Научная статья на тему 'Удмуртско-марийские этнические контакты на примере этнотопонимов одо в Волго-Уральском регионе'

Удмуртско-марийские этнические контакты на примере этнотопонимов одо в Волго-Уральском регионе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2320
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОНИМ / УДМУРТ / МАРИЕЦ / ФИННО-УГОРСКИЙ / ОДО / ПОР / ЭТИМОЛОГИЯ / ИРАНСКИЕ ЯЗЫКИ / ЭТНОТОПОНИМ / ЗАПАДНЫЙ АРЕАЛ / ВОСТОЧНЫЙ АРЕАЛ / ETHNONYM / UDMURTS / MARI / FINNO-UGRIC / ODO / POR / ETYMOLOGY / IRANIAN LANGUAGES / ETHNOTOPONYM / WESTERN AREA / EASTERN AREA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Атаманов Михаил Гаврилович

Удмурты и марийцы древнейшие народы финно-угорской семьи языков, живущие в Волго-Уральском регионе. Их этногония протекала в ближайшем соседстве, но отношения не всегда были мирными: под натиском славянско-русской и тюркско-булгарской колонизаций марийские племена начали отступать на восток, на коренные территории удмуртов, которых они называли одо, одо-мари. Автор статьи считает, что марийское название восходят к иранскому источнику: см. осет. уд, диал. од ʼдух; душаʼ; ʼжизньʼ (см. удгоймаг ʼчеловекʼ). Многочисленные этнотопонимы с одо : Одо сола; Одо илем, Одошнур и др. расположены в Волго-Вятско-Ветлужско-Сухонском регионе, на более древней территории этноконтактов древних удмуртов и марийцев, а также в Камско-Бельском регионе, где удмурты и марийцы появились в кон. XVI сер. XVII вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UDMURT AND MARY ETHNIC CONTACTS ON THE EXAMPLE OF ETHNOTOPONYMS ODO IN THE VOLGA-URAL REGION

The Udmurts and the Mari are ancient Finno-Ugric peoples in the Volga-Ural region. Relations between the neighbouring peoples’ were not always peaceful: owing to the Slavic-Russian and the Turkic-Bulgar colonization, the Mari were forced to retreat to the territories that belonged to the Udmurts whom they called odo, odo-mari. The author of the paper considers the Mari word originates from the Iranian languages: Ossetian ud, dialect form od “spirit, soul”, “life” ( udgoimag “human”). Numerous ethnotoponyms containing the word odo, such as Odo sola ; Odo ilem, Odoshnur, are found in the Volga-Vyatka-Vetluga-Sukhansk region which is believed to be a more ancient territory of interaction between the ancient Udmurts and Mari and also found in the Kama-Belsk Basin where the Udmurts and the Mari came in the late 16th century the middle of the 17th century.

Текст научной работы на тему «Удмуртско-марийские этнические контакты на примере этнотопонимов одо в Волго-Уральском регионе»

УДК 811.511.1 '373.21(470.4/5) М. Г. Атаманов

УДМУРТСКО-МАРИЙСКИЕ ЭТНИЧЕСКИЕ КОНТАКТЫ НА ПРИМЕРЕ ЭТНОТОПОНИМОВ ОДО В ВОЛГО-УРАЛЬСКОМ РЕГИОНЕ

Удмурты и марийцы - древнейшие народы финно-угорской семьи языков, живущие в Волго-Уральском регионе. Их этногония протекала в ближайшем соседстве, но отношения не всегда были мирными: под натиском славянско-русской и тюркско-булгарской колонизаций марийские племена начали отступать на восток, на коренные территории удмуртов, которых они называли одо, одо-мари. Автор статьи считает, что марийское название восходят к иранскому источнику: см. осет.уд, диал. од дух; душа'; 'жизнь' (см. удгоймаг 'человек').

Многочисленные этнотопонимы с одо: Одо сола; Одо илем, Одошнур и др. расположены в Волго-Вятско-Ветлужско-Сухонском регионе, на более древней территории этноконтактов древних удмуртов и марийцев, а также в Камско-Бельском регионе, где удмурты и марийцы появились в кон. XVI - сер. XVII вв.

