Научная статья на тему 'Проблема коррупции в сфере транспортного сектора республики Калмыкия'

Проблема коррупции в сфере транспортного сектора республики Калмыкия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
440
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ / КОРРУПЦИЯ В ТРАНСПОРТНОМ СЕКТОРЕ / КОРРУПЦИОННЫЕ СДЕЛКИ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / ПРОФИЛАКТИКА КОРРУПЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лиджи-Горяева С.Э., Оконов Б.А., Бурлыков Д.А.

В настоящее время Россия занимает одно из лидирующих мест в мире по уровню коррупции, оказывающей огромное разрушительное влияние на экономику страны. В статье представлены результаты социологического исследования по проблеме коррупции в сфере транспортного сектора в Республике Калмыкия. По материалам исследования, наблюдается рост коррупции в данном секторе экономики, надежность коррупционных сделок провоцирует этот рост. Задача борьбы с коррупцией должна состоять в снижении надежности коррупционной сделки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема коррупции в сфере транспортного сектора республики Калмыкия»

ЛИДЖИ-ГОРЯЕВА С.Э., ОКОНОВ Б.А., БУРЛЫКОВ ДА. ПРОБЛЕМА КОРРУПЦИИ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТНОГО СЕКТОРА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

Аннотация: В настоящее время Россия занимает одно из лидирующих мест в мире по уровню коррупции, оказывающей огромное разрушительное влияние на экономику страны. В статье представлены результаты социологического исследования по проблеме коррупции в сфере транспортного сектора в Республике Калмыкия. По материалам исследования, наблюдается рост коррупции в данном секторе экономики, надежность коррупционных сделок провоцирует этот рост. Задача борьбы с коррупцией должна состоять в снижении надежности коррупционной сделки.

Ключевые слова: коррупция как социальное явление, коррупция в транспортном секторе, коррупционные сделки, противодействие коррупции, профилактика коррупции.

В настоящее время в Российской Федерации остро стоит проблема коррупции. Международное движение по противодействию коррупции Transparency International в течение двадцати лет составляет Индекс восприятия коррупции (Corruption Perception Index) - ежегодный составной индекс, измеряющий уровень восприятия коррупции в государственном секторе различных стран. Из-за нерешительности в преследовании коррупционных преступлений и хаотичности мер по предотвращению коррупции Россия остаётся в последней трети Индекса восприятия коррупции (ИВК). В 2014 году наша страна получила 27 баллов и заняла 136 место, поделив его с Нигерией, Ливаном, Кыргызстаном, Ираном и Камеруном. [1] Это означает одно: меры борьбы с коррупцией недостаточны и требуют усиления и модернизации.

В Институте комплексных исследований аридных территорий продолжается мониторинг «Комплексное исследование коррупции и разработка рекомендаций по снижению коррупционных рисков в Республике Калмыкия», осуществляемый с 2009 года.

Результаты социологических исследований, наблюдение за ситуацией в регионе позволяют говорить о некоторых положительных изменениях в данной сфере, в частности, выявлены показатели снижения доли лиц, столкнувшихся с проявлениями коррупции в нашей республике, с 83,6% до 22,8% (с 2009 по 2014 годы соответственно). Это позитивный факт.

Однако, несмотря на наметившиеся положительные изменения, связанные в значительной мере с активизацией политики противодействия коррупции в последние годы, еще достаточно сильны негативные тенденции. Скажем, что по результатам исследований население республики все еще довольно лояльно относится к коррупции, к участию в коррупционных сделках. Анализ данных опросов за ряд лет в связи с социальным положением опрошенных показал, что наиболее лояльны к взяткам, мздоимству безработные, предприниматели и служащие. Больше других допускают дачу взятки должностному лицу специалисты сельского хозяйства, предприниматели и безработные.

Обобщив материалы комплексного исследования коррупции за предыдущие годы, мы пришли к заключению, что в рамках мониторинга следует уделить более пристальное внимание отдельным аспектам экономической деятельности республики, в частности, сфере коммерческой деятельности.

