Научная статья на тему 'Будущее восточных регионов России'

Будущее восточных регионов России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
394
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ / ТРАНССИБИРСКАЯ И ТРАНСПОЛЯРНАЯ МАГИСТРАЛИ / ОСВОЕНИЕ РЕГИОНОВ / СИСТЕМА РАССЕЛЕНИЯ / RAILWAYS / TRANS-SIBERIAN AND TRANSPOLAR MAINLINES / DEVELOPMENT OF REGIONS / SETTLEMENT SYSTEM

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Лежава Илья Георгиевич

Статья посвящена проблемам освоения огромных регионов страны, включая Сибирь, Заполярье, Дальний Восток и Камчатку. В статье рассматривается в основном влияние на этот процесс сети железных дорог. Особое внимание уделяется Транссибирской магистрали, которую предлагается превратить в современную скоростную трассу и освоить прилегающую к ней территорию. Также рассматривается влияние на систему расселения восточных регионов дублёров Транссиба БАМа и Севсиба. Кроме того, даётся анализ возможного влияния новой Трансполярной магистрали на систему расселения в Заполярье. Рассматриваются также связи Трансполярной магистрали с БАМом, Севсибом и Транссибом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Future of the Eastern Regions of Russia

The article is devoted to the problems of development of huge regions of the country, including Siberia, the Arctic, the Far East and Kamchatka. The article deals mainly with the impact of a network of railways on this process. Attention is paid to the Trans-Siberian Railway, which is proposed to be transformed into a modern high-speed mainline with the development of the adjacent territory. Also, the influence on the settlement system of the eastern regions of the Transsib substitutes BAM and Sevsib is considered. In addition, an analysis of the possible impact of the new Transpolar Railway on the settlement system in the Arctic is given. The connections of the Transpolar Railway with BAM, Sevsib and Transsib are also considered.

Текст научной работы на тему «Будущее восточных регионов России»

Будущее восточных регионов России

И.Г.Лежава

Статья посвящена проблемам освоения огромных регионов страны, включая Сибирь, Заполярье, Дальний Восток и Камчатку. В статье рассматривается в основном влияние на этот процесс сети железных дорог. Особое внимание уделяется Транссибирской магистрали, которую предлагается превратить в современную скоростную трассу и освоить прилегающую к ней территорию. Также рассматривается влияние на систему расселения восточных регионов дублёров Транссиба - БАМа и Севсиба. Кроме того, даётся анализ возможного влияния новой Трансполярной магистрали на систему расселения в Заполярье. Рассматриваются также связи Трансполярной магистрали с БАМом, Севсибом и Транссибом.

Ключевые слова: железные дороги, Транссибирская и Трансполярная магистрали, освоение регионов, система расселения.

The Future of the Eastern Regions of Russia. By I.G.Lezhava

The article is devoted to the problems of development of huge regions of the country, including Siberia, the Arctic, the Far East and Kamchatka. The article deals mainly with the impact of a network of railways on this process. Attention is paid to the Trans-Siberian Railway, which is proposed to be transformed into a modern high-speed mainline with the development of the adjacent territory. Also, the influence on the settlement system of the eastern regions of the Transsib substitutes BAM and Sevsib is considered. In addition, an analysis of the possible impact of the new Transpolar Railway on the settlement system in the Arctic is given. The connections of the Transpolar Railway with BAM, Sevsib and Transsib are also considered.

Keywords: railways, Trans-Siberian and Transpolar mainlines, development of regions, settlement system.

Россия страна особая. У неё совершенно необычная политическая и экономическая история. У неё особая религия, особые культурные традиции и особые отношения с соседями и Миром. На территории России много национальностей и много различных религиозных конфессий. Территория России огромна. Если мы сравним размер России с другими странами Мира, то будет видно, что на её просторах могут разместиться такие крупные государства, как Канада, Бразилия, Китай, Австралийский континент, Евросоюз. Германия, Франция, Англия, Испания, Италия и Польша, сравнимы всего лишь с небольшими российскими регионами (рис. 1).

