ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2009. № 2
П.В. Михаленко1,
аспирант кафедры экономики природопользования экономического ф-та МГУ имени М.В. Ломоносова
УГЛЕРОДНЫЕ РЫНКИ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ, ВОЗМОЖНЫЕ РЕШЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ
В статье охарактеризован пласт проблем, лежащих на пути к созданию эффективных углеродных рынков по обмену квотами на выбросы парниковых газов в России. Автор проводит анализ сложившейся ситуации на текущий момент в России, рассматривает проблемы, возникающие при создании углеродных рынков, и предлагает возможные решения с учетом перспектив их развития и выхода России на международную экономическую арену сокращения выбросов парниковых газов.
Также проведена оценка структуры потенциальных участников рынка. Большой проблемой, стоящей на пути создания эффективных углеродных рынков, является отсутствие на текущий момент правовой основы. В статье приводятся возможные пути решения этой проблемы; автор предлагает рассматривать квоты на выбросы (единицы установленного количества, ЕУК) как материальный актив, обращающийся на рынке, — контракт на выброс. Согласно мировому опыту организации рыночных механизмов контроля выбросов парниковых газов, наиболее близка к описанной в статье концепции организации торгов в России система, принятая в США (основанная на добровольном участии).
Ключевые слова: углеводороды, углеводородные рынки, Киотский протокол, квоты на выбросы, единицы установленного количества.
The paper describes the set of existing problems in creating effective carbon markets of CO2 emissions in Russia. Author makes an analysis of current situation with carbon markets in Russia, discovers obstacles for developing them, and proposes possible solutions for the development and entering international emission reductions markets. Author assesses the potential market structure and suggests key players in the Russian carbon market. The major problem hindering the development of effective carbon markets in Russia is lack of corresponding legislation. This article suggests considering emission share (Assigned Amount Unit, AAU) as a tangible asset traded in secondary markets — Contract for Emission. According to the global experience of organizing market mechanisms for CO2 emissions control, USA has the closest concept to the described in this article (based on a voluntary participation).
Key words: carbonhydrates, carbon markets, Kyoto protocol, emission quotes, Assigned Amount Unit.
1 Михаленко Петр Владимирович, e-mail: peter@mikhalenko.ru.
На пути к созданию эффективных углеродных рынков по обмену квотами на выбросы парниковых газов в России лежит множество проблем, связанных с отсутствием правового поля для торговли выбросами.
Согласно специальному приложению к Киотскому протоколу, Россия не должна допустить того, чтобы объем выбросов в атмосферу превысил уровень 1990 г., равный 2,39 млрд т, или 17,4% от мирового объема парниковых газов2. Однако данные о текущем объеме выбросов парниковых газов российскими предприятиями расходятся.
Так, по данным, приведенным на пресс-конференции, проведенной Институтом развития прессы, объем выбросов составляет 2 млрд т парниковых газов в год, что за пять лет составит 10 млрд т, а с учетом прогнозного повышения объема выбросов — 12 млрд т. Российский «бюджет квот» на период с 2008 по 2012 г. составляет 15 млрд т СО2-эквивалента (СО2 и газы, содержащие углерод), что означает возможность продажи оставшихся 3 млрд т3.
Данные расчеты не противоречат Энергетической стратегии России на период до 2020 г. (утв. распоряжением Правительства РФ от 28.08.2003 № 1234-р). По оценкам, приведенным в стратегии, объем выбросов парниковых газов в топливно-энергетической сфере к 2010 г. составит 75—80% от уровня 1990 г. и не достигнет этого уровня даже в 2020 г., что позволит России выполнить обязательства по Киотскому протоколу к Рамочной конвенции ООН об изменении климата.
Согласно Федеральной целевой программе «Энергоэффективная экономика» на 2002—2005 гг. и на перспективу до 2010 г. (утв. постановлением Правительства РФ от 17.11.2001 № 796) предполагается, что объем выбросов вредных веществ в атмосферу в 2002— 2005 гг. сократится на 1530 тыс. т. Удельные выбросы вредных веществ в атмосферу на единицу добываемого сырья, его переработку, транспортировку и потребление будут снижаться на 2—3% в год. Реализация разработанных в соответствии с данной программой мероприятий приведет к сокращению выбросов парниковых газов к 2005 г. до 80 млн т СО2-эквивалента в год, а к 2010 г. — до 330 млн т.
Однако по другим данным Россия ежегодно выбрасывает в атмосферу 4,5 млрд т парниковых газов4, т.е. значительно превышает приведенную оценку в 2 млрд т в год.
