекурсоров, находящихся в незаконном обороте.
4. Федеральный закон от 25 ноября 2008 г. № 220-ФЗ «О внесении изменений в статью 17 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах». Основная цель данного Закона — закрепить запрет на приватизацию предприятий, занимающихся производством и изготовлением наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II Перечня.
Пунктом 1 ст. 17 Закона о наркотических средствах установлено, что производство наркотических средств и психотропных веществ,
внесенных в Список II Перечня, осуществляется государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, находящимися в федеральной собственности. Кроме того, установлен запрет приватизации указанных предприятий и учреждений.
Пункт 2 ст. 17 Закона о наркотических средствах устанавливает, что изготовление наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II Перечня, осуществляется государственными или муниципальными унитарными предприятиями и государственными учреждениями. В Российской Федерации всего четыре государственных унитарных предприятия занимаются производством наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II Перечня. Два из них не производят субстанции, а только изготавливают готовые к использованию формы наркотических средств, психотропных веществ или содержащие их лекарственные средства. На сегодняшний день 170 муниципальных унитарных предприятий имеют лицензии на осуществление деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II Перечня. Данные предприятия выпускают наркотические лекарственные средства в малых объемах и малых дозировках (для детей), а также по оригинальной рецептуре.
В настоящее время существует вероятность приватизации этих предприятий с последующим их перепрофилированием на выпуск ненаркотических лекарственных средств.
Причем установление правовой нормы, касающейся исключения возможности приватизации и иных форм разгосударствления, не позволит защитить имущество, используемое для изготовления наркотических средств и психотропных веществ, от отчуждения его из государственной или муниципальной собственности иным способом. Обеспечение сохранности этого имущест-
ва может быть достигнуто лишь путем полного изъятия его из гражданского оборота либо путем ограничения его в обороте.
5. Федеральный закон от 19 мая 2010 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу культивирования растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры»(далее — Закон № 87-ФЗ). Этим Законом установлены меры контроля к хранению, перевозке, пересылке, реализации, приобретению, использованию, ввозу (вывозу) наркосодержащих растений, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, не включенных в Перечень. Меры контроля, устанавливаемые в отношении наркосодержащих растений, аналогичные тем, которые устанавливаются для наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, содержащихся в них. Указанные меры контроля не будут распространяться на конкретные сорта наркосодержащих растений, культивирование которых разрешено для промышленных целей.
Рассматриваемым Законом все наркосодержащие растения включены в отдельный Перечень наркосодержащих растений, утверждаемый Правительством РФ по представлению федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения и федерального органа исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Законом № 87-ФЗ в понятийный аппарат Закона о наркотических средствах включены дефиниции таких понятий, как «растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры», «культивирование наркосодержащих растений» и «незаконное культивирование наркосодержащих растений».
Кроме того, Законом № 87-ФЗ разрешено культивирование наркосодержащих растений с целью использования их в учебных, научных целях и экспертной деятельности в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, при наличии соответствующей лицензии, а также внесены изменения в ст. 188, 228, 2281 и 229 УК РФ, ст. 151 УПК РФ, ст. 6.8 и 6.13 КоАП РФ, установившие ответственность за преступления и административные правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркосодержащих растений, а также их частей, не включенных в Список I Перечня.
Институт ответственности за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров
1. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 210-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Данным Законом введена в действие ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за невыполнение требования Правил дорожного движения о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника милиции, до проведения уполномоченным должностным лицом освидетельствования в целях установления состояния опьянения или до принятия уполномоченным должностным лицом решения об освобождении от проведения такого освидетельствования.
Административная ответственность за рассматриваемые правонарушения предусмотрена и в зарубежных странах8. В частности,
8 Подробнее об этом см.: Власов И. С., Голованова Н. А, Кубанцев С. П. и др. Уголовное законодательство зарубежных стран
согласно ст. 130 Кодекса Украины об административных правонарушениях (в редакции от 21 января 2010 г.), данное нарушение влечет наказание в виде лишения лица права управления транспортным средством на срок от двух до трех лет либо его административного ареста на срок от десяти до пятнадцати суток.
Лишение специального права как мера административного взыскания за рассматриваемое правонарушение предусмотрена ст. 6.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
2. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 126-ФЗ «О внесении изменения в статью 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Данный Закон дополнил ст. 28.7 КоАП РФ нормой, в соответствии с которой в случаях, если после выявления административного правонарушения в области незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров осуществляется экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование.
Необходимость принятия соответствующих изменений была обусловлена недостаточностью сроков, отведенных КоАП РФ на осуществление производства по делам об административных правонарушениях в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ до момента направления дела об административном правонарушении должностному лицу, уполномоченному его рассмотреть.
