Научная статья на тему 'Личностный ресурс как условие предупреждения риска компьютерной зависимости'

Личностный ресурс как условие предупреждения риска компьютерной зависимости Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
202
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личностный ресурс / компьютерная зависимость / отношения со значимыми взрослыми. / personal resource / computer addiction / relationships with significant adults

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Суннатова Р. И.

В статье описывается опыт реализации решения задач профилактики риска компьютерной зависимости у подростков, посредством возможности выявления личностного ресурса. Выявлена статистическая связь между склонностью к компьютерной зависимости и неудовлетворенностью отношением учителей, а также неудовлетворенностью отношением в семье к подросткам; отрицательная связь между верой в себя и увлеченностью компьютерными играми, а также между волевым контролем эмоциональных реакций и увлеченностью компьютерными играми и просмотром социальных сетей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL RESOURCE AS A CONDITION OF WARNING RISK OF COMPUTER DEPENDENCE

The article describes the experience of solving the problems of risk prevention of computer addiction in adolescents, through the possibility of identifying a personal resource. A statistical relationship was revealed between the propensity for computer addiction and dissatisfaction with the attitude of teachers, as well as dissatisfaction with the attitude of adolescents in the family; negative connection between self-confidence and passion for computer games, as well as between volitional control of emotional reactions and passion for computer games and watching social networks.

Текст научной работы на тему «Личностный ресурс как условие предупреждения риска компьютерной зависимости»

2. Kôsa É., Lâszlô M. Versenyben: nonek a veszélyek, de no a tudatossâg is. // Az internet hatâsa a gyermekekre és fiatalokra. Международная Конференция Интернета. Budapest, 2018.

3. Солдатова Г. и др. Цифровая грамотность и безопасность в Интернете. Москва. 2013. URL: http://www.razbiraemintemet.ru/files/google_book_theory_stranicy.pdf (дата обращения: 10.01.20.)

4. Kôsa É. Digitâlis Galaxis II: Digitâlis galaxis a vâltozâsok fényében. // Gabos Erika (ред.): A média hatâsa a gyermekekre és a fiatalokra. Budapest. 2018. C. 144-157.

5. Fine C. Mind Change: How Digital Technologies Are Leaving Their Mark On Our Brains URL: https://www.ft.com/content/d8216222-2170-11e4-a958-00144feabdc0 2014. (дата обращения: 20.06.19.)

6. Патраков Э.В. Подростки и интернет: реакции родителей / Сибирский психологический журнал. 2019. № 72. DOI: 10.17223/17267080/72/7

7. Nestik T. и др. Cross-cultural aspects - attitudes towards new technologies. // Matolcsi R. (ред.) III. East-West Cohesion International Scientific Conference. Dunaujvâros, 2018.

8. Székely L., Szabô A. Magyar ifjusâgkutatâs 2016. Ezek a mai magyar fiatalok! URL: http://www.ujnemzedek.hu/sites/default/files/atoms/files/magyar_ifjusag_2016_a4_web_0.pdf 2016. (дата обращения: 10.06.19.)

УДК 159.9.07

ЛИЧНОСТНЫЙ РЕСУРС КАК УСЛОВИЕ ПРЕДУПРЕЖД ЕНИЯ РИСКА КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ62 Суннатова Р.И.

ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва, Россия E-mail: sunrano@mail.ru

Аннотация. В статье описывается опыт реализации решения задач профилактики риска компьютерной зависимости у подростков, посредством возможности выявления личностного ресурса. Выявлена статистическая связь между склонностью к компьютерной зависимости и неудовлетворенностью отношением учителей, а также неудовлетворенностью отношением в семье к подросткам; отрицательная связь между верой в себя и увлеченностью компьютерными играми, а также между волевым контролем эмоциональных реакций и увлеченностью компьютерными играми и просмотром социальных сетей.

Ключевые слова: личностный ресурс, компьютерная зависимость, отношения со значимыми взрослыми.

PERSONAL RESOURCE AS A CONDITION OF WARNING RISK OF COMPUTER DEPENDENCE Sunnatova R.I.

FPSI «Psychological Institute of Russian Education Academy», Moscow, Russia

E-mail: sunrano@mail.ru

Abstract. The article describes the experience of solving the problems of risk prevention of computer addiction in adolescents, through the possibility of identifying a personal resource. A statistical relationship was revealed between the propensity for computer addiction and dissatisfaction with the attitude of teachers, as well as dissatisfaction with the attitude of adolescents in the family; negative connection between self-confidence and passion for computer games, as well as between volitional control of emotional reactions and passion for computer games and watching social networks.