2 См.: Мехтиев А. Москва спасает Киотский протокол (vesti.ru).
3 Пресс-конференция в Институте развития прессы: «Киотский протокол и переговоры в Бонне: более 170 стран пришли к политическому соглашению» // Интернет-газета социальной переписки.
4 Скупой платит меньше, но чаще! // Обустройство. 2002. Июль.
Даже если взять более низкую оценку выбросов, из табл. 1 видно, что динамика выбросов СО2 предприятиями энергетического сектора до 2020 г. будет, скорее всего, возрастать.
Таблица 1
Динамика выбросов СО2 энергетическим сектором России (млн т)
Выбросы СО2 1990 г. 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2015 г. 2020 г.
Благоприятный сценарий 2326 1610 1750 1870 2000 2200
Пониженный сценарий 2326 1610 1700 1750 1800 1840
Источник: Информационный портал «Энергетика и промышленность в России» (http://www.eprussia.ru/lib/en_str_table_8.htm).
Несмотря на оптимистичный прогноз, содержащийся в Энергетической стратегии, некоторые экспертные оценки все же предсказывают, что выбросы углекислого газа в электроэнергетике к 2020 г. могут в 1,24—1,53 раза превысить выбросы 1990 г. (табл. 2). При этом вероятность такого превышения связывают именно с возможностью реализации Энергетической стратегии России до 2020 г.
Таблица 2
Структура топливообеспечения ТЭС и выбросов СО2
Ресурсы Структура топливообеспечения Выбросы СО2
1990 г. 2020 г. 1990 г. 2020 г.
Газ 59% (162,5 млн т у.т.) 50—42% (не более 162,5 млн т у.т.) 263,2 млн т 263,2 млн т
Уголь 29% (79,9 млн т у.т.) 37—43% (119,9— 167,8 млн т у.т.) 220,5 млн т 330,9—463,1 млн т
Нефть 12% (31 млн т у.т.) 13—15% (40,6— 55,7 млн т у.т.) 49,3 млн т 64,6—88,6 млн т
Итого: 100% (273,4 млн т у.т.) 100% (323— 386 млн т у.т.) 533 млн т 658,7—814,9 млн т
Источник: Болдырев В. Атмосферным кислородом по глобализации и кредиторам: значимый фактор геополитики, национальной безопасности и погашения долгов России // Промышленные ведомости. 2001. Март.
4 ВМУ, экономика, № 2
49
Например, в исследовании, озаглавленном «Экономические последствия возможной ратификации Российской Федерацией Киотского протокола»5, Институт экономического анализа разбирает последствия ратификации Киотского протокола (далее Протокол) для российской экономики. Вывод заключается в том, что Россия не должна ратифицировать Протокол в силу нескольких причин, основными из которых называются следующие:
— согласно многим сценариям роста ВВП, Россия превысит предельный уровень выбросов, установленный для нее Протоколом, в 2008—2012 гг.
— Протокол не дает стимулов для крупномасштабных иностранных инвестиций в Россию.
Тем не менее более распространенной является позиция, в том числе основанная на исследованиях, проведенных РАН, что ни при каких условиях в первом Киотском периоде (2008—2012) Россия не превысит базовый уровень и, если опасность превышения и существует, то только для второго периода (до 2050 г.). Эта позиция изложена в статье В.И. Данилова-Данильяна6. Более того, международный экспертный совет представителей организации «Защита природы»7 и Российского центра экологической политики8 опубликовали комментарии9, опровергающие указанную статью Института экономического анализа.
Структура потенциальных участников рынка может быть определена в соответствии с распределением долей отдельных отраслей в общем объеме выбросов парниковых газов (рисунок).
Наиболее вероятно активное участие в этом рынке предприятий энергетической промышленности (на долю которых приходится около 45% суммарного объема выбросов СО2), а также металлургии (порядка 11%), транспорта (около 10%), сектора производства стройматериалов и химической промышленности (примерно 7%).
5 Доклад Ин-та экономического анализа «Экономические последствия возможной ратификации Российской Федерацией Киотского протокола». 18.08.2004 (http://www.iea.ru/article/publ/prognoz.pdf).
6 См.: Данилов-Данильян В.И. Нас дым Отечества в Европу не пускает? Экологические, экономические и политические аспекты проблемы Киотского протокола // ЭНЕРГО-info. 2004. № 3 (5).
7 «Защита природы» (www.environmentaldefense.org) — некоммерческая неправительственная организация в США, специализирующаяся на поиске научно обоснованных и экономически разумных решений экологических проблем.
