Научная статья на тему 'Представления педагогов, родителей и старших школьников о рисках Интернета для подростков'

Представления педагогов, родителей и старших школьников о рисках Интернета для подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
173
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интернет / риски / подростки / педагоги / родители / социальные представления / эко-психологический подход / Internet / risks / adolescents / teachers / parents / social representations / ecopsychological approach

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Патраков Э. В.

Актуальность исследования вызвана интенсивным развитием информационных и коммуникационных технологий, которое способствовало ускорению глобальных изменений и затронуло почти все аспекты личной и общественной жизни. Ряд исследований показывают что сегодня подростки и молодежь подвергаются большому количеству рисков, а профессиональные сообщества (педагоги, психологи, даже медиаторы) не всегда готовы оказать квалифицированную помощь. Исследование проводилось с опорой на общие модели риска и рискованного поведения, теорию социальных представлений, эко-психологический подход. Показаны общие и отличительные особенности в представлениях родителей, старшеклассников и педагогов о рисках интернета для подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPRESENTATIONS OF THE TEACHERS PARENTS AND HIGH SCHOOLCHILDRENS ABOUT INTERNET RISKS FOR ADOLESCENTS

The relevance of the project is caused by the intensive development of information and communication technologies, which contributed to the acceleration of global changes and affected almost all aspects of personal and public life. Results from various studies ones reveal that adolescents and youth are at a great number of risks nowadays but professional associations (teachers, physiologists and even mediators) are not always ready to provide qualified assistance. The research was based on the General models of risks and risky behavior, theory of social representations, eco-psychological approach. Shows the general and distinctive features in the representations of parents, high schoolchildrens and teachers about the risks of the Internet for adolescents

Текст научной работы на тему «Представления педагогов, родителей и старших школьников о рисках Интернета для подростков»

РАЗДЕЛ 7. ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ПСИХИКИ: СУБЪЕКТ-СРЕДОВЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СУБЪЕКТНОСТЬ

7. Sennett R. (2001) O Declínio do Homem Público: as tiranías da intimidade. Tradujo: LygiaAraújo Watanabe. Sao Paulo: Companhia das Letras.ISBN: 85-85095-82-2. [In Portugués].

8. Bauman Z. (2001). Modernidade Líquida, Tradu9ao Plínio Dentzien. Rio de Janeiro: Zahar, ISBN: 978-85-7110-598-0 [In Portugués].

УДК 159.9.072.43

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГОВ, РОДИТЕЛЕЙ И СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ О РИСКАХ ИНТЕРНЕТА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ60 Патраков Э.В.

ФГОУ ВО «Уральский федеральный университет», Екатеринбург, Россия

E-mail: e.v.patrakov@urfu.ru

Аннотация. Актуальность исследования вызвана интенсивным развитием информационных и коммуникационных технологий, которое способствовало ускорению глобальных изменений и затронуло почти все аспекты личной и общественной жизни. Ряд исследований показывают что сегодня подростки и молодежь подвергаются большому количеству рисков, а профессиональные сообщества (педагоги, психологи, даже медиаторы) не всегда готовы оказать квалифицированную помощь. Исследование проводилось с опорой на общие модели риска и рискованного поведения, теорию социальных представлений, эко-психологический подход. Показаны общие и отличительные особенности в представлениях родителей, старшеклассников и педагогов о рисках интернета для подростков.

Ключевые слова: интернет, риски, подростки, педагоги, родители, социальные представления, эко-психологический подход

REPRESENTATIONS OF THE TEACHERS PARENTS AND HIGH SCHOOLCHILDRENS ABOUT INTERNET RISKS FOR ADOLESCENTS*

Patrakov E.V.

Ural Federal University, Ekaterinburg, Russia E-mail: e.v.patrakov@urfu.ru

Abstract. The relevance of the project is caused by the intensive development of information and communication technologies, which contributed to the acceleration of global changes and affected almost all aspects of personal and public life. Results from various studies ones reveal that adolescents and youth are at a great number of risks nowadays but professional associations (teachers, physiologists and even mediators) are not always ready to provide qualified assistance. The research was based on the General models of risks and risky behavior, theory of social representations, eco-psychological approach. Shows the general and distinctive features in the representations of parents, high schoolchildrens and teachers about the risks of the Internet for adolescents.