Ключевые слова: этноним, удмурт, мариец, финно-угорский, одо, пор, этимология, иранские языки, этнотопоним, западный ареал, восточный ареал.

В решении этногенетических проблем существенную роль выполняют данные топонимии, особенно этнотопонимы, то есть названия географических объектов, содержащие в своем составе этнонимы: названия народов, родоплеменных групп. Этнотопонимы позволяют оконтурить ареалы былого расселения современных народов и этнических групп, пути их миграции в разные исторические периоды. Как уже показано на примере ряда регионов нашей страны, этното-понимические названия чаще всего повторяются не в центре обитания племени (народа), а в пограничной зоне, на стыке двух или нескольких этнических групп разного происхождения [10. С. 20; 15. С. 40; 22. С. 147; 4. С. 16-21; 6. С. 17-19].

В удмуртском языке для обозначения соседних народов имеются свои названия - экзоэтнонимы: зуч 'русский', бигер 'татарин', пор 'мариец'. Среди южных удмуртов известны еще названия крашинь 'кряшен, татарин-христианин'; мешер 'мишар' (особая этнолингвистическая группа в среде казанских татар); башкырт 'башкир'; чуаш 'чуваш'; мукшы 'мордва'. В письменных памятниках

зафиксированы этнонимы сара-кум 'коми-зырян', пермак 'коми-пермяк', таулы 'мордва', - в наши дни исчезнувшие из живой речи удмуртов.

В свою очередь, у соседних народов для названия удмуртов имелись свои этнонимы. Так, тюркские народы края, в древности - хазары и булгары, позже -татары, чуваши, башкиры - удмуртов называли ар; марийцы - одо, одо-мари; русские - вотяк ~ вотин, более древняя форма отин ~ отяк; в письменных памятниках XV-XVП вв. чудь отяцкая («Повесть о стране Вятской»); черемиса, зовемая отяки («Сказание о царстве Казанском»). В русских летописаниях XVI-XVII вв. довольно часто употреблялся русифицированный вариант этнонима тюркского происхождения аряне, арские люди, ары. Топонимический материал выдает еще и такие варианты этнонима, связанного с историей заселения в средние века удмуртами районов Вятского-Ветлужско-Сухонского и Свияжско-Волжского регионов, как вотца, вотча, вочь, воча, вочка, вочкари; утяк.

В статье рассматриваются удмуртско-марийские этноконтакты на топонимическом материале, с привлечением исторических, археологических, фольклорных данных, при этом основной упор делается на названиях географических объектов, содержащих в своем составе этноним одо - марийское название удмуртов.

Марийцы из так называемой финно-волжской группы и удмурты, принадлежащие к финно-пермской этноязыковой общности, имели контакты с самых древних эпох. Собственно этногенез этих древнейших народов Восточной Европы проходил в соседстве, в одинаковых социально-экономических и экологических условиях; «это народы с одинаковой исторической судьбой» [12. С. 118]. Судя по народным преданиям, взаимоотношения между этими родственными племенами / народами не всегда были мирными.

Если по языку и антропологическому типу удмуртам ближе всего коми, особенно коми-пермяки, то материальная и духовная культура близка с марийской. Но по характеру, по психическим свойствам удмурты и марийцы резко отличаются друг от друга: спокойным, уравновешенным до забитости несмелым удмуртам ближе всего коми; может быть, мордва-мокша и восточные финны. Марийцы имеют бойцовские качества («черемисские войны» начавшиеся со времен завоевания войсками И. Грозного Среднего Поволжья и Прикамья, продолжались чуть ли не 100 лет), по этому показателю и по антропологическому типу марийцам ближе всего обские угры - наиболее воинственные народы в финно-угорском мире. На этом фоне вырисовывается своеобразная история этнонима пор.

Тем не менее, как утверждают ведущие ученые финно-угроведы, «по общераспространенному мнению (с историко-географической точки зрения), географическое расположение финно-угорских языков в общем отражает соотношение между языками, среди которых (возможно, и в историческом плане) центральное место занимают удмуртский (пермяцкий) и марийские языки» [16. С. 38].

