Научная статья на тему 'Удовлетворенность населения республики Калмыкия информационной открытостью органов местного самоуправления: результаты ежегодного социологического мониторинга'

Удовлетворенность населения республики Калмыкия информационной открытостью органов местного самоуправления: результаты ежегодного социологического мониторинга Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
88
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ОТКРЫТОСТЬ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОТКРЫТОСТЬЮ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ПРОБЛЕМЫ ОТКРЫТОСТИ И ПРОЗРАЧНОСТИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ / РЕСПУБЛИКА КАЛМЫКИЯ / ЭЛИСТА / ГРАЖДАНЕ / INFORMATION OPENNESS / SATISFACTION WITH INFORMATION OPENNESS / LOCAL GOVERNMENT / PROBLEMS OF OPENNESS AND TRANSPARENCY OF GOVERNMENT / REPUBLIC OF KALMYKIA / ELISTA / CITIZENS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Спиридонова Людмила Юрьевна

В настоящее время в условиях проводимых реформ государственного и муниципального управления, перехода к сервисной модели государства особую актуальность приобретает вопрос информационной открытости органов власти различного уровня. Общество отныне вправе требовать от государственных и муниципальных властных структур открытости информации и прозрачности управленческих решений. Социологические опросы населения в этом ключе, с одной стороны, позволяют изучить сложившуюся ситуацию в сфере информационной открытости органов местного самоуправления, а с другой являются эффективным инструментом получения властью обратной связи от населения. В статье представлен комплексный анализ мнения населения Республики Калмыкия об информационной открытости органов местного самоуправления. На основе материалов, полученных в ходе ежегодного социологического мониторинга (2018), выявлен уровень удовлетворенности граждан информационной открытостью; определены причины, по которым респонденты дают отрицательные оценки данному показателю; осуществлена корреляция ответов по социально-демографическим характеристикам (пол, возраст, местожительство, образование, материальное положение). Отдельное внимание уделено некоторым факторам, влияющим на мнение граждан, и сложившимся проблемам в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Спиридонова Людмила Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The satisfaction of the population of the Republic of Kalmykia with the information openness of the local government: the results of annual sociological monitoring

In the context of the ongoing state and municipal government reforms, the transition to a service state model, the information openness of various levels of government is of particular relevance. The society is now entitled to demand the openness and transparency of management decisions from state and municipal government. On the one hand, sociological surveys of the population in this regard make it possible to study the current situation in the field of information openness of local governments. On the other hand, they are an effective tool for getting feedback from the population. The study presents a comprehensive analysis of the views of the population of the Republic of Kalmykia on the information openness of local governments. The annual sociological monitoring (2018) identifies the level of citizenssatisfaction with information openness, reveals the reasons for respondents’ negative assessments of this indicator, analyzes the answers of respondents according to social and demographic characteristics (gender, age, place of residence, education, financial situation). The emphasis is placed on several factors influencing the opinion of citizens and the existing problems in this field.

Текст научной работы на тему «Удовлетворенность населения республики Калмыкия информационной открытостью органов местного самоуправления: результаты ежегодного социологического мониторинга»

УДК 303.4.025:351/354(470.47)

https://doi.org/10.24158/spp.2018.12.13

Спиридонова Людмила Юрьевна

научный сотрудник отдела социологических исследований бюджетного научного учреждения Республики Калмыкия «Институт комплексных исследований аридных территорий»

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОТКРЫТОСТЬЮ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЕЖЕГОДНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

Аннотация:

В настоящее время в условиях проводимых реформ государственного и муниципального управления, перехода к сервисной модели государства особую актуальность приобретает вопрос информационной открытости органов власти различного уровня. Общество отныне вправе требовать от государственных и муниципальных властных структур открытости информации и прозрачности управленческих решений. Социологические опросы населения в этом ключе, с одной стороны, позволяют изучить сложившуюся ситуацию в сфере информационной открытости органов местного самоуправления, а с другой - являются эффективным инструментом получения властью обратной связи от населения. В статье представлен комплексный анализ мнения населения Республики Калмыкия об информационной открытости органов местного самоуправления. На основе материалов, полученных в ходе ежегодного социологического мониторинга (2018), выявлен уровень удовлетворенности граждан информационной открытостью; определены причины, по которым респонденты дают отрицательные оценки данному показателю; осуществлена корреляция ответов по со-циально-демографическим характеристикам (пол, возраст, местожительство, образование, материальное положение). Отдельное внимание уделено некоторым факторам, влияющим на мнение граждан, и сложившимся проблемам в данной области.

