Научная статья на тему 'Удовлетворенность педагогов профессиональной деятельностью: результаты регионального исследования'

Удовлетворенность педагогов профессиональной деятельностью: результаты регионального исследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1992
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРЕСТИЖ ПРОФЕССИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SATISFACTION OF TEACHERS WITH THEIR PROFESSIONAL ACTIVITIES / QUALITY OF EDUCATION / VALUES IN PROFESSIONAL ACTIVITIES / PRESTIGE OF THE PROFESSION / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / HUMAN RESOURCES / RESULTS OF PEDAGOGICAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шефер Инна Валерьевна, Садретдинова Мария Вячеславовна

Совершенствование качества образования предполагает развитие кадрового потенциала, достижение высокого профессионального уровня работников образования. Мотивация педагогов на непрерывное профессиональное развитие, результативность их деятельности во многом зависят от удовлетворенности трудом. Изучение удовлетворенности позволит выявить области основных проблем профессиональной деятельности педагога. На основании данных мониторингового исследования «Удовлетворенность педагогов профессиональной деятельностью», проводимого на территории Кемеровской области в 2019 году, авторы анализируют восприятие педагогами своей профессии, их отношение к собственной профессиональной деятельности, удовлетворенность различными составляющими труда. В статье определена удовлетворенность профессиональной деятельностью как соотношение ожиданий, потребностей, запросов педагогов и их исполненности относительно условий и процесса профессиональной деятельности, рассмотрены ценностные ориентиры и представления о результатах профессиональной деятельности, престиже профессии. На основании данных, полученных в результате анкетирования педагогических работников региона, выявлены некоторые закономерности при сравнительной характеристике мнений респондентов о профессиональной деятельности по территориальной принадлежности, типу образовательной организации, возрастной группе, уровню образования, педагогической нагрузке. Рассмотрена удовлетворенность как эмоциональное оценочное представление о профессиональной деятельности. Объективная информация об удовлетворенности педагогов профессиональной деятельностью дает возможность принимать обоснованные управленческие решения и получать своевременную обратную связь в отношении уже реализуемых мер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шефер Инна Валерьевна, Садретдинова Мария Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHERS’ SATISFACTION WITH THEIR PROFESSIONAL ACTIVITIES: RESULTS OF A REGIONAL STUDY

Improving the quality of education involves the development of human resources and the achievement of a high professional level of educators. The motivation of teachers for continuous professional development and the effectiveness of their activities depend largely on their job satisfaction. The study of satisfaction will identify the key problem areas in teachers' professional activities. Based on the data of the monitoring study «Teachers’ Satisfaction with their Professional Activities» conducted in the Kemerovo Region in 2019, the authors analyze the teachers’ perceptions of their profession, their attitude to their own professional activities, and satisfaction with various components of labour. The article defines satisfaction with professional activities as a ratio of expectations, needs, requests of teachers and their fulfillment regarding the conditions and process of professional activities, considers values and ideas about the results of professional activity and the status of one's profession. Based on the data obtained as a result of survey among pedagogical workers in the region, some regularities were found in the comparative characterization of respondents' opinions on their professional activities by territorial affiliation, type of educational organization, age group, level of education, and teachers’ working load. Satisfaction is regarded as an emotional evaluative idea of professional activities. Objective information about the satisfaction of teachers with their professional activities enables making informed management decisions and receiving timely feedback with regard to measures already being implemented.

Текст научной работы на тему «Удовлетворенность педагогов профессиональной деятельностью: результаты регионального исследования»

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2019, № 4 (56), с. 209-219 209

УДК 371

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ: РЕЗУЛЬТАТЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

© 2019 г. И.В. Шефер, М.В. Садретдинова

Шефер Инна Валерьевна, директор Центра образования взрослых, проректор по приоритетным направлениям развития образования Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования, Кемерово

sheferrv@yandex. т Садретдинова Мария Вячеславовна, к.филол.н.; заведующая лабораторией Центра мониторинга состояния региональной системы образования и экспертизы профессиональной деятельности Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования, Кемерово 1рк-ст@уаМех. ги

Стстия ностунилс врсдскцию 31.10.2019 Стстия нринятс к публикации 29.10.2019

Совершенствование качества образования предполагает развитие кадрового потенциала, достижение высокого профессионального уровня работников образования. Мотивация педагогов на непрерывное профессиональное развитие, результативность их деятельности во многом зависят от удовлетворенности трудом. Изучение удовлетворенности позволит выявить области основных проблем профессиональной деятельности педагога. На основании данных мониторингового исследования «Удовлетворенность педагогов профессиональной деятельностью», проводимого на территории Кемеровской области в 2019 году, авторы анализируют восприятие педагогами своей профессии, их отношение к собственной профессиональной деятельности, удовлетворенность различными составляющими труда. В статье определена удовлетворенность профессиональной деятельностью как соотношение ожиданий, потребностей, запросов педагогов и их исполненности относительно условий и процесса профессиональной деятельности, рассмотрены ценностные ориентиры и представления о результатах профессиональной деятельности, престиже профессии. На основании данных, полученных в результате анкетирования педагогических работников региона, выявлены некоторые закономерности при сравнительной характеристике мнений респондентов о профессиональной деятельности по территориальной принадлежности, типу образовательной организации, возрастной группе, уровню образования, педагогической нагрузке. Рассмотрена удовлетворенность как эмоциональное оценочное представление о профессиональной деятельности. Объективная информация об удовлетворенности педагогов профессиональной деятельностью дает возможность принимать обоснованные управленческие решения и получать своевременную обратную связь в отношении уже реализуемых мер.