Еще до сер. I тыс. н. э., вплоть до VI-VII вв. н. э., до прихода тюркских кочевых племен в Волго-Камский регион, древнеудмуртские племена занимали обширные территории - бассейны среднего и нижнего течения рек Камы, Вятки, Белой, вплоть до впадения Ветлуги и Свияги в Волгу. Родственные же древнема-рийские и другие финно-угорские племена Восточной Европы, судя по «Повести временных лет» еще в XII в. располагались так: «... на Ростовьском озере Меря,

а на Клещине озере Меря же; по Оце реце, где потече в Волгу же, Мурома язык свой, и Черемиси свой язык. Моръдва свой язык» [18. С. 177].

Таким образом, марийские племена еще в XII в. жили в Ветлужско-Окско-Волжском регионе, а до бассейна реки Вятки еще не дошли. Здесь, в Вятско-Волж-ско-Ветлужском регионе располагались селения древнеудмуртского племенного объединения ватка (от этого этнонима, как считал А. А. Спицын, происходит гидроним Вятка). Во вт. пол. I тыс. н. э. удмурты племенного объединения калмез с территории бассейна реки Белой, со среднего течения реки Камы, под напором кочевых орд, предков башкирского народа, отступили на запад и на нынешний север Удмуртии - в бассейн верхнего течения реки Чепцы. Дойдя до Вятки, они вклинились на территорию ватка-удмуртов, которых разделили на северную - удмуртов бывшего Слободского, Холуницкого, Шестаковского, Глазовского уездов Вятской губернии - и на южную: удмуртов бывшего Казанского, Мамадышского и Уржумского уездов (арская группа удмуртов).

Удмуртские племена, находясь между близкородственными коми и марийскими племенами - в «тылу» их, - поздно попали на страницы исторических документов. Еще в ХУ1-ХУП вв. их путали с другими этносами, называя то «чудью отяцкой», то «черемисой, зовемой отяки», возможно, еще и «пермью», хотя удмурты из всех финно-угров Восточной Европы представляли самый крупный и монолитный этнос (мордва не идет в счет: нет такого народа, есть мокша и эрзя со своими литературными языками, своей оригинальной культурой, своей психологией).

Хотя, как и у большинства народов мира, в удмуртском языке есть свои наречия, диалекты, говоры, но различия между ними незначительны. Что касается «языка» бесермян, он занимает промежуточное положение между южноудмуртским и североудмуртским наречиями.

Судя по археологическим материалам, по данным фольклора и этнографии, удмуртский народ имеет богатое, оригинальное историческое прошлое. В языке, в религиозных воззрениях, обрядах, мифологии удмуртов сохранились яркие следы связей с народами Ближнего Востока, Средней и Центральной Азии, Сибири, вплоть до Дальнего Востока, от границ Индии, Китая до Египта.

В данной статье основной упор делается на рассмотрении экзоэтнонима одо (~ одо-мари), о происхождении которого написано уже немало, но удовлетворительной этимологии до сего времени нет. Основное мнение сводится к тому, что одо - это племенное название древних удмуртов, сохранившееся в языке марийцев и в самом эндоэтнониме удмурт: уд <* од <* одо + мурт 'человек': 'человек из племени одо' [7. С. 53-54; 20. С. 101].

В. И. Лыткин, со ссылкой на венгерского языковеда К. Радановича, объясняет значение первого компонента этнонима уд-мурт на примере пермских языков: коми од 'всходы, поросль', 'весенняя зелень на лугах', удм. уд 'всходы, росток, поросль побег', что могло означать также 'дерн, лужайка, луг'. В этом случае значение этнонима можно перевести как 'луговой человек' [14. С. 61-62].

Академик П. Хайду ставит под сомнение этимологию К. Радановича. Он считает, что первый компонент этнонима удмурт - уд- связан с марийским названием удмуртов одо (одо-мари), происхождение которого, к сожалению, остается пока не выясненным [23. С. 31].

По единодушному мнению ученых, вторая часть этнонима удмурт - -мурт -это иранское заимствование (ср. новоперсидское mard 'мужчина', среднеперс. mart, авестийск. msrta, древнеиндийск. marta 'человек') [13. С. 174]. В современном удмуртском языке мурт означает 'человек', а также 'чужой, посторонний; чужак, чужой человек'.

