Научная статья на тему 'Мнение населения республики о качестве предоставляемых муниципальных услуг'

Мнение населения республики о качестве предоставляемых муниципальных услуг Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
329
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
местное самоуправление / муниципальные услуги / оценка качества муниципальных услуг / удовлетворенность населения качеством муниципальных услуг / деятельность органов местного самоуправления / local government / municipal services / quality evaluation of municipal services / satisfaction with the quality of municipal services to the population / the activities of local authorities

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лиджи-Горяева С.Э., Ункуров Э.Ю.

В настоящей публикации представлены результаты социологического опроса населения республики о качестве предоставляемых им муниципальных услуг. На базе материалов исследования показано, какие проблемы в сфере муниципальных услуг более всего актуальны для граждан нашей республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE OPINION POPULATION OF THE REPUBLIC ABOUT THE QUALITY OF MUNICIPAL SERVICES

This publication presents the results of sociological survey of the population on the quality of their local services. On the basis of a study shows which problems in the sphere municipal services are most relevant to the citizens of our country.

Текст научной работы на тему «Мнение населения республики о качестве предоставляемых муниципальных услуг»

№ 2(25), 2012 г.

СОЦИОЛОГИЯ

ЛИДЖИ-ГОРЯЕВА С.Э.,УНКУРОВ Э.Ю.

МНЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ О КАЧЕСТВЕ ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ

Аннотация: В настоящей публикации представлены результаты социологического опроса населения республики о качестве предоставляемых им муниципальных услуг. На базе материалов исследования показано, какие проблемы в сфере муниципальных услуг более всего актуальны для граждан нашей республики.

Ключевые слова: местное самоуправление, муниципальные услуги, оценка качества муниципальных услуг, удовлетворенность населения качеством муниципальных услуг, деятельность органов местного самоуправления.

Понятие «местное самоуправление» законодательно закреплено в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. .№131.

Местное самоуправление в Российской Федерации - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законными, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций [1].

В статьях 14-17 данного Закона прописаны вопросы местного значения, определен круг обязанностей органов местного самоуправления. Это был первый шаг государства на пути реформ в органах местного самоуправления.

В последующие годы с целью совершенствования работы органов местного самоуправления был принят ряд законодательных документов: Указы Президента Российской Федерации «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» от 28 июня 2007 года №825; «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» от 28 апреля 2008 года №607, которыми утверждены показатели удовлетворённости населения деятельностью органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, деятельностью органов местного самоуправления, в том числе их информационной открытостью, показатели удовлетворённости населения медицинской помощью, качеством дошкольного и школьного образования и др.

На региональном уровне также был принят ряд законодательных и нормативно-правовых документов по улучшению работы органов местного самоуправления: Указ Главы Республики Калмыкия «Об утверждении нормативов и целевых значений показателей, необходимых для расчета неэффективных расходов для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа и муниципальных районов» от 01.07.2011г.; Постановление Правительства Республики Калмыкия «О Сводном докладе Республики Калмыкия о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа и районных муниципальных образований Республики Калмыкия» от 02.03.2009г. №45.

Для оценки удовлетворенности населения услугами, предоставляемыми муниципальными образованиями РК, определены следующие показатели:

• Качество медицинской помощи

• Качество дошкольного образования

• Качество общего образования

• Качество дополнительного образования

• Качество культурного обслуживания

• Качество услуг благоустройства

• Качество услуг ЖКХ

• Качество транспортного обслуживания

• Деятельность органов местного самоуправления, в том числе их информационная открытость.

51

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

Основанием для выполнения научно-исследовательских работ является государственное задание, утвержденное 26 января 2012 года Аппаратом Правительства Республики Калмыкия. В рамках государственного задания проведен социологический опрос по изучению мнения населения республики о качестве предоставляемых муниципальных услуг по месту их проживания.

Цель исследования: выявление мнения населения, проживающего на территории муниципального образования, о работе органов местного самоуправления и качестве предоставляемых муниципальных услуг.

Объект исследования: население Республики Калмыкия от 18 лет и старше.

Предмет исследования: мнение населения, проживающего на территории муниципального образования, о работе органов местного самоуправления и качестве предоставляемых услуг.

Основными задачами исследования были:

1. Выявление мнения населения о работе органов местного самоуправления и качестве предоставляемых услуг

2. Установление обратной связи между органами исполнительной власти Республики Калмыкия, органами местного самоуправления и населением муниципальных образований Республики Калмыкия

3. Формирование информационной базы для выработки приоритетов, направленных на обеспечение полноты, качества и доступности муниципальных услуг в установленной сфере деятельности органов местного самоуправления муниципального образования

4. Формирование материалов для подготовки докладов глав администраций городского округа и районных муниципальных образований Республики Калмыкия

Исследование направлено на то, чтобы получить объективные показатели о качестве муниципального управления в различных сферах деятельности, в том числе и по реализации приоритетных национальных проектов, муниципальных программ социально-экономического развития.

Социально-демографическая характеристика респондентов

Генеральную совокупность социологического исследования составляет все взрослое население Республики Калмыкия. Выборка анкетного опроса проектировалась как территориальная и квотная по полу и возрасту опрашиваемых в соответствии с данными Всероссийской переписи населения в 2010 г. Выборка социологического опроса репрезентативная, это дает возможность экстраполировать полученные данные на все население республики.