62 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-29-14067 мк «Коммуникативные взаимодействия и субъектность учащихся в условиях цифровизации образования: от экопсихологии к психодидактике».

РАЗДЕЛ 7. ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ПСИХИКИ: СУБЪЕКТ-СРЕДОВЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СУБЪЕКТНОСТЬ

Keywords: personal resource, computer addiction, relationships with significant adults.

Использование современных компьютерных технологий практически во всех сферах деятельности человека - уже свершившийся факт. Вместе с несомненным положительным значением компьютеризации следует отметить нежелательные последствия этого процесса, влияющие на социально-психологическое здоровье, а именно возникновение компьютерной зависимости. Указанные риски цифровизации в особой степени относятся к обучающимся и уже не только школы, но дошкольных образовательных учреждений. Тот факт, что появляются новые «современные» формы ненормативного поведения, такие как кибербуллинг, опасные игры в реальности «Беги или умри» или в интернент-сети «Синие киты», для детей дошкольного возраста и начальных классов сайт «Баба Гриня», усиливают важность прикладного значения психологических исследований; специфика же динамики вовлечения детей и подростков в них, требует отдельных исследований [2].

Перспективным подходом в решении ряда практических задач профилактики увлеченности компьютерными играми, гаджетами и просмотром социальных сетей, может рассматриваться возможность выявления личностного ресурса как условия предупреждения этих нарушений в поведении подростков, а также предикторов компьютерных рисков для осуществления превентивных мер работы с обучающимися и нивелирования возможности становления у них компьютерной аддикции в последующем. Основная идея этого подхода заключается в том, чтобы «успеть» выявить у подростков те начинающиеся внутри личностные изменения, которые при неблагоприятных условиях, как внешних, так и внутренних, могут предопределить дальнейшее развитие рисков компьютерной зависимости.

Методика, рабочее название которой: «Личностные особенности, как предикторы ненормативного поведения» включает в том числе шкалу «Увлеченность компьютерными играми и просмотром социальных сетей». В основу определения степени увлеченности компьютерными играми социальными сетями, нами были выделены четыре фактора, которые и легли в основу субшкал предлагаемой методики.

1. Эмоциональный аспект. Высокий уровень эмоциональной привлекательности компьютерных игр, общения в соцсетях и просмотров видео для респондента выступает в определенной мере средством разрядки психоэмоционального напряжения, которая приводит к ощущению эмоционального подъема, что является притягательным, привязывающим пользователя к гаджетам и компьютеру.

2. Поведенческий аспект. Позволяет выявить наличие в поведении подростка подчинения интернет технологиям, а не необходимости выполнения учебных заданий, которые обучающейся должен выполнять, а также обязанностям семейной жизнедеятельности.

3. Физиологический аспект. Наличие физиологических симптомов (напряжение в глазах или в спине, онемение в руках и т.п.) свидетельствующие о том, что необходимо серьезное внимание со стороны близких взрослых к излишней увлеченности/зависимости обучающегося современными гаджетами.

4. Личностный аспект - выявление возможности компенсации социальной неадаптированности и трудностей реализации удовлетворения потребностей подростка и его желаний, иными словами своеобразный уход от трудностей реальной жизни в более яркую и интересную виртуальную реальность, где удается самореализоваться и обрести необходимую для подростков свою успешность; его желание нравится самому себе, что приводит к тому, что взаимодействие с компьютером становиться ведущей потребностью в жизни подростка.

Результаты по первым трем апробациям, обоснование опросника и шкал представлены в статье [7]. В рамках четвертого пилотного исследования, нами проведен опрос по создаваемой методике на 402 обучающихся Московской школы.

На двух последних этапах адаптации опросника, несколько обучающихся старших классов до предъявления инструкции, информировали об исследовательских и методических задачах. Мы обращались к старшеклассникам с просьбой отмечать те утверждения, которые

вызывают сложности в понимании, а также по завершению работы с опросником, написать комментарии и возможные рекомендации для нас. Комментарии старшеклассников к утверждениям помогали «увидеть» оцениваемые психологические реалии глазами самих подростков и внести при необходимости соответствующую редакцию.

Шкалы методики, ориентированные на выявление ресурса подростков, рассматриваемых как условие нормативного поведения, следующие: «Ответственность» [3], «Вера в себя», «Эмпатия», «Самоуправление» [1], «Волевой контроль эмоциональных реакций», а также «Удовлетворенность отношением учителей к обучающимся» и «Психологическое благополучие подростка в семье».

