Научная статья на тему 'Удущее восточных регионов России'

Удущее восточных регионов России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
115
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Удущее восточных регионов России»

Будущее восточных регионов России

И.Г.Лежава, РААСН, Москва

The Future of the Eastern Regions of Russia

I.G.Lezhava, RAACS, Moscow

Сибирские города1

В этой части статьи речь пойдет о городах, расположенных в описанных выше регионах - о южных территориях, где находится Основная зона расселения и хозяйственного освоения России и, особенно, о территориях вдоль Транссибирской магистрали, где существует много старых городов и следует строить новые.

Старые города - такие, как Екатеринбург, Омск, Красноярск, Иркутск, Чита, Хабаровск и Владивосток, - ещё долго будут оставаться прежними. Но и их со временем неизбежно затронут изменения, и прежде всего это будет относится к жилой застройке. Все ветхие здания, пятиэтажки и иные строения прошлых лет будут сноситься (естественно, это не будет относиться к памятникам архитектуры!), а на освобождённых территориях появятся новые сооружения. Основная причина этого - новые требования к комфорту проживания: увеличение размеров квартир, новые стандарты городского благоустройства и, кроме этого, совершенствование всех видов инфраструктур, обслуживающих жилище, которые обязательно должны соответствовать экологическим нормам.

Городские пространства также изменятся. Особое внимание будет уделено транспортным проблемам: транспортные потоки резко отделятся от пешеходных пространств. Они будут проходить по своим - многоуровневым - каналам и иметь связь с гаражными системами в жилых группах, которые, в свою очередь, будут интегрированы в жилые группы и станут неотъемлемой их частью. Кроме того, в зоне доступности транспортных потоков будут находиться общегородские центры, места развлечений, торговли, а также офисные центры, гостиницы и научные кластеры.

Появится самостоятельная система пешеходных улиц с велодорожками и трассами для других, не пешеходных средств передвижения, с зелёными пространствами, бульварами, местами отдыха и развлечений, с кафе и магазинами. Могут появиться общественные пространства в виде крытых галерей, пассажей и площадей, что резко уменьшит зависимость жителей этих городов от причуд климата. Новая пешеходная система станет интегрироваться с общественным транспортом: автобусом, трамваем, монорельсом, а в неко-

1 Продолжение. Начало - см. № 3 за 2017 год.

При реконструкции городов, расположенных вдоль Сибстри-ма, ветхая и отжившая свой срок пятиэтажная застройка будет заменена на более современную

Новая жилая застройка городов, расположенных вдоль Сибстрима, будет соответствовать стандартам XXI века.

торых случаях и с метро. При этом общественный транспорт не будет повсеместно следовать по автомобильным путям, но подключаться к ним только в определённых местах.

Основная этажность жилых зон не должна превышать девяти этажей, но, естественно, в отдельных районах этажность придётся делать выше, но там застройка будет располагаться на искусственных платформах, под которыми будут находиться транспортные и инфраструктурные системы, обслуживающие город. Естественно, что вся новая застройка должна создаваться по градостроительным стандартам XXI века.

Но, по нашему мнению, создание «русла расселения» Сибстрим привлечёт в эти районы потоки переселенцев. В результате будут не только совершенствоваться старые города, но и создаваться новые. Эти новые города смогут в любом удобном месте подключаться к инфраструктурам, идущим по руслу Сибстрима. Естественно, что новые города должны строиться на новых принципах и не будут походить на вечно растущие города прошлых веков. Такие города должны строиться единовременно, компактными жилыми единицами (до ста тысяч населения) и отвечать жёстким экологическим требованиям. В связи с тем, что они будут располагаться на искусственных платформах, уровень

размещения жилой застройки может стать полностью пешеходным. Такие города в обязательном порядке должны окружаться не менее чем километровой природной зоной, в которой будут располагаться детские учреждения, школы и университеты. Крупные жилые единицы такого типа уже строятся сейчас и в Москве, и в других городах мира.

