Научная статья на тему 'Фактор «Семейной профессиональной традиции» в адаптации студентов первокурсников медицинского факультета'

Фактор «Семейной профессиональной традиции» в адаптации студентов первокурсников медицинского факультета Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
477
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ / МЕДИЦИНСКАЯ ПРОФЕССИЯ / ОБУЧЕНИЕ / АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТА / FAMILY PROFESSIONAL TRADITIONS / MEDICAL PROFESSION / EDUCATION / ADAPTATION OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жернакова Нина Ивановна, Бабинцев Валентин Павлович, Лебедев Тихон Юрьевич, Фесенко Эльвира Витальевна, Жернаков Евгений Владиславович

В статье проанализировано влияние семейных профессиональных традиций на цели поступления в вуз, восприятие студентами врачебной специальности, их адаптацию к изучению медицинской профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Жернакова Нина Ивановна, Бабинцев Валентин Павлович, Лебедев Тихон Юрьевич, Фесенко Эльвира Витальевна, Жернаков Евгений Владиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTOR OF FAMILY PROFESSIONAL TRADITION IN ADAPTATION OF FIRST YEAR STUDENTS OF MEDICAL FACULTY

The influence of family professional traditions on goals of admission to medical faculty, students' insight into medical specialty, their adaptation to studying of medical profession is analyzed.

Текст научной работы на тему «Фактор «Семейной профессиональной традиции» в адаптации студентов первокурсников медицинского факультета»

УДК 378:61-0555/7-028.78

ФАКТОР «СЕМЕЙНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ»

В АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОКУРСНИКОВ МЕДИЦИНСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

© Нина Ивановна ЖЕРНАКОВА

Белгородский государственный университет, г. Белгород, Российская Федерация, доктор медицинских наук, профессор, декан медицинского факультета, e-mail: osmanov@bk.ru

© Валентин Павлович БАБИНЦЕВ Белгородский государственный университет, г. Белгород, Российская Федерация, доктор медицинских наук, профессор кафедры социальных технологий, e-mail: osmanov@bk.ru

© Тихон Юрьевич ЛЕБЕДЕВ Белгородский государственный университет, г. Белгород, Российская Федерация, кандидат медицинских наук, доцент кафедры внутренних болезней № 2, e-mail: osmanov@bk.ru

© Эльвира Витальевна ФЕСЕНКО Белгородский государственный университет, г. Белгород, Российская Федерация, студент медицинского факультета, e-mail: osmanov@bk.ru © Евгений Владиславович ЖЕРНАКОВ Белгородский государственный университет, г. Белгород, Российская Федерация, врач-интерн института последипломного медицинского образования, e-mail: osmanov@bk.ru

© Илья Олегович ГОЛОВЧЕНКО Белгородский государственный университет, г. Белгород, Российская Федерация, студент медицинского факультета, e-mail: osmanov@bk.ru

В статье проанализировано влияние семейных профессиональных традиций на цели поступления в вуз, восприятие студентами врачебной специальности, их адаптацию к изучению медицинской профессии.

Ключевые слова: профессиональные семейные традиции; медицинская профессия; обучение; адаптация студента.

Качество профессионального образования студентов-медиков в значительной мере зависит от степени и темпов их адаптации в вузе. В силу данного обстоятельства значимость проблемы адаптации студентов-первокурсников к учебе не только подтверждается практическим опытом, но и отмечается целым рядом авторитетных исследователей [1-3]. При этом под адаптацией мы понимаем процесс приспособления студента к вузовской образовательной среде, выражающийся в согласовании их интересов с интересами других факторов.

Управление процессом адаптации первокурсников предполагает исследование факторов, способных наиболее существенно влиять на ход этого процесса [4]. К числу таких факторов относится наличие в семье медработников, свидетельствующее о формировании или продолжении трудовой династии. Данный фактор мы можем определить как «фактор профессиональной семейной

традиции». Его значимость логически вытекает из положения о том, что адаптация означает обеспечение устойчивости, традиционности, повторяемости социального и профессионального опыта.

