Научная статья на тему 'Механизмы регулирования внутрирегиональных миграционных процессов в республике Калмыкия'

Механизмы регулирования внутрирегиональных миграционных процессов в республике Калмыкия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
58
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внутрирегиональная миграция / миграционная политика / программы социальноэкономического развития / региональные трудовые ресурсы / сельская местность / intraregional migration / migration policy / socio-economic development programs / regional labor resources / rural area.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бадмаева Н. В.

Сокращение численности сельского населения в результате миграции, урбанизации и демографических изменений приводит к асимметричному социально-экономическому, демографическому развитию республики. В статье предпринята попытка анализа механизмов регулирования внутрирегиональных миграционных процессов в республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бадмаева Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS OF REGULATION OF INTRAREGIONAL MIGRATION PROCESSES IN THE REPUBLIC OF KALMYKIA

The reduction in the rural population as a result of migration, urbanization and demographic changes leads to the asymmetric socio-economic, demographic development of the republic. The article attempts to analyze the mechanisms of regulation of intraregional migration processes in the republic.

Текст научной работы на тему «Механизмы регулирования внутрирегиональных миграционных процессов в республике Калмыкия»

Диаграмма 10.

С какими именно проявлениями действий экстремистского характера Вы сталкивались в республике за последний год? в %

□ Агрессивные акции спортивных болельщиков

□ Акции протеста с применением насилия

□ Пропаганда неофашизма, включая использовнаие фашистской символики, одежды, приветствий

И Попытки вербовки для участияв экстремистской и террористической деятельности

□ Унижение, оскорбление людей по национальному признаку

Е Пропагандаэкстремистской идеологии в Интернете

□ Осквернение, разрушение памятников, могил, храмов

50

100

3

3

0

Таким образом, по мнению респондентов, главной причиной распространения экстремистских взглядов и идей является безработица. И также, по мнению большинства опрошенных наиболее эффективной мерой по профилактике распространения экстремистских взглядов будет улучшение общей экономической ситуации. Несмотря, на что респонденты признают экономические факторы основными в проблеме проявления экстремизма, все же наиболее значимую роль в профилактике действий экстремистского характера, по мнению опрошенных, играет семья и школа.

Как показало исследование, в настоящее время в Республике Калмыкия условий для открытого проявления межнациональных разногласий нет, так как националистические радикальные движения не имеют социальной поддержки в нашем обществ.

DOI: 10.24411/2071-7830-2019-10025 БАДМАЕВА Н. В.

МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНУТРИРЕГИОНАЛЬНЫХ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ1

Аннотация: Сокращение численности сельского населения в результате миграции, урбанизации и демографических изменений приводит к асимметричному социально-экономическому, демографическому развитию республики. В статье предпринята попытка анализа механизмов регулирования внутрирегиональных миграционных процессов в республике.

Ключевые слова: внутрирегиональная миграция, миграционная политика, программы социально-экономического развития, региональные трудовые ресурсы, сельская местность.

Одним из основных направлений совершенствования регулирования миграционных процессов является внутренний тип миграции, не выходящий за пределы региона. Вопросы эффективного управления внутрирегиональными миграционными потоками требуют особого внимания, поскольку именно они влияют на социально-демографическую структуру населения региона.

1 Исследование проведено в рамках госзадания КалмНЦ РАН «Развитие сельских территорий Юга России: комплексный социально-экономический и экологический мониторинг» (Рег. №2 НИОКТР АААА-А19-1190111490037-8).

Усложнение миграционных процессов, их многообразие, большое количество направлений, функциональная неоднозначность актуализируют общественную потребность в эффективном регулировании этих процессов. Регулирование понимается как «управляющее воздействие в соответствии с отклонением регулируемого параметра от заданной величины для приведения системы в нормальное рабочее состояние». Регулирование может быть эффективным при условии предварительного обоснования и разработки определенной политики в отношении развития регулируемого объекта (в данном случае - миграции). «Миграционная политика - система социально-экономических ориентиров (принципов) и вытекающих из них целей, задач и направлений развития миграционных процессов. Регулирование миграции населения неразрывно связано с проводимой экономической, социальной, демографической, национальной, культурной политикой государства, как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях» [1].

Важнейшей целью государственного регулирования внутренних миграционных перемещений считается обеспечение равномерного регионального экономического развития, устранение региональной экономической асимметрии. Рациональное размещение населения за счет внутреннего его перераспределения сглаживает региональные противоречия, устраняет внутреннюю социально-экономическую напряженность [2].

К основным проблемам в регулировании внутрирегиональной миграции можно отнести, прежде всего, финансовую лимитированность регионального и местных бюджетов, поскольку программы по содействию переселению граждан внутри региона требуют финансирования реализации этих мер.

