человека и его индивидуальные особенности; называют адекватную ситуации угрозы эмоциональную реакцию, приводят ее аргументацию.
3. Характер представлений детей об опасности влияет на ее результат с точки зрения эмоциональной напряженности (разрешение, обострение, игнорирование), на использование активных или пассивных форм реагирования. Так, дети с адекватным представлением об опасности активно направляют ее на разрешение ситуации эмоциональной напряженности; дети с неадекватным представлением, используя активные формы реагирования, стремятся к ее обострению. К пассивной реакции на опасность склонны дети разного характера представлений.
3. В группе детей старшего дошкольного возраста выделены типы детей, различающихся между собой по степени адекватности их представлений об опасности, формой реагирования в ситуациях угрозы. Среди детей с адекватным представлением об опасности наиболее выражен тип адекватного активного разрешения, у детей с неадекватным представлением об опасности - тип неадекватного пассивного игнорирования.
4. Даны описательные характеристики наиболее выраженных типов с точки зрения тех психологических особенностей, которыми обладают дети. В дальнейшей работе, при большей выборке испытуемых остановимся на более подробном изучении других типов детей. Дополнительным параметром будет рассмотрение гендерных типических взаимосвязей.
Список литературы
1. Николаева, Л.В. Представление родителей и воспитателей о ситуациях опасности для детей дошкольного возраста / Л.В. Николаева // Аспирантские записки - 2009: сборник научных статей: в 3 ч. Ч. 3: Психолого-педагогические науки. - Череповец, 2009. - С. 3 - 9.
2. Николаева, Л. В. Способы поведения детей старшего дошкольного возраста в ситуациях опасности / Л.В. Николаева // Череповецкие научные чтения - 2010. - Череповец, 2010. - С. 170 - 173.
УДК 347.96
Н.В. Реутова
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ КАК КРИТЕРИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
В статье отражается характеристика понятий «профессиональная идентичность» и «удовлетворенность профессиональной деятельностью», приводятся различные варианты рассмотрения критериев профессиональной идентичности, исследуется роль удовлетворенности профессиональной деятельностью, выступающая в качестве критерия формирования профессиональной идентичности.
Удовлетворенность профессиональной деятельностью, профессиональная идентичность, структура профессиональной идентичности, профессиональная деятельность судебных приставов.
The paper discusses the characteristics of concepts "professional identity" and "professional satisfaction", presents various criteria of professional identity, and investigates the role of professional satisfaction considered as a criterion of professional identity maturity.
Professional satisfaction, professional identity, professional identity structure, professional activity of court enforcement officers.
Современные социальные реалии характеризуются очевидным увеличением числа правонарушений, попадающих в зону административно-правовой регуляции, содержанием которых в силу специфики своей профессиональной деятельности занимаются судебные приставы. Характеризуя актуальность профессиональной деятельности судебных приставов, следует отметить ее открытость, эмоциональную напряженность, высокую интенсивность, ненорми-рованность рабочего времени, широту социальных контактов. Все эти факторы способствуют возникновению профессионально-личностных изменений, следствием которых является снижение удовлетворенности профессиональной деятельностью.
Трудно отрицать, что низкий уровень удовлетворенности профессиональной деятельностью способствует развитию негативных экономических последствий, транслирующихся в увеличении текучести кадров. Следствием представленных явлений выступает снижение эффективности профессиональной деятельности. В данной ситуации важным является продуктивное развитие и сохранение профессиональной идентичности.
Профессиональная идентичность - сущностная психосоциальная структура, в которой сфокусированы основные отношения профессионала в меняющейся системе человек - профессия - общество [3].
Исследовательская направленность изучения
профессиональной идентичности представлена в аспектах детерминации [3], [15], генезиса [4], [5], [11], структуры [1], [3], [6], [13], [14]. При этом критериальный аспект формирования удовлетворенности профессиональной деятельностью как критерий профессиональной идентичности не выделялся. Категория критерия на методологическом уровне представлена как признак, на базе которого производится оценка, определение или классификация чего-либо [2].
В качестве критериев профессиональной идентичности выступают следующие составляющие: самоактуализация [8], [10]; социально-психологическая адаптация [9]; когнитивные, эмоциональные, поведенческие стратегии [12]; успешность деятельности [7].
Критерий профессиональной идентичности характеризует значимость для человека профессии и профессиональной деятельности как средства удовлетворения своих потребностей и развития своего индивидуального потенциала. Удовлетворенность профессиональной деятельностью наряду с состоянием самореализованности рассматривается в качестве компонента подструктуры личности профессионала, обеспечивающей профессиональную идентичность личности [11].