Вполне естественным является предположение, что родственники - медицинские работники - способны участвовать в профессиональной ориентации будущих студентов, помочь первокурснику избежать ошибок, связанных с недооценкой роли фундаментальных дисциплин в становлении будущего врача, а также упорядочить поток информации, который обрушивается на молодого человека после поступления в вуз. Однако в социально-экономических условиях современной России влияние семейных традиций на выбор медицинской специальности неоднозначно и, в определенной степени, противоречиво. Так, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и компании НеаЖи^ег, 60 % ме-

дицинских работников не хотят, чтобы дети пошли по их профессиональным стопам, при этом 63 % от этой категории опрошенных высказались за необходимость существования профессиональных династий [5]. Необходимость выяснения всех аспектов влияния фактора «профессиональной семейной традиции» востребует диагностику адаптационного процесса студентов медиков.

Материал и методы

С целью изучения адаптации первокурсников к обучению на медицинском факультете Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (ФГАОУ ВПО «БелГНИУ»), в ноябре 2010 г. был проведен анонимный анкетный опрос по специально разработанной анкете. Вопросы анкеты позволяли изучить цели и причины выбора данного учебного заведения, а также некоторые особенности адаптации первокурсников к учебному процессу в вузе, с учетом наличия медицинских работников в семье респондентов.

В опросе приняли участие 148 студентов, из них по специальности «Лечебное дело» обучалось 126 студентов (85,14 %), специальности «Педиатрия» - 22 студента

(14,86 %). Соотношение обследованных по полу было следующим: юноши - 48 человек (32,43 %), девушки - 100 человек (67,57 %). Медицинские работники в семье были у 58 человек (39,19 % опрошенных), в т. ч. отец и / или мать - у 40 респондентов (27,03 % опрошенных). 90 человек наличие в семье медицинских работников отрицали (60,81 %). В зависимости от наличия медработников в семье все респонденты были разделены на две группы: первая - 58 человек, у которых в семье были медицинские работники, вторая -90 студентов, у которых медицинские работники в семье отсутствовали. Результаты анкетирования обрабатывались статистически, различия считались достоверными при вероятности ошибки I рода менее 5 % (р < 0,05). Для абсолютных значений менее 10 расчет экстенсивных и интенсивных показателей не производился.

Результаты исследования

Анализ целей поступления на медицинский факультет показал, что, независимо от

наличия в семье медицинских работников, основной среди них было получение знаний. Причем доля студентов, указавших эту причину, среди респондентов первой и второй группы различалась статистически незначимо (67,24 и 74,44 %, соответственно, р > 0,05). Другие цели поступления (обеспечение перспективы трудоустройства, получение диплома, оправдание ожидания родителей, желание завести друзей, выйти замуж и т. п.) в обеих группах встречались редко, в общей сложности на все эти причины указало 32,76 и 25,56 % респондентов, соответственно (р > 0,05). Следовательно, для большинства будущих медиков приоритетное значение имеет обучающая, а не социализирующая функция вуза. И на данный выбор фактор «семейной профессиональной традиции» не оказывает заметного влияния.

В пользу этого также свидетельствует то, что в обеих группах респондентов наиболее частой причиной выбора места учебы было наличие в университете необходимой специальности. Так, в первой группе на нее указало 32,76 % опрошенных, во второй - 41,11 % (р > 0,05). Второй по значимости причиной выбора университета был престиж вуза на рынке предоставления образовательных услуг. В первой группе из этих соображений обучение в вузе предпочло также 32,76 % опрошенных, во второй - 31,11 % (р > 0,05). Другие причины выбора места учебы (близость университета к дому, желание родите -лей, низкий проходной балл, приемлемая стоимость обучения, наличие друзей - студентов этого факультета, совет учителей, отсутствие информации о других вузах и т. п.) встречались в единичных случаях. В общей сложности на эти причины указало 29,31 % опрошенных первой и 25,56 % - второй группы (р > 0,05). Затруднилось с ответом на вопрос о причинах выбора именно этого учебного заведения 3 человека первой и 2 -второй группы.