В рамках проведения исследования было опрошено 1 156 респондентов. В числе опрошенных женщины составили 55,4% (641 человек), мужчины - 44,6% (515 человек). Опрос проводился в г. Элиста и во всех районах республики. При построении выборки были определены типичные населенные пункты, всего их было выявлено 41. Распределение числа респондентов по этим населённым пунктам осуществлялось пропорционально фактической численности их жителей.

По месту жительства респонденты представлены следующим образом: город - 37,6%, райцентры -43,7%, село - 18,7% (см. диаграмму 1).

Место жительства респондентов, в %

В Город 0 Райцентр О Селї

Диаграмма 1

Участники опроса представлены следующими возрастными когортами: 18-29 лет - 19,6%, 30-49 лет - 46,5 %, 50-59 лет - 13,3%, 60 лет и старше - 20,6% (см. диаграмму 2).

52

№ 2(25), 2012 г.

Диаграмма 2

По уровню образования выделились следующие группы: значительную долю опрошенных - 43,0% -составили жители республики с высшим и неоконченным высшим образованием. Более трети - 37,7% -имеют среднее специальное образование. Менее пятой части респондентов - 17% - со средним и неполным средним образованием; 1,8 % - люди с начальным образованием; незначительная часть - 0,5% опрошенных не имеют образования (см. диаграмму 3).

Диаграмма 3

Ваше образование, в %

В Нет образования

0 Начальное образование

Ш Неполное среднее, среднее образование

0 Среднее специальное образование

Н Высшее, неоконченное высшее образование

0,5

В нашем исследовании жители республики оценивали качество предоставления муниципальных услуг: медицинской помощи, дошкольного, общего и дополнительного образования, культурного обслуживания населения, благоустройства населенных пунктов, жилищно-коммунальных услуг, транспортного обслуживания, деятельности органов местного самоуправления, в том числе их информационной открытости.

Удовлетворенность населения медицинской помощью

По результатам социологического опроса удовлетворенность населения получаемыми медицинскими услугами выглядит следующим образом (см. диаграмму 4).

Диаграмма 4

53

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

Не удовлетворены качеством предоставления медицинской помощи по месту своего проживания более половины жителей республики - 55,6%. Каждый третий опрошенный - 36,4% - качеством медпомощи удовлетворен. Затруднились дать определенный ответ о качестве медицинской помощи каждый двенадцатый опрошенный житель республики - 8 %.

Анализ доли неудовлетворенных медицинской помощью показал: больше всего неудовлетворенных медицинской помощью среди жителей города Элиста - 62%; из жителей райцентров не удовлетворены медицинской помощью более половины - 54,9%; из жителей села не удовлетворен медицинской помощью менее половины - 43,0 %.

Прослеживается довольно тесная корреляция удовлетворенности качеством предоставления медицинских услуг с возрастом и полом опрошенных: чем моложе возраст опрошенных (18-29 лет - 42,7%; 50-59 лет -28,1%), тем выше удовлетворенность качеством предоставляемых медицинских услуг.

Среди мужчин несколько больше - 40,4% - удовлетворенных качеством медицинской помощи, чем среди женщин - 33,2%.

В разрезе районных муниципальных образований наиболее низкие показатели удовлетворенности качеством медицинской помощи в Сарпинском - 27,6% и Яшалтинском - 23,9% районах. Наилучшие показатели в Ики -Бурульском районе - 72,7%.

Факторный анализ показал, что более половины - 58,9% - опрошенных респондентов из числа неудовлетворенных недовольны плохой оснащенностью медицинских учреждений медицинским оборудованием. Также более половины - 54,3% - недовольны условиями для получения полноценной медицинской помощи (неукомплектованность медперсоналом, недостаток медикаментов и препаратов, некомфортность помещений). Около трети - 31,9% - сослались на ненадлежащую (слабую) организацию скорой медицинской помощи, первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов. Более четверти - 28,6% - из числа отрицательно ответивших на вопрос жителей ссылаются на низкий профессиональный уровень медперсонала. Каждый пятый - 18,8% - указал на то, что редко проводятся профилактические осмотры населения. Незначительная часть респондентов - 3,4% - ссылается на отсутствие медучреждения или на то, что оно не работает. Каждый двенадцатый житель - 8,4% - указал на другие причины своих недовольств.

Удовлетворенность населения качеством дошкольного образования детей

Следующим вопросом нашего исследования был вопрос о качестве дошкольного образования в республике (см. диаграмму 5).

Диаграмма 5

Удовлетворены ли Вы качеством дошкольного образования по месту Вашего жительства? %

46

У Удовлетворен 0 Не удовлетворен ШІ Затрудняюсь ответить

Удовлетворены качеством дошкольного образования менее половины - 46%- опрошенных жителей. Не удовлетворены качеством дошкольного образования более четверти - 28,5% - опрошенных жителей. Затруднилась ответить на данный вопрос четвертая часть респондентов - 25,5%.

Разница в доле удовлетворенных дошкольным образованием в городе Элиста - 43,7% - и сельской местности - 50,5% -, включая райцентры, - 46,3% - невелика. Одновременно наблюдается значительная

54

№ 2(25), 2012 г.

