Научная статья на тему 'Проблемы профессиональной самореализации молодых преподавателей'

Проблемы профессиональной самореализации молодых преподавателей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
388
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ / БЛАГОПОЛУЧИЕ / СОЦИОЛОГИЯ СЧАСТЬЯ / PROFESSIONAL SELF-REALIZATION OF YOUNG TEACHERS / WELFARE / SOCIOLOGY OF HAPPINESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Логунова Л. Ю., Маженина Е. А., Ушаков Д. В.

Введение. В статье изложены результаты исследования процесса самореализации преподавателей профессиональных образовательных организаций. В центре исследовательской рефлексии стоит проблема баланса выполнения учебной нагрузки, рейтинговых показателей и свободного выбора ориентиров профессионального роста, удовлетворенности своей работой. Педагогическая профессия предоставляет возможности для саморазвития человека и реализации его творческого потенциала в сочетании с высокой социальной значимостью деятельности педагога для общества. Профессиональная самореализация есть гармоничное соотнесение внутреннего комфорта, удовлетворенности от работы и внешних проявлений успешности (статус, поощрения, звание). Методология. Исследование опиралось на теории актуализации (К. Роджерс, А. Маслоу) и самореализации (И. С. Кон, Л. М. Коган), а также теоретические идеи персонологии (В. Франкл). Исследовательский комплекс включал техники качественно-количественного анализа (нарративные интервью, опрос экспертов, анализ документов, контент-анализ). Результаты. В процессе самореализации молодой преподаватель адаптируется к требованиям профессиональных стандартов, выбирая между исполнением ролевых ожиданий коллег, администрации колледжа и личностным представлением о педагогической профессии. Этот выбор определяет модель поведения молодого педагога. Профессионально счастливый человек это личность, независимая от ожиданий администрации, выбирающая точки роста в процессе самореализации. Этот процесс сохраняет ресурсы здоровья и жизненной энергии человека, адаптирует к рабочей нагрузке, защищает от профессионального выгорания. Администрация учебных заведений требует от преподавателя выполнения рейтинговых показателей без учета специфики его труда помощь новым поколениям в освоении жизненного опыта. Ориентация на стратегии достижения лишает процесс образования гуманистической составляющей. Это обусловливает противоречия (проблемные зоны) в работе, приводящие к растрате жизненных ресурсов, заболеваниям или отстаи ванию личностного видения своей профессиональной миссии. Заключение. Внимание к процессам самореализации становится условием закрепления молодых кадров в образовательных учреждениях, показателем бережливого отношения администрации к кадровым ресурсам. Успешная самореализация не зависит от символов успеха, не связана с выполнением рейтинговых показателей и одобрением администрации. Достижения и высокий статус косвенно соотносятся с результатами самореализации. Этот процесс характеризуется удовлетворенностью своей профессиональной деятельностью, хорошим здоровьем, уважением студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Логунова Л. Ю., Маженина Е. А., Ушаков Д. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF PROFESSIONAL SELF-REALIZATION OF YOUNG TEACHERS

Introduction. The article presents the results of a study of the process of self-realization of teachers of professional educational institutions. At the center of research reflection is the problem of the balance of the academic load, rating indicators and the free choice of benchmarks for professional growth, satisfaction from their work. The pedagogical profession provides opportunities for self-development of a person and the realization of his creative potential, combined with the high social significance of the teacher’s activities for society. Professional self-realization is a harmonious correlation of inner comfort, job satisfaction and external manifestations of success (statuses, incentives, titles). Materials and Methods. The study was based on the theory of actualization (C. Rogers, A. Maslow), the theoretical ideas of personology (V. Frankl), and the theory of self-realization (I. S. Cohn, L. M. Kogan). The research complex included qualitative-quantitative analysis techniques (narrative interviews, expert interviews, document analysis, content analysis). Results. In the process of self-realization, the young teacher adapts to the requirements of professional standards, choosing between fulfilling the role expectations of colleagues, the college administration and the personal idea of the teaching profession. This choice defines patterns of behavior. A professionally happy person is a person independent of the expectations of the administration, choosing growth points in the process of self-realization. This process saves resources of human health and vitality, adapts to the workload, protects against professional burnout. The administration of educational institutions requires the teacher to perform rating indicators without taking into account the specifics of his work to help new generations in mastering life experience. Orientation to successful strategies deprives the formation process of a humanistic component. This causes contradictions (problem areas) in the work, generates stress, leading to waste of life resources, diseases or to uphold the personal vision of their professional mission. Conclusions. Attention to the processes of self-realization becomes a condition for the consolidation of young personnel in educational institutions, an indicator of the lean attitude of the administration to human resources. Successful self-realization does not depend on the symbols of success, is not associated with the performance of rating indicators and the approval of the administration. Achievements and high statuses are indirectly correlated with the results of self-realization. This process is characterized by satisfaction from their professional activities, good health, and respect from students.