На месте сносимых строений в городах, построенных в прошлом веке, появятся уютные площади и бульвары

Учитывая суровый климат, в городах появятся крытые галереи, пассажи и площади

Новая застройка не должна превышать 7-9 этажей и будет размещаться на платформе, под которой будет находиться транспорт

82 4 2017

Население некоторых из них уже достигает нескольких десятков тысяч жителей. Вдоль «русла расселения» новые города могут располагаться точечно или собираться «в гроздья» и создавать новые агломерации. Если в основе российского «русла расселения» окажется современный транспортный коридор, такие точечные города смогут появиться повсеместно.

На огромных просторах Сибири, Дальнего Востока и Камчатки и сейчас существуют города, и будут появляться новые. При этом пятиэтажные кварталы прошлого не должны служить образцами для подражания. Старые города постепенно преобразятся. Кроме изменений, связанных с транспортными каналами и новыми жилыми системами, в них начнутся появляться изолированные от агрессивного климата пространства. Это могут быть крытые галереи, пассажи и торгово-развлекательные центры. Новые районы старых городов, а также новые города, по всей видимости,

Проекты городов-климатронов архитектора А. Шипкова

В связи с намечающимся движением судов в Европу из стран Тихоокеанского региона по Северному морскому пути российский ледокольный флот в ближайшие годы должен стать самым мощным в мире. Изображение серийного российского атомного ледокола

поднимутся на платформы и будут тем или иным способом защищены от агрессивного климата.

Эскизные проекты городов с искусственным климатом стали во множестве появляться в шестидесятые годы прошлого века. Они и до сих пор продолжают волновать проектировщиков, живущих в странах, расположенных в высоких широтах. Особый интерес, на наш взгляд, представляют города-пирамиды архитектора А. Шипкова, спроектированные для алмазных копий в Якутии. В последнее время им разработан ряд новых интересных городов с искусственным климатом. Видимо, города, полностью или частично изолированные от окружающего климата, будут активно использоваться как в Восточной Сибири, так и на Камчатке.

Теперь о городах, которые будут строиться вдоль Северного морского пути. Для того чтобы объяснить их появление и специфику эксплуатирования, придётся сделать небольшое отступление.

Появление портовых городов в Заполярье может быть вызвано намечающимся в связи с потеплением климата движением судов в Европу из портов Японии, Китая, Кореи, Вьетнама, Индонезии, Таиланда, Малайзии или Сингапура, поскольку этот путь на треть короче, чем путь через Суэцкий канал. Для круглогодичного провода судов по Северному морскому пути в России намечено строительство большого числа ледоколов. Так, 2018 году будет спущен на воду мощный ледокол «Виктор Черномырдин», и в ближайшие годы будет построено ещё четыре. Предполагается, что через несколько лет российский ледокольный флот будет самым мощным и самым современным в Мире.

Ледокольный флот, видимо, будет базироваться в Петро-павловске-на-Камчатке. Путь ледокола до Мурманска (расстояние между этими городами вдоль побережья России равно примерно пятнадцати тысячам километров) пролегает сквозь мощные льды, и движение его сопровождается сложнейшими погодными условиями. Естественно, потребуются стационарные порты, которые будут обслуживать эту трассу. А для этого нужны не вахтенные посёлки, а современные города, обладающие высоким уровнем обслуживания, с постоянными жителями.

Кроме помощи судам, идущим по Севморпути, эти порты будут способствовать отправке углеводородов и иных полезных ископаемых из России в страны Европы и Азии. Кто будет жить в таких городах? Это могут быть ремонтники кораблей и их сменные экипажи. Это медицинские работники, работники метеостанций и центров климатических и экологических исследований. Кроме того, в этих городах могут быть сосредоточены научно-исследовательские центры со значительным постоянным штатом учёных, специализирующихся на изучении заполярного региона и Северного Ледовитого океана. Эти новые города станут также опорными пунктами геологической разведки и базами для строителей буровых. В этих городах могут находиться и центры туризма. Наконец, наличие подобных городов будет способствовать решению оборонных задач, остро стоящих перед нашим государством в этих регионах.

