Научная статья на тему 'УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ИНФРАСТРУКТУРОЙ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ КАЛМЫКИИ'

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ИНФРАСТРУКТУРОЙ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ КАЛМЫКИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
110
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
комфортная среда / благоустройство / социальная инфраструктура / уровень жизни сельского населения. / comfortable environment / improvement / social infrastructure / living standards of rural population

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чемидова Л. С.

В статье описаны некоторые результаты социологического исследования уровня жизни сельского населения в аспекте удовлетворенности населения благоустройством и состоянием инфраструктуры сельских поселений в Республике Калмыкия. Целью исследования было выявить уровень жизни через самоощущение сельских жителей Республики Калмыкия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SATISFACTION WITH INFRASTRUCTURE OF RURAL POPULATIONS IN KALMYKIA

The article describes some of sociological study‘s results of living standard of the rural population through aspect of population satisfaction with improvement and infrastructure of rural settlements in Republic of Kalmykia. The aim of the study was to identify the standard of living through the self-awareness of rural residents of Kalmykia.

Текст научной работы на тему «УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ИНФРАСТРУКТУРОЙ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ КАЛМЫКИИ»

признают, что не полностью защищены от террористических актов. Чувство страха и неопределенности в условиях современного социально-экономического кризиса может вызвать рост экстремистских проявлений.

1. Национальный состав и владение языками, гражданство: итоги Всероссийской переписи населения 2010 г. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по РК. Элиста, 2013. 841 с.

2. Оконов Б.А. Об итогах социологического исследования по изучению причин и условий, способствующих распространению террористических и экстремистских идей в Республике Калмыкия / / Вестник Института комплексных исследований аридных территорий. 2019. № 1 (38). С. 86-92.

DOI: 10.24411/2071-7830-2020-10011 ЧЕМИДОВА Л.С.

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ИНФРАСТРУКТУРОЙ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ

КАЛМЫКИИ

БНУ РК «Институт комплексных исследований аридных территорий», г. Элиста, Россия,

lusara@mail. т

Аннотация. В статье описаны некоторые результаты социологического исследования уровня жизни сельского населения в аспекте удовлетворенности населения благоустройством и состоянием инфраструктуры сельских поселений в Республике Калмыкия. Целью исследования было выявить уровень жизни через самоощущение сельских жителей Республики Калмыкия.

Ключевые слова: комфортная среда, благоустройство, социальная инфраструктура, уровень жизни сельского населения.

Развитие сельских территорий Российской Федерации является стратегически важным направлением развития экономики страны в наше время. Однако, низкое качество жизни, а порой устаревшие условия существования сельского населения, оторванность сельских поселений от научно-технических достижений XXI в., недостаточная вовлеченность сельского населения в практики гражданского общества, слабое развитие транспортной инфраструктуры и средств связи не позволяют реализовать потенциал сельских территорий в полной мере.

Республика Калмыкия - аграрный регион, как субъект Российской Федерации входит в состав Южного Федерального округа. Численность сельского населения традиционно в нашем регионе превышало численность городского, поэтому приоритетом в политике развития региона всегда было развитие аграрного сектора и сельских территорий.

Подтверждением этих тенденций является утверждение и реализация государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» в мае 2019 года [3 ], целями которой являются:

• сохранение доли сельского населения в общей численности населения Российской Федерации на уровне не менее 25,3 процента в 2025 году;

• достижение соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств до 80 процентов в 2025 году;

• повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах до 50 процентов в 2025 году.

Данная программа содержит подпрограмму «Создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях», которая предполагает выделение финансовых средств на развитие инженерной, транспортной инфраструктуры на сельских территориях, а также благоустройство сельских населённых пунктов. Несмотря на то, что доля сельского населения в общей численности населения в Калмыкии всегда превышала долю городского населения (рис. 1), отрицательная динамика прироста сельского населения свидетельствует о наличии проблем и отсутствии условий, благоприятных для развития.

