УФИМСКИЙ УЧИТЕЛЬСКИЙ СОЮЗ: УЕЗДНЫЕ, ГУБЕРНСКИЙ И ОБЛАСТНОЙ СЪЕЗДЫ УЧИТЕЛЕЙ (май 1917 года)
Обнаруженные недавно подлинники документов Союза учителей Уфимской губернии (протоколы организационного и первых общих собраний и заседаний Президиума Союза) позволили воссоздать почти подневную, неизвестную ранее хронику его деятельности в марте-апреле 1917 года [1]. После того, как в первых числах апреля на Петроградском Всероссийском съезде учителей был возрожден Всероссийский учительский союз (ВУС), Союз учителей Уфимской губернии вошел в его состав в качестве местной организации ВУС.
После февральской революции, свергнувшей царское правительство, все демократические слои населения охватили эйфория и ликование, выразившиеся в полной поддержке Временного правительства, с деятельностью которого связывались перспективы во всех социальных сферах, включая просвещенческую. Союз учителей Уфимской губернии настолько быстро окреп, что уже весной 1917 года сумел провести почти все уездные (три из шести), губернский или даже областной (окружной) съезды учителей, результаты работы которых и составляют предмет нашего исследования.
Материалы этих съездов в дни их проведения были оперативно изданы тиражом 400-500 экземпляров в виде 13 выпусков «Известий учителей Уфимской губернии» [2], а затем приложениями к № 2 «Бюллетеня отдела народного образования Уфимской губернской земской управы» за 1917 год. В настоящее время они являются библиографической редкостью, поскольку в 1937 году вошли в спи-
сок книг и периодики, официально подлежащих изъятию из всех библиотек и уничтожению как контрреволюционной литературы.
21-27 апреля 1917 года состоялся съезд учителей Белебеев-ского уезда [3], обсудивший широкий круг вопросов об управлении школами, организации школьного дела и состояния инородческих школ1.
2-4 мая прошел съезд учителей Уфимского уезда, на котором был рассмотрен проект положения о «Комиссиях по народному образованию». В компетенцию этих комиссий входил большой комплекс вопросов, от разработки учебных программ и рекомендации учебников и учебных пособий, до вопросов назначения, увольнения и перемещения учителей, лекторов, заведующих дошкольными и внешкольными учебными заведениями и заведующих отделами народного образования. Центральным органом комиссий должны были быть Бюро, состоящие из членов управы, заведующих отделами народного образования и инструкторов по народному образованию. На съезде учителей Уфимского уезда в Комиссию по народному образованию были избраны от учителей народных училищ: 13 человек от русских, 7 человек от мусульман и по 1 человеку от латышей и чувашей.
Здание 2-й Уфимской женской гимназии по ул. Б. Успенской, 19, в котором в мае 1917 года состоялись Губернский и областной (Окружной) съезды Союза учителей Уфимской губернии. Фото 1906 года
5 мая 1917 года в здании 2-й Уфимской женской гимназии открылся губернский съезд учителей2. В его работе приняли участие
170 человек делегатов, в том числе от Белебеевского уезда - 35, Бирского -30, Златоустовского - 15, Мензелинского - 25, Стерлита-макского - 25, Уфимского - 25, от города Уфы - 15 человек. В первые три дня (5-7 мая) работы съезда на нем были обсуждены исключительно профессиональные вопросы: Устав Союза учителей Уфимской губернии, управление школой, основные проблемы образования и воспитания. Открывая съезд, председатель Организационного бюро В.С. Яворский, директор Уфимского учительского института, в частности, сказал:
«... Сознание долга принять участие в общей работе государственного строительства и сознание возможности устроить лучшую школу объединили уфимских учителей. Сегодня первый праздник объединенного учительства Уфимской губернии... Мы бодро приступаем к творческой работе. Мы знаем, что теперь будут услышаны все высказанные нами пожелания, выработанные указания и положения, и не только будут услышаны, но и будут учтены и приведены в жизнь при организации новой школы».
В том же ключе прозвучала приветственная речь попечителя Оренбургского учебного округа В.А.Гордлевского, в которой специально было отмечено участие в работе съезда большого числа представителей инородческой школы: «...Нужды инородческого образования должны стать ныне в нашем крае на видном месте. Необходимо предоставить полную свободу всем народностям создавать национальную, свободную школу с обучением на родном языке учащихся».
