УДК 811.511.1 '373.21(470.4/5) М. Г. Атаманов
УДМУРТСКО-МАРИЙСКИЕ ЭТНИЧЕСКИЕ КОНТАКТЫ НА ПРИМЕРЕ ЭТНОТОПОНИМОВ ОДО В ВОЛГО-УРАЛЬСКОМ РЕГИОНЕ
Удмурты и марийцы - древнейшие народы финно-угорской семьи языков, живущие в Волго-Уральском регионе. Их этногония протекала в ближайшем соседстве, но отношения не всегда были мирными: под натиском славянско-русской и тюркско-булгарской колонизаций марийские племена начали отступать на восток, на коренные территории удмуртов, которых они называли одо, одо-мари. Автор статьи считает, что марийское название восходят к иранскому источнику: см. осет.уд, диал. од дух; душа'; 'жизнь' (см. удгоймаг 'человек').
Многочисленные этнотопонимы с одо: Одо сола; Одо илем, Одошнур и др. расположены в Волго-Вятско-Ветлужско-Сухонском регионе, на более древней территории этноконтактов древних удмуртов и марийцев, а также в Камско-Бельском регионе, где удмурты и марийцы появились в кон. XVI - сер. XVII вв.
Ключевые слова: этноним, удмурт, мариец, финно-угорский, одо, пор, этимология, иранские языки, этнотопоним, западный ареал, восточный ареал.
В решении этногенетических проблем существенную роль выполняют данные топонимии, особенно этнотопонимы, то есть названия географических объектов, содержащие в своем составе этнонимы: названия народов, родоплеменных групп. Этнотопонимы позволяют оконтурить ареалы былого расселения современных народов и этнических групп, пути их миграции в разные исторические периоды. Как уже показано на примере ряда регионов нашей страны, этното-понимические названия чаще всего повторяются не в центре обитания племени (народа), а в пограничной зоне, на стыке двух или нескольких этнических групп разного происхождения [10. С. 20; 15. С. 40; 22. С. 147; 4. С. 16-21; 6. С. 17-19].
В удмуртском языке для обозначения соседних народов имеются свои названия - экзоэтнонимы: зуч 'русский', бигер 'татарин', пор 'мариец'. Среди южных удмуртов известны еще названия крашинь 'кряшен, татарин-христианин'; мешер 'мишар' (особая этнолингвистическая группа в среде казанских татар); башкырт 'башкир'; чуаш 'чуваш'; мукшы 'мордва'. В письменных памятниках
зафиксированы этнонимы сара-кум 'коми-зырян', пермак 'коми-пермяк', таулы 'мордва', - в наши дни исчезнувшие из живой речи удмуртов.
В свою очередь, у соседних народов для названия удмуртов имелись свои этнонимы. Так, тюркские народы края, в древности - хазары и булгары, позже -татары, чуваши, башкиры - удмуртов называли ар; марийцы - одо, одо-мари; русские - вотяк ~ вотин, более древняя форма отин ~ отяк; в письменных памятниках XV-XVП вв. чудь отяцкая («Повесть о стране Вятской»); черемиса, зовемая отяки («Сказание о царстве Казанском»). В русских летописаниях XVI-XVII вв. довольно часто употреблялся русифицированный вариант этнонима тюркского происхождения аряне, арские люди, ары. Топонимический материал выдает еще и такие варианты этнонима, связанного с историей заселения в средние века удмуртами районов Вятского-Ветлужско-Сухонского и Свияжско-Волжского регионов, как вотца, вотча, вочь, воча, вочка, вочкари; утяк.
В статье рассматриваются удмуртско-марийские этноконтакты на топонимическом материале, с привлечением исторических, археологических, фольклорных данных, при этом основной упор делается на названиях географических объектов, содержащих в своем составе этноним одо - марийское название удмуртов.
Марийцы из так называемой финно-волжской группы и удмурты, принадлежащие к финно-пермской этноязыковой общности, имели контакты с самых древних эпох. Собственно этногенез этих древнейших народов Восточной Европы проходил в соседстве, в одинаковых социально-экономических и экологических условиях; «это народы с одинаковой исторической судьбой» [12. С. 118]. Судя по народным преданиям, взаимоотношения между этими родственными племенами / народами не всегда были мирными.
