Научная статья на тему 'УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ОТНОШЕНИЕМ ПЕДАГОГОВ И ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ УВЛЕЧЕННОСТИ ЦИФРОВЫМИ УСТРОЙСТВАМИ'

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ОТНОШЕНИЕМ ПЕДАГОГОВ И ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ УВЛЕЧЕННОСТИ ЦИФРОВЫМИ УСТРОЙСТВАМИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
40
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
риски увлеченности цифровыми устройствами / удовлетворенность отношением педагогов.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Суннатова Р. И.

Исследование нацелено на выявление психологических условий, которые могут рассматриваться, как предикторы увлеченности цифровыми устройствами школьников. Гипотеза о значимой связи между удовлетворенностью отношением педагогов и увлеченностью цифровыми устройствами школьников, подтвердилась. -,458 при уровне значимости р<0,001 (Спирман). Подход, нацеленный на выявление предикторов возникновения увлеченности цифровыми устройствами, поможет снизить возможности становления у школьников компьютерной зависимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ОТНОШЕНИЕМ ПЕДАГОГОВ И ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ УВЛЕЧЕННОСТИ ЦИФРОВЫМИ УСТРОЙСТВАМИ»

вредоносное влияние на психическое здоровье и развитие детей, подростков и юношества длительного удаленного обучения, использования гаджетов.

Таким образом, следует, что любой эксперимент, направленный на изменение системы образования, как гуманитарной социальной практики, нуждается в обеспечении комплексной безопасности, учитывающей биосоциокультурные основания человека.

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ОТНОШЕНИЕМ ПЕДАГОГОВ И ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ УВЛЕЧЕННОСТИ ЦИФРОВЫМИ УСТРОЙСТВАМИ

Суннатова Р. И., Москва (Россия), доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования, sunrano@mail.ru

DOI:

Исследование нацелено на выявление психологических условий, которые могут рассматриваться, как предикторы увлеченности цифровыми устройствами школьников. Гипотеза о значимой связи между удовлетворенностью отношением педагогов и увлеченностью цифровыми устройствами школьников, подтвердилась. -,458 при уровне значимости р<0,001 (Спирман). Подход, нацеленный на выявление предикторов возникновения увлеченности цифровыми устройствами, поможет снизить возможности становления у школьников компьютерной зависимости.

Ключевые слова: риски увлеченности цифровыми устройствами, удовлетворенность отношением педагогов.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 19-29-14067 мк

SATISFACTION OF HIGH SCHOOL STUDENTS WITH THE ATTITUDE OF TEACHERS AND POSSIBLE RISKS OF FASCINATION WITH DIGITAL DEVICES

Sunnatova R., Moscow (Russia), Doctor of Psychology, Leading Researcher, Psychological Institute of the Russian Academy of Education, sunrano@mail.ru

The study is aimed at identifying psychological conditions that can be considered as predictors of computer addiction of schoolchildren. The hypothesis of a significant connection between the passion for digital devices and the satisfaction with the attitude of teachers has been confirmed. - , 458 at a significance level of p<0.001 (Spearman). The approach aimed at identifying predictors of the emergence of fascination with digital devices will help reduce the possibility of computer addiction among schoolchildren.

Keywords: risks of enthusiasm for digital devices, satisfaction with the attitude of teachers.

В настоящее время усилилось волнение и озабоченность родителей и педагогов внедрением цифровизации не только в повседневную жизнь, но и в сферу образования; что, с их точки зрения, может способствовать возникновению зависимости от информационных устройств. В нашем исследовании рассматривается та степень увлеченности цифровыми устройствами, которую не правомерно определять, как зависимость, но ее влияние на учебную активность и продуктивность жизнедеятельности школьников можно определить, как мешающее или блокирующее личностное развитие школьника. Основанием определения увлеченности цифровыми устройствами было следующее: - привлекательность

505

компьютерных игр, общения в соцсетях и просмотр видео для подростка выступает в определенной мере средством разрядки психоэмоционального напряжения, которое приводит к ощущению эмоционального подъема, что является притягательным, «привязывающим» к цифровым устройствам; - предпочтение школьников проведения времени за цифровыми устройствами, вместо выполнения учебных заданий или семейных обязанностей; - своеобразный уход от трудностей реальной жизни в более яркую и интересную виртуальную реальность, где «удается» обрести необходимую для подростков успешность; желания нравится самому себе, что приводит к тому, что времяпровождение за цифровыми устройствами становиться значимой потребностью подростка.

Исследование возможных рисков увлеченности цифровыми устройствами школьников 7-11 классов осуществлялось в соответствии с экопсихологической моделью становления субъектности от субъекта восприятия до субъекта продуктивного развития В.И. Панов [1]. В экопсихологии широко используется термин экологичность коммуникативного поведения или общения, что основывается в первую очередь на принципах уважения к партнеру и к себе. Такое общение развивает, раскрывает потенциал личности и лучшие стороны друг друга. В.И. Панов раскрывая суть экологического подхода к ребенку в системе образования, указывает, что он должен заключаться в том, чтобы «логика организации образовательных сред и построения технологий обучения соответствовала бы общеприродным закономерностям физического, психического, социального и духовного развития детей. Именно соответствие условий развития ребенка общеприродным закономерностям развития Человека должно составлять основную проблему экологии детства и экопсихологии развития» [2, с. 62].