В этой связи в рамках мониторинга было проведено социологическое исследование «Коррупция в сфере транспорта»[2].

Цель исследования: выявление уровня коррупции в сфере транспортного сектора Республики Калмыкия.

Выборка осуществлялась в соответствии с общепринятой методикой, что обуславливает ее репрезентативность и возможность экстраполировать результаты исследования на всю генеральную совокупность [3].

Общий объем выборки - 18 респондентов, в т.ч. по видам правовой формы:

• индивидуальные предприниматели - 12 респондентов;

• руководители организаций - 6 респондентов.

Выборка составлена согласно данным статистического ежегодника «Республика Калмыкия в цифрах. Статистический ежегодник.2014». [4]

В процессе ранее проведенного исследования была подтверждена гипотеза о том, что в ходе коммерческой деятельности практика взаимодействия представителей бизнеса с контрольно-надзорными органами и властями различного уровня сопряжена с коррупционными ситуациями. Представители бизнеса и власти действительно не только не отрицали наличие коррупции в сфере экономики, но даже и подтверждали это как очевидный факт. К примеру, по результатам опроса представителей бизнес-сообщества в 2010 году значительная часть (40,9%) опрошенных в разной степени согласились с утверждением, что в республике широко распространена практика незаконного получения бюджетных средств компаниями и частными лицами в результате коррупции. Однако ровно такая же часть (40,9%) респондентов в разной степени придерживалась мнения, что в республике не имеет место незаконное получение бюджетных средств. Чуть менее пятой части (18,2%) опрошенных были в чем-то согласны, а в чем-то не согласны с утверждением (Диаграмма 1). [5]

На момент нынешнего опроса абсолютное большинство (94,4%) представителей бизнес-сообщества, представляющих сферу транспортных услуг, высказывали мнение о том, что в нашем обществе наблюдаются факты, явления коррупции, взяточничества. Причем каждый пятый (22,2%) из них считал, что такие явления наблюдаются очень часто. Подавляющее большинство (72,2%) респондентов считали, что явления коррупции и взяточничества встречаются довольно часто. Небольшая часть (5,6%) респондентов ответили, что такие явления редки в нашем обществе. Предпринимателей, разделяющих подобное мнение, явное меньшинство. Ни один из опрошенных не отрицал наличия фактов коррупции, взяточничества (Диаграмма 2).

1. Отношение бизнес-сообщества к коррупции

Диаграмма 1.

Согласны ли Вы с тем утверждением, что в республике широко распространена практика незаконного получения бюджетных средств компаниями, частными лицами и группами лиц в результате

3. В чем-то ^И согласен, с чем-то не согласен ; 18,2

На современном этапе исследования респондентам предлагалось оценить изменения уровня коррупции в Республике Калмыкия за последние 4-5 лет. По полученным результатам, значительная часть (44,4%) представителей бизнес-сообщества из сферы транспорта считают: уровень коррупции не изменился за достаточно большой период времени. А более четвертой (27,8%) части из них сказали, что коррупции стало намного больше. Думают, что за последние 4-5 лет коррупции стало намного меньше всего 5,6% опрошенных. При этом более пятой части (22,2%) участников опроса не смогли (или не пожелали) дать определенный ответ на вопрос (Диаграмма 3).

Диаграмма 3.

Как Вы думаете, за последние 4-5 лет уровень коррупции в Республике Калмыкия изменился?, в %

50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

44,4

27.8

и i

5,6

1. Коррупции стало 2. Нет, все осталось на 3. Коррупции стало 4. Затрудняюсь намного больше том же уровне намного меньше ответить

Подавляющее большинство (72,2%) опрошенных нами предпринимателей сошлись в одном: основной причиной коррупции является недостаточно строгий контроль за действиями чиновников, их доходами и расходами (Диаграмма 4).