Известный специалист по этнической истории удмуртского народа археолог В. Ф. Генинг полагает, что этноним одо восходит к чегандинско-азелинским племенам, жившим в сер. 1 тыс. н. э. в бассейне р. Вятки; в IX-X вв., когда к Вятке вышли марийские племена и встретили здесь население, которое называлось одо; через марийцев имя од ~ одо было освоено русскими и совершенно закономерно приняло форму отяки, по аналогии с пермь - пермяки [9. С. 205, 208-209].

Относительно трудно поддающейся этимологизации этнонимов одо и уд (мурт) есть у меня своя точка зрения. Но, во-первых, сразу же стоит оговориться: едва ли когда у древних удмуртов было племенное объединение одо - нигде и никогда, никем оно не зафиксировано в среде удмуртов, - это только гипотеза ученых. Достоверно могу утверждать, что, подобно другим финно-угорским народам, у праудмуртов в древности существовала дуальная организация, состоящая из двух племенных объединений ватка (в основе названия лежит слово вад 'выдра' -тотем рода + -ка - аффикс, характерный для воршудно-родовых имен удмуртов, см.: Поска, Копка, Занка, Урга и др.) и калмез: (*кал 'рыба' + мес 'самка', ср. черемис -древний экзоэтноним марийцев, возможно, имеющий прапермские корни: см. коми чери, удм. чорыг, диал. черыг 'рыба' + мес 'самка': 'рыба + самка (женщина)'.

Во-вторых, сама этимология этнонима одо 'луговой человек' [14. С. 61-62] крайне сомнительна: как из удм. уд 'всходы, поросль' и коми од 'тж' может возникнуть лексема со значением 'луг; луговой'? Тут явная натяжка, подведение под марийский этноним 'луговые марийцы'. В пермских языках для слова 'луг; луговой' существует свой особый термин: см. удм. возь, коми видз.

Учитывая невозможность удовлетворительной расшифровки экзоэтнонима одо и первой части эндоэтнонимауд- (мурт) на основе удмуртского и марийского, а также других родственных финно-угорских языков, я считаю, что оба компонента эндоэтнонима уд + мурт заимствованы из древних иранских языков, носители которых тысячелетиями кочевали по степным, лесостепным районам Урала, Поволжья и имели самые тесные контакты с финно-угорскими племенами, в том числе, с предками удмуртов и марийцев: ср. осетинское уд, диал. од 'душа'; дух; жизнь': удгоймаг 'человек' (гаймаг 'личность', 'лицо', 'человек') ; уды хай 'жена, супруга' [1. С. 169; 2. С. 522]; второй компонент удмуртского эндоэтнонима -мурт <* морт (диал. удморт, уртморт), без сомнения, связан также с индоиранскими языками.

По мнению известного специалиста по названиям народов СССР А. И. Попова, финно-угорские народы Поволжья и Прикамья - мордва, мари, удмурты, летописные мурома и меря - носили названия, имеющие единый общий смысл 'человек', 'муж; мужчина'. При этом, считает исследователь, происхождение этих племенных имен надо искать в индоевропейских данных [17. С. 105].

В обширнейшем мире этнонимов есть масса примеров, когда название народу дают другие соседние этносы и эти названия начинают выступать в качестве официальных этнонимов на мировом уровне, например: венгр, самоназвание

мадьяр или финн, самоназвание суоми и др. Так что происхождение этнонима удмурт из иранских языков не является исключением.

До появления этнонима *удморт ~ *одморт в ираноязычной среде, его проникновения к праудмуртам, его освоения, адаптации ими в качестве самоназвания, могли выступать их племенные названия - ватка и калмез, а также воршудно-родовые имена, например, Чола: чолаос 'люди рода-воршуда Чола'; Дурга: дургаос 'люди рода-воршуда Дурга'; Уча: учаос 'люди рода-воршуда Уча' и др. Данный тип номинации дожил до кон. XX в., пока старшее поколение удмуртов еще помнило свою принадлежность к определенному роду-воршуду (к известному историческому периоду в среде удмуртов удалось зафиксировать следы 70 воршудно-родовых групп) [3. С. 22; 5. С. 16, 32].