Большая роль престижа вуза при выборе места учебы вполне соответствует современным тенденциям развития высшего профессионального образования, которые обусловлены ростом конкуренции на рынках труда и образовательных услуг. Потенциальные абитуриенты и их родители все больше ориентируются на обучение в вузе, способном создать условия для последующего успешного

трудоустройства. При этом престиж учреждения ВПО рассматривается как условие обеспечения конкурентоспособности выпускника, а имиджевые составляющие образования приобретают особое значение.

Анализ причин выбора будущей профессии также не выявил статистически значимого влияния на него «фактора семейной профессиональной традиции». В обеих группах анкетируемых врачебная специальность была выбрана по причине наличия интереса к медицине. Не нее указало 77,59 и 82,22 % студентов первой и второй групп соответственно (р > 0,05). Роль других причин выбора будущей профессии (ее престижность, перспектива хорошего заработка, желание родителей, совет знакомых, пример друзей) была минимальна. В общей сложности эти причины мотивировали выбор врачебной специальности соответственно 22,41 и 17,78 % студентов первой и второй групп (р > 0,05). Два студента первой группы затруднились с ответом на этот вопрос анкеты. Тем не менее, результаты исследования позволяют говорить о тенденции к большему интересу к медицине у студентов второй группы, не имеющих в семье медиков, по сравнению с респондентами первой группы.

Данную тенденцию можно объяснить тем, что исторически сложившееся в нашей стране скудное финансирование системы здравоохранения, которое долгие годы осуществлялось по остаточному принципу, социальная незащищенность большинства медицинских работников, работающих в бюджетной сфере и обязанных, по этическим соображения, всегда ставить интересы больного на первое место, тяжелые, подчас вредные условия труда снижают интерес к медицине у молодых людей, которые уже в семьях знакомятся со многими сложностями профессии. В то же время эти молодые люди сравнительно комплиментарно воспринимают именно «внешние» атрибуты профессии, имеющие утилитарное значение. Кроме того, они не сопротивляются влиянию близких, вполне естественно желающих увидеть в своих детях продолжателей семейной традиции.

При анализе значения, которое первокурсники придают врачебной специальности, выяснилось, что студенты второй группы, не имеющие в семье медицинских работников, чаще респондентов первой группы рассмат-

ривали получение этой профессии, как реализацию их возможности помогать людям (в 46,67 и 25,86 % случаев соответственно; р < 0,05). В то же время, наблюдалась отчетливая тенденция (р > 0,05) более частого восприятия профессии врача как призвания и смысла жизни у студентов первой группы, по сравнению со студентами второй. Так, призванием врачебную специальность считали 29,31 и 23,33 % студентов 1 и 2 группы, смыслом жизни - 20,69 и 14,44 % соответственно (р > 0,05).

По-видимому, первокурсники, в семье которых отсутствовали медицинские работники, подходили к выбору врачебной специальности, исходя из общих гуманитарных (в чем-то идеализированных) представлений, рассматривая ее как абстрактную возможность помощи людям. Для студентов первой группы типичен более реалистичный подход. В пользу этого также свидетельствовало, что в первой группе студенты чаще всего воспринимали профессию врача как призвание (29,31 % случаев; I ранг), во второй - как возможность помогать людям (46,67 % случаев; I ранг). Следовательно, фактор «профессиональной семейной традиции» в данном случае мотивирует молодого человека преимущественно профессионально, в то время как его отсутствие - гуманитарно.

Влияния наличия в семье медицинских работников на удовлетворенность студентов поступлением на факультет не было выявлено. Полностью реализованными свои ожидания от поступления в вуз считали 25,86 и 24,44 % студентов первой и второй группы (р > 0,05), в основном реализованными -

51,72 и 62,22 % соответственно (р > 0,05).

Основной причиной, по которой не оправдывались ожидания студентов от поступления, в обеих группах была необходимость усвоения большого количества учебного материала. В первой и второй группах на эту причину указывало 29,31 и 21,11 респондентов на 100 опрошенных соответственно (р > 0,05). При этом полностью готовыми к учебе в вузе считали себя 25,86 % студентов первой и 37,78 % - второй группы (р > 0,05), в основном готовыми - 56,90 и 54,44 % соответственно (р > 0,05).

