Научная статья на тему 'О социологических исследованиях по определению уровня коррупции в Республике Калмыкия (2011-2018 гг. ). '

О социологических исследованиях по определению уровня коррупции в Республике Калмыкия (2011-2018 гг. ). Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
68
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Коррупция / гражданское общество / Республика Калмыкия / Коррупция / гражданское общество / Республика Калмыкия

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хашаева А. Б., Оконов Б. А.

В статье представлены результаты социологических исследований по определению уровня коррупции в Республике Калмыкия. Проведенные в рамках Административной реформы социологические исследования позволили получить представление о состоянии коррупции в Республике Калмыкия в настоящее время. Результаты массового опроса населения показали, что разработанная и принятая в Республике Калмыкия система мер противодействия коррупции, направленная на выявление и устранение коренных причин коррупции в обществе и последовательно реализуемая органами государственной власти и органами местного самоуправления Республики Калмыкия, институтами гражданского общества, приводит к снижению коррупции в нашем обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOCIOLOGICAL STUDIES TO DETERMINE THE LEVEL OF CORRUPTION IN THE REPUBLIC OF KALMYKIA (2011-2018).

The article presents the results of sociological studies to determine the level of corruption in the Republic of Kalmykia. Sociological studies carried out as part of the Administrative Reform have provided an idea of the current state of corruption in the Republic of Kalmykia. The results of a mass survey of the population showed that the system of anti-corruption measures developed and adopted in the Republic of Kalmykia, aimed at identifying and eliminating the root causes of corruption in society and being consistently implemented by state authorities and local authorities of the Republic of Kalmykia, civil society institutions, leads to a reduction in corruption our society.

Текст научной работы на тему «О социологических исследованиях по определению уровня коррупции в Республике Калмыкия (2011-2018 гг. ). »

• в-третьих, лишь небольшая доля жителей республики посещали (посещают) и официальный сайт ОМСУ, и группу ОМСУ в соцсетях;

• в-четвертых, менее всего удовлетворенных информационной открытостью ОМСУ среди жителей Элисты, столицы республики.

1. Терещенко, Л. К. Доступ к информации: правовые гарантии //Журнал российского права.2010. № 10. С. 46-53

2. Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 28.12.2017) "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" [Электронный ресурс]// http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 84602/3a64007dd7a87c4b8f7fdd55e21a43d928c144c3/(дата обращения: 01.09.2019).

3. Дубровская, Ю. В. Информационная открытость органов власти как важнейший критерий эффективности государственного и муниципального управления / Ю. В. Дубровская, К. С. Жаворонкова // Государственное управление. Электронный вестник. Апрель 2016 г. Выпуск № 55. С. 58-73. - URL:http://e-

journal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2016/ vipusk_55._aprel_2016_g./problemi_upravlenija_teorija_i_praktika/

dubrovskaya_zhavoronkova.pdf (дата обращения: 01.09.2019).

4. Организация и проведение социологического опроса при определении уровня оценки населением результатов деятельности органов местного самоуправления городского округа и районных муниципальных образований Республики Калмыкия: социолог. опрос [проводился в 2019 г. во всех районах республики и в городе Элиста выборка - 547 респондентов] / Ин-т комплекс. исслед. арид. территорий; С.Э. Лиджи-Горяева, Э.Ю. Ункуров // Архив отдела социологических исследований.

5. Организация и проведение социологического опроса при определении уровня оценки населением результатов деятельности органов местного самоуправления городского округа и районных муниципальных образований Республики Калмыкия: социолог. опрос [проводился в 2017-2019 гг. в г. Элисте и 13 районах республики] / Ин-т комплекс.исслед. арид. территорий; С. Э. Лиджи-Горяева, Л. Ю. Спиридонова, Э. Ю. Ункуров // Архив отдела социологических исследований.

DOI: 10.24411/2071-7830-2019-10027 ХАШАЕВА А.Б., ОКОНОВ Б.А.

О СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ КОРРУПЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ (2011-2018 ГГ.).*

Аннотация: В статье представлены результаты социологических исследований по определению уровня коррупции в Республике Калмыкия. Проведенные в рамках Административной реформы социологические исследования позволили получить представление о состоянии коррупции в Республике Калмыкия в настоящее время. Результаты массового опроса населения показали, что разработанная и принятая в Республике Калмыкия система мер противодействия коррупции, направленная на выявление и устранение коренных причин коррупции в обществе и последовательно реализуемая органами государственной власти и органами местного самоуправления Республики Калмыкия, институтами гражданского общества, приводит к снижению коррупции в нашем обществе.