Текст научной работы на тему «Проблемы профессиональной самореализации молодых преподавателей»

5. Kudinova E. S. Formy gosudarstvennoj podderzhki nezashhishhennyh sloev naselenija [Forms of state support for vulnerable groups]. Domestic sociology: finding the future through the past. Moscow, 2009, pp. 589-595. (In Russian).

6. Levaja N. A. Social'nyj status odinokih materej v rossijskom obshhestve [The social status of single mothers in Russian society]. Education. The science. Innovation: The Southern Dimension, 2013, no. 5 (31), pp. 60-64. (In Russian).

7. Ovcharova R. V., Mjagkova M. A. Materinstvo v nepolnoj sem'e [Single motherhood]. Kurgan, 2014, 356 p. (In Russian).

8. Yanitsky M. S., Seryy A. V., Ivanov M. S. et al. Postneklassicheskaja pedagogicheskaja psihologija: cennostnosmyslovoj trend [Post-non-classical pedagogical psychology: value-semantic trend]. Kemerovo, 2017, 202 p. (In Russian).

9. Sem'ja, brak i roditel'stvo v sovremennoj Rossii [Family, marriage and parenthood in modern Russia]. Iss. 2. Eds. A. V. Mahnach, K. B. Zuev. Moscow, 2015, 408 p. (In Russian).

10. Filippova G. V., Hubuluri E. I. Organizacija social'noj podderzhki odinokim materjam [Organization of social support for single mothers]. Naukarastudent.ru, 2016, no. 01 (037). URL: http://naukarastudent.ru/37/3840/ (accessed: 22.09.2019). (In Russian).

11. Churilova E. V. Brachno-semejnye traektorii odinokih materej v Rossii [Marital and family trajectories of single mothers in Russia]. Abstract of Ph. D. thesis. Moscow, 2016, 32 p. (In Russian).

12. Yarskaya-Smirnova E. R., Romanov P. V. Social'naja zashhishhennost' gorodskoj monoroditel'skoj sem'i [Social security of the urban single-parent family]. World of Russia, 2004, vol. XIII, no. 2, pp. 66-95. (In Russian).

УДК/UDC 377 Л. Ю. Логунова, Е. А. Маженина, Д. В. Ушаков

L. Logunova, E. Mazhenina, D. Ushakov

ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

PROBLEMS OF PROFESSIONAL SELF-REALIZATION OF YOUNG TEACHERS

Введение. В статье изложены результаты исследования процесса самореализации преподавателей профессиональных образовательных организаций. В центре исследовательской рефлексии стоит проблема баланса выполнения учебной нагрузки, рейтинговых показателей и свободного выбора ориентиров профессионального роста, удовлетворенности своей работой. Педагогическая профессия предоставляет возможности для саморазвития человека и реализации его творческого потенциала в сочетании с высокой социальной значимостью деятельности педагога для общества. Профессиональная самореализация есть гармоничное соотнесение внутреннего комфорта, удовлетворенности от работы и внешних проявлений успешности (статус, поощрения, звание).

Методология. Исследование опиралось на теории актуализации (К. Роджерс, А. Маслоу) и самореализации (И. С. Кон, Л. М. Коган), а также теоретические идеи персонологии (В. Франкл). Исследовательский комплекс включал техники качественно-количественного анализа (нарративные интервью, опрос экспертов, анализ документов, контент-анализ).

Результаты. В процессе самореализации молодой преподаватель адаптируется к требованиям профессиональных стандартов, выбирая между исполнением ролевых ожиданий коллег, администрации колледжа и личностным представлением о педагогической профессии. Этот выбор определяет модель поведения молодого педагога. Профессионально счастливый человек — это личность, независимая от ожиданий администрации, выбирающая точки роста в процессе самореализации. Этот процесс сохраняет ресурсы здоровья и жизненной энергии человека, адаптирует к рабочей нагрузке, защищает от профессионального выгорания. Администрация учебных заведений требует от преподавателя выполнения рейтинговых показателей без учета специфики его труда — помощь новым поколениям в освоении жизненного опыта. Ориентация на стратегии достижения лишает процесс образования гуманистической составляющей. Это обусловливает противоречия (проблемные зоны) в работе, приводящие к растрате жизненных ресурсов, заболеваниям или отстаиванию личностного видения своей профессиональной миссии.

Заключение. Внимание к процессам самореализации становится условием закрепления молодых кадров в образовательных учреждениях, показателем бережливого отношения администрации к кадровым ресурсам. Успешная самореализация не зависит от символов успеха, не свя-

зана с выполнением рейтинговых показателей и одобрением администрации. Достижения и высокий статус косвенно соотносятся с результатами самореализации. Этот процесс характеризуется удовлетворенностью своей профессиональной деятельностью, хорошим здоровьем, уважением студентов.

