Научная статья на тему 'УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОМ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ФАКТОР РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОМ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ФАКТОР РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
607
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / ФАКТОРЫ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОМ / МОТИВАЦИЯ ПЕДАГОГОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ленская Ирина Юрьевна, Казакова Анна Федоровна

Определены мотивационные факторы к осуществлению педагогической деятельности, выявлены факторы, влияющие на удовлетворенность педагогов своим трудом, дано определение результативности педагогического труда. Проведен анализ удовлетворенности трудом преподавателей Камышинского политехнического колледжа, установлена связь между мотивацией педагогов, степенью их удовлетворенности трудом и результативностью педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ленская Ирина Юрьевна, Казакова Анна Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SATISFACTION BY LABOR AS A FOUNDATIONAL FACTOR OF THE RESULTING CHARACTER OF THE PEDAGOGICAL ACTIVITIES

The article deals with the definition of the motivation factors to the implementation of the pedagogical activities, there are revealed the factors influencing on the satisfaction of teachers by their labor, there is given the definition of the resulting character of the pedagogical labor. There is conducted the analysis of the satisfaction of the teachers in Kamyshin Polytechnic College by labor, there is stated the connection between the teachers’ motivation, the degree of their satisfaction by labor and the resulting character of the pedagogical activities.

Текст научной работы на тему «УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОМ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ФАКТОР РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

podhoda v kontekste mezhdunarodnogo sotrudnichest-va // Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo v professio-nal'nom obrazovanii: problemy i perspektivy: mate-rialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Kazan', 2009. S. 177-181.

16. Obrazovatel'naya programma - marshrut uche-nika / pod red. A.P. Tryapicynoj. SPb., 1998. Ch. 1.

17. Sytina N.S. Formirovanie individual'noj ob-razovatel'noj traektorii studenta kak uslovie pro-fessional'nogo razvitiya budushchego pedagoga // Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana. 2012. № 3. S. 67-71.

18. Timoshina T.A. Koncepciya vystraivaniya individual'noj obrazovatel'noj traektorii studenta // Pedagogika i psihologiya kak resurs razvitiya so-vremennogo obshchestva: sb. st. 2-j Mezhdunar. na-uch.-prak. konf. (Ryazan', 7-9 okt. 2010 g.). Ryazan', 2010. S. 315-320.

19. Turkina A.V. Issledovanie gotovnosti stu-dentov k vyboru individual'nogo obrazovatel'nogo marshruta // Chelovek i obrazovanie. 2006. № 6. S. 68-71.

20. Hutorskoj A.V. Individualizaciya i profil'-nost' obucheniya v starshej shkole // Profil'noe ob-uchenie v usloviyah modernizacii shkol'nogo obra-zovaniya: sb. nauch. tr. / pod red. Yu.I. Dika, A.V. Hu-torskogo. M., 2003. S. 18-29.

21. Cheremnyh M.N. T'yutorskoe soprovozhde-nie perekhodov ot obshchego k professional'nomu obrazovaniyu // T'yutorstvo v otkrytom obrazovatel'-nom prostranstve vysshej shkoly: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. M., 2008. S. 14-21.

22. Shaposhnikova N.Yu. Individual'naya obra-zovatel'naya traektoriya studenta: analiz traktovok ponyatiya // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2015. № 5. S. 39-44.

Design of the individual educational route of students in universities

There is pointed out in the foresight of education that the search of the breakthrough models of students training in universities to the professional activities continues. The individualization of the professional training in universities is an efficient way of providing students with the laws to the implementation of the educational needs in full in the context of the individual educational route.

Key words: individual educational trajectory, individual educational program, individual educational route, design, future teachers.

(Статья поступила в редакцию 06.07.2021)

И.Ю. ЛЕнсКАЯ, А.Ф. КАЗАКОВА (Волгоград)

удовлетворенность трудом как основополагающий фактор результативности педагогической деятельности

Определены мотивационные факторы к осуществлению педагогической деятельности, выявлены факторы, влияющие на удовлетворенность педагогов своим трудом, дано определение результативности педагогического труда. Проведен анализ удовлетворенности трудом преподавателей Камышинского политехнического колледжа, установлена связь между мотивацией педагогов, степенью их удовлетворенности трудом и результативностью педагогической деятельности.

