Научная статья на тему 'УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОТКРЫТОСТЬЮ ОМСУ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 2019 г.)'

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОТКРЫТОСТЬЮ ОМСУ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 2019 г.) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
177
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
органы местного самоуправления / информационная открытость / уровень удовлетворенности информационной открытостью / причины неудовлетворенности / официальный сайт ОМСУ / Республика Калмыкия / information openness / local governments / level of satisfaction with information openness / reasons for dissatisfaction / official website of the local self-government / the Republic of Kalmykia

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Спиридонова Л. Ю.

В данной публикации представлены данные, полученные в ходе социологического опроса 2019 года в рамках темы НИР «Определение уровня оценки населением результатов деятельности органов местного самоуправления городского округа и районных муниципальных образований Республики Калмыкия», касающиеся мнения населения республики об информационной открытости и доступности информации о деятельности органов местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REPUBLIC OF KALMYKIA POPULATION SATISFACTION BY THE LOCAL GOVERNMENT INFORMATION OPENNESS (ON THE RESULTS OF A SOCIOLOGICAL RESEARCH 2019)

This publication presents the data obtained during the 2019 sociological survey within the framework of the research topic “Determining the level of assessment by the population of the results of the activities of local authorities of the city district and district municipalities of the Republic of Kalmykia”, concerning the opinion of the population of the republic on the information openness and accessibility of information about the activities of bodies local government.

Текст научной работы на тему «УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОТКРЫТОСТЬЮ ОМСУ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 2019 г.)»

3. Миллион есть, а желающих на него нет. Или почему в Калмыкии дала сбой программа «Земский доктор»? [Электронный ресурс]. - URL: http://riakalm.ru (дата обращения: 02.08.2019)

4. «Земский доктор» есть, земских докторов нет.. .[Электронный ресурс]. - URL: : https://etokavkaz.ru/ sobytie/zemskii-doktor-est-zemskikh-doktorov-net (дата обращения: 02.08.2019)

5. Земский доктор» есть, земских докторов нет.

6. «Земские доктора» в Волгоградской области поддержали предложение Путина .[Электронный ресурс]. - URL: https://volg.mk.ru/social/2019/02/25/zemskie-doktora-v-volgogradskoy-oblasti-podderzhali-predlozhenie-putina.html (дата обращения: 02.08.2019)

7. Земских докторов и фельдшеров ждут в сёлах Астраханской области .[Электронный ресурс]. -URL: https://www.astrobl.ru/news/108722 (дата обращения: 02.08.2019)

8. Медики приезжают в ставропольские села в рамках программы «Земский доктор» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.stapravda.ru /20190321/mediki priezzhayut v stavropolskie

sela v ramkah programmyzemski 131441.html (дата обращения: 03.08.2019)

9. «Земские доктора» в Волгоградской области поддержали предложение Путина.

DOI: 10.24411/2071-7830-2019-10026 СПИРИДОНОВА Л.Ю.

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОТКРЫТОСТЬЮ ОМСУ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 2019 г.)

Аннотация: В данной публикации представлены данные, полученные в ходе социологического опроса 2019 года в рамках темы НИР «Определение уровня оценки населением результатов деятельности органов местного самоуправления городского округа и районных муниципальных образований Республики Калмыкия», касающиеся мнения населения республики об информационной открытости и доступности информации о деятельности органов местного самоуправления.

Ключевые слова: органы местного самоуправления, информационная открытость, уровень удовлетворенности информационной открытостью, причины неудовлетворенности, официальный сайт ОМСУ, Республика Калмыкия.

В настоящий момент наше общество, как никогда ранее, заинтересовано в развитии прозрачности и открытости государственного и муниципального управления. Информационная открытость деятельности органов местного самоуправления стимулирует местные органы к постоянному развитию и совершенствованию, поиску новых форм осуществления управления и способствует повышению эффективности. Широкий доступ к информации о государственных и муниципальных органах расширяет возможности оценивать их деятельность. Повышение открытости органов исполнительной власти позволяет достичь сразу нескольких целей.

