Научная статья на тему 'Удаяна Будда'

Удаяна Будда Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
51
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОКЕШ ЧАНДРА / УДАЯНА БУДДА / БУДДА РАДЖИ УДАЯНЫ / СИМВОЛИКА / ИКОНОГРАФИЯ / СКУЛЬПТУРА / DICTIONARY OF BUDDHIST ICONOGRAPHY / LOKESH CHANDRA / UDAYANA BUDDHA / SYMBOLISM / ICONOGRAPHY / SCULPTURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чандра Л.

Статья посвящена образу Удаяны Будды, описана история этого изображения, особенности иконографии. Наиболее ранним образом считается глиняная статуя в пещере № 169 Пин-лин-су (период Западной Цинь, 385-431 гг.). Также ранний образ Удаяны Будды, относящийся к эпохе Тан, находится в 14 гроте Тунь-хуан. Известны скульптурные изображения Удаяны Будды в монастыре Камсан-са в Корее, деревянная копия в монастыре Сайжаджи в японском Киото, а также перевезенная в 1900 году из Китая статуя в столице Бурятии - Улан-Удэ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UDAYANA BUDDHA

This article is about the image of Udayana Buddha, the history and features of its iconography. The earliest depiction is considered to be a clay statue in carve 169 of the Ping-ling-ssu (West Ch'in period, 385-431). Cave 14 of the Tun-huang Grottos has an early T'ang image of Udayana Buddha. Also known are the sculptural images of Udayana Buddha in the Kamsan-sa monastery in Korea, a wooden copy in the Saidaji monastery in Kyoto, Japan, as well as a statue transported from China in 1900 to Ulan-Ude, Buryatia, Russia. This article from the “Dictionary of Buddhist Iconography” by Lokesh Chandra is translated from English by S.M. Belokurova.

Текст научной работы на тему «Удаяна Будда»

DICTIONARY

OF BUDDHIST ICONOGRAPHY

(Ubai-shin - Vajrakulodbhava)

Чандра Локеш

Международная академия индийской культуры, г. Нью-Дели, Индия

LOKESHCHANDRA

УДАЯНА БУДДА

UDAYANA BUDDHA

о

со о

о

СЧ

о сч

со <

ОС

э ш

I-

ос <

OD (O

ъ о

о

Q

The Art of Eurasia

No. 3 (18) 2020

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена образу Удаяны Будды, описана история этого изображения, особенности иконографии. Наиболее ранним образом считается глиняная статуя в пещере № 169 Пин-лин-су (период Западной Цинь, 385-431 гг.). Также ранний образ Удаяны Будды, относящийся к эпохе Тан, находится в 14 гроте Тунь-хуан. Известны скульптурные изображения Удаяны Будды в монастыре Камсан-са в Корее, деревянная копия в монастыре Сайдаджи в японском Киото, а также перевезенная в 1900 году из Китая статуя в столице Бурятии — Улан-Удэ. Перевод статьи Локеша Чандры из «Словаря буддийской иконографии» выполнен С.М. Белокуровой.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

Локеш Чандра; Удаяна Будда; Будда раджи Уда-яны; символика; иконография; скульптура.

ABSTRACT

This article is about the image of Udayana Buddha, the history and features of its iconography. The earliest depiction is considered to be a clay statue in carve 169 of the Ping-ling-ssu (West Ch'in period, 385-431). Cave 14 of the Tun-huang Grottos has an early T'ang image of Udayana Buddha. Also known are the sculptural images of Udayana Buddha in the Kamsan-sa monastery in Korea, a wooden copy in the Saidaji monastery in Kyoto, Japan, as well as a statue transported from China in 1900 to Ulan-Ude, Buryatia, Russia. This article from the "Dictionary of Buddhist Iconography" by Lokesh Chandra is translated from English by S.M. Belokurova.

KEYWORDS:

Dictionary of Buddhist Iconography; Lokesh Chandra; Udayana Buddha; symbolism; iconography; sculpture.

Искусство Евразии

№3 (18) 2020 eISSN 2518-7767

Локеш Чандра.

«Словарь буддийской иконографии» Том 13, с. 3724-3725.

Удаяна Будда — образ Будды, выполненный из сандалового дерева по приказу правителя царства Ватсы (столица — Каушанби) — Удаяны. Об этом свидетельствуют «Проповеди о постижении численных категорий». В «Сутре о море экстатической тайны», переведенной в 398-421 годах Буддабхадрой, говорится о том, что у Удаяны был образ, отлитый из золота. В отрывке из утерянного ныне «Описания путешествий Будды по Индии», перевезенном в Китай Фа Сяном, упоминается образ Удаяны, установленный в вихаре (специфическая структура монастырской постройки в буддийской архитектуре Индии.— Прим. ред.) Джетавана. Фа Сян утверждает в своих странствиях (400 г.н.э.), что он наблюдал живой культ поклонения статуе, выполненной из сандалового дерева с головой быка. Статуя была вырезана по приказу правителя Прасенджита.