Участники съезда заслушали краткий доклад по вопросу об истории создания Союза учителей, в котором особое внимание было уделено взаимоотношению Союза с Учебно-окружным управлением. Была обсуждена информация об итогах состоявшегося в конце апреля Белебеевского уездного съезда учителей и съездов учителей Бирского и Златоустовского Союзов, ставших всего месяц назад членами Союза учителей Уфимской губернии. Большой интерес вызвал доклад Н.Рыжкова «Общие черты организации управления делом народного образования». Предметом обсуждения стали ключевые вопросы единства организационных начал школ различных ступеней и типов, децентрализации школьного дела, передачи учреждений народного образования органам власти, построения школы на основах автономности - выборности и самоуправления педагогических коллективов.
Вечером следующего дня на экстренном заседании съезда был обсужден вопрос о процедуре назначения (или выборности) из числа делегатов Губернского съезда делегатов на областной (окруж-
ной) съезд, открытие которого планировалось сразу же после окончания работы губернского съезда учителей. Было решено избрать на окружной съезд от Уфимской губернии - 60 делегатов, Белебе-евского уезда - 9, Бирского - 10, Златоустовского - 6, Мензелинско-го - 9, Стерлитамакского - 9, Уфимского - 9 и города Уфы - 5 человек. Те делегаты, которые не были своими низовыми организациями уполномочены принять участие в работе областного съезда учителей, были обязаны согласовать свое представительство с соответствующими уездными Союзами.
Уставъ союза учителей Уфимской губерній.
Задачи и деятельность союза.
7 мая делегаты съезда заслушали доклад о проекте Устава Союза. После обсуждения этот Устав, сохранив основные формулировки политических и профессиональных задач Союза, очерченные еще на первом организационном собрании учителей и принятые в марте 1917 года, был дополнен лишь пунктами о членстве в Союзе, организации его местных и центральных органов. Устав был единогласно принят, но поскольку для выбора Бюро - органа центрального управления Союзом - требовалось провести особый съезд делегатов от местных организаций, было решено этот вопрос оставить до осени. Функции Центрального бюро временно было поручено выполнять Президиуму Союза учителей. Съезд заслушал доклад о состоянии церковно-приходских школ, «рассадников идей монархизма, которые и после того, как гнев народный сокрушил старый
порядок, страшно было бы оставлять в руках церкви, старой прислужницы бесправия и произвола». Было решено немедленно передать все церковно-приходские школы в ведение Министерства народного просвещения, ввести в них самоуправление с участием представителей земства, городов и самого учительства, а также полностью изменить программы, приведя их в соответствие с программами советских школ.
Особый интерес и оживленные прения вызвал доклад о результатах работы специальной секции съезда по начальной школе. Особенно бурные дискуссии развернулись по вопросам, связанным с целями и задачами воспитания. Секция предложила съезду проголосовать за следующую выработанную на ее заседаниях формулировку: «Начальная школа, преследуя цели общеобразовательные и воспитательные, подготавливает детей к дальнейшему самообразованию». С возражением против такого положения выступили делегаты от Белебеевского уезда. Они настаивали на том, что цель школы должна быть только общеобразовательной: преследуя общеобразовательную цель, учитель попутно будет автоматически достигать и цель воспитательную, но воспитание будет достигнуто при этом не путем воздействия со стороны, а самим характером знаний и той обстановкой, в которой находится обучаемый. Школа путем планомерной проработки научного материала должна создавать личность, способную к самостоятельному восприятию дальнейших знаний. Однако большинство выступавших на съезде склонились все же в пользу «воспитательно-образовательной» цели начальной школы.
Последние три дня работы губернского съезда учителей (8-10 мая) были посвящены совместной работе учительства с представителями родителей, общественных организаций, различных национальных групп и деятелей народного образования. Дополнительно в этой части работы съезда приняли участие ещё 170 человек, что определило масштабность и компетентность созванного Союзом форума учителей Уфимской губернии. Центральное место в этой части работы съезда занял доклад В.Ф.Герасимова3 о проблемах инородческого образования. Следует сказать, что еще задолго до губернского съезда учителей вопросы строительства нерусской школы стали предметом ожесточенных споров. Введение всеобщего обязательного бесплатного начального обучения на родном языке, отделение религии от школы, подготовка учителей для национальной школы - вот только некоторые из проблем, буквально не сходивших со страниц губернских и уездных газет и ставших пред-
метом широкого обсуждения на многочисленных собраниях и съездах по народному образованию.