Keywords: Internet, risks, adolescents, teachers, parents, social representations, eco-psychological approach

Актуальность исследования вызвана достаточно противоречивым восприятием различными субъектами образовательного процесса цифровой трансформации общества и их различными представлениями о рисках Интернета [1]. Интернет и связанные с ним виды жизнедеятельности исследуются с конца 80-х годов прошлого столетия, первые исследования опубликованы еще в начале 70-х годов (школа Тихомирова О.К.), но и по сей день нарастает количество исследований в области цифровизации различных сред, исследований рисков и ресурсов этого процесса, особенно, для молодежи. Сегодня культура взаимодействия с информационной средой находится в континууме между выраженной технофобией и

60 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-2914067 мк.

чрезвычайно высоким доверием ко всей информации, распространяемой в Сети, технофили-ей [2]. Нормой здесь является уже активно исследуемая рискологическая компетентность пользователей информационных сред, но механизмы ее формирования еще имеют существенный потенциал для исследования. Исследование ставит цель - выявить представления (общие и отличия) различных субъектов образовательного процесса о рисках интернета для подростков. Автор полагает, что результаты будут востребованы психологами образовательных учреждений и исследователями цифровизации образования, при реализации различных проектов и программ управления рисками информационных сред.

Вслед за Т.В. Корниловой [3], под риском в общем виде мы понимаем действие (решение), направленное на вполне определенную цель, достижение которой связано с опасностью, угрозой поражения, неудачи. Исследования психологических аспектов рисков Интернета преимущественно направлены на изучение механизмов виктимизации личности, моделей коммуникации; отдельного внимания заслуживают феномены кибербуллинга, вовлечения в различные деструктивные сообщества. В целом, А.Г. Асмолов, Г. А. Асмолов [4] выделяют исследования взаимодействия в виртуальной реальности как одно из перспективней-ших направлений современной психологии.

Одним из предикторов рисков интернета для детей и подростков выступает низкая рискологическая компетентность родителей (особенно отцов), педагогов и самих подростков. Сам термин «рискологическая компетентость» имеет очень широкую трактовку, мы склонны ее понимать как способность действовать наиболее адекватно в условиях максимальной неопределенности, идентифицировать риски и активизировать личностные и социальные ресурсы для их нивелирования (преодоления).

Одной из очевидных трудностей исследования рисков, связанных именно с влиянием Интернета является все большее количество различных видов жизнедеятельности (шопинг, обучение, построение отношений, ведение дел и т.д.), которые в реализуется в Сети. Поэтому очень сложно дифференцировать влияние именно информационной среды. Автор полагает, что исследование опыта наблюдений и представлений родителей, педагогов, отчасти рефлексии самих подростков облегчит эту задачу. Кроме того, объяснительный потенциал здесь может иметь и ресурс эко-психологической теории субъект-средового взаимодействия [5,6].

В предыдущих исследованиях автор уже рассматривал некоторые риски и представления о них родителей и педагогов [7]. Так, была показана рискогенная роль следующих влияний и возможностей информационной среды:

- формирование новой культуры взаимодействия, включающей свои понятия, ценности, мысли и средства их выражения;

- активизация сетевыми технологиями преимущественно поверхностных, неглубоких межличностных отношений;

- обладание чрезвычайно широкими и малоконтролируемыми инструментами формирования общественного мнения.

Систематизация различных аспектов жизнедеятельности молодежи в Сети также позволила нам классифицировать ряд предикторов таких рисков:

- психофизиологические особенности подростков, нормы подросткового возраста, проявления подросткового кризиса, раскрытые как в классических трудах (Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович), так и в современных работах (В .И. Слободчи-ков, М.В. Васильченко и др.);

- социально-психологические особенности: недостаток жизненного опыта по сравнению со старшими; подверженность внешнему влиянию; наличие проблем в отношениях со сверстниками и референтными взрослыми;

- психолого-педагогические: попустительский стиль воспитания в семье либо сильный диссонанс и непоследовательность в воспитательных стратегиях разных членов семьи; импульсивность референтных взрослых; отдельного внимания здесь заслуживает и информационно-образовательная среда учебного заведения, дидактические, санитарно-

РАЗДЕЛ 7. ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ПСИХИКИ: СУБЪЕКГ-СРЕДОВЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СУБЪЕКТНОСТЬ

гигиенические условия: влияние цифровых образовательных продуктов на физическое и психическое здоровье учащихся, гигиенические требования к оборудованию и режиму труда, удовлетворенность обучащихся цифровым образовательным продуктом.

Материалы и методы. Исследование проводилось в 2017-2019 гг. и частично в 2020 г. Выборка родителей: n = 367, средний возраст 37 лет, отцы 68, матери - 299. Выборка педагогов: n = 216, средний возраст 48 лет, 96 % женщины. Выборка старшеклассников (10-11кл.), 200 чел, 50 юношей, 50 % девушек. Школы расположены на территориях, различающихся по социально-экономическим характеристикам и численности населения: мегаполисы, муниципальные образования, сельские поселения Свердловской и Курганской областей.