Introduction. The article presents the results of a study of the process of self-realization of teachers of professional educational institutions. At the center of research reflection is the problem of the balance of the academic load, rating indicators and the free choice of benchmarks for professional growth, satisfaction from their work. The pedagogical profession provides opportunities for self-development of a person and the realization of his creative potential, combined with the high social significance of the teacher's activities for society. Professional self-realization is a harmonious correlation of inner comfort, job satisfaction and external manifestations of success (statuses, incentives, titles).

Materials and Methods. The study was based on the theory of actualization (C. Rogers, A. Maslow), the theoretical ideas of personology (V. Frankl), and the theory of self-realization (I. S. Cohn, L. M. Kogan). The research complex included qualitative-quantitative analysis techniques (narrative interviews, expert interviews, document analysis, content analysis).

Results. In the process of self-realization, the young teacher adapts to the requirements of professional standards, choosing between fulfilling the role expectations of colleagues, the college administration and the personal idea of the teaching profession. This choice defines patterns of behavior. A professionally happy person is a person independent of the expectations of the administration, choosing growth points in the process of self-realization. This process saves resources of human health and vitality, adapts to the workload, protects against professional burnout. The administration of educational institutions requires the teacher to perform rating indicators without taking into account the specifics of his work — to help new generations in mastering life experience. Orientation to successful strategies deprives the formation process of a humanistic component. This causes contradictions (problem areas) in the work, generates stress, leading to waste of life resources, diseases or to uphold the personal vision of their professional mission.

Conclusions. Attention to the processes of self-realization becomes a condition for the consolidation of young personnel in educational institutions, an indicator of the lean attitude of the administration to human resources. Successful self-realization does not depend on the symbols of success, is not associated with the performance of rating indicators and the approval of the administration. Achievements and high statuses are indirectly correlated with the results of self-realization. This process is characterized by satisfaction from their professional activities, good health, and respect from students.

Ключевые слова: профессиональная самореализация молодых преподавателей, благополучие, социология счастья.

Keywords: professional self-realization of young teachers, welfare, sociology of happiness.

Введение

В последние годы система профессионального образования постоянно реформируется, в связи с этим актуализируется проблема самореализации молодых преподавателей в изменяющихся условиях. Успешная профессиональная самореализация зависит от объективных и субъективных условий, требует личностных усилий преподавателя и поддержки со стороны администрации.

Требования к омоложению состава педагогических кадров входят в противоречие с требованиями к молодым преподавателям, условиями их работы и оплаты. Для закрепления молодых преподавателей в образовательных учреждениях актуальным становится бережливое отношение администрации к кадровым ресурсам. Самореализация — это процесс самодостаточный, не зависимый от достижений и символов профессионального успеха, карьерного роста. Самореализующийся преподаватель может выполнить «показатели» и испытывать чувства счастья и удовольствия. Преподаватель, выполняющий высокую нагрузку, оказывается в ловушках проблемных зон, затрудняющих профессиональные выборы, склоняющих к достижительным стратегиям, истощающим жизненные ресурсы человека. Преодоление противоречий в проблемных зонах является импульсом для процесса самореализации.

Методология

Исследование самореализации основано на понимании этого процесса в смыслах тенденции жизни человека — стремлении к самораскрытию своего потенциала в разных видах значимой для него деятельности. В человеке заложено стремление к самореализации, которая есть процесс, связанный с глубинными, смысловыми выборами, определяющий профессионально-статусное и личностное становление. Идея самореализации концептуально обоснована в феноменологической парадигме (В. Дильтей, Э. Гуссерль, М. Шелер, К. Роджерс, А. Маслоу, В. Э. Франкл). Эта жизненная тенденция развития личности заложена самой природой как естественное раскрытие потенциала [Ю, с. 163]. Это осмысленная социальная позиция человека, который научился находить баланс между выполнением значимых социальных ролей и возможностью сохранить свою личностную индивидуальность (Дж. Г Мид, Ч. Кули, Дж. Морено). Самореализация проявляется в трудовой деятельности, общении, взаимоотношениях с окружающими людьми (И. С. Кон) [6, с. 209], становится признаком социально зрелой личности, понимающей свое место в обществе (П. М. Якобсон). Само стремление к самореализации свидетельствует о физическом и социальном здоровье человека, определяет успех профессионального становления (А. А. Реан). Речь идет о сознательном процессе раскрытия и определения сущностных сил личности во всем многообразии социальной деятельности (Л. М. Коган) [5, с. 5-13], которая зависит от внешних (объективных) и внутренних (субъективных) факторов. М. С. Иванов и М. С. Яницкий процесс самореализации определяют как «последовательность достижения результатов деятельности, причем как объективных, имеющих социальную значимость, так и индивидуальных, имеющих субъективно осознаваемую значимость» [3, с. 22].