Если по языку и антропологическому типу удмуртам ближе всего коми, особенно коми-пермяки, то материальная и духовная культура близка с марийской. Но по характеру, по психическим свойствам удмурты и марийцы резко отличаются друг от друга: спокойным, уравновешенным до забитости несмелым удмуртам ближе всего коми; может быть, мордва-мокша и восточные финны. Марийцы имеют бойцовские качества («черемисские войны» начавшиеся со времен завоевания войсками И. Грозного Среднего Поволжья и Прикамья, продолжались чуть ли не 100 лет), по этому показателю и по антропологическому типу марийцам ближе всего обские угры - наиболее воинственные народы в финно-угорском мире. На этом фоне вырисовывается своеобразная история этнонима пор.
Тем не менее, как утверждают ведущие ученые финно-угроведы, «по общераспространенному мнению (с историко-географической точки зрения), географическое расположение финно-угорских языков в общем отражает соотношение между языками, среди которых (возможно, и в историческом плане) центральное место занимают удмуртский (пермяцкий) и марийские языки» [16. С. 38].
Еще до сер. I тыс. н. э., вплоть до VI-VII вв. н. э., до прихода тюркских кочевых племен в Волго-Камский регион, древнеудмуртские племена занимали обширные территории - бассейны среднего и нижнего течения рек Камы, Вятки, Белой, вплоть до впадения Ветлуги и Свияги в Волгу. Родственные же древнема-рийские и другие финно-угорские племена Восточной Европы, судя по «Повести временных лет» еще в XII в. располагались так: «... на Ростовьском озере Меря,
а на Клещине озере Меря же; по Оце реце, где потече в Волгу же, Мурома язык свой, и Черемиси свой язык. Моръдва свой язык» [18. С. 177].
Таким образом, марийские племена еще в XII в. жили в Ветлужско-Окско-Волжском регионе, а до бассейна реки Вятки еще не дошли. Здесь, в Вятско-Волж-ско-Ветлужском регионе располагались селения древнеудмуртского племенного объединения ватка (от этого этнонима, как считал А. А. Спицын, происходит гидроним Вятка). Во вт. пол. I тыс. н. э. удмурты племенного объединения калмез с территории бассейна реки Белой, со среднего течения реки Камы, под напором кочевых орд, предков башкирского народа, отступили на запад и на нынешний север Удмуртии - в бассейн верхнего течения реки Чепцы. Дойдя до Вятки, они вклинились на территорию ватка-удмуртов, которых разделили на северную - удмуртов бывшего Слободского, Холуницкого, Шестаковского, Глазовского уездов Вятской губернии - и на южную: удмуртов бывшего Казанского, Мамадышского и Уржумского уездов (арская группа удмуртов).
Удмуртские племена, находясь между близкородственными коми и марийскими племенами - в «тылу» их, - поздно попали на страницы исторических документов. Еще в ХУ1-ХУП вв. их путали с другими этносами, называя то «чудью отяцкой», то «черемисой, зовемой отяки», возможно, еще и «пермью», хотя удмурты из всех финно-угров Восточной Европы представляли самый крупный и монолитный этнос (мордва не идет в счет: нет такого народа, есть мокша и эрзя со своими литературными языками, своей оригинальной культурой, своей психологией).
Хотя, как и у большинства народов мира, в удмуртском языке есть свои наречия, диалекты, говоры, но различия между ними незначительны. Что касается «языка» бесермян, он занимает промежуточное положение между южноудмуртским и североудмуртским наречиями.
Судя по археологическим материалам, по данным фольклора и этнографии, удмуртский народ имеет богатое, оригинальное историческое прошлое. В языке, в религиозных воззрениях, обрядах, мифологии удмуртов сохранились яркие следы связей с народами Ближнего Востока, Средней и Центральной Азии, Сибири, вплоть до Дальнего Востока, от границ Индии, Китая до Египта.
В данной статье основной упор делается на рассмотрении экзоэтнонима одо (~ одо-мари), о происхождении которого написано уже немало, но удовлетворительной этимологии до сего времени нет. Основное мнение сводится к тому, что одо - это племенное название древних удмуртов, сохранившееся в языке марийцев и в самом эндоэтнониме удмурт: уд <* од <* одо + мурт 'человек': 'человек из племени одо' [7. С. 53-54; 20. С. 101].