Объект нашего исследования - удовлетворенность профессиональной деятельностью как критерий формирования профессиональной идентичности.
Предмет нашего исследования - удовлетворенность профессиональной деятельностью судебных приставов как критерий формирования профессиональной идентичности.
Цель - изучение удовлетворенности профессиональной деятельностью судебных приставов как критерия формирования профессиональной идентичности.
В исследовании принимали участие судебные приставы (79 человек). Исследование проводилось на базе Управления Федеральной службы судебных приставов по Курской области. Для исследования удовлетворенности профессиональной деятельностью судебных приставов использовалась методика «Интегральная удовлетворенность трудом». Для исследования структуры профессиональной идентичности использовались следующие методики: «Диагностика мотивационной структуры личности» В.Э. Мильмана, «Диагностика социально-психологических установок личности в его мотивационно-потребностной сфере» О.Ф. Потемкиной, «Метод репертуарных решеток» Дж. Келли, копинг-тест «Опросник о способах копинга» Р. Лазаруса, С. Фолькмана в адаптации Т.Л. Крюковой, «Методика определения индивидуальных копинг-стратегий» Э. Хайма. Статистическая обработка проводилась с использованием пакета статистической программы StatSoft (2001).
Следуя логике нашего исследования, в результате статистического анализа показателей профессиональной идентичности судебных приставов выявлены следующие тенденции на структурном уровне.
Низкий уровень мотивации профессиональной реализации, ориентированной на власть, свидетель-
ствует об отсутствии стремления руководить, ущемлять свободу в связи с тем, что, реализуя свои профессиональные задачи, судебные приставы руководствуются судебными решениями, а не собственной инициативой. Мотивация профессиональной реализации, ориентированная на эгоизм, говорит о наличии широкого круга коммуникативных отношений, имеющих проекцию на эмоциональную сферу и проявляющихся в виде сострадания, сопереживания, создания всех условий для эффективного разрешения проблемной ситуации. Мотивация профессиональной реализации, ориентированная на деньги, транслируется в том, что, исполняя свои профессиональные задачи, судебные приставы не определяют главенствующую роль профессиональной мотивации, направленной на изъятие имущества, они призваны руководствоваться нормативно-правовыми актами.
Высокий уровень мотивации профессиональной реализации, ориентированной на результат, проявляется в виде стремления, направленного на достижение поставленной цели, что отражается на профессиональной деятельности в виде желания завершить начатое производство невзирая на возникающие трудности. Мотивация профессиональной реализации, ориентированная на альтруизм, представлена трансляцией широкого круга коммуникативных отношений, имеющих проекцию на эмоциональную сферу и проявляющихся в виде сострадания, сопереживания. Мотивация профессиональной реализации, ориентированная на свободу, представлена реализацией строгого регламента деятельности, что порождает потребность, а следом и данную мотивацию, реализующуюся в стремлении к профессиональному росту (накоплению профессионального опыта, повышению классного чина). Мотивация профессиональной реализации, ориентированная на общение, выступает как способ взаимодействия с обращающимися сторонами при осуществлении исполнительного производства, как проявление и развитие своих способностей, поддержание позитивного микроклимата группы. Мотивация, ориентированная на общую активность, которая реализуется в стремлении, направленном на повышение своего профессионального уровня, проявляется в ежегодном повышении квалификации, прохождении аттестации, специальной подготовки, направленной на выявление пригодности к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств.
Низкий уровень когнитивных продуктивных стратегий, которые представлены в виде трансляции аналитического подхода в решении профессиональных задач, способствующего выявлению источника возникших трудностей, что проецируется на профессиональной деятельности в виде желания оказать поддержку и помощь обратившемуся, а также низкий уровень когнитивных непродуктивных стратегий проявляется в осознании возможности преодоления возникших трудностей. Низкий уровень эмоциональных относительно-продуктивных стратегий свидетельствует о проявлении настороженного отношения, недоверия к окружению, об отсутствии желания
принять помощь со стороны. Низкий уровень эмоциональных непродуктивных стратегий проецируется на профессиональной деятельности в минимизации реакций самообвинения, напряженности, проявление которых противоречит этическим нормам. Низкий уровень поведенческих продуктивных стратегий свидетельствует о невозможности использовать стратегию сотрудничества для преодоления своих трудностей в связи с тем, что отмечается предпочтение самостоятельного решения проблемных ситуаций. Низкий уровень поведенческих непродуктивных стратегий представлен в виде стремления к перераспределению ответственности при решении профессиональных задач.