Сегодня в гуманитарных науках оформились два подхода к исследованию самореализации: эссенциалистский и экзистенциалистский [12, с. 8-10]. В рамках эссенциалистского подхода изучается сущностное свойство самореализации — природная способность здоровой личности к самовоплощению. Экзистенциалистский подход определяет самореализацию как полностью осмысленный и управляемый человеком процесс самостановления. Содержанием процесса является раскрытие личностного потенциала человека в разных сферах деятельности. Синонимы: самоосуществление, самоутверждение, самопостижение, самоактуализация — дополняют спектр смыслов этого процесса, определяющего стремление человека к счастью и благополучию.

В процессах самореализации заложен механизм достижения социальной успешности, который оценивается референтной группой. Это и есть то достоинство, которое связано с ожиданиями группы от индивида, уровень и предел социальных притязаний, к которому подталкивают агенты социального окружения (родственники, друзья, коллеги). На этом основаны требования профессиональной реализации. Жесткость социальных ожиданий, определяющих этот уровень, ограничивает индивида в выборе стратегий личностного роста, он вынужден выполнять социальные и профессиональные требования (стандарты поведения, квалификация, стратегии построения карьеры).

Такая реализация обретает часть «само», если личность начинает осознавать, что самореализация есть переход возможностей в действительность. При этом внешние оценки успешности совпадают с усилиями человека по актуализации внутренних процессов самораскрытия, получения удовольствия от реализации планов, связанных с профессиональными достижениями. Результат самореализации — обретение счастья от самостановления (профессионального, личностного), не обязательно подкрепляемое внешними статусными атрибутами (звания, награды, признание в сообществе коллег). Внешне это выглядит фоновым счастьем, проекцией от удовлетворенности своей профессиональной деятельностью, осуществления желаний, реализации способностей, представлений человека о себе. Но это и глубинный смысложизненный духовный акт выбора жизненной позиции, стратегии «Я», принимающего решения (В. Э. Франкл) [11, с. 4-13]. Это означает, что успех самореализации зависит не только от умения правильно выбирать свой жизненный путь, но и от желания брать на себя ответственность за эти выборы, умение объективно оценивать свои возможности.

Очевидна связь профессиональной самореализации с социальным успехом — уровнем социальных достижений, материального благосостояния, социального статуса и влияния, признаваемым достойным и достаточным в конкретной культуре. Перефразируя К. Роджерса, можем сказать, что самореализующийся человек успешен. Об успешности самореализации можно судить по внешним проявлениям (признания достижения жизненного успеха обществом) в профессиональной деятельности, художественном, научном, социальном творчестве.

Основными показателями продуктивности/непродуктивности самореализации являются: показатель внешней продуктивности деятельности (речь идет в основном о количественных показателях, сохраняющих определенный уровень качества); мера удовлетворенности человека процессом своей деятельности (если человек достигает высоких результатов, но при этом не получает удовлетворения, нет оснований говорить об успешной самореализации); нервно-психологическая цена, которую человек вынужден платить за свою результативность и удовлетворенность (даже при высокой продуктивности и удовлетворенности вряд ли можно говорить об успешной самореализации, если человек вынужден расплачиваться за нее своим физическим или психическим здоровьем) [2, с. 120].

Образ успешной личности, бытующий в современном обществе, связан с удовлетворением «ложных потребностей», демонстрацией символов успеха. Образ успешного преподавателя сегодня определяется его функционированием в системе, его необходимостью системе. Это эффективный исполнитель, результативно работающий на рейтинг образовательного учреждения, выигрывающий гранты, зарабатывающий деньги, ориентированный на карьеру. Однако демонстративность поведения противоречит смыслам процессов самореализации. Счастливый и здоровый человек ничего не демонстрирует. Социальная роль счастливого человека — независимость от ролевых ожиданий и самодостаточность.

Нами было проведено исследование профессиональной самореализации на базе Новокузнецкого педагогического колледжа (г. Новокузнецк, 2017-2019 гг.), в результате которого выявлены основные проблемные зоны этого процесса. Данные включенного наблюдения были сопоставлены с результатами экспертного опроса обучающихся и членов административного управленческого персонала ГПОУ НПК. В ходе опроса экспертам предлагалось оценить личные и профессиональные качества молодых преподавателей. Исследуемая группа (8 чел.) была выбрана методом квотной выборки (критерии: возраст до 35 лет, стаж работы в системе образования не более 10 лет, высшее образование). Группы «экспертов» для внешней оценки составили представители администрации колледжа (8 чел.) и студентов (25 чел.). Сопоставлялись числовые и смысловые показатели измерения, отображающие особенности самореализационных процессов. Количественные показатели получены путем анализа документов (оценочные листы преподавателей — 32 документа); контент-анализа нормативно-правовых документов, изданных на разных уровнях управления образованием, определяющих профессиональные требования к педагогам (5 документов); анкетного опроса администрации образовательного учреждения и обучающихся. Техники качественного анализа — включенное наблюдение, глубинное интервью с преподавателями колледжа.