Ключевые слова: удовлетворенность педагогов профессиональной деятельностью, качество образования, ценностные ориентиры профессиональной деятельности, престиж профессии, профессиональное развитие, кадровый потенциал, результаты педагогической деятельности.

Введение

Одним из направлений современной образовательной политики является достижение качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Важным условием обновления образования является повышение уровня профессионального мастерства работников образования, непрерывное и планомерное повышение квалификации, в том числе на основе использования современных цифровых технологий, формирования и участия в профессиональных ассоциациях, программах обмена опытом и лучшими практиками, стажировках, во-

влеченности в различные формы сопровождения и поддержки (федеральный проект «Учитель будущего» национального проекта «Образование», утвержденного Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 03.09.2018 [1]).

Стандарты профессиональной деятельности педагогов (профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденный Приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н [2]; профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержден-

ный Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298н [3]) призваны установить единые требования к содержанию и результатам профессиональной педагогической деятельности, повысить мотивацию педагогических работников к труду и достижению качества образования.

Обновление системы образования предполагает изменение требований к профессиональной роли педагога, который должен выступать организатором учебной, проектной и исследовательской деятельности, модератором образовательных практик, консультантом, руководителем проектов, помощником ребенка при ориентации в образовательной среде. Обновление компетенций работников образования, практическая направленность подготовки молодых педагогов, повышение мотивации организаторов образовательной деятельности является неотъемлемой составляющей результативности реформирования сферы образования. Данные изменения будут способствовать успешному внедрению предлагаемых на уровне государства инноваций в системе образования, популяризации профессии педагога, улучшению социального самочувствия и повышению социального статуса педагогов за счет более творческого характера работы, расширения круга профессионального общения. От педагогических работников, владеющих новыми цифровыми технологиями, новым содержанием образования, новыми методиками его преподавания и оценки, зависит успешная трансформация системы образования [4].

Эффективность деятельности работников образования, наличие стремления обновлять педагогические стратегии во многом зависит от их удовлетворенности трудом. Мониторинг удовлетворенности педагогов профессиональной деятельностью является одним из инструментов отслеживания и коррекции образовательного процесса и направлен на повышение результативности работы образовательной организации в условиях модернизации образования. Данные об удовлетворенности педагогов своей деятельностью - это не только информация о кадровых рисках, но и ресурс повышения качества образования [5-7].

Методология

В современной психолого-педагогической литературе удовлетворенность профессиональной деятельностью рассматривается как состояние, как мотив, как оценка деятельности и ее результатов (А.Г. Здравомыслов, Ф.Н. Ильясов, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан, В.А. Ядов). Содер-

жание данного феномена раскрывается через описание таких структур, как система ценностных ориентаций и социальных установок, связанных с организацией и содержанием труда (Б.Ю. Берзин, А.В. Мальцев), адаптация работника к производственной ситуации (А.А. Кис-сель, В.А. Ядов), характеристика трудовой активности (А.Э. Леван), исполнение, осуществление ожиданий человека от материальных, социальных и духовно-нравственных результатов своей работы, включая совокупное воздействие на работника компонентов трудовой мотивации, подразумевающих содержание и условия труда, величину заработка, общественное признание достигнутого, возможности для самовыражения и самоутверждения личности (Д.Я. Шульц).

В данной статье под удовлетворенностью профессиональной деятельностью понимается соотношение ожиданий, потребностей, запросов педагогов и их исполненности относительно условий и процесса профессиональной деятельности.

Изучение удовлетворенности подразумевает определение факторов, влияющих на оценку и отношение педагогических работников к собственной профессиональной деятельности, и позволяет установить степень расхождения между ожиданиями и потребностями педагогов относительно составляющих профессиональной деятельности и их реализацией, что в свою очередь предоставляет возможность для выявления области основных проблем профессиональной деятельности педагога, определения перспективных направлений работы по сопровождению и поддержке педагогических работников. Основными факторами удовлетворенности педагогов профессиональной деятельностью являются условия труда (заработная плата, характер взаимоотношений с администрацией и коллегами, возможность профессионального развития, престижность профессии и др.), содержание труда (творческий характер работы, взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений и др.), результаты труда (положительная динамика обучающихся, наличие педагогического опыта и др.).

Удовлетворенность педагогов профессиональной деятельностью в свою очередь выступает фактором профессионального развития личности [8—11], детерминирующего эффективность образования.