Наиболее демократической в этом плане оказалась позиция Белебеевского уездного съезда учителей, в решении которого, принятом еще в апреле 1917 года, прямо говорилось, что вся система народного образования должна быть единой и демократической, причем в чувашских, марийских и мордовских школах (их было очень мало в уезде) обучение русскому языку следует начинать с 1 класса, а в башкирских - с 3 года обучения. Русский язык для всех народностей должен считаться обязательным и государственным. Национальная школа тоже должна быть государственной и поэтому пользоваться на общих основаниях всеми привилегиями, предоставляемыми общегосударственным учебным заведениям.
В дополнение к этим решениям Белебеевского уездного съезда учителей Губернский съезд принял следующие предложения: а) учебные заведения губернии всех типов должны находиться в ведении только органов народного образования; б) учителя нерусских школ полностью приравниваются в правах с русскими учителями соответствующих учебных заведений; в) все нерусские 2-классные училища должны быть преобразованы в высшие начальные училища; г) в уездных отделах народного образования для лиц, желающих сдать экзамены на звание учителя национальной школы, учреждаются соответствующие комиссии.
Для подготовки преподавательских кадров было решено ходатайствовать об учреждении кафедр татарского, башкирского, марийского и чувашского языков при Казанском и Саратовском университетах, Казанском и Уфимском учительских институтах. Впредь до подготовки учителей из лиц коренной национальности предлагалось ввести обязательное преподавание родного языка, истории и этнографии народов, населяющих край, во всех существовавших в то время русских учебных заведениях, в которых обучались дети нерусских национальностей. На съезде были заслушаны и обсуждены результаты работы секции по управлению школой и правовому и материальному положению учителей, секции средней школы, а также доклад В.А.Ефремова «Социализм и школа», после чего были подведены основные результаты. Говорилось, что губернский съезд учителей явился необычным как по условиям, в которых он прошел, так и по своим результатам: часть постановлений съезда будет осуществляться непосредственно самими его участниками, а к другой части постановлений будет вынуждена прислушаться та часть властных структур государства, которая будет заниматься конкретными делами перестройки школы. Специально был отмечен еще
один важный результат губернского съезда учителей: принятие Устава Союза и сплочение всех учителей Уфимской губернии.
12 мая 1917 года в том же здании 2-й Уфимской женской гимназии состоялся областной съезд учителей Оренбургского учебного округа. Общее число делегатов, принявших в нем участие, неизвестно, но достоверно, что только от Уфимской губернии их число составило 188 человек. В состав Президиума съезда вошли все члены Организационного бюро (B.C. Яворский, Ф.С. Яновский,
A.К. Носков, редактор-издатель «Известий Союза...» Н.И. Рыжков) и по два представителя от входивших в состав Округа губерний (Уфимской, Пермской, Оренбургской) и областей (Уральской и Тур-гайской).
В своем приветственном слове к делегатам съезда попечитель Оренбургского учебного округа
B.А. Гордлевский, в частности, сказал: «... Практическая ценность Вашей работы будет в том, что Вы заявите о своих местных нуждах. А такие нужды есть, есть они и у русской, и у инородческой школы. Инородцы до сих пор были пасынками России и естественно, что у них родилось и крепло недоверие к русской школе. Для устранения этого недоверия надо поставить русскую школу так высоко, чтобы каждый гражданин-инородец чувствовал радость и счастье, что он приобщился к высокой русской культуре...»
Сначала работу съезда было решено проводить по 4 секциям: средней школы, низшей школы, инородческой школы и учебных заведений, подготавливающих учителей. Однако в последующие дни, по мере увеличения активности принявших участие в его работе общественных организаций, были образованы еще три секции -агитационно-просветительская, по управлению школой и воспитательная. Было решено результаты работы всех секций в докладах пленарному заседанию разбить на две группы: постановления принципиального характера и постановления практического характера, - которые предлагалось провести в жизнь немедленно.
изшш
ІНШІ ішші інші пішії
№ 8 15 мая 1917 г. № 8.
Областной съЬздъ учащихъ Оренбургснаго учебнаго округа.