8 Российский центр экологической политики (www.ecopolicy.ru) — некоммерческая неправительственная организация, ставящая целью поиск решений острых экологических проблем.
9 Доклад организации Environmental Defense "Preliminary Comments on the Institute of Economic Analysis Paper 'Economic Consequences of Possible Ratification of the Kyoto Protocol by the Russian Federation'". 2004. Сент. (http://www.environ-mentaldefense.org/documents/3978_Review_InstEcAn_09082004B.pdf).
1990
2000
2010 Годы 6 |Ц|7
Прогноз структуры выбросов СО2 в России по секторам (% от общих выбросов): 1 — энергетика, 2 — металлургия, 3 — химическая промышленность, 4 — строительство и стройматериалы, 5 — транспорт, 6 — сельское хозяйство, 7 — прочие Источник: Новая природоохранная политика и реализация Киотского протокола
в России. М., 2004. С. 69.
Многосторонняя дискуссия ученых, политиков и экономистов о том, нужно ли России подписывать Киотский протокол, закончилась тем, что 5 ноября 2004 г. Президент РФ Владимир Путин подписал документ о ратификации Протокола, который уже был утвержден к тому времени Государственной думой и Советом Федерации. Киотский протокол вступил в силу через 90 дней после представления документа о ратификации в ООН, т.е. 16 февраля 2005 г В рамках Протокола Российская Федерация отныне обязуется стабилизировать свои выбросы на уровне 1990 г. в течение периода обязательств с 2008 по 2012 г. Согласно принятым оценкам, Российская Федерация имеет значительный запас ЕУК для продажи на основе механизма международной торговли квотами на выбросы, который составляет порядка 3 млрд т, поскольку в настоящее время уровень выбросов ниже, чем в 1990 г. Как страна, которая приняла показатель выбросов, Российская Федерация может также принимать участие в проектах совместного осуществления (ПСО). Углеродный рынок в условиях ратифицированного Россией Киотского протокола и, следовательно, вступившего в силу для всех остальных стран-участниц соглашения создает для государств, частных компаний и физических лиц основу для торговли сокращенными углерод-
ными выбросами, которая направлена на выполнение обязательств промышленно развитых стран по сокращению выбросов парниковых газов (ПГ) в соответствии с киотским механизмом чистого развития (МЧР) и совместного осуществления (СО) и одновременно на оказание содействия развивающимся странам путем привлечения экологически благоприятных инвестиций и передачи технологий на разумной основе для обеспечения их устойчивого экономического развития.
Из проблем, стоящих на пути создания эффективных углеродных рынков, на которых бы обращались ЕУК и/или производные от них инструменты, можно выделить отсутствие на текущий момент правовой основы. Для решения этой проблем необходимо:
— определить правовую природу ЕУК как актива для установления возможности передачи части регулятивных полномочий некоммерческой структуре и выбора дальнейшей схемы обращения ЕУК (инструментов на них);
— установить возможность их обращения;
— разработать систему обращения, включая юридические (характер заключаемых договоров, возможность установления прав на ЕУК / инструменты на ЕУК в соответствии с российским законодательством), экономические и финансовые аспекты (включая особенности организации системы расчетов и учета прав на ЕУК / инструменты на ЕУК).
В соответствии с российским гражданским законодательством возможны следующие варианты подходов к определению правовой природы ЕУК как актива для организации дальнейшего обращения:
— товар (материальный актив);
— нематериальный актив;
— имущественное / неимущественное право.
В случае толкования как товара (материального актива) торговля ЕУК невозможна до определения природы товара, так как отсутствует материальная форма и процедура создания. Для обеспечения возможности торговли ЕУК как товаром необходимо внесение изменений в законодательство на уровне федеральных законов.
Толкование ЕУК как нематериального актива невозможно в связи с тем, что нематериальный актив не может быть предназначен для перепродажи (Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000, утв. приказом Министерства финансов РФ от 16.10.2000 № 91н10).
10 В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000, утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 16.10.2000 № 91н, для признания инвентарного объекта нематериальным активом он должен обладать рядом признаков. Среди этих признаков, в частности в подп. «д» п. 3 Положения определено, что организацией не предполагается последующая перепродажа данного имущества.
Толкование ЕУК как права также сопряжено со сложностями: их обращение путем заключения договора о передаче прав затруднительно, поскольку договор всегда заключается в отношении передачи исключительного права на конкретное изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, зарегистрированную топологию интегральных микросхем, права на использование, полную или частичную передачу исключительного права на программу для ЭВМ, базу данных, авторских и смежных прав, к которым ЕУК не относится11.