доля неудовлетворенных дошкольным образованием - 34,2%, а также доля затруднившихся ответить на вопрос именно в сельской местности - 15,3%.

В меньшей степени удовлетворены качеством дошкольного образования представители старших возрастных групп.

Мнения мужчин и женщин в оценке качества дошкольного образования практически совпадают. Удовлетворены качеством дошкольного образования 47,2% мужчин и 45,1% женщин.

Достаточно высокий уровень удовлетворенности качеством дошкольного образования в Ики-Бурульском районе - 75,0%. Не удовлетворена качеством дошкольного образования значительная часть жителей Яшалтинского и Кетченеровского районов - 46,3% и 47,6%. Многие опрошенные жители - 43,8%-Приютненского района по невыявленным причинам затруднились ответить на данный вопрос.

Большинство - 58,2% - из числа отрицательно ответивших на этот вопрос жителей республики отметили, что не хватает мест в детском саду и яслях. Более трети из той же группы граждан - 34,2% - ссылаются на отсутствие детского сада, яслей или на то, что они не работают. Около трети - 32,7% - недовольны слабой материальной базой дошкольного учреждения. Каждый пятый из числа отрицательно ответивших жителей -19,5%- не удовлетворен высокой оплатой за пребывание ребенка в детском саду и яслях. Каждый седьмой

- 14,8% - ссылается на низкое качество питания в учреждении дошкольного образования. Каждый двенадцатый

- 8,2% - не удовлетворен профессиональным уровнем персонала. Небольшая группа граждан -2,4% -ссылается на другие причины.

Удовлетворенность населения качеством общего образования

Мнения жителей республики о качестве общего образования представлены в диаграмме 6.

Удовлетворены ли Вы качеством общего образования по месту Вашего жительства? %

И Удовлетворен ЕЗ Не удовлетворен П Затрудняюсь ответить

Диаграмма 6

Данные исследования свидетельствуют, что большинство опрошенных жителей - 64,3% - удовлетворены качеством общего образования. Не удовлетворен качеством общего образования менее чем каждый пятый житель - 17,7%. Почти столько же - 18,0%- затруднились ответить на вопрос.

Из жителей города Элиста удовлетворены качеством общего образования чуть более половины - 54,3%. Среди жителей райцентров больше удовлетворенных качеством общего образования - 66,9%. Из числа жителей села подавляющее большинство - 78,2% - удовлетворены качеством общего образования по месту их проживания. На наш взгляд, это можно объяснить тем, что в настоящее время в сельских школах все больше остается недоукомплектованных классов. Нередко в классах обучается несколько человек. Соответственно, учащимся уделяется больше внимания и времени со стороны педагогов, занятия приобретают зачастую дифференцированный и индивидуальный подход. Вероятнее всего, это является одним из важных факторов, влияющих на удовлетворенность общим образованием и учащихся, и их родителей.

Высокую оценку организации общего образования дали как молодые люди, у которых дети еще младшеклассники (18-29 лет - 70%), так и представители старших возрастов (60 лет и старше - 63,0%), чьи дети и внуки - старшеклассники.

Среди мужчин несколько больше удовлетворенных общим образованием - 68,2%, чем среди женщин - 61,2%.

55

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

Самый высокий уровень удовлетворенности качеством общего образования зафиксирован в Лаганском и Сарпинском районах - 81,0% и 82,8%.

Менее всего качеством общего образования были удовлетворены жители Целинного района - 54,4% и города Элиста - 54,3%.

Большинство - 65,9% - из числа отрицательно ответивших на вопрос жителей республики указали на слабую материально-техническую базу школы. Треть из них - 34,6% - отметили недостаточный профессиональный уровень педагогов. Около трети из той же группы жителей - 30,7% - недовольны ненадлежащей (слабой) организацией внеклассной и физкультурно-оздоровительной работы в школе. Четверть - 25,4% - из числа отрицательно ответивших на вопрос ссылаются на ненадлежащую организацию отдыха детей в каникулярное время. Каждый шестой - 15,6% - не удовлетворен отсутствием преподавателей по отдельным предметам. Незначительная часть - 0,5% - из тех, кто не удовлетворен качеством общего образования, сказали, что у них нет школы или что она не работает. Каждый восьмой из той же группы граждан - 12,2% - назвали другие причины своих недовольств.

Удовлетворенность населения качеством дополнительного образования

Уровень удовлетворенности жителей республики качеством дополнительного образования продемонстрирован в диаграмме 7.

Диаграмма 7

Удовлетворены ли Вы качеством дополнительного образования по месту Вашего жительства? %

45,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Удовлетворен 0 Не удовлетворен Ш Затрудняюсь ответить

Данные исследования показали, что менее половины опрошенных жителей республики - 45,2% -удовлетворены качеством дополнительного образования. Почти каждый пятый житель - 19,8% -недоволен качеством дополнительного образования. Более трети - 35,0% - затруднились ответить на данный вопрос.