3<Ш(Шн1'е
дткрнвЯе-уся-йъ о'-Лар', вечера- Председатель Яворснш при-ьтегдумь отт»- вдент! ^ареЙ1дщ'м#т(}>и(5авадих-б!:.иа шИшъ■> представителеп.: л«ествениы!ъ оргапнзацШ я ■.роячгелмжихъ тащитетовъ. Вт. виду тппюл-цпщагогя состава с ь'Ьааа и внйытмпаь Я'ре?лй)ума товарища предеЬд. Л. Д. .ртемтад л «секретаря Оянгганова^иостаИовмий; дополнить составъ прези-1ума гявумя- .предста«иелями;,вб1ЦЙщ1!е#ы#'Ь.%)мц^ап1й я родательскшт.. омлтеюв ь. Избранм’ БогДатмръ и а1 ’ * : 1 .. '"
%т^щивает&я аомада инорйд!1ес1»8^еВД№-о-йн®вь1хъ усло|!|)1хт. 1{пр.-изскря школы. Киргизы яо.снгь ,;Л0|*1ДреДСТавЛЯ>О.ТТ,, изъ себя кочевое лемя. Духовнаго унрапдогпя и оргатгтваинагу духовеяетва среди -михт. Луг* Радорые тсйр1изы еов?рШШТЪ^]$дщЛ%1да1 треЙд. Жалтии кочевия ул1.1ш:г школы “бучаитт. .тЬтой. учите.:::. иГсмик.еть м.!лы':к здашямн. пре-[Одаваиад. ведется;, ; на русском. языкЪ: ■эгЬтн мчастую въ школу не ид тэт тогда «ябираютея шодстайние уадрки^во; ттремя- ревизий; ве такт, давно ч1>еям№%бРКда«волосмгШ}{алй е4 »№те|Н!в»ц|а.в'Ьт’вапостпыхт. пунктахъ иеболйтда, тпйедкахъ},’ в* ередиежь; 6 да три,^Вщпршя волости. На по-". кер$вованЦ кнргпп'ли. содслонатся учркш:.! русеккхъ икСыт Въ- виду таг,: иго евреобраля гафгизсь'йго оита н школы инородческая йекцй побоялась";; м.чойти г:ъ р-Кик-ш» вс,просит. кирпшм.ч.!! нл.-лятч, предоставляя такс-,■ :1ое.,0&шадому"эт4мУ:':кИ^^ образован!».й
- '• Дбкяад'щкт. 'ивородадсвоп-- ое^^^ииаетъ сйобщенГе о принятых® ••:К1Пе1! П(.с-:аногл(-т:1хь с-ь укчзлшя. чтсПийкеЛё г;>-?>х-(. лгал ось вт. ста-' ро^-'я9^1Л^ййорЬад|1Мъ?' итор1®"йт*(ш§- «ыМ даже права свободнагс>;! йспов^дыватя : релтичи, 1Г что пноррд1да#,8стрТугять сочувсте въ своей-кулвтУряоД ...работ*., со: стороНм50стальщН"гнмелетя га, свободно!) Роести:
IIрйн и ми штся с : Ьду». ЩД» -ноетайомейЩ
Первое такое пленарное заседание открылось 14 мая. На нем были заслушаны доклад о работе инородческой секции и доклад Н.И.Рыжкова «Религия и школа». В первом докладе, фактически, были повторены все основные предложения и постановления по инородческой школе, принятые днями раньше съездом учителей Уфимской губернии. Некоторые дополнения учитывали лишь специфические особенности организации инородческого образования в конкретных губерниях, в частности, в Тургайской и в Уральской областях, в связи с полукочевой жизнью в них населения.
С решением губернского съезда по инородческому образованию полностью солидаризовался и съезд учителей высших начальных училищ Уфимской губернии, открывшийся в Уфе в здании Реального училища 11 мая 1917 года: «... У мусульман, чуваш, черемис и других национальностей школа должна быть вполне национальной, то есть преподавание всех предметов должно вестись на материнском языке. Русский язык должен быть введен, как образовательный учебный предмет. Национальная школа, как государственная, должна пользоваться всеми правами, предоставляемыми учебным заведениям Государства на общих основаниях».
Следует сказать, что такое решение об инородческом образовании разделялось в то время далеко не всеми учителями и представителями мусульманской интеллигенции. Так, 18 мая 1917 года на Златоустовском уездном съезде учителей выступил Ахат Вильданов [6], известный башкирский этнограф и лингвист, в речи которого прозвучало, в частности, следующее: «... Организация и упрочнение дела просвещения мусульманских народностей должна быть отделена от других национальностей, вверено только самим мусульманам и быть вполне автономным. Все мусульманские медресе должны быть сохранены и находиться в ведении Духовного управления мусульман. Обязательным должно быть преподавание тюрко-татарского языка во всех мусульманских общеобразовательных школах. В русских учебных заведениях, где число мусульман более 6 человек, ввести для них преподавание тюркотатарского языка и магометанского вероучения. Русский язык в мусульманских школах вводится как предмет преподавания».