210000 200000 190000 130000 170000 160000 150000 140000 130000 120000 110000

Рис. I. и&щая численность городского и сельского населения Республики Калмыкия

за 1991-2020 год [2]

По данным Росстата наглядно видно, что за 28 лет (с 1991 по 2019 гг.) сельское население республики сократилось на 28754 человек, несмотря на всплеск увеличения доли селян в 1993 году. На фоне сокращения общей численности населения республики, естественный прирост населения имеет положительное сальдо, а в 2018 году Калмыкия оказалась лидером ЮФО по естественному приросту населения [4].

Основной причиной уменьшения численности сельского населения в Калмыкии является миграционный отток населения в другие регионы страны. По данным социологического исследования уровня жизни сельского населения в Республике Калмыкия, проведенного в апреле 2019 года ИКИАТ, доля опрошенных сельских жителей Калмыкии, члены семьи или родственники которых уехали в другой регион на заработки, составила 19,7%, то есть у каждого пятого есть родственники, которые имеют заработок за пределами республики и пополняют общий бюджет семьи. Большая часть опрошенных жителей республики (66,2%) отметили, что в основном родственники едут на заработки в другие регионы страны. Также респондентами была отмечена тенденция оттока жителей сельских поселений республики в районный или республиканский центры (18,8%). Эту же проблему также отметили 57,5% экспертов нашего исследования, как наиболее острую для сельского населения нашего региона.

Причинами низкой привлекательности сельских территорий республики для трудоспособного населения могут быть как низкие доходы или отсутствие возможности зарабатывать, так и неразвитость инфраструктуры территорий. В этой связи создание комфортной среды для жителей сельских территорий приобретает более широкий смысл и функционал, предполагая реализацию комплекса мер по созданию облика села, как места притяжения интересов.

Чаще всего понятие инфраструктуры рассматриваются авторами в качестве социальной инфраструктуры. Так, Бобков В .Н. понимает социальную инфраструктуру, как компонент качества жизни. Материальная база и нематериальные активы социальной инфраструктуры должны обеспечить разнообразие и доступность для людей товаров и услуг, касающихся жилья, быта, здравоохранения и социальной защиты, занятости, передвижения в миграции, организации их досуга и свободного времени, развития способностей и духовного мира [1].

М. Коробейников отмечает, что нельзя добиться устойчивого воспроизводства агропромышленного комплекса, если не будет развита социальная инфраструктура сельских поселений [2]. Таким образом, социальная инфраструктура представляет собой комплекс, создающий благоприятные условия человеческой деятельности и воспроизводства населения.

В анкету массового опроса нашего исследования был включен перечень элементов благоустройства, рекомендованный Министерством регионального развития РФ. Согласно Методическим рекомендациям по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденных приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2011 г. №№ 613, нормируемый комплекс

Город

Сало

I

элементов благоустройства - это необходимое минимальное сочетание элементов благоустройства для создания на территории муниципального образования безопасной, удобной и привлекательной среды. Создание комфортной среды является также приоритетной задачей в программе комплексного развития сельских территорий.

По результатам исследования уровня жизни сельских жителей республики, проведенного в апреле 2019 г., удовлетворенность развитостью инфраструктуры села достаточно низкая. Лишь 23,6% респондентов в разной степени удовлетворены инфраструктурой своего села (рис. 2).

80 70 60 50 40 30 20 10 0

19,4

4,2

37,6

37,1

Совсем не удовлетворен Скорее не удовлетворен Скорее удовлетворен Вполне удовлетворен

Удовлетворенные Неудовлетворенные

Рис. 2. Соотношение удовлетворенных и неудовлетворенных инфраструктурой села

жителей

Несмотря на то, что многие из необходимых и рекомендованных элементов благоустройства присутствуют, как отмечали респонденты, качество их остается неудовлетворительным (рис. 3).

Среди основных элементов благоустройства в сельской местности были названы асфальтированные дороги. Их назвали 91,0% респондентов. Чуть меньше половины опрошенных назвали из имеющихся элементов благоустройства такие, как детская площадка, треть - уличное освещение (32,5%), тротуары (28,9%), спортивные площадки (28,6%); четверть - различные насаждения (25,0%).

