Научная статья на тему 'Поведение подростков – активных пользователей Интернета: результаты исследования педагогов Венгрии и России'

Поведение подростков – активных пользователей Интернета: результаты исследования педагогов Венгрии и России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
577
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рисковое поведение подростков / Интернет и социальные сетьи / увеличаемая тенденция / adolescents’ risk behaviour / Internet and social media / increasing tendency

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сабо Ч. М.

Сегодня социальные взаимодействия молодого поколения происходят в виртуальной окружающей среде. Постоянное присутствие в социальных сетях это обычное поведение, которое ожидается сверстниками. Однако постоянная онлайн-связь имеет плохие последствия: молодые люди не могут правильным или должным образом справиться с разделительным тревожным расстройством. По мнению экспертов, наиболее значительными рисками являются интернет-зависимость, киберзапугивание и антисоциальное или саморазрушительное поведение. Международное исследование изучило мнения педагогов о поведении подростков в Интернете. Исследование проводилось в 2018 и 2019 годах в России и Венгрии; общая выборка включает 361 респондента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BEHAVIOR OF ADOLESCENTS - ACTIVE INTERNET USERS: RESULTS OF RESEARCH OF TEACHERS OF HUNGARY AND RUSSIA

Today young generation’s social interactions take place in virtual environment. Continuous presence in social media is usual behaviour expected by the peers. However, being continuously online has bad consequences: young people cannot properly handle separation anxiety disorder. According to experts, the most significant risks are Internet addiction, cyber bullying, and antisocial or self-destructive behaviour. An international research examined teachers’ view on adolescents’ behaviour on the Internet. The research was conducted in 2018 and 2019 in Russia and Hungary; the total sample contains 361 elements.

Текст научной работы на тему «Поведение подростков – активных пользователей Интернета: результаты исследования педагогов Венгрии и России»

УДК 159.9.072.43

ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ - АКТИВНЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ИНТЕРНЕТА: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ ВЕНГРИИ И РОССИИ

Сабо Ч.М.

Университет Дунайвароша, Дунайварош, Венгрия E-mail: [email protected]

Аннотация. Сегодня социальные взаимодействия молодого поколения происходят в виртуальной окружающей среде. Постоянное присутствие в социальных сетях - это обычное поведение, которое ожидается сверстниками. Однако постоянная онлайн-связь имеет плохие последствия: молодые люди не могут правильным или должным образом справиться с разделительным тревожным расстройством. По мнению экспертов, наиболее значительными рисками являются интернет-зависимость, киберзапугивание и антисоциальное или саморазрушительное поведение. Международное исследование изучило мнения педагогов о поведении подростков в Интернете. Исследование проводилось в 2018 и 2019 годах в России и Венгрии; общая выборка включает 361 респондента.

Ключевые слова: рисковое поведение подростков, Интернет и социальные сетьи, увеличаемая тенденция

Abstract. Today young generation's social interactions take place in virtual environment. Continuous presence in social media is usual behaviour expected by the peers. However, being continuously online has bad consequences: young people cannot properly handle separation anxiety disorder. According to experts, the most significant risks are Internet addiction, cyber bullying, and antisocial or self-destructive behaviour. An international research examined teachers' view on adolescents' behaviour on the Internet. The research was conducted in 2018 and 2019 in Russia and Hungary; the total sample contains 361 elements.

Keywords: adolescents' risk behaviour, Internet and social media, increasing tendency

BEHAVIOR OF ADOLESCENTS - ACTIVE INTERNET USERS: RESULTS OF RESEARCH OF TEACHERS OF HUNGARY AND RUSSIA

Szabo Сs.М.