Особо надо остановиться на волевом контроле эмоциональных реакций, как одной из регулятивных возможностей человека, которую сложно реализовать, особенно когда эмоции «зашкаливают». Более того, в силу специфики подросткового возраста, включая особенности эмоционального статуса пубертатного периода, выявление трудностей, с которыми сталкивается подросток и соответствующее психологическое сопровождение становятся важным ресурсом обеспечения успешности его социализации. В исследовании М.А. Падун, в котором приведен анализ стратегий регуляции эмоций и их взаимосвязи с эмоциональным самочувствием индивида, показано, что индивидуальные стратегии не могут рассматриваться с точки зрения их функциональной/дисфункциональной роли вне ситуативного контекста, а также вне понимания микро- и макросоциальных особенностей» [4, с.39]. Безусловно, вывод автора предопределяет важность изучения проявлений стратегий контроля эмоциональных реакций в контексте взаимоотношений, в данном случае со сверстниками, педагогами и учителями.

На основе анализа ответов старшеклассников, в четвертую версию опросника были добавлены две шкалы: - удовлетворенность обучающихся отношением учителей; - оценка подростком его психологического благополучия в семье. Основным содержательным аспектом утверждений этих двух шкал являются озвученные мысли старших подростков о том, что когда значимые взрослые (родители и учителя) относятся пренебрежительно к их личным чувствам и оценивают их как капризы, бунт или как нечто несерьезное, то это по словам подростков «отбивает желание что-либо вообще потом делать или стараться». С другой стороны, когда взрослые доверяют, верят, и «вообще видят в нас личность и уважают», то «хочется еще лучше подготовить домашнее задание, лучше себя вести и т.п.».

Остановимся на результатах дескриптивной статистики шкал, ориентированных на выявление ресурса подростков, рассматриваемых как условие нормативного поведения. Коэффициенты Альфа-Кронбаха по таким шкалам, как: вера в себя, волевой контроль эмоциональных реакций, удовлетворенность отношением учителей к обучающимся и психологическое благополучие подростка в семье получили результат в пределах ,707 - ,747, что является приемлемым, но предполагает доработку утверждений на внутри шкальную согласованность. Что касается коэффициентов по ассиметрии и эксцессу то, эти результаты демонстрируют нормальность распределения полученных данных по этим шкалам (ассиметрия ,019 - ,187 при ошибке ,122. Эксцесс ,085 - ,319 при ошибке ,243). Однако некоторые утверждения требуют небольшой редакции, поскольку «скошенность» в сторону социальной одобряемости ответов респондентов все же присутствует. Для проведения последующей апробации, необходимо существенная доработка утверждений шкал: «Ответственность», «Самоуправление» и «Эмпатия», по этим шкалам результаты дескриптивной статистики неудовлетворительны.

Перейдем к анализу блока по личностным предикторам нарушений в поведении подростков, в частности увлеченность компьютерными играми [6] в той степени, которая мешает успешности в обучении и в жизнедеятельности подростка. В ходе обсуждений со старшеклассниками опросника и связанных с ним проблем, мы пришли к заключению, что необходимо добавить субшкалу с рабочим названием «Личностный аспект увлеченности гаджета-ми». Эта шкала будет направлена на выявление возможности компенсации социальной не-адаптированности и трудностей реализации удовлетворения потребности подростка в успешности и его желании нравится самому себе.

РАЗДЕЛ 7. ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ПСИХИКИ: СУБЪЕКТ-СРЕДОВЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СУБЪЕКТНОСТЬ

На следующем этапе апробации опросника будет добавлена еще одна шкала, нацеленная на выявление трудностей подростка в межличностном взаимодействии со сверстниками. Как правило, неудовлетворенность отношениями в этом возрасте может выступать достаточно серьезным внутренним условием для возможных нарушений в успешности социализации. Например, уход в себя, или\и неприятие себя. На важность этого аспекта указывают не только рассуждения и откровения подростков, но и многие данные психологических исследований [4, 5, 6].

В исследовании Чижова Е.Д. и Алексеева К.И., посвященного изучению дискурса смерти в молодежных интернент-сообществах, связанных с тематикой суицида, показано, что «самые частотные темы оказались связаны с другими людьми - как значимыми Другими, так и обществом в целом. Другие люди возникали и в контексте проблемных ситуаций и суицидальных факторов (непонимание, отсутствие поддержки, стигматизация, издевательства), и в контексте защитных факторов (любовь значимых других, поддержка). Возникновение суицидального поведения могло как провоцироваться и стимулироваться значимыми другими, так и блокироваться ими. Такие результаты подтверждают положение о ведущей роли других людей в суицидальном поведении молодежи» [8; с. 87], а также важности введения шкалы, нацеленной на удовлетворенность отношениями со сверстниками, как ресурса, блокирующего возникновение зависимости от компьютерных игр и социальных сетей. Показатели дескриптивной статистики по шкале «Увлеченность компьютерными играми»: асимметрия ,099 при ошибке ,122. Эксцесс -,382 при ошибке эксцесса, 243. Коэффициент внутри шкальной согласованности Альфа - Кронбаха составляет ,796.

