признают, что не полностью защищены от террористических актов. Чувство страха и неопределенности в условиях современного социально-экономического кризиса может вызвать рост экстремистских проявлений.
1. Национальный состав и владение языками, гражданство: итоги Всероссийской переписи населения 2010 г. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по РК. Элиста, 2013. 841 с.
2. Оконов Б.А. Об итогах социологического исследования по изучению причин и условий, способствующих распространению террористических и экстремистских идей в Республике Калмыкия / / Вестник Института комплексных исследований аридных территорий. 2019. № 1 (38). С. 86-92.
DOI: 10.24411/2071-7830-2020-10011 ЧЕМИДОВА Л.С.
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ИНФРАСТРУКТУРОЙ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ
КАЛМЫКИИ
БНУ РК «Институт комплексных исследований аридных территорий», г. Элиста, Россия,
lusara@mail. т
Аннотация. В статье описаны некоторые результаты социологического исследования уровня жизни сельского населения в аспекте удовлетворенности населения благоустройством и состоянием инфраструктуры сельских поселений в Республике Калмыкия. Целью исследования было выявить уровень жизни через самоощущение сельских жителей Республики Калмыкия.
Ключевые слова: комфортная среда, благоустройство, социальная инфраструктура, уровень жизни сельского населения.
Развитие сельских территорий Российской Федерации является стратегически важным направлением развития экономики страны в наше время. Однако, низкое качество жизни, а порой устаревшие условия существования сельского населения, оторванность сельских поселений от научно-технических достижений XXI в., недостаточная вовлеченность сельского населения в практики гражданского общества, слабое развитие транспортной инфраструктуры и средств связи не позволяют реализовать потенциал сельских территорий в полной мере.
Республика Калмыкия - аграрный регион, как субъект Российской Федерации входит в состав Южного Федерального округа. Численность сельского населения традиционно в нашем регионе превышало численность городского, поэтому приоритетом в политике развития региона всегда было развитие аграрного сектора и сельских территорий.
Подтверждением этих тенденций является утверждение и реализация государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» в мае 2019 года [3 ], целями которой являются:
• сохранение доли сельского населения в общей численности населения Российской Федерации на уровне не менее 25,3 процента в 2025 году;
• достижение соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств до 80 процентов в 2025 году;
• повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах до 50 процентов в 2025 году.
Данная программа содержит подпрограмму «Создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях», которая предполагает выделение финансовых средств на развитие инженерной, транспортной инфраструктуры на сельских территориях, а также благоустройство сельских населённых пунктов. Несмотря на то, что доля сельского населения в общей численности населения в Калмыкии всегда превышала долю городского населения (рис. 1), отрицательная динамика прироста сельского населения свидетельствует о наличии проблем и отсутствии условий, благоприятных для развития.
210000 200000 190000 130000 170000 160000 150000 140000 130000 120000 110000
Рис. I. и&щая численность городского и сельского населения Республики Калмыкия
за 1991-2020 год [2]
По данным Росстата наглядно видно, что за 28 лет (с 1991 по 2019 гг.) сельское население республики сократилось на 28754 человек, несмотря на всплеск увеличения доли селян в 1993 году. На фоне сокращения общей численности населения республики, естественный прирост населения имеет положительное сальдо, а в 2018 году Калмыкия оказалась лидером ЮФО по естественному приросту населения [4].
Основной причиной уменьшения численности сельского населения в Калмыкии является миграционный отток населения в другие регионы страны. По данным социологического исследования уровня жизни сельского населения в Республике Калмыкия, проведенного в апреле 2019 года ИКИАТ, доля опрошенных сельских жителей Калмыкии, члены семьи или родственники которых уехали в другой регион на заработки, составила 19,7%, то есть у каждого пятого есть родственники, которые имеют заработок за пределами республики и пополняют общий бюджет семьи. Большая часть опрошенных жителей республики (66,2%) отметили, что в основном родственники едут на заработки в другие регионы страны. Также респондентами была отмечена тенденция оттока жителей сельских поселений республики в районный или республиканский центры (18,8%). Эту же проблему также отметили 57,5% экспертов нашего исследования, как наиболее острую для сельского населения нашего региона.