Ключевые слова: результативность педагогической деятельности, удовлетворенность педагогической деятельностью, факторы удовлетворенности трудом, мотивация педагогов.

Современное российское образование направлено на повышение качества образования и профессиональной подготовки и ориентировано, прежде всего, на установление и закрепление первенства социально-экономического развития страны в мировом сообществе. Очевидно, что образование оказывает значительное влияние на результативность человеческого капитала, его социальное развитие и обладает главенствующей ролью в процессе накопления и передачи знаний от поколения к поколению.

В этих условиях одной из стратегических целей образовательной организации является общее развитие педагогического коллектива и постоянное совершенствование его профессионализма, что, в свою очередь, предполагает «рост творческой активности учителя, его самореализацию и достижение неповторимости личности» [3].

Деятельность педагога заключается в передаче необходимых знаний ученику, формировании у него социального и профессионального опыта, воспитании нравственных ценностей. Соответственно, результативность педагогической деятельности зависит от внутренней мотивации учителя к своей профессиональной деятельности, степени удовлетворен-

О Ленская И.Ю., Казакова А.Ф., 2021

- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —

Факторы удовлетворенности трудом

Таблица 1

Автор Описание факторов

Р. Штольберг - удовлетворенность деятельностью; - удовлетворенность рабочей средой; - удовлетворенность рабочим местом и отношениями, устанавливаемыми трудовым законодательством

Ф. Герцберг - гигиенические факторы (условия и организация труда и быта; график работы; величина оплаты труда; характер отношений с администрацией; наличие каких-либо льгот; взаимоотношения с коллегами); - факторы-мотивы (достижение профессиональных успехов, возможность проявления инициативы, ответственность за результат)

К. Замфир - общие условия (перспективы карьерного роста, материальное вознаграждение за выполненную работу, социальные льготы и т. п.); - физические условия труда (или насколько удобно организовано рабочее место); - содержание труда (однообразие деятельности или ее вариативность, степень актуальности выполняемых трудовых функций, степень сложности и ответственности, возможность изобретения нового, совпадение с личными желаниями и возможностями); - организационные условия (престиж организации и конкретной профессии, социально-психологический климат, применение конкретных педагогических технологий в образовательном процессе)

М. Аргайл - взаимоотношения в педагогическом коллективе как внутри, так и внешне со всеми участниками образовательного процесса; - материальное обеспечение сотрудника; - перспективы карьерного роста, признание авторитета; - другие факторы, способствующие реализации личных планов

ности ею и желания работника заниматься самообразованием.

Актуальность исследования обусловлена и противоречием, возникшим между необходимостью саморазвития педагога с одной стороны и банальной нехваткой времени из-за возросшего объема работы с другой, что, в свою очередь, погружает педагога в состояние усиливающегося эмоционального напряжения и приводит к постепенному снижению уровня мотивации к труду и чувству неудовлетворенности своей деятельностью. В рамках данной статьи рассмотрены факторы, влияющие на удовлетворенность педагогов своим трудом, проведена оценка существующих видов мотивации сотрудников к осуществлению педагогической деятельности в Камышинском политехническом колледже.

В рамках нашего исследования представляет интерес определение Ф.Н. Ильясова. По его мнению, «удовлетворенность трудом - это состояние деятельности в системе "работник -общество", в которую при опосредованности труда и потребления входят характеристики трудовой деятельности и ее условия. В сознании индивида это отражается в виде оцен-

ки собственного положения в системе общественного разделения труда» [4]. Заслуживает также внимания мнение Л.С. Глухих, который считает, что «удовлетворенность трудом - это совокупное воздействие на работника компонентов трудовой мотивации, включая содержание и условия труда, величину заработка, общественное признание достигнутого, возможности для самовыражения и самоутверждения личности - факторов, определяющих стремление к полезной деятельности, проявление творческой инициативы, готовность к партнерскому сотрудничеству» [2].