На областном съезде учителей Оренбургского округа гораздо четче, чем на Губернском съезде, был сформулирован вопрос о безотлагательном проведении реформы учительских семинарий, соответствующей потребностям в подготовке учителей для 4-классных начальных школ. В частности, предлагалось продлить срок обучения в семинариях до 4 лет, а все существовавшие в то время в Учебном округе педагогические учебные заведения, гото-
вящие учителей для начальной школы, преобразовать в единые специальные учебные заведения. Учитывая острую нужду в учительских кадрах, съезд посчитал необходимым сохранить все существовавшие учебные заведения. Кроме этого, было решено организовать 2-годичные педагогические курсы для подготовки учителей из лиц, окончивших 7 классов женских гимназий. Летом 1917 года планировалось организовать различного рода общеобразовательные педагогические курсы, устраивать районные съезды учителей, проводить совещания, экскурсии и командировки учителей с целью повышения их квалификации.
К вопросу о вероучении в инородческих школах, а также об управлении этими школами съезд возвращался ещё несколько раз. Так, 17 мая, заслушав доклад Н.И.Рыжкова «Школа и религия», съезд большинством голосов принял следующее постановление: «Преподавание религии должно быть признано частным делом, исключено из курса общественных школ и предоставлено исключительно заботам и средствам родителей и религиозных общин». В соответствии с этим постановлением с осени 1917 года в Округе устанавливалось факультативное (необязательное) преподавание Закона Божия (вероучения), причем учащиеся до 16 лет освобождались от изучения Закона Божия по заявлению родителей, а после 16 лет - по собственному заявлению. Однако на следующий день это постановление было переголосовано и принято большинством голосов в следующей формулировке: «Признавая свободу вероисповедания, установить в школе с осени текущего года впредь до разрешения законодательным путем вопроса об отделении церкви от государства обучение Закону Божию обязательным для детей 16-летнего возраста, если на то последует заявление родителей, а старше указанного возраста по заявлению учащегося».
При обсуждении на областном съезде доклада «Единая и свободная школа» разгорелись бурные дискуссии о том, какой смысл нужно вкладывать в эти два слова. Поскольку внешняя и внутренняя организации школы определяются существующим общественным строем, пришли к заключению о том, что «единая школа» - это школа, в полном объеме доступная для всех членов демократического общества. Кроме общедоступности, она должна быть бесплатной, общеобязательной и преемственной на всех своих ступенях развития. Сказанное отнюдь не означало, что школа должна быть однотипной: предусматривалась дифференциация, однако не по сословному принципу, а по индивидуальным особенностям и способностям учеников. После не менее жарких дискуссий съезд выработал и по-
становление о «свободной школе», которое было сведено к двум основным понятиям. Первое: «центр школы - не программа и не учитель, а ученик с его потребностями, особенностями которых и определяются разделение и выбор школьного материала», и второе: «роль учителя, школьной обстановки и общества сводятся к подготовке наиболее благоприятных условий для развития самодеятельности учащегося».
Бурными дискуссиями на съезде сопровождалось обсуждение вопроса о временном управлении Учебным округом со стороны комиссаров Комитета общественных организаций и Особой комиссии Союза учителей. Комиссары КОО отказались отчитываться перед окружным съездом учителей о своей работе, мотивируя это тем, что они назначены на должности ГубКОО, то есть органом «представителей народа и демократии, а потому подотчетны перед всей демократией, а не перед съездом учителей». Оказалось также, что председателем особой комиссии Союза учителей члены комиссии избрали нового попечителя Оренбургского учебного округа В.А.Гордлевского. Это привело к нонсенсу: комиссия по управлению Округом из комиссии Союза учителей по временному управлению Округом превратилась в комиссию при попечителе Округа. Сам
В.А.Гордлевский, выступая на съезде и отвечая на вопрос делегатов, что будет, если по конкретному предмету обсуждения мнения попечителя и членов комиссии разойдутся, дал ответ: «Мне кажется, что комиссия не будет ставить меня в такое неловкое положение».