Россия вытянута строго по параллели более, чем на десять тысяч километров. Она соединяет акватории двух океанов - Атлантического и Тихого. У России неповторимый набор климатических зон. Её пересекают крупнейшие реки Мира.

Рис. 1. Сравнительный анализ размеров стран мира. Наша страна огромна. Весь Евросоюз сможет разместиться на европейской части России. Кроме того, Россия соединяет акватории двух океанов, и её территория вытянута строго по параллели

Рис. 2. Это физическая карта России. Нашему движению на восток препятствуют гигантские горные хребты, там расположенные, а также мощные реки, текущие с юга на север

84 3 2017

Она имеет уникальный рельеф, при этом западная её часть, в основном, равнинная, а восточная покрыта мощными горными хребтами (рис. 2).

Размеры России делают её поистине страной дорог. Если в Европе, проехав сто километров, мы можем оказаться в другом государстве, то в России для этого надо преодолеть многие тысячи километров. Следовательно, опыт проектирования систем расселения иных стран нам никак не подходит.

Рис. 3. Географы делят нашу страну на Основную зону расселения и хозяйственного освоения и зону севера

Рис. 4. В этой - главной полосе расселения, размещены основные городские агломерации России. Обратите внимание на постепенное уменьшение поселенческих сгустков к Востоку

КЛ-М 2 - 5 пограничны*; территории, йлигппринтиьи;

5-55 для [|юрм|фиилн|П| стратегически* у:алив рЛисс.т^иия

!Щ более 25

Рис. 5. Если мы посмотрим на потенциал размещения стратегических узлов расселения, то увидим, что на востоке потенциал их размещения не слабее потенциала западного

Надо искать свои специфически российские пути развития и в градостроительстве, и в принципах построения систем расселения.

Пути сообщения

В нашей стране, кроме авиационного сообщения, где превалируют современные средства передвижения, движение по автомобильным трассам, железным дорогам и водным путям оставляет желать лучшего. Некоторый прогресс наблюдается на небольших участках в европейской части России. Но огромные просторы востока страны остаются до сих пор с примитивными дорогами, построенными по устаревшим образцам, или практически без оных. Понимая это, следует сделать вывод, что освоение восточных регионов должно начинаться со строительства современных путей сообщения.

Те дороги, которыми мы пользуемся, за небольшим исключением, есть наследие XIX и XX веков. Сейчас век XXI. Это век новых скоростей, новых средств передвижения и новых дорог. Хотим мы или нет, но подъём нашей экономики напрямую зависит от развития современных средств передвижения по дорогам. При этом наша зависимость от дорог и от средств передвижения будет возрастать. Компьютерные технологии никогда не заменят движение сырья, грузов, товаров и услуг. Не заменят они и непосредственные контакты людей. Многие страны и в Европе, и в Азии, и в Америке уже поняли это. Они повсеместно переходят на новые виды путей сообщения и на новые средства передвижения. Такое впечатление, что мы не хотим это замечать.

Осваивая восток страны, мы раздаём земельные наделы, подражая действиям наших государственных деятелей, работавших в условиях превалирования в стране небольших крестьянских хозяйств. Сейчас ситуация совершенно иная. Современное сельское хозяйство коренным образом изменилось. Появились гигантские фермерские хозяйства, активно взаимодействующие друг с другом, а для этого также необходима интенсивная сеть дорог. Основная масса населения ориентируется на получение знаний, на освоение современных производственных технологий, на наукоёмкие производства, а также на новейшие формы отдыха и развлечений. Благодаря этому люди более активно передвигаются по стране, и ничто не влияет на сдерживание этого процесса.

Исторически Россия всегда стремилась максимально полно осваивать свои восточные территории. Но нашу страну с юга на север пересекают полнокровные реки, расположенные перпендикулярно нашему вечному стремлению на восток. Мешают и горные территории, особенно расположенные на юго-востоке страны. Вкупе с непростым климатом это сильно затрудняло и затрудняет освоение восточных территорий.