Ниже приводятся названия географических объектов, содержащих в своем составе этноним одо. Без сомнения, их было больше и в наши дни существует большее число, что мы приводим в своей статье. Мы располагаем лишь частью интереснейшего этнотопонимического материала по нескольким причинам: во-первых, топонимический материал в России собран крайне скудно - только по отдельным населенным пунктам, в лучшем случае - по районам. Я не знаю ни одной области или республики, в которой был бы полностью собран этот ценнейший историко-лингвистический материал и опубликован, как, скажем, в Финляндии и других европейских странах. Там ни один хутор не остался необследованным. Названия всех географических объектов занесены в компьютер, составлены картотеки на них, опубликованы многотомные сборники с названиями географических объектов страны - «Языка Земли». Во-вторых, собранный, но не опубликованный материал пока остается вне поля зрения ученых.

В то же время я благодарен своим коллегам-топонимистам, фольклористам, опубликовавшим часть собранного, известного им из малодоступных источников материала по теме моего исследования. Без сомнения, многоценны опубликованные списки населенных пунктов, особенно дореволюционного периода, с указанием официальных и устаревших названий селений, рек, озер, родников, при которых располагался тот или иной населенный пункт.

Даже по этому весьма скромному топонимическому материалу мы можем сделать некоторые важные выводы, касающиеся вопросов удмуртско-марийских этнических контактов с древних времен до позднего средневековья .

Итак, вашему вниманию предлагается топонимический материал с этнонимом одо на территории Волго-Уральского региона:

Одинер - мар. поч. в Яранск. у. Вятск. губ. [8. С. 785]: Одинер - отгидронимиче-ский ойконим.

Одинер - рч. в Яранск. у. Вятск. губ. [8. С. 785]: мар. одо 'удмурт; удмуртский' + мар. инер < эцер.

Одинер (Машкина) - русск. дер. в Уржумск. у. Вятск. губ. [8, с. 707]: од < одо -мар. назв. удмуртов + мар. инер < эуер 'река'; букв. 'удмуртская река'; вероятно, это отгидронимический ойконим.

Одинер: 1. мар. дер. в Тоншаевск. р-не Горьковской обл.: мар. одо + инер < эцер 'река', букв. 'удмуртская река'. 2. Одинер - мар. дер. в Яранск. у. Вятской губ.; 3. Одинер - мар. дер. в Уржумск. у. Вятской губ.

Одо - мар. дер. в бывш. Яранск. у. Вятск. губ.: одо - марийское название удмуртов. Как писал тонкий знаток древней истории Вятской земли археолог А. А. Спицын, удмурты по Вятке, Пижме на тер. Яранского и Уржумского уездов жили до прихода марийцев - до XII-XШ вв.; марийцы уже давно забыли, кто этот народ, которого они отсюда изгнали и которого они называли одо. Теснимые марийскими племенами, удмурты с правого берега Вятки перешли на левый, на берега р. Кильмези и ее притока Валы, в то время покрытые дремучими лесами. Об этом движении удмурты сохранили много преданий [19. С. 96-97]. В основе самоназвания удмуртов - уд (+мурт), марийского назв. удмуртов одо и др. русск. назв. удмуртов - от (+ин), от (+як) лежит одно и то же слово иранского (осетинского) происхождения уд ~ од 'душа; дух; жизнь', проникшее к предкам удмуртов и марийцев от сармато-алан в кон. I тыс. до н. э. - нач. I тыс. н. э., т. е. еще до начала великого переселения народов, когда ираноязычные племена-кочевники были вытеснены тюркоязычными кочевниками. От марийцев этноним одо 'удмурт' был освоен русскими пришельцами в Поволжье в форме от(ин), от(як).

Одо вончак - название местности на р. Вятке: одо 'удмурт; удмуртский' + вончак 'переправа (брод)'. По марийским преданиям, под натиском их предков, удмурты с этого места переправились на левобережье Вятки.

Одо карман - возвышенность у дер. Регеш и Большая гора Сернурск. р-на (21. С. 238): одо + мар. карман 'крепость; укрепление', букв. 'удмуртская крепость; укрепленное поселение (городище) удмуртов'.