Ключевые слова: Коррупция, гражданское общество, Республика Калмыкия

Основным элементом контроля реализации антикоррупционных мер является проведение социологических опросов населения с целью определения уровня коррупции в Республике Калмыкия. С помощью техник изучения общественного мнения в республике проведена оценка информационной открытости органов исполнительной власти и местного самоуправления, оценка эффективности организационных и правовых мер по противодействию коррупции, выработаны предложения, способствующих совершенствованию организации деятельности органов исполнительной власти Республики Калмыкия в сфере противодействия коррупции.

* Исследования выполнены в рамках государственного задания БНУ РК «ИКИАТ» на 2011-2018 г. 100

Проведенные в рамках Административной реформы социологические исследования позволяют получить представление о состоянии коррупции в Республике Калмыкия на протяжении длительного времени.

Одной из основных задач исследования было выявление доли столкнувшихся с коррупцией. Необходимо отметить, что проводя наше исследование, мы опасались за качество полученной информации. Предмет изучения очень чувствителен и касается весьма интимных сторон взаимоотношений граждан и власти. Кроме того, многие знают, что дача взятки - уголовно наказуемое деяние, и далеко не каждый признается в этом даже в ходе анонимного социологического исследования. Однако наши опасения не подтвердились. Люди, как правило, были искренни и на вопросы, которые порой были эквивалентны показаниям на самого себя в суде, отвечали откровенно. Полученные результаты представлены на диаграмме 1. Как показало исследование, доля граждан, попадавших в коррупционные ситуации, последовательно снижается (в 2012 году - 29,7%, в 2013 году - 22,8%, в 2014 году - 20,5%) (см. диаграмму 1).

Диаграмма 1.

50

Вспомните, пожалуйста, приходилось ли лично Вам за прошедший год давать взятку, делать подарки, осуществлять подкуп или оказывать ответные услуги чиновникам и должностным лицам? Сравнительный анализ, в %

46 —

29,7 ---22,8

2011 г.

2012 г.

2013 г.

0

-♦—1. Да

Проведенное исследование предусматривало также выявление реального уровня бытовой коррупции в регионе. Респондентам предлагалось назвать, в каких сферах жизнедеятельности они сталкивались с проявлениями коррупции в регионе.

Выяснилось, что чаще всего (55,2%) жителям республики приходилось сталкиваться с коррупционными ситуациями в текущем году в ГИБДД. Чуть меньше (34,7%) указали на здравоохранение (получение бесплатной медицинской помощи в больнице, госпитале, лечение, операции и другие услуги). Кроме того, каждый четвертый (23,1%) указал, что сталкивался со случаями коррупции также в сфере здравоохранения (получение бесплатной медицинской помощи в поликлинике, диспансеризации). Также каждый пятый респондент (21,0%) сталкивался со случаями взяточничества в системе образования - в детских дошкольных учреждениях. Каждый седьмой (14,7%) отметил средние общеобразовательные учреждения - школы. Немногим более десятой части отметили: 11,0% - ВУЗы, а 10,3% - органы местного самоуправления. Одинаково менее десятой части (по 9,5%, соответственно) отметили сдачу ЕГЭ и службу регистрации прав собственности.

Небольшие части опрошенных столкнувшиеся со случаями коррупции в текущем году отметили:

- 7,3% - полицию

- 5,8% - налоговую

- 5,2% - контролирующие и надзорные органы

- 4,8% - ССУЗы

- 4,2% - ФСС

- 2,1% - прокуратуру

- 2,1% - суд

- 0,5% - служба занятости.

В открытых вариантах ответа были указаны: «Ростелеком», «Пенсионный фонд», «Клиника МВД».

Таким образом, жители отметили все организации и учреждения, предложенные в анкете.

Выяснилось, граждане оказавшиеся в коррупционной ситуации за текущий год, указали и размеры взяток. Конкретно были названы следующие суммы:

ГИБДД (получение прав, нарушение правил дорожного движения, регистрация ДТП) - 117случаев / 152300 руб. (общая сумма взяток).

Средняя сумма одной взятки 1302 руб.

Минимальная взятка - 300 руб.

Максимальная взятка - 8000 руб.

Налоговая служба (оформление, выдача, регистрация документов на налоговые льготы, имущественные вычеты и т.п.) — 6 случаев /6500 руб. (общая сумма взяток). Средняя сумма одной взятки 1083 руб. Минимальная взятка - 1000 руб. Максимальная взятка - 1500 руб.

Суд (восстановление справедливости) - 1случай /50000 руб.

Полиция (получение защиты в полиции, освобождение от ответственности за различные правонарушения) - 12 случаев/151500 руб. (общая сумма взяток). Средняя сумма одной взятки 12625 руб. Минимальная взятка. - 1000 руб. Максимальная взятка.- 50000 руб.