Оценка качества дополнительного образования жителями в зависимости от местожительства выглядит следующим образом: жители города Элиста и райцентров в одинаковой степени удовлетворены качеством дополнительного образования, хотя оценка низкая - 43% и 44%. Жители сел дали более высокую оценку качеству дополнительного образования - 52,3%. В то же время каждый пятый опрошенный житель города, райцентра, села не удовлетворен дополнительным образованием детей. Зато боле трети жителей города и райцентров и более четверти селян не смогли дать определенного ответа на этот вопрос. Столь высокий процент неопределившихся с ответом на этот вопрос свидетельствует, с одной стороны, о том, что отдельные группы опрашиваемых (молодые люди до 30 лет, пожилые люди) или еще, или уже не занимаются вопросами дополнительного образования, поэтому им трудно ответить на вопрос. С другой стороны, этот факт говорит и о проблемах в организации дополнительного образования детей (не все малыши охвачены, не у всех есть возможности давать детям дополнительное образование).

Мнения опрошенных жителей республики об удовлетворенности качеством дополнительного образования в зависимости от возраста участников опроса практически совпадают. Но более трети опрошенных в каждой возрастной группе затруднились ответить на данный вопрос.

Выявлена небольшая корреляция по возрасту участников исследования. Данные опроса свидетельствует о высокой удовлетворенности качеством дополнительного образования по всем возрастным группам. Но так же данные опроса выявили то, что больше всего не удовлетворены качеством дополнительного образования следующие возрастные когорты: от 30 - 49 и 50 -59 лет(21,7%-

56

№ 2(25), 2012 г.

20,2%). Данный факт объясняется тем, что детей и внуков школьного возраста воспитывают эти возрастные категории, и чем старше возрастная группа, тем больше происходит корреляция данных

Но более трети опрошенных в каждой возрастной группе затруднились ответить на данный вопрос.

Мнения мужчин и женщин по оценке качества дополнительного образования практически совпадают. Удовлетворены качеством дополнительного образования 45,6% мужчин и 44,8% женщин.

Больше всего удовлетворенных качеством дополнительного образования в Ики-Бурульском - 70,5% и Юстинском - 62,8% - районах.

Отрицательную оценку качеству услуг по дополнительному образованию дали больше всего жителей Целинного района - 40,5%. Неоднозначные результаты были получены в Лаганском районе, где более 2/ 3 (67,1%) опрошенных жителей затруднились ответить на данный вопрос.

Значительная часть - 43,2% - из числа неудовлетворенных жителей республики недовольны тем, что нет учреждений дополнительного образования по месту их жительства или что они не работают. Более трети из той же группы опрошенных - 37,1- пожаловались на слабую материально - техническую базу учреждений дополнительного образования. Четверть - 25,3% - из числа отрицательно ответивших жителей указали на то, что нет специалистов по организации дополнительного образования. Почти каждый пятый - 17,9%- отметил недостаток специалистов по организации дополнительного образования. Каждый седьмой - 14% - ссылается на недостаточный профессиональный уровень специалистов дополнительного образования. Каждый восьмой - 12,2% - из числа негативно ответивших жителей недоволен ненадлежащей (плохой) работой учреждений дополнительного образования. Небольшую часть - 5,2% -из той же группы жителей не устраивает режим работы учреждений дополнительного образования. Немногие - 1,7% - указали на другие причины своих недовольств.

Удовлетворенность населения качеством предоставляемых услуг в сфере культуры

(качеством культурного обслуживания)

Одной из задач исследования было выявление мнения жителей о качестве культурного обслуживания по месту их проживания. На данный вопрос получены следующие ответы (см. диаграмму 8).

Диаграмма 8

Удовлетворены ли Вы качеством культурного обслуживания населения по месту Вашего жительства? %

12,5

ЧПИ ІІІІІІІі|45,6 ШШШШШт Н Удовлетворен ЕЗ Не удовлетворен

41 ,9\ :: 1Ш Заїр уд няюсь оівеїиіь

Анализ полученных материалов показал, что удовлетворены качеством культурного обслуживания населения менее половины - 45,6% - жителей республики. Неудовлетворенных качеством культурного обслуживания населения примерно столько же - 41,9%. Каждый восьмой - 12,5% - затруднился ответить на вопрос.

Менее всего удовлетворенных качеством культурного обслуживания населения в Элисте - 38,4%. В райцентрах и в селах удовлетворены качеством культурного обслуживания, соответственно, - 50,3% и 49,5%.

Больше всего неудовлетворенных качеством культурного обслуживания в возрастной группе 60 лет и старше - 47,9%. Среди младших возрастных когорт неудовлетворенных качеством культурного обслуживания заметно меньше (18- 29 лет - 45,4%; 30 - 49 лет - 37,4%). По нашему мнению, это можно объяснить тем, что культурно-массовая, развлекательная, досуговая деятельность ориентирована преимущественно на молодежь. Люди старших поколений не охвачены какой-либо деятельностью для культурного отдыха и проведения досуга.

57

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

Мнения женщин и мужчин в оценке качества культурного обслуживания населения совпадают: удовлетворены качеством культурного обслуживания населения 46,4% мужчин и 45,1% женщин.

Более всего удовлетворены качеством культурного обслуживания жители Черноземельского - 84,9% и Ики-Бурульского - 84,1% - районов.

