Научная статья на тему 'Дипанкара'

Дипанкара Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
203
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДИПАНКАРА / БУДДИЙСКАЯ ИКОНОГРАФИЯ / СЛОВАРЬ / БУДДИЗМ / DIPANKARA / BUDDHIST ICONOGRAPHY / BUDDHISM / DICTIONARY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чандра Локеш,

По разрешению выдающегося ученого Локеша Чандры мы продолжаем публиковать статьи из его Словаря буддийской иконографии (НьюДели, 2005) в переводе С.М. Белокуровой. Предыдущие публикации в 46, 813 журнала Искусство Евразии .В центре внимания настоящей статьи Дипанкара, первый из двадцати четырех Будд Прошлого. Дана его иконография в различных вариантах. Статья проиллюстрирована.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dipankara

With the permission of the outstanding scientist Lokesh Chandra, we continue to publish articles from his Dictionary of Buddhist Iconography (New Delhi, 2005) translated by S.M. Belokurova. Previous publications are in issues 46 and 812 of The Art of Eurasia journal. The focus of this article is Dipankara, the first of twentyfour Buddhas of the Past, his iconography in various versions is given. The article is illustrated

Текст научной работы на тему «Дипанкара»

Словарь буААийской иконографии Л. Чанлры

DICTIONARY OF BUDDHIST ICONOGRAPHY BY L. CHANDRA

ОТ РЕДАКЦИИ: Уважаемые читатели! По разрешению выдающегося ученого Локеша Чандры мы продолжаем публиковать статьи из его «Словаря буддийской иконографии» (Нью-Дели, 2005) в переводе С.М. Белокуровой. Предыдущие публикации — в №№ 4-6, №№ 8-13 журнала «Искусство Евразии».

DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.03.004

Локеш Чандра «Словарь буддийской иконографии» Том 4, с. 1001-1005.

Дипанкара

Дипанкара — первый из двадцати четырех Булл Прошлого: 1. Дипанкара; 2. Каундинья; 3. Мангала; 4. Сумана; 5. Райвата; 6. Собхита; 7. Анавамаварсин; 8. Падма; 9. Нарада; 10. Падмоттара; 11. Сумедха; 12. Сулжата; 13. Приядарсин; 14. Артхадарсин; 15. Дхармадарсин; 16. Сидхартха; 17. Тисья; 18. Пусья; 19. Випасин; 20. Сикхин; 21. Висвабхудж; 22. Кракучанда; 23. Канакамуни; 24. Касьяпа.

Последние шесть и Шакьямуни составляют Семь Будд [24, с. 82].

Он был рожден в Раммавати, сыном короля Судева (вариант — Сумедха) и королевы Сумедхи. Он практиковал аскезу в течение 10 месяцев и прочитал свою первую проповедь в Нандараме в Ширигхаре. Он умер в Нандараме. Аскет Сумедха, который позднее стал Готамой Буддой, первым объявил о его стремлении стать бодхисаттвой. Об этом говорится в следующих источниках (Buddhamavamsa 2.207f, его комментарии 104f 1.29, Mahavamsa 1.5, Dipavamsa 3.31, [14, 1.1087-88]).

Махавасту (текст 1.232-240, трансл. 2.188-196) говорит, что Дипанкара был сыном короля Аркимата и королевы Судипы и родился в королевском городе Дипавати. Когда пришел час его появления на свет, королева отправилась в благодатную Лотосовую Рощу. Когда ребенок родился, разлился блистательный свет, и новорожденный был назван Дипанкара. Он сидит на лотосе, лепестки которого велики, как колеса колесницы, одет в желтые одежды отшельника и погружен в медитацию. Мега, который изучал веды, предложил ему 5 цветов лотоса и попросил его стать Буддой в последующих перерождениях. Ему было предсказано, что он станет Буддой Шакьямуни Капилавасту. В Бохисаттвавадана-калпалата (№ 89:2.774-821) он назван Дипанкара «создатель острова», поскольку был рожден на острове. Его легенда в Абхинискрамана-сутра была переведена на китайский язык примерно в 587 г. Джинанагуптой (2 — 190, 3 — 680, 4 — 802), а затем Сэмюэл Бил перевел эту легенду на английский. Различные версии легенды: Двьявадана 246.5 — 253.22, Махавасту 1.232240, Сат-парамита-санграха за авторством Кан Сэнхуэя созданы в 251 г. (2 — 152 № 83),

Дхармагуптака-винайя, переведенная Буддайясас в 408 или 405 г. (4 — 896, пер. Чаваннес 4.134£), Нидана-катха с. 2-28, Буддавамса 2.у5-220, комментарии Сутта-нипата 1.49, Фа-сянь с. 38, Сюань-чуан 1.97. Чтобы проследить соотношение этих текстов, совпадения и расхождения — см. [16, с. 54-58; 21, с. 270 № 11].