Алгоритм проведения исследования:

На первом этапе всем субъектам образовательного процесса было предложено написать до 10 потенциально рискогенных характеристик, признаков поведения, которые могут быть прямо или косвенно связанных с использованием Интернета. Например, изменение поведения вследствие виктимного поведения в Сети. Далее были сопоставлены и объединены высказывания, схожие по коннотациям (например, «подросток выглядит подавленным» и «выглядит депрессивным» или «родитель уделяет ребенку мало внимания» и «мало занимается с ребенком»). Также объединение происходило на основе парадигматических отношений. В результате был сформирован список потенциаль-но-рискогенных характеристик, к числу которых относились и такие, как: «все время общается в чатах», «более доверяет «френдам» в сетях, чем реальным людям» и т.д.

На втором этапе поведенческие признаки и другие показатели были классифицированы по следующим группам: поведение в Интернете, медико-психологические показатели подростка, поведение в общественных местах, поведение дома и внутрисемейные отношения, информационно-образовательная среда учебного заведения. Кроме того, отдельными показателями выделены динамика успеваемости, уровень материального благосостояния семьи, в анкету входили традиционные вопросы о стаже, возрасте, поле респондентов, информация о готовности помогать коллегам и родителям в решении проблем с поведением в Интернете.

На третьем этапе респондентам было предложено отметить частоту исследуемых показателей и распределить ее по шкале Р. Лайкерта: 1- «никогда», 2- «иногда», 3 - «появилось в последнее время», 4 - «часто», 5- «постоянно». В настоящее время данный опросник также имеет вариации, где частота имеет дискретные значения (раз в месяц, несколько раз в месяц и т. д.), респондентам предлагается вспомнить прошлые события, сравнить их частоту с настоящим и т. д.

Таким образом, более расширенные результаты исследований будет представлены в следующих статьях. Сейчас мы рассматриваем только представления о рисках для подростков.

Результаты и обсуждение. Поскольку определяющей для данного исследования была теория социальных представлений (С. Московиси, Т. П. Емельянова), то для выявления ядра представлений педагогов о рисках была применена формула расчета коэффициента позитивных оценок (Taux catégorique positif) для каждого явления из списка TCP (i) по следующей формуле: где n(4) — число ответов «значительная степень - часто» по шкалам опросника, n(5) — число ответов «очень значительная степень - постоянно», N — общее число отве-

TCP(i) = - к * * 100 N

Вычисление коэффициентов позитивных ответов позволило выявить те из явлений/признаков, которые, по мнению респондентов, являются факторами высокого риска, демонстрирующими влияние Интернета на подростков. В данной статье в качестве примера в связи с ограниченностью объема мы приводим данные только ядра социальных представлений (таб. 2). Согласно автору методики (J.-C. Abric), признаки, набравшие свыше 50 баллов

относятся к ядру социальных представлений, от 10 до 50 баллов - периферия, согласно рекомендациям автора методики [8].

Таким образом, ядро социальных представлений всех категорий респондентов

при достаточно высоких показателях TCP (от 78) включает:

- сокрытие содержания общения в социальных сетях;

- сокрытие игр, в которые играет в Интернете;

- проведение времени в Интернете в ущерб учебе и домашним делам;

- трудности взаимопонимания в семье.

Позицию «ситуации, когда подросток считает друзьями «френдов», которых не знает лично» как рискогенную выделили педагоги (TCP 68) и родители (TCP 92), но не сами старшеклассники, что подтверждает уже показанную во многих исследованиях тенденцию: информационная среда, ее неформальная коммуникативная составляющая становится все более референтной для подростков, причем с наибольшей тревогой эту ситуацию воспринимают родители.

Из числа медико-психологических показателей педагоги отметили только две позиции при достаточно умеренных показателях TCP (52-68): приходит на учебу сонным, несобранным» и «устойчивое снижение успеваемости. Родители отметили: жалобы на частую головную боль и высказывания о бессмысленности жизни. Подростки в качестве рискогенного отметили только высказывания о бессмысленности жизни. Таким образом, в этом блоке мы видим существенную поляризацию представлений. Объяснение этому мы находим в невысокой медико-психологической грамотности большинства респондентов, либо дефиците ценностного отношения к здоровью себя, близких.

Поведение в общественных местах: подростки вообще не отметили рискогенных показателей, связанных именно с влиянием Интернета, тогда как родители и педагоги единодушно отметили ситуации, когда подросток открыто демонстрируют причастность к различным сообществам и субкультурам (стиль одежды, прически, знаки отличия, значки и т.п.), а также сексуально-непристойное поведение (TCP (74) .