Причинами низкой привлекательности сельских территорий республики для трудоспособного населения могут быть как низкие доходы или отсутствие возможности зарабатывать, так и неразвитость инфраструктуры территорий. В этой связи создание комфортной среды для жителей сельских территорий приобретает более широкий смысл и функционал, предполагая реализацию комплекса мер по созданию облика села, как места притяжения интересов.
Чаще всего понятие инфраструктуры рассматриваются авторами в качестве социальной инфраструктуры. Так, Бобков В .Н. понимает социальную инфраструктуру, как компонент качества жизни. Материальная база и нематериальные активы социальной инфраструктуры должны обеспечить разнообразие и доступность для людей товаров и услуг, касающихся жилья, быта, здравоохранения и социальной защиты, занятости, передвижения в миграции, организации их досуга и свободного времени, развития способностей и духовного мира [1].
М. Коробейников отмечает, что нельзя добиться устойчивого воспроизводства агропромышленного комплекса, если не будет развита социальная инфраструктура сельских поселений [2]. Таким образом, социальная инфраструктура представляет собой комплекс, создающий благоприятные условия человеческой деятельности и воспроизводства населения.
В анкету массового опроса нашего исследования был включен перечень элементов благоустройства, рекомендованный Министерством регионального развития РФ. Согласно Методическим рекомендациям по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденных приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2011 г. №№ 613, нормируемый комплекс
Город
Сало
I
элементов благоустройства - это необходимое минимальное сочетание элементов благоустройства для создания на территории муниципального образования безопасной, удобной и привлекательной среды. Создание комфортной среды является также приоритетной задачей в программе комплексного развития сельских территорий.
По результатам исследования уровня жизни сельских жителей республики, проведенного в апреле 2019 г., удовлетворенность развитостью инфраструктуры села достаточно низкая. Лишь 23,6% респондентов в разной степени удовлетворены инфраструктурой своего села (рис. 2).
80 70 60 50 40 30 20 10 0
19,4
4,2
37,6
37,1
Совсем не удовлетворен Скорее не удовлетворен Скорее удовлетворен Вполне удовлетворен
Удовлетворенные Неудовлетворенные
Рис. 2. Соотношение удовлетворенных и неудовлетворенных инфраструктурой села
жителей
Несмотря на то, что многие из необходимых и рекомендованных элементов благоустройства присутствуют, как отмечали респонденты, качество их остается неудовлетворительным (рис. 3).
Среди основных элементов благоустройства в сельской местности были названы асфальтированные дороги. Их назвали 91,0% респондентов. Чуть меньше половины опрошенных назвали из имеющихся элементов благоустройства такие, как детская площадка, треть - уличное освещение (32,5%), тротуары (28,9%), спортивные площадки (28,6%); четверть - различные насаждения (25,0%).
0%
Асфальтированные дороги Детская площадка Уличное освещение Тротуары Спортивная площадка Различные насаждения Зоны и места культурного отдыха Места для мусорных баков Спортивные учреждения Лесопарковая зона Места для парковки автомобилей Места для выгула собак
20%
40%
60%
80%
I 32
,5%
28,9
28,6
25,С
20,9%
11
Ш 10,
■ 8,0% ■ 3,1%
16,8%
6%
%
I 44,6%
91,
100% 0%
Рис. 3. Наличие элементов благоустройства в сельских населенных пунктах республики
Однако чуть более пятой части опрошенных (22,2% жителей села) сказали, что в их населённых пунктах нет ничего из перечисленного.
Распределение ответов по районам показало, что больше всего недовольных благоустройством сел в Октябрьском, Яшкульском и Целинном районах (рис. 4).