Максимальное число жителей, не удовлетворенных предоставляемыми услугами в сфере культуры, отмечено в Приютненском РМО - 60,4% и Лаганском РМО - 58,3%.

Большинство - 59,7% - из числа неудовлетворенных культурным обслуживанием по месту своего жительства указали на плохую организацию досуга населения. Более трети из той же группы жителей недовольны слабой материально - технической базой учреждений культуры. Треть - 34,9% - указали на плохую работу учреждений культуры. Четверть из числа отрицательно ответивших жителей отметили, что нет учреждений культуры или что они не работают. Десятая часть отрицательно ответивших жителей -10,7% - ссылается на недостаточный профессиональный уровень специалистов по организации культурного обслуживания населения. Небольшую часть из той же группы жителей - 5,4% - не устраивает режим работы учреждений культуры. Незначительная часть - 2,3% - из числа негативно ответивших респондентов ссылаются на другие причины.

Удовлетворенность населения качеством транспортного обслуживания

Мнения жителей республики по качеству транспортного обслуживания распределились следующим образом (см. диаграмму 9).

Диаграмма 9

Удовлетворены ли Вы качеством транспортного обслуживания населения? %

6,4

ішшшку 57,6 '

36

И Удовлетворен

S Не удовлетворен

□ Затрудняюсь ответить

Из полученных данных опроса видно, что только чуть более трети жителей республики - 36,0% -удовлетворены качеством транспортного обслуживания по месту их проживания. Больше половины -57,6% - жителей недовольны качеством транспортного обслуживания. Небольшая часть - 6,4% -затруднилась с ответом.

Не удовлетворены транспортным обслуживанием 55,2% жителей райцентров, 59,1% элистинцев и 60,2% селян. На основе полученных данных мы можем говорить о том, что жители города, в первую очередь, недовольны нарушениями правил перевозки пассажиров и отсутствием муниципального транспорта. Жители райцентров и сел недовольны в основном отсутствием транспортного сообщения между населенными пунктами, отсутствием муниципального транспорта, высокой стоимостью проезда.

Анализ показал, что в самой старшей возрастной группе более всего удовлетворенных транспортным обслуживанием населения - 44,2%. Во всех остальных возрастных группах опрошенных удовлетворены транспортным обслуживанием не более третьей части.

Выявлена определенная корреляция в ответах на вопрос о качестве транспортного обслуживания населения в зависимости от пола опрашиваемых. Удовлетворены транспортным обслуживанием по месту жительства 41,4% мужчин и 31,7% женщин.

По числу удовлетворенных транспортным обслуживанием граждан лидировали Лаганское - 59,5% и Ики-Бурульское - 59,1% - РМО. Больше всего неудовлетворенных качеством транспортного обслуживания в Сарпинском - 54,5% и Октябрьском - 83,3% районах.

58

№ 2(25), 2012 г.

Более сорока процентов - 44,4% - из числа неудовлетворенных транспортным обслуживанием жителей республики недовольны отсутствием транспортного сообщения между населенными пунктами. Более трети - 36,6% - из той же группы респондентов пожаловались на то, что не соблюдаются правила перевозки пассажиров. Каждого пятого - 22,8% - не устраивает уровень квалификации работников транспортных средств. Еще столько же - 19,7% - недовольны плохим состоянием транспортных средств. Почти столько же - 19,2% - недовольны расписанием движения транспортных средств. Каждый седьмой - 13,2% - отметил высокую оплату за проезд. Каждый одиннадцатый - 9,3% - из числа отрицательно ответивших жителей ссылается на другие причины своих недовольств качеством транспортного обслуживания.

Удовлетворенность населения качеством услуг по благоустройству населенных пунктов

Среди задач нашего исследования было выявление мнения жителей республики о качестве благоустройства населенных пунктов по месту их проживания. Результаты ответов жителей по этому вопросу выглядят следующим образом (см. диаграмму 10).

Диаграмма 10

Удовлетворены ли Вы качеством услуг по

благоустройству Вашего населенного пункта? %

3,6

Л Г □ Удовлетворен

ХЛ \ :: л \ \ 37,1

и И Не удовлетворен

59,3 \::: N V О Затрудняюсь ответить

Удовлетворены качеством благоустройства населенных пунктов более трети - 37,1% - граждан. Более половины - 59,3% - опрошенных жителей не удовлетворены качеством благоустройства по месту проживания. Небольшая часть - 3,6% - опрошенных жителей затруднились ответить на вопрос.

Жители города Элиста и райцентров в одинаковой степени (несколько более трети -34,5% и 37,2%) удовлетворены качеством благоустройства населенных пунктов. Жители сел дали более высокую оценку качеству благоустройства своих населенных пунктов - 52,8%.

Мнения участников опроса о качестве благоустройства населенных пунктов в зависимости от возраста выглядят следующим образом. Из числа граждан в возрасте 18-29 лет и 30-49 лет удовлетворены качеством благоустройства населенных пунктов 40,1% и 40%.А из числа жителей в возрасте 60 лет и старше удовлетворены качеством благоустройства населенных пунктов не более трети. Меньше всего удовлетворены качеством благоустройства населенных пунктов жители возрастной группы 50-59 лет - 26,8%.

