ОКОНОВ Б.А.
КОРРУПЦИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
Аннотация: В статье представлены результаты социологического исследования по проблеме коррупции в социальной сфере в Республике Калмыкия. По материалам исследования, факты коррупции наблюдается повсеместно. В группе риска столкновения с коррупцией: мужчины, люди среднего возраста, жители райцентров, люди с высоким уровнем образования. В большинстве случаев инициаторам негласных выплат является личный состав учреждений.
Ключевые слова: коррупция как социальное явление, коррупция в социальной сфере, коррупционные сделки, противодействие коррупции, профилактика коррупции.
В Институте комплексных исследований аридных территорий продолжается социологический мониторинг по теме: «Комплексное исследование коррупции и разработка рекомендаций по снижению коррупционных рисков в Республике Калмыкия».
В 2016 году в рамках этого мониторинга было проведено социологическое исследование «Коррупция в социальной сфере Республики Калмыкия».
Обобщив материалы комплексного исследования коррупции за предыдущие годы, мы пришли к заключению, что в рамках мониторинга следует уделить более пристальное внимание отдельным аспектам общественной жизни республики, в частности, образованию, здравоохранению и социальной защите населения, т.е. социальной сфере. Спецификой получения услуг в социальной сфере является личный контакт получателя услуги и сотрудника органа, предоставляющего данную услугу. Ненадлежащее выполнение своих функций, вымогательство, злоупотребление своим положением сотрудниками указанных сфер жизнедеятельности, безусловно бросает тень на общество в целом. Согласно Конституции РФ, «Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [1]. Коррупция в социальной сфере, таким образом, выступает в качестве одной из ключевых угроз национальной безопасности Российской Федерации.
Цель исследования: выявление уровня коррупции в социальной сфере Республики Калмыкия
В каждой из указанных сфер было опрошено по 150 респондентов (всего не менее 450 граждан - получателей государственных и муниципальных услуг).
1. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕСПОНДЕНТОВ
Согласно разработанной выборке, было опрошено 450 респондентов - получателей государственных и муниципальных услуг. Из них мужчины составили 16,7%, женщины -83,3% (см. рис. 1).
16,7 Ваш пол, в %
■ Женщины
■ Мужчины 83,3
Рисунок 1.
Опрошенные респонденты представлены следующими возрастными группами: 18-29 лет - 30,2%, 30-49 лет - 40,5%, 50-59 лет - 21,3%, 60 лет и старше - 8,0% (см. рис. 2).
Ваш возраст, в %
8 ш
^^ _ ^^^ 30'2 18-29 лет ■ 30-49лет
. 1
40,5
50-59 лет 60 лет и старше
Рисунок 2.
Как показано на рисунке 3, незначительная доля опрошенных - лица без образования (0,2%) и с начальным образованием (1,2%). Каждый десятый (10,2%) - с неполным средним и средним образованием. Каждый пятый (21,3%) опрошенный респондент со средним специальным образованием. Подавляющее большинство (67,0%) опрошенных - лица с высшим и неоконченным высшим образованием.
67
Ваше образование, в %
21,3
Нет образования Начальное образование Неполное среднее, среднее образование Среднее специальное образование Высшее, неоконченное высшее образование
Рисунок 3.
Таким образом, получателями услуг в социальной сфере являются в основном женщины, трудоспособного возраста (от 18 до 49 лет), с высшим образованием.
1. Отношение населения к коррупции Проведенное исследование предусматривало выявление доли граждан, столкнувшихся с коррупционными проявлениями хотя бы раз в своей жизни. Согласно результатам исследования, попадали в коррупционную ситуацию менее половины опрошенных (43,8%): им приходилось лично хотя бы раз в жизни давать взятку, делать подарки, осуществлять подкуп или оказывать ответные услуги чиновникам и должностным лицам (см. рисунок 4).
60 40 20 0
Приходилось ли лично Вам хотя бы раз в жизни давать взятку, делать подарки, осуществлять подкуп или оказывать ответные
услуги чиновникам и должностным лицам?, в %
56,2
43,8
Да
Нет
Рисунок 4.