Во-первых, сделать государство более демократичным, информационно открытым и «прозрачным» для граждан. Во-вторых, повысить эффективность деятельности государственного аппарата, так как мировой опыт показывает, что непрозрачная, а следовательно, безответственная власть неэффективна. В-третьих, установить общественный контроль над властью. Только общественный контроль позволит повысить ответственность государственных и муниципальных служащих за свою деятельность, сделает более эффективной борьбу с коррупцией, растратами, со злоупотреблением должностным положением [1].

Доступ граждан к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления поддерживается законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 6 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», к способам обеспечения информационной осведомленности населения о деятельности ОМСУ относятся:

1) обнародование (опубликование) государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации;

2) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет;

3) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведенных для этих целей местах;

4) ознакомление пользователей с информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды;

5) присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления;

6) предоставление пользователям информации по их запросу о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

7) другие способы, предусмотренные законами и (или) иными нормативными правовыми актами, а в отношении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления - также муниципальными правовыми актами [2].

Информационная открытость и прозрачность деятельности органов власти любого уровня является неотъемлемым критерием комплексной оценки эффективности государственного и муниципального управления. При этом особую значимость вопрос информационной открытости приобретает применительно к деятельности органов местного самоуправления - власти, объективно наиболее приближенной к населению [3].

Показатель «уровень удовлетворенности информационной открытостью органов местного самоуправления» с 2012 года ежегодно исследуется Институтом комплексных исследований аридных территорий в рамках темы НИР «Определение уровня оценки населением результатов деятельности органов местного самоуправления городского округа и районных муниципальных образований Республики Калмыкия».

В 2019 году во всех районах республики и в городе Элиста было опрошено 547 респондентов. В ходе исследования гражданам Калмыкии был задан вопрос: «Удовлетворены ли Вы информационной открытостью органов местного самоуправления, т.е. насколько доступна Вам информация о деятельности органов местного самоуправления?». Сводные данные по данному вопросу представлены на рисунке 1 [4].

□ Удовлетворен

Э Скорее

удовлетворен

[Ц Скорее не удовлетворен

Ш Полностью не удовлетворен

□ Затрудняюсь ответить

ННе интересуюсь этим вопросом

Рис. 1. Удовлетворенность населения РК информационной открытостью органов местного самоуправления, сводные данные, в %

Как видим, удовлетворены информационной открытостью органов местного самоуправления только немногим более трети (35,0%, где 14,0% - полностью удовлетворены; 21,0% - скорее удовлетворены) жителей Республики Калмыкия. Более четверти (28,5%, где 13,5% - скорее не удовлетворены; 15,0% -полностью не удовлетворены) граждан не удовлетворены данным показателем. 15,3% опрошенных не смогли дать определенного ответа на данный вопрос. Пятая часть (21,3%) жителей вообще не интересуются этим вопросом.

В то же время отметим, что удовлетворенность населения РК информационной открытостью ОМСУ за последние три года остается примерно на одном уровне (см. табл.1).

Таблица 1.

Уровень удовлетворенности граждан РК информационной открытостью ОМСУ, сводные данные за 2017-2019 гг., в % [5]

ответы 2017 год 2018 год 2019 год

Удовлетворены 14,0 9,1 10,4

Скорее удовлетворены 21,0 23,8 23,5

Скорее не удовлетворен 13,5 17,4 15,6

Полностью не удовлетворен 15,0 7,7 6,7

Затрудняюсь ответить 15,3 15,7 24,1

Не интересуюсь этим вопросом 21,3 26,4 22,3

В течение трех последних лет лишь около трети граждан Калмыкии отвечали, что они в той или иной степени удовлетворены данным показателем. При этом довольно высокий процент (примерно каждый пятый опрошенный) жителей региона выражают свое индифферентное отношение к рассматриваемому вопросу.

В текущем году более всего удовлетворенных информационной открытостью ОМСУ оказалось среди граждан в возрасте 30-49 лет (33,4%) и 18-29 лет (38,4%) (см. табл. 2).

Таблица 2

Удовлетворенность жителей РК информационной открытостью ОМСУ, сводные данные в корреляции по возрасту, в%

ответы 18-29 лет 30-49 лет 50-59 лет 60 лет и старше

Удовлетворены 14,5 14,1 2,9 5,8

Скорее удовлетворены 23,9 19,3 29,1 25,0

Скорее не удовлетворен 9,4 18,2 13,6 21,2

Полностью не удовлетворен 5,8 8,3 4,9 6,7

Затрудняюсь ответить 29,0 16,7 21,4 20,2

Не интересуюсь этим вопросом 17,4 23,4 28,2 21,2

Менее всего удовлетворенных среди самой старшей возрастной группы (от 60 лет и старше) и среди граждан в возрасте 30-49 лет.