Отдельной дискуссии заслуживает выпуск ценных бумаг или других финансовых инструментов на ЕУК. Выпуск и обращение таких инструментов вполне возможен в рамках текущего российского законодательства, но только в том случае, если природа ЕУК определена как актив; а это сложно по причинам, изложенным выше.
Выпуск производных инструментов (деривативов) на ЕУК в России очень перспективен, но только в том случае, если действие Киотского протокола продолжится и после 2012 г., и если Россия решит проблемы с правовой основой производных инструментов. На настоящий момент Гражданский кодекс (ГК) относит сделки с производными к сделкам типа пари, что влечет за собой невозможность защиты гражданских прав по таким сделкам. Между тем к ст. 1062 ч. 2 ГК готовятся поправки, выводящие сделки с производными из сделок типа пари, таким образом наделяя эти сделки судебной защитой. 12 января 2007 г. Государственная дума повторно проголосовала за эти поправки, преодолев вето Совета Федерации, наложенное 27 декабря 2006 г. Таким образом, Президент РФ теперь имеет право подписать этот закон и тогда он вступит в силу, открыв потенциальные возможности создания производных инструментов на ЕУК. Кроме того, Федеральной службой по финансовым рынкам подготовлена концепция законопроекта «О производных финансовых инструментах»12, призванного решить юридические проблемы рынков таких инструментов.
На мировом рынке из производных инструментов ЕУК имеются все основные категории: внебиржевые опционы уже существуют, фьючерсы на поставку сокращений появятся в самом ближайшем будущем, появился также рынок форвардов. Для дальнейшего развития этого рынка в мировом масштабе необходимо уравнять пра-
11 Закон РФ от 09.07.1993 № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», Патентный закон Российской Федерации от 23.09.1992 № 3517-1, Закон РФ от 23.09.1992 № 3526-1 «О правовой охране топологий интегральных микросхем».
12 Концепция проекта Федерального закона «О производных финансовых инструментах» и Концепция проекта Федерального закона «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации» (подготовлены ФСФР России) (http://www.derex.ru/files/fsfr-derivatives.doc).
ва на выбросы с правами на сокращение. В США вместо киотских механизмов существует альтернативный добровольный рынок квот на выбросы. В этой связи на США возлагаются большие надежды в плане развития углеродных рынков.
Таким образом, без разработки новых федеральных законов или внесения изменений в действующие изученные варианты не предоставляют возможности организовать рынок ЕУК или инструментов на ЕУК. В качестве возможного решения проблем организации торговли ЕУК автор предлагает вариант, не требующий определения природы ЕУК как актива. Вместо этого на рынке может обращаться материальный актив — контракт на выброс. С продажей такого контракта на выброс продавец принимает на себя добровольные обязательства по ограничению собственного уровня выбросов в целях непревышения оставшегося уровня ЕУК, а покупатель получает право на дополнительный объем выбросов в пределах ЕУК, соответствующих номиналу приобретенного контракта на выброс. Эти добровольные обязательства продавца и покупателя фиксируются в договоре членства на бирже, аналогично членству в ММВБ и РТС. Переход права собственности на контракт на выброс между участниками торговли фиксируется в договорах купли-продажи.
Предлагаемое базовое условие правил торговли с переходом права собственности на контракт на выброс состоит в том, что ее продавец утрачивает право выброса определенного числа ЕУК, а покупатель получает такое право дополнительно к установленному для него уровню ЕУК. Объем единиц установленных количеств рассчитывается исходя из номинала контракта на выброс: 1 единица равна N тонн эквивалента СО2.
Согласно мировому опыту организации рыночных механизмов контроля выбросов парниковых газов, наиболее близка к описанной концепции организации торгов в России система, принятая в США, основанная на добровольном участии13. Торговля выбросами в Великобритании появилась раньше всего, но она основана на первоначальном участии государства. Организация системы торговли в ЕС предполагает обязательное участие в ней всех источников выбросов (хотя бы на стадии распределения разрешений на выбросы).
13 Использовались данные отчета Национальной аудиторской палаты Великобритании (The National Audit Office) «Система торговли выбросами в Великобритании. Новый способ борьбы с изменением климата» от 21.04.2004 (http://www. nao.org.uk/publications/nao_reports/03-04/0304517.pdf); Директива 2003/87/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского союза от 13.10.2003 (http://europa. eu.int/eur-lex/pri/en/oj/dat/2003/1_275/1_27520031025en00320046.pdf); данные сайта Чикагской климатической биржи (http://www.chicagoclimatex.com).