Практический интерес для настоящего исследования представляет та часть респондентов, которая ответила положительно. Так, чаще сталкиваются с коррупцией
мужчины, чем женщины. Чаще встречается с коррупцией молодежь, чем среднее и старшее поколение. Местожительство респондентов также влияет на риск попадания в коррупционную ситуацию: так жители городов чаще отметили коррупцию, чем жители райцентров и сел. Также люди с высоким уровнем образования в группе риска столкновения с коррупцией (см. рисунок 5).
Рисунок 5.
Таким образом, показатель «охвата коррупцией» показал наличие коррупционного опыта у респондентов. Наиболее подверженным к столкновению с коррупцией является молодое поколение наших граждан.
2. Личные коррупционные практики граждан
Одной из основных задач исследования было выявление доли столкнувшихся с коррупцией за последний год при получении услуг в социальной сфере. Необходимо отметить, что, проводя наше исследование, мы опасались за качество полученной информации. Предмет изучения носит латентный характер и касается сторон повседневного взаимодействия учреждений образования, здравоохранения и социального обеспечения с нашими гражданами. Также многие знают, что дача взятки - уголовно наказуемое деяние, и далеко не каждый признается в этом даже в ходе анонимного социологического исследования. Однако наши опасения не подтвердились. Люди, как правило, были искренни и на вопросы, которые порой были эквивалентны показаниям на самого себя в суде, отвечали откровенно. Полученные результаты представлены на рисунке 6.
Приходилось ли Вам при оформлении документов для получения данной услуги выплачивать негласно денежное вознаграждение (оплата в "конверте") или делать подарки для получения нужных
100 50 0
документов и прохождения процедуры получения услуги? , в %
79,1
20,9
Да
Нет
0
Затрудняюсь ответить
Рисунок 6
Согласно результатам исследования, более пятой части (20,9%) опрошенных столкнулись с проявлениями коррупции при прохождении процедуры получения услуг за последний год. Большинство (79,1%) получателей услуг не сталкивались с проявлениями коррупции.
Проведенное исследование предусматривало также выявление доли лиц, столкнувшихся с коррупцией в конкретных секторах социальной сферы. Так, наиболее часто сталкиваются с коррупцией получатели услуг в системе здравоохранения (33,3%). Более пятой части (21,3%) получателей услуг в системе образования отметили коррупцию. Менее десятой части (8,0%) получателей услуг в сфере социального обеспечения столкнулись с проявлениями коррупции (см. рис. 7).
40 30 20 10 0
Приходилось ли Вам при оформлении документов для получения данной услуги выплачивать негласно денежное вознаграждение (оплата в "конверте") или делать подарки для получения нужных документов и прохождения процедуры получения услуги? , Сравнительный анали 33,3
Да
I Учреждения социальной защиты ■ Учреждения образования ■ Учреждения здравоохранения
8.).
Рисунок 7.
Мы попытались провести сравнительный анализ в разрезе территорий (см. рисунок
Рисунок 8.
Как оказалось, респонденты РМО республики повсеместно отметили случаи столкновения с коррупцией. Сравнительный анализ в разрезе территорий показал, что получатели услуг в социальной сфере в Лаганском (22,2%), Яшкульском (44,4%), Кетченеровском (50,0%), Октябрьском (33,3%), Сарпинском (27,8%) и Черноземельском (27,8%) районах чаще других жителей сталкиваются с коррупцией. Менее всего подвержены столкновению с коррупцией получатели услуг в учреждениях образования, здравоохранения и социального обеспечения респонденты Приютненского (5,6%), Целинного (5,6%) и
Юстинского (5,6%) районов.