Первым на пути следования судов из Петропавловска-Камчатского в Мурманск может стать город-порт Анадырь. Расположенный в обширной бухте - Анадырском лимане - он может быть соединён с Трансполярной трассой. После прохождения судов через Берингов пролив первым портом окажется Певек, который уже сейчас является значимым поселением в Заполярье. Рядом с ним находится хорошо оборудованный аэродром, и в будущем также предполагается его соединение с Трансполярной трассой. Потом следует город-порт Тикси. Предполагается связь Тикси с Трансполярной трассой, а далее, через Якутск, с БАМом и Транссибом. Следующий порт - Хатанга, который также может быть связан с Трансполярной трассой. Следующим значимым портом может стать строящийся сейчас порт Сабетта, расположенный в пяти километрах от одноименного вахтового посёлка, находящегося на западном берегу Обской губы Карского моря (полуостров Ямал). Он уже сейчас связан железнодорожным сообщением с Трансполярной трассой, а через Салехард -с БАМом и Транссибом. Далее, возможно, возрастёт значение порта Индига, который предполагается связать с Сосногорском, находящимся на Трансполярной трассе. Западнее по Трансполярной трассе расположены известные крупные города Архангельск и Мурманск, которые достаточно плотно связаны железнодорожными путями с европейской частью России.

Именно так караваны судов с «конвоем» ледоколов могут освоить трассу Севморпути и соединить через Северный Ледовитый Океан Европу и Азию. По пути следования судов появляются перечисленные выше города. Естественно, они должны быть достаточно привлекательны для людей, в них живущих и работающих. Хорошо нам знакомые поселения, типа Воркуты и Норильска, насыщенные пятиэтажными домами, крайне примитивны по своей градостроительной структуре и не могут служить образцами для подражания при строительстве в XXI веке. Что же следует строить?

Сейчас наиболее распространёнными поселениями в Заполярье, как в России, так и в Канаде, и на Аляске, являются вахтенные посёлки со сменным составом работающих. Таков, например, добывающий комплекс «Купол», расположенный в четырёхстах километрах южнее Певека на Малом Кеперве-еме - притоке реки Колымы. «Купол» разрабатывает крупное российское месторождение золота и серебра. Он снабжён благоустроенным вахтенным посёлком, обогатительной фабрикой и аэропортом. Все основные маршруты в этом поселении оборудованы крытыми галереями. И в России, и в Канаде подобные поселения появляются всё чаще. Считается, что в Заполярье наиболее рациональными являются посёлки для пребывания людей, работающих вахтенным методом, а не новые города. В этой связи встаёт законный вопрос - для чего строить в столь суровых климатических условиях полноценные города, когда можно обойтись вахтенными посёлками?

Однако, по мнению медиков, частая перемена климатических зон вредна для организма, и вахтенные поселения

не могут служить образцом для стационарных городов, расположенных в Заполярье. Видимо, придётся создавать города на более современной основе. Они, по нашему мнению, должны быть максимально компактны. Компактный принцип предполагает, что в таких городах люди должны находиться в комфортных климатических условиях круглосуточно. Все находящиеся в них объекты, включая объекты бытового обслуживания, исследовательские, образовательные и развлекательные центры, должны быть максимально приближены к человеку. То есть принцип компактности должен осуществляться не только в жилых домах, но и во всех городских пространствах. Рационально в этом случае интегрировать все городские функции под единой крышей с искусственным климатом. Такие сооружения обычно носят название «климатроны», то есть зоны с постоянным климатом, противопоставленным климату, их окружающему. В Заполярье энергию для таких поселений могут давать, например, системы ветровых генераторов, компактно расположенных

Современный вахтенный посёлок в полярной зоне

Современный круизный лайнер. При определённой трансформации подобные суда могут рассматриваться как арктические поселения в портах Северного Ледовитого океана

84 4 2017

на обширных территориях, поскольку этот регион находится в зоне постоянных ветровых нагрузок.