Результаты

Особенностями самореализации преподавателей в системе профессионального образования являются специфические виды деятельности: образовательная, методическая, научно-исследовательская, организационная, воспитательная.

В педагогической профессиональной сфере самореализация — это формирование зоны любви к знаниям и ученикам, в которой возможна исполненность личностью своего предназначения. Сопоставляя «очевидные» показатели (награды, звания, победы в профессиональных конкурсах, количество научных публикаций) с оценками коллег и студентов, мы искали точки соприкосновения противоречий в интерпретациях, касающиеся вопросов уважения, доверия к молодым преподавателям администрации и студентов.

Рейтинг симпатий обучающихся и администрации выстраивался по критериям профессиональных и личных качеств. Наивысшие рейтинговые оценки у студентов получали преподаватели, с любовью относящиеся к своей учебной дисциплине. Такое отношение к знаниям транслируется ученикам, сопровождается чувствами, искренними эмоциями. В эти эмоции верят, их ценят участники образовательного процесса. Чувства и эмоции — основа самореализации, защитный механизм от профессионального выгорания и дегуманизации отношений. Была обнаружена зависимость предпочтений студентов и представителей администрации. Чем выше оценки преподавателя у студентов, тем менее «любим» он у начальства. Чем больше предпочтений отдавали сотрудники администрации колледжа преподавателю, тем ниже он получал рейтинговые оценки у студентов, тем чаще жаловался на плохое здоровье, тяжесть нагрузки, эмоциональную усталость (экспертный опрос администрации и студентов, НПК, г. Новокузнецк, февраль — март 2018 г.). Интересно, что в интервью коллеги объясняли места фаворитов рейтинга «уважением у студентов», «ровными отношениям с коллегами», «победами учеников на олимпиадах и конкурсах», при этом даже не упоминали профес-

сиональные достижения (награды, публикации) в качестве важных показателей оценки, по которой представители администрации определяли лидеров и аутсайдеров рейтинга.

Зона контроля приходит в противоречие с зоной чувств. Современные требования к преподавателю практически исключают чувства из профессиональной деятельности, которая обретает форму технического процесса «обслуживания» знаниями. Основное занятие преподавателя — оформление бесконечного потока планов и отчетов, документации, связанной с сертификациями, аттестациями, профессиональными конкурсами. Отчет становится практически ведущей формой работы, так как позволяет администрации разных уровней держать все под контролем. Сам контроль становится основной формой управления процессом образования. Эффективность процесса трансляции знаний была сведена к системе контролируемых «показателей», регулирующих профессиональную деятельность преподавателей. Выполнение таких показателей предполагает исключительно достижительные стратегии, сжигающие силы преподавателя. Его внимание переключается с миссии передачи знаний на работу функционала, обслуживающего удобство чиновника, контролирующего деятельность преподавателя. Квалиметрическое («квалифреническое», по выражению П. А. Сорокина) отношение к процессу обучения лишает этот процесс радости самораскрытия, самопостижения, самовоплощения [1].

Рейтинги образовательного учреждения, смыслы обслуживания знаниями вытесняют из интегрирующего ядра системы образования смыслы трансляции знаний, союза и общения учителя и ученика. Постоянная смена стандартов и погоня за показателями стала нормой, которая убивает личностные отношения в сфере образования. Необходимость постоянно оправдывать рейтинг образовательных учреждений заставляет администрацию мобилизовать преподавателей для участия в бесконечной череде рейтинговых мероприятий. Но конкурентные достоинства рей-тингования образовательных организаций и педагогов на базе количественных параметров, необходимого потребителям на рынке образования, — очередной социальный миф [4, с. 19].

Так начинается рассогласование зоны чувств и зоны смыслов. Идеал — это баланс чувств и организационных правил обучения, человекоцентричных смыслов и оргцентричных требований. Человекоцентричность связана с ценностно-смысловыми ориентациями преподавателя в профессиональной деятельности, его деонтологической культурой [13].

Нормативно-правовые акты, регламентирующие процесс образования в РФ, показывают явный перекос в сторону оргцентричного взаимодействия, предполагающего квалиметрический контроль. Результаты контент-анализа документов об образовании показывают преобладание технических и бюрократических смыслов в регламентах (табл. 1).