До принятия рассматриваемых изменений указанный срок мог составлять не более трех суток, что являлось недостаточным с учетом того, что производство по делам об указанных административных право-
в борьбе с наркоманией // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. Вып. 1. 2008. № 12. С. 102.
нарушениях сопряжено с проведением ряда экспертиз, многие из которых требуют существенно больших временных затрат, в частности химические экспертизы изъятых веществ или других предметов; медицинское освидетельствование лиц на предмет наркотического опьянения; экспертизы, связанные с определением признаков пропаганды и незаконной рекламы наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров; ботанические, агротехнические экспертизы по делам, связанным с непринятием мер по обеспечению режима охраны посевов и мер по уничтожению дикорастущих растений, включенных в Перечень, а также конопли; фармацевтические, технические, по-черковедческие экспертизы. Кроме того, необходимо время для получения объяснений свидетелей, понятых, лиц, в отношении которых осуществляется производство по делам об административных правонарушениях.
Внесенные рассматриваемым Законом изменения, позволяют осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в срок до одного месяца с момента возбуждения дела об административном правонарушении, а в исключительных случаях — до двух месяцев (ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ).
3. Проект федерального закона о внесении изменений в КоАП РФ, внесенный Федеральной службой РФ по контролю за оборотом наркотиков (далее — ФСКН России). Основная идея законопроекта состоит в необходимости правового регулирования применения медицинского освидетельствования на состояние опьянения как меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении к лицам, находящимся в состоянии наркотического опьянения либо употребившим наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача и не являющимся участниками дорожного движения.
В настоящее время направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения предусмотрено только для лиц, которые управляют транспортными средствами (ст. 27.12 КоАП РФ). Законопроектом предлагается установить административную ответственность за невыполнение требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также определить статус лица, проводящего медицинское освидетельствование на состояние наркотического опьянения, и его ответственность за составление заведомо ложного акта медицинского освидетельствования.
Представляется, что разрабатываемый законопроект способен облегчить проведение следственных мероприятий, проводимых уполномоченными правоохранительными органами, в частности оперативным управлением ФСКН России.
4. Проект федерального закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу административного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, разработанный ФСКН России. Основная идея законопроекта состоит во внесении в КоАП РФ положений об административном выдворении лиц, занимающихся распространением наркотиков.
Согласно пояснительной записке к законопроекту анализ оперативной обстановки свидетельствует об участии ряда иностранных граждан и лиц без гражданства в распространении на территории РФ наркотических средств и психотропных веществ. Указанное обстоятельство влияет на рост потребления наркотиков в Российской Федерации и в конечном счете приводит к усугублению проблемы наркотизации населения.
Анализ законодательства Российской Федерации в рассматриваемой сфере указывает на отсутствие эффективных мер противодействия в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, занимающихся распространением наркотических средств и психотропных веществ на территории России. В связи с этим введение административного наказания (в виде административного выдворения за пределы России) позволит повысить эффективность мер в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, что, возможно, повлечет за собой снижение криминогенной напряженности в ряде субъектов РФ.
Рассмотрение принятых нормативных правовых актов, а также подготовленных законопроектов в целях оптимизации правового регулирования в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров позволяет сделать вывод об их обоснованности. Вместе с тем изучение общественных отношений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, позволяет говорить о наличии множества неурегулированных вопросов: введение Перечня аналогов наркотических средств и психотропных веществ, подлежащих контролю в Российской Федерации; направление на медицинское освидетельствование лиц, находящихся в состоянии наркотического опьянения либо употребивших наркотические средства и не являющихся участниками дорожного движения; контроль производства прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ; и др. Кроме того, в совершенствовании нуждается институт административной ответственности за правонарушения в рассматриваемой сфере.
При разработке нормативных правовых актов в рассматриваемой области необходимо учитывать положительный опыт правового ре-
гулирования указанных средств и веществ в зарубежных странах и применять его с учетом криминологической, юридической, этической и психологической ситуации в Российской Федерации. При таких условиях, на наш взгляд, реализация разрабатываемых нормативных правовых актов способна повысить эффективность государственного контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Библиографический список
Власов И. С., Голованова Н. А., Кубанцев С. П. и др. Уголовное законодательство зарубежных стран в борьбе с наркоманией // Журнал зарубежного законодатель-
ства и сравнительного правоведения. Вып. 1. 2008. № 12.
Иванов В. П. О наркоситуации в Российской Федерации // Наркоконтроль. 2008. № 3.
Федоров А. В. Государственно-правовая антинаркотическая политика Российской Федерации и изменения в законодательстве о контроле за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и противодействии их незаконному обороту // Наркоконтроль. 2007. № 3.
Хатаев А. Ц. Мировой наркобизнес // Международная жизнь. 2009. № 1.
Юхман М. А. Совершенствование нормативно-правового регулирования отношений в сфере контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ // Российский следователь. 2008. № 18.