Применительно к педагогической практике удовлетворенность трудом мы рассматриваем в контексте психологических исследований данного феномена и согласны с тем, что «удовлетворенность трудом является сложным феноменом, влияющим на эффективность трудовой деятельности любого работника, и включает в себя непосредственно удовлетворенность условиями, содержанием и организацией труда, а также все аспекты, связанные с личностными особенностями работающего» [5].

При выявлении факторов, влияющих на удовлетворенность педагогов своим трудом,

Мотивация по способу воздействия

Мотивация по потребности

Мотивация по источникам возникновения

Мотивация по направленности

НОРМАТИВНАЯ

ПРИНУДИТЕЛЬНАЯ

- МАТЕРИАЛЬНАЯ

- ТРУДОВАЯ

- СТАТУСНАЯ

- ВНУТРЕННЯЯ

- ВНЕШНЯЯ

- ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ

- ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ

рис. 1. Виды мотивации трудовой деятельности

мы обратились к исследованиям Р. Штольбер-га, Ф. Герцберга, К. Замфира, М. Аргайла и др. (табл. 1).

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о специфичности факторов, оказывающих существенное влияние на удовлетворенность трудом педагога. В данном случае специфика проявляется в эмоциональном характере педагогической деятельности, ее зависимости от личностных характеристик обучающихся, уровне коммуникативности самого преподавателя, каждодневном элементе новизны при проведении занятий, необходимости непрерывного самообразования педагога.

При определении видов мотивации к выполнению своих трудовых функций мы приняли за основу результаты исследований представителей Волгоградской научной школы (М.Г. Бекировой, И.В. Перфильевой, М.В. Чуб) и в нашем дальнейшем исследовании отталкиваемся от разработанной ими классификации (рис. 1) [1].

В контексте педагогической деятельности и с учетом приведенной классификации моти-вационными факторами к осуществлению педагогической деятельности сотрудниками образовательного учреждения являются:

- свободное владение различными современными педагогическими технологиями и методиками;

- повышение профессиональной значимости, собственного престижа;

- укрепление авторитета в глазах коллег и других субъектов образовательного процесса;

- совершенствование профессионального мастерства, признание коллег из других регионов;

- свободное профессиональное общение среди коллег (знакомых и незнакомых);

- личный вклад в развитие образования;

- развитие личности ребенка;

- успешность и благополучная социальная адаптация обучающихся;

- внедрение инноваций в педагогическую практику и т. п.

Очевидно, что между мотивацией педагогов и их удовлетворенностью собственным трудом существует прямо пропорциональная зависимость: чем больше педагог мотивирован к выполнению профессиональной педагогической деятельности, чем ярче его стремление осуществлять ее максимально эффективно, достигать высоких результатов, тем заметнее проявление чувства удовлетворенности с его стороны.

Для выявления факторов, вызывающих удовлетворенность трудом, и их оценки нами было проведено исследование среди педагогов Камышинского политехнического колледжа. В эксперименте участвовало 60 из 67 штатных преподавателей; стаж педагогической деятельности от одного года до 45 лет, все участники эксперимента имеют высшее образование, при этом третья часть опрашиваемых до-

Возможность заниматься и научной работой, получить ученую степень, звание

Другие причины

Возможность удовлетворить свое стремление к власти

Желание находиться в среде интеллектуалов, образованных людей

Стремление к самоутверждению, к повышению своего статуса, престижа

Стремление к самовыражению, к творческой работе

Стремление к общению с молодежью, быть всегда с молодежью

Интерес к педагогической деятельности

Желание передать свои знания, опыт, накопленные за время производственной или научной деятельности

Сознание полезности своей деятельности, важности обучения и воспитания молодежи

1,7 2

I 2,5

■ 3,4

■ 3,8

5,1

21,5

34

рис. 2. Мотивы выбора педагогической деятельности

о

10

20

30

полнительно к педагогическому образованию имеет специальное высшее образование по профилю преподаваемого предмета (инженер, экономист, технолог и т. п.).