Основываясь на результатах дескриптивной статистики по полученным данным, мы можем использовать те показатели, которые отвечают требованиям надежности и перейти к решению исследовательских задач. Одно из предположений связано с возможным влиянием на возникновение компьютерной зависимости характера отношения значимых взрослых: родителей и педагогов. Мы предположили, что возможна значимая связь между неудовлетворенностью подростков отношением значимых взрослых и увлеченностью компьютерными играми и просмотром социальных сетей. Склонность к компьютерной зависимости и неудовлетворенность отношением учителей, получила коэффициент корреляции Спирмана равный ,458 и соответственно неудовлетворенность отношением в семье ,431 (корреляции значимы на уровне 0,01). Полученные значения корреляций позволяет утверждать, что, как и говорили подростки, характер отношения значимых взрослых можно рассматривать и как ресурс и как некий блок в ближайшем окружении подростка для его развития. Блоком выступает излишне опекающее отношение значимых взрослых, а также авторитарный стиль отношения, в рамках которого происходит депривация потребности ребенка в уважении себя как личности. Результаты нашего исследования подтверждают данные, полученные в исследовании Е.Д.Чижова и К.И. Алексеева, в котором показано, что проблемные темы подростков связаны со значимыми другими. Такие характеристики взаимоотношений, как непонимание, отсутствие поддержки и пренебрежительное отношение к чувству собственного достоинства подростков, выступают в качестве условия «отдаления» от значимых других.

Следующее предположение было связано с возможной отрицательной связью веры в себя и увлеченностью компьютерными играми и просмотром социальных сетей, а также отрицательной связью с волевым контролем эмоциональных реакций. Получены коэффициенты корреляции Спирмана, равные соответственно -,583 (отрицательная связь между верой в себя и увлеченностью компьютерными играми) и -,598 (отрицательная связь между волевым контролем эмоциональных реакций и увлеченностью компьютерными играми и просмотром социальных сетей); корреляции значимы на уровне 0,01.

В целом, проведенный анализ позволяет утверждать, что создаваемый опросник может быть полезен для выявления, как личностного ресурса подростков, обеспечивающих нормативность поведения, так и выявления предикторов риска компьютерной зависимости обучающихся 7 - 11 классов. А также адресного планирования психолого-педагогического

сопровождения, цель которого нивелирование различных нарушений в поведении и внутриличностных деструктивных состояний подростков.

Список литературы

1. Власова Н.В. Особенности регуляции эмоций в подростковом возрасте (на примере воспитанников кадетской школы-интерната) [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9. № 2. С. 70-83.

2. Коповая О.В. Новые формы девиантного поведения подростков в современном информационном обществе // Пензенский психологический вестник. 2016. №1.

3. Молчанов С.В., Алмазова О.В. Представления подростков об ответственности в моральных дилеммах разного типа // Культурно-историческая психология. 2017. Том 13. № 4. С. 81-90.

4. Падун М.А. Регуляция эмоций и психологическое благополучие: индивидуальные, межличностные и социокультурные факторы. Психологический журнал. Том 40. № 3, май-июнь 2019. С. 31-44.

5. Панов В.И. От экологической психологии к субъект-средовым взаимодействиям в коллективной монографии: Субъект-средовые взаимодействия: экопсихологический подход к развитию психики / под. ред. М.О. Мдивани. М.: Издательство «Перо», 2017. С.4-14 с. [Электронное издание].

6. Рубцова О.В., Панфилова А.С., Артеменков С.Л. Исследование взаимосвязи личностных особенностей игроков подросткового и юношеского возраста с их поведением в виртуальном пространстве (на примере групповой компьютерной игры «Dota 2») // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 1. С. 137-148.

7. Суннатова Р.И. Психологическая диагностика личностного ресурса как одно из условий психолого-педагогической коррекции и предупреждения девиантного поведения подростков. Журнал "Общество: социология, психология, педагогика» № 8, 2019. Сайт http://dom-hors.ru/vipusk-8-2019-spp/

8. Чижов Е.Д. Алексеев К.И. Представление о смерти и суицидальном поведении в виртуальных сообществах молодежи. Вопросы психологии. 2019. № 1. С. 78-89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.