Dunaujvaros University, Dunaujvaros, Hungary E-mail: [email protected]

Введение. Современная молодежь часто ведет свою жизнь в Интернете, и социальные взаимодействия поколения Z происходят преимущественно в информационной виртуальной сфере. Постоянное присутствие в социальных сетях - это уже практически обязательная форма поведения, которая может привести к исключению молодых людей из современников, если они «вне сети». Но одним из серьезных последствий постоянного виртуального контакта является то, что молодые люди не могут адекватно справляться с «тревогой разлуки» (с Сетью) [1]. Сегодня граница между общественной и частной сферой стала почти размытой, и тот факт, что использование смарт-устройств и Интернета вызывают зависимость, уже доказано. Исследователи считают, что среди опасностей, связанных с использованием Интернета и социальных сетей, наркомания, онлайн-домогательствo, участие в незаконной деятельности и поощрение антисоциального и саморазрушающего поведения являются наиболее важными [2,3].

Теоретический анализ проблемы.

Поколение Z являeтся настоящим цифровым поколением: они родились в эпоху цифровых технологий, и они не знают мир без цифровых технологий. Воспитанники онлайн-мира, они почти не имели детства в офлайн мире. Все исследования доказывают, что новые поколения начинают использовать интернет наиболее рано, и даже интенсивность использования меняется: 88% молодых людей ежедневно пользуются Интернетом. По результатам опроса о

РАЗДЕЛ 7. ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ПСИХИКИ: СУБЪЕКТ-СРЕДОВЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СУБЪЕКТНОСТЬ

молодежи Венгрии 2016 года, две трети молодых людей в возрасте 15-29 лет встречаются и общаются со своими друзьями чаще всего в Интернете [3].

Параллельно с этим явлением, блоггеры становятся всё более популярными: по опросу 2017 года, половина молодых людей часто или очень часто следят за постами Youtube-блоггеров. Кроме этого, молодые люди читают информацию в социальных сетях, особенно исходящую от знаменитостей, и считают ее более достоверной, чем другие-наиболее достоверные-официальные источники. Вследствие этого наблюдается тенденция, заключающаяся в том, что в глазах подростков достоверность информации, получаемых от родителей и педагогов, значительно снижается: 72% подростков приобретали информацию из интернета, 53,7% на уроках в школе, 51% от родителей, 14,6% из телевизионных программ, и только 7,3% из газет и журналов.

Наиболее типичный способ использования Интернета подростками - это социальные сети, в которых молодые люди проводят большую часть своего времени. Сайты социальных сетей стали ареной современных отношений сверстников. Одновременно, подростки не делят пространство на реальное и виртуальное: Интернет и цифровое простарнство являются продолжением и усилением их личностного пространства [4,5].

Уже очевидно, что молодежь не только использует контент медийной информации, но и делится им в Интернете, и даже сами производят. Подростки размещают много информации и данных о себе в социальных сетях. Согласно Кобя [3], профиль 41% подростков публичный, и около 90% молодежи показывают в личном профиле свои фотографии, имя и фамилию, более 50% дают реальный возраст и название школы, а треть - свои отношения, также 17% дают номер телефона и 13% свой адрес. Однако ещё большее беспокойство вызывает то, насколько часто они раскрывают информацию о себе людям, которых они лично не знают: более 40% дают имя и фамилию и интересы, а почти треть отправляют свои фотографии абсолютно незнакомым людям.

Другая особенность сайтов социальных сетей заключается в том, что наш онлайн-профиль отличается от реальной офлайн-личности. Согласно Fine [4], социальные медиа представляют не истинное «я», а преувеличенное, идеальное, называемое «я в социальных сетях», которое намеренно построено, и поэтому, является преувеличенным, гипертрофированным вариантом реального «я». И социальные сети предоставляют беспрецедентные возможности для этого психического феномена, и эта тенденция привела к увеличению числа людей, которые повышают свою самооценку, несмотря на отсутствие реальных результатов. Для людей с низкой самооценкой социальные сети являются платформами, на которых может нарисоваться гораздо более позитивный образ себя, раскрывая только позитивные мотивы и события в своей жизни. Тап [1] называет это явление парадом счастья.