В. И. Лыткин, со ссылкой на венгерского языковеда К. Радановича, объясняет значение первого компонента этнонима уд-мурт на примере пермских языков: коми од 'всходы, поросль', 'весенняя зелень на лугах', удм. уд 'всходы, росток, поросль побег', что могло означать также 'дерн, лужайка, луг'. В этом случае значение этнонима можно перевести как 'луговой человек' [14. С. 61-62].
Академик П. Хайду ставит под сомнение этимологию К. Радановича. Он считает, что первый компонент этнонима удмурт - уд- связан с марийским названием удмуртов одо (одо-мари), происхождение которого, к сожалению, остается пока не выясненным [23. С. 31].
По единодушному мнению ученых, вторая часть этнонима удмурт - -мурт -это иранское заимствование (ср. новоперсидское mard 'мужчина', среднеперс. mart, авестийск. msrta, древнеиндийск. marta 'человек') [13. С. 174]. В современном удмуртском языке мурт означает 'человек', а также 'чужой, посторонний; чужак, чужой человек'.
Известный специалист по этнической истории удмуртского народа археолог В. Ф. Генинг полагает, что этноним одо восходит к чегандинско-азелинским племенам, жившим в сер. 1 тыс. н. э. в бассейне р. Вятки; в IX-X вв., когда к Вятке вышли марийские племена и встретили здесь население, которое называлось одо; через марийцев имя од ~ одо было освоено русскими и совершенно закономерно приняло форму отяки, по аналогии с пермь - пермяки [9. С. 205, 208-209].
Относительно трудно поддающейся этимологизации этнонимов одо и уд (мурт) есть у меня своя точка зрения. Но, во-первых, сразу же стоит оговориться: едва ли когда у древних удмуртов было племенное объединение одо - нигде и никогда, никем оно не зафиксировано в среде удмуртов, - это только гипотеза ученых. Достоверно могу утверждать, что, подобно другим финно-угорским народам, у праудмуртов в древности существовала дуальная организация, состоящая из двух племенных объединений ватка (в основе названия лежит слово вад 'выдра' -тотем рода + -ка - аффикс, характерный для воршудно-родовых имен удмуртов, см.: Поска, Копка, Занка, Урга и др.) и калмез: (*кал 'рыба' + мес 'самка', ср. черемис -древний экзоэтноним марийцев, возможно, имеющий прапермские корни: см. коми чери, удм. чорыг, диал. черыг 'рыба' + мес 'самка': 'рыба + самка (женщина)'.
Во-вторых, сама этимология этнонима одо 'луговой человек' [14. С. 61-62] крайне сомнительна: как из удм. уд 'всходы, поросль' и коми од 'тж' может возникнуть лексема со значением 'луг; луговой'? Тут явная натяжка, подведение под марийский этноним 'луговые марийцы'. В пермских языках для слова 'луг; луговой' существует свой особый термин: см. удм. возь, коми видз.
Учитывая невозможность удовлетворительной расшифровки экзоэтнонима одо и первой части эндоэтнонимауд- (мурт) на основе удмуртского и марийского, а также других родственных финно-угорских языков, я считаю, что оба компонента эндоэтнонима уд + мурт заимствованы из древних иранских языков, носители которых тысячелетиями кочевали по степным, лесостепным районам Урала, Поволжья и имели самые тесные контакты с финно-угорскими племенами, в том числе, с предками удмуртов и марийцев: ср. осетинское уд, диал. од 'душа'; дух; жизнь': удгоймаг 'человек' (гаймаг 'личность', 'лицо', 'человек') ; уды хай 'жена, супруга' [1. С. 169; 2. С. 522]; второй компонент удмуртского эндоэтнонима -мурт <* морт (диал. удморт, уртморт), без сомнения, связан также с индоиранскими языками.
По мнению известного специалиста по названиям народов СССР А. И. Попова, финно-угорские народы Поволжья и Прикамья - мордва, мари, удмурты, летописные мурома и меря - носили названия, имеющие единый общий смысл 'человек', 'муж; мужчина'. При этом, считает исследователь, происхождение этих племенных имен надо искать в индоевропейских данных [17. С. 105].
В обширнейшем мире этнонимов есть масса примеров, когда название народу дают другие соседние этносы и эти названия начинают выступать в качестве официальных этнонимов на мировом уровне, например: венгр, самоназвание
мадьяр или финн, самоназвание суоми и др. Так что происхождение этнонима удмурт из иранских языков не является исключением.