Исторически сложившееся отставание села по качеству жизни населения и невозможность скорого создания в сельской местности сравнимых с городскими условий для удовлетворения ряда социальных потребностей (образовательных, досуговых, медицинских, культурных и др.) определяет необходимость социальной компенсации негативных черт сельского образа деятельности и мер по стимулированию проживания молодежи в сельской местности. Ряд социально-экономических программ, национальных проектов пока не принесли ожидаемых результатов. Хотя, конечно, необходимо отметить некоторые положительные тенденции. В сложившейся ситуации приоритетным направлением развития сельских территорий региона должны стать социальная защита сельской молодежи, жителей села, механизмы закрепления населения на территориях сел.

Анализ документов, эмпирическую базу которого составили нормативно-правовые акты, прямо или косвенно касающиеся регулирования миграционных процессов, а также социально-экономические программы Республики Калмыкия, планы мероприятий, проекты документов в области миграции. Среди нормативно-правовых актов присутствуют различные по юридической силе и по субъекту правотворчества акты. Это Федеральные законы, Законы Республики Калмыкия, Уставы муниципальных образований, Постановления Правительства РФ, Постановления Правительства Республики Калмыкия и т.п.

К документам не нормативно-правового характера можно отнести стратегии развития, концепции долгосрочного развития, федеральные целевые программы, государственные программы Республики Калмыкия, ведомственные программы Республики Калмыкия.

Одной из ключевых программ регулирования внутререгиональных миграционных процессов являлась Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». Программа была закрыта в большей степени в связи со сложностью реализации всего комплекса мер по развитию сельских территорий страны в сложных социально-экономических условиях. Однако следует отметить, что в Республике Калмыкия на республиканском уровне была принята целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий Республики Калмыкия на 2008-2012 годы». Также такие целевые программы приняты во всех муниципальных районах республики. Например, муниципальная программа Яшалтинского района «Устойчивое развитие сельских территорий на 2016-2019 годы», муниципальная программа Целинного района «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» и т.д.

Также рассмотрены субсидии в рамках действия ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». К их числу относят:

• субсидии на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов;

• субсидии на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, на строительство и реконструкцию автомобильных дорог;

• субсидии на грантовую поддержку местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности.

В Калмыкии также можно отметить Постановление Правительства Республики Калмыкия от 31

декабря 2013 года № 614 «О порядке предоставления социальных выплат на строительство

(приобретение) жилья гражданам российской федерации, проживающим в сельской местности Республики Калмыкия, в том числе молодым семьям и молодым специалистам».

Следующий блок документов составляют Концепции и Программы демографического развития. На уровне региона - это Концепция или Программа демографического развития.

Эффективным мотивационным механизмом привлечения и закрепления врачебных кадров в сельской местности является предоставление с 2012 г. единовременных компенсационных выплат в размере 1 млн. рублей согласно Федеральному закону от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Однако данная программа работает по-разному в регионах страны. Министерство здравоохранения Республики Калмыкия отмечает, что на сегодняшний день в ведомство практически не поступает заявок на участие в этом проекте. Это связано с двумя факторами. Данная программа дала сбой на территории всей России: такие мегаполисы как Санкт-Петербург, Москва, а также финансово состоятельные регионы переманивают к себе специалистов. А также в республике возникли проблемы с финансированием региональной части программы [3]. Однако программа непривлекательна не только для Калмыкии. К середине 2015 года, по данным федерального министерства здравоохранения, в Дагестане, Ингушетии, Карачаево-Черкесии по программе «Земский доктор» не привлекли ни одного врача. В Северной Осетии и Чечне такие врачи есть, но их совсем немного: программа выполняется соответственно на 18% и 8%, остальные деньги возвращаются в федеральный бюджет [4]. В Дагестане желающие поехать в село по программе «Земский доктор» есть, но они туда не едут, так как не получают свой законный миллион: у региона денег на софинансирование нет, а без софинансирования правила не позволяют выдачу положенной суммы [5]. В то же время в других южнороссийских регионах программа успешно функционирует. По информации облздрава Волгоградской области, за последние шесть лет на работу в сельскую больницу устроены 392 врача, каждый из них получил миллион рублей. А еще уже пять лет в регионе успешно реализуется программа «Земский фельдшер». За это время в село направлено 120 специалистов - они получили из бюджета области по 500 тыс. рублей «подъемных» [6]. За шесть лет в сельские больницы Астраханской области трудоустроились около 400 специалистов. В 2018г. г вновь заработала ещё одна программа, но уже для специалистов среднего звена - «Земский фельдшер» [7]. В Ставропольском крае. В рамках программы на работу в сельскую местность переехало 912 медицинских работников [8].