Следует отметить, что проблемы определения причинно-следственных связей между оптимизацией условий и процесса педагогического труда, эффективностью образования, профессионализацией личности педагога рассматриваются в ряде исследований [9; 12-14]. Ученые определяют

основные причины неудовлетворенности как причины внешнего характера, не связанные с содержанием учительской деятельности [12; 15]. Так, например, отмечено, что заработная плата стимулирует производственную активность и отражается на результатах труда, однако повышение заработной платы за счет увеличения нагрузки может вызвать снижение внутренней мотивации и интереса к творчеству в процессе профессиональной деятельности [14].

В ряде исследований отмечается, что работники образования - особая категория, для которой удовлетворенность профессиональной деятельностью, включающей условия, содержание, результат, сопряжена с удовлетворенностью статусом профессии, жизнью и собственным социальным самочувствием [13; 15-17]. А в связи с тем, что человеческий капитал - интенсивный фактор экономического развития и его увеличение в современном мире активных трансформаций становится особенно актуальным, нужно обратить внимание на неотделимость человеческого капитала от его владельца, на двойственную природу социального и материального [18; 19]; следовательно, в аспекте изучения представленного вопроса необходимо акцентировать внимание на эмоциональной и рациональной сторонах удовлетворенности педагогов профессиональной деятельностью. Актуальность рассматриваемого вопроса определяется также возможностью повлиять по результатам исследования на изменение отношения педагогов к собственному профессиональному развитию, поскольку педагогические кадры должны быть подготовлены и мотивированы на непрерывное совершенствование своего мастерства, в результате - повысится эффективность реализации нацпроектов стратегического развития, улучшения качества жизни граждан РФ [4].

Представим некоторые результаты мониторингового исследования «Удовлетворенность педагогов профессиональной деятельностью», которое проходило на территории Кемеровской области в 2019 г. и позволило определить удовлетворенность профессиональной деятельностью педагогов региона, выявить ценностные ориентиры и представления о результатах профессиональной деятельности, престиже профессии, а также осуществить оценку социального самочувствия работников образования [20]. В опросе принимали участие педагоги общего и дополнительного образования, всего более 15 тысяч человек.

Результаты исследования

Удовлетворенность педагогов профессиональной деятельностью сопряжена с системой

ценностных ориентаций и социальных установок, связанных с профессией. Изучение представлений работников образования об аксиологических установках, которые в ходе исследования раскрываются через составляющие профессиональной деятельности, отражающие потребности и запросы педагогических работников, дает возможность определить профессиональную позицию (миссию) педагога.

Профессионально-ценностные ориентиры лежат в основе целеполагания работников образования и проектирования деятельности, определения приоритетов, направлений и критериев педагогического процесса, взаимодействия участников образовательных отношений [21]. Их градация влияет на расширение жизненных интересов и результат. Поэтому аксиологические устремления педагогов, соответствующие их высшим социальным потребностям в саморазвитии и самовыражении, влияют на самооценку и кадровую активность педагога [7].

Для выявления ценностных ориентиров педагогической деятельности респондентам было предложено выбрать одно или несколько утверждений, связанных с воспитанием, социализацией, развитием обучающихся, оказанием помощи ребенку при ориентации в потоке информации, собственным личностным и профессиональным совершенствованием, престижем профессии, возможностью передать опыт новому поколению. Большинство респондентов выделило первые три ценностных ориентира, представленных в таблице 1 .

Следует отметить, что 45.30% опрашиваемых указали на ценностный ориентир «Возможность собственного личностного и профессионального развития, творческого самовыражения и самореализации в профессии, свобода выбора в педагогической деятельности», что свидетельствует о готовности к непрерывному развитию и повышению квалификации.

Значительно меньше педагогов ориентировано на социальную значимость педагогического труда, получение признания со стороны общества - 26.85%, на трансляцию своего педагогического опыта, возможность внести вклад в развитие педагогической практики - 25.87%.

Профессионально-ценностные ориентиры опрашиваемых, выражающие их субъективную позицию, обеспечивают системные изменения образовательного процесса в аспекте совершенствования взаимоотношений с участниками образовательного процесса, технологий и методов популяризации знаний, моделирования социокультурных образов, профессионального развития, общения, восприятия педагогической деятельности обществом и субъективного

Таблица 1

Представления педагогов о ценностных ориентирах профессиональной деятельности

Ценностные ориентиры Педагоги, %

Возможность внести личный вклад в воспитание и социализацию детей, принять участие в формировании будущего поколения 64.96

Участие в процессе развития личности ребенка как субъекта образования, раскрытия его потенциала, индивидуальных особенностей, причастность к его профессиональному и личностному самоопределению 64.94

Распространение накопленных человечеством знаний и умений, помощь ребенку в осуществлении поиска и содержательной обработки информации 61.02

Возможность собственного личностного и профессионального развития, творческого самовыражения и самореализации в профессии, свобода выбора в педагогической деятельности 45.30

Социальная значимость педагогического труда, получение признания со стороны общества 26.85

Трансляция своего педагогического опыта, возможность внести вклад в развитие педагогической практики 25.87

переживания причастности к развитию педагогической науки. Эффективное решение профессиональных задач находится в зависимости от личности педагога, самостоятельно определяющего ценностную градацию, находящуюся в соответствии с потребностями человека. Изменение запросов приводит и к переосмыслению целевых установок и их градации.

