№ 1 - 2007 г. 22.00.00 социологические науки
УДК 378.14-057.875
Удовлетворенность первокурсников процессом обучения в вузе
А. В. Андриенко
Сибирский государственный технический университет (г. Красноярск)
Были проведены исследования среди 80 первокурсников гуманитарного факультета. 95 % студентов подтвердили существенные различия между учебой в вузе и в общеобразовательном учебном заведении. Некоторые студенты (22 %) отмечают недостаточную эмоциональную поддержку со стороны преподавателей. Около 80 % студентов ожидают более четких и конкретных указаний при выполнении самостоятельных и даже творческих работ. Студенты хотели бы получать более четкие советы относительно рекомендуемых литературных источников, написания выводов, приемов проведения анализа. Вместе с потребностью и стремлением к саморегулируемому учению студенты испытывают необходимость в помощи преподавателей.
Ключевые слова: инициативность обучающихся, удовлетворенность учебнообразовательной деятельностью
Современное состояние системы высшего образования характеризуется широким внедрением инновационных форм и методов обучения студентов, которое невозможно без поиска эффективных критериев оценки деятельности учебных заведений. Наряду с объективными и ставшими уже традиционными критериями: академическая успеваемость студентов, участие их в научно-исследовательских проектах, трудоустройство выпускников по специальности и др., все более значимыми становятся предпочтения абитуриентами того или иного учебного заведения. В основе данной тенденции лежит конкуренция вузов на фоне демографических проблем российского общества и рыночных отношений в сфере образовательных услуг.
В социально-психологическом аспекте студенчество по сравнению с другими группами населения отличается наиболее высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации. В то же время студенчество - социальная общность, характеризуемая наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. Учет этой особенности студенчества лежит в основе отношения преподавателя к каждому студенту как партнеру педагогического общения, интересной для преподавателя личности. В русле личностно-деятельностного подхода студент рассматривается как активный, самостоятельно организующий свою деятельность субъект педагогического взаимодействия [1].
В социологических исследованиях, касающихся удовлетворенности субъекта какой-либо социальной деятельностью, структура самой удовлетворенности очень часто рассматривается с учетом анализа структуры мотивов или факторов удовлетворенности. В этом случае удовлетворенность деятельностью разделяется по определенному основанию на структурные составляющие, каждая из которых может представлять один или несколько факторов удовлетворенности. Вместе с тем уровень удовлетворенности учебнообразовательной деятельностью зависит от результата представлений о выбранном вузе, будущей специальности и социального статуса российского студента и соответствующих ожиданий.
На этом этапе формирования удовлетворенности учебой абитуриенту важно осознавать уровень престижности его вуза и будущей профессии в обществе по сравнению с другими вузами и профессиями. Студенту необходимо видеть ценность и значимость своей учебы для общества, чувствовать в связи с этим уверенность в будущем и надеяться на признание его достижений на социальном уровне. Такое признание может отражаться в сознании индивида с ориентацией на различные социальные индикаторы: уровень заработной платы, положительное общественное мнение относительно его будущей профессии как вида деятельности. При этом нужно учитывать, что низкая удовлетворенность учебой при ожидании успеха может свидетельствовать не только об отрицательном отношении к учебно-образовательному процессу и его условиям, но и об активной жизненной позиции студента, а высокая удовлетворенность учебой - о равнодушии человека к учебе, о низком уровне притязаний, социальной апатии.
Таким образом, удовлетворенность, "выступая в роли критерия эффективности управления образовательным процессом в вузе, дает возможность оценить соответствие функционирования вуза социальным ожиданиям студентов, определить возможные "болевые" точки, которые не позволяют ему действовать более эффективно" [2].
По нашему мнению, ожидания первокурсников и удовлетворенность учебнообразовательной деятельностью имеет сложную трехкомпонентную структуру. Перед преподавателями и администрацией конкретного вуза стоит важная задача - создать условия для обучения, отвечающие не только личностным потребностям студентов, но и обеспечивающие профессиональное становление будущего специалиста.
Первый компонент - это удовлетворенность социальным статусом учебного заведения. Он связан с гласным или негласным рейтингом престижности учебного заведения, в котором обучается студент (институт, академия, университет; государственный или негосударственный вуз).
Второй компонент - удовлетворенность выбранной профессией и специальностью. Для первокурсников он связан с идеализацией будущей профессиональной сферы; степень удовлетворенности корректнее было бы определять, по нашему мнению, после прохождения учебно-ознакомительных и производственных практик.
Третий компонент - удовлетворенность организацией учебно-воспитательного процесса в вузе. Он проявляется в соответствии ожиданий и удовлетворенности конкретной учебнообразовательной ситуацией, например, содержанием учебного предмета, технологией его преподавания и др.
Эмпирическую картину состояния ожиданий и степени удовлетворенности учебной деятельностью у студентов первого курса гуманитарного факультета Сибирского государственного технологического университета (СибГТУ), специальностей 030301
(Психология) и 040101 (Социальная работа), мы получили в результате проведения двух анкет. Всего в опросе участвовало около 80 человек.