Предварительно участники эксперимента поделены на группы по возрастному признаку. Первую группу участников эксперимента составили педагоги Камышинского политехнического колледжа, возраст которых до 35 лет, к данной категории отнесено 12 человек, что от штатного состава преподавателей составляет 20%. Ко второй экспериментальной группе отнесли преподавателей среднего возраста (от 36 до 50 лет), численность второй группы составила 31 человек (или 51,67% от количества штатных преподавателей). В третью группу вошли преподаватели от 51 года и старше (17 чел. - 28,33%).

Принцип распределения по возрастной категории объясняется тем, что факторы мотивации у представителей разных возрастных групп отличаются, как и составляющие удовлетворенности трудом.

В процессе проведения эксперимента были использованы:

- методика Е.П. Ильина «Мотивы выбора деятельности преподавателя»;

- тест мотивационной структуры Герц-берга;

- методика А.В. Батаршева «Интегральная удовлетворенность трудом», скорректирован-

ная авторами с учетом специфики педагогической деятельности.

данные методики способствовали выявлению существенных причин выбора профессии педагога; установлению структурных компонентов мотивации к педагогической деятельности и факторов, влияющих на состояние удовлетворенности собственным трудом.

для определения мотива выбора профессии респондентам необходимо было указать причины, по которым осуществлялся их личный выбор в пользу педагогической деятельности, и оценить представленные аргументы по десятибалльной шкале. Результаты опроса распределены нами по степени ранжирования на рис. 2.

В соответствии с проведенным опросом, в тройку лидирующих мотивационных факторов вошли такие, как осознание значимости обучения и воспитания молодежи, важности профессии педагога (34%); потребность в передаче накопленного собственного знание-вого, социального и профессионального опыта (21,5%); а также увлеченность педагогикой и интерес (призвание) к педагогической деятельности (14%). К числу значимых мотивов можно также отнести и стремление работать в молодежной среде (12%).

для выявления специфики удовлетворенности педагогическим трудом преподавателям колледжа было предложено пройти онлайн-

Интерес к работе

Возможность самореализации и дальнейшего профессионального развития (передача опыта, наставническая деятельность)

Профессиональная ответственность Удовлетворенность графиком работы Удовлетворенность заработной платой Удовлетворенность условиями труда Удовлетворенность взаимоотношениями с руководством Удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками Удовлетворенность достижениями в работе

20

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

36 40

54

61

53

60

74

87

78

80

100

120

■ Группа 1

рис. 3. Результаты диагностики по методике А.В. Батаршева у преподавателей колледжа возрастной категории до 35 лет

Интерес к работе

Возможность самореализации и дальнейшего профессионального развития (передача опыта, наставническая деятельность)

Профессиональная ответственность Удовлетворенность графиком работы Удовлетворенность заработной платой Удовлетворенность условиями труда Удовлетворенность взаимоотношениями с руководством Удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками Удовлетворенность достижениями в работе

92

■ Группа 2

рис. 4. Результаты диагностики по методике А.В. Батаршева у преподавателей колледжа возрастной категории от 36 до 50 лет

тест Герцберга. Согласно данной методике, выделяются следующие группы факторов, влияющие на удовлетворенность трудом:

- мотивационные;

- гигиенические.

Гигиенические факторы включают финансовые мотивы, общественное признание, отношения внутри коллектива (с администрацией и коллегами) и характеризуют степень удовлетворенности работника условиями и организа-

0

о

20

цией труда. Наличие данных факторов побуждает педагога осуществлять свою профессиональную деятельность наиболее результативно. Мотивационные факторы раскрывают, чем руководствуется педагог в процессе осуществления деятельности, и включают ответственность, карьерные передвижения, содержательные аспекты педагогического труда, а также личные достижения.

В период тестирования каждый из испытуемых должен был ответить на 28 вопросов, при этом распределив ответ по степени важности от 1 до 5 баллов.

В результате обработки ответов у всех участников опроса присутствуют как мотива-ционные, так и гигиенические факторы, причем соотношение распределено следующим образом: 42% опрошенных выделяют мотивационные факторы и, соответственно, 58% - гигиенические.

Следует отметить, что само по себе отсутствие или низкое значение показателя мотива-ционных факторов еще не свидетельствует о неудовлетворенности работой и не влечет за собой повышение работоспособности, но вместе с тем их присутствие способствует формированию положительных эмоций по отношению к работе и, следовательно, удовлетворению ею.