Географы делят нашу страну на основную зону расселения и хозяйственного освоения, расположенную на юге страны, и на зону Крайнего Севера (рис. 3). В хозяйственной зоне размещены основные городские агломерации России (рис. 4). Но если на Западе России агломераций много, то по мере про-

движения на Восток поселенческих сгустков становится всё меньше. В то же время, если мы изучим восточные регионы, то увидим, что там есть мощный потенциал для размещения новых агломераций. Причём этот потенциал не слабее потенциала западного (рис. 5).

В России передвижение людей и грузов идёт в основном по железным дорогам. Но передвижение это идёт медленно, неорганизованно и некомфортно. Кроме того, железнодорожным транспортом освоена лишь малая часть страны. Огромные просторы Сибири, Заполярья, акватории Охотского моря и Камчатка практически лишены железнодорожных путей. Но именно в восточных регионах страны сосредоточены неиссякаемые источники большинства видов полезных ископаемых, столь необходимых нашему хозяйству, а также хозяйству Европы и иным странам мира.

В сложных климатических условиях Сибири ни автотранспорт, ни водные суда, ни авиаперевозки не могут конкурировать по ритмичности доставки грузов с железными дорогами. Водные перевозки носят в основном сезонный характер. В Сибири это всего несколько месяцев в году. Современная авиация требует строительства аэродромов с развитой структурой обслуживания. Автотранспорт нуждается в современных дорогостоящих дорогах, которые трудно эксплуатируются в суровых зимних условиях. Поэтому самым надёжным и самым простым в эксплуатации является железнодорожный транспорт. Не случайно в ближайшие десятилетия по планам РЖД, намечается грандиозное строительство железных дорог в восточных регионах страны. Поэтому в статье хотелось бы остановиться в основном на транспорте железнодорожном.

Транссиб

Основная зона расселения и хозяйственного освоения страны имеет в длину около десяти тысяч километров. Естественно, что в ней должно находится нечто, связывающее столь протяжённую территорию воедино. Такую связь осуществляет Транссибирская магистраль (Транссиб) - самая продолжительная железнодорожная трасса в мире (рис. 6). Вдоль и вблизи неё сосредоточены значительные людские, природные и промышленные ресурсы. Кроме того, это един-

Рис. 7. По новому Транссибу скоростные поезда должны идти по эстакадам. Промышленные перевозки должны иметь свои железнодорожные пути. Кроме людей и грузов, вдоль Транссиба могут двигаться потоки воды, энергии, полезных ископаемых и информации. Вдоль Транссиба также, должны пойти скоростные автомобильные дороги. В результате, Транссиб станет по современной международной терминологии «транспортным коридором»

Рис. 6. Итак, на юге страны расположена Основная зона расселения и хозяйственного освоения страны. Длина этой зоны достигает десяти тысяч километров. И единственное, что связывает восток и запад России, - это Великая Транссибирская магистраль. Однако этот железнодорожный путь крайне примитивен. Учитывая стремительное развитие стран тихоокеанского региона, это не допустимо. Чтобы освоить восточные регионы, следует превратить Транссиб в мощную современную магистраль

Рис. 8. Однако Транссиб -уникальное явление мирового масштаба. Для Транссиба следует расширить и ввести новое более ёмкое понятие - «русло расселения». В основе такого «русла расселения» всё тот же «транспортный коридор». Но это не только коридор. Это зона, в среднем по 20 километров в обе стороны, идущая вдоль русла. Это новые территории, снабжённые, благодаря «транспортному коридору» значительными инфраструктурными ресурсами. Это «русло расселения» предлагается назвать «Сибстрим». Русло расселения Сибстрим иметь будет протяженность около 10000 километров, и к этой линейной системе в любом месте могут подключиться промышленные, жилые образования, научные центры или рекреационные зоны.