По нашему мнению, выявленные в данном случае тенденции, в значительной степени объясняются спецификой мотивирую-

щего воздействия фактора «семейной профессиональной традиции». Его воздействие на студентов первой группы позволяет им более реалистично представить трудности обучения и вполне адекватно оценить уровень собственной готовности. В то же время гуманитарно-ориентированные студенты второй группы излишне оптимистичны в самооценке своей готовности к обучению. Показательно в данной связи и то, что адаптацией к требованиям преподавателей вуза было озабочено 10 респондентов первой и 5 респондентов второй группы.

Иные сложности, как возникающие в связи с особенностями обучения врачебной специальности (привыканием к графику учебы, правилам ношения одежды, особенностям организации учебного процесса в лечебных учреждениях), так и имеющие социально-бытовой характер (связанные с распространением корпоративной продукции, необходимостью выстраивать отношения с однокурсниками, питанием в столовых и буфетах) играли в жизни студентов первокурсников незначительную роль и встречались в единичных случаях. В общей сложности на эти трудности указывало 17,24 и 26,67 % респондентов соответственно. И в данном случае выявленные различия мы связываем с влиянием фактора «семейной профессиональной традиции». Его профессионализирующее воздействие на молодых людей, относящихся к первой группе, заставляет их глубже понимать значимость трудностей профессионально-обучающего характера, в то время как респонденты второй группы концентрируют свое внимание преимущественно на проблемах социально-бытового содержания.

В ходе анализа удовлетворенности студентов различными аспектами студенческой жизни обращало на себя внимание следующее. Студенты второй группы чаще, чем студенты первой, были полностью удовлетворены отношением преподавателей, взаимоотношениями с кураторами, а также предоставленными возможностями участия в общественных, спортивных и творческих мероприятиях. Так, отношением преподавателей в полной мере было удовлетворено 32,76 студентов первой и 52,22 студентов второй группы (из расчета на 100 опрошенных; р < 0,05). Взаимоотношения с курато-

рами полностью удовлетворяли 46,55 и 63,33 студента на 100 опрошенных соответственно (р < 0,05), предоставленные возможности участия в различных мероприятиях - 25,86 и

42.22 студентов соответственно (р < 0,05). По-видимому, ориентированные наиболее профессионально студенты, имеющие в семье медицинских работников, характеризуются завышенными, по сравнению со студентами второй группы, ожиданиями в отношении этих аспектов студенческой жизни. И, следовательно, реже были в полной степени удовлетворены ими.

В отношении удовлетворенности другими аспектами студенческой жизни (графиком учебы, ее содержанием, взаимоотношениями с однокурсниками, обеспеченностью учебной литературой, оснащенностью аудиторий, условиями и качеством питания, условиями проживания в общежитии), статистических значимых различий между студентами первой и второй группы не было выявлено (р > 0,05).

Как и ожидалось, к решению проблем, возникающих у студентов первокурсников, чаще всего привлекались кураторы, причем наличие в семье медработников в данном случае не оказывало существенного влияния. Так, за помощью к кураторам, в первую очередь, обращалось 24,14 и 34,44 % опрошенных первой и второй групп, соответственно (р > 0,05). На втором месте по вовлеченности в решение проблем студентов находятся преподаватели, ведущие занятия по изучаемым дисциплинам, к ним, в первую очередь, обращалось 24,14 и 24,44 % респондентов первой и второй групп, соответственно (р > 0,05). На третьем - однокурсники. К решению своих проблем их привлекало 18,97 и

22.22 % опрошенных. Другие контрагенты в решение проблем первокурсников вовлекались в единичных случаях. Помимо этого,

5 студентов первой и 4 - второй группы заявили, что решают свои проблемы самостоятельно, еще 6 первокурсников первой и 4 -второй группы затруднились с ответом на этот вопрос.