Современное образование видится чиновникам в большей степени в категориях прагматизма, чем бескорыстия и служения. Образование становится полем для игры в показатели, квартили, стандарты, необходимые для конкурентоспособности знаниевого товара или фирмы, его предлагающей. В российском профессиональном сообществе преподавателей сегодня активно культивируется представление об успешном профессионале как о человеке, смысл карьеры которого

Таблица 1

Смыслы образовательного процесса*

Оргцентричные смыслы Человекоцентричные смыслы

Оргцентричность образования Частота упоминания Человекоцентричность образования Частота упоминания

Эффективность, производительность 63 Фундаментальность, академичность 3

Компетентность 61 Любовь к знаниям (любознательность) 0

Толерантность 5 Любовь к людям (человеколюбие) 0

Удовлетворение потребностей (спроса) в образовании 11 Любовь к трудолюбию 0

Образовательные услуги (услуги в сфере образования) 133 Передача знаний и опыта 0

* Контент-анализ, 11 документов, февраль 2019 г. Источник: [8].

«I

заключается в достижении высоких показателей, побед в профессиональных конкурсах, которые не имеют ничего общего с реальными результатами педагогического труда — социализацией новых поколений.

Существующая сегодня система образования культивирует зависимость от успеха всех участников образовательного процесса, стимулирует наращивание активности для имиджа учебного заведения, конфликтует с целью процессов образования [9, с. 66-77].

Результаты интервью и включенного наблюдения показывают, что современные молодые преподаватели не рассматривают свою работу с позиций самореализации и не знают о ее ресурсосберегающих возможностях. Молодые преподаватели, получившие ведущие позиции в рейтинге, связывают успех своей профессиональной деятельности с высокой оценкой со стороны начальства. Эти преподаватели считают, что основная цель их работы заключается в выполнении указаний начальства и получении положительных переживаний по поводу недовольства или критики администрации. В ответах на вопросы интервью преподаватели жаловались, что все свои силы тратят на подготовку к учебным занятиям и соблюдению тех требований, которые предъявляет к ним администрация. При этом собственное профессиональное развитие респонденты даже не обсуждали.

Администрация образовательных учреждений старается ориентировать педагогов на дости-жительные стратегии, создавая в коллективе атмосферу постоянной погони за высоким результатом. Это становится одной из причин высокой нагрузки, приводящей к эмоциональному выгоранию, истощению кадровых ресурсов коллектива. Отражением таких процессов становятся события, связанные с неудачами педагогов в семейной жизни. Медицинская статистика больничных листов преподавателей свидетельствует о тенденции повышения количества заболеваний у преподавателей за последние 3 года (2016 г. — 61 б. л., 2017 г. — 81 б. л., 2018 г. — 83 б. л.). Высокие показатели становятся одной из основных причин высокой нагрузки, приводящей к истощению ресурсов молодых преподавателей, тормозящих процессы самореализации.

Достижительные стратегии — это поиски зоны комфорта, которые проявляются в различных наблюдаемых нами моделях поведения.

— Обреченность на успех. Преподавателя ценят представители администрации, но взаимопонимание со студентами достигается с трудом. Профессиональное, физическое самочувствие удовлетворительное или болезненное. Респонденты жалуются на здоровье, на отсутствие удовлетворенности работой, усталость, социальный дискомфорт, проблемы в личной жизни. В ситуациях, требующих ценностного выбора, человек занимает позицию конформиста. Стремясь реализовать ролевые ожидания, человек теряет возможность самостоятельного определения направлений профессионального роста. Добиваясь очередного рубежа «эффективности», преподаватель сталкивается с новыми требованиями в русле тенденции повышения объема рабочей нагрузки. Итог — утрата здоровья, эмоциональное выгорание, дегуманизация отношений.

— Протестная самореализация. Мнения о преподавателе среди студентов могут радикально разделиться, но нейтральных нет: его либо любят, либо относятся с неприязнью. Представители администрации справедливо высказывают претензии к работнику. Респонденты могут жаловаться и на администрацию, и на студентов, и на трудную ситуацию. Личность самореализуется за счет негативных эмоций путем давления на профессиональное сообщество с целью привлечения внимания со стороны окружающих. Это приводит к определенному успеху за счет осложнения отношений, проблем со здоровьем. Преподаватель генерирует оригинальные творческие идеи для профессиональных проектов, которые он не может осуществить.

— Напряженная самореализация. Модель предполагает переживание противоречий между желаемым и действительным, актуальным и потенциальным в профессиональной деятельности, создающее побуждение к действию. Противоречия являются главным стимулом на пути к саморазвитию и самореализации [3, с. 22].