Рис. 9. Гигантская линейная система расселения «Сибстрим», проходящая сквозь зону наиболее благоприятного промышленного и хозяйственного освоения территорий, может превратиться мощную скоростную магистраль и тем самым сможет стать действительно становым хребтом России

Рис. 10. Но Транссиб - не единственная дорога, идущая на восток. Есть ещё и БАМ. Кроме того, РЖД намечает строительство новой дороги. Эту новую дорогу РЖД предлагает назвать «Севсиб», то есть «Северная Сибирь». Таким образом, на гигантском протяжении от Екатеринбурга до Советской Гавани возникнет дублёр Транссиба. Кроме того, между этими параллельными Трассами появится целый ряд соединений, что позволит сформировать новые агломерации, наполнить населением наш юго-восток

ственная прямая связь Европы с Тихим океаном. Однако до сих пор Транссиб эксплуатируется по стандартам столетней давности. Средняя скорость на многих участках не превышает сорока километров в час. По одним и тем же путям идут грузовые составы и пассажирские поезда, и состояние этих путей оставляет желать лучшего. Примитивное состояние Транссиба тормозит интенсивное развитие восточных районов страны, и по нему, как по трубе, идёт отток населения с востока на запад. Учитывая стремительное экономическое развитие всех стран Тихоокеанского региона, это не допустимо. Россия должна занять достойное место в Тихоокеанском регионе.

Для освоение восточных регионов следует превратить Транссиб в мощную современную, скоростную магистраль. Надо понять, что советской «двупутной» железной дорогой сделать это невозможно. Во многих странах скоростные пассажирские поезда уже идут по эстакадам. Это же следует сделать и на Транссибе. При этом промышленные перевозки должны иметь свои железнодорожные пути и связанные с ними современные логистические центры. Кроме людей и грузов, вдоль Транссиба могут двигаться потоки воды, энергии, полезных ископаемых и информации. Ещё вдоль Транссиба должны пройти скоростные автомобильные дороги. Они, кроме всего прочего, необходимы для обслуживания всей совокупности путей, идущих вдоль трассы Транссиба. В результате подобных преобразований Транссиб станет (по современной международной терминологии) мощным «транспортным коридором» (рис. 7).

Однако Транссиб - это уникальное явление мирового масштаба, и он заслуживает большего. Для Транссиба следует ввести новое, более ёмкое понятие - «русло расселения». В основе такого «русла расселения» всё тот же «транспортный коридор». Но это не только коридор. Это зона - в среднем 20 километров в обе стороны, идущая вдоль него. Это новые территории, снабжённые благодаря «транспортному коридору» значительными инфраструктурными ресурсами (рис. 8). Каково же преимущество «русла расселения» и перед обычными железными дорогами, и перед «транспортным коридором»?

Во-первых, вдоль транссибирского «русла расселения» расположены крупные российские города и агломерации. Сделав магистраль скоростной, а также насытив её всеми инфраструктурными каналами, мы сможем обеспечить рост этих агломераций. Кроме того, удобство передвижения людей по трассе создаёт условия для возникновения новых населённых пунктов и, в конечном счёте, новых агломераций. Таким образом, подобное «русло расселения» сможет стать привлекательным для жизни людей и способствовать переориентации потока переселенцев на Восток.

Во-вторых, в зоне русла, прилегающей к транспортному коридору, кроме существующих городов могут строиться новые жилые поселения, новые города, заводы и научные центры. Они могут в любом месте подключаться ко всем инфраструктурам, каналам, идущим по руслу, и поэтому стоимость земли на русле будет значительно ниже, чем в городах, а народнохозяйственная отдача от них во много раз больше.

В-третьих, вблизи русла могут находиться пахоты, фермы, пастбища, рыбные и лесные хозяйства, а также научно-исследовательские и обучающие сельскохозяйственные центры. Это создаст условия для организации интенсивного современного землепользования.

В-четвёртых, русло будет пересекать зоны природных парков, заповедников, рекреационных и развлекательных центров с гостиницами, домами отдыха, санаториями и научными центрами. Благодаря скоростному транспортному

коридору достижение всех этих объектов значительно упроститься. Это сможет привлечь новых поселенцев и туристов на восток страны.

Если Транссиб превратиться в «русло расселения», то со временем на его базе может быть создана единая линейная сверхагломерация. Это будет новая, чисто российская среда обитания, не имеющую аналогов в мире. В результате, гигантская линейная система расселения, проходящая через зону наиболее благоприятного промышленного и хозяйственного

Рис. 11. Трансиб приходит на Дальний Восток к острову Сахалин. На Сахалине есть своя железная дорога, она связывает порт Ноглики с Южно-Сахалинском и портом Корсаков на юге. Предполагается продлить железные дороги на север острова двумя ветками. Западная ветка дойдёт до Погиби и через тоннель соединится с материком.