Фа-сянь прибыл в столицу Нагарахары примерно в 400 г. Там Сумедха за серебро купил пять цветов для подношения Дипанкаре Будде. Сюань-Цан, прибывший в Нагарахару около 630 г., упоминает ступу высотой 300 футов, возведенную царем Ашокой. Она определяет место, где Сакья-бодхисаттва обрел оленью кожу, раскрепил свои волосы, чтобы покрыть грязь на дороге, и получил подтверждение от Дипанкара [3, с.1.92], что он тоже станет буддой. В 420 г. Гунавараман, который приехал из Кашмира, оставил изображение юноши-ученика, распускающего волосы перед Дипанкарой в горной пустыни возле Кантона [25, с. 180]. Пещера Канери 67 содержит изображение джатаки (притча о земных перевоплощениях Будды. — Прим. ред.) Дипанкара в рельефе [15, с. 166]. Более подробно об этом см. [8, с. 2/2.332-333; 6, с. 178180; 25, с. 226; 29, с. 1.134-135].

1. Одна из иконографий Дипанкары: правая рука — в мудре абхайя, левая рука держит складки одежды. В рельефной композиции джатаки Дипанкара изображен с Бодхисаттвой Сумати, распростертым ниц перед ним, Дипанкара благословляет его правой рукой в мудре абхайя, а левой рукой сжимает собранные складки одежды. Эта джатака раскрыта в гандхарской скульптуре.

I век [1, с. 58-59], таб. VIIIa.

II век [29, с. 33] № 15, с. 19, рис.15.

II век [1, с. 88], таб. XXVIa. П/Ш век [1, с. 105], таб. XXXIX.

III век [6, с. 187], [20, с. 67] № 47 (из Шоторака, Каписа), [9, с. 1.20], рис. 22, 23. III век [13, с. 99-101], таб. 72 (музей Гимэ).

III век [29] №№ 127-131.

III век Yun-kang [11, с. 15]. 495-575 гг. Lung-men [6].

V/VI век Мингой, недалеко от Карашара [29, с.193] № 277, с. 194, рис. 277.

VII век Наланда, ступа № 3, лепнина [19, с. 27, 48, 95], таб. 13.

IX век Безеклик [2, с. 87].

IX век Палембанг, Южная Суматра. Индонезия [4, с. 64], таб. 176.

Рис. 1. Дипанкара в Палембанге.

1015 г.

1015

1015 г.

1612 г. 1680 г. XVIII век

Явадвипе Дипанкара, окруженный желтым Манджушри справа и белым Авалокитешварой слева [7, с. 2.189] № 1.78.

Рис. 2. Явадвипе Дипанкара, 1015 г.

Симхаладвипе Дипанкара, справа — белый Авалокитешвара, слева — зеленый Ваджрапани [7, с. 2.189] № 3, 1.78.

Рис. 3. Симхаладвипе Дипанкара, 1015 г.

Махасамудре Рахукрта Абхайяпани, в океане, изображены черепаха, рыба, лошадь, голова ракшаса (Раху?) [7, с. 2.190] № 7.

Рис. 4. Махасамудре Рахукрта Абхайяпани, 1015 г.

Непал, медь, частичное золотое покрытие [23], рис. 103В. Непал, деревянная резьба [6, с. 348].

Непал, позолоченная медь [18, с. 34], рис. 12, описание на с. 73.

г.

XVIII век Китай [23, с. 158Б].

XIX век Китай [23, с. 160С].

XIX век Тайланд [10, с. 14], таб. V

2. Дипанкара (яп. Ненто Буцу) — посвященный седьмому дню месяца, в трактате «Санджучи-хи-буцу-цзу» («Фигуры Будд, посвященные каждому из 30 дней месяца») [26, с. 104.7], обе руки в мудре самадхи, также изображение биджи «Ам» (биджа — краткая мантра. — Прим. ред.