Ключевые слова:

информационная открытость, удовлетворенность информационной открытостью, органы местного самоуправления, проблемы открытости и прозрачности органов власти, Республика Калмыкия, Элиста, граждане.

Spiridonova Lyudmila Yuryevna

Research Fellow, Social Research Department, Institute of Comprehensive Research of Arid Territories (Republic of Kalmykia)

THE SATISFACTION OF THE POPULATION OF THE REPUBLIC OF KALMYKIA WITH THE INFORMATION OPENNESS OF THE LOCAL GOVERNMENT: THE RESULTS OF ANNUAL SOCIOLOGICAL MONITORING

Summary:

In the context of the ongoing state and municipal government reforms, the transition to a service state model, the information openness of various levels of government is of particular relevance. The society is now entitled to demand the openness and transparency of management decisions from state and municipal government. On the one hand, sociological surveys of the population in this regard make it possible to study the current situation in the field of information openness of local governments. On the other hand, they are an effective tool for getting feedback from the population. The study presents a comprehensive analysis of the views of the population of the Republic of Kalmykia on the information openness of local governments. The annual sociological monitoring (2018) identifies the level of citizens' satisfaction with information openness, reveals the reasons for respondents' negative assessments of this indicator, analyzes the answers of respondents according to social and demographic characteristics (gender, age, place of residence, education, financial situation). The emphasis is placed on several factors influencing the opinion of citizens and the existing problems in this field.

Keywords:

information openness, satisfaction with information openness, local government, problems of openness and transparency of government, Republic of Kalmykia, Elista, citizens.

В настоящее время становления сервисного государства открытость органов различных уровней власти к диалогу с гражданами становится ключевым компонентом демократического процесса. Прозрачность управленческих решений и информационная открытость в этом контексте приобретают особую важность, а доступ к информации является обязательным условием для граждан осуществлять свои индивидуальные и политические права. Когда правительство «прозрачно», граждане (и другие наблюдатели) могут видеть его внутреннюю работу: процессы, процедуры, бюджеты, приоритеты, планы и стратегии принятия решений. Население может получить сведения, которые необходимы для понимания того, как принимаются важные решения, влияющие на их благополучие. Факты, цифры, записи, документы и другая важная информация предоставляются для публичного ознакомления [1, p. 11].

Вместе с тем информационная открытость деятельности органов власти любого уровня служит одним из основных критериев комплексной оценки эффективности государственного и муниципального управления.

Под информационной открытостью понимают такую организацию деятельности органов власти, при которой гражданам, их объединениям, коммерческим структурам, другим государственным и муниципальным органам обеспечивается возможность получать необходимую и достаточную информацию об их деятельности, принимаемых решениях и другую общественно значимую информацию при соблюдении установленных федеральным законодательством ограничений [2, с. 129].

Несомненно, тема информационной открытости особенно актуальна в сфере деятельности органов местного самоуправления как власти, наиболее приближенной к гражданам нашей страны.

В современных условиях информационная открытость может достигаться с помощью различных источников и инструментов: печатные средства массовой информации муниципальных органов власти, местные новостные блоки, телепередачи с участием представителей органов местного самоуправления (далее - ОМСУ) и, конечно, официальные сайты ОМСУ [3, с. 59].

С 2016 г. проектная компания «Инфометр» проводит аудит информационной открытости сайтов высших региональных органов исполнительной власти и сайтов крупнейших российских городов с населением свыше 100 тысяч (кроме городов федерального значения) в соответствии со всеми требованиями законодательства. В 2017 г., по полученным данным, официальный сайт администрации города Элисты, столицы Калмыкии, занял 67-ю строчку рейтинга (итоговая оценка открытости - 49,4 %) [4].

В Республике Калмыкия с 2012 г. по настоящее время в рамках темы «Организация и проведение социологического опроса при определении уровня оценки населением результатов деятельности органов местного самоуправления городского округа и районных муниципальных образований Республики Калмыкия» ежегодно изучается уровень удовлетворенности граждан республики информационной открытостью ОМСУ.