Здравоохранение (получение бесплатной медицинской помощи в поликлинике, диспансеризация - 39 случаев/ 148700 руб. (общая сумма взяток). Средняя сумма одной взятки 3813руб. Минимальная взятка - 200 руб. Максимальная взятка - 20000 руб.

Здравоохранение (получение бесплатной медицинской помощи в больнице, госпитале, лечение, операции и другие услуги) - 59 случаев/ 302800 руб. (общая сумма взяток). Средняя сумма одной взятки 5132 руб. Минимальная взятка - 300 руб. Максимальная взятка - 30000 руб.

Детские дошкольные учреждения (поступление, пребывание и выпуск из детсада, яслей) - 43 случая/ 115200 руб. (общая сумма взяток).

Средняя сумма одной взятки 2679 руб. Минимальная взятка- 200 руб. Максимальная взятка- 10000 руб.

Общеобразовательные учреждения (поступление в школу, бесплатное обучение, выпуск) - 31 случай/ 127700 руб. (общая сумма взяток).

Средняя сумма одной взятки 4119 руб. Минимальная взятка - 200 руб. Максимальная взятка - 10000 руб.

Сдача ЕГЭ - 9 случаев/191500 руб. (общая сумма взяток). Средняя сумма одной взятки 21278 руб. Минимальная взятка - 1000 руб. Максимальная взятка - 100000 руб.

Средние специальные образовательные учреждения (поступление, обучение, сдача экзаменов в ССУЗе) - 8 случаев/ 16700 руб. (общая сумма взяток). Средняя сумма одной взятки 2088 руб. Минимальная взятка - 200 руб. Максимальная взятка - 8000 руб.

Высшие образовательные учреждения (поступление в школу, бесплатное обучение, выпуск) - 29 случаев/ 72000 руб. (общая сумма взяток).

Средняя сумма одной взятки 2483 руб. Минимальная взятка - 500 руб. Максимальная взятка - 10000 руб.

Органы местного самоуправления (администрации сельских, районных и городских образований) - 10 случаев/ 90000 руб. (общая сумма взяток). Средняя сумма одной взятки 9000 руб. Минимальная взятка. - 500 руб. Максимальная взятка. - 40000 руб.

Фонд социального страхования (оформление санаторно - курортного лечения, субсидий, прав на получение выплат) - 6 случаев/ 40000 руб. (общая сумма взяток). Средняя сумма одной взятки 6667 руб. Минимальная взятка. - 1000 руб. Максимальная взятка. - 25000 руб.

Военкомат (решение проблем с призывом на военную службу) - 6 случаев/ 194000 руб. (общая сумма взяток).

Средняя сумма одной взятки 32333 руб.

Минимальная взятка- 1000 руб.

Максимальная взятка - 70000 руб.

Служба занятости (регистрация и учет незанятого населения, получение вакансий) - 1 случай/1000 руб.

Служба регистрации прав собственности (приобретение земельного участка, оформление прав собственности) - 10 случаев/ 355000 руб. (общая сумма взяток).

Средняя сумма одной взятки 35500 руб.

Минимальная взятка- 1000 руб.

Максимальная взятка - 300000 руб.

Паспортно-визовая служба (получение паспорта или загранпаспорта, регистрация по месту жительства) - 4 случая/ 4500 руб. (общая сумма взяток).

Средняя сумма одной взятки 1125 руб.

Минимальная взятка - 500 руб.

Максимальная взятка - 2000 руб.

Контролирующие и разрешительные органы (природнадзор, санэпиднадзор, пожнадзор и т.д) - 7 случаев/ 16500 руб. (общая сумма взяток).

Средняя сумма одной взятки 2357 руб.

Минимальная взятка - 500 руб.

Максимальная взятка - 10000 руб.

Министерства и ведомства - ПФР - 1 случай/1500 руб;

Клиника МВД - 1 случай/3000 руб;

Ростелеком - 1 случай /100000 руб.

Министерство здравоохранения - 1 случай /500 руб.

В 2018 году в рамках социологического исследования, о качестве оказываемых муниципальных и государственных услугах были заданы вопросы связанные с коррупцией. Так, согласно полученным данным, абсолютное большинство получивших услуги (96,6%) отметили, что не сталкивались с проблемой неформальных платежей, т.е. при оформлении документов для получения определенной услуги и получения результата услуги негласно не выплачивали денежное вознаграждение (оплата «в конверте»), не делали подарки для получения нужных документов и прохождения процедуры получения услуги (см. диаграмму 34). Доля тех, кто столкнулся с проблемой неформальных материальных затрат в процессе получения услуги, составила 3,4%.

Диаграмма 2.