Также большинство (61,1%) респондентов причиной коррупции считают низкие заработные платы чиновников и должностных лиц. Более четверти (27,8%) представителей бизнес-сообщества считают, что одной из основных причин коррупции является неадекватность наказания за факты коррупции. Более пятой части (22,2%) назвали причиной коррупции национальные традиции и менталитет. В равной мере каждый шестой (16,7%) предприниматель отметил в качестве важной причины коррупции отсутствие общественного контроля и возможность принятия единоличного решения должностными лицами, свобода принятия решений. Одинаково каждый девятый (11,1%) считает, что причиной коррупции является неразвитость экономики и несовершенство судебной системы. Небольшая часть (5,6%) отметила в качестве причины коррупции неразвитость гражданского общества.

Таким образом, на момент опроса абсолютное большинство представителей бизнес-сообщества, представляющих сферу транспортных услуг, утверждают, что в нашем обществе наблюдаются факты, явления коррупции, взяточничества. Причем каждый пятый из них сказал, что такие явления наблюдаются очень часто, а подавляющее большинство респондентов считают, что явления коррупции и взяточничества встречаются довольно часто. Кроме того, более пятой части опрошенных считали, что со времени последнего опроса предпринимателей (за 5 лет) уровень коррупции в Республике Калмыкия возрос. Основной причиной коррупции предприниматели считают недостаточно строгий контроль за действиями чиновников, их доходами и расходами.

2. Бизнес и коррупция

Выявить точные параметры коррупции с помощью социологического опроса очень затруднительно. Очевидная трудность состоит в том, что прямые вопросы на тему коррупции, во-первых, некорректны; во-вторых, очень чувствительны; и ожидать искренних, правдивых ответов на них весьма проблематично: положительные ответы на такие вопросы равносильны признательным показаниям. Трудно полагать, что методом социологического опроса можно получить полностью достоверные и высоконадежные данные. И тем не менее, в современных условиях социологические исследования - один из важных, достаточно эффективных и часто используемых методов изучения коррупции. Результаты социологических опросов дают, на наш взгляд, достаточно верную и адекватную информацию об уровне коррупции в различных сферах жизнедеятельности общества. Результаты исследований и наблюдений подтверждают тот факт, что предприниматели нередко используют взятки не только вынужденно, но и по собственной инициативе, стараясь с помощью коррупции решить свои проблемы, обойдя официальные пути их решения. По данным опроса представителей бизнеса республики в 2010 году, из ответивших на вопрос: «С какими явлениями Ваша компания сталкивалась в ходе своей деятельности?» - более четверти опрошенных (27%) отметили коррупцию.

Представители бизнеса отмечали тогда, что им нередко приходится делать неформальные платежи при прохождении проверок. Доля респондентов, делавших неформальные платежи при прохождении проверок в 2010 году, составила 45,0% от общего количества опрошенных. Хотя признавались, что сталкивались с коррупцией, немногим более четверти участников этого же опроса (27,5%). Это наводит на мысль о том, что представители бизнеса, столкнувшиеся с необходимостью делать неформальные платежи, не рассматривают взяточничество как проявление коррупции. Скорее всего, представители бизнеса рассматривают коррупцию как обыденное явление, как норму. Оказание ответных услуг или подношение презентов чиновникам контрольно-надзорных органов, по нашему мнению, представители бизнеса рассматривают как традиционную и устоявшуюся систему.

На момент нынешнего опроса подавляющее большинство респондентов (77,8%) отметили, что им приходилось попадать в коррупционную ситуацию в 2014 году (Диаграмма 5).

Диаграмма 5.

Приходилось ли Вам за последний год попадать в коррупционную ситуацию независимо оттого, давали Вы взятку или нет?, в %

100 80 60 40 20 0

77,8

22,2

^ ^ 1

Да

Нет

Далее, по материалам опроса, большинство опрошенных (85,7%) от числа столкнувшихся с коррупционной ситуацией за последний год признались, что им пришлось дать взятку. Следовательно, только каждый седьмой (14,3%) из числа тех, кто оказался в коррупционной ситуации, не стал давать взятку (Диаграмма 6).