Выяснилось также, что решения Комиссии по временному управлению Учебным округом никакой юридической силы не имеют, все ее предложения носят для администрации Округа рекомендательный характер: законными являются лишь официальные распоряжения Министерства народного просвещения. Поэтому неудивительно, что в знак протеста против действий председателя комиссии В.А.Гордлевского прямо на съезде три члена комиссии (Кожевников, Кипарисов, Плаксин) заявили официально о своем выходе из её состава. И только большинством в несколько голосов съезд, оценивая результаты работы Комиссии Союза учителей по управлению Учебным округом, постановил: «признать правильным деятельность комиссии в заботе об интересах народного образования и контроль в духе общественности».
В последующие после проведения областного съезда месяцы Комиссия Союза учителей по управлению Округом была реорганизована в Комитет, но попечитель Учебного округа по-прежнему отрицал право членов Комитета вносить на его обсуждение все во-
просы без предварительного одобрения на его попечителя. Уже через несколько месяцев В.А.Гордлевский заявил, что как попечитель Округа, назначенный Временным правительством, он будет выполнять только те постановления Комитета, которые им «лично будут признаны разумными и законными». Это обстоятельство не помешало Уфимскому союзу учителей в декабре 1917 года поддерживать руководство ВУС, выступившее против Советской власти, многомесячную учительскую забастовку, использовать формально непосредственным поводом для её начала именно арест попечителя Учебного округа В.А. Гордлевского.
Примечания
1 Материалы Белебеевского (21-27 апреля 1917 года) и Мензелинского (10-15 августа 1917 года) уездных учительских съездов также вышли отдельными изданиями [3,4]. Лишь итоги Стерлитамакского уездного съезда учителей нашли свое отражение только на страницах местной печати.
2. Съезд учителей Уфимской губернии (так же, как проведенный после него областной съезд) прошел в здании 2-й Уфимской женской гимназии по ул. Большой Успенской, 19 (ныне в нем под ул. Коммунистической расположен факультет романо-германской филологии Башкирского госуниверситета). Там же работало организационное Бюро губернского съезда. Все делегаты заполнили специальные регистрационные карты (фамилия, имя, отчество, город, учебное заведение, кем делегирован, образовательный ценз, продолжительность службы, специальность, за чей счет прибыл на съезд, размер пособия).
3. Для издания «Дневников съезда» была создана специальная комиссия в составе В.А.Ефремова, М.И.Обухова, Н.И.Рыжкова, результатом деятельности которой стали выпуски №№ 1-13 «Известий Союза учителей Уфимской губернии», оперативно выходившие на следующий день после каждого заседания.
4. В то время В.Ф.Герасимов был секретарем распорядительного отдела Губернской земской управы, председателем «Общества народных университетов», секретарем «Общества вспомоществования учащимся в высших учебных заведениях» и секретарем общих собраний ГубКОО. Через месяц (19 июня 1917 года) на экстренном заседании губернского комитета общественных организаций В.Ф.Герасимов будет выбран губернским комиссаром КОО. Исполком КОО, в составе которого было много большевиков, не только не воспользовался своим правом отвода кандидатуры этого комиссара, но даже рекомендовал ее к избранию. Большевики заверили нового губернского комиссара Временного правительства в своей дальнейшей его поддержке, если тот «будет идти с демократией». Таким образом, оппозиционность местных большевиков властным структурам Временного правительства в Уфе была значительно меньше, чем в центре (Москве, Петрограде).
1. Ергин Ю.В. Союз учителей Уфимской губернии: хроника деятельности в марте-апреле 1917 года // Педагогический журнал Башкортостана. 2006. № 2(3), С. 127-139.
2. Известия Союза учителей Уфимской губернии: 1917, № 1 (5 мая), № 2
(6 мая), № 3 (8 мая), № 4 (9 мая), № 5 (10 мая), № 6 (12 мая), № 7 (13 мая), № 8
(15 мая), № 9 (16 мая), № 10 (17 мая), № 11 (23 мая), № 12 (24 мая), № 13 (25 мая).
3. Протоколы заседаний съезда учителей Белебеевского уезда, состоявшегося 21-27 апреля 1917 года в г. Белебее. - Белебей. 1917. -36 с.
4. Протоколы Мензелинского уездного учительского съезда 1917 года (10-
15 августа). - Мензелинск. 1918. -26 с.
5. Известия учителей Уфимской губернии. 1917. № 2. С. 1-3.
6. Бюллетень отдела народного образования Уфимской городской земской управы. 1917. № 5-6, С. 154-155.
ABSTRACT
The reader will find the materials of uyezd, provincial and district congresses of Ufa Teachers’ Union held in May 1917.