Целью представленного исследования было изучение возможных связей увлеченности цифровыми устройствами с удовлетворенностью отношением педагогов. Мы предположили, что возможна отрицательная значимая связь между удовлетворенностью подростков отношением педагогов и увлеченностью цифровыми устройствами.

Эмпирическая часть исследования проводилась в общеобразовательной московской школе. В опросе приняло участие 698 обучающихся среднего и старшего звена. Была использована авторская методика «Личностный ресурс школьников». Результаты дескриптивной статистики соответствуют требованиям надежности с использованием непараметрического критерия.

Гипотеза о значимости связи между удовлетворенностью подростков отношением педагогов и увлеченностью цифровыми устройствами подтвердилась, -,458 при р <0,001, иными словами, выявленная неудовлетворенность отношением может рассматриваться как условие для возникновения увлеченности цифровыми устройствами. Используя критерий Спирмана были выявлены еще два значимых показателя, а именно между удовлетворенностью отношением педагогов и склонностью к нарушению норм/правил и склонностью к суицидальному настроению, соответственно -, 422* и -,434** при уровне значимости *р<0,05; **р<0,001. Представленные результаты свидетельствуют о силе и значимости влияния неудовлетворенности отношением учителей на особенности возникновения деструктивных линий в развитии личности подростков.

Выявленная значимая связь увлеченности цифровыми устройствами со склонностью к нарушению норм и правил в определенной мере ожидаема. Практически все школьники,

прекрасно понимая, что надо ограничить время провождения за гаджетами, не могут остановиться и не замечают, как пробегает время, а учебные и домашние дела остаются не выполненными или выполненными на «скорую руку». Значимость связи увлеченности цифровыми устройствами со склонностью к суицидальным настроениям позволяет предположить, что времяпровождение за цифровыми устройствами не столько привносит удовольствие подростку (хотя и это присутствует), сколько является своеобразным уходом от действительности, в которой школьник испытывает чувство неудовлетворенности. К аналогичному выводу пришли О.В. Рубцова, А.С. Панфилова, С.Л. Артеменков, поскольку результаты их эмпирического исследования также показывают, как нереализованность в реальной жизни приводит подростков к использованию возможностей виртуального мира для удовлетворения своих потребностей, связанных с социальными взаимодействиями [3].

Результаты нашего исследования подтверждают также данные, полученные в исследовании Е.Д. Чижова и К.И. Алексеева в котором показано, что проблемные темы подростков связаны и с педагогами. Такие характеристики взаимоотношений, как непонимание, отсутствие поддержки и пренебрежительное отношение к чувству собственного достоинства подростков, выступают в качестве условия «отдаления» от значимых других [4]. Как правило, неудовлетворенность отношением в этом возрасте может выступать достаточно серьезным внутренним условием для возможных нарушений в успешности социализации. В исследованиях S.O. Emadian, N.F. Pasha доказана связь между стилем привязанности, я-концепцией и академической прокрастинацией. Сочувствие значимых взрослых к ребенку рассматривается как источник его успеваемости в школе [5]. В исследовании A.K. Hirschauer, F. Aufhammer, R. Bode также показано, что понимание значимого взрослого и поддержка особенно в трудные моменты школьной жизни может рассматриваться как источник успеваемости ребенка [7]. В исследованиях, проведенных E. Chang, B. Kim [6]; J. Kim, H. Lee [8] получены результаты, на основе которых, авторы утверждают о сдерживающем эффекте позитивного общения между взрослыми и подростками на возникновение компьютерной зависимости.

Результаты нашего исследования и коллег показывают, что те чувства, которые испытывают школьники во взаимодействии с педагогами, может рассматриваться как одно из значимых условий, определяющих возможность возникновения достаточно серьезных нарушений в нормативности поведения подростка. Что же так «ранит» школьников в характере коммуникативного поведения педагога? Для иллюстрации приведем примеры утверждений опросника, связанных с оценкой отношения педагогов к школьникам. Школьниками оценивалось отношение, связанное не с выставлением отметок ученикам на уроках, а в целом характера восприятия обучающихся, как личности. Например, «Сверстники в школе понимают меня лучше, чем окружающие там меня взрослые», «Большинство учителей на уроках забывают, что ученик - это человек со своей жизнью, в которой школа занимает только определенную часть». Можно предположить, что «ранит» школьников, в первую очередь пренебрежительное отношение значимых людей к личности подростка, к ее чувствам, настроению, предпочтениям.