На сегодняшний день все ценностные ориентиры, по мнению респондентов, достаточно важны для качественного осуществления профессиональной деятельности; их градация в представлениях кузбасских педагогов соответствует современным тенденциям образования. Однако аксиологическим приоритетом в профессиональной деятельности респондентов является ребенок с его потребностями и особенностями развития. Ценности, связанные непосредственно с носителем педагогической профессии, выступают в качестве прикладных.

Это сопоставимо с актуальной стратегией образования, в основе которой гуманизация - признание абсолютной ценности человека, приоритета его прав на свободное развитие и полноценную реализацию способностей и интересов. Поэтому современное образование есть не столько передача знаний, сколько раскрытие и развитие индивидуальных особенностей личности обучающегося [22].

Определение ценностных ориентиров профессиональной деятельности позволяет не только раскрыть профессиональную позицию кузбасских педагогов, но и при дальнейшем рассмотрении в рамках удовлетворенности профессиональной деятельностью выявить затруднения при реализации аксиологических установок, связанные с условиями, процессом и получением результатов труда.

Изучение удовлетворенности педагогов условиями и процессом профессиональной деятельности предполагает соотношение ожиданий педаго-

гов от условий и процесса труда и их исполненно-сти. Сопоставление полученных данных с испол-ненностью ожиданий на основе расчета весовых коэффициентов (важности и исполненности), выраженных в баллах, позволяет определить удовлетворенность педагогов условиями и процессом профессиональной деятельности.

Удовлетворенность педагогов условиями профессиональной деятельности раскрывается через составляющие, каждая из которых, согласно полученным данным, для подавляющего числа респондентов является важной (рис. 1).

Как показывают результаты исследования, ожидания респондентов от условий профессиональной деятельности исполнены только по трем из восьми рассматриваемых характеристик: «Возможность использования современных технологий, в том числе цифровых, в процессе обучения детей», «Возможность проявлять творчество в педагогической деятельности, находить нестандартные решения, реализовы-вать свои способности», «Возможность найти поддержку, получить методическую помощь и экспертную оценку в профессиональной среде».

В период цифровизации, гуманизации и глобализации образования в полной мере реализованные возможности профессиональной деятельности, связанные с цифровыми образовательными технологиями, являются шагом на пути к оптимизации качества образования.

Около 85% респондентов указали на использование в процессе обучения современных технологий, в том числе цифровых, при этом удельный вес педагогических работников, выбравших уверенное «Да», составил 61.87%.

Для более глубокого анализа результатов оценки педагогами использования в процессе обучения цифровых технологий респондентам задавался вопрос «Как Вы относитесь к внедрению цифровых образовательных технологий?».

Возможность карьгрногороста

Рис. 1. Ожидания педагогов от условий профессиональной деятельности, %

Согласно полученным данным, 95.43% работников образования поддерживают внедрение цифровых образовательных технологий, поскольку, по мнению 75.83% педагогов Кузбасса, это позволяет разнообразить процесс обучения, повысить мотивацию обучающихся. В связи с тем что респонденты имели возможность выбора как нескольких положительных, так и нескольких отрицательных утверждений, доля выбора вариантов превышает 100%.

На то, что благодаря внедрению цифровых образовательных технологий профессиональная деятельность становится более насыщенной и интересной, указали 58.51% опрошенных. Удельный вес респондентов, выбравших вариант «Обеспечивает быстрый доступ к нужной информации и способствует формированию необходимых компетенций», составил 48.38%. Чаще это утверждение отмечали педагоги дошкольных образовательных организаций, педагоги в возрасте до 30, 30-40 лет, педагоги, имеющие нагрузку до одной ставки включительно. Около 45% опрашиваемых выбрали вариант «Позволяет автоматизировать и облегчить выполнение некоторых трудоемких действий». Утверждение «Дает больше возможностей для экспериментирования в педагогической деятельности» отметили 39.69% педагогов. Удельный вес респондентов, выразивших отрицательное мнение, составляет 4.57%.

В целом положительное отношение педагогов к внедрению цифровых образовательных технологий позволяет говорить о понимании работниками образования необходимости изменений, происходящих в образовании и необходимых на пути к улучшению не только качества образования, но и качества жизни.

Среди важных неисполненных условий -«Справедливая заработная плата, наличие социальных гарантий и компенсаций». Удельный вес респондентов, считающих, что заработная плата, социальные гарантии и компенсации в той или иной мере соответствуют вложенным ими усилиям, составляет 52.34%. При этом педагогическая нагрузка тоже не в полной мере соответствует ожиданиям педагогов. И несмотря на то что удельный вес педагогов, выразивших мнение о результативном осуществлении профессиональной деятельности при наличии имеющейся педагогической нагрузки, составляет 86.49%, данная характеристика оказывается неисполненной.

Около 64% респондентов подчеркнули значимость высокого социального статуса, поскольку во многом общественное признание влияет на педагогическую активность [23]. Однако по результатам исследования суммарная доля респондентов, оценивших престиж профессии как «Высокий» и «Довольно высокий», составила 40.69%.