Интернет имеет много опасностей, о которых большинство людей не подозревают даже не осознают, особенно подростки. Подростки - из-за их неопытности - могут попасть в рискованные ситуации или посещать опасные сайты: кибер-домогательства, агрессия и сексуальное содержание часто присутствует в Интернете. Из исследования Кобя [2] очевидно, что больше половины молодежи уже встречались со сценами насилия (57%), попадали на порнографические сайты (55%), 20% подростков уже получили сексуальные предложения; 18% - угрожающие или агрессивные сообщения онлайн. Поскольку подростки гораздо более экстравертированы в онлайн, чем в офлайн-мире, они часто присоединяются к домогательствам, даже если они этого не делают реальной жизни.

Агрессивные материалы нередко появляются на сайтах социальных сетей, можно встретиться с призывами для игр с самоубийством или самоувечьем. Около половины опрошенных детей в возрасте 11-16 лет сталкивались с сайтами, где пропагандируется насилие и жестокость. Проблема в том, что тревожные визуальные ощущения долго остаются в сознании молодых людей после того, что соответствующее содержание перестало быть доступным [3]. По данным исследования «Дети России онлайн», детей больше всего беспокоит и расстраивает опасный и вредоносный контент, на первом месте агрессивные сообщения и агрессивное поведение: жестокость, насилие, агрессия, убийства (28%), конфликты, оскорб-

ления, кибербуллинг (8%), экстремизм, терроризм, насилие на национальной почве (2%). На втором месте находится порнографический контент, который беспокоит 24% детей, а информация о наркотиках и суицидах встречалась только у 4% детей [5]. Также часто появляются сексуальное содержание на сайтах социальных сетей. Это явление настолько распространено, что различные виды деятельности называются отдельно: секстинг, груминг, сексуальное домогательство.

Исследование.

Процедура исследования

Цель исследования состояла в том, чтобы выяснить, какое рискованное поведение демонстрируют подростки, особенно в онлайн-мире. Международное исследование проводилось в двух странах (Россия, Венгрия) в 2018-2019 гг. Исследователи расспрашивали учителей о рискованном поведении подростков в онлайн-пространстве. Российский опрос проводился в 2018 году с помощью онлайн-анкеты, а венгерский - в 2019 году с помощью бумажного опросника. В российской анкете приняли участие 218 учителей из 12 средних школ. Венгерское исследование проводилось в восьми средних школах с участием 143 педагогов. Вся выборка - 361 педагог.

Поведенческие признаки были классифицированы Э. Патраковым [6] по следующим группам:

- поведение в Интернете (считают друзьями «френдов» из соц. сетей, которых не знают лично и др.)

- медико-психологические показатели (нечистоплотны/неопрятны; проявляют гневливость, агрессивность, вспыльчивость; проявляют скрытность, уединенность, задумчивость; говорят, что некоторые настроены против ниx; обвиняют людей или угрожают им; высказываются о бессмысленности жизни; ведут себя сексуально неподобающим образом; затрудняются рассказать о жизни вне школы и др.).

- поведение в социальных отношениях (приглашают одноклассников на встречи сообществ, цели которого не ясны; используют неологизмы в речи; открыто демонстрируют причастность к различным сообществам и субкультурам и др.).

Учителя оценивали частоту поведения подростков по пятибалльной шкале Лайкерта, где 1 означало «никогда», а 5 означало «регулярно». Также педагогам предлагалось соотнести реалии рисков современности и 4-5 лет назад.

Анализ результатов и обсуждение.

4-5 лет назад наиболее распространенным поведением учащихся являлась открытая демонстрация причастности к различным сообществам и субкультурам (2,88 - здесь и далее в скобках указано среднее значение между 1 и 5). Наряду с этим, учителям очень редко встречалось поведение: «используют неологизмы в речи» (2,81) или «проявляют гневливость, агрессивность, вспыльчивость» (2,76). Cамый редкий вид поведения - приглашения знакомых на встречи, цели которого не были ясны (2,17). Сравнивая представления учителей, можно сразу увидеть, что все виды поведения встречаются чаще: сегодня частота увеличилась почти на один балл. Cамое высокое значение было 3,74 («используют неологизмы в речи»), а самое низкое - 2,90 («приглашают одноклассников на встречи, цели которого не ясны» и «высказываются о бессмысленности жизни»). Наряду с увеличением значений, порядок различных факторов также изменился: в настоящее время фактор, согласно которому они cчитают друзьями «френдов» из соц. сетей, являeтcя вторым по частоте видом поведения.