0%
2%
4%
6%
8%
10%
12% 14% 16% 18%
Городовиковский Ики-Бурульский Кетченеровский Лаганский Малодербетовский Октябрьский Приютненский Сарпинский Целинный Черноземельский Юстинский Яшалтинский Яшкульский
7,8%
-
■ 4,4%
7,8% 15,6%
1 2,2%
7,8% 10,0% 5,3%
1 2,2% >,6%
1 4,4%
-
Рис. 4. Распределение ответа «В населённом пункте нет ничего из перечисленного»
по районам, в %
Анализ открытых вопросов показал, что несмотря на то, что большинство респондентов указывают наличие асфальтированных дорог в населенных пунктах, но поясняют, что «дороги желают быть лучше, дырка на дырке...», «состояние дорог плохое...», «частично асфальтированные дороги...», «все выше перечисленные элементы требуют капитального ремонта.» и пр. Другими словами, несмотря на то, что многие из перечисленных элементов благоустройства присутствуют, но их качество оставляет желать лучшего (рис. 5).
Рис. 5. Соотношение удовлетворенных/неудовлетворенных благоустроенностью села
жителей, в %
В целом удовлетворен благоустроенностью сельских населенных пунктов лишь каждый четвертый житель (25,1%). Не удовлетворены 73,4% опрошенных.
Таким образом, низкие показатели удовлетворённости населения инфраструктурой и благоустроенностью сельских населенных пунктов показывают наличие социального заказа на развитие в данном направлении.
По другим показателям, входящим в понятие социальной инфраструктуры, результаты опроса дали следующее распределение:
Удовлетворенность качеством предоставления медицинских услуг в сельской местности - 26,0%. Среди причин неудовлетворенности медицинским обслуживанием сельского населения выделяется отсутствие узких специалистов, а в некоторых случаях полное отсутствие врачей, отсутствие необходимого медицинского оборудования, лекарственных препаратов.
Школьное образование было оценено по нескольким показателям. Такие показатели, как уровень преподавания в школе (57,4%), качество питания (43,6%) были оценены в большей степени хорошо. А вот оснащенность школ (55,1%), внешний вид, состояние кабинетов (43,2%), организация дополнительного образования (41,0%) и укомплектованность кадрами (39,0%) в большей степени были оценены, как плохие. Другими словами, уровень образования, по мнению жителей сел, достаточно высокий, но материально-техническая оснащенность школ недостаточная (табл. 1).
Таблица 1.
Качество школьного образования в оценках сельских жителей, в %
№ Хорошо Плохо Затрудняюсь ответить
1 Охрана, безопасность 31,8 37,7 30,4
2 Качество питания 43,6 35,8 20,6
3 Материальное состояние (внешний вид, состояние кабинетов, спортзала) 40,1 43,2 16,8
4 Оснащенность школы (лабораторное оборудование, компьютерные классы) 23,6 55,1 21,2
5 Профессиональный уровень преподавания в школе 57,4 18,2 24,3
6 Уровень предоставляемого образования 53,6 22,5 23,9
7 Укомплектованность кадрами 35,3 39,0 25,7
8 Организация дополнительного образования (кружки, секции) 37,2 41,0 21,8
По мнению большинства опрошенных, в сельской местности недостаточно учреждений дополнительного образования. 25,1% отмечают, что такие учреждения есть, но не по всем видам деятельности.
Сфера предоставления культурно-досуговых услуг в сельской местности не развита. Удовлетворены организацией досуга в селе лишь треть селян. Неудовлетворенных - 60,0%. Среди основных причин неудовлетворенности условиями проведения досуга: недостаточное количество оборудованных мест для занятий физической культурой и спортом, слабая материально-техническая база культурных мероприятий и недостаточность культурно-досуговых мероприятий.
