Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ: ВОПРОСЫ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ: ВОПРОСЫ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая образовательная среда / указ Президента / постановление правительства / комплексная безопасность / результат эксперимента.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Москвитина О. А.

Статья посвящена анализу ситуации, связанной с реализацией эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды в систему образования. Приводятся выдержки из нормативно-правовых актов, показывающие, что гуманитарная, содержательная составляющая этого эксперимента отсутствует, главенствующее положение занимает технология внедрения информационных систем и технологий. Сделан вывод о том, что происходит подмена «человеческого» «машинным», что может привести к последующей деградации не только системы образования, но и самого человека, как социального существа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ: ВОПРОСЫ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

2. Кабардов М. К. Система «учитель-метод-ученик»: дифференциально-психологические и психофизиологические аспекты // Доклады юбилейной научной сессии, посвященной 85-летию психологического института им. Л.Г. Щукиной. М., 1999. С. 129-145.

3. Либин, А. В. Дифференциальная психология: учебник для вузов / А. В. Либин. 6-е изд., испр. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2020. 442 с.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2020 г. № 2040 «О проведении в 2020 - 2022 годах эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых» URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74922819/ (Дата обращения: 15.11.2021)

5. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. СПб.: Речь, 2008. 624 с.

6. Старовойтенко Е. Б., Шадриков В. Д. (ред.) Психология индивидуальности. Новые модели и концепции. М.: МПСИ, 2009, 384 с.

7. Теплов Б. М. Психофизиология индивидуальных различий / Избранные труды в 2-х томах. М.: Педагогика, 1985. Академия педагогических наук СССР. 360 с. Серия «Труды действительных членов и членов-корреспондентов Академии педагогических наук СССР.

8. Щебетенко А. И. Профессор Вольф Соломонович Мерлин. Жизнь в психологии и среди людей (Историко-психологический очерк) / А.И. Щебетенко; Перм. Гос. Ин-т культуры. Пермь, 2016. 407 с.

ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ: ВОПРОСЫ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Москвитина О. А., Москва (Россия), кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования, mskvn-lg@yandex.ru

DOI:

Статья посвящена анализу ситуации, связанной с реализацией эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды в систему образования. Приводятся выдержки из нормативно-правовых актов, показывающие, что гуманитарная, содержательная составляющая этого эксперимента отсутствует, главенствующее положение занимает технология внедрения информационных систем и технологий. Сделан вывод о том, что происходит подмена «человеческого» «машинным», что может привести к последующей деградации не только системы образования, но и самого человека, как социального существа.

Ключевые слова: цифровая образовательная среда, указ Президента, постановление правительства, комплексная безопасность, результат эксперимента.

Статья написана при поддержке гранта РФФИ 19-29-14177 мк «Динамика нейрокогнитивного, эмоционального и личностного развития подростков в условиях системной цифровизации школьного образования».

DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE SCHOOL: COMPLEX SECURITY ISSUES

Moskvitina O. A., Moscow (Russia), Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Senior Researcher FSBI "Psychological Institute of RAE", mskvn-lg@yandex.ru

The article is devoted to the analysis of the situation related to the implementation of the experiment of the digital educational environment. Excerpts from normative legal acts are given, showing that there is no humanitarian, substantive component of this experiment, the technology of information systems and technologies implementation occupies a dominant position. It is concluded that there is a substitution of "human" with "machine", which can lead to the subsequent degradation of not only the education system, but also the person himself as a social being.

Keywords: digital educational environment, presidential decree, government decree, integrated security, the result of the experiment.

Современное поколение детей и подростков живут и развиваются в небывалых ранее условиях: присущие нашему времени технологические устройства, средства, создающие иную, виртуальную реальность принесли в ситуацию их развития скорость, прерывность событий, их одновременность и параллельность, с одной стороны, и непрерывность и разноплановость информационного потока - с другой.