для того чтобы оценить общую удовлетворенность своим трудом и проанализировать ее составляющие, мы использовали методику А.В. Батаршева «Интегральная удовлетворенность трудом», скорректированную авторами с учетом специфики педагогической деятельности. Результаты представлены на рис. 3-5.

Как видим, преподаватели первой группы среди факторов, их удовлетворяющих, на первое место выдвигают удобный график работы (97%), при этом участники эксперимента указывают на длительность отпуска в летний период, неполный рабочий день и возможный дополнительный выходной среди недели (в соответствии с расписанием и нагрузкой преподавателя). Большинство молодых преподавателей оценивают достаточно высоко (87%) условия, предоставляемые администрацией колледжа для дальнейшего саморазвития как в профессиональном, так и личном плане. Действительно, в колледже созданы условия для развития молодых преподавателей:

- разработана карта эффективности молодого преподавателя (по критериям приближена к карте аттестуемого педагога на первую квалификационную категорию), что позво-

кие науки -

ляет молодому специалисту рассчитывать на премиальные выплаты по итогам года (в зависимости от результативности его педагогической деятельности за отчетный период);

- проводятся различные педагогические семинары и инструктивно-методические совещания;

- руководство мастерскими, открытыми в рамках национального проекта «образование», распределено преимущественно среди молодых преподавателей.

Положительно можно отметить и такие показатели, как взаимоотношения с руководством (78%), интерес к работе (74%).

Среди факторов, вызывающих меньшую удовлетворенность педагогической деятельностью, преподаватели первой группы выделяют удовлетворенность достижениями в работе (36%), профессиональную ответственность (46%), отношения в педагогическом коллективе (53%).

Несмотря на достаточно устойчивые отношения с руководством и поддержку со стороны администрации, преподаватели данной группы отмечают проявление профессиональной «ревности» и критические рецензии на проведенные учебные мероприятия со стороны более старших коллег, что мешает установлению равноправных отношений в коллективе.

У каждого молодого преподавателя имеется наставник из числа более опытных преподавателей, соответственно, заслуги за реализацию совместного проекта (педагогический, социальный, воспитательный) присваиваются всем его авторам, что неудовлетворительно расценивается молодыми преподавателями и, следовательно, отражается на показателях удовлетворенности собственными достижениями и степенью ответственности.

Среди факторов, находящихся в «пограничной зоне» удовлетворенности, отмечены размер заработной платы (54%), что объясняется малым стажем, отсутствием категории и т. п. Кроме того, 61% респондентов из данной опрашиваемой группы считают недостаточным материальное оснащение образовательного процесса (не каждый преподаватель имеет возможность пользоваться интерактивной доской, качество имеющегося мультимедийного оборудования не всегда соответствует современным требованиям и т. п.).

Кроме того, среди участников эксперимента, относящихся к первой группе, отмечены разносторонние повышенные эмоциональные переживания и неоправданные ожидания

в профессиональном плане, что также сказывается на удовлетворенности трудом.

На рис. 4 представлены аналогичные результаты опроса второй возрастной группы.

В группе 2 наибольшую удовлетворенность вызывают условия труда (92%). Педагоги данной возрастной категории имеют достаточный опыт профессиональной педагогической деятельности, а некоторые специалисты имеют и значительный стаж работы непосредственно на предприятии, что помогает им использовать имеющееся материальное оснащение наиболее эффективно, демонстрировать практический опыт, привлекать действующих практических работников к совместному проведению учебных занятий. Преподаватели группы 2 также в большинстве своем умеют пользоваться различными компьютерными технологиями, чем и руководствуются при осуществлении своей педагогической деятельности. Аналогичные причины объясняют высокий уровень удовлетворенности личными достижениями в работе (84%), графиком работы (80%), отношениями с коллегами (78%), интереса к работе (75%), заработной платой (72%), уровнем ответственности (67%).

Среди причин, снижающих степень удовлетворенности трудом, представители данной группы отметили возможность самореализации и дальнейшего профессионального развития (51%) и отношения с руководством (60%), что в основном обусловлено кризисом возраста, когда происходит переоценка ценностей, кажущейся отдаленностью и холодностью со стороны руководства.