При анализе влияния фактора «семейной профессиональной традиции» на информированность о различных аспектах студенческой жизни выяснилось, что в обеих группах студенты считали себя наиболее полно информированными о требованиях к поведе-

нию и форме одежды студентов. Однако студенты первой группы оценивали свою осведомленность в этом вопросе более критично, чем студенты второй группы. Так, если в первой группы полностью информированными себя считали 68,97 % респондентов, то во второй - 83,33 % (р < 0,05). Студенты первой группы также были лучше информированы о студенческом самоуправлении на факультете, на полную или частичную информированность в этом вопросе указало 72,41 % респондентов первой, 48,89 % - второй группы (р < 0,05). Осведомленность первокурсников о других аспектах студенческой жизни практически не зависела от наличия в семье медицинских работников, различия в долях студентов, полностью или частично информированных об этих аспектах студенческой жизни не превышали нескольких процентов и были статистически незначимыми (р > 0,05).

Более того, результаты анкетирования свидетельствовали, что в обеих группах лишь немногим более половины студентов считали себя полностью информированными

об указанных аспектах студенческой жизни. Так, о координатах кафедры, куратора, деканата полное представление имело 55,17 и 56,67 % студентов первой и второй группы, соответственно (р > 0,05). Хорошо знакомыми с требованиями к знаниям студентов на зачетах и экзаменах себя считали 53,45 и

58,89 % респондентов (р > 0,05), правами и обязанностями студентов 51,72 и 62,22 % (р > 0,05), со своей будущей специальностью

51,72 и 54,44 % (р > 0,05), соответственно. Полное представление об условиях оплаты за обучение имело 46,55 и 56,67 % опрошенных (р > 0,05), о работе библиотек БелГУ - 46,55 и 50,00 % (р > 0,05). Последнее объясняется, скорее всего, сравнительно редким обращением студентов в библиотеку при линейном расписании занятий, их неудовлетворенностью обеспеченностью литературой, а также наличием доступа к альтернативным источникам информации (лекционный материал, интернет и др.). Причем, наличие в семье медицинских работников не оказывало значимого влияния на эти показатели.

По остальным аспектам студенческой жизни доля хорошо информированных студентов, имеющих полное представление по тому или иному вопросу, в обеих группах

была еще меньше. Так, на наличие полного представления о традициях и истории медицинского факультета указало 20,69 и 20,00 % опрошенных первой и второй группы соответственно (р > 0,05), о работе клиники лечебно-профилактической медицины 18,97 и 21,11 % соответственно (р > 0,05). Причем доля студентов первокурсников НИУ «БелГУ», имеющих различные хронические заболевания, была примерно в 2 раза выше и составляла 44,46 % от всех студентов-перво-курсников. Сравнительно небольшая доля студентов имела полное представление о правилах получения и проживания в общежитии (20,69 и 20,00 % соответственно; р > 0,05). Скорее всего, это было связано с тем, что в студенческих общежитиях БелГУ проживало только 16,22 % опрошенных.

Информационные потребности студентов медицинского факультета мало зависят от влияния «семейного профессионального фактора». В обеих группах студенты больше всего были заинтересованы в получении дополнительной информации, способной помочь им в учебе (48,28 и 47,78 на 100 респондентов первой и второй групп, соответственно). Отмечается тенденция к меньшей озабоченности студентов первой группы, по сравнению со второй, получением дополнительной информации о защите прав, правах и обязанностях студентов. Однако это тенденция не достигла статистического порога достоверности, дополнительные сведения по этим вопросам хотело получить 22,41 и 30,00 респондентов из расчета на 100 опрошенных; (р > 0,05).

Вопросами организации студенческого досуга интересовалось 22,41 и 24,44 на 100 опрошенных студентов первой и второй группы. Вопросы участия в научно-исследовательской работе интересовали 20,69 и 20,00 студентов из расчета на 100 опрошенных первой и второй группы, что подтверждает независимость этой информационной потребности от наличия медицинских работников в семье студентов первокурсников медицинского факультета.

Но в ходе исследования была выявлена более выраженная потребность в информации о решении жилищных проблем у студентов первой группы, по сравнению со второй. Так, на желание получить дополнительные сведения по этому вопросу указало 22,41

студентов первой и 11,11 студентов второй группы из расчета на 100 опрошенных. Однако эта тенденция также не достигла статистического порога достоверности (р > 0,05).