Школа, является своеобразной моделью общества, институтом социализации подрастающего поколения и она не только не избежала стихийного влияния на себя информационных технологий, но и является активным участником цифровизации общества. Школа, как и общество нуждается в сохранении себя как целостности и в обеспечении защиты своего «населения» - учеников, учителей, совокупности форм и содержания образовательной деятельности.

Применение технологий нового поколения, многократно превосходящих возможности человеческой психики и имеющих в своей основе не до конца изученные в отношении влияния на организм в целом и мозг в частности, физические явления, не могут не вызвать вопрос: является ли предлагаемая к распространению и применению цифровизация образования безопасным во всех отношениях мероприятием?! И не менее важным является вопрос о том, насколько внедрение данных технологий обеспечивает развитие подрастающего поколения в его полноте и целостности?

Для ответа на эти вопросы необходимо обратиться к нормативно-правовым актам, регламентирующим внедрение цифровизации в образовательный процесс, в образовательную среду1.

Основными интересантами продвижения цифровой образовательной среды (далее - ЦОС) является Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ и Министерство просвещения РФ. Основным положением данного экспериментального режима является его добровольность. Участниками этого эксперимента являются указанные министерства, а также высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления субъектов РФ, учащиеся, их родители, педагоги и школьная администрация, государственные и муниципальные общеобразовательные организации, организации, контролирующие качество образования и, наконец, поставщики цифрового образовательного содержания и оператор информационно-коммуникационной образовательной платформы. Целями эксперимента по внедрению ЦОС является модернизация и развитие системы начального основного и среднего общего образования с тем, чтобы в дальнейшем использовать это нововведение на постоянной основе на всей территории РФ и во всей образовательной системе. На уровне эксперимента ЦОС является дополнительным механизмом реализации образовательной деятельности, который, в свою очередь, должен обеспечить равные условия для качественного образования всех учащихся, вне зависимости от региона их проживания.

1 ПП РФ от 07.12.2020 № 2040 «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды» (вместе с «Положением о проведении на территории отдельных субъектов РФ эксперимента по внедрению ЦОС»).

Исходя из смысла названия Указа2 Президента В.В. Путина о создании современной и безопасной образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования, следует подробно рассмотреть такие составляющие эксперимента по внедрению ЦОС в систему образования, как, собственно, ЦОС, так и - «цифровой образовательный контент» (далее - ЦОК). Под ЦОК в этом юридическом документе понимается совокупность цифровых материалов и средств обучения, а также воспитания и средств контроля качества образования, а под ЦОС понимаются все условия для реализации образовательных программ «с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий с учетом функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные и образовательные ресурсы и сервисы, цифровой образовательный контент, информационные и телекоммуникационные технологии, технологические средства»3. И еще важными технологическими моментами внедрения ЦОС являются: обеспечение школ сетью Интернет и открытой информационно-образовательной средой "Российская электронная школа".

Существует ряд моментов, которые заставляют задуматься тех, для кого цифровизация общества не является самоцелью: во-первых, в задачах эксперимента по внедрению ЦОС указывается процесс от создания до развития и эксплуатации информационных систем и сопутствующей инфраструктуры, оснащение образовательных организаций соответствующей материально-технологической базой и инфраструктуры (высокоскоростной Интернет, компьютерным и иным оборудованием); развитие технологий обработки и управления данными участников; акцент на информационно-технологическом взаимодействии при апробации; реализация образовательных программ всех уровней образования не расписывается подробно, но указывается лишь техническая ее сторона. Все вышеперечисленное указывает на то, что человеческие отношения и взаимодействие не являются главенствующими и должны отрабатываться в ходе эксперимента. Это вызывает определенные опасения.