Одо куржмо корно - назв. дороги в Лажъяльском с/с Сернурск. р-не Марий Эл: одо + куржмо - прич. от гл. куржаш 'бежать' + корно 'дорога', букв. 'дорога, по которой бежали удмурты'.

Одо нур - лесная поляна близ деревень Марий Пыжай и Русский Пыжай Сернурск. р-на: одо + мар. нур 'поле', т. е. 'удмуртское поле на поляне'. По преданиям старожилов, известно, что раньше на этом месте была удмуртская деревня [21. С. 238].

Одо салма корем - ложбина в Сернурск. р-не Марий Эл: одо + мар. салма 'сковорода ' + 'овраг; речка', т. е. 'ложбина удмуртов, ровная, гладкая, как сковорода' [21. С. 238].

Одо сола - мар. назв. дер. Марийские Ключики Красноуфимск. р-на Свердловской обл.: мар. одо 'удмурт' + сола 'деревня', букв. 'удмуртская деревня'.

Одо: 1. Название одной из улиц в д. Усть-Маша Красноуфимск. р-на Свердловск. обл.: одо - марийское назв. удмуртов. 2. Одо - название центральной части в дер. Верхний Бугалыш Красноуфимск. р-на Свердловской обл. Удмурты и марийцы на Урале появились почти одновременно: в кон. XVI - нач. XVII вв. после падения Казанского ханства и неоднократных неудачных восстаний против новых правителей в Волго-Вятском регионе. Многократно превышающая часть марийского населения постепенно поглотила (ассимилировала) красноуфимско-ачинских удмуртов-переселенцев на Урал.

Одо: Изи одо - назв. части (околотка) дер. Юва Красноуфимск. р-на Свердловской обл.: мар. изи 'маленький' + одо 'удмурт'; вероятно, сл. понимать 'маленький удмуртский околоток'.

Одо: Изи одо шугар - могильник в дер. Карманково (Зэгра) Менделеевск. р-на Татарстана: мар. изи 'маленький' + одо 'удмурт' + шугар 'кладбище', букв. 'маленькое удмуртское кладбище'. По преданиям старожилов, на месте марийской дер. в древности жили удмурты, от них остались два заброшенных кладбища; мар. назв. деревни Зэгра отражает название рода-воршуда удмуртов *йэгра > эгра.

Одо: Кугу одо - назв. части (околотка) дер. Юва Красноуфимск. р-на Свердловской обл.: мар. кугу 'большой' + одо 'удмурт'; вероятно, сл. понять 'Большой удмуртский околоток'.

Одо: Кугу одо шугар - могильник в дер. Карманково Менделеевск. р-на Татарстана: мар. кугу 'большой' + одо 'удмурт' + шугар 'кладбище', букв. 'большое удмуртское кладбище'. 24

Одо-Беляк - мар. поч. в Уржумск. у. Вятск. губ. [8. С. 725]: одо + мар. беляк 'участок земли, занимаемый родом; родовая группа людей'; букв. 'участок земли, занимаемый удмуртами (одо)'.

Одобеляк, мар. Одывлак - мар. дер. в Куженерск. р-не Марий Эл: одо - мар. назв. удмуртов + беляк - родовая группа людей (ср. удм. боляк - патронимия, патронимическая группа): 'участок земли, занимаемый удмуртами' [11. С. 239].

Одоевское: Никольско-Одоевское - село в Ветлужск. у. Костромск. губ. [11. С. 112]: русск. Никольско - вероятно, по названию в честь Николая Чудотворца + мар. одо 'удмурт' + -евское - русск. аффикс.

Одоевское: Троицко-Одоевское - село в Ветлужск. у. Костромск. губ.: [11. С. 114] Троицкий - по названию церкви + мар. одо 'удмурт' + -евское - русск. аффикс.

Одоилем, офиц. Одолем - назв. местности у дер. Марий Ернур Оршанск. р-на Марий Эл [21. С. 238]: одо + мар. илем 'жилище': 'жилище удмуртов; удмуртское жилище'; микротопонимы под названием Одоилем зафиксированы также в Новоторъ-яльск., Сернурск., Куженерск. р-нах Марий Эл. Известный ученый-археолог кон. XIX в. А. А. Спицын писал, что в глубине Яранск. и Уржумск. у. Вятск. губ. есть несколько (5-7) городищ, большинство которых местное русское и инородческое население приписывает жившим здесь некогда удмуртам, а двум из них марийцы прямо дают название Одоилем, т.е. 'удмуртское жилье' [19. С. 151].