Преподаватели третьей экспериментальной группы относятся к возрастной категории от 51 года и старше, имеют значительный стаж педагогической работы, большинство из них имеют высшую квалификационную категорию, являются почетными работниками ПТО и СПО, участвуют в реализации проекта «Наставник», что влияет на размер заработной платы и, соответственно, положительно сказывается на чувстве удовлетворенности оплатой труда (93%). В то же время наблюдается некоторая пресыщенность педагогической деятельностью, что, в свою очередь, снижает интерес к педагогике (53%) и негативно отражается на саморазвитии педагога (42%) (рис. 5).

таким образом, в тройку факторов, оказывающих положительное влияние на удовлетворенность трудом у педагогов первой группы, входит удобный график работы (неполный рабочий день, возможность дополнительного выходного среди рабочей недели, от-

пуск протяженностью 56 дней в летний период), неограниченные возможности для саморазвития и реализации себя в профессиональном плане, добрые отношения и поддержка со стороны руководства. Педагоги второй группы основополагающими причинами удовлетворенности обозначают приемлемые условия труда и материально-техническое обеспечение учебного процесса, личные достижения в профессиональном плане, хорошие отношения внутри коллектива, удобный график работы. Представители третьей возрастной группы среди преобладающих источников удовлетворенности выделяют достойную заработную плату, удобный график работы и взаимоотношения в коллективе.

Далее участникам эксперимента было предложено оценить в целом свой уровень удовлетворенности педагогической деятельностью (рис. 6).

Как видим, большая часть коллектива испытывает средний уровень удовлетворенности педагогическим трудом. При этом их представления внутри экспериментальных групп распределились следующим образом.

У представителей молодого поколения (группа 1) низкий уровень удовлетворенности испытывает 4 человека из 12 (33,33%), средний уровень - 7 чел. (58,34%), и высокий - один человек (или 8,33%). Среди педагогов, относящихся к группе 2 (31 чел.), низкий уровень удовлетворенности испытывают 3 чел. (9,68%), средний - 11 чел. (35,48%) и высокий уровень - 17 человек (54,84%). В третьей экспериментальной группе (17 чел.) степень удовлетворенности трудом составила: низкий уровень - 3 чел. (17,65%), средний -8 чел. (47,06%) и высокий уровень - 6 человек (или 35,29%).

Следующим этапом нашего эксперимента было установление зависимости результативности педагогической деятельности от уровня удовлетворенности педагогическим трудом. В рамках данного этапа изучены отчеты колледжа по самообследованию за последние два года, просмотрены отчеты и справки методического отдела, характеризующие интенсивность и результативность деятельности преподавателей.

Исходя из того, что результативность в общем понимании - это степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов, под результативностью педагогической деятельности мы понимаем не только обучение, воспитание, развитие ребенка и саморазвитие учителя, но и

Интерес к работе

Возможность самореализации и дальнейшего профессионального развития (передача опыта, наставническая деятельность)

Профессиональная ответственность

Удовлетворенность графиком работы 82

Удовлетворенность заработной платой 93

Удовлетворенность условиями труда 74

Удовлетворенность взаимоотношениями с руководством 56

Удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками

Удовлетворенность достижениями в работе 62

0 20 40 60 80

■ Группа 3

Рис. 5. Результаты диагностики по методике А.В. Батаршева у преподавателей колледжа возрастной категории 51 год и выше

Уровень удовлетворенности педагогической деятельностью, %

70

высокий средний низкий

■ Группа! ■ Группа2 Я Группа3

Рис. 6. Результаты диагностики общего уровня удовлетворенности

деятельное участие педагога в тематических конференциях, в конкурсах профессионального мастерства, в передаче опыта коллегам (посредством мастер-классов), качественный уро-

вень освоения обучающимися учебных программ, их вовлечение в олимпиадное и конкурсное движение и их качественную подготовку, успешную реализацию воспитательных

программ и социальных проектов (совместно с обучаемыми).

