Словарь буллийской иконографии Л. Чанлры
DICTIONARY OF BUDDHIST ICONOGRAPHY BY L. CHANDRA
ОТ РЕДАКЦИИ: Уважаемые читатели! По разрешению выдающегося ученого Локеша Чандры мы продолжаем публиковать статьи из его «Словаря буддийской иконографии» (Нью-Дели, 2005) в переводе С.М. Белокуровой. Предыдущие публикации — в №№ 4—6, №№ 8—15 журнала «Искусство Евразии».
DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2020.01.003
МАЙЯ, МАЙЯДЕВИ, МАХАМАЙЯ
Чандра Локеш
Международная академия индийской культуры, г. Нью-Дели, Индия Ддля цитирования:
Чандра Л. Майя, Майядеви, Махамайя / / Искусство Евразии. — 2020. — № 1 (16). — С. 45-48. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2020.01.003. [Электронный ресурс] URL: https://readymag.com/u50070366/1745169/10/
Информация об авторе:
Чандра Локеш — профессор, доктор литературы и философии, академик, почетный директор, Международная академия индийской культуры; вице-президент Индийского совета по культурным связям; председатель Индийского совета исторических исследований, г. Нью-Дели, Индия.
Локеш Чандра. «Словарь буддийской иконографии» Том 8, с. 2282 - 2283.
Майя, Майядеви, Махамайя — мать Шакьямуни, королева Правителя Суддходана из Капилавасту (рис. 1). Она умерла через неделю после рождения Шакьямуни. 1. Она сорок вторая из пятидесяти двух кальянамитра, или Высших наставников, которых посетил молодой Судхана (юноша из купеческой семьи, получивший благословение Манчжушри. - Прим. перев.) в поиске высшего просветления. Каждый из них держит край покрывала, позволяя Судхане бросить взгляд на великолепие особой стадии
The Лй Of Eurasia No. 1 (16) • 2020
духовного постижения. Паломничество Судханы было первым впечатлением от школы Аватамаска и детально описано в последней части сутры Аватамаска, известной под коротким названием Гандавьюха.
Рис. 1. Майя — мать всех Будд во всех трех эпохах (Трикала-мата, тиб. Dus.gsum Г£уа1.уит Sgyu.hphrul.ma) в Пантеоне Бхадракалпика [3, с. 1021].
Майя излагает суть вимокши (состояние освобождения, близкое к Нирване. - Прим. перев.), достигаемое через великое Устремление к духовному познанию (mahapranidhana-jnana-maya-gata ууиЬа). Она называет имена всех Будд, которых она выносила в предыдущих жизнях. Ее изображение можно увидеть на рельефе на главной стене второй галереи Боробудура [2, Т. I, серия 11.63].
Рис. 2. Майя на рельефе на главной стене второй галереи Боробудура. [2, Т. I, серия 11.63]
Слева:
Рис. 3. Иллюстрация из работы Фо-Ко «Картины и восхваления Судханы, ведомого 1101 г. до н. э.
написаннои
Справа:
Рис. 4. Майя на Колонне паломников в Академии искусств в Гонолулу [1, ил. 29а].
Литература
1. Fontein J. The Pilgrimage of Sudhana: A study of Gandavyuha illustrations in China, Japan and Java. The Hague, Paris: Mouton & Co., 1967.
2. Krom N.J. Inleiding tot de Hindoe-Javaansche Kunst, 3 vol. The Hague, Martinus Nijhoff, 1923.
3. Lokesh Chandra. Buddhist Iconography. Sata-Pitaka Series, Indo-Asian Literatures, vol. 348. New Delhi: Aditya Prakashan, 1988.
DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2020.01.003
MAYA, MAYADEVI, MAHAMAYA
Chandra, Lokesh
International Academy of Indian Culture, New Delhi, India.
For citation:
Chandra L. Maya, Mayadevi, Mahamaya. Iskusstvo Evra%ii = The Art of Eurasia, 2020, No. 1 (16), pp. 45-48. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2020.01.003. Available at: https://readymag.com/u50070366/1745169/10/ (In Russian).
Information about the author:
Chandra, Lokesh — Professor, Doctor of Literature and Philosophy, Academician, Honorary Director, International Academy of Indian Culture; Ex-President of The Indian Council for Cultural Relations (ICCR); Chairman of the Indian Council of Historical Research, New Delhi, India.
References
1. Fontein J. The Pilgrimage of Sudhana: A study of Gandavyuha illustrations in China, Japan and Java. The Hague, Paris: Mouton & Co., 1967.
2. Krom N.J. Inleiding tot de Hindoe-Javaansche Kunst, 3 vol. The Hague, Martinus Nijhoff, 1923.
3. Lokesh Chandra. Buddhist Iconography. Sata-Pitaka Series, Indo-Asian Literatures, vol. 348. New Delhi: Aditya Prakashan, 1988.