Если "Да", то пришлось ли Вам при этом давать взятку или все-таки обошлось без взятки?, в %

14.3

1 я

Да, пришлось давать взятку Не стал давать взятку

На вопрос: «Почему Вы не стали давать взятку должностному лицу?» - все признавшиеся, что не стали давать взятку респонденты, единогласно (100%) отметили, что проблему можно было решить другими путями, то есть без взятки. Значит, часть представителей бизнеса, хотя и не очень большая, все же старается решать проблемы другими путями, без дачи взяток. И здесь, по нашему мнению, упрощение административных и иных регламентов является необходимым условием для снижения коррупционных рисков в данной сфере экономики. Кроме того, объединение предпринимателей в ассоциации для защиты своих прав и интересов может привести, как думается, к решению своих проблем в рамках закона (Диаграмма 7).

Диаграмма 7.

Если же сравнивать частоту столкновения с коррупцией в настоящее время с аналогичными частотами ответов на вопросы в анкете опроса предпринимателей 2010 года, то можно выделить следующее отличие. Доля предпринимателей, столкнувшихся с коррупцией, составила подавляющее большинство (77,8%) от всей выборки, что гораздо больше доли предпринимателей, признавшихся в том же грехе в 2010 году [3]. Буквальное прочтение этих данных позволяет сделать заключение о том, что деловая коррупция по своим масштабам стала гораздо больше. Однако дальнейший анализ полученных материалов

позволяет судить, что доля предпринимателем, столкнувшихся с коррупционными проявлениями за последний год, связана с их профессиональной деятельностью. Осуществление ежедневных перевозок, периодическое проведение технического осмотра транспортных средств, осуществление регистрационных действий сопряжено с регулярным взаимодействием с ГИБДД. Как показали результаты опроса все предприниматели (100,0%) отметили, что давали взятки в ГИБДД. Каждый третий (33,3%) респондент, дававший взятку в прошлом году, отметил транспортную инспекцию. Каждый шестой (16,7%) назвал муниципальную администрацию (Диаграмма 8).

Диаграмма 8.

В какой сфере Вам приходилось давать взятку, неформальное вознаграждение за последний года?, в %

Муниципальная администрация

Транспортная инспекция

ГАИ (ГИБДД)

— 16,7

33 ,3

-

100

20

40

60

80

100

120

Лица, оказавшиеся в коррупционной ситуации за прошлый год, признались, что давали взятки в различных сферах. Конкретно были названы следующие суммы:

ГИБДД: 53 случая дачи взятки; сумма взяток - 92 800,0 руб. MIN размер взятки - 300 руб. MAX размер взятки - 30 000 руб. Средняя сумма взятки - 1 750 руб.

Транспортная инспекция: 10 случаев дачи взятки; сумма взяток - 21 000,0 руб. MIN размер взятки - 1 000 руб. MAX размер взятки - 5 000 руб. Средняя сумма взятки -2 100 руб.

Муниципальная администрация: 3 случая дачи взятки; сумма взяток - 3 000,0 руб. MIN размер взятки - 1 000 руб. MAX размер взятки - 1 000 руб. Средняя сумма взятки - 1 000 руб.

По данным интервью, все предприниматели (100%), попавшие в коррупционную ситуацию и не отказавшиеся от дачи взятки, признались в положительном исходе в решении своей проблемы. Таким образом, можно сказать, что уровень «надежности коррупционных услуг» довольно высокий, т.е. дача взятки должностному лицу, в данном случае, гарантировала решение проблемы (Диаграмма 9).

Как свидетельствуют результаты исследования, представители бизнеса во избежание материальных и временных затрат на решение проблем своего бизнеса вынуждены зачастую практиковать неформальные выплаты должностным лицам как в органах власти муниципального уровня, так и чиновникам различных организаций, учреждений. При этом, по признанию большинства предпринимателей транспортной сферы (58,3%), в большинстве случаев коррупционной сделки инициаторами неформальных выплат являются чиновники. Каждый шестой (16,7%) респондент отметил, что инициатором неформальной выплаты был сотрудник организации, в которую он обращался. Столько же (16,7%) сами проявляли инициативу. В ряде случаев (8,3%) инициаторами неформальной выплаты выступали посредники (см. диаграмму 10).