Высокий уровень трансляции стратегий, ориентированных на планирование решения проблемы, свидетельствует о наличии аналитического подхода при решении поставленных задач. Высокий уровень когнитивных относительно-продуктивных стратегий свидетельствует о преобладании рациональности как фактора, способствующего сохранению самообладания, необходимого при осуществлении исполнительного производства. Высокий уровень эмоциональных продуктивных стратегий представлен в виде демонстрации уверенности в нахождении выхода из трудной ситуации. Высокий уровень поведенческих относительно-продуктивных стратегий транслируется в виде реакций отвлечения, конструктивной активности, способствующих эффективному разрешению проблемной ситуации.
Результаты исследования интегральной удовлетворенности профессиональной деятельностью судебных приставов свидетельствуют о наличии низкого уровня предпочтения выполняемой работы высокому заработку. Очевиден факт осознания ценности профессиональной деятельности, что представлено в профессиональном выборе. Низкий уровень профессиональной ответственности представлен осознанием невозможности реализовать все поставленные задачи. Высокий уровень проявления интереса к работе свидетельствует о заинтересованности в процессуальном аспекте профессиональной деятельности, о возможности узнавать что-либо новое, что имеет проекцию на профессиональную деятельность в виде обмена опытом со специалистами в данной области как способ усовершенствования своей профессиональной деятельности. Высокий уровень удовлетворенности достижениями в работе выражается в реализации профессиональных задач, в осознании своей профессиональной компетенции, что проецируется на профессиональной деятельности в виде снижения количества ошибок, повышении качества выполнения профессиональных задач. Высокий уровень удовлетворенности взаимоотношениями с сотрудниками представлен в виде демонстрации внимания, уважения со стороны коллег, проявления единства в решении важных вопросов. Высокий уровень удовлетворенности взаимоотношениями с руководством выражается в виде похвалы, поощрения руководством успешного выполнения профессиональных задач.
Согласно исследовательской оценке критериальной роли в структуре профессиональной идентичности, проводилась дифференциация выборки по критериальным признакам, результатом которой явилось формирование крайних низких и крайних высоких значений по всем параметрам структуры профессиональной идентичности. Используя процедуру корреляционного анализа Спирмена, мы получили результаты взаимосвязи показателей удовлетворенности профессиональной деятельностью с низким уровнем значений структурных параметров профессиональной идентичности, которые могут быть представлены с точки зрения следующих зависимостей. Взаимосвязь показателей «интерес к работе» и «мотивация, ориентированная на альтруизм» (-0,82) характеризуется обратно пропорциональной направленностью, где строгое исполнение регламента определяет направленность профессиональной деятельности, которая представлена в потребности получения новой информации. «Удовлетворенность достижениями в работе» и «мотивация, ориентированная на творческую активность» (-0,87), а также «мотивация, ориентированная на социальную полезность» (-0,87) транслируются в том, что рост профессионального опыта, профессиональный успех определяют главенствующую позицию в профессиональной активности, в связи с чем социальная ориентированность, творческая активность занимают более низкий ранг в поле профессиональных предпочтений, что представлено в виде повышенной заинтересованности в реализации профессиональной деятельности. Взаимосвязь показателей «удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками» и «мотивация, ориентированная на власть» (0,46), а также «мотивация, ориентированная на комфорт» (0,82) характеризуется прямо пропорциональной направленностью, что проявляется в трансляции позитивного отношения к сотрудникам, которое удовлетворяет потребность в авторитете и уважении коллег, в служебном продвижении, проецируется на профессиональную деятельность в виде повышения квалификации. Взаимосвязь показателей «удовлетворенность взаимоотношениями с руководством» и «ко-пинг, ориентированный на конфронтацию» (-0,92), а также «мотивация, ориентированная на альтруизм» (-0,82) характеризуется обратно пропорциональной направленностью, где благоприятное взаимоотношение с руководством, оказание внимания с его стороны проецируется в бесконфликтном поведении, в способности контролировать свой эмоциональный фон несмотря на возникающие разногласия и в то же время влечет к минимизации альтруистических тенденций (оказанию помощи), что выражается в виде безразличного отношения к проблемам обратившихся за помощью лиц. «Удовлетворенность притязаний профессиональной деятельностью» и «мотивация, ориентированная на альтруизм» (-0,82) представлены в качестве заинтересованности в реализации своих профессиональных потребностей, что не способствует формированию стремления, которое направлено на оказание помощи окружению в ущерб собственным представлениям. «Предпочтение вы-
полняемой работы высокому заработку» и «мотивация, ориентированная на процесс» (0,30), «мотивация, ориентированная на власть» (-0,32), а также «копинг, ориентированный на конфронтацию» (-0,32) транслируются в качестве заинтересованности в специфике профессиональной деятельности, которая определяет выбор данной профессии, что представлено в строгом соблюдении должностного регламента, в минимизации конфронтационных тенденций, которые способствуют сохранению своего статуса. «Удовлетворенность условиями труда» и «мотивация, ориентированная на социальную полезность» (-0,87) транслируются в виде благоприятных отношений с членами коллектива, связанными общим делом.