Прослеживается незначительное расхождение во мнениях опрошенных о качестве благоустройства населенных пунктов в зависимости от пола участников опросов. Удовлетворенных качеством благоустройства населенных пунктов несколько больше среди мужчин - 41%,чем среди женщин - 34%.

Самые высокие показатели удовлетворенности благоустройством населенного пункта в Лаганском районе - 69,7%. Больше всего не удовлетворены качеством благоустройства населенных пунктов жители Сарпинского и Яшалтинского районов - 74,1% и 74,6%.

Половина - 52,6% - из числа неудовлетворенных благоустройством населенных пунктов жителей республики указали на плохую освещенность улиц. Значительная часть из них - 41,2% - недовольны тем, что тротуары и пешие дорожки и др. находятся в неудовлетворительном состоянии. Более трети -36,4% - недовольны тем, что внешний вид зданий, сооружений и прилегающих территорий, мест общего пользования находится в неудовлетворительном состоянии. Треть - 34,7% - из числа отрицательно

59

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

ответивших жителей считает, что работа по благоустройству вообще не проводится. Чуть больше четверти не удовлетворены тем, что не производится озеленение населенного пункта. Четверть - 25% - из той же группы респондентов ссылаются на то, что зоны отдыха (парки и скверы) находятся в плохом состоянии. Каждый шестой - 16,4% - недоволен тем, что не вывозятся регулярно мусор и бытовые отходы. Каждый четырнадцатый - 7,6% - из числа отрицательно ответивших жителей не удовлетворен тем, что отсутствуют указатели с названиями улиц, номерами домов. Небольшая часть из той же группы жителей сослались на другие причины.

Удовлетворенность населения жилищно-коммунальными услугами

Одной из задач исследования было выявление оценки населением качества предоставления услуг ЖКХ в Республике Калмыкия (см. диаграмму 11).

Диаграмма 11

Удовлетворены ли Вы качеством услуг ЖКХ? %

4,8 т 17,2

Л lililk и Удовлетворен

г \\ ЕЭ Не удовлетворен

78 ни За і рудняюсь ответить

По полученным нами данным, на столь острый социальный вопрос жители республики отреагировали весьма негативно. Удовлетворены качеством услуг по ЖКХ всего 17,2% жителей республики. Не удовлетворено качеством услуг по ЖКХ подавляющее большинство - 78%.Некоторые граждане - 4,8% - затруднились ответить на данный вопрос.

Сравнительный анализ показал некоторые расхождения в оценке качества услуг ЖКХ жителями города Элиста и сельскими жителями. В целом удовлетворенность услугами ЖКХ по республике очень низкая. Менее всего удовлетворенных качеством услуг ЖКХ -10,8% - в городе Элиста. Немного больше удовлетворенных услугами ЖКХ среди жителей райцентров - 16,6%. Более всего удовлетворенных услугами ЖКХ среди жителей села -31,5%.

Не удовлетворено услугами ЖКХ подавляющее большинство жителей республики в возрасте 18-29 лет и 30-39 лет - 72,7% и 78,6%.Чуть больше не удовлетворены услугами ЖКХ представители старшего поколения: 50-59 лет и 60 лет и старше - 81 % и 79,8%.

Разница во мнении мужчин и женщин в положительной оценке качества услуг ЖКХ невелика: 19% мужчин и 15,8% женщин.

Примерно половина из числа неудовлетворенных услугами ЖКХ жителей республики - 48,4% -недовольна качеством питьевой воды. Более трети из той же группы жителей - 37,6% - пожаловались на высокую оплату за отопление. Примерно треть - 32,4% - указала на перебои с подачей холодной воды. Более четверти - 26,3% - недовольны высокой оплатой за электроэнергию. Около четверти из числа отрицательно ответивших на вопрос жителей - 23,2% - отметили плохое освещение двора и улиц. Каждый пятый - 20,7% - из той же группы жителей не удовлетворен тем, что не производится ремонт подъездов и крыш домов. Примерно каждый пятый - 17,8% - недоволен неудовлетворительным состоянием мест общего пользования. Почти столько же жителей - 17,2% - пожаловались на перебои с подачей электроэнергии. Каждый седьмой - 13,6% - недоволен неудовлетворительной работой администрации местного поселения по рассмотрению обращений граждан по вопросам ЖКХ. Почти столько же - 13,0% - указали на перебои с подачей горячей воды. Каждый девятый из числа негативно ответивших по данному вопросу жителей - 11,2% - не удовлетворен тем, что не вывозятся регулярно мусор и бытовые отходы.

60

№ 2(25), 2012 г.

Каждый двенадцатый - 8,2% - из той же группы жителей указал на перебои или слабое давление при подаче газа. Каждый четырнадцатый недоволен неудовлетворительным состоянием канализации. Почти столько же ссылается на низкое качество отопления квартир. Каждый двадцатый - 5,5% - указал на отсутствие выбора управляющей организации. Столько же жителей - 5,3% - из числа неудовлетворенных услугами ЖКХ назвали другие причины своих недовольств.