Диаграмма 10.

За последний год в случаях, когда приходилось решать вопросы бизнеса путем неформальных выплат, кто являлся инициатором?, в %, от числа

случаев

Чиновник Сотрудник организации Вы лично Посредник

Из полученных данных выяснилось, что более половины (58,3%) опрошенных нами представителей бизнеса в сфере транспорта считают, что чиновникам, в первую очередь, для решения неформальных проблем в основном практикуется выплата определенной денежной суммы. Одинаковая доля (по 16,7%) респондентов сказали, что обычно чиновнику преподносят ценный подарок или какой-то презент (сувениры, небольшие подарки или гостинцы). Каждый двенадцатый (8,3%) опрошенный считает, что чиновнику оказывают ответную услугу, как говорится, «ты мне, я тебе». По полученным нами данным, такая форма вознаграждения, как приглашение (в ресторан, к себе домой, «на природу» и другое) обычно не практикуется. Уклонившихся от ответа на данный вопрос не оказалось (Диаграмма 11).

Почти две трети (64,3%) опрошенных ответили, что сталкивались с проблемами откатов в процессе решения проблем своего бизнеса в органах муниципальной власти или в различных организациях и учреждениях, с кем приходилось сотрудничать. Однако, на наш взгляд, позитивным фактом является то, что более трети (35.

опрошенных не

сталкивались с проблемами откатов. Напомним, что откат рассматривается как сумма денег, неофициально уплачиваемая фирмой-исполнителем должностному лицу организации-заказчика за размещение заказа (см. диаграмму 12) [6].

Диаграмма 12

Приходилось ли Вам или Вашим коллегам, знакомым сталкиваться с проблемами откатов в процессе сделок с представителями органов

государственной и муниципальной власти?, в %, от числа столкнувшихся

64,3

70 60 50 40 30 20 10 0

35 7

0

Да

Нет

Я ничего об этом не знаю

Таким образом, по данным настоящего опроса, большинство его участников из сферы транспорта признались, что им приходилось попадать в коррупционную ситуацию в 2014 году. Как свидетельствуют полученные данные, большинство респондентов, столкнувшихся с коррупционной ситуацией за последний год, отметили, что им пришлось давать взятку.

Только каждый седьмой, попавший в коррупционную ситуацию, не стал давать взятку. Можно сказать, что лишь небольшая часть представителей бизнес сектора республики все же старается решать проблемы своего бизнеса другими путями, без дачи взяток.

Среди предпринимателей, попавших в коррупционную ситуацию и не отказавшихся от дачи взятки, положительный исход в решении проблемы наблюдается у 100%. Таким образом, можно сказать, что уровень «надежности коррупционных услуг» довольно высокий, т.е. дача взятки должностному лицу, в нашем случае, гарантировал решение проблемы.

Лица, оказавшиеся в коррупционной ситуации за прошлый год, признались, что давали взятку в различных сферах. Конкретно были названы следующие организации: ГИБДД, транспортная инспекция и муниципальная администрация. Как правило, инициаторами неформальных выплат являются чиновники. Большинство предпринимателей

призналось, что в качестве неформальной выплаты в основном преподносится денежное вознаграждение.

Кроме того, большинству предпринимателей приходится сталкиваться с проблемами откатов в процессе решения своих проблем с представителями органов власти или в иных инстанциях.

3. Противодействие коррупции

Конечно, большинство (61,1%) опрошенных нами представителей бизнеса знают, что органами власти Российской Федерации и Республики Калмыкия осуществляется антикоррупционная политика. Однако тех, кто не знает о проводимой антикоррупционной политике, немало (38,9%) (см. диаграмму 13) .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Диаграмма 13

80 60 40 20

Знаете ли Вы, что органы власти РФ и РК проводятантикоррупционную

61,1

38,9

Да i Нет

По нашим данным, лишь каждый одиннадцатый (9,1%) из опрошенных хорошо знает об основных мерах по противодействию коррупции в России и в нашей республике. А вот подавляющее большинство (81,8%) участников опроса мало осведомлены, «немного знают об антикоррупционных мерах», проводимых органами власти. Практически каждый одиннадцатый (9,1%) вообще затруднился ответить на заданный вопрос (Диаграмма 14).