Одопи (Омутницкой) - удм. поч. в Глаз. у. Вятск. губ. [8. С. 180]: одо - ма-рийск. назв. удмуртов; в данном случае одо может выступать в качестве личного имени + пи 'сын, дитя; потомок'. На Чепце контакты удмуртов с марийцами не зафиксированы, поэтому связь этнотопонима Одопи ('сын ~ потомок одо') с марийцами более чем сомнительна.

Одо-Сола - мар. дер. в Уржумск. у. Вятск. губ. [8. С. 720]: одо + сола 'деревня'; букв. 'удмуртская деревня'.

Одошнур - дер. в Ветлужском у. Костромск. губ. [11. С. 100]: мар. одош 'удмуртский' + нур 'поле', букв.: 'удмуртское поле'.

Одошнур - мар. дер. в Тоншаевск. р-не Горьковской обл.: одош 'удмуртский' + нур 'поле': 'удмуртское поле'..

Одошчино при р. Сухоне (л. пр. р. Сев. Двины): Устюжский у Вологодск. губ. [8. С. 375]: мар. одош 'удмуртский' + -чино - русск. аффикс.

Одуево - дер. в Устюжском у. Вологодск. губ. [8. С. 359]: оду < одо - мар. назв. удмуртов + -ево - русск. аффикс.

Итак, рассмотрев фактический материал, мы приходим к следующим важным выводам. Во-первых, выделяются два ареала географических названий с этнонимом одо:

1. Западный, расположенный в Волго-Вятско-Ветлужско-Сухонском регионе, на территории современных Марий Эл, в Кировской, в восточных пределах Нижегородской, Костромской, Вологодской областей.

2. Восточный ареал, расположенный в Камско-Бельском регионе, на территории Свердловской области и Республики Татарстан. Без сомнения, они есть и на территории Башкортостана, Пермского края, где удмурты и марийцы живут в соседстве не менее четырех веков. Но микротопонимия этих районов пока изучена слабо и нет публикаций.

Западный ареал, конечно, древнее, но насколько он древен, трудно судить -нет письменных и других надежных источников. Что еще важно: в соседстве

с удмуртско-марийской этноконтактной зоной, несколько восточнее, располагалась русско-удмуртская этноконтактная зона. Этнотопонимов Отяки, Вотяки особенно много на землях Кировской обл. и Пермского края, отдельные названия фиксируются на юге Республики Коми, на территории Татарстана и Башкортостана.

В это же время возникает такая проблема: если в основе марийского одо и удмуртского уд+мурт лежит осетинское слово уд ~ од 'дух; душа'; 'жизнь', то где, на какой территории древние удмурты и марийцы жили в соседстве с ираноязычными кочевниками-номадами, обитавшими в степных и лесостепных районах Евразии, но никак не в таежных лесных просторах с многочисленными болотами, реками, озерами Вятско-Ветлужско-Волжского региона, куда для

Границы марийско-удмуртских этнических контактов:

^ - этнотопонимы Одо;----граница Ананьинской АК

1. Вологодская обл.; 2. Костромская обл.; 3. Нижнегородская обл.; 4. Республика Марий Эл; 5. Чувашская Республика; 6 Республика Татарстан; 7. Республика Башкортостан; 8. Свердловская обл.; 9. Пермский край; 10. Республика Коми;

11. Удмуртская Республика

кочевников с огромными стадами пасущихся животных фактически путь был недоступен. Может быть, этнические контакты двух финно-угорских народов -удмуртов, мари и ираноязычных скифов, сармат, алан (предков осетин) проходили в Нижнекамско-Окском регионе, на территории центральных, юго-западных районов современного Татарстана и на юге Республики Чувашия? Этот вопрос пока остается открытым.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Абаев В. И. Осетинский язык и фольклор. М.-Л., 1949.