Практический интерес для настоящего исследования представляет часть респондентов, ответивших положительно. В разрезе тех, кто сталкивался с ситуацией, когда приходилось выплачивать негласно денежное вознаграждение, большинство мужчин (28,0%). Необходимо отметить, что мужчины гораздо реже пользуются услугами в социальной сфере, чем женщины, что подтвердила демографическая характеристика получателей услуг (мужчины составили 16,7%, женщины - 83,3%). В разрезе возраста большинство респондентов, которым приходилось попадать в подобную ситуацию, - люди в возрасте 30-49 лет (28,6%). Наибольшую долю тех, кто с такой ситуацией не сталкивался, -люди старшего возраста (91,7%). В разрезе образования большинство тех, кого вынуждали дать взятку, - это люди с высшим образованием (22,3%). В разрезе местожительства чаще всего вынуждали дать взятку жителей райцентров (22,9%), чем жителей сел (20,0%) и городов (19,4%)(см. рисунок 9).
Приходилось ли Вам при оформлении документов для получения данной услуги выплачивать негласно денежное вознаграждение или делать подарки для получения нужных документов и прохождения процедуры получения услуги? , Сравнительный
анализ, в %
20
0
Рисунок 9.
Граждане, оказавшиеся в коррупционной ситуации за текущий год, указали и размеры взяток. В целом в социальной сфере - 94 случая / 526 100,0 руб. (общая сумма взяток, в 5 случаях сумма не указана).
Средняя сумма одной взятки 5 596 руб.
Минимальная взятка - 200 руб.
Максимальная взятка - 30 000 руб.
Мода - 1 000 руб. (наиболее часто встречаемое значение).
Появление показателя мода (наиболее встречающее значение) может свидетельствовать о существовании, в различных секторах социальной сферы, действующих тарифов взяток за наиболее востребованные услуги.
Как отмечалось ранее, спецификой получения услуг в социальной сфере является личный контакт получателя услуги и сотрудника социальной сферы, предоставляющего ту или иную услугу. Как правило, такие контакты поддерживаются достаточно длительное время. Совершенно очевидно, что одним из способов выражения признательности и симпатии за совершенную работу могут выступать презенты и подарки от получателей услуг. Поэтому нам представляется достаточно важным выявить в настоящем исследовании, кто является инициатором негласных выплат, которые могут носить как добровольный, так и навязываемый характер (см. рис 10).
В случае выплаты негласного денежного вознаграждения (оплата в конверте) или дарения подарка, кто являлся инициатором? в %
14,9 45,7 8,5 30,9
0% 20% 40% 60% 80% 100%
□ Руководитель организации □ Сотрудник организации □ Посредник □ Вы лично
Рисунок 10.
Около половины опрошенных (45,7%) отметили, что инициатором негласной выплаты являлся сотрудник организации, куда обратился получатель услуги. Каждый шестой (14,9%) назвал в качестве инициатора взятки - руководителя организации. Менее десятой части (8,5%) воспользовались услугами посредника при негласной выплате. Около трети (30,9%) ответивших на анкету, признались, что лично являлись инициаторами негласной выплаты.
Таким образом, материалы настоящего исследования свидетельствуют о том, что в большинстве случаев (60,6%) инициатором негласных выплат является кадровый состав соответствующих учреждений (как рядовые сотрудники, так и руководители).
Рисунок 11.
В разрезе секторов социальной сферы, чаще всего в здравоохранении негласные выплаты происходят по инициативе получателей услуг (32,7%). В образовании половина признавшихся в даче взятки (50%) отметили, что выплаты происходили по инициативе сотрудников организаций. В учреждениях социальной защиты негласные выплаты в своем большинстве (66,6%) происходят по инициативе личного состава (как руководителей, так и рядовых сотрудников).
В группе риска столкновения с коррупцией: мужчины, люди среднего возраста, жители райцентров, люди с высоким уровнем образования. Появление показателя мода свидетельствует о существовании, в различных секторах социальной сферы, действующих тарифов взяток за наиболее востребованные услуги. В большинстве случаев инициаторам негласных выплат является личный состав учреждений.