Не в полной мере соответствует ожиданиям педагогов и «Возможность самостоятельно выбирать учебные пособия, материалы, учебники, а также формы, средства, методы педагогической деятельности», хотя 80.32% респондентов и считают, что в той или иной степени они имеют такую возможность.

Несмотря на то что продвижение по карьерной лестнице дает возможность проявить свои таланты и добиться успеха, а профессиональный рост, реализация потенциальных способностей является важной составляющей профессии, в ряду прочих условий осуществления педагогической деятельности карьера оказывается на

Пгргход на работу в Еышктояшук- организацию

Другое

о :о .^О 40 50

Рис. 2. Карьерные устремления педагогов Кемеровской области, %

последнем месте по важности. В комментариях многие респонденты отмечали, что ценность данной профессии заключается в аспекте воспитания и социализации обучающихся, личностного развития ребенка, что может быть реализовано непосредственно в процессе взаимодействия с детьми. Это представляется респондентам возможным в статусе/должности педагога, поэтому только в 58.50% случаев респонденты отмечают использование ими возможностей карьерного роста, что подтверждает неис-полненность данного условия.

Вопрос «Каковы Ваши карьерные устремления?» позволяет расширить представления педагогов о профессиональном росте и выявить основные направления желаемого или предполагаемого должностного продвижения. Респонденты имели возможность выбора нескольких утверждений, в связи с чем доля выборов превышает 100% (рис. 2).

Представление педагогов в рамках своей профессии о карьере как о повышении собственного статуса за счет участия в грантах, конкурсах и других мероприятиях указывает на потребность в разработке и внедрении для работников образования модели уровней владения профессиональными компетенциями, каждый из которых соответствует определенному должностному продвижению, поскольку карьерный рост не только подразумевает повышение зарплаты, но и является стимулом профессионального развития, непосредственно влияющего на качество образования.

По результатам исследования удовлетворенность педагогов условиями профессиональной деятельности в среднем по региону составила 79.66 %.

Следует отметить, что удовлетворенность педагогов условиями профессиональной дея-

тельности находится в зависимости от типа образовательной организации, возраста, уровня образования, педагогической нагрузки. В большей степени удовлетворены условиями профессиональной деятельности педагоги дошкольных образовательных организаций и организаций дополнительного образования, из представленных возрастных групп - в возрасте до 30 лет и 30-40 лет, по уровню образования - со средним общим и средним профессиональным образованием, по педагогической нагрузке - с нагрузкой до одной ставки включительно.

Удовлетворенность педагогов процессом профессиональной деятельности раскрывается через составляющие, каждая из которых, согласно полученным данным, для большинства педагогов региона является в той или иной степени важной в процессе осуществления педагогической деятельности (рис. 3).

Как показывают результаты исследования, ожидания педагогов от составляющих процесса профессиональной деятельности в полной мере исполнены. Удовлетворенность работников образования процессом профессиональной деятельности по региону составила 89.85%.

Удовлетворенность педагогов процессом профессиональной деятельности в значительной степени зависит от типа образовательной организации и педагогической нагрузки. Согласно полученным данным, удовлетворенность ниже среднеобластного значения имеется у следующих участников опроса: по типу образовательной организации - у работающих в общеобразовательных организациях и общеобразовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы; по возрастной группе - в возрасте до

осущктблйный деятельности. НШр1БЛЖН:ш на разносторонней

развитие личности обучающегося

Взаимоотношения с обучающимися и родителями. основанный на сотрудничестве и уважении

Предоставление каждому7 ребенку возможностей ддл самовыражения и достижения успеха

Реализация воспитательных аспектов образовательного процесса, возможность расширения, обогащения социального опыта детей

Профессиональное развитие, возможность постоянного повышения квалификации

Создание условий для профессиональной орийнтащш обучающихся

Готовность обучать всех детей вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей

Участие в научной. исслЕдоватЕпьской. эксперымЕнтальной

делтельнссш

■ 9

■ 89.'

13.00

95.00

94 41

93.92

92.62

Рис. 3. Ожидания педагогов от содержания профессиональной деятельности, %

30 и более 50 лет, по педагогической нагрузке -с нагрузкой одна-две и более двух ставок.

В рамках исследования изучались представления педагогов о результатах профессиональной деятельности. Респонденты имели возможность выбора нескольких вариантов ответа. Было выявлено, что результаты труда в основном соответствуют выделенным респондентами из предложенных ценностным ориентирам и связаны с воспитанием, социализацией и развитием личности, оказанием помощи обучающимся в приобретении знаний (табл. 2).

Это свидетельствует о понимании педагогами значимости осуществления ими заказа со стороны государства на обеспечение воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности. Незначительные расхождения в показателях в зависимости от типа образовательной организации, возраста, уровня образования, педагогической нагрузки респондентов объясняются сложившимися стереотипами образовательной деятельности, условиями и спецификой содержания труда, свойственными той или иной категории педагогических работников.