Рис. 12. Показана возможная связь новой сахалинской ветки через подводный тоннель с новой трассой, идущей до Комсомольска на БАМе и далее, через существующую ветку, с Хабаровском на Транссибе

освоения государства, сможет стать поистине становым хребтом России (рис. 9). Предлагается назвать эту уникальную зону расселения «сибирский поток» или «Сибстрим». Теперь следует разъяснить, как по нему смогут двигаться поезда.

Сибстрим

Итак, если скорость пассажирского движения по «Сибстриму» стабильно достигнет хотя бы 300 км/час, то мы за полтора дня из Петербурга сможем доехать до Владивостока. Следовательно,

Рис. 13. На юге Сахалина находятся порт Корсаков и огромная незамерзающая бухта Анива

Рис. 14. По планам РЖД может быть построена Трансполярная трасса, идущая от Петербурга до Берингова пролива, с системой соединений этой трассы с портами вдоль Северного Морского пути. На карте видны соединения Трансполярной трассы с портами, расположенными вдоль Северного Ледовитого океана

связь между значимыми точками этой трассы будет быстрой и удобной. А это, в свою очередь, приведёт к формированию положительного имиджа восточных регионов России. Жители Сибстрима из любых, даже небольших городов, расположенных на трассе, смогут быстро и удобно добираться до культурных и образовательных центров, расположенных в Иркутске, Томске, Новосибирске, Омске или Екатеринбурге. В результате, Дальний Восток, сможет сравниться по привлекательности с регионами Запада и тем самым привлечь в эти регионы мощные людские потоки.

Скорость 300 км/час - это скорость вполне достижимая для начала XXI века. В Китае шанхайский экспресс (на магнитной подушке) разгоняется до 430 км/час. Естественно, он идёт по эстакаде. Французы разогнали экспериментальный поезд до 575 км/час. Можно применить ещё более быстрый струнный транспорт или движение в трубе. Там обещают скорости до 1000 км/час. Но китайские специалисты, занимающиеся скоростными дорогами, утверждают, что проблема не в скорости, а в безопасности движения. Что будет, если авария случиться в трубе, на струне или если отключиться ток на трассе магнитного экспресса? Так что пока - 300.

Но как можно насыщать магистраль функциями, имея ограниченный набор остановок? Однако эта проблема давно решена, например в Нью-Йоркском метро, где идут параллельно три линии с разным ритмом остановок. Следовательно там, где вдоль скоростной трассы наблюдается большое скопление поселений, может появиться одна или две сопутствующие линии с более частым ритмом остановок.

Встаёт законный вопрос о стоимости подобной дороги. Но общенациональные, стратегические проекты всегда затратны. Однако без них ни одна страна, а особенно Россия, не может развиваться. И вот ещё что интересно. Более ста лет назад началось строительство Транссиба. Через двенадцать лет после начала строительства поезд из Петербурга достиг Владивостока. Всего через двенадцать лет! Правда, поезд из Читы уходил в Китай, а там шёл во Владивосток через Харбин. Но как было возможно не в самой богатой стране, не с самыми лучшими руководителями, пользуясь только тачкой, телегой, мотыгой и лопатой, проложить около десяти тысяч километров путей? Но не только путей. Надо было перебросить огромные мосты через Каму, Волгу, Урал, Тобол, Иртыш, Обь, Енисей, а также прорубить пути в Байкальских скалах и в Забайкальских горах. И это более ста лет назад. Кроме того, Транссиб сыграл огромную роль в судьбах нашей страны. Неоценима его роль в Первую и особенно во Вторую мировую войны. По этой трассе были переброшены гигантские людские и материальные ресурсы сначала на запад для войны с Германией, а затем на восток для войны с Японией. Так что дорогостоящий Транссиб был построен не зря. Надо ещё раз повторить, что стратегические акции всегда дороги, но они укрепляют будущее страны. Так что не в деньгах дело. Была бы воля.