Анализ правоустанавливающих документов приводит к возникновению ряда уточнений: во-первых, основное внимание уделяется прежде всего внедрению цифровой инфраструктуры, во-вторых, не уделяется должное внимание механизмам обеспечения безопасности этой среды, как от постороннего вторжения, так и от внедрения некачественного содержания, в-третьих, не заявлено о безопасности использования цифровых технологий, не представлены сертификаты соответствия аппаратуры санитарными и медицинским нормам, в-четвертых, не поставлены задачи проведения аналитических работ, посвященных разбору зарубежного опыта применения электронного и дистанционного обучения в массовом образовании, извлечения положительного и отрицательного опыта, в-пятых, нет задачи анализа участия в цифровизации и соприкасающихся сред жизни школьников: дома и семьи, дополнительного образования и пр.. Но самым важным упущением, с точки зрения психологии, является тот факт, что абсолютно не учитывается воспитательный, социализирующий потенциал школы.

Взаимодействие с машинным интеллектом и удаление из образовательного процесса естественного интеллекта и человеческих эмоций, могут привести к обеднению отношений, исчезновению проявлений эмпатии и развитию морально-нравственных качеств, являющихся основой человеческого сообщества.

Эксперимент, охвативший сначала Москву, а затем распространенный на всю страну, был ускорен за счет введения санитарно-эпидемиологических ограниченных мер, вынудивших образовательные учреждения прейти на дистанционную форму обучения. Так, вынужденное дистанционное получение образования в 2020 году ясно показало не только его ущербность, но и

2 Указ Президента РФ от 07 мая 2018 г. №204: создание к 2024 году современной и безопасной образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.

3 Там же.

вредоносное влияние на психическое здоровье и развитие детей, подростков и юношества длительного удаленного обучения, использования гаджетов.

Таким образом, следует, что любой эксперимент, направленный на изменение системы образования, как гуманитарной социальной практики, нуждается в обеспечении комплексной безопасности, учитывающей биосоциокультурные основания человека.

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ОТНОШЕНИЕМ ПЕДАГОГОВ И ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ УВЛЕЧЕННОСТИ ЦИФРОВЫМИ УСТРОЙСТВАМИ

Суннатова Р. И., Москва (Россия), доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования, sunrano@mail.ru

DOI:

Исследование нацелено на выявление психологических условий, которые могут рассматриваться, как предикторы увлеченности цифровыми устройствами школьников. Гипотеза о значимой связи между удовлетворенностью отношением педагогов и увлеченностью цифровыми устройствами школьников, подтвердилась. -,458 при уровне значимости р<0,001 (Спирман). Подход, нацеленный на выявление предикторов возникновения увлеченности цифровыми устройствами, поможет снизить возможности становления у школьников компьютерной зависимости.

Ключевые слова: риски увлеченности цифровыми устройствами, удовлетворенность отношением педагогов.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 19-29-14067 мк

SATISFACTION OF HIGH SCHOOL STUDENTS WITH THE ATTITUDE OF TEACHERS AND POSSIBLE RISKS OF FASCINATION WITH DIGITAL DEVICES

Sunnatova R., Moscow (Russia), Doctor of Psychology, Leading Researcher, Psychological Institute of the Russian Academy of Education, sunrano@mail.ru

The study is aimed at identifying psychological conditions that can be considered as predictors of computer addiction of schoolchildren. The hypothesis of a significant connection between the passion for digital devices and the satisfaction with the attitude of teachers has been confirmed. - , 458 at a significance level of p<0.001 (Spearman). The approach aimed at identifying predictors of the emergence of fascination with digital devices will help reduce the possibility of computer addiction among schoolchildren.

Keywords: risks of enthusiasm for digital devices, satisfaction with the attitude of teachers.

В настоящее время усилилось волнение и озабоченность родителей и педагогов внедрением цифровизации не только в повседневную жизнь, но и в сферу образования; что, с их точки зрения, может способствовать возникновению зависимости от информационных устройств. В нашем исследовании рассматривается та степень увлеченности цифровыми устройствами, которую не правомерно определять, как зависимость, но ее влияние на учебную активность и продуктивность жизнедеятельности школьников можно определить, как мешающее или блокирующее личностное развитие школьника. Основанием определения увлеченности цифровыми устройствами было следующее: - привлекательность

505

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.