До появления этнонима *удморт ~ *одморт в ираноязычной среде, его проникновения к праудмуртам, его освоения, адаптации ими в качестве самоназвания, могли выступать их племенные названия - ватка и калмез, а также воршудно-родовые имена, например, Чола: чолаос 'люди рода-воршуда Чола'; Дурга: дургаос 'люди рода-воршуда Дурга'; Уча: учаос 'люди рода-воршуда Уча' и др. Данный тип номинации дожил до кон. XX в., пока старшее поколение удмуртов еще помнило свою принадлежность к определенному роду-воршуду (к известному историческому периоду в среде удмуртов удалось зафиксировать следы 70 воршудно-родовых групп) [3. С. 22; 5. С. 16, 32].
Ниже приводятся названия географических объектов, содержащих в своем составе этноним одо. Без сомнения, их было больше и в наши дни существует большее число, что мы приводим в своей статье. Мы располагаем лишь частью интереснейшего этнотопонимического материала по нескольким причинам: во-первых, топонимический материал в России собран крайне скудно - только по отдельным населенным пунктам, в лучшем случае - по районам. Я не знаю ни одной области или республики, в которой был бы полностью собран этот ценнейший историко-лингвистический материал и опубликован, как, скажем, в Финляндии и других европейских странах. Там ни один хутор не остался необследованным. Названия всех географических объектов занесены в компьютер, составлены картотеки на них, опубликованы многотомные сборники с названиями географических объектов страны - «Языка Земли». Во-вторых, собранный, но не опубликованный материал пока остается вне поля зрения ученых.
В то же время я благодарен своим коллегам-топонимистам, фольклористам, опубликовавшим часть собранного, известного им из малодоступных источников материала по теме моего исследования. Без сомнения, многоценны опубликованные списки населенных пунктов, особенно дореволюционного периода, с указанием официальных и устаревших названий селений, рек, озер, родников, при которых располагался тот или иной населенный пункт.
Даже по этому весьма скромному топонимическому материалу мы можем сделать некоторые важные выводы, касающиеся вопросов удмуртско-марийских этнических контактов с древних времен до позднего средневековья .
Итак, вашему вниманию предлагается топонимический материал с этнонимом одо на территории Волго-Уральского региона:
Одинер - мар. поч. в Яранск. у. Вятск. губ. [8. С. 785]: Одинер - отгидронимиче-ский ойконим.
Одинер - рч. в Яранск. у. Вятск. губ. [8. С. 785]: мар. одо 'удмурт; удмуртский' + мар. инер < эцер.
Одинер (Машкина) - русск. дер. в Уржумск. у. Вятск. губ. [8, с. 707]: од < одо -мар. назв. удмуртов + мар. инер < эуер 'река'; букв. 'удмуртская река'; вероятно, это отгидронимический ойконим.
Одинер: 1. мар. дер. в Тоншаевск. р-не Горьковской обл.: мар. одо + инер < эцер 'река', букв. 'удмуртская река'. 2. Одинер - мар. дер. в Яранск. у. Вятской губ.; 3. Одинер - мар. дер. в Уржумск. у. Вятской губ.
Одо - мар. дер. в бывш. Яранск. у. Вятск. губ.: одо - марийское название удмуртов. Как писал тонкий знаток древней истории Вятской земли археолог А. А. Спицын, удмурты по Вятке, Пижме на тер. Яранского и Уржумского уездов жили до прихода марийцев - до XII-XШ вв.; марийцы уже давно забыли, кто этот народ, которого они отсюда изгнали и которого они называли одо. Теснимые марийскими племенами, удмурты с правого берега Вятки перешли на левый, на берега р. Кильмези и ее притока Валы, в то время покрытые дремучими лесами. Об этом движении удмурты сохранили много преданий [19. С. 96-97]. В основе самоназвания удмуртов - уд (+мурт), марийского назв. удмуртов одо и др. русск. назв. удмуртов - от (+ин), от (+як) лежит одно и то же слово иранского (осетинского) происхождения уд ~ од 'душа; дух; жизнь', проникшее к предкам удмуртов и марийцев от сармато-алан в кон. I тыс. до н. э. - нач. I тыс. н. э., т. е. еще до начала великого переселения народов, когда ираноязычные племена-кочевники были вытеснены тюркоязычными кочевниками. От марийцев этноним одо 'удмурт' был освоен русскими пришельцами в Поволжье в форме от(ин), от(як).