Мнение населения Калмыкии об информационной открытости ОМСУ. В ходе исследования респондентам задавался вопрос: «Удовлетворены ли Вы информационной открытостью органов местного самоуправления?» В 2018 г. были получены следующие результаты [5] (см. рисунок 1).

9,1

26,4

15,7

23,8

1 Удовлетворен Скорее удовлетворен Скорее не удовлетворен Полностью не удовлетворен Затрудняюсь ответить 1 Не интересуюсь этим вопросом

7,7

Рисунок 1 - Удовлетворенность населения Республики Калмыкия информационной открытостью ОМСУ в 2018 г., %

Как видим, удовлетворены информационной открытостью ОМСУ только треть (32,9 %) жителей Республики Калмыкия (где 9,1 % - полностью удовлетворены, а 23,8 - скорее удовлетворены). Четверть граждан (25,1 %, где 17,4 - скорее не удовлетворены, 7,7 - полностью не удовлетворены) не удовлетворены данным показателем. 15,7 % опрошенных не смогли дать определенного ответа на данный вопрос. Более четверти жителей (26,4 %) вообще не интересуются этим вопросом.

Причины, по которым жители Республики Калмыкия не удовлетворены информационной открытостью ОМСУ, следующие (см. рисунок 2).

Подавляющее большинство граждан республики (77,8 %), не удовлетворенных информационной открытостью ОМСУ, указали на недостаток информации о деятельности органов местного самоуправления. Более трети (37,7 %) отметили, что деятельность ОМСУ слабо освещается в СМИ. Каждый шестой (16,2 %) из граждан данной группы ответил, что представители ОМСУ редко встречаются с населением. Каждый девятый (11,4 %) пожаловался на то, что информация о деятельности ОМСУ ему недоступна. Каждый одиннадцатый (9,0 %) сослался на то, что ему трудно попасть на прием к работникам ОМСУ. 6,6 % респондентов отметили, что в их населенных пунктах нет печатных СМИ для публикации муниципальных, нормативных, правовых актов и другой информации о деятельности ОМСУ.

У меня недостаточно информации о деятельности ОМСУ

Деятельность ОМСУ слабо освещается в СМИ

Представители ОМСУ редко встречаются с гражданами

Информация о деятельности ОМСУ мне недоступна

Трудно попасть на прием к работникам ОМСУ

В нашем районе (городе) отсутствуют печатные СМИ для публикации муниципальных нормативных правовых актов и другой информации

0,0 10,0 20,0 30,0 40,0 50,0 60,0 70,0 80,0 90,0 Рисунок 2 - Причины неудовлетворенности граждан Республики Калмыкия информационной открытостью ОМСУ в 2018 г., %

Корреляция данных по местожительству. Анализ уровня удовлетворенности граждан информационной открытостью ОМСУ в зависимости от местожительства (типа поселения) позволил выявить следующее (см. рисунок 3).

Села Райцентры (в том числе Элиста

Городовиковск, Лагань)

■ Удовлетворен "Скорее удовлетворен "Скорее не удовлетворен

■ Полностью не удовлетворен ■ Затрудняюсь ответить ■ Не интересуюсь этим вопросом

Рисунок 3 - Удовлетворенность населения Республики Калмыкия информационной открытостью ОМСУ в зависимости от типа поселения в 2018 г., %

В большей степени удовлетворены информационной открытостью жители сел и поселков республики. Каждый пятый (19,5 %) из опрошенных сельчан выразил полную удовлетворенность данным показателем, а почти каждый третий из них же (32,7) ответил, что он скорее удовлетворен. В то же время в Элисте полную удовлетворенность информационной открытостью ОМСУ высказали лишь небольшая группа респондентов (2,2 %), а частичную - лишь восьмая часть (12,7 %) жителей столицы республики. Такую существенную разницу в оценке можно объяснить, на наш взгляд, тем, что в селах и небольших поселках жителям проще получить информацию «из первых рук» - от самого главы сельского муниципального образования. Также нельзя отрицать существующие более высокие притязания и требования у горожан к качеству получаемой информации.

Самый высокий уровень удовлетворенности информационной открытостью ОМСУ в Ики-Бурульском (62,5 %), Яшкульском (61,3) и Черноземельском (60,7) районах (см. рисунок 4).