Другое имя Дипанкары — Джоко («свет медитации» — дхьяналока). В трактате Махавьютпатти даны два китайских эквивалента имени Дипанкары. У Джоко биджа — «А», что означает «алока» (медитация. — Прим. ред.), и посвящен он первому дню месяца. Изображен в Цзуцзо-шо «Собрание фигур» за авторством Ёгена (1075—1159 гг.) [26, с. 86.17] и в Бессон-цзакки «Описание божеств» автора Шинкаку (1117—1180 гг.) [26, с. 87.24].

Рис. 5. Изображение Дипанкары.

Рис. 6. Изображение Дипанкары.

Его мантра — От samadhijvala зуаЬа в 24, с. 86.17. ^

&

Ф Ж.

XV з

•я

Рис. 7. Мантра «От $атасИзура1а $раЬа». ^

Так посвященным первому дню месяца он изображен в Санджучи-хи-буцу-цзу «Фигуры Будд, посвященные 30 дням месяца» [26, с. 104.1].

Рис. 8. Дипанкара, посвященный первому дню месяца в Санджучи-хи-буцу-цзу «Фигуры Будд, посвященные 30 дням месяца».

3. Дипанкара (тиб. Mar.me.dzad) в Ганджуре Дэргэ 27а (1729—1733 гг.) изображен сидящим, правая рука в мудре бхумиспарса, левая — в мудре дхьяна.

Рис. 9. Дипанкара в Ганджуре Дэргэ 27а (1729— 1733 гг.).

4. Дипанкара — один из Будд Прошлого, Настоящего, Будущего (Дипанкара, Шакьямуни, Майтрейя), правая рука в мудре абхайя, левая рука в мудре карана (отгоняющая зло. — Прим. ред.) [24, с. 82-83] или варада (мудра бесстрашия. — Прим. ред.). Они представляют почитаемую триаду ламаизма, которую монголы называют «Три Белых Будды» / Гурван Цагаан Бурхан [22, с. 112, рис. 89 на с. 110]. Самое раннее изображение находится на рис. 20Ь в Астасахашрика Праджнапарамита из непальского монастыря Шри Лам, скопированное Суджатабхадрой в 1015 г. (библиотека Кэмбриджского университета, доб. 1643) [29, 126 № 167, цветное изображение на с. 118]. Дипанкара сидит на троне, ступни сложены. В правой верхней части — белый

Авалокитешвара, а в верхней левой части — зеленый Ваджрапани [7, с. 2.190, № 8]. Изображение из позолоченной латуни эпохи Канси 1662 г. сделано в монастыре Smin.grol.glin. [23, с. 540, рис. 152Е]: правая рука — в мудре абхайя, левая рука — в мудре варада. Также имеются изображения в верхней части тибетского свитка Самвары XVIII века [29, с. 138, рис. 192 на с. 140] в монгольском Ганджуре [5, с. 47], 1717—1720 гг., монг. — Дипанкар-а, и в Пантеоне Пао-сян Лоу 1В29 (1771 г.) с китайским именем Жань-тэн фо на пьедестале. Изображен на с. 1005.

Рис. 10. Дипанкара в монгольском Ганджуре.

Вариант мудры Дипанкары (тиб. Mar.me.mdzad) в Танжуре Дэргэ 278а: правая рука ■ мудра абхайя, левая — мудра дхьяна в круге. Изображен на странице 1005.

Рис. 11. Мудра Дипанкары в Танжуре Дэргэ.

5. Дипанкара в Сваямбху, Катманду, Непал: правая рука — варада, в левой руке — подол одеяния (чивара-карника), изображен в Дхарма-коса-санграха на с. 60. Он один из девяти Будд в Дхарма-коса-санграха на с. 11, его праджна (спутница) — Джалавати, а главный ученик (мухья сисья) — Прадипешвара.

Дипанкара — 1. (тиб. Mar.me.mdzad) один из 22 сиддхов в «Абхьяртане 84 сиддхов» за авторством Ратнакарагупты из Ваджрасаны [12 — 3758], в правой руке — човри (кисть из шерсти яка, показатель ранга. — Прим. ред.), левая рука — на колене [22, с. 53], четвертая танка из Стокгольма, центральная фигура в нижней части. В Пантеоне Астасахашрика [5, с. 1117] он изображен в образе Атиши.

2. Дипанкара (тиб. Mar.me.mdzad) в «Абхисамайе 84 сиддхов», написанной Шрисеной в 1130 г. [12 — 4317], изображен в белом цвете, молодым и с женщиной [22, с. 160 № 31].