Одо вончак - название местности на р. Вятке: одо 'удмурт; удмуртский' + вончак 'переправа (брод)'. По марийским преданиям, под натиском их предков, удмурты с этого места переправились на левобережье Вятки.
Одо карман - возвышенность у дер. Регеш и Большая гора Сернурск. р-на (21. С. 238): одо + мар. карман 'крепость; укрепление', букв. 'удмуртская крепость; укрепленное поселение (городище) удмуртов'.
Одо куржмо корно - назв. дороги в Лажъяльском с/с Сернурск. р-не Марий Эл: одо + куржмо - прич. от гл. куржаш 'бежать' + корно 'дорога', букв. 'дорога, по которой бежали удмурты'.
Одо нур - лесная поляна близ деревень Марий Пыжай и Русский Пыжай Сернурск. р-на: одо + мар. нур 'поле', т. е. 'удмуртское поле на поляне'. По преданиям старожилов, известно, что раньше на этом месте была удмуртская деревня [21. С. 238].
Одо салма корем - ложбина в Сернурск. р-не Марий Эл: одо + мар. салма 'сковорода ' + 'овраг; речка', т. е. 'ложбина удмуртов, ровная, гладкая, как сковорода' [21. С. 238].
Одо сола - мар. назв. дер. Марийские Ключики Красноуфимск. р-на Свердловской обл.: мар. одо 'удмурт' + сола 'деревня', букв. 'удмуртская деревня'.
Одо: 1. Название одной из улиц в д. Усть-Маша Красноуфимск. р-на Свердловск. обл.: одо - марийское назв. удмуртов. 2. Одо - название центральной части в дер. Верхний Бугалыш Красноуфимск. р-на Свердловской обл. Удмурты и марийцы на Урале появились почти одновременно: в кон. XVI - нач. XVII вв. после падения Казанского ханства и неоднократных неудачных восстаний против новых правителей в Волго-Вятском регионе. Многократно превышающая часть марийского населения постепенно поглотила (ассимилировала) красноуфимско-ачинских удмуртов-переселенцев на Урал.
Одо: Изи одо - назв. части (околотка) дер. Юва Красноуфимск. р-на Свердловской обл.: мар. изи 'маленький' + одо 'удмурт'; вероятно, сл. понимать 'маленький удмуртский околоток'.
Одо: Изи одо шугар - могильник в дер. Карманково (Зэгра) Менделеевск. р-на Татарстана: мар. изи 'маленький' + одо 'удмурт' + шугар 'кладбище', букв. 'маленькое удмуртское кладбище'. По преданиям старожилов, на месте марийской дер. в древности жили удмурты, от них остались два заброшенных кладбища; мар. назв. деревни Зэгра отражает название рода-воршуда удмуртов *йэгра > эгра.
Одо: Кугу одо - назв. части (околотка) дер. Юва Красноуфимск. р-на Свердловской обл.: мар. кугу 'большой' + одо 'удмурт'; вероятно, сл. понять 'Большой удмуртский околоток'.
Одо: Кугу одо шугар - могильник в дер. Карманково Менделеевск. р-на Татарстана: мар. кугу 'большой' + одо 'удмурт' + шугар 'кладбище', букв. 'большое удмуртское кладбище'. 24
Одо-Беляк - мар. поч. в Уржумск. у. Вятск. губ. [8. С. 725]: одо + мар. беляк 'участок земли, занимаемый родом; родовая группа людей'; букв. 'участок земли, занимаемый удмуртами (одо)'.
Одобеляк, мар. Одывлак - мар. дер. в Куженерск. р-не Марий Эл: одо - мар. назв. удмуртов + беляк - родовая группа людей (ср. удм. боляк - патронимия, патронимическая группа): 'участок земли, занимаемый удмуртами' [11. С. 239].
Одоевское: Никольско-Одоевское - село в Ветлужск. у. Костромск. губ. [11. С. 112]: русск. Никольско - вероятно, по названию в честь Николая Чудотворца + мар. одо 'удмурт' + -евское - русск. аффикс.
Одоевское: Троицко-Одоевское - село в Ветлужск. у. Костромск. губ.: [11. С. 114] Троицкий - по названию церкви + мар. одо 'удмурт' + -евское - русск. аффикс.