Результаты взаимосвязи показателей удовлетворенности профессиональной деятельностью с высоким уровнем значений структурных параметров профессиональной идентичности могут быть описаны с точки зрения следующих зависимостей: взаимосвязь показателей «интерес к работе» и «мотивация, ориентированная на свободу» (-0,82) характеризуется обратно пропорциональной направленностью, что представлено в качестве заинтересованности в организации и в выполнении своей профессиональной деятельности, способствующей поддержанию достаточного уровня профессиональной активности. Взаимосвязь показателей «удовлетворенность достижениями в работе» и «мотивация, ориентированная на социальную полезность» (0,44), «мотивация, ориентированная на творческую активность» (0,75), «система когнитивных конструктов» (0,57) характеризуется прямо пропорциональной направленностью, где успешная реализация профессиональных задач способствует осознанию своей профессиональной значимости, а как следствие - возникновению чувства ответственности перед другими, транслирующемся в виде желания оказать помощь обратившемуся. Это соответствует тем профессиональным требованиям, которые ставит перед собой специалист. «Удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками» и «мотивация, ориентированная на социальную полезность» (0,41) представлены в виде трансляции рабочего коллектива, где профессиональная деятельность обретает единую направленность. Благоприятные отношения с членами коллектива определяют результативность деятельности при выполнении профессиональных задач. «Удовлетворенность взаимоотношениями с руководством» и «мотивация, ориентированная на эгоизм» (0,85), «мотивация, ориентированная на общую активность» (0,82), «копинг, ориентированный на конфронтацию» (0,83) определяют то, что благоприятные отношения с руководством способствуют профессиональной стабильности, где гибкий стиль руководства обеспечивает эффективное выполнение профессиональных обязанностей, а также поддержание высокого уровня профессионализма персонала, что представлено в маневренности действий в экстренных ситуациях (при нехватке времени). «Удовлетворенность притязаний профессиональной деятельностью» и «копинг, ориентированный на самоконтроль» (0,62) представлены
реализацией санкционированной профессиональной деятельности, предусматривающей строгую регуляцию своего поведения, что максимально отражено в экстренных ситуациях. Взаимосвязь показателей «удовлетворенность притязаний профессиональной деятельностью» и «мотивация, ориентированная на общую активность» (-0,89) характеризуется обратно пропорциональной направленностью, где регламентированность деятельности регулирует профессиональную активность, которая представлена адекватным восприятием поставленных профессиональных задач. «Предпочтение выполняемой работы высокому заработку» и «мотивация, ориентированная на труд» (-0,88) представлены в виде отсутствия явной заинтересованности в реализации профессиональных задач, что снижает потребность ротации в профессиональной сфере. Взаимосвязь показателей «предпочтение выполняемой работы высокому заработку» и «мотивация, ориентированная на общую активность» (0,87) характеризуется прямо пропорциональной направленностью, где удовлетворение, получаемое от реализации профессиональной деятельности, непосредственным образом определяет выбор рационального подхода, расставляющего приоритеты при определении локуса профессиональной активности. «Удовлетворенность условиями труда» и «мотивация, ориентированная на эгоизм» (0,89) свидетельствуют о принятии устройства организации, которое не исключает чрезмерное обращение за помощью к коллегам в целях снижения личной нагрузки. Взаимосвязь показателей «удовлетворенность условиями труда» и «копинг, ориентированный на конфронтацию» (-0,89) характеризуется обратно пропорциональной направленностью, что представлено в виде трансляции позитивного микроклимата группы, а также достаточной организацией рабочего пространства, обеспечивающей контроль за эмоциональной и поведенческой сферами.