Литература

1. Ackermann H.C. Narrative Stone Reliefs from Gandhara in rhe Victoria and Albert Museum in London. Catalogue and Attempt at a Stylistic History. Rom, 1975.

2. Banerjee P. Some observations on an unidentified mural fragment from Bezeklik. Roopa-lekha, Delhi, 1997.

3. Beal S. A Catena of Buddhist Scriptures from the Chinese. Taipei, Ch'eng Wen Publishing Co., 1871.

4. Bernet Kempers A.J. Ancient Indonesian Art. Cambridge Mass, Harvard University Press, 1959.

5. Chandra L. Buddhist Iconography, Satapitaka Series No. 342. New Delhi, Aditya Prakashan, 1991.

6. David L. Snellgrove et al. The Image of the Buddha. New Delhi, Vikas Publ.House / UNESCO, 1978.

7. Foucher A. Etude sur l'iconographie bouddhique de l'Inde, 1, 2. Paris, Bibl. de l'Ecole des Hautes Etudes, Sciences Religieuses, 13e vol., 1900.

8.Foucher A. L'Art Greco-bouddhique du Gandhara. Paris, E. Leroux, 1905-1922.

9. Gaulier S., Jera-Bezard R., Maillard M. Buddhism in Afghanistan and Central Asia. Leiden, E. J. Brill, 1976.

10. Getty A. The Gods of Northern Buddhism, photographic reprint of the second edition of 1928. Tokyo, Charles E. Tuttle Co., 1962.

11. Grünwedel A. Mythologie des Buddhismusin Tibet und der Mongolei. Leipzig, F. A. Brockhaus, 1900.

12. Hakuju Ui et al. Chibetto Daizökyö Sömokuroku [A Complete Catalogue of the Tibetan Buddhist Canons (Bkah-hgyur and Bstan-hgyur)]. Sendai, Töhoku Imperial University, 1934.

13. Hallade M. The Gandhara Style and the Evolution of Buddhist Art. London, Thames and Hudson, 1968.

14. Malalasekera G.P. Dictionary of Pali proper names. Delhi, 1937.

15. Mitra D. Buddhist Monuments. Calcutta, Sahitya Samsad, 1971.

16. Müller E. Die Legende von Dipankara und Sumedha, Gurupujakaumudi, Festschrift A. Weber. Leipzig, 1896.

17. Nanjio B. A Catalogue of the Chinese Translation of Buddhist Tripitaka. Oxford, Clarendon Press, 1883.

18. Pal P. Nepal: Where the Gods are Young. New York, Asia House Gallery, 1975.

19. Paul D. The Art of Nalanda. New Delhi, Munshiram Manoharlal Publ. Pvt. Ltd.,

20. Rowland B. Jr. Ancient Art from Afghanistan, treasures of the Kabul Museum. New York, The Asia Society Inc., 1966.

21. Schlingloff D. Studies in the Ajanta Paintings. New Delhi, Ajanta Publications, 1988.

22. Schmid T. Eightyfive Siddhas. Stockholm, Statens Etnografiska Museum, 1958.

23. Schroeder U. Buddhist Sculptures of Sri Lanka. Hong Kong, Visual Dharma Publications Ltd., 1990.

24. Schumann H.W Buddhistische Bilderwelt: ein ikonographisches Handbuch des Mahayana- und Tantrayana Buddhismus. Köln, Eugen Diederichs Verlag, 1986.

25. Soper A.C. Literary Evidence for Early Buddhist Art in China. Ascona, Artibus Asiae Publishers, 1959.

26. Taisho Shinshu Daizokyo Zuzo. The Tripitaka in Chinese (picture section) / ed. J. Takakusu and G.Ono. Tokyo, Daizo ShuppanKabushiki Kwaisha, 1924-1929.

27. Taishpo Tripitaka / ed.Takakusu Junjiro and Watanabe Kaigyoku. Tokyo, 1924-1929.

28. The Tripitaka Koreana (lit. Goryeo Tripitaka) or Palman Daejanggyeong ("Eighty-Thousand Tripitaka").

29. Zwalf W A Catalogue of the Gandhara Sculpture in the British Museum, vol. 1 (text), vol. 2 (plates). London, 1996.

Библиографическое описание для цитирования:

Чандра Л. Дипанкара // Искусство Евразии. - 2019. - № 3 (14). - С. 66-73. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.03.004. [Электронный ресурс] URL:

https://readymag.com/u50070366/1483113/11/

1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.