Приходилось ли Вам при оформлении документов для получения данной услуги выплачивать негласно денежное вознаграждение (оплата «в конверте») или делать подарки для получения нужных документов и прохождения процедур?, в %

■ Да Нет

96,6

Из числа тех, кому приходилось выплачивать негласно денежное вознаграждение или делать подарки для получения той или иной услуги, 11,8% ответили, что давали оплату «в конверте», 88,2% - презент (подарок) (см. диаграмму 3).

Диаграмма 3.

Если "Да", что именно?, в %

11,8

■ Денежное вознаграждение

■ Презент (подарок)

88,2

Респондентам было предложено указать сумму денежного вознаграждения, которую они затратили для получения определенной услуги (см. таблицу 1). Как показано в таблице, минимальная сумма денежного вознаграждения - 5000 рублей, максимальная сумма - 8000 рублей.

Таблица 1.

Сумма денежного вознаграждения (оплата «в конверте») при получении государственной/муниципальной услуги

Сумма Частота упоминаний

5000 1

8000 1

Получатели услуг указали суммы подарков (презентов) для получения той или иной услуги (см. таблицу 2). Минимальная сумма подарка - 65 рублей, максимальная сумма - 5000 рублей.

Таблица 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сумма презента (подарка) при получении государственной/муниципальной услуги

Сумма Частота

65 1

120 1

300 1

350 1

400 1

500 3

1000 2

3000 3

3500 1

5000 1

Для оценки фактических материальных затрат при получении государственной/муниципальной услуги респондентам был задан вопрос: «Скажите, пожалуйста, каковы Ваши (или представляемого Вами предпринимателя, предприятия, компании) общие материальные затраты на получение данной услуги? (официальные платежи (государственная пошлина), неофициальные расходы, выплаты посредникам и т.д.)». Большинство респондентов (59,0%) ответили, что никаких материальных затрат для получения необходимой услуги они не понесли (см. диаграмму 36). Однако значительная доля (41,0%) услугополучателей указали на то, что при получении услуги понесли определенные расходы (см. диаграмму 4).

№ 1(38), 2019 г. Диаграмма 4.

70 60 50 40 30 20 10 0

Скажите, пожалуйста, каковы Ваши (или представляемого Вами предпринимателя, предприятия, компании) обшие материальные затраты на получение данной услуги? (официальные платежи (государственная пошлина), неофициальные расходы, выплаты посредникам и т.д.)?,

59

41

0 рублей

от 5 рублей и более

Детальный анализ общих материальных (финансовых) затрат на получение государственной/ муниципальной услуги (официальные платежи (государственная пошлина), неофициальные расходы, выплаты посредникам и т.д.) показал, что минимальная сумма, указанная услугополучателем, - 5 рублей, максимальная - 150 000 рублей.

Стоит отметить, что максимальная зафиксированная сумма финансовых затрат (150 000 рублей) была указана при получении услуги «Предоставление градостроительного плана земельного участка».

Таким образом, результаты социологических исследований показали, что разработанная и принятая в Республике Калмыкия система мер противодействия коррупции, направленная на выявление и устранение коренных причин коррупции в обществе и последовательно реализуемая органами государственной власти и органами местного самоуправления Республики Калмыкия, институтами гражданского общества, приводит к снижению коррупции в нашем обществе.

^01: 10.24411/2071-7830-2019-10028 БОСХАЕВ С.Н.

МНЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ О ПРИЧИНАХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ И МЕРАХ ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

Аннотация. В современном мире экстремизм стал актуальной проблемой, способной расшатать любое, даже самое стабильное и благополучное общество. Участившиеся случаи в последние годы, крайне отрицательно воздействуют на развитие внешних и внутренних отношений. Феномен экстремизма стал одним из наиболее опасных вызовов национальной безопасности РФ.

В данной статье представлены результаты полевого исследования по изучению причин и условий, способствующих возникновению и распространению идеологии экстремизма на территории Республики Калмыкия (основополагающими являются пропаганда экстремистских идей в Интернете и безработица).

Ключевые слова: экстремизм, федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.02.2002 г., анкетный опрос, причины экстремизма, профилактика.

Правовую основу борьбы с экстремизмом составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.02.2002 г., определяющий правовые и организационные основы борьбы с экстремизмом в Российской Федерации.

Экстремизм в общем есть своеобразное состояние сознания, мироощущения человека или общности, он в той или иной форме (степени) присутствует в каждом из нас. Одни идут на так называемую крайность (экстремизм) ради достижения каких-то общественно полезных или собственных целей; другие направляются к этому, придерживаясь какой-либо идеологии, своих убеждений или принципов; третьи же организованно и целенаправленно совершают преступные деяния против существующей власти нашего государства.

На наш взгляд, ни одно государство не застраховано от тех или иных проявлений экстремизма и терроризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.