Напомним, что Транссиб не единственная дорога, идущая на Восток. Есть ещё и БАМ. БАМ начал строится до войны.

К 1951 году работал участок от Тайшета до Лены, и из порта Лены начинался колоссальный летний завоз грузов в Якутск. В те же годы поезда прошли из Комсомольска-на-Амуре в Ванино и Советскую Гавань. В 1972 году началось строительство центральной части БАМа, которое было завершено через несколько лет. Но теперь Транссиб сопровождает не только БАМ. Сейчас РЖД намечает строительство новой дороги. Она уже идёт от Екатеринбурга через Тюмень, Тобольск и дальше на север - в Сургут и Нижневартовск - по существующей трассе. А от Нижневартовска пойдёт новая дорога на Белый Яр и дальше через Ельчимо до Усть-Кута на Лене, где соединится с БАМом. Эту новую дорогу РЖД предлагает назвать «Севсиб», то есть «Северная Сибирь». Таким образом, на гигантском протяжении от Екатеринбурга до Советской Гавани возникнет мощный дублёр Транссиба.

Но это ещё не всё. Между этими двумя трассами появится целый ряд соединений. Это «Томск - Белый Яр». Это «Ачинск

- Лесосибирск». Это «Канск - Ельчимо». Очень важное соединение «Тахтамыгда - Тында, Беркакит и Якутск». Эта дорога уже близка к завершению. Далее по трассе БАМа предполагается соединение Шамановской с Февральском. За ним следуют уже существующие соединения Известковой с Новым Ургалом, а также Хабаровска с Комсомольском-на-Амуре (рис. 10).

Можно предположить, что предлагаемая трасса обновлённого Транссиба в виде скоростного Сибстрима, а также Севсиб

- БАМ и трассы, соединяющие эти параллельные магистрали, позволяют сформировать новые агломерации и наполнить населением наш Юго-Восток.

Теперь обратим внимание, на то что происходит на Дальнем Востоке. Вдоль побережья Японского моря предполагается новая дорога параллельно идущему там Транссибу. Она соединяет Владивосток и порт Находку с Комсомольском-на-Амуре. Немного севернее этой дороги, через Татарский пролив, расположен остров Сахалин. На Сахалине есть своя железная дорога. Она связывает порт Ноглики с Южно-Сахалинском и портом Корсаковым. Предполагается продлить железную дорогу на север острова двумя ветками. Одна ветка пойдёт на северо-восток, где огромные залежи углеводородов, которые сейчас с нефтяных платформ добывает «Бритиш Петролеум». Другая ветка уйдёт на Запад острова, до поселения Погиби, расположенного у пролива Невельского (рис. 11). Пролив Невельского - это самое узкое место между континентом и островом. Ещё в сталинские времена там начинали строить подводный тоннель на континент. В настоящее время строительство этого тоннеля, видимо, возобновится, и через него островные железные дороги смогут соединятся с селом Лазарево, находящимся на континенте. В то же время намечается строительство новой дороги от Лазарева до Комсомольска-на-Амуре. Так железные дороги острова Сахалин смогут соединиться и с БАМом, и с Транссибом (рис. 12).

Но это ещё не всё. На юге Сахалина находится огромная бухта Анива (рис. 13). В ней расположен порт Корсаков,

а несколько севернее главный город острова - Южно-Сахалинск. Бухта Анива - одна из немногих незамерзающих бухт на Дальнем Востоке. В этой бухте после появления железнодорожной связи с континентом может возникнуть крупнейший порт, который можно использовать для связи России с восточно-азиатскими странами.

Заполярье

Если мы занимаемся проблемами востока страны, нельзя не коснуться Заполярья. Там намечается строительство новых железнодорожных трасс. Прежде всего возобновляется интерес к так называемой сталинской Трансполярной магистрали, или, как её ещё называли, «Магистрали503». Предполагалось, что эта магистраль пройдёт вдоль всего Северного Ледовитого океана от Петербурга через Воркуту и Норильск до Берингова пролива. В начале пятидесятых годов ХХ века была построена первая её часть. Она прошла только от Лабытнанги (на Оби близ Салехарда) до Чума (близ Воркуты). Далее предполагалось её продолжение через Надым к Игарке, а затем к Норильску. Однако после смерти Сталина строительство было приостановлено, рельсы частично разобраны, и трасса уничтожена. Сейчас строительство Трансполярной трассы предполагается возобновить (рис. 14).