— Стремление к самореализации. Преподавателя любят студенты, но с представителями администрации часто случаются конфликты, недопонимание. Представление личности о профессиональном успехе не совпадает с представлениями общественности. Человек руководствуется своим внутренним выбором, основанном на собственном кредо профессионала. Самостоятельно определяя для себя направления профессионального роста, личность обеспечивает себе профессиональный, творческий и духовный рост. Самоощущение в большей степени удовлетворительное. Респонденты не согласны с требованиями начальства, но с теплом отзываются о своей работе. Они удовлетворены личной жизнью, сообщают о хорошем самочувствии. Но человек поставлен

в ситуацию белой вороны, выбивается из коллектива, ориентированного на повышение рейтинга образовательного учреждения.

Молодой преподаватель вынужден адаптироваться к противоречию между требованиями показателей эффективности его профессиональной деятельности и желанием получать удовольствие от своей работы. Соединяя собственный выбор профессионального становления с требованиями эффективности, преподаватель может сформировать уникальный стиль поведения, ситуативно применяя позитивные особенности описанных моделей. Это своего рода социальное творчество, предполагающее самореализационные процессы.

Заключение

Таким образом, самореализация трактуется нами как процесс, основанный на глубинных, смысловых выборах, устанавливающий профессионально-статусное и личностное становление молодого преподавателя. Это многофункциональный процесс, стимулирующий саморазвитие профессиональных качеств молодого преподавателя, защищающий здоровье и жизненные ресурсы человека от истощения. Но самореализация — это личностный выбор: выполнять миссию распространения знаний или работать на организацию, осуществляющую предоставление образовательных услуг Во втором случае человек лишается права свободного выбора форм профессиональной деятельности, кроме обозначенных инструкциями и интерпретациями законов.

Мы выявили, что профессиональная самореализация есть часть процесса актуализации значимых качеств преподавателя. Она предполагает выбор стиля профессиональной деятельности, соотнесенный с результатами и удовлетворенностью от профессии, бережным использованием личностных, интеллектуальных, витальных ресурсов.

Мы понимаем самореализацию как процесс обретения счастья человеком в своей профессиональной деятельности. Этот процесс есть залог здоровья молодого профессионала. Он дает постоянную энергетическую подпитку (от удовлетворенности своим делом), защищает от эмоционального выгорания, разочарований, усталости от непосильных требований. Точки роста в профессиональной самореализации зависят от решения противоречий в проблемных зонах отношений с коллегами, студентами, личностного отношения к своей работе. Критериями успешности профессиональной самореализации, с одной стороны, выступает продуктивность профессиональной деятельности молодого преподавателя, с другой — удовлетворенность от ее выполнения.

«Неудобность» самореализующихся педагогов подтверждается результатами исследования. Чем больше преподаватель проводит времени в аудиториях и на внеаудиторных занятиях с учениками, тем выше его профессиональный авторитет. Но это не дает ему возможности наращивать рейтинг, установленный рамками показателей. Если экстраполировать этот вывод, то получаем следующее: чем выше рейтинг образовательного учреждения, тем более жестко относится администрация к своим кадрам, тем менее довольны студенты общением со своими преподавателями.

Литература

1. Донских О. А., Логунова Л. Ю. Учитель и ученик: счастье человеческого общения // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, № 4. С. 60-71.

2. Зобов Р. А., Келасьев В. Н. Самореализация человека: введение в человекознание. СПб., 2001. 280 с.

3. Иванов М. С., Яницкий М. С. Модель напряжений самореализации и ее эмпирическая валидизация // Сибирский психологический журнал. 2007. № 25. С. 20-28.

4. Информация в управлении образованием: теоретические проблемы / П. А. Бояджиева, Е. Ю. Игнатьева, Н. А. Матвеева и др. ; под ред. А. М. Осипова, П. А. Бояджиевой. СПб., 2019. 215 с.

5. Коган Л. М. Самореализация личности как социальный процесс // Социокультурные предпосылки самореализации личности в социалистическом обществе. Свердловск, 1983. С. 5-13.

6. Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., 1984. 225 с.

7. Технологии благополучия деятельности преподавателя: проблемы измерения и понимания / Л. Ю. Логунова, А. Н. Уткина, Я. Г. Коваленок, Д. В. Ушаков // Artium magisten. 2019. Т. 19, № 1. С. 21-30.

8. Logunova L. Yu., Utkina A. N. Human Centnicity of Education: Contradictions and Meanings // Culture and Education: Social Transformations and Multicutunal Communications : pnognam and book of abstnacts of the middle-tenm confenence RC04 ISA. Moscow, 2019. P. 128-130.

9. Роботова А. С. Оптимистический смысл деятельности преподавателя высшей школы // Высшее образование в России. 2018. № 2. С. 66-77.

10. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 2001. 480 с.

11. Франкл В. Десять тезисов о личности // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. 2005. № 2. С. 4-13.

12. Цыренова Л. А. Самореализация личности как предмет философского исследования : автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 1992. 21 с.