Первая анкета выявляла особенности организации учебно-воспитательного процесса в вузе и степень удовлетворенности ею студентов, вторая была направлена на становление корпоративной культуры гуманитарного факультета, а, следовательно, и университета. Приобретенные знания могут помочь преподавателям, кураторам, работникам деканата оптимизировать сложившуюся систему подготовки специалистов.
Результаты опроса показали следующее: 95 % студентов подтвердили существенные различия между учебой в вузе и в общеобразовательном учебном заведении (отсутствие жесткого контроля со стороны преподавателей; повышение требований со стороны родных; свободное взаимодействие с преподавателями; новый режим деятельности; большая доля самостоятельной работы; новые, высокие требования в отношении мыслительной деятельности).
Эти отличительные черты связаны с реально действующими условиями обучения, такими как планирование и распределение собственного времени; переключение внимания во время лекционных занятий (одновременное конспектирование, выделение главного, существенного в материале лекции). Некоторые студенты (22 %) отмечают недостаточную эмоциональную поддержку со стороны преподавателей (отсутствие качественного анализа выполняемых работ, психологической поддержки, взаимопонимания, доверия, эмоционального отклика). Около 80 % студентов ожидают более четких и конкретных указаний при выполнении самостоятельных и даже творческих работ.
Студенты хотели бы получать более четкие советы относительно рекомендуемых литературных источников, написания выводов, приемов проведения анализа. Только 12 % опрошенных нами студентов считают, что данные советы по организации работы характерны для общеобразовательной школы, а в вузе они снижают инициативность обучающихся, их индивидуальный стиль деятельности. Лишь 32 % студентов используют для планирования записи в календарях или записных книжках. Около 30 % студентов-первокурсников довольны своей академической успеваемостью. 42 % опрошенных недовольны ранним временем начала занятий (8.00 ч.) и большой продолжительностью занятий (до восьми академических часов), маленькими переменами между занятиями (15 мин). Около половины респондентов хотели бы получать дополнительные консультации в течение семестра от преподавателей, работников деканата и куратора.
Многие студенты, начиная с первых дней обучения в вузе, предпочитают создавать собственную библиотеку, приобретая печатные издания университета и учебную литературу. Хотя фонды библиотеки СибГТУ достаточны (более 1 млн. единиц специальной литературы), студенты гуманитарных специальностей стремятся иметь специальную литературу у себя дома.
Одним из самых острых вопросов остается организация питания в университете. Более половины первокурсников не устраивают очереди в буфеты и столовую, а также ассортимент комбината питания.
Благодаря эффективной работе кураторов и привилегированным положением гуманитарного факультета, а, следовательно, и особенностью специальностей в техническом вузе студенты признают высокий статус родного вуза среди других вузов города.
Данные опроса и их анализ приводят к следующим выводам.
Студенты имеют достаточно адекватное сознание особенностей учения в вузе и связывают его специфику с возросшей самостоятельностью. Преимущественная фиксация большинством студентов этого свойства учения в вузе свидетельствует о потребности в свободной, жестко не программируемой во всех ее проявлениях учебной активности. Свобода является важнейшим условием становления самоактуализирующейся, творческой личности. Таким образом, обеспечивая свободу выбора в процессах достижения удовлетворенности процессом обучения в вузе, общество, с одной стороны, обеспечивает удовлетворение потребностей личности, с другой - создает условия для самовоспитания ответственности у студентов.
Однако вместе с потребностью и стремлением к саморегулируемому учению студенты испытывают необходимость в помощи преподавателей. Она не всегда ими четко дифференцируется и квалифицируется. Особенно острой она становится в отношении к наиболее активным методам учебной деятельности - реферированию, конспектированию, письменному высказыванию, эссе, дискуссии, задачам освоения приемов мышления.
Некоторые студенты не признают регламентации в учебной деятельности, считая, что повышение эффективности учения - это результат практической выработки индивидуального стиля, но и эта крайняя позиция по сравнению с ожиданием постоянной и непосредственной помощи преподавателя. Наблюдается потребность студентов в комфортных условиях обучения (эстетические требования к аудиториям; организация работы комбината питания и библиотеки).
Вместе с тем многие студенты идеализируют образ преподавателя, ожидая от него не только и не столько профессиональных знаний, интересной и полезной информации, но, прежде всего, несколько иных, чем в общеобразовательных школах взаимоотношений (сотрудничество, понимания, принятия), поскольку учебное взаимодействие проявляется в сотрудничестве как в форме совместной, направленной на достижение общего результата деятельности и общения.
Список литературы
1. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. - М. : Логос, 2005. - 384 с.
2. Спасский, А. С. Структура удовлетворенности учебой студента вуза / А. С. Спасский // Инновации в образовании. - 2002. - N 1. - С. 50-59.
3. Фокин, Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели, содержание, творчество / Ю. Г. Фокин. - М. : Изд. центр "Академия", 2002. - 224 с.