Анализ уровня удовлетворенности информационной открытостью ОМСУ по территориям республики позволил выявить следующее (см. рис. 2, рис. 3).

Села Райцентры (в том числе Город Элиста

гг. Городовиковск, Лагань)

5 Удовлетворен И Скорее удовлетворен

□ Скорее не удовлетворен ЕЭ Полностью не удовлетворен

Я Затрудняюсь ответить Ш Не интересуюсь этим вопросом

Рис. 2. Удовлетворенность информационной открытостью ОМСУ, сводные данные в зависимости от типа поселений, в%

Больше всего удовлетворенных открытостью органов местного самоуправления среди жителей райцентров. Менее всего удовлетворенных этой стороной ОМСУ среди элистинцев. Каждый второй респондент (53,2%) среди жителей сел ответил, что не проявляет какого-либо интереса к данному вопросу.

Рис. 3. Уровень удовлетворенности населения РК информационной открытостью ОМСУ

по муниципальным образованиям, в%

У меня недостаточно информации о деятельности ОМСУ

Деятельность ОМСУ слабо освещается в СМИ

Представители ОМСУ редко встречаются с гражданами

Информация о деятельности ОМСУ мне не доступна

Трудно попасть на прием к работникам ОМСУ

Деятельность ОМСУ слабо освещается на телевидении

Деятельность ОМСУ слабо освещается в газетах

Деятельность ОМСУ слабо освещается в Интернете (на официальном сайте)

Деятельность ОМСУ слабо освещается на радио

31,1

16,71

13,3

12,21

7,8

57,81

0,0 10,0 20,0 30,0 40,0 50,0 60,0 70,0

Рис.4. Причины неудовлетворенности жителей РК информационной открытостью ОМСУ,

сводные данные, в%

Самый высокий уровень удовлетворенности информационной открытостью органов местного самоуправления - в Кетченеровском (66,7%), Малодербетовском (57,5%), Целинном (56,7%) районах. Самый низкий - в Октябрьском районе (15,8%) и в городе Элиста (13,7%).

Причины, по которым жители Республики Калмыкия не удовлетворены информационной открытости ОМСУ, представлены на рисунке 4.

Большинство (57,8%) граждан республики, не удовлетворенных информационной открытостью ОМСУ, указали на недостаток информации о деятельности органов местного самоуправления. Около трети (31,1%) из них отметили, что деятельность ОМСУ слабо освещается в СМИ, в частности: на телевидении (7,8%); в газетах (3,3%); в Интернете (официальный сайт РМО - 3,3%); на радио (2,2%). Каждый шестой (16,7%) гражданин из данной группы ответил, что представители ОМСУ редко встречаются с гражданами. 13,3% респондентов пожаловались на то, что информация о деятельности ОМСУ им недоступна. Примерно каждый восьмой (12,2%) сослался на то, что на прием к работникам ОМСУ трудно попасть.

В данном исследовании нас интересовало, посещают ли жители республики официальный сайт и группы (в соцсетях) Администрации районов и Администрации города Элиста. Полученные данные распределились следующим образом (см. рис. 5).

0 Да, только сайт

ЕЗ Да, и сайт, и группу

ЕЗ Да, т олько группу

Щ Нет, не посещаю ни то, ни другое

В Впервые об этом слышу

Ш Не интересуюсь этим вопросом

Рис. 5. Посещаете (посещали) ли Вы официальный сайт или группы в соцсетях Администрации Вашего районного муниципального образования (для элистинцев - сайт Администрации г.Элиста)?, в%

Каждый пятый (21,6%) житель ответил, что посещает(л) и официальный сайт Администрации района/ города Элиста, и группы в социальных сетях. Примерно каждый одиннадцатый (9,5%) респондент указал, что посещает(л) только сайт. Незначительная доля (1,9%) - только группы в соцсетях. Около трети (30,0%) ответили, что не посещают ни то, ни другое. 6,1% респондентов слышат об этом впервые. Около трети (30,9%) не интересуются данным вопросом.