Гигантская Трансполярная трасса, естественно, будет иметь ряд ответвлений. Первое ответвление планируется от воркутинского отрезка трассы через Карпогоры к Архангельску. Второе от Сосногорска, тоже на воркутинской трассе, в порт Индигу. Третье ответвление от Лабытнанги, близ Са-лихарда, на полуостров Ямал, где начинают эксплуатировать значительные залежи углеводородов. По Ямалу железная дорога пройдёт от Лабытнанги на континенте до Харасавэйя на Ямале с ответвлением на Новый Порт, расположенный в глубине Обской Губы. Но появилась информация, что на севере Обской Губы началось строительство мощного порта Сабетта для активного вывоза углеводородов за рубеж. Видимо, железная дорога придёт и туда. Судя по всему, Сабетта может стать ведущим международным портом на Ямале по отправке углеводородов из Заполярья в мировые порты. В этой связи в Сабетте возможно появление плавучих заводов по производству сжиженного газа (рис. 15).

От Лабытнанги Трансполярная магистраль пойдёт в Норильск и далее на плато Путорана. Плато Путорана расположена северо-западная часть гигантского Среднесибирского плоскогорья. По территории плато соизмеримо с Германией. Оно было открыто в начале прошлого века, но до сих пор попасть в этот район очень трудно. Путорана насыщена полезными ископаемыми: там вся таблица Менделеева. К богатствам плато сумел прикоснуться только Норильск. Реальное освоение плато Путораны, видимо, ещё впереди. Кроме того, оно является уникальным природным образованием - там тысячи озёр и водопадов, поэтому сейчас часть его объявлена государственным заповедником (рис. 16).

Рис. 15. На Трансполярной трассе намечается ответвление на полуостров Ямал, где открыты крупные залежи углеводородов. Пунктиром показано ответвление от этой дороги железной дороги на новый порт Сабетта. Предполагается, что через порт Сабетту многие страны могут снабжаться сжиженным газом

Итак, вернёмся к Трансполярной трассе. После Норильска она через Путорану движется в сторону Верхнеколымска. По дороге имеются ответвления к океанским портам: к порту Ямбург в Обской Губе, от Норильска к Дудинке, к порту Хатанга, а далее ответвление к порту Тикси. Дальше дорога идёт через Белую Гору, подходит к Верхнеколымску, а потом на север к Берингову проливу. По пути, у Анюя, могут появиться ответвления на Анадырь в Тихом Океане и на Певек в Северном Ледовитом Океане. Трансполярная трасса заканчивается близ Уэлена, в Беринговом проливе. В последние годы обсуждается вопрос о строительстве моста через Берингов пролив на Аляску. Тем самым железные дороги двух континентов могут, в конечном счёте, соединиться в единую железнодорожную сеть.

Рис. 16. Дальше по Трансполярной трассе находится плато Путорана, расположенное в северо-западной части Среднесибирского плоскогорья. По своим размерам оно соизмеримо с Германией. Это плато обладает исключительным набором полезных ископаемых. В левой верхней части карты виден Норильск, прикоснувшийся к плато Путорана. Часть плато объявлена природным заповедником

Рис. 17. Карта России с указанием намечаемых и существующих связей Трансполярной трассы с БАМом, Севсибом и Транссибирской магистралью

А теперь обратим внимание на то, что между Трансполярной трассой и системами Севсиб, БАМ, Транссиб намечается ряд меридиональных соединений. На европейском участке Транссиба РЖД предполагает железнодорожное соединение Ижевска с Архангельском через Сыктывкар. Также предполагается строительство крупной железнодорожной ветки от Екатеринбурга на Салехард. Кроме того, от Екатеринбурга через Тюмень и Сургут дорога может дойти до Коротчаева, находящегося на отрезке Трансполярной трассы, идущей от Воркуты к Норильску. Есть предложение провести трассу от Красноярска на Транссибе к Ельчино на БАМе и далее, на север через Туру к Хатанге на полярной трассе. Но этот путь проходит по Среднесибирскому плоскогорью, а это сильно усложняет строительство. Следующие опорные города на Севморпути - это Архангельск и Мурманск, которые достаточно плотно связаны железнодорожными трассами с западом России (рис. 17).