Таким образом, наиболее выражена взаимосвязь удовлетворенности профессиональной деятельностью с компонентами мотивационного и поведенческого блоков профессиональной идентичности, наименее -с компонентами когнитивного блока. Взаимосвязь удовлетворенности профессиональной деятельностью с мотивационным, поведенческим, когнитивным блоками обеспечивает такие условия формирования профессиональной идентичности, при которых успешная реализация профессиональных задач способствует осознанию своей профессиональной значимости, и как следствие - возникновению чувства ответственности перед другими, транслирующегося в виде желания оказать помощь обратившемуся, что соответствуют тем профессиональным требованиям, которые ставит перед собой специалист. Реализуя санкционированную профессиональную деятельность, судебный пристав осуществляет строгую регуляцию своего поведения, что максимально проявляется в экстренных ситуациях. Достаточно сформированное представление о структуре и функционале профессиональной деятельности обеспечивает эффективное выполнение профессиональных обязанностей.
Список литературы
1. Вороцкая, И.Ю. Профессиональная идентичность бортпроводников: структура и особенности: дис. ... канд. психол. наук / И.Ю. Вороцкая. - М., 2005.
2. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин. - Мн., 1998.
3. Ермолаева, Е.П. Психология социальной реализации профессионала / Е.П. Ермолаева. - М., 2008.
4. Завалишина, Д.Н. Субъектно-динамические аспекты профессиональной деятельности (психология субъекта) / Д.Н. Завалишина // Психологический журнал. - 2003. -№ 6. - Т. 24. - С. 5 - 15.
5. Заковоротная, М.В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты / М.В. Заковоротная. - Ростов-на-Дону, 1999.
6. Кумырина, Ю.А. Социально-психологический компонент профессиональной идентичности студентов-юристов: дис. ... канд. психол. наук / Ю.А. Кумырина. - Ярославль, 2005.
7. Магидович, М.Л. Профессиональная идентичность художника / М.Л. Магидович // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2004. - № 3. - Т. VII. - С. 139 -152.
8. Налчаджян, А.А. Социально-психическая адаптация
личности (формы, механизмы и стратегии) / А.А. Налчаджян. - Ереван, 1988.
9. Никишина, В.Б. Социально-психологическая адаптация как критерий развития карьеры / В.Б. Никишина, Е.А. Петраш // О развитии и совершенствовании учреждений органов по делам молодежи: материалы Всерос. научно-практ. конференции. - Курск, 2007. - С. 83 - 88.
10. Парыгин, Б.Д. Основы социально-психологической теории / Б.Д. Парыгин. - М., 1971.
11. Поваренков, Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека / Ю.П. Поваренков. - М., 2002.
12. Сосновская, А.М. Журналист: личность и профессионал (психология идентичности) / А.М. Сосновская. -СПб., 2005.
13. Хамитова, И.Ю. Развитие профессиональной идентичности консультанта / И.Ю. Хамитова // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2000. - № 1. - С. 10 -16.
14. Шеффер, Б. Социальная идентичность и групповое сознание как медиаторы межгруппового поведения / Б. Шеффер, Б. Шледер // Иностранная психология. - 1993. - № 1. - Т. 1. - С. 74 - 84.
15. Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность: монография / Л.Б. Шнейдер. - М., 2001.
Й
АНОНСЫ КОНФЕРЕНЦИИ ЧЕРЕПОВЕЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
6 - 8 октября 2011 г. на базе Череповецкого государственного университета совместно с Череповецким отделением Российского общества интеллектуальной истории пройдет конференция «Феномен индустриального города в контексте истории».
Приглашаем принять участие в конференции специалистов по отечественной и всеобщей истории, источниковедов и специалистов в области вспомогательных исторических дисциплин, а также филологов, социологов, политологов, культурологов, философов, искусствоведов и других ученых и представителей общественных организаций.
Основные темы конференции:
1. Типология городов - российский и европейский контекст.
2. Индустриальный vs аграрный город.
3. Индустриальный vs столичный город.
4. Благоустройство и социальная инфраструктура индустриального города: российский и европейский опыт.
5. Экологические проблемы индустриальных городов: от истории к современности.
6. Общие и частные вопросы истории российских индустриальных городов: механизмы власти, политические и экономические структуры, конфессиональная организация, социальная, образовательная, культурная и лингвокультурная среда.
7. Urban Studies: история и перспективы развития.
8. Городской социально-культурный сервис и туризм.
9. Образ индустриального города в произведениях искусства.
Контактная информация: 162600 Вологодская обл., г. Череповец, пр. Луначарского, 5. Череповецкий государственный университет, кафедра истории. Ольга Юрьевна Солодянкина, д-р ист. наук, проф. Тел. 8(8202) 51 - 80 - 61, е-mail: [email protected]