Разница между частотами 4-5 назад и сегодня была проверена с помощью ^критерия, и во всех случаях разница была значимой ф=0,000). Значение t всегда отрицательно, то есть средние значения более позднего состояния выше. Cамые большие различия между ранней и сегодняшней частотой поведения найдены в факторах «считают друзьями «френдов» из соц. сетей» (-1,170), «используют неологизмы в речи» (-0,910), и «проявляют гнев, агрессивность, вспыльчивость» (-0,781). Все эти действия связаны с Интернетом либо определеннo, либо косвеннo.

РАЗДЕЛ 7. ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ПСИХИКИ: СУБЪЕКТ-СРЕДОВЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СУБЪЕКТНОСТЬ

Анализируя различия между мнениями педагогов из двух стран (Венгрии и России), результаты событий 4-5 летней давности показывают больше различий. Русские учителя считают наболее распространенным поведением то, что ученики используют неологизмы (2,89), открыто демонстрируют причастность к различным сообществам (2,78), проявляют агрессивность (2,75). По мнению венгерских педагогов, ученики более часто демонстрируют другие виды рискованного поведения: открыто демонстрируют причастность к различным сообществам (3.04), затрудняются рассказать о жизни вне школы (2,92), и проявляют скрытность, задумчивость (2,81).

Касаясь наиболее и наименее частых показателей поведения учеников сегодня, мнение русских и венгерских учителей совпадает. В обеих группах наиболее часто встречаются следующие виды рискованного поведения: ученики используют неологизмы (российская выборка: 3,75, венгерская выборка: 3,73), считают друзьями «френдов» из соц. сетей (российская выборка: 3,48, венгерская выборка: 3,80), и проявляют гнев, агрессивность (р.: 3,42, в.: 3,73). А поведение, встречающееся наиболее редко, следующее: молодёжь высказывается о бессмысленности жизни (р.: 2,75, в.: 3,12), нечистоплотна и неопрятна (р.: 2,83, в.: 3,14), и приглашает знакомых на встречи, цели которого не ясны (р.: 2,85, в.: 2,97). В то же время, кроме фактора «они приглашают знакомых на встречи», все факторы были выше оценены венгерскими педагогами.

Сравнивая средние значения факторов, t-критерий показал, что разница между мнениями русских и венгерских учителей существенна по девяти факторам: считают друзьями «френдов» из соц. сетей, открыто демонстрируют причастность к различным сообществам, нечистоплотны, затрудняются рассказать о жизни вне школы, ведут себя сексуально неподобающим образом, проявляют агрессивность, проявляют скрытность, обвиняют людей, и высказываются о бессмысленности жизни. Большие различия встречаются между мнениями учителей двух стран по факторам «ученики затрудняются рассказать о жизни вне школы» (0,525) и «обвиняют людей или угрожают им» (0,458).

Существенна корреляция между факторами, принадлежащими категории «Медико-психологические показатели», и категориям «Поведение в Интернете» и «Поведение в социальных отношениях и положениях». Самые сильные корреляции можно найти между факторами категории «медико-психологические показатели», и фактором приглашения одноклассников на встречи (p=0,517 - 0,352; п<0,001) и фактором демонстрирования причастности к различным сообществам (p=0,402 - 0,274; п<0,001). Несмотря на то, что корреляции между фактором «считают друзьями «френдов» из соц. Сетей» и медико-психологические показателями, весьма слабая, но существенная (p=0,330 - 0,209; п<0,001). Это значит, что отношение подростков к так называемым «френдам» в Интернете умеет важное влияние на психологическое поведение молодых людей: повышает частоту появления рискованного поведения.

Заключение. По результатам исследования показано, что в последние годы рискованное поведение среди подростков, особенно прямо или косвенно связанное с Интернетом и социальными сетями, стало более распространенным. Очевидно, цифровые медиа должны использоваться не так, как традиционные медиа, а в виртуальном мире люди должны вести себя иначе, чем в офлайновом.