0%

Асфальтированные дороги Детская площадка Уличное освещение Тротуары Спортивная площадка Различные насаждения Зоны и места культурного отдыха Места для мусорных баков Спортивные учреждения Лесопарковая зона Места для парковки автомобилей Места для выгула собак

20%

40%

60%

80%

I 32

,5%

28,9

28,6

25,С

20,9%

11

Ш 10,

■ 8,0% ■ 3,1%

16,8%

6%

%

I 44,6%

91,

100% 0%

Рис. 3. Наличие элементов благоустройства в сельских населенных пунктах республики

Однако чуть более пятой части опрошенных (22,2% жителей села) сказали, что в их населённых пунктах нет ничего из перечисленного.

Распределение ответов по районам показало, что больше всего недовольных благоустройством сел в Октябрьском, Яшкульском и Целинном районах (рис. 4).

0%

2%

4%

6%

8%

10%

12% 14% 16% 18%

Городовиковский Ики-Бурульский Кетченеровский Лаганский Малодербетовский Октябрьский Приютненский Сарпинский Целинный Черноземельский Юстинский Яшалтинский Яшкульский

7,8%

-

■ 4,4%

7,8% 15,6%

1 2,2%

7,8% 10,0% 5,3%

1 2,2% >,6%

1 4,4%

-

Рис. 4. Распределение ответа «В населённом пункте нет ничего из перечисленного»

по районам, в %

Анализ открытых вопросов показал, что несмотря на то, что большинство респондентов указывают наличие асфальтированных дорог в населенных пунктах, но поясняют, что «дороги желают быть лучше, дырка на дырке...», «состояние дорог плохое...», «частично асфальтированные дороги...», «все выше перечисленные элементы требуют капитального ремонта.» и пр. Другими словами, несмотря на то, что многие из перечисленных элементов благоустройства присутствуют, но их качество оставляет желать лучшего (рис. 5).

Рис. 5. Соотношение удовлетворенных/неудовлетворенных благоустроенностью села

жителей, в %

В целом удовлетворен благоустроенностью сельских населенных пунктов лишь каждый четвертый житель (25,1%). Не удовлетворены 73,4% опрошенных.

Таким образом, низкие показатели удовлетворённости населения инфраструктурой и благоустроенностью сельских населенных пунктов показывают наличие социального заказа на развитие в данном направлении.

По другим показателям, входящим в понятие социальной инфраструктуры, результаты опроса дали следующее распределение:

Удовлетворенность качеством предоставления медицинских услуг в сельской местности - 26,0%. Среди причин неудовлетворенности медицинским обслуживанием сельского населения выделяется отсутствие узких специалистов, а в некоторых случаях полное отсутствие врачей, отсутствие необходимого медицинского оборудования, лекарственных препаратов.

Школьное образование было оценено по нескольким показателям. Такие показатели, как уровень преподавания в школе (57,4%), качество питания (43,6%) были оценены в большей степени хорошо. А вот оснащенность школ (55,1%), внешний вид, состояние кабинетов (43,2%), организация дополнительного образования (41,0%) и укомплектованность кадрами (39,0%) в большей степени были оценены, как плохие. Другими словами, уровень образования, по мнению жителей сел, достаточно высокий, но материально-техническая оснащенность школ недостаточная (табл. 1).

Таблица 1.

Качество школьного образования в оценках сельских жителей, в %

№ Хорошо Плохо Затрудняюсь ответить

1 Охрана, безопасность 31,8 37,7 30,4

2 Качество питания 43,6 35,8 20,6

3 Материальное состояние (внешний вид, состояние кабинетов, спортзала) 40,1 43,2 16,8

4 Оснащенность школы (лабораторное оборудование, компьютерные классы) 23,6 55,1 21,2

5 Профессиональный уровень преподавания в школе 57,4 18,2 24,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Уровень предоставляемого образования 53,6 22,5 23,9

7 Укомплектованность кадрами 35,3 39,0 25,7

8 Организация дополнительного образования (кружки, секции) 37,2 41,0 21,8

По мнению большинства опрошенных, в сельской местности недостаточно учреждений дополнительного образования. 25,1% отмечают, что такие учреждения есть, но не по всем видам деятельности.

Сфера предоставления культурно-досуговых услуг в сельской местности не развита. Удовлетворены организацией досуга в селе лишь треть селян. Неудовлетворенных - 60,0%. Среди основных причин неудовлетворенности условиями проведения досуга: недостаточное количество оборудованных мест для занятий физической культурой и спортом, слабая материально-техническая база культурных мероприятий и недостаточность культурно-досуговых мероприятий.