Отметим, в рамках федерального проекта «Медицинские кадры России» в 2022 г. по целевому договору в Калмыкии начнут работать 38 выпускников медицинских вузов по специальностям «лечебное дело» и «педиатрия» и 120 средних медицинских работников (фельдшера, медсестры и акушеры). Стоит сказать, что согласно новым требованиям декретный отпуск, отпуска за свой счет и больничные не входят в пятилетний срок, который врачи должны отработать по программе. То есть целевые направления, которые даются на поступления выпускникам, закрепляются довольно жестким контрактом. Хорошо зарекомендовал себя целевой набор студентов-медиков в Волгоградской области. За три года в Волгограде выучились 350 молодых врачей, из них 200 уехали работать в сельские больницы. По похожей схеме для сельских медучреждений готовят и сестринский персонал. Волгоградская область стала первой в стране, где по целевому набору начали готовить средний медперсонал. По итогам учебного года 2018"2019 в государственные учреждения планируется привлечь более 70 ординаторов-целевиков [9].

Первичный анализ документов показывает, что в настоящее время в регионах существует значительное количество программ, направленных на управление внутрирегиональными миграционными потоками. Данные социально-экономические программы разноплановы, направлены на регулирование разнообразных отношений в миграционной сфере. Необходимо отметить, что весь комплекс мер по регулированию внутрирегиональной миграции трудовых ресурсов является своеобразным регулятором отношений в сфере миграции и рынка труда. С помощью социально-экономических программ происходит перераспределение трудовых ресурсов в регионе, привлечение специалистов в сельскую местность, сокращается уровень безработицы. Однако необходимо отметить, что зачастую социально-экономические программы и другие нормативно-правовые документы не выполняют свои функции по ряду причин слабого финансирования, некорректного управленческого воздействия, отсутствия в программах учета специфики той или иной территории, ее локальных проблем и другое.

1. Глазкова, Л. А. Регулирование миграционных процессов на территории городских муниципальных образований: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.08: Белгород, 2014. 191 с.

2. Абдулманапов, П. Г. Влияние миграции на демографическое развитие СКФО и подходы к ее регулированию в современных условиях // Региональные проблемы преобразования экономики. 2018. №. 6. С. 98-106.

3. Миллион есть, а желающих на него нет. Или почему в Калмыкии дала сбой программа «Земский доктор»? [Электронный ресурс]. - URL: http://riakalm.ru (дата обращения: 02.08.2019)

4. «Земский доктор» есть, земских докторов нет.. .[Электронный ресурс]. - URL: : https://etokavkaz.ru/ sobytie/zemskii-doktor-est-zemskikh-doktorov-net (дата обращения: 02.08.2019)

5. Земский доктор» есть, земских докторов нет.

6. «Земские доктора» в Волгоградской области поддержали предложение Путина .[Электронный ресурс]. - URL: https://volg.mk.ru/social/2019/02/25/zemskie-doktora-v-volgogradskoy-oblasti-podderzhali-predlozhenie-putina.html (дата обращения: 02.08.2019)

7. Земских докторов и фельдшеров ждут в сёлах Астраханской области .[Электронный ресурс]. -URL: https://www.astrobl.ru/news/108722 (дата обращения: 02.08.2019)

8. Медики приезжают в ставропольские села в рамках программы «Земский доктор» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.stapravda.ru /20190321/mediki priezzhayut v stavropolskie

sela v ramkah programmyzemski 131441.html (дата обращения: 03.08.2019)

9. «Земские доктора» в Волгоградской области поддержали предложение Путина.

DOI: 10.24411/2071-7830-2019-10026 СПИРИДОНОВА Л.Ю.

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОТКРЫТОСТЬЮ ОМСУ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 2019 г.)

Аннотация: В данной публикации представлены данные, полученные в ходе социологического опроса 2019 года в рамках темы НИР «Определение уровня оценки населением результатов деятельности органов местного самоуправления городского округа и районных муниципальных образований Республики Калмыкия», касающиеся мнения населения республики об информационной открытости и доступности информации о деятельности органов местного самоуправления.

Ключевые слова: органы местного самоуправления, информационная открытость, уровень удовлетворенности информационной открытостью, причины неудовлетворенности, официальный сайт ОМСУ, Республика Калмыкия.

В настоящий момент наше общество, как никогда ранее, заинтересовано в развитии прозрачности и открытости государственного и муниципального управления. Информационная открытость деятельности органов местного самоуправления стимулирует местные органы к постоянному развитию и совершенствованию, поиску новых форм осуществления управления и способствует повышению эффективности. Широкий доступ к информации о государственных и муниципальных органах расширяет возможности оценивать их деятельность. Повышение открытости органов исполнительной власти позволяет достичь сразу нескольких целей.

Во-первых, сделать государство более демократичным, информационно открытым и «прозрачным» для граждан. Во-вторых, повысить эффективность деятельности государственного аппарата, так как мировой опыт показывает, что непрозрачная, а следовательно, безответственная власть неэффективна. В-третьих, установить общественный контроль над властью. Только общественный контроль позволит повысить ответственность государственных и муниципальных служащих за свою деятельность, сделает более эффективной борьбу с коррупцией, растратами, со злоупотреблением должностным положением [1].

Доступ граждан к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления поддерживается законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 6 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», к способам обеспечения информационной осведомленности населения о деятельности ОМСУ относятся:

1) обнародование (опубликование) государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации;

2) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.