В целом, анализ результатов исследования показал, что вопросы, касающиеся услуг ЖКХ, затрагивают непосредственно каждого жителя нашей республики. На этот вопрос получены наиболее полные ответы на каждый предлагаемый вариант ответов. И, судя по полученным данным, в сфере ЖКХ много проблем, остро ощущаемых практически всеми жителями республики и требующих повседневного внимания.

Удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления городского округа (муниципального района)

Оценка населением республики деятельности органов местного самоуправления выглядит следующим образом (диаграмма 12).

Диаграмма 12

Удовлетворены ли Вы деятельностью органов местного самоуправления по месту Вашего проживания? %

19,2

41,8

□ Удовлетворен

s Не удовлетворен

и Затрудняюсь ответить

Удовлетворены деятельностью местных органов власти менее половины опрошенных жителей республики - 41,8%. Примерно столько же - 39% - не удовлетворены деятельностью ОМСУ Каждый пятый - 19,2% - затруднился с ответом.

Из жителей города Элиста удовлетворены деятельностью органов местного самоуправления чуть более четверти опрошенных - 26,4%.У жителей райцентров гораздо выше уровень удовлетворенности работой местных органов власти - 45,5%.Самый высокий уровень удовлетворенности работой местных органов власти у жителей сел - 63,9%.

В большей степени удовлетворены деятельностью органов местного самоуправления граждане самой младшей возрастной группы 18-29 лет - 47,5%.Чуть меньше, но также значительная часть 30-49-летних

- 44,6%. Удовлетворены деятельностью органов местного самоуправления более трети опрошенных в возрастных группах 50-59 лет - 34,6% и 60 лет и старше - 34,5%.

Мнения мужчин и женщин в оценке деятельности органов местного самоуправления немного расходятся: удовлетворены деятельностью органов местного самоуправления почти половина мужчин

- 47,2% и чуть более трети женщин - 37,5%.

Больше всего удовлетворены деятельностью органов местного самоуправления жители Ики-Бурульского района - 68,2%. Половина жителей Сарпинского района не удовлетворены деятельностью органов местного самоуправления по месту своего проживания. Более трети жителей Приютненского района - 35,4% - затруднились ответить на заданный вопрос.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Больше половины из числа неудовлетворенных деятельностью органов местного самоуправления жителей - 57,4% - указали на неспособность органов местной власти полноценно развивать (наполнять) местный бюджет. Примерно треть из той же группы жителей - 32,8% - недовольны невнимательным, грубым, неуважительным отношением работников органов МСУ к посетителям. Столько же - 32,8% -пожаловались на сложную систему сбора и предоставления документов в органы МСУ. Почти каждый шестой из числа отрицательно ответивших жителей - 18,6%- отметил недостаточный уровень

61

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

квалификации специалистов органов МСУ Каждый пятый из той же группы жителей - 18,0% -недоволен нарушениями сроков предоставления муниципальных услуг по обращениям граждан. Каждого девятого - 11,2% - жителя не устраивает режим работы органов МСУ. На другие причины своих недовольств ссылается каждый девятый житель - 11,1%.

Удовлетворенность населения открытостью органов местного самоуправления

Одной из важных задач нашего исследования являлось определение оценки открытости органов местного самоуправления. На данный вопрос были получены следующие ответы (см. диаграмму 13).

Диаграмма 13

Мнения жителей республики по данному вопросу разделились практически поровну. Удовлетворены открытостью органов местного самоуправления несколько более трети опрошенных жителей - 38%. Не удовлетворены открытостью местных властей примерно столько же жителей -40%. Каждый пятый житель республики - 22% - затруднился ответить на вопрос.

Оценка открытости органов местного самоуправления респондентами в зависимости от местожительства выглядит следующим образом. Только около четверти горожан - 23,7% -удовлетворены открытостью органов местного самоуправления. Больше всего удовлетворены открытостью органов местного самоуправления жители сел - 56,9%.Удовлетворены открытостью органов местного самоуправления 42,4% жителей райцентров. Таким образом, удовлетворенных открытостью органов местного самоуправления в райцентрах вдвое больше, а в селах - втрое больше, чем в городе.

По возрастным когортам мнения жителей по вопросу об открытости местных органов самоуправления выглядят так: удовлетворены открытостью органов местного самоуправления более трети 18-29-летних жителей - 37,9% и 42,0% - 30-49-летних. Среди жителей старших возрастных групп удовлетворенных открытостью органов местного самоуправления заметно меньше: 30,7% 50-59-летних и 34% 60 лет и старше.

Прослеживается небольшая корреляция в ответах мужчин и женщин на вопрос об открытости органов местного самоуправления. Удовлетворены открытостью органов местного самоуправления несколько больше мужчин - 42,9%, чем женщин - 34,2%.

Наиболее высокая оценка открытости органов местного самоуправления прослеживается в Юстинском районе - 62,8%.

Не удовлетворены открытостью органов местного самоуправления более половины жителей Сарпинского района - 53,4%. Значительная часть жителей Кетченеровского района - 45,3 % - не смогли ответить на данный вопрос.

Больше половины - 53,6% - из числа неудовлетворенных открытостью органов МСУ отметили, что деятельность ОМСУ слабо освещается в СМИ (телевидение, газеты, радио, Интернет). Более трети из той же группы жителей - 38,0% - считают, что у них мало информации о деятельности ОМСУ. Каждый шестой из числа отрицательно ответивших жителей - 18,2% - пожаловался на то, что у него вообще нет информации о деятельности ОМСУ. В целом у подавляющего большинства

62

№ 2(25), 2012 г.