2. Абаев В. И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. М.-Л.: Изд. АН СССР, 1958. Т. 1.

3. Атаманов М. Г. Происхождение воршуда у удмуртов // Fenno-ugristica: Труды по финно-угроведению. 1977. № 4. С. 22-40.

4. Атаманов М. Г. История Удмуртии в географических названиях. Ижевск, 1997.

5. АтамановМ. Г. По следам удмуртских воршудов. Ижевск, 2001.

6. Атаманов М. Г. Язык Земли Удмуртской: историко-этимологический словарь топонимов Волго-Уральского региона. Ижевск, 2015.

7. Вахрушев В. М. Одо выжыос // Молот. 1965. № 8. С. 52-55.

8. Вятская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859-1873. СПб., 1876.

9. Генинг В. Ф. История населения Удмуртского Прикамья в пьяноборскую эпоху // Вопросы археологии Урала. 1970. Вып.10.

10. Жучкевич В. А. Общая топонимика. Минск, 1980. Изд. 3, перераб.

11. Костромская губерния. Список населенных мест по сведениям 1870-1872 годов. СПб., 1877.

12. Козлова К. И. Этногенез и этнические связи марийцев по данным этнографии // Происхождение марийского народа. Йошкар-Ола, 1967. С. 110-119.

13. Лыткин В. И., ГуляевЕ. С. Краткий этимологический словарь коми языка. М., 1970.

14. Лыткин В. И. Этимологии некоторых марийских слов: марийское название удмуртов // Вопросы марийского языкознания. 1964. Вып. 1. С. 61-62.

15. Никонов В. А. Введение в топонимику. М.: Наука, 1965.

16. Основы финно-угорского языкознания (вопросы происхождения и развития финно-угорских языков). М.: Наука, 1974.

17. Попов А. И. Названия народов СССР: введение в топонимику. Л.: Наука, 1973.

18. Серебренников Б. А. Происхождение марийского народа по данным языка // Происхождение марийского народа. Йошкар-Ола, 1967. С. 165-180.

19. Спицын А. А. Приуральский край. Археологические розыскания о древнейших обитателях Вятской губернии. М., 1893.

20. Тепляшина Т. И., Лыткин В. И. Пермские языки. Введение // Основы финно-угорского языкознания (марийский, пермские и угорские языки). М.: Наука, 1976. С. 97-228.

21. Воронцова О. П., Галкин И. С. Топонимика Республики Марий Эл (историко-этимологический анализ). Йошкар-Ола, 2002.

22. Трубе Л. Л. Этнонимы в топонимии Горьковской области // Топонимия Центральной России. М., 1974. С. 147-153.

23. Хайду П. Уральские языки и народы. М.: Прогресс, 1985.

Поступила в редакцию 02.09.2015

M. G. Atamanov

Udmurt and Mary Ethnic Contacts on the Example of Ethnotoponyms Odo in the Volga-Ural Region

The Udmurts and the Mari are ancient Finno-Ugric peoples in the Volga-Ural region. Relations between the neighbouring peoples' were not always peaceful: owing to the Slavic-Russian and the Turkic-Bulgar colonization, the Mari were forced to retreat to the territories that belonged to the Udmurts whom they called odo, odo-mari. The author of the paper considers the Mari word originates from the Iranian languages: Ossetian ud, dialect form od "spirit, soul", "life" (udgoimag "human").

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Numerous ethnotoponyms containing the word odo, such as Odo sola; Odo ilem, Odoshnur, are found in the Volga-Vyatka-Vetluga-Sukhansk region which is believed to be a more ancient territory of interaction between the ancient Udmurts and Mari and also found in the Kama-Belsk Basin where the Udmurts and the Mari came in the late 16th century - the middle ofthe 17th century.

Keywords: ethnonym, Udmurts, Mari, Finno-Ugric, odo, por, etymology, Iranian languages, ethnotoponym, western area, eastern area.

Атаманов Михаил Гаврилович,

доктор филологических наук, старший научный сотрудник, ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1

E-mail: [email protected]

Atamanov Mikhail Gavrilovich,

Doctor of Sciences (Philology), Senior Research Fellow,

Udmurt State University 426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya St., 1 E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.