В то же время против городов с искусственным климатом существуют и серьёзные возражения. Есть мнение, что непосредственный контакт с природой в Заполярье помогает людям лучше адаптироваться к жизни в этих широтах. Однако последние исследования показывают, что это не совсем так. Зимой в Заполярье при низких температурах возникают проблемы с качественными параметрами воздуха, при частом переходе из одной воздушной среды в другую могут возникнуть лёгочные заболевания. В климатронах же эти переходы могут быть сведены к минимуму. Кроме того, в полярных зонах существует проблема, связанная со сменой светлого и тёмного времени суток. Исследователь людских биоритмов, доктор биологических наук М. Борисенков считает, что полярной ночью нарушается ритм и функции сна и бодрствования. Это приводит ко многим негативным последствиям, например, изменение периода сна приводит к нарушению ритма выработки гормонов, а это, в свою очередь, ведёт к ожирению и другим недугам, ожидающим людей, живущих зимой в тёмных северных городах. Эксперт по светотехнике А. Шаракшанэ считает, что человеку очень важно получать достаточное количество мелатонина - гормона, отвечающего за суточные ритмы, а полярная ночь тормозит его выработку в организме. На выработку мелатонина не влияет ни кофе, ни физические упражнения, ни что-либо иное, - только характер света, падающий на сетчатку глаза. Таким образом, в приполярных городах появляется необходимость освещать помещения искусственным светом, причём днём и вечером искусственном освещение должно быть разным: днём свет может быть холодным, а в вечерние часы - тёплым. Естественно, в климатронах это осуществить легко.

Но строительство городов-климатронов потребует как большого количества особых строительных материалов, так и сложных технологий для их возведения. Пока Трансполярная трасса не построена, это будет создавать значительные сложности при возведении подобных городов.

Однако есть возможность привести такие города по морю. Можно заказать в Корее или построить самим круп-

ные дома-корабли по типу современных круизных лайнеров только без огромных развлекательных систем. Гигантские лайнеры по своей структуре очень близки к климатронам. В этом случае в них будет создана специальная структура квартир-кают, а также системы обслуживания и развлечений, характерных для автономных жилых комплексов. Такой упрощённый «круизный лайнер» может вместить до пятнадцати тысяч человек. Внутри зимний сад, детские учреждения, магазины, театр, кинотеатр, лаборатории и т.д. Мощные агрегаты корабля смогут давать энергию не только лайнеру, но и находящимся вблизи метео-станциям, стойбищам и посёлкам вахтенного типа. Следует отметить, что топливо для этих городов-лайнеров может доставляться по Севморпути большими партиями, и бесчисленные бочки с соляркой, которые сейчас загрязняют побережье российской Арктики, не потребуются. А чтобы избежать опасности, связанной с подвижкой льдов, в перечисленных выше арктических портах, находящихся по трассе Севморпути, города-лайнеры могут вставать в специальные доки.

Подводя итоги исследований, связанных с освоением восточных регионов страны, можно утверждать, что в первую очередь следует осваивать Основную зону расселения и хозяйственного освоения страны. В этой зоне проходит Транссибирская магистраль. Если Транссиб превратиться в «русло расселения» - Сибстрим, то есть в скоростную трассу с активным освоением территорий по обе его стороны, это будет в значительной мере содействовать улучшению качества жизни населения в восточных регионах страны и должно повлечь за собой миграцию населения с запада на восток. Но для этого одного скоростного транспортного коридора мало. Необходимо, чтобы города вдоль русла были построены по стандартам XXI века, чтобы это были не «пятиэтажки» и не бетонные многоэтажные громады. Предлагаемые в работе компактные города-единицы и являются именно такими новыми формами жилища. На территории же Заполярья, видимо, следует строить города по принципу климатронов, а в портах Северного Ледовитого океана можно использовать в качестве городов крупные многокаютные лайнеры.

Лежава Илья Георгиевич, 1935 г.р. (Москва). Доктор архитектуры, профессор, академик РААСН. Вице-президент РААСН, профессор кафедры «Градостроительство» МАРХИ. Сфера научных интересов: архитектурное образование, история градостроительства, теория архитектуры. Автор более 100 научных публикаций. Тел.: +7 (985) 762-41-79. E-mail: raasngrado@yandex.ru.

Лежава Илья Георгиевич, born in 1935. Moscow. Doctor of architecture, professor, academician of RAACS. Vice-president of RAACS, professor of the Department of urban development of the Moscow Architectural Institute (MArchI). Sphere of scientific interests: architectural education, history of urban planning, theory of architecture. The author of more than 100 scientific publications. Tel.: +7 (985) 762-41-79. E-mail: raasngrado@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.