Важным соединением Трансполярной трассы с южными трассами может стать дорога, идущая от Тахтамыгды на Транссибе через Тынду на БАМе и далее через Беркакут, Неринги, Алдан и Томмот к Якутску. Эта трасса практически построена, и в ближайшее время она поможет уменьшить сложную и дорогую перевалку грузов, идущую сейчас в Якутск от порта Лена на БАМе. Предполагается, что от Якутска трасса пойдёт в Верхнеколымск на Трансполярной трассе. Учитывая роль Тикси на Северном Морском Пути, возможно также строительство железной дороги, идущей от Якутска к Тикси по реке Лене. Тем самым Тикси через Якутск и Тынду соединится с Транссибом.

От Трансполярной трассы намечаются два очень важных ответвления. Южнее Верхнеколымска предполагается строительство железнодорожной трассы на Магадан, а по дороге к Берингову проливу, южнее Аноя, предполагается строительство ответвления на Камчатку. Эта мощная трасса пройдёт через всю Камчатку вплоть до Петропавловска.

Надо отметить, что при подобном прохождение трасс на востоке страны многие города начинают становиться значимыми. Видимо, со временем они могут стать опорными пунктами в этом регионе. Прежде всего усиливается роль Якутска. Кроме трасс, соединяющих этот город с Заполярьем и с югом России, от Якутска отходит уже построенная мощная круглогодичная, 2000-километровая автомобильная дорога на Магадан. Кроме Якутска, таким

городом может стать Верхнеколымск, поскольку от него, по планам РЖД, железная дорога идёт на северо-восток к Уэлену у Берингова пролива, на юг к Якутску и на Запад через Норильск и Воркуту к Петербургу. Кроме того, повышается роль порта Тикси, чему способствует его связь с Трансполярной трассой и с Якутском. Может значительно возрасти роль порта Магадан на Охотском море после того, как появится его соединение с трассами РЖД. Необходимо отметить узловой город Лабытнанги на Трансполярной трассе. Этот город соединит Воркуту, Норильск и Сагетту на полуострове Ямал. Узловым становится и город Коротчаево на Трансполярной трассе. От него на юг предполагается трасса, идущая через Сургут к Екатеринбургу и Омску. Следует также обратить внимание на порт Петропавловск-на-Камчатке, роль которого ещё более возрастёт после соединения его с сетью железных дорог страны.

Таким образом, при строительстве перечисленных выше трасс на Востоке страны появится сеть взаимосвязанных железных дорог. Появление этих дорог должно сопровождаться активным промышленным освоением огромных восточных территорий России. Этому должна способствовать эксплуатация полярных территорий, на которых в зоне шельфа имеются гигантские залежи углеводородов. На более южных территориях, прилегающих к Трансполярной трассе, также имеются значительные залежи полезных ископаемых, например, на плато Путорана. Кроме этого, огромные территории, пролегающие между Трансполярной магистралью, Севсибом, БАМом и Транссибом, также насыщены широчайшим спектром полезных ископаемых. Это же относится и к регионам, прилегающим к Охотскому морю, а также к территории Камчатки. Следует отметить, что на территориях, прилегающих к указанным выше дорогам смогут также появиться объекты, имеющие серьёзное оборонное значение.

Следовательно, вблизи создаваемых трасс может появится мощная сеть добывающих и обрабатывающих промышленных предприятий с новыми городами, посёлками и научными центрами. Это, в свою очередь, будет способствовать заполнению населением пустующих сейчас регионов. Таким образом, создание на Востоке развитой сети путей сообщения сможет дать мощный импульс российской экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.