Одоилем, офиц. Одолем - назв. местности у дер. Марий Ернур Оршанск. р-на Марий Эл [21. С. 238]: одо + мар. илем 'жилище': 'жилище удмуртов; удмуртское жилище'; микротопонимы под названием Одоилем зафиксированы также в Новоторъ-яльск., Сернурск., Куженерск. р-нах Марий Эл. Известный ученый-археолог кон. XIX в. А. А. Спицын писал, что в глубине Яранск. и Уржумск. у. Вятск. губ. есть несколько (5-7) городищ, большинство которых местное русское и инородческое население приписывает жившим здесь некогда удмуртам, а двум из них марийцы прямо дают название Одоилем, т.е. 'удмуртское жилье' [19. С. 151].
Одопи (Омутницкой) - удм. поч. в Глаз. у. Вятск. губ. [8. С. 180]: одо - ма-рийск. назв. удмуртов; в данном случае одо может выступать в качестве личного имени + пи 'сын, дитя; потомок'. На Чепце контакты удмуртов с марийцами не зафиксированы, поэтому связь этнотопонима Одопи ('сын ~ потомок одо') с марийцами более чем сомнительна.
Одо-Сола - мар. дер. в Уржумск. у. Вятск. губ. [8. С. 720]: одо + сола 'деревня'; букв. 'удмуртская деревня'.
Одошнур - дер. в Ветлужском у. Костромск. губ. [11. С. 100]: мар. одош 'удмуртский' + нур 'поле', букв.: 'удмуртское поле'.
Одошнур - мар. дер. в Тоншаевск. р-не Горьковской обл.: одош 'удмуртский' + нур 'поле': 'удмуртское поле'..
Одошчино при р. Сухоне (л. пр. р. Сев. Двины): Устюжский у Вологодск. губ. [8. С. 375]: мар. одош 'удмуртский' + -чино - русск. аффикс.
Одуево - дер. в Устюжском у. Вологодск. губ. [8. С. 359]: оду < одо - мар. назв. удмуртов + -ево - русск. аффикс.
Итак, рассмотрев фактический материал, мы приходим к следующим важным выводам. Во-первых, выделяются два ареала географических названий с этнонимом одо:
1. Западный, расположенный в Волго-Вятско-Ветлужско-Сухонском регионе, на территории современных Марий Эл, в Кировской, в восточных пределах Нижегородской, Костромской, Вологодской областей.
2. Восточный ареал, расположенный в Камско-Бельском регионе, на территории Свердловской области и Республики Татарстан. Без сомнения, они есть и на территории Башкортостана, Пермского края, где удмурты и марийцы живут в соседстве не менее четырех веков. Но микротопонимия этих районов пока изучена слабо и нет публикаций.
Западный ареал, конечно, древнее, но насколько он древен, трудно судить -нет письменных и других надежных источников. Что еще важно: в соседстве
с удмуртско-марийской этноконтактной зоной, несколько восточнее, располагалась русско-удмуртская этноконтактная зона. Этнотопонимов Отяки, Вотяки особенно много на землях Кировской обл. и Пермского края, отдельные названия фиксируются на юге Республики Коми, на территории Татарстана и Башкортостана.
В это же время возникает такая проблема: если в основе марийского одо и удмуртского уд+мурт лежит осетинское слово уд ~ од 'дух; душа'; 'жизнь', то где, на какой территории древние удмурты и марийцы жили в соседстве с ираноязычными кочевниками-номадами, обитавшими в степных и лесостепных районах Евразии, но никак не в таежных лесных просторах с многочисленными болотами, реками, озерами Вятско-Ветлужско-Волжского региона, куда для
Границы марийско-удмуртских этнических контактов:
^ - этнотопонимы Одо;----граница Ананьинской АК
1. Вологодская обл.; 2. Костромская обл.; 3. Нижнегородская обл.; 4. Республика Марий Эл; 5. Чувашская Республика; 6 Республика Татарстан; 7. Республика Башкортостан; 8. Свердловская обл.; 9. Пермский край; 10. Республика Коми;
11. Удмуртская Республика
кочевников с огромными стадами пасущихся животных фактически путь был недоступен. Может быть, этнические контакты двух финно-угорских народов -удмуртов, мари и ираноязычных скифов, сармат, алан (предков осетин) проходили в Нижнекамско-Окском регионе, на территории центральных, юго-западных районов современного Татарстана и на юге Республики Чувашия? Этот вопрос пока остается открытым.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Абаев В. И. Осетинский язык и фольклор. М.-Л., 1949.