13. Яницкий М. С., Серый А. В. Развитие системы ценностно-смысловых ориентаций личности профессиональной деятельности специалистов деонтологического статуса // Личность и профессиональная деятельность / под ред. Л. Г. Дикой, Т. Х. Невструевой. Хабаровск, 2008. Т. 1. С. 147-159.

References

1. Donskikh O. A., Logunova L. Yu. Uchitel' i uchenik: schast'e chelovecheskogo obshcheniya [Teacher and student: the happiness of human communication]. Higher Education in Russia, 2019, vol. 28, no. 4, pp. 60-71. (In Russian).

2. Zobov R. A., Kelasev V. N. Samorealizaciya cheloveka: vvedenie v chelovekoznanie [Human self-realization: introduction to human knowledge]. St. Petersburg, 2001, 280 p. (In Russian).

3. Ivanov M. S., Yanitsky M. S. Model' napryazhenij samorealizacii i ee empiricheskaya validizaciya [The stress model of self-realization and its empirical validation]. Siberian Journal of Psychology, 2007, no. 25, pp. 20-28. (In Russian).

4. Boyadzhieva P. A., Ignatiev E. Yu., Matveeva N. A., Osipova A. A., Osipov A. M. Informaciya v upravlenii obrazovaniem: teoreticheskie problemy [Information in the management of education: theoretical problems]. Ed. A. M. Osipova, P. A. Boyadzhieva. St. Petersburg, 2019, 215 p. (In Russian).

5. Kogan L. M. Samorealizaciya lichnosti kak social'nyj process [Personal self-realization as a social process]. Sociocultural prerequisites for personal self-realization in a socialist society. Sverdlovsk, 1983, pp. 5-13. (In Russian).

6. Kon I. S. V poiskah sebya: lichnost' i ee samosoznanie [In search of himself: the personality and its identity]. Moscow, 1984, 225 p. (In Russian).

7. Logunova L. Yu., Utkina A.N., Kovalenok Y. G., Ushakov D. V. Tekhnologii blagopoluchiya deyatel'nosti prepodavatelya: problemy izmereniya i ponimaniya [Technologies of well-being of a teacher: problems of measurement and understanding]. Artium magister, 2019, vol. 19, no. 1, pp. 21-30. (In Russian).

8. Logunova L. Yu., Utkina A. N. Human Centricity of Education: Contradictions and Meanings. Program and Book of Abstracts of the Middle-Term Conference RC04 ISA "Culture and Education: Social Transformations and Multicutural Communications". Moscow, 2019, pp. 128-130. (In Russian).

9. Robotova A. S. Optimisticheskij smysl deyatel'nosti prepodavatelya vysshej shkoly [The optimistic meaning of the activities of a teacher of higher education]. Higher Education in Russia, 2018, no. 2, pp. 66-77. (In Russian).

10. Rogers K. Vzglyad na psihoterapiyu. Stanovlenie cheloveka [A look at psychotherapy. The formation of man]. Moscow, 2001,480 p. (In Russian).

11. Frankl V. Desyat' tezisov o lichnosti [Ten theses on personality]. Existential tradition: philosophy, psychology, psychotherapy, 2005, no. 2, pp. 4-13. (In Russian).

12. Tsyrenova L. A. Samorealizaciya lichnosti kak predmet filosofskogo issledovaniya [Personal self-realization as a subject of philosophical research]. Abstract of Ph. D. thesis. Moscow, 1992, 21 p. (In Russian).

13. Yanitsky M. S., Seryy A. V. Razvitie sistemy cennostno-smyslovyh orientacij lichnosti professional'noj deyatel'nosti specialistov deontologicheskogo statusa [Development of a system of value-semantic orientations of the personality of professional activity of specialists of deontological status]. Personality and professional activity. Eds. L. G. Dikaya, T. Kh. Nevstroeva. Khabarovsk, 2008, vol. 1, pp. 147-159. (In Russian).

УДК/UDC [364.2+376]-053.81 Т. Н. Мартынова, М. С. Яницкий, С. А. Пфетцер

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

T. Martynova, M. Yanitskiy, S. Pfettser

ИНКЛЮЗИВНЫЕ ПРАКТИКИ В ОБРАЗОВАНИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖЬЮ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

INCLUSIVE PRACTICES IN EDUCATION AND SOCIAL WORK WITH STUDENTS: STATE, PROBLEMS, PROSPECTS

Введение. В статье анализируется состояние изученности проблемы инклюзии, обсуждаются причины и последствия эксклюзии в современном российском обществе, раскрыта проблематика инклюзивной практики в образовании и социальной работе. На основе анализа современных научных источников уточняются и сопоставляются понятия «инклюзия» и «эксклюзия», «социальная интеграция», «инклюзивное образование» и «инклюзивная практика». В теоретическом и практическом плане конкретизируются вопросы применения инклюзивных практик в сфере образования и социальной работе с учащейся молодежью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.