жителей республики - 71,8% - либо мало, либо вообще нет информации о деятельности органов местного самоуправления. И это является, на наш взгляд, одним из главных факторов неудовлетворенности граждан деятельностью ОМСУ. Каждый пятый - 22,6% - недоволен тем, что представители ОМСУ редко встречаются с жителями. Каждый девятый - 11,9% - отметил, что трудно попасть на прием к работнику ОМСУ. Незначительная часть жителей - 3,3% - указали на то, что отсутствуют печатные СМИ для публикации муниципальных нормативных и правовых актов и другой официальной информации. Небольшая часть - 4,8% - ссылается на другие причины своих недовольств.

В заключение мы представляем сводные данные по всей республике (см. диаграмму 14).

Диаграмма 14

Сводные данные по Республике Калмыкия, в %

90

80

70

60

50

40

30

20

10

0

а

S

Ь

Ь

S'

с5

■ Удовлетворен і Не удовлетворен и Затрудняюсь ответить

Й.І

б

Обобщенные результаты социологического исследования свидетельствуют, что в целом ситуация по изучаемым вопросам в республике достаточно проблематичная. Как видно из приведенных данных, наиболее благополучная ситуация, по оценке самих жителей, только в сфере общего образования. В сфере оказания медицинской помощи населению, транспортного обслуживания, благоустройства населенных пунктов и особенно услуг ЖКХ неудовлетворенных предоставляемыми муниципальными услугами заметно больше, чем удовлетворенных. И, как следует из вышеприведенных нами данных, такое положение наблюдается как в городе, так и в сельской местности. Нельзя не обратить внимание на тот факт, что менее половины жителей республики выражают удовлетворенность деятельностью органов местной власти и их открытостью перед населением. Многие граждане не смогли даже выразить свое определенное отношение к тем органам местной власти, которые призваны оказывать все муниципальные услуги населению на должном уровне.

1. Федеральный закон N° 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 06. 10. 2003 г. Ст. 1.

63

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

ЛИДЖИ-ГОРЯЕВА С. Э., ОКОНОВ Б. А.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ КОРРУПЦИИ: ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ИТОГИ

Аннотация: В данной статье отражены промежуточные итоги социологического мониторинга коррупции в Республике Калмыкия. Анализ массива материалов позволяет констатировать, что деятельность федеральной, региональной и местной властей по противодействию коррупции дает определенные положительные результаты. Однако, несмотря на некоторые положительные изменения, обусловленные активизацией политики противодействия коррупции, достаточно сильны и негативные тенденции.

Ключевые слова: отношение населения к коррупции, противодействие коррупции, уровень коррупции, личные коррупционные практики граждан.

Последние месяцы уходящего 2012 года буквально изобиловали информацией на тему борьбы с коррупцией. Это и громкие коррупционные разоблачения чиновников различного уровня, вплоть до очень высоких (дело «Рособоронсервиса», дело «Росагролизинга»).

Это и веские заявления первых лиц государства о назревшей необходимости решительной борьбы с коррупцией и о серьезности намерений в этой области. Глава Правительства Д.А. Медведев считает, что «сегодня уже есть общественный запрос на борьбу с коррупцией. Люди хотят, чтобы власть очистилась». Президент страны В. В. Путин неоднократно (в ежегодном Послании Федеральному Собранию, на встрече с доверенными лицами, на пресс-конференции перед многочисленной аудиторией российских и зарубежных журналистов) подчеркивал, что принимаемые в стране меры против коррупции - это не кампанейщина, это последовательное направление на искоренение коррупции. Это политическая линия руководства страны. Это долговременная программа.

Похоже, что борьба с коррупцией находится в центре внимания всего общества, ей придается первостепенное значение. Возможно, пришло время, когда уже нельзя и невозможно жить и развиваться дальше, не искоренив коррупцию - огромное социальное зло, разъедающее общество.

Думается, что в этих условиях социологический мониторинг «Комплексное исследование коррупции и разработка рекомендаций по снижению коррупционных рисков в Республике Калмыкия», осуществляемый Институтом с 2009 года, приобретает большую значимость.

Реализация республиканской целевой программы противодействия коррупции является одним из основных инструментов противодействия коррупционным проявлениям в Республике Калмыкия. Социологический мониторинг в данной сфере представляется достаточно эффективным средством выявления прежде всего причин и условий существования проблемы, а также способствует внедрению комплексных подходов в противодействии коррупции.

В течение 2012 года в рамках мониторинга впервые осуществлен социологический опрос общереспубликанского масштаба. По проблеме коррупции было опрошено больше тысячи человек. Это позволило получить целостное представление населения республики о коррупции в целом и в регионе в частности.

В данной публикации комплексный анализ всего массива материалов, полученных в процессе социологического мониторинга, позволяет констатировать, что деятельность федеральной, региональной и местной властей по противодействию коррупции дает определенные результаты.

Ваш пол, в %

46,3

53,7

□ Женщины В Муж чины

64

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.