Таким образом, с одной стороны неразвитость инфраструктуры сельских территорий, а также отсутствие некоторых элементов благоустройства населенных пунктов является причиной низкой удовлетворенности населения положением дел и, как следствие непривлекательности сельской местности для жителей. С другой стороны, благодаря полученным данным актуальной обратной связи от населения, можно закладывать формирование социального заказа через проектирование новых условий проживания
1. Бобков В. Н. Управление качеством жизни населения // Проблемы теории и практики управления. 2005. № 3. С. 119.
2. Коробейников М. Совершенствование социального управления - фактор развития сельских поселений // Проблемы теории и практики управления. 2005. № 6. С. 51.
3. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ №696 от 31 мая 2019 года с изменениями и дополнениями от 17 октября 2019 г., 31 марта, 10 июля 2020 г. URL: http:// base.garant.ru /72260516/ .(дата обращения: 05.10.2020).
4. Общая численность городского и сельского населения Республики Калмыкия за 1991-2020 год [Электронный ресурс]. URL:https://xn8sbncanfseqabeh4bfdo0g7e4c.xn-1ai/%D1%80%D0%B5 %D1%81%D0%BFD1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D0%BA%D0%B0% D0%BB%D0%BC%D1%8B%D0%BA%D0% B8 % D1%8F (дата обращения 03.10.2020 г.).
DOI: 10.24411/2071-7830-2020-10012 ОЧЕРГОРЯЕВА Д.В.
СТРАТЕГИИ СНИЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ В ИНТЕГРАЦИИ ЭТНИЧЕСКИХ МИГРАНТОВ
БНУ РК «Институт комплексных исследований аридных территорий», г. Элиста, Россия,
docher1315@тай. ги
Аннотация. В статье рассмотрены стратегии конфликтного управления, направленные на снижение социальной напряженности между этническими мигрантами и принимающим обществом. В частности, предложены меры по совершенствованию миграционной политики России, методы фиксации общественных настроений в формате мониторинга напряженности. Автор подчеркивает необходимость формирования толерантного климата в отношениях между мигрантами и коренным населением.
Ключевые слова: социальная напряженность, этнические мигранты, конфликт, интеграция, адаптация, толерантность, межэтнические отношения.
Политика снижения социальной напряженности в стране, ежегодно принимающей 17 миллионов мигрантов, включает предупреждение насилия, урегулирование противоречий и конфликтов. Необходимость глубокого, всестороннего изучения факторов и причин, способствующих возникновению социальной напряженности в регионе, напрямую связана с решением проблем эффективного реагирования на возникающие социальные проблемы и профилактикой деструктивных форм социального взаимодействия в региональных общественных процессах.
В Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, принятой в декабре 2012 года, одной из задач по совершенствованию государственного управления в сфере государственной национальной политики является «совершенствование законодательства Российской Федерации в части, касающейся: регулирования вопросов, связанных с созданием условий для укрепления государственного единства, формирования общероссийского гражданского самосознания, этнокультурного развития народов России, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, развития межнационального (межэтнического) и межрелигиозного диалога и предупреждения конфликтов» [7]. В связи с этим актуален анализ современных институциональных механизмов снижения уровня социальной напряженности. Применительно к снижению уровня социальной напряженности в интеграции этнических мигрантов, представляется разумным применение стратегий конфликтного управления, использующих механизмы адаптации и интеграции мигрантов в принимающее общество.
Интеграция - процесс встречного движения культур принимающего социума и культур мигрантов, смещение культурных норм и ценностей, изначально функционирующих сепаратно и, возможно, противоречащих друг другу.
Интеграция отличается от адаптации, под которой понимается приспособление мигрантов к принимающему сообществу, знание и поведение с учетом традиций и норм, принятых местным населением и не предполагающих встречное постижение принимающим населением культур мигрантов.
Стратегии конфликтного управления можно направить на существующее положение трудовых мигрантов, которое осложняется, во-первых, отношением принимающего населения, во-вторых, проблемами устройства на работу, поиска жилья и т.д. Влияние этих факторов в силах спровоцировать конфликтный