Диаграмма 14

100 80 60 40 20 0

Знакомы ли Вы с основными мерами по противодействию коррупции в Республике Калмыкия?, в % от числа столкнувшихся

9,1

9,1

0

Да, я хорошо с ними знаком

Я немного знаю об антикоррупционных мерах

Затрудняюсьответить Нет,я не имею никакой

информации об антикоррупционных мерах

Чтобы выяснить, с кем в действительности представители бизнес сектора связывают надежду на наиболее эффективную борьбу с коррупцией, респондентам предлагалось назвать, к кому они могли бы обратиться в случае, если будут располагать сведениями о коррупции (см. диаграмму 15).

Наибольшая группа (44,3%) опрошенных вообще не намерены сообщать ни при каких условиях в какие-либо органы власти о фактах коррупции. Каждый пятый (22,2%), в первую очередь, проинформирует правоохранительные органы о какой-либо коррупционной ситуации. Каждый девятый готов (11,1%) сообщить о факте коррупции Президенту РФ. Небольшая группа опрошенных (по 5,6%) намерены проинформировать Главу Республики Калмыкия и СМИ. Часть респондентов (5,6%) не смогли определенно ответить на вопрос. Один из опрошенных написал свой вариант ответа в открытом вопросе: «Бесполезно все это».

Таким образом, результаты настоящего исследования показывают, что представители бизнес-сообщества в большинстве своем информированы о проводимой федеральными и республиканскими органами власти политике противодействия коррупции. Подавляющее большинство (81,8%) респондентов знают об основных мерах по противодействию коррупции, хотя и в различной степени. Но, вместе с тем, сообщить информацию о фактах коррупции в какие-либо инстанции готовы далеко не все.

Кроме того, для абсолютного большинства представителей бизнес-сообщества, представляющих сферу транспортных услуг, очевиден тот факт, что в нашем обществе наблюдаются факты, явления коррупции, взяточничества. Причем каждый пятый утверждает, что такие явления наблюдаются очень часто, а подавляющее большинство респондентов считает, что явления коррупции и взяточничества встречаются довольно часто. Кроме того, более пятой части опрошенных считают, что за последние пять лет уровень коррупции в Республике Калмыкия изменился в большую сторону. Основную причину коррупции предприниматели видят в недостаточно строгом контроле за действиями чиновников, их доходами и расходами.

Также подавляющее большинство респондентов не скрывали, что им приходилось попадать в коррупционную ситуацию в 2014 году. В процессе интервью они не скрывали того, что им пришлось давать взятку. Не стала давать взятку небольшая часть опрошенных, полагаясь в решении своих проблем на себя и на закон.

Среди предпринимателей, попавших в коррупционную ситуацию и не отказавшихся от дачи взятки, положительный исход в решении проблемы наблюдается у 100%. Таким образом можно сказать, что уровень «надежности коррупционных услуг» этой сфере довольно высокий, т.е. дача взятки должностному лицу гарантировала решение проблемы.

Лица, оказавшиеся в коррупционной ситуации за прошлый год, признались, что давали взятки в различных сферах. Конкретно были названы следующие организации:

ГИБДД, транспортная инспекция и муниципальная администрация. Как правило, инициатором неформальных выплат являются чиновники. Большинство предпринимателей призналось, что в качестве неформальной выплаты являлось денежное вознаграждение. Кроме того, большинству предпринимателей приходилось сталкиваться с проблемами откатов в процессе сделок с представителями органов государственной и муниципальной власти.