В американской системе инструменты создаются в порядке и на условиях, определенных правилами биржи как саморегулируемой организации. Этот же принцип определения товара — предмета торгов в Правилах торговли — предлагается принять и на российском рынке. Учитывая различия в американском и российском законодательствах, для российского рынка предлагается внедрение системы торговли материальным активом — контрактом на выбросы, последствия сделок с которым определяются Правилами организатора торговли. Важным для организации системы торгов в России является опыт США, который планируется полностью использовать для формирования отечественного рынка в части определения объекта торговли — перечня парниковых газов. Таким образом, к парниковым газам, подпадающим под действие торговой системы, относятся диоксид углерода (СО2), метан (СН4), закись азота (^О), гидрофторуглероды, перфторуглероды, гексафторид серы (SF6). Выбросы всех парниковых газов, не являющихся СО2, конвертируются в эквивалент тонны СО2.
Что касается ПСО, то все указывает на то, что российские компании скоро смогут воспользоваться выгодами от реализации Ки-отского протокола. Минэкономразвития в середине января 2007 г. внесло в Правительство РФ проект постановления14, которое делает осуществление ПСО, наконец, возможным. Проект постановления устанавливает процедуру утверждения ПСО и контроля за их реализацией.
Компании смогут заключать контракты с зарубежными партнерами, направленные на снижение уровня выбросов, если предоставят правительству проектный документ и получат на него экспертное заключение независимой организации из перечня, утвержденного органом Конвенции по изменению климата.
Список литературы
Болдырев В. Атмосферным кислородом по глобализации и кредиторам: значимый фактор геополитики, национальной безопасности и погашения долгов России // Промышленные ведомости. 2001. Март.
Данилов-Данильян В.И. Нас дым Отечества в Европу не пускает? Экологические, экономические и политические аспекты проблемы Киотского протокола // ЭНЕРГО-тРэ. 2004. № 3 (5).
Директива 2003/87/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского союза от 13.10.2003 (http://europa.eu.int/eur-lex/pri/en/oj/dat/2003/ l_275Zl_27520031025en00320046.pdf).
Закон РФ от 09.07.1993 № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах».
14 См.: Петрачкова А. $1 млрд за выбросы // Ведомости. 2007. 23 янв.
Закон РФ от 23.09.1992 № 3526-1 «О правовой охране топологий интегральных микросхем».
Информационный портал «Энергетика и промышленность в России» (http://www. eprussia.ru).
Киотский протокол и переговоры в Бонне: более 170 стран пришли к политическому соглашению. Пресс-конференция в Институте развития прессы // Интернет-газета социальной переписки.
Концепция проекта Федерального закона «О производных финансовых инструментах» (подготовлена ФСФР России) (http://www.derex.ru/ files/fsfr-derivatives.doc).
Концепция проекта Федерального закона «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации» (подготовлена ФСФР России) (http://www.derex.ru/files/fsfr-derivatives.doc).
Мехтиев А. Москва спасает Киотский протокол (vesti.ru).
Новая природоохранная политика и реализация Киотского протокола в России. М., 2004.
Патентный закон Российской Федерации от 23.09.1992 № 3517-1.
Петрачкова А. $1 млрд за выбросы // Ведомости. 2007. 23 янв.
Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000 (утв. приказом Министерства финансов РФ от 16.10.2000 № 91н).
Система торговли выбросами в Великобритании. Новый способ борьбы с изменением климата Отчет Национальной аудиторской палаты Великобритании (The National Audit Office). 21.04.2004 (http://www.nao.org. uk/publications/nao_reports/03-04/0304517.pdf).
Скупой платит меньше, но чаще! // Обустройство. 2002. Июль.
Экономические последствия возможной ратификации Российской Федерацией Киотского протокола: Докл. Института экономического анализа. 18.08.2004 (http://www.iea.ru/article/publ/prognoz.pdf).
www.chicagoclimatex.com.
www.ecopolicy.ru.
www.environmentaldefense.org.
Preliminary Comments on the Institute of Economic Analysis Paper 'Economic Consequences of Possible Ratification of the Kyoto Protocol by the Russian Federation'. Доклад организации Environmental Defense. 2004. Сент. (http://www.environmentaldefense.org/documents/3978_Review_InstEcAn_ 09082004B.pdf).