Так, на вариант «Высокая мотивация детей к познанию, творчеству, наличие необходимых знаний, способность использовать их для решения широкого диапазона жизненных задач» в большей степени указывали педагоги в возрасте 41-50 лет, предположительно имеющие определенные профессиональные достижения, желание и ресурсы для применения и совершенствования методов, форм, технологий в аспекте повышения мотивации обучающихся, понима-

ние, что без мотивации детей невозможно получить качественные результаты. Работники образования с нагрузкой до одной ставки включительно также часто указывали на этот результат, предположительно располагая возможностями для организации высокой мотивации обучающихся. Напротив, педагоги с нагрузкой в одну-две ставки реже выбирали данный вариант.

Наличие профессионального опыта в качестве результата педагогической деятельности чаще отмечали опрашиваемые в возрасте до 30 лет и респонденты, имеющие нагрузку до одной ставки включительно. Это свидетельствует о достаточной мотивированности молодых педагогов и педагогов, имеющих нормированную нагрузку, на профессиональное развитие, о ценности для них того опыта, который они приобретают в процессе профессиональной деятельности, в то время как работники образования с большой педагогической нагрузкой в меньшей степени ориентированы на совершенствование педагогического мастерства.

По итогам проведения исследования удовлетворенность педагогов Кемеровской области профессиональной деятельностью, выявленная на основе математических расчетов, достаточно высока - 84.75%. Например, результаты исследования удовлетворенности трудом педагогов Беларуси, в рамках которого также рассматривалась удовлетворенность условиями и процессом профессиональной деятельности, следующие: высокий уровень удовлетворенности -40%, средний (частично удовлетворены трудом) -27%, не удовлетворены - 33% [14].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2

Соотношение представлений педагогов о ценностных ориентирах _и результатах профессиональной деятельности_

Определите, пожалуйста, ценностные ориентиры Вашей профессиональной деятельности Что Вы считаете основными результатами Вашей профессиональной деятельности?

Ценностные ориентиры профессиональной деятельности Педагоги, % Результаты профессиональной деятельности Педагоги, %

Возможность внести личный вклад в воспитание и социализацию детей, принять участие в формировании будущего поколения 64.96 Положительная динамика образовательных результатов обучающихся 71.07

Сформированность необходимого социального опыта, гражданской позиции, инициативности и самостоятельности обучающихся, их готовность к жизни в современном обществе 53.05

Участие в процессе развития личности ребенка как субъекта образования, раскрытия его потенциала, индивидуальных особенностей, причастность к его профессиональному и личностному самоопределению 64.94 Высокая мотивация детей к познанию, творчеству, наличие необходимых знаний, способность использовать их для решения широкого диапазона жизненных задач 68.69

Личностное и профессиональное самоопределение обучающихся, способность ставить цели, строить жизненные планы 43.14

Распространение накопленных человечеством знаний и умений, помощь ребенку в осуществлении поиска и содержательной обработки информации 61.02 Положительная динамика образовательных результатов обучающихся 71.07

Возможность собственного личностного и профессионального развития, творческого самовыражения и самореализации в профессии, свобода выбора в педагогической деятельности 45.30 Наличие уникального опыта в решении профессиональных задач, значимого в профессиональном сообществе, личные и профессиональные достижения 24.51

Трансляция своего педагогического опыта, возможность внести вклад в развитие педагогической практики 25.88

Социальная значимость педагогического труда, получение признания со стороны общества 26.85 Высокий авторитет и признание со стороны общества, уважение обучающихся и родителей, их удовлетворенность качеством получаемого образования 33.48

В разрезе представленных категорий респондентов отметим, что в большей степени удовлетворены профессиональной деятельностью опрашиваемые из городских округов, педагоги дошкольных образовательных организаций и организаций дополнительного образования, педагоги возрастных групп до 30, 30-40, 41-50 лет, респонденты с педагогической нагрузкой до одной ставки включительно.

Эмоциональная оценочная удовлетворенность профессиональной деятельностью была опреде-

лена посредством вопроса «Удовлетворены ли Вы профессиональной деятельностью? Если нет, то укажите, что не удовлетворяет Вас в профессиональной деятельности» и составила 67.63%.

Среди причин неудовлетворенности профессиональной деятельностью опрошенные выделили «Несоответствие зарплаты и вкладываемого труда» (17.91%), «Невозможность заработать на достойную жизнь» (16.39%), «Низкую престижность профессии» (9.96%). Данные характеристики труда, как было отмечено, при определе-

нии ожиданий педагогов от условий профессиональной деятельности, по мнению респондентов, являются наиболее важными, но, согласно полученным данным, неисполненными.

Важным в исследовании удовлетворенности педагогов профессиональной деятельностью представляется изучение лояльности, или приверженности, педагогов к выбранной профессии, готовности рекомендовать ее родственникам и друзьям.

Респондентам задавался вопрос: «Скажите, выбрали бы Вы сегодня профессию педагога снова, если бы у Вас появилась такая возможность?». Согласно результатам исследования, педагоги региона в 75.60% случаев выбирали варианты «Да» и «Скорее да, чем нет», из них большинство (46.56%) отмечали уверенное «Да».