Таким образом, с одной стороны неразвитость инфраструктуры сельских территорий, а также отсутствие некоторых элементов благоустройства населенных пунктов является причиной низкой удовлетворенности населения положением дел и, как следствие непривлекательности сельской местности для жителей. С другой стороны, благодаря полученным данным актуальной обратной связи от населения, можно закладывать формирование социального заказа через проектирование новых условий проживания

1. Бобков В. Н. Управление качеством жизни населения // Проблемы теории и практики управления. 2005. № 3. С. 119.

2. Коробейников М. Совершенствование социального управления - фактор развития сельских поселений // Проблемы теории и практики управления. 2005. № 6. С. 51.

3. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ №696 от 31 мая 2019 года с изменениями и дополнениями от 17 октября 2019 г., 31 марта, 10 июля 2020 г. URL: http:// base.garant.ru /72260516/ .(дата обращения: 05.10.2020).

4. Общая численность городского и сельского населения Республики Калмыкия за 1991-2020 год [Электронный ресурс]. URL:https://xn8sbncanfseqabeh4bfdo0g7e4c.xn-1ai/%D1%80%D0%B5 %D1%81%D0%BFD1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D0%BA%D0%B0% D0%BB%D0%BC%D1%8B%D0%BA%D0% B8 % D1%8F (дата обращения 03.10.2020 г.).

DOI: 10.24411/2071-7830-2020-10012 ОЧЕРГОРЯЕВА Д.В.

СТРАТЕГИИ СНИЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ В ИНТЕГРАЦИИ ЭТНИЧЕСКИХ МИГРАНТОВ

БНУ РК «Институт комплексных исследований аридных территорий», г. Элиста, Россия,

docher1315@тай. ги

Аннотация. В статье рассмотрены стратегии конфликтного управления, направленные на снижение социальной напряженности между этническими мигрантами и принимающим обществом. В частности, предложены меры по совершенствованию миграционной политики России, методы фиксации общественных настроений в формате мониторинга напряженности. Автор подчеркивает необходимость формирования толерантного климата в отношениях между мигрантами и коренным населением.

Ключевые слова: социальная напряженность, этнические мигранты, конфликт, интеграция, адаптация, толерантность, межэтнические отношения.

Политика снижения социальной напряженности в стране, ежегодно принимающей 17 миллионов мигрантов, включает предупреждение насилия, урегулирование противоречий и конфликтов. Необходимость глубокого, всестороннего изучения факторов и причин, способствующих возникновению социальной напряженности в регионе, напрямую связана с решением проблем эффективного реагирования на возникающие социальные проблемы и профилактикой деструктивных форм социального взаимодействия в региональных общественных процессах.

В Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, принятой в декабре 2012 года, одной из задач по совершенствованию государственного управления в сфере государственной национальной политики является «совершенствование законодательства Российской Федерации в части, касающейся: регулирования вопросов, связанных с созданием условий для укрепления государственного единства, формирования общероссийского гражданского самосознания, этнокультурного развития народов России, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, развития межнационального (межэтнического) и межрелигиозного диалога и предупреждения конфликтов» [7]. В связи с этим актуален анализ современных институциональных механизмов снижения уровня социальной напряженности. Применительно к снижению уровня социальной напряженности в интеграции этнических мигрантов, представляется разумным применение стратегий конфликтного управления, использующих механизмы адаптации и интеграции мигрантов в принимающее общество.

Интеграция - процесс встречного движения культур принимающего социума и культур мигрантов, смещение культурных норм и ценностей, изначально функционирующих сепаратно и, возможно, противоречащих друг другу.

Интеграция отличается от адаптации, под которой понимается приспособление мигрантов к принимающему сообществу, знание и поведение с учетом традиций и норм, принятых местным населением и не предполагающих встречное постижение принимающим населением культур мигрантов.

Стратегии конфликтного управления можно направить на существующее положение трудовых мигрантов, которое осложняется, во-первых, отношением принимающего населения, во-вторых, проблемами устройства на работу, поиска жилья и т.д. Влияние этих факторов в силах спровоцировать конфликтный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.