Анализ информированности первокурсников медицинского факультета НИУ «Бел-ГУ» о работе университетских кружков и клубов также не выявил статистически значимых различий между студентами первой и второй группы. Так, лучше всего студенты первой и второй групп были знакомы с деятельностью университетского Клуба веселых и находчивых (34,48 и 37,78 студентов на 100 опрошенных, соответственно; р > 0,05). Студенты обеих групп довольно часто знали о работе спортклуба НИУ «БелГУ» (31,03 и 25,56 на 100 опрошенных, соответственно; р > 0,05), а также о деятельности научных кружков (27,59 и 25,56 на 100 опрошенных, соответственно; р > 0,05). При сравнении информированности студентов о деятельности университетских кружков «музыкально-танцевального» направления (различные хореографические коллективы, духовой оркестр НИУ «БелГУ», коллективы эстрадной песни) обращало на себя внимание наличие тенденции к большей осведомленности студентов второй группы по этому вопросу, по сравнению с первой. Так, в первой группе знакомство с кружками этого направления подтвердило 27,59, а во второй - 40,00 на 100 опрошенных (р > 0,05). О работе других университетских кружков и клубов (факультетские клубы, студенческий театр, клуб ООН, клуб интернациональной дружбы и др.) студенты знали сравнительно редко. В общей сложности на знакомство с ними указало 18,97 и 16,67 на 100 опрошенных студентов первой и второй групп; (р > 0,05). Кроме того, обращало на себя внимание, что в первой и второй группах 25,86 и 22,22 студента на 100 опрошенных, полностью отрицали наличие какой-либо информации о работе университетских кружков и клубов.

Анализ информированности студентов о различных мерах социальной поддержки также не выявил статистически значимых различий в зависимости от наличия в семье медицинских работников (р > 0,05), хотя в целом наблюдалась тенденция к лучшей информированности студентов второй группы по этому вопросу, по сравнению с первой, что опять-таки указывает на различие при-

оритетных ориентаций - профессиональной и гуманитарной. Самой популярной, наиболее широко известной в студенческой среде была такая мера поддержки, как назначение социальной стипендии. Об этом знало 67,24 и 74,44 респондентов на 100 опрошенных первой и второй групп, соответственно; (р > 0,05). О возможности лечебно-оздоровительного отдыха на базе отдыха НИУ «БелГУ» в селе Титовка знало 36,21 студентов первой и 52,22 студентов второй группы на 100 опрошенных. Причем данная тенденция вплотную приблизилась к порогу достоверности, хотя и не достигла уровня статистической значимости (р > 0,05). С возможностью лечения в санатории-профилактории БелГУ и летнем отдыхе на черноморском побережье в спортивно-оздоровительном комплексе «Радуга» было ознакомлено 55,17 и 60,0 респондентов на 100 опрошенных первой и второй групп, соответственно (р > 0,05). О возможной компенсации проезда домой один раз в месяц для студентов бюджетной формы обучения, проживающих в Белгородской области, знало 22,41 и 25,56 на 100 опрошенных первой и второй групп, соответственно; (р > 0,05). О других мерах социальной поддержки студенты обеих групп были информированы значительно хуже. Так, о возможности получения материальной помощи от НИУ «БелГУ» и его профсоюзной организации знало 9 студентов первой и 14 студентов второй группы. Ничего не знали о мерах социальной поддержки 3 студента первой и 1 - второй группы.

Физическая активность студентов первой и второй групп различалась статистически незначимо (р > 0,05), что свидетельствовало об отсутствии существенного влияния на этот показатель наличия в семье медицинских работников. Так, активно (2 и более раз в неделю) занимались спортом 41,38 и

38,89 % студентов первой и второй групп. Не чаще 1 раза в неделю - 36,21 и 35,56 %, вообще не занимались спортом - 15,52 и 17,78 % респондентов первой и второй групп.

Выводы

1. Цели поступления студентов на факультет, причины выбора места учебы и удовлетворенность студентов от поступления в вуз не зависят от наличия или отсутствия в семье медработников.