Таким образом, резюмируя вышесказанное, отметим, что вопрос информационной открытости органов местного самоуправления остается актуальным не только для нашей республики, но и, скорее всего, для всей страны в целом, поскольку степени «прозрачности» решений ОМСУ и доступа к информации для населения во многом зависит доверие жителей к данным властным структурам. Подчеркнем несколько важных пунктов, которые требуют пристального внимания со стороны местных властей нашего региона:

• во-первых, удовлетворенность населения РК информационной открытостью органов местного самоуправления, находится на невысоком уровне. Лишь каждый третий житель региона ответил, что он в той или иной мере удовлетворен данным показателем;

• во-вторых, заметную долю опрошенных (примерно каждый пятый респондент) не интересует вопрос информационной открытости ОМСУ;

• в-третьих, лишь небольшая доля жителей республики посещали (посещают) и официальный сайт ОМСУ, и группу ОМСУ в соцсетях;

• в-четвертых, менее всего удовлетворенных информационной открытостью ОМСУ среди жителей Элисты, столицы республики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Терещенко, Л. К. Доступ к информации: правовые гарантии //Журнал российского права.2010. № 10. С. 46-53

2. Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 28.12.2017) "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" [Электронный ресурс]// http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 84602/3a64007dd7a87c4b8f7fdd55e21a43d928c144c3/(дата обращения: 01.09.2019).

3. Дубровская, Ю. В. Информационная открытость органов власти как важнейший критерий эффективности государственного и муниципального управления / Ю. В. Дубровская, К. С. Жаворонкова // Государственное управление. Электронный вестник. Апрель 2016 г. Выпуск № 55. С. 58-73. - URL:http://e-

journal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2016/ vipusk_55._aprel_2016_g./problemi_upravlenija_teorija_i_praktika/

dubrovskaya_zhavoronkova.pdf (дата обращения: 01.09.2019).

4. Организация и проведение социологического опроса при определении уровня оценки населением результатов деятельности органов местного самоуправления городского округа и районных муниципальных образований Республики Калмыкия: социолог. опрос [проводился в 2019 г. во всех районах республики и в городе Элиста выборка - 547 респондентов] / Ин-т комплекс. исслед. арид. территорий; С.Э. Лиджи-Горяева, Э.Ю. Ункуров // Архив отдела социологических исследований.

5. Организация и проведение социологического опроса при определении уровня оценки населением результатов деятельности органов местного самоуправления городского округа и районных муниципальных образований Республики Калмыкия: социолог. опрос [проводился в 2017-2019 гг. в г. Элисте и 13 районах республики] / Ин-т комплекс.исслед. арид. территорий; С. Э. Лиджи-Горяева, Л. Ю. Спиридонова, Э. Ю. Ункуров // Архив отдела социологических исследований.

DOI: 10.24411/2071-7830-2019-10027 ХАШАЕВА А.Б., ОКОНОВ Б.А.

О СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ КОРРУПЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ (2011-2018 ГГ.).*

Аннотация: В статье представлены результаты социологических исследований по определению уровня коррупции в Республике Калмыкия. Проведенные в рамках Административной реформы социологические исследования позволили получить представление о состоянии коррупции в Республике Калмыкия в настоящее время. Результаты массового опроса населения показали, что разработанная и принятая в Республике Калмыкия система мер противодействия коррупции, направленная на выявление и устранение коренных причин коррупции в обществе и последовательно реализуемая органами государственной власти и органами местного самоуправления Республики Калмыкия, институтами гражданского общества, приводит к снижению коррупции в нашем обществе.

Ключевые слова: Коррупция, гражданское общество, Республика Калмыкия

Основным элементом контроля реализации антикоррупционных мер является проведение социологических опросов населения с целью определения уровня коррупции в Республике Калмыкия. С помощью техник изучения общественного мнения в республике проведена оценка информационной открытости органов исполнительной власти и местного самоуправления, оценка эффективности организационных и правовых мер по противодействию коррупции, выработаны предложения, способствующих совершенствованию организации деятельности органов исполнительной власти Республики Калмыкия в сфере противодействия коррупции.

* Исследования выполнены в рамках государственного задания БНУ РК «ИКИАТ» на 2011-2018 г. 100

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.