Возможность рекомендации профессии педагога своим детям, родственникам, друзьям рассматривают 55.31% респондентов.

Исходя из этого следует, что, несмотря на проблемы, возникающие в процессе работы и влияющие на общее состояние эмоциональной оценочной удовлетворенности, большинство респондентов готово повторно выбрать профессию педагога, но при этом только около половины опрошенных рекомендовали бы данную профессию субъектам профессионального выбора.

Выводы

Обобщая вышесказанное, отметим, что большинство респондентов выражают положительное мнение о своей профессиональной деятельности, а сравнительная характеристика представлений респондентов о профессиональной деятельности по территориальной принадлежности, типу образовательной организации, возрастной группе, уровню образования, педагогической нагрузке позволила выявить некоторые закономерности. Так, на протяжении всего исследования прослеживается низкая удовлетворенность профессиональной деятельностью педагогов общеобразовательных организаций и общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы по сравнению с удовлетворенностью профессиональной деятельностью педагогов дошкольных образовательных организаций и организаций дополнительного образования.

Требования к профессии и представления о педагогической деятельности значительно расходятся у педагогов в возрасте до 30 лет и педагогов в возрасте более 50 лет. Если молодые работники образования более позитивны в отношении своих утверждений по поводу составляющих труда, то педагоги-стажисты чаще пес-

симистичны. При этом педагоги в возрасте до 30 лет чаще нуждаются в оказании методической помощи, поддержки.

Педагоги с высшим образованием менее, чем педагоги со средним общим и средним профессиональным образованием, удовлетворены профессиональной деятельностью. Удовлетворенность педагогов с нагрузкой более двух ставок значительно ниже, чем у педагогов с нагрузкой до одной ставки включительно.

В связи с низкой удовлетворенностью профессиональной деятельностью представленных категорий респондентов по сравнению с другими группами наблюдается более пессимистичная оценка престижа профессии.

Подобные закономерности прослеживаются и в других российских исследованиях [12; 13; 24; 25].

Таким образом, изучение удовлетворенности педагогов профессиональной деятельностью требует комплексного рассмотрения в аспекте выявления взаимосвязей между исполненно-стью ожиданий респондентов от условий и процесса труда, эмоциональной оценкой профессиональной деятельности, представлениями о результатах труда, ценностных ориентирах профессиональной деятельности, отражающих профессиональную миссию педагогических работников. Данные исследования могут быть использованы для принятия управленческих решений по развитию кадрового потенциала образовательных организаций региона.

Список литературы

1. Протокол «Национальный проект «Образование»: утв. Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 3 сентября 2018 г. № 10 // СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_319308/ (дата обращения: 12.09.2019).

2. Приказ «Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н // СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/docu ment/cons_doc_LAW_155553/ (дата обращения: 12.09.2019).

3. Приказ «Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»: утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298н // СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_30 5809/ (дата обращения: 12.09.2019).

4. Двенадцать решений для нового образования: доклад Центра стратегических разработок и Высшей

школы экономики. М.: Высшая школа экономики, 2018. 106 с. URL: https://www.hse.ru/data/2018/04/06/ 1164671180/Doklad_obrazovanie_Web.pdf (дата обращения: 12.09.2019).

5. Ильясов Ф.Н. Методологические и методические проблемы изучения удовлетворенности трудом: Автореф. дис. ... канд. философ. наук. М.: Институт социологических исследований АН СССР, 1985. 28 с.

6. Кузьмина Н.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб.: МААН, 1993. 172 с.

7. Ядов В.А. Мотивация труда: проблемы и пути развития исследований // Советская социология. Т. 2. М.: Наука, 1982. С. 118-129.

8. Берзин Б.Ю., Мальцев А.В. Учитель: удовлетворенность профессией и социально-психологическое самочувствие // Социальная философия и социология. 2016. № 7. URL: https://docplayer.ru/29605599-Uchitel-udovletvorennost-professiey-i-socialno-psiholo gicheskoe-samochuvstvie.html (дата обращения: 12.09.2019).

9. Гордиенко В.Н. Удовлетворенность профессиональной деятельностью как психологический критерий личностно-профессионального развития учителя: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Иркутск: Иркутский государственный педагогический университет, 2004. URL: http://www.dissercat.com/content/ udovletvorennost-professionalnoi-deyatelnostyu-kak-psi khologicheskii-kriterii-lichnostno-pro (дата обращения:

27.08.2018).

10. Данзанов П.Г. Трансформация социального самочувствия учительства как критерий эффективности реформы школы // Вестн. Бурят. гос. ун-та. 2010. № 14. С. 155-160.

11. Лысенко Ю.Н. Вопросы влияния организационно-психологического климата на эффективность трудовой деятельности // Вестник СГТУ. 2012. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7voprosy-vliyaniy a-organizatsionno-psihologicheskogo-klimata-na-effekti vnost-trudovoy-deyatelnosti (дата обращения:

12.09.2019).

12. Ефимова Г.З. Динамика престижа педагогической профессии в России и мире: экономический аспект // Интернет-журнал Науковедение. 2015. № 6 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-prestizha-pedagogicheskoy-professii-v-rossii-i-mire-eko nomicheskiy-aspekt (дата обращения: 12.09.2019).