Результаты исследования позволяют утверждать, что цифровизация не создала новую проблему в системе «педагог - школьники», она существовала и раньше. Особенности коммуникативного поведения учителей (независимо от формата: он-лайн или оф-лайн)

остаются значимыми и, в первую очередь, как создающие ту атмосферу доверия и дружелюбия, которая так необходима для того, чтобы школьники были открыты и восприимчивы во взаимодействии с учителями. Достижение взаимопонимания, как результата «субъект-субъектного», а точнее «субъект-совместного и/или субъект-порождающего типов взаимодействия со школьниками, является зоной профессиональной ответственности педагога, как знающего, умеющего и реализующего управление взаимодействием с учеником. Необходимым является не только понимание чувств, желаний и действий школьника, но и умение проявить на действенном уровне сопереживание по отношению к нему, тем самым реализуется экологичность коммуникативного поведения, которое зачастую в системе взаимодействия «учитель - школьник» определяет эффективность воспитательно - образовательной значимости педагога.

Литература

1. Панов В.И. Теоретическое обоснование экопсихологической (онтологической) модели становления субъектности // Становление субъектности учащегося и педагога: экопсихологическая модель/ Под ред. В. И. Панова. М.: ПИ РАО, СПб.: Нестор-История, 2018. С. 61-88.

2. Панов В.И. Экопсихологические аспекты детства // Мир психологии. 1997. № 1. С. 5567.

3. Рубцова О.В., Панфилова А.С., Артеменков С.Л. Исследование взаимосвязи личностных особенностей игроков подросткового и юношеского возраста с их поведением в виртуальном пространстве (на примере групповой компьютерной игры «Dota 2») // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 1. С. 137-148.

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2018230112

4. Чижов Е.Д. Алексеев К.И. Представление о смерти и суицидальном поведении в виртуальных сообществах молодежи // Вопросы психологии. 2019. № 1. С. 78-89. http://www.voppsy.ru/

5. Emadian S.O., Pasha N.F. The relationship between attachment style, self-concept and academic procrastination // Humanities. 2016. Т. 3. № 1. С. 32-38.

6. Eunbi Chang, Boyoung Kim. School and individual factors on game addiction: A multilevel analysis. International Journal of Psychology International Journal of Psychology. 2019. DOI: 10.1002/ijop.12645

7. Hirschauer, A., Aufhammer, F., Bode, R., Chasiotis, A., Kunne, T. Parental empathy as a source of child's scholastic performance. In: Why People Do the Things They Do: Building on Julius Kuhl's Contributions to the Psychology of Motivation and Volition, 1st edn. Gottingen: Hogre. 2018.

8. Kim, J., Lee, H., & Kim, J. The effect of academic stress on internet-game addiction and the moderating effect of parent-child positive communication: Focused on the male game addiction group among adolescents. Korean Journal of Family and Culture. 2015. 27(3), pp. 126-152.

Раздел 9. Историческое сознание как фундаментальный фактор нравственно-психологической самоидентификации в условиях негативных социокультурных трансформаций

ГРАЖДАНСКАЯ идентичность личности как аксиома суверенности

ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

Беспалова Т.М., Рязань (Россия), кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики, ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина», t.bespalova@365.rsu.edu.ru

DOI:

В статье рассматриваются такой аспект личности, как гражданская идентичность. Ее психологическая структура определяет выраженность гражданской активности личности. Сознательная гражданственность как фактор развития активной гражданской позиции формируется благодаря актуализации потенциала человека, его стремления быть сопричастным с проблемами общества и государства, обеспечивая тем самым их суверенность.

Ключевые слова: сознательная гражданственность, гражданская идентичность личности, человек

CIVIL IDENTITY OF THE INDIVIDUAL AS AN AXIOM OF THE SOVEREIGNTY

OF SOCIETY AND THE STATE

Bespalova T.M., Ryazan (Russia), Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Ryazan State University named after S.A. Yesenin, t.bespalova@365.rsu.edu.ru

The article examines such an aspect of personality as civic identity. Its psychological structure determines the severity of the civic activity of the individual. Conscious citizenship as a factor in the development of an active civic position is formed due to the actualization of a person's potential, his desire to be involved with the problems of society and the state, thereby ensuring their sovereignty.

Keywords: conscious citizenship, civic identity of the individual, person

В последнее время в российском обществе особенно остро стоит проблема формирования личности гражданина, радеющего за судьбу Отечества и стремящегося своим трудом к процветанию своей страны. Изменение формата мышления современной молодежи, приоритетом для которой является материальное благополучие, неукоснительно ведет к формированию поколения, для которого идеалы, ценности, нормы морали и нравственности имеют второстепенное значение, а собственные интересы являются смыслом жизни.

Гражданское самосознание, подразумевающее осмысление своей жизненной перспективы в контексте развития родной страны, имеет важнейшее значение для формирования личности. Сущность личности как субъекта социального взаимодействия заключается в сбалансированной, эффективно функционирующей системе взаимодействия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.