Следовательно, к критериям, по которым проводится оценка результативности педагогической деятельности, относятся:

- качество успеваемости обучающихся;

- наличие собственных разработок по обеспечению методического содержания преподаваемых дисциплин;

- наличие авторской методики;

- результативность участия обучающихся в конкурсах профессионального мастерства, предметных олимпиадах, студенческих конференциях, творческих молодежных мероприятиях;

- использование инновационных методик преподавания и современных педагогических технологий;

- участие преподавателя в конкурсах для педагогов;

- распространение и трансляция педагогического опыта посредством участия в конференциях, проведения мастер-классов, публикации статей;

- результативность внеаудиторной деятельности по преподаваемым дисциплинам;

- совместная реализация проектов (педагог - обучающийся);

- результативность проводимой воспитательной деятельности.

- наличие/отсутствие положительных отзывов, благодарностей, претензий к преподавателю от субъектов образовательного процесса.

При проведении заключительного этапа было выявлено, что преподаватели, отмечающие у себя высокий уровень удовлетворенности, характеризуются наибольшей результативностью педагогической деятельности: у них отмечаются положительные значения почти всех обозначенных критериев. Они систематически участвуют в педагогических конференциях, выступают с тематическими докладами на совещаниях, участвуют в разнообразных проектах, привлекают студентов к участию в студенческих мероприятиях, где их подопечные занимают призовые места. Их отличают непрерывность и систематичность деятельности, склонность к изучению нового и активное стремление к качественной передаче опыта. тогда как преподаватели, отметившие у себя низкую либо среднюю степень удовлетворенности, не слишком активны в профессиональном плане, разово участвуют в мероприятиях, причем большинство мероприятий, в которых они участвуют или которые проводят, относятся к категории «для галочки».

Таким образом, в процессе проведенного исследования наше предположение подтвердилось, и можно с уверенностью утверждать, что одним из значимых факторов, влияющих на результативность педагогической деятельности, является удовлетворенность трудом. Сам по себе термин удовлетворенность педагогическим трудом является собирательным, включающим в себя психологические, социальные и личностные характеристики.

список литературы

1. Бекирова М.Г., Перфильева И.В., Чуб М.В. Мотивация как процесс трудовой деятельности [Электронный ресурс] // Управление экономическими системами. 2015. № 2(74). URL: https://ue cs.ru/uecs-74-742015/item/3363-2015-02-12-13-25-48 (дата обращения: 20.03.2021).

2. Глухих Л.С. Удовлетворенность трудовой деятельностью [Электронный ресурс]. URL: https://www.b17.ru/article/46573/ (дата обращения: 10.05.2021).

3. Гордиенко В.Н. Удовлетворенность профессиональной деятельностью как психологический критерий личностно-профессионального развития учителя: дис. ... канд. психол. наук. Иркутск, 2004.

4. Ильясов Ф.Н. Удовлетворенность трудом (анализ структуры, измерение, связь с производственным поведением) / под ред. В.Г. Андреенко-ва. М., 1988.

5. Линчук Т.П., Михалева И.М., Посканная Д.П. Социально-психологические факторы, влияющие на удовлетворенность педагогической деятельностью // Вестник Иркут. гос. техн. ун-та. 2013. № 8(79). С. 282-287.

* * *

1. Bekirova M.G., Perfil'eva I.V., Chub M.V. Mo-tivaciya kak process trudovoj deyatel'nosti [Elektron-nyj resurs] // Upravlenie ekonomicheskimi sistemami. 2015. № 2(74). URL: https://uecs.ru/uecs-74-742015/ item/3363-2015-02-12-13-25-48 (data obrashcheniya: 20.03.2021).

2. Gluhih L.S. Udovletvorennost' trudovoj deya-tel'nost'yu [Elektronnyj resurs]. URL: https://www. b17.ru/article/46573/ (data obrashcheniya: 10.05.2021).

3. Gordienko V.N. Udovletvorennost' professi-onal'noj deyatel'nost'yu kak psihologicheskij krite-rij lichnostno-professional'nogo razvitiya uchitelya: dis. ... kand. psihol. nauk. Irkutsk, 2004.