13. Сиврикова Н.В., Черникова Е.Г., Соколова Н.А. Удовлетворенность жизнью и образовательным процессом как предикторы социально-психологической адаптации учителей // Вестник НГПУ. 2017. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/udovletvorennost-zhiznyu-i-obrazovatelnym-protsessom-kak-prediktory-sotsialno-psihologicheskoy-adaptatsii-uchiteley (дата обращения: 12.09.2019).

14. Финькевич Л.В. Удовлетворенность трудом как показатель психологического здоровья педагога // Дошкольное образование: история и современность: сб. науч. ст. / Бел. гос. пед. ун-т им. М. Танка; редкол. А.Н. Касперович, Т.В. Поздеева, О.В. Ле-ганькова и др.; под общ. ред. А.Н. Касперовича.

URL: http://elib.bspu.by/handle/doc/4236 (дата обращения: 12.09.2019).

15. Русских Л.В. Социальное самочувствие учителей // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2015. Т. 15. № 2. С. 107-109.

16. Анкудинов А.Б., Беляева М.Н., Лебедев О.В. Удовлетворенность работой и ее детерминанты: результаты статистического моделирования на панельных данных // Социологические исследования. 2013. № 11. С. 75-83.

17. Дубровина С.В., Дрейзин И.В. Взаимосвязь внутренних ресурсов личности и удовлетворенности качеством жизни у педагогов // Теория и практика общественного развития. 2015. № 21. С. 335-337.

18. Какушкина М.А. Повышение качества человеческого капитала как ведущий фактор устойчивого развития общества // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 3-4. URL: https://cyber leninka.ru/article/n/povyshenie-kachestva-chelovechesk ogo-kapitala-kak-veduschiy-faktor-ustoychivogo-razviti ya-obschestva (дата обращения: 12.09.2019).

19. Хвостикова В.А. Удовлетворенность работой и субъективное благополучие сотрудника как фактор эффективности деятельности организации (на примере зарубежных исследований) // Социальная психология и общество. 2012. № 1. С. 26-39.

20. Чепкасов А.В., Красношлыкова О.Г., Шефер И.В., Садретдинова М.В. Удовлетворенность педагогов профессиональной деятельностью: результаты исследования. 2018/19 учебный год. Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2019. Вып. 3 (21). 137 с.

21. Травников Г.Н. Ценностные ориентиры педагогической деятельности: методологический аспект // Гуманизация образования. 2009. № 7. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/tsennostnye-orientiry-pe dagogicheskoy-deyatelnosti-metodologicheskiy-aspekt (дата обращения: 12.09.2019).

22. Скибина Я.В. Проблема индивидуализации обучения в современных условиях // Научный журнал КубГАУ - Scientific Journal of KubSAU. 2016. № 123. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-individualizatsii-obucheniya-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 12.09.2019).

23. Красношлыкова О.Г., Шефер И.В., Садретдинова М.В., Бородкина Е.В. Престиж профессии педагога как ресурс повышения удовлетворенности профессиональной деятельностью // Вестник Самарского государственного технического университета. 2018. № 4 (40). С. 98-110.

24. Водинчар Е.А., Завьялова Е.Х. Взаимосвязь личностного потенциала и субъективной успешности профессиональной деятельности учителя // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2015. № 2 (26). С. 39-48.

25. Ершова Н.В., Прямикова Е.В., Шапко И.В. Мониторинг социального и профессионального самочувствия педагогов: определение основных показателей // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. 2015. № 3. С. 16-26.

TEACHERS' SATISFACTION WITH THEIR PROFESSIONAL ACTIVITIES: RESULTS OF A REGIONAL STUDY

I.V. Shefer, M. V. Sadretdinova

Kuzbass Regional Institute for Professional Development and Retraining of Education Workers

Improving the quality of education involves the development of human resources and the achievement of a high professional level of educators. The motivation of teachers for continuous professional development and the effectiveness of their activities depend largely on their job satisfaction. The study of satisfaction will identify the key problem areas in teachers' professional activities. Based on the data of the monitoring study «Teachers' Satisfaction with their Professional Activities» conducted in the Kemerovo Region in 2019, the authors analyze the teachers' perceptions of their profession, their attitude to their own professional activities, and satisfaction with various components of labour. The article defines satisfaction with professional activities as a ratio of expectations, needs, requests of teachers and their fulfillment regarding the conditions and process of professional activities, considers values and ideas about the results of professional activity and the status of one's profession. Based on the data obtained as a result of survey among pedagogical workers in the region, some regularities were found in the comparative characterization of respondents' opinions on their professional activities by territorial affiliation, type of educational organization, age group, level of education, and teachers' working load. Satisfaction is regarded as an emotional evaluative idea of professional activities. Objective information about the satisfaction of teachers with their professional activities enables making informed management decisions and receiving timely feedback with regard to measures already being implemented.

Keywords: satisfaction of teachers with their professional activities, quality of education, values in professional activities, prestige of the profession, professional development, human resources, results of pedagogical activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.