2. Абаев В. И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. М.-Л.: Изд. АН СССР, 1958. Т. 1.
3. Атаманов М. Г. Происхождение воршуда у удмуртов // Fenno-ugristica: Труды по финно-угроведению. 1977. № 4. С. 22-40.
4. Атаманов М. Г. История Удмуртии в географических названиях. Ижевск, 1997.
5. АтамановМ. Г. По следам удмуртских воршудов. Ижевск, 2001.
6. Атаманов М. Г. Язык Земли Удмуртской: историко-этимологический словарь топонимов Волго-Уральского региона. Ижевск, 2015.
7. Вахрушев В. М. Одо выжыос // Молот. 1965. № 8. С. 52-55.
8. Вятская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859-1873. СПб., 1876.
9. Генинг В. Ф. История населения Удмуртского Прикамья в пьяноборскую эпоху // Вопросы археологии Урала. 1970. Вып.10.
10. Жучкевич В. А. Общая топонимика. Минск, 1980. Изд. 3, перераб.
11. Костромская губерния. Список населенных мест по сведениям 1870-1872 годов. СПб., 1877.
12. Козлова К. И. Этногенез и этнические связи марийцев по данным этнографии // Происхождение марийского народа. Йошкар-Ола, 1967. С. 110-119.
13. Лыткин В. И., ГуляевЕ. С. Краткий этимологический словарь коми языка. М., 1970.
14. Лыткин В. И. Этимологии некоторых марийских слов: марийское название удмуртов // Вопросы марийского языкознания. 1964. Вып. 1. С. 61-62.
15. Никонов В. А. Введение в топонимику. М.: Наука, 1965.
16. Основы финно-угорского языкознания (вопросы происхождения и развития финно-угорских языков). М.: Наука, 1974.
17. Попов А. И. Названия народов СССР: введение в топонимику. Л.: Наука, 1973.
18. Серебренников Б. А. Происхождение марийского народа по данным языка // Происхождение марийского народа. Йошкар-Ола, 1967. С. 165-180.
19. Спицын А. А. Приуральский край. Археологические розыскания о древнейших обитателях Вятской губернии. М., 1893.
20. Тепляшина Т. И., Лыткин В. И. Пермские языки. Введение // Основы финно-угорского языкознания (марийский, пермские и угорские языки). М.: Наука, 1976. С. 97-228.
21. Воронцова О. П., Галкин И. С. Топонимика Республики Марий Эл (историко-этимологический анализ). Йошкар-Ола, 2002.
22. Трубе Л. Л. Этнонимы в топонимии Горьковской области // Топонимия Центральной России. М., 1974. С. 147-153.
23. Хайду П. Уральские языки и народы. М.: Прогресс, 1985.
Поступила в редакцию 02.09.2015
M. G. Atamanov
Udmurt and Mary Ethnic Contacts on the Example of Ethnotoponyms Odo in the Volga-Ural Region
The Udmurts and the Mari are ancient Finno-Ugric peoples in the Volga-Ural region. Relations between the neighbouring peoples' were not always peaceful: owing to the Slavic-Russian and the Turkic-Bulgar colonization, the Mari were forced to retreat to the territories that belonged to the Udmurts whom they called odo, odo-mari. The author of the paper considers the Mari word originates from the Iranian languages: Ossetian ud, dialect form od "spirit, soul", "life" (udgoimag "human").
Numerous ethnotoponyms containing the word odo, such as Odo sola; Odo ilem, Odoshnur, are found in the Volga-Vyatka-Vetluga-Sukhansk region which is believed to be a more ancient territory of interaction between the ancient Udmurts and Mari and also found in the Kama-Belsk Basin where the Udmurts and the Mari came in the late 16th century - the middle ofthe 17th century.
Keywords: ethnonym, Udmurts, Mari, Finno-Ugric, odo, por, etymology, Iranian languages, ethnotoponym, western area, eastern area.
Атаманов Михаил Гаврилович,
доктор филологических наук, старший научный сотрудник, ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1
E-mail: [email protected]
Atamanov Mikhail Gavrilovich,
Doctor of Sciences (Philology), Senior Research Fellow,
Udmurt State University 426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya St., 1 E-mail: [email protected]