70

60

50

40 35,1

30

20

10

0

62,5

о со

о ^

ш о ч о

о

59,1

60,7

61,3

о

_0

£

Ш

о ш

0 ф

1

ф

т

н

ф

^

0

1

го го

о ш о

н

ф

ю ф

ч о с; го

н н н н н н I н

о о о о о о О о

й й й й й й й

а а а а а а го а

р р р р р р ср р

й й й й й й й

и и и и и и

к к к к к к

с с с н с с о с

ь н н н ь н I ь

р е и и л и ^ л

б н п л е т н у

я т р е м с ц к

кт ют а е 2 го ш

О и р П С СО о н Э К К

с;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О

ф !Т

¡Уровень удовлетворенности

Средний по Республике

Рисунок 4 - Удовлетворенность информационной открытостью ОМСУ по административно-территориальным районам Республики Калмыкия в 2018 г., %

Самый низкий уровень удовлетворенности был зафиксирован в Лаганском районе (20,9 %) и в Элисте (14,9).

Корреляция данных по социально-демографическим характеристикам. Основываясь на полученных материалах, отметим, что принципиальных различий в ответах респондентов мужского и женского пола не наблюдалось (см. таблицу 1).

Таблица 1 - Анализ ответов в зависимости от пола опрашиваемого, %

Вариант ответа Мужчины Женщины

Удовлетворен 10,9 7,6

Скорее удовлетворен 22,0 25,5

Скорее не удовлетворен 13,8 20,4

Полностью не удовлетворен 9,5 6,4

Затрудняюсь ответить 17,1 14,6

Не интересуюсь этим вопросом 26,6 25,5

Данные по уровню удовлетворенности информационной открытостью ОМСУ в зависимости от возраста респондентов представлены на рисунке 5.

50,0

18-29 лет 30-49 лет 50-59 лет 60 лет и старше

■ Удовлетворен "Скорее удовлетворен "Скорее не удовлетворен

■ Полностью не удовлетворен "Затрудняюсь ответить ■ Не интересуюсь этим вопросом

Рисунок 5 - Удовлетворенность информационной открытостью ОМСУ в 2018 г.,

корреляция по возрасту, %

Более всего удовлетворены информационной открытостью ОМСУ граждане в возрасте 5059 лет - 39,9 %. Менее всего удовлетворенных среди граждан в возрасте 18-29 лет. В этой же возрастной группе был зафиксирован самый высокий уровень безразличия к информационной открытости ОМСУ - 38,5 %.

Помимо основных социально-демографических квот, в нашем исследовании мы рассматривали соотношение ответов респондентов в зависимости от их образования (см. таблицу 2) и материального положения (см. таблицу 3).

Таблица 2 - Корреляция по образованию респондентов, %

Неполное Среднее специальное образование Высшее,

Вариант ответа Начальное образование среднее, среднее (полное) общее образование неоконченное высшее образование

Удовлетворен 0,0 15,1 7,2 8,8

Скорее удовлетворен 0,0 11,6 24,7 26,5

Скорее не удовлетворен 0,0 5,8 16,6 20,9

Полностью не удовлетворен 0,0 5,8 7,7 8,6

Затрудняюсь ответить 100,0 31,4 14,0 12,7

Не интересуюсь этим вопросом 0,0 30,2 29,8 22,4

Граждане республики, имеющие неоконченное высшее и высшее образование, активнее (оценивая как отрицательно, так и положительно) отвечали на заданный вопрос об информационной открытости: среди них меньше всего затруднившихся ответить. Следует отметить, что среди лиц с неполным средним и средним (полным) общим и со средним специальным образованием велика доля граждан, относящихся к данному вопросу индифферентно.

Таблица 3 - Корреляция по уровню материального обеспечения, %

Вариант ответа Удовлетворен Скорее удовлетворен Скорее не удовлетворен Полностью не удовлетворен Затрудняюсь ответить Не интересуюсь этим вопросом

Мы едва сводим концы с концами, денег не хватает даже на еду 5,9 0,0 29,4 23,5 29,4 11,8

На продукты денег хватает, но покупка одежды уже затруднительна 8,3 14,1 19,0 7,3 18,5 32,7

Денег хватает на продукты и одежду, но покупка холодильника, телевизора, мебели уже проблема 8,8 29,0 16,0 7,3 15,7 23,3