Император У династии Лян направлял делегации в Шрасвати, чтобы попросить этот образ. Паломники Северной Вэй Сун Юнь и Хуэй Шэн прибыли в Хотан (один из центров северного буддизма, ныне территория Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая.— Прим. ред.) в 519 г и увидели величественную статую 60 футов высотой, покрытую золотым листом, которую почитали за чудесные исцеления. Сюань Цзан посетил эти же места в 644 году и утверждал, что эта статуя и есть оригинал Удаяны. Но когда он побывал в Каушанби, он увидел сандаловый образ Удаяны в высокой вихаре.

Когда китайский военачальник захватил г. Куча в 384 г., он вернул образ и Кумарадживу (монах, переводчик буддийских текстов на китайский язык.— Прим. ред.). Образ был перенесен в г. Куча отцом Кумарадживы, а затем вновь перемещен в Чанъань императором Поздней Цинь Яао Сином. Наконец, в 417 г. образ перевезли в столицу Сунской империи и поместили в монастырь Лун-куан-су.

Существует глиняная статуя в пещере № 169 Пин-лин-су, относящаяся к периоду Западной Цинь (385-431 гг.). Этот образ принято считать наиболее ранним [1, с. 26, ил. ххша].

В 614 году монах Чу Ли, один из величайших реконструкторов храмов, получил разрешение на перемещение образа Удаяны из руин Лун-куан-су, разрушенного войсками царства Суй. У него была копия, снятая с оригинала, выполненная из сандалового дерева.

В монастыре Камсан-са в Корее также хранится образ Удаяны Будды, сделанный здесь же в 719 г. [1, с. 27, илл. ххшс].

Ранний образ Удаяны Будды, относящийся к эпохе Тан, находится в 14 гроте Тунь-хуан. Удаяна Будда изображен с двумя бодхисатвами [1, с. 1.27, ил. ххшЬ].

Храм с павильоном, построенный Чу Ли, был сожжен в 891 г. Монах спас образ и вывез его на лодке. Только в 916 г. он был возвращен в Кай-юань-су по приказу правителя Поздней Лян. В 986 г. с образом познакомились японцы. Мастером-скульптором была сделана реплика и привезена в Японию. В Японии данный образ является предметом поклонения и известен как Seiryoji Shaka. Японские художники сделали множество копий и подражаний, которые разошлись по провинциальным храмам. Чонен, привезший образ в Японию, разработал особый культ, связанный с этим образом.

Цинский император Канси (император маньчжурской династии Цин, правивший в Китае во второй половине XVII — начале XVIII века.— Прим. ред.) построил специальный храм для образа Удаяны Будды на территории запретного города. Во время восстания ихэтуаней в 1900 году образ был перевезен в Россию и находится в столице Бурятии Улан-Удэ. Более подробно об этом написано в работе А. Сопера [2, с. 259-265].

Известная копия образа Удаяны Будды находится в монастыре Сайдаджи (Saidaji) в Киото, Япония. Копия образа 168 см в высоту выполнена в 1274 г. из дерева [1, с. 27, ил. хж^].

1. Удаяна Будда.

The Art of Eurasia

No. 3 (18) 2020

Литература

1. Oort H.A. The Iconography of Chinese Buddhism in Traditional China. Vol. I: Han to Liao; Vol. II: Sung to Ch'ing. Leiden: E.J. Brill, 1986 (Iconography of Religions; Section XII: East and Central Asia, Fasc. 5, Vol. I-II).

2. Soper A.C. Literary Evidence for Early Buddhist Art in China. Ascona: Artibus Asiae Publishers, 1959. 296 p.

References

1. Oort H.A. The Iconography of Chinese Buddhism in Traditional China. Vol. I: Han to Liao; Vol. II: Sung to Ch'ing. Leiden, E.J. Brill, 1986 (Iconography of Religions; Section XII: East and Central Asia, Fasc. 5, Vol. I-II).

2. Soper A.C. Literary Evidence for Early Buddhist Art in China. Ascona, Artibus Asiae Publishers, 1959. 296 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ: Чандра Локеш - профессор, доктор литературы и философии, академик, почетный директор, Международная академия индийской культуры; вице-президент Индийского совета по культурным связям; председатель Индийского совета исторических исследований, г. Нью-Дели, Индия.

Перевод с английского: С.М. Белокурова.

ABOUT AUTHOR: Chandra, Lokesh - Professor, Doctor of Literature and Philosophy, Academician,

Honorary Director, International Academy of Indian Culture; Ex-President of The Indian Council for Cultural Relations

(ICCR); Chairman of the Indian Council of Historical Research, New Delhi, India.

Translated from English by S.M. Belokurova.

Для цитирования

For citation:

Чандра Л. Удаяна Будда // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2020. № 3 (18). С. 204-207. DOI: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2020.03.019. URL: https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/82

Chandra L. Udayana Buddha. Iskusstvo Evrazii - The Art of Eurasia, 2020, No. 3 (18), pp. 204-207. DOI: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2020.03.019. Available at: https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/82 (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.