3. Антикоррупционная политика и население
Чтобы выяснить, с кем в действительности население связывает надежду на наиболее эффективную борьбу с коррупцией, респондентам предлагалось указать, к кому они обратятся в том случае, если будут располагать сведениями о коррупции (см. рис. 12).
Если бы Вы располагали сведениями о коррупции, получении взяток, кого бы Вы проинформировали в первую очередь?, в %
Не стал бы сообщать ни при каких условиях
Главу Республики Калмыкия Правозащитные и иные общественные
Правоохранительные органы
организации Местные органы власти
Затрудняюсь ответить
Президента РФ
Другое
СМИ
26,4
27,1
29,7
0
10
20
30
40
Рисунок 12.
Как показал анализ полученных результатов (см. рисунок 15.), наибольшая доля -29,7% - не настроены оказывать помощь в борьбе с коррупцией и в случае получения сведений о ней, не станут сообщать кому-либо. Более четверти респондентов (27,1%) просто затруднились указать, к кому бы они могли обратиться, если бы располагали какой-либо информацией о коррупционных ситуациях. Среди тех, кто предпочтет сообщить о коррупции кому-либо:
- 26,4% - обратятся в правоохранительные органы;
- 5,3% - сообщат о случаях коррупции в местные органы власти;
- 5,1% - обратятся в правозащитные и иные общественные организации;
- 2,2% - сообщат в средства массовой информации;
- 0,7% - предпочтут обратиться к Президенту РФ;
- 0,2% - сообщат Главе РК.
В открытом варианте вопроса отмечено: «Интернет», «В больнице надо жаловаться главврачу», «Никому не давайте взяток», «Бесполезно».
Таким образом, большинство респондентов (56,8%) либо затруднились с позицией по такому вопросу, либо ни при каких условиях не станут сообщать о фактах коррупции. Готово проявить активно свою гражданскую позицию по проблеме коррупции немногим более трети опрошенных (39,9%).
Заключение
Из числа предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, урегулированных федеральным законодательством, к местному самоуправлению имеют отношение следующие предметы ведения: общественная безопасность и правопорядок, охрана окружающей природной среды, общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физкультуры и спорта, координация вопросов здравоохранения, защиты семьи, социальной защиты и социального обеспечения, реализации мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями и ликвидации их последствий. По признанию участников опроса, в республике в настоящее время нет организаций и учреждений, не подверженных коррупции. Как свидетельствуют полученные результаты исследования, чаще других жителей сталкиваются с коррупцией в социальной сфере в Кетченеровском (50,0%), Яшкульском (44,4%), Октябрьском (33,3%), Сарпинском (27,8%),Черноземельском (27,8%) и Лаганском (22,2%), районах.
Факторный анализ показал, что в группе риска столкновения с коррупцией: мужчины, люди среднего возраста, жители райцентров. Также именно эти категории населения не
готовы противодействовать коррупции и активно отстаивать свою гражданскую позицию.
В настоящее время социальная сфера относится к сфере услуг. Довольно распространенным явлением является выражение материальной признательности за получение услуг в сфере социального обеспечения, образования и особенно, в сфере здравоохранения. Однако, как показало настоящее исследование, в большинстве случаев инициаторам негласных выплат является личный состав учреждений (60,6%). Согласно законодательству, не являются должностными лицами, те государственные служащие которые выполняют сугубо профессиональные или технические обязанности в государственном органе, органе местного самоуправления, в государственном или муниципальном учреждении. Таким образом, большинство работников социальной сферы не являются должностными лицами и не подпадают под действие закона «О коррупции».
По нашему мнению, результаты социологического исследования и выводы, сделанные на их базе, требуют пристального внимания местных и региональных органов власти и проведения своевременных и адекватных антикоррупционных мер.
1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12.12.1993 с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ]. Ст.7. п. 1 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. URL: http: //www. consultant.ru /document/ cons_doc_LAW_28399/ 6e9322b9a 111e965ab 5650f7 f01bf 0039d6a29c6/ (дата обращения: 10.10.2016 г.).