На наш взгляд, акт коррупции можно рассматривать как сделку купли-продажи. Продажа-передача товара другому лицу в обмен на денежную оплату (и/или ценные вещи) -одна из частей сделки купли-продажи. Продавец (должностное лицо, обладающее необходимыми полномочиями) продает свой товар (разрешение, предписание и т. п.) нуждающемуся в нем платежеспособному покупателю (просителю). Коррупционная сделка купли-продажи обязательно подразумевает наличие сторон: продавец — должностное лицо и покупатель (проситель). Покупателем может быть: индивидуальный предприниматель, представитель юридического лица. Сделка также обязательно подразумевает между продавцом и покупателем наличие договора (естественно, чаще всего в устной форме), в котором обязательно указывается перечень товаров/услуг продавца, их цена (размер взятки), порядок и вид оплаты (вид взятки), обязанности сторон. Как уже отмечалось, уровень «надежности коррупционных сделок» в сфере транспорта довольно высокий, т.е. дача взятки, в случае обращения к должностному лицу, гарантирует решение проблемы. Это может провоцировать рост коррупционных сделок в данной сфере и не только. Задача противодействия коррупции должна состоять в снижении надежности коррупционной сделки. На наш взгляд, этого можно достичь несколькими способами.

Во-первых, упрощением и снижением административных барьеров для ведения бизнеса для предпринимателей и юридических лиц. Удешевление государственных пошлин и снижение времени на прохождение необходимых процедур приведет к уменьшению цены взятки, т. е. уменьшению привлекательности коррупции.

Во-вторых, минимизацией взаимодействия чиновник-проситель. Например, увеличить количество государственных и муниципальных услуг, оказываемых в МФЦ для предпринимателей и юридических лиц, т.е. открытость ведения бизнеса.

В-третьих, усилением контроля за деятельностью должностных лиц, что приведет к подъему цен на взятки. Высокая цена взятки уменьшит количество готовых ее заплатить.

В начале нашей статьи мы сказали, что в настоящее время Россия занимает одно из лидирующих мест в мире по уровню коррупции, оказывающей огромное разрушительное влияние на экономику страны. На самом деле «горячие сводки» о новых и все более масштабных и изощренных коррупционных преступлениях сообщают нам практически ежедневно. А для огромного слоя российских, региональных в том числе, чиновников коррупция стала не просто инструментом обогащения, но и мотивацией жизни, карьеры и «нравственного» развития. Примеров тому множество на различных уровнях властных структур. Коррупция обнажает одну из самых отталкивающих особенностей нынешней России. Коррупция стала не только повсеместной, но и наглой, ненасытной. Она приобрела системный характер.

Необходима целеустремленная, действенная и честная борьба с коррупцией, а не имитация этой борьбы.

1. Индекс восприятия коррупции [Электронный ресурс]. URL: http://www.transparency.org.ru/indeks-vospriiatiia-korruptcii/indeks-vospriiatiia-korruptcii-2014-otcenka-rossii-upala-na-odin-ball (дата обращения: 08.08.2015).

2. Коррупция в сфере транспорта в Республике Калмыкия: социолог. опрос [проводился в 2015 г.: выборка 18 респондентов] // Ин-т комплекс. исслед. арид. территорий; С. Э. Лиджи-Горяева, Б. А. Оконов, Д. А. Бурлыков // Архив отдела социологических исследований ИКИАТ.

3. Присцилла Сэлант, Дональд Диллман. Как проводить собственное исследование Нью-Йорк: Джон Уили и сыновья, 1994 . С. 55.

4. Республика Калмыкия: стат. ежегодник / Федеральная служба гос. статистики, Территориальный орган Федеральной службы гос. статистики по Республике Калмыкия (Калмыкиястат); [редкол.: Т. Б. Кегдеева (пред.), Т. И. Матвенова, Н. С. Есенов]. Элиста, 2014. 303 с.

5. Коррупция в сфере коммерческой деятельности в оценке предпринимателей в Республике Калмыкия: социолог. опрос [проводился в 2010 г.: выборка 40 респондентов] // Ин-т комплекс. исслед. арид. территорий; С. Э. Лиджи-Горяева, Б. А. Оконов // Архив отдела социологических исследований ИКИАТ.

6. Энциклопедический словарь экономики и права [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsl7dic economic law/10136/ОТКАТ (дата обращения 08.12.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.