4. Il'yasov F.N. Udovletvorennost' trudom (analiz struktury, izmerenie, svyaz' s proizvodstvennym po-vedeniem) / pod red. V.G. Andreenkova. M., 1988.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Linchuk T.P., Mihaleva I.M., Poskannaya D.P. Social'no-psihologicheskie faktory, vliyayushchie na udovletvorennost' pedagogicheskoj deyatel'nost'yu // Vestnik Irkut. gos. tekhn. un-ta. 2013. № 8(79). S. 282287.

Satisfaction by labor as a foundational factor of the resulting character of the pedagogical activities

The article deals with the definition of the motivation factors to the implementation of the pedagogical activities, there are revealed the factors influencing on the satisfaction of teachers by their labor, there is given the definition of the resulting character of the pedagogical labor. There is conducted the analysis of the satisfaction of the teachers in Kamyshin Polytechnic College by labor, there is stated the connection between the teachers' motivation, the degree of their satisfaction by labor and the resulting character of the pedagogical activities.

Key words: resulting character of pedagogical activities, satisfaction by pedagogical activities, satisfaction factors by labor, teachers motivation.

(Статья поступила в редакцию 02.06.2021)

т.Ю. никифорова

(самара)

анализ реакций учителей в профессиональных и житейских фрустрирующих ситуациях, обусловленных тендерными особенностями

Процесс профессионального становления педагога требует исследования его индивидуально-психологических особенностей, обусловленных гендерной принадлежностью. Целью исследования стало выявление сходства и различий гендерных особенностей индивидуально-психологических реакций фрустрации педагогов. Различия во фрустрационном реагировании у педагогов разного пола связаны с единообразием реагирования в профессиональных и житейских ситуациях.

Ключевые слова: гендерные особенности, фру-страционные реакции, личность педагога, психологическое сопровождение деятельности учителя.

Введение. В современной действительности в связи со сменой социально-экономических отношений сложились довольно напряженные условия, которые подвергают взрос-

лых как в жизни, так и в профессиональной деятельности ложным фрустрирующим ситуациям, оказывающим влияние на эмоциональное состояние и поступки.

Исследования во многих случаях традиционно рассматривают универсальную модель педагогической деятельности, в которой не учитывается своеобразие индивидуально-психологических особенностей мужчин и женщин (Е.В. Бондаревская, 1998; Е.Ю. Захарчен-ко, 2002 и др.). Хотя педагогическая профессия считается сложной, в России большинство школьных педагогов (85%) - женщины [14].

На наш взгляд, это обусловливает специфику индивидуального влияния педагога на развитие личности учащегося, в том числе на развитие коммуникативных способностей и процессы полоролевой социализации. Педагогическая практика показывает, что учителя после напряженных педагогических ситуаций, с которыми им, как и всем современным педагогам, приходится часто сталкиваться, чувствуют себя разбитыми, подавленными, у них снижается работоспособность, они чаще теряют самообладание, контроль над своими эмоциями. Например, физиологические различия прямо связаны с психологическими различиями педагогов-мужчин и педагогов-женщин [16]. Данные международных исследований показывают, что гендерные особенности педагогов проявляются в уровне позитивного восприятия собственной профессии, в стремлении к самообразованию, в степени требовательности к учащимся и критичности к результатам обучения, включенности в коллективные взаимоотношения, в уровне конфликтности и пр. (Г.З. Ефимова, 2015) [5].

Именно поэтому в современной педагогической психологии развивается направление исследований по гендерной проблематике, включая гендерную социализацию, влияние гендерных стереотипов на воспитание и образование учащихся (Л.Н. Надолинская, 2004, Е. Ярская-Смирнова, 2003 и др.) [14]. Вместе с тем развитие профессиональных качеств и становление педагогической культуры учителя разворачивается в условиях гуманистически ориентированного образования, предполагающего создание благоприятных условий для поддержания процессов самоидентификации и самореализации педагогов (И.А. Зимняя, 2004; С.В. Рожкова, 2006; Л.И. Столярчук, 2009) [3; 7; 13].

Мы проанализировали, что на развитие ценностно-смысловой сферы профессиональ-

О Никифорова Т.Ю., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.