Поведение дома и внутрисемейные отношения: родители отметили только выспрашивание денег без объяснения расходов. Анализ ответов других респондентов не позволил выявить ядра их представлений.

Наиболее противоречивые, даже парадоксальные представления у респондентов относительно факторов влияния информационно-образовательной среды школы. Педагоги отмечают: противоречивые инструкции специалистов и дефицит квалификации психологических служб (медиации), у родителей в данном разделе не один из показателей не вошел в ядро, а подростки отметили только непонятность смысла заданий для выполнения в информационных средах. Коэффициент позитивных оценок (TCP) в данном блоке колеблется от 50 до 64.

Исследование не выявило существенных различий в представлениях жителей различных территорий или по уровню финансового благополучия, но в настоящее время сбор данных продолжается, при существенном увеличении выборки и перечня показателей результаты будут подвергнуты повторной обработке.

Таким образом, исследование позволило сделать следующие выводы:

1) общие представления о рисках проходят по черте демонстрируемого доверия, рационального расходования времени и показателям социального и/или личностного благополучия;

2) различия носят более выраженный, буквально поляризованный характер и отражают парадоксальные тенденции мировосприятия современных подростков; противоречивость процесса информатизации образования и разный уровень готовности родителей к управлению рисками информационного общества для подростков.

В целом, обсуждение рисков сети Интернет для детей и подростков является чрезвычайно актуальным и открывает новые горизонты для исследования кросс-культурной коммуникации в Сети и шире - различных аспектов жизнедеятельности в Интернете. Отдельно горизонтами продолжения этой работы мы видим исследование представлений педа-

РАЗДЕЛ 7. ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ПСИХИКИ: СУБЪЕКТ-СРЕДОВБТЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СУБЪЕКТНОСТЕ

гогов о рисках Интернета в зависимости от их возраста, культурных стереотипов, религиозных предпочтений, а также, трансформацию самой образовательной среды в условиях циф-ровизации образования.

Список литературы

1. Нестик Т.А., Солдатова Г.У. Представления о будущем цифровых технологий у российских студентов // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2017. Т. 2. № 1. С. 90-118.

2. Osiceanu M.E. (2015) Psychological implications of modern technologies: "technofobia" versus "technophilia". Procedia-Social and Behavioral Sciences, 180, 1137-1144.

3. Корнилова Т.В. Психология неопределенности: Единство интеллектуально-личностной регуляции решений и выборов //Психологический журнал. 2013. Т 34. № 3. С. 89-100.

4. Asmolov G.A., Asmolov A.G. (2009) From we-media to I-media: Identity transformations in the virtual world. Psychology in Russia, 2, 101.

5. Мдивани М. О. Метод исследования экопсихологических взаимодействий человека с информационной средой //Акмеология. 2017. №. 1 (61). С. 59-65.

6. Панов В.И. Информационная среда в контексте экопсихологического подхода к развитию психики: концептуальные предпосылки// XII Международная научно-практическая конференция «Психология личностно-профессионального развития: современные вызовы и риски» / Под ред. Л.М. Митиной. М.: Издательство «Перо», 2016. - С.23-27. [Электронное издание]. ISBN 978-5-906871-45-9.

7. Патраков Э.В. Подростки и интернет: реакции родителей // Сибирский психологический журнал. 2019. № 72. С. 129-144. DOI: 10.17223/17267080/72/7

8. Abric J.-C. L'analyse structurale des représentations sociales // Les méthodes des sciences humaines / Sous la dir. S. Moscovici, F. Buschini. Paris: Presses Universitaires de France, 2003. P. 375-392.

УДК 159.99

СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ61

Пошехонова Ю.В.

Ярославский государственный университет им.П.Г. Демидова, Ярославль, Россия

E-mail: yskvo@mail.ru

Аннотация. Осуществлен анализ понятия «информационные технологии». Описаны функции информационных технологий в учебном процессе, рассмотрены средства информационных технологий, достоинства и недостатки их использования.

Ключевые слова: информационные технологии, образование, мотивация учебной деятельности

MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE ORGANIZATION OF STUDENTS

' COGNITIVE ACTIVITY Poshekhonova Yu.V.

Yaroslavl state University im. P.G. Demidova, Yaroslavl, Russia E-mail: yskvo@mail.ru

Abstract. The concept of «information technologies» is analyzed. The functions of information technologies in the educational process are described, the tools of information technologies, advantages and disadvantages of their use are considered.

61 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №19-01300102.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.