2. Однако фактор «семейной профессиональной традиции» влияет на восприятие студентами врачебной специальности, первокурсники первой группы чаще всего рассматривают профессию врача как призвание (29,31 % случаев; I ранг), второй - в большинстве случаев воспринимают эту профессию, как абстрактную возможность помогать людям (46,67 % случаев; I ранг), т. е. как вид социетальной деятельности.

3. Для студентов, имеющих в семье медицинских работников, характерен повышенный уровень требований к преподавателям, кураторам и возможностям самореализации помимо учебной деятельности, что подчеркивает более их прагматичное и самокритичное отношение к процессу профессионального становления.

4. Студенты, имеющие в семье медработников, более критично, чем остальные студенты, подходят к оценке уровня своей осведомленности о требованиях к поведению и форме одежды студентов, что опять-таки свидетельствует о более выраженной профессиональной ориентации, реализующейся в потребности знать и соблюдать профессиональные нормы.

5. Информационные потребности студентов медицинского факультета не зависят от влияния фактора «семейной профессиональной традиции», в обеих группах студенты сильнее всего заинтересованы в получении дополнительной информации, способной помочь им в учебе.

6. Таким образом, воздействие фактора «семейной профессиональной традиции» на процесс поступления в вуз и адаптации студентов медиков заключается том, что он профессионально мотивирует данную социальную когорту, в то время как отсутствие этого фактора ориентирует обучающихся более гуманитарно. И данное обстоятельство целесообразно учитывать в учебной и воспитательной работе.

1. Седин В.И., Леонова Е.В. Адаптация студента к обучению в вузе: психологические аспекты // Высшее образование в России. 2009. № 7. С. 83-89.

2. Соловьев А., Макаренко Е. Абитуриент - студент: проблемы адаптации // Высшее образование в России. 2007. № 4. С. 54-56.

3. Чикина Т.Е. Адаптивное обучение первокурсников // Высшее образование в России. 2009. № 6. С. 143-145.

4. Официальный сайт ВЦИОМ. Пресс-выпуск № 1654 от 17.12.2010. иКЬ: http://wciom.ru/ index.php?id=459&uid=111186. Загл. с экран.

5. Жернакова Н.И., Бабинцев В.П., Ирхин В.Н., Лебедев Т.Ю., Журавлев Ю.И. Исследование представлений студентов университета о здоровом образе жизни и вредных привычках // Вестник Тамбовского университета. Тамбов, 2009. Вып. 8 (76). С. 278-282.

Поступила в редакцию 20.01.2012 г.

UDC 378:61-0555/7-028.78

FACTOR OF “FAMILY PROFESSIONAL TRADITION” IN ADAPTATION OF FIRST YEAR STUDENTS OF MEDICAL FACULTY

Nina Ivanovna ZHERNAKOVA, Belgorod State University, Belgorod, Russian Federation, Doctor of Medicine, Professor of Inner Illnesses №2 Department, e-mail: Bocharova_k@bsu.edu.ru

Valentin Pavlovich BABINTSEV, Belgorod State University, Belgorod, Russian Federation, Doctor of Medicine, Professor of Social Technologies Department, e-mail: osmanov@bk.ru

Tikhon Yuryevich LEBEDEV, Belgorod State University, Belgorod, Russian Federation, Candidate of Medicine, Associate Professor of Inner Illnesses № 2 Department, e-mail: osmanov@bk.ru

Elvira Vitalyevna FESENKO, Belgorod State University, Belgorod, Russian Federation, Student of Medicine Department, e-mail: osmanov@bk.ru

Evgeniy Vladislavovich ZHERNAKOV, Belgorod State University, Belgorod, Russian Federation, Internship Doctor of Institute of Postgraduate Medical Education, e-mail: osmanov@bk.ru

Ilya Olegovich GOLOVCHENKO, Belgorod State University, Belgorod, Russian Federation, Student of Medicine Department, e-mail: osmanov@bk.ru

The influence of family professional traditions on goals of admission to medical faculty, students’ insight into medical specialty, their adaptation to studying of medical profession is analyzed.

Key words: family professional traditions; medical profession; education; adaptation of students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.