Потребуется помощь молодым людям, чтобы они могут научиться, как безопасно пользоваться Интернетом и социальными сетями, чтобы они вели себя и общались в цифровой сфере этично, и чтобы снижалась опасность Интернета. То есть подростки должны стать образованными (сознательными) пользователями цифровыми медия.

Концепция устойчивого развития касается не только экологических вопросов, но и планирования социального развития и знания предвидения последствия своих действий. Поэтому задача и ответственность педагогов увеличиваются в меняющих условиях жизни.

Список литературы

1. Tari A. Оепегасюк опНпе. Тегсшш Kiadó. Budapest. 2015.

2. Kôsa É., Lâszlô M. Versenyben: nonek a veszélyek, de no a tudatossâg is. // Az internet hatâsa a gyermekekre és fiatalokra. Международная Конференция Интернета. Budapest, 2018.

3. Солдатова Г. и др. Цифровая грамотность и безопасность в Интернете. Москва. 2013. URL: http://www.razbiraemintemet.ru/files/google_book_theory_stranicy.pdf (дата обращения: 10.01.20.)

4. Kôsa É. Digitâlis Galaxis II: Digitâlis galaxis a vâltozâsok fényében. // Gabos Erika (ред.): A média hatâsa a gyermekekre és a fiatalokra. Budapest. 2018. C. 144-157.

5. Fine C. Mind Change: How Digital Technologies Are Leaving Their Mark On Our Brains URL: https://www.ft.com/content/d8216222-2170-11e4-a958-00144feabdc0 2014. (дата обращения: 20.06.19.)

6. Патраков Э.В. Подростки и интернет: реакции родителей / Сибирский психологический журнал. 2019. № 72. DOI: 10.17223/17267080/72/7

7. Nestik T. и др. Cross-cultural aspects - attitudes towards new technologies. // Matolcsi R. (ред.) III. East-West Cohesion International Scientific Conference. Dunaujvâros, 2018.

8. Székely L., Szabô A. Magyar ifjusâgkutatâs 2016. Ezek a mai magyar fiatalok! URL: http://www.ujnemzedek.hu/sites/default/files/atoms/files/magyar_ifjusag_2016_a4_web_0.pdf 2016. (дата обращения: 10.06.19.)

УДК 159.9.07

ЛИЧНОСТНЫЙ РЕСУРС КАК УСЛОВИЕ ПРЕДУПРЕЖД ЕНИЯ РИСКА КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ62 Суннатова Р.И.

ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва, Россия E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье описывается опыт реализации решения задач профилактики риска компьютерной зависимости у подростков, посредством возможности выявления личностного ресурса. Выявлена статистическая связь между склонностью к компьютерной зависимости и неудовлетворенностью отношением учителей, а также неудовлетворенностью отношением в семье к подросткам; отрицательная связь между верой в себя и увлеченностью компьютерными играми, а также между волевым контролем эмоциональных реакций и увлеченностью компьютерными играми и просмотром социальных сетей.

Ключевые слова: личностный ресурс, компьютерная зависимость, отношения со значимыми взрослыми.

PERSONAL RESOURCE AS A CONDITION OF WARNING RISK OF COMPUTER DEPENDENCE Sunnatova R.I.

FPSI «Psychological Institute of Russian Education Academy», Moscow, Russia

E-mail: [email protected]

Abstract. The article describes the experience of solving the problems of risk prevention of computer addiction in adolescents, through the possibility of identifying a personal resource. A statistical relationship was revealed between the propensity for computer addiction and dissatisfaction with the attitude of teachers, as well as dissatisfaction with the attitude of adolescents in the family; negative connection between self-confidence and passion for computer games, as well as between volitional control of emotional reactions and passion for computer games and watching social networks.

62 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-29-14067 мк «Коммуникативные взаимодействия и субъектность учащихся в условиях цифровизации образования: от экопсихологии к психодидактике».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.