Мы можем без труда купить холодильник, телевизор, мебель, но на автомобиль и жилье у нас денег нет 17,5 28,6 14,3 11,1 4,8 23,8

Мы можем позволить себе практически все: машину, квартиру, дачу, путешествия и др. 0,0 18,2 27,3 0,0 9,1 45,5

Среди жителей республики, относящих себя к среднеобеспеченным гражданам («Мы можем без труда купить холодильник, телевизор, мебель, но на автомобиль и жилье у нас денег нет»), велика доля удовлетворенных информационной открытостью ОМСУ. Среди респондентов, живущих за чертой бедности («Мы едва сводим концы с концами, денег не хватает даже на еду»), больше всего неудовлетворенных информационной открытостью органов местного самоуправления.

Таким образом, результаты проведенного социологического опроса свидетельствуют о наличии некоторых проблем в сфере информационной открытости органов местного самоуправления Республики Калмыкия:

1) невысокий сводный уровень удовлетворенности граждан информационной открытостью ОМСУ;

2) недостаток информации о деятельности ОМСУ у граждан республики;

3) заметный уровень индифферентности граждан по отношению к информационной открытости ОМСУ (в особенности среди жителей в возрасте 18-29 лет).

Ссылки:

1. Fostering Transparency in Local Government / D.T. Veal, W.I. Sauser, M.B. Tamblyn, L.D. Sauser, R.R. Sims // Journal of Management Policy and Practice. 2015. Vol. 16, iss. 1. P. 1-11.

2. Административная реформа в России : науч.-практ. пособие / под ред. С.Е. Нарышкина, Т.Я. Хабриевой. М., 2006. 352 с.

3. Дубровская Ю.В., Жаворонкова К.С. Информационная открытость органов власти как важнейший критерий эффективности государственного и муниципального управления [Электронный ресурс] // Государственное управление. Электронный вестник. 2016. № 55. С. 58-75. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/vestnik/item/55_2016dubrovskaya_zhavor-onkova.htm (дата обращения: 28.12.2018).

4. 2017: Муниципальная открытость. Администрации городов с численностью постоянного населения от 100 тыс. человек (кроме городов федерального значения). Информационная открытость [Электронный ресурс] // Инфометр. URL: http://system.infometer.org/ru/monitoring/418/rating/ (дата обращения: 01.10.2018).

5. Лиджи-Горяева С.Э., Спиридонова Л.Ю., Ункуров Э.Ю. Организация и проведение социологического опроса при определении уровня оценки населением результатов деятельности органов местного самоуправления городского округа и районных муниципальных образований Республики Калмыкия: социол. опрос [проводился в 2018 г. в г. Элисте и 13 районах Республики, выборка - 665 респондентов] // Ин-т комплекс. исслед. арид. территорий. Архив отдела социологических исследований.

References:

'2017: Municipal Openness. Administration of Cities with over 100,000 Residents (Except for Cities with Federal Status). Information Openness' 2018, Infometr, viewed 01 October 2018, <http://system.infometer.org/ru/monitoring/418/rating/>, (in Russian).

Dubrovskaya, YuV & Zhavoronkova, KS 2016, 'Information Openness of the Authorities as the Most Important Efficiency Criterion of State and Municipal Administration', Gosudarstvennoye upravleniye. Elektronnyy vestnik, no. 55, pp. 58-75, viewed 28 December 2018, < http://e-journal.spa.msu.ru/vestnik/item/55_2016dubrovskaya_zhavoronkova.htm>, (in Russian).

Lidzhi-Goryaeva, SE, Spiridonova, LYu & Unkurov, EYu n.d., 'Sociological Survey Management When Determining the Level of Public Assessment of the Local Government Activities of the City District and District Municipalities in the Republic of Kalmykia: a Sociological Survey (Conducted in 2018 in the City of Elista and 13 Districts of the Republic of Kalmykia, N = 665)', Institute of Comprehensive Research of Arid Territories (Republic of Kalmykia). Archives of the Social Research Department, n.p., (in Russian). Naryshkin, SE & Khabrieva, TYa (eds.) 2006, Administrative Reform in Russia, manual, Moscow, 352 p., (in Russian). Veal, DT, Sauser, WI, Tamblyn, MB, Sauser, LD & Sims, RR 2015, 'Fostering Transparency in Local Government', Journal of Management Policy and Practice, vol. 16, iss. 1, pp. 1-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.