Научная статья на тему 'Изображения Авалокитешвары и Гуаньинь из материковой Восточной Азии в собрании маэ РАН (иконографические формы)'

Изображения Авалокитешвары и Гуаньинь из материковой Восточной Азии в собрании маэ РАН (иконографические формы) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
416
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнография
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУНСТКАМЕРА / БОДХИСАТВА МИЛОСЕРДИЯ АВАЛОКИТЕШВАРА / ГУАНЬИНЬ / ЖЕСТЫ / ПОЗЫ / АТРИБУТЫ / МАТЕРИКОВАЯ ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ / КИТАИЗАЦИЯ БУДДИЗМА / KUNSTKAMERA / BODHISATTVA OF MERCY / AVALOKITESHVARA / GUANYIN / GESTURES / POSTURES / ATTRIBUTES / MAINLAND EAST ASIA / SINICIZATION OF BUDDHISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иванова Елена Владимировна

Вслед за изданным в 2014 г. каталогом «108 образов Будды», посвященным исследованию буддийской скульптуры в одной (но самой большой, поступившей в МАЭ РАН в 1950 г.) буддийской коллекции МАЭ No 5942, хранящейся в фондах отдела Восточной и Юго-Восточной Азии МАЭ РАН (авторы А. Ф. Дубровин, Е. Д. Огнева и Е. В. Иванова, научный консультант А. А. Терентьев, редактор И. А. Алимов), задумано издание второго каталога, который должен включить буддийскую скульптуру материковой Восточной Азии (Тибета, Китая, Монголии) из многочисленных поступивших в Кунсткамеру на протяжении 300 лет ее существования коллекций. В них содержатся изображения основных категорий божеств пантеона северного буддизма, в т. ч. бодхисатв, которым поклоняются буддисты этого региона. В статье рассмотрены иконографические формы около 50 изображений бодхисатвы Авалокитешвары (преимущественно из Китая, с незначительным вкраплением скульптур из Монголии и Тибета). На основании изучения 27 скульптур, идентифицированных как изображения Авалокитешвары в мужской форме, выделено 11 форм (со специфическим набором у каждой таких признаков, как поза, жесты рук, атрибуты), из них 8 «человеческие» (одноликие и двурукие) и 3 тантрические (с 4 и 18 руками, с 11 ликами и 8 руками). Во второй части статьи рассматриваются представленные в коллекциях Кунсткамеры иконографические формы 24 изображений Авалокитешвары, превратившегося в Китае в процессе «китаизации буддизма» из бодхисатвы милосердия (мужчины) в женскую богиню. Готовая спасать обращающихся к ней с молитвой от всяких бед, Гуаньинь снискала особенную популярность в роли подательницы потомства. Ее культ переплелся с добуддийским культом чадоподательниц няннян, и она стала, по мнению В. М. Алексеева, едва ли не главным божеством китайцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The images of Avalokiteshvara and Guanyin from the mainland East Asia in the collections of the Museum of Anthropology and Ethnography of the Russian Academy of Sciences (iconographic forms)

In 2014 the catalogue 108 images of Buddha was published(by A.F.Dubrovin, E. D. Ogneva, E. V. Ivanova, academic advisor A. A. Terentiev and editor I. A. Alimov), which was devoted to the study of Buddhist sculpture in the collection MAE No 5942, the biggest Buddhist collection in the Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera). This collection arrived at the museum in 1950 and is stored in the funds of the Department of East and Southeast Asia of the MAE RAS. Following this publication, we plan to publish a second catalogue, which will include the Buddhist sculpture of the mainland East Asia (Tibet, China and Mongolia) from numerous collections that have been arriving to Kunstkamera since its establishment 300 years ago. These collections contain the images of the major categories of deities from the Northern Buddhist pantheon, including bodhisattvas worshipped by the Buddhists of the region. The article looks into the iconographic forms of approximately 50 images of the bodhisattva Avalokiteshvara (mostly Chinese, with only some sculptures originating from Mongolia and Tibet). Having examined 27 sculptures, which were identified as the images of the male form of Avalokiteshvara, we distinguished 11 types (each having a specific set of features such as posture, gestures and attributes). Among them 8 appear to be “human” (one-faced and two-handed) and 3 are tantric (with 4 faces and 18 hands; 11 faces and 8 hands). The second part of the article discusses the iconographic forms of the 24 images of Avalokiteshvara represented in the collections of Kunstkamera. As a result of the Sinicization of Buddhism, in China this male bodhisattva of mercy turned into a female deity. The savior of those praying to her from different misfortunes, Guanyin gained remarkable popularity as a fertility goddess. Her cult having interlaced with that of the pre-Buddhist offspring providers Niangniang, Guanyin became, according to V. M. Alekseev, virtually the main deity for the Chinese

Текст научной работы на тему «Изображения Авалокитешвары и Гуаньинь из материковой Восточной Азии в собрании маэ РАН (иконографические формы)»

DOI 10.31250/2618-8600-2020-1(7)-22-43 УДК 069:39

Музей антропологии и этнографии Е. В. Иванова им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН

Санкт-Петербург, Российская Федерация ORCID: 0000-0001-7837-7826

E-mail: [email protected]; [email protected]

I Изображения Авалокитешвары и Гуаньинь из материковой Восточной Азии в собрании МАЭ РАН (иконографические формы)

АННОТАЦИЯ. Вслед за изданным в 2014 г. каталогом «108 образов Будды», посвященным исследованию буддийской скульптуры в одной (но самой большой, поступившей в МАЭ РАН в 1950 г.) буддийской коллекции МАЭ № 5942, хранящейся в фондах отдела Восточной и Юго-Восточной Азии МАЭ РАН (авторы — А. Ф. Дубровин, Е. Д. Огнева и Е. В. Иванова, научный консультант А. А. Терентьев, редактор — И. А. Алимов), задумано издание второго каталога, который должен включить буддийскую скульптуру материковой Восточной Азии (Тибета, Китая, Монголии) из многочисленных поступивших в Кунсткамеру на протяжении 300 лет ее существования коллекций. В них содержатся изображения основных категорий божеств пантеона северного буддизма, в т. ч. бодхи-сатв, которым поклоняются буддисты этого региона. В статье рассмотрены иконографические формы около 50 изображений бодхисатвы Авалокитешвары (преимущественно из Китая, с незначительным вкраплением скульптур из Монголии и Тибета). На основании изучения 27 скульптур, идентифицированных как изображения Авалокитешвары в мужской форме, выделено 11 форм (со специфическим набором у каждой таких признаков, как поза, жесты рук, атрибуты), из них 8 — «человеческие» (одноликие и двурукие) и 3 — тантрические (с 4 и 18 руками, с 11 ликами и 8 руками). Во второй части статьи рассматриваются представленные в коллекциях Кунсткамеры иконографические формы 24 изображений Авалокитешвары, превратившегося в Китае в процессе «китаизации буддизма» из бодхисатвы милосердия (мужчины) в женскую богиню. Готовая спасать обращающихся к ней с молитвой от всяких бед, Гуаньинь снискала особенную популярность в роли подательницы потомства. Ее культ переплелся с добуддийским культом чадоподательниц няннян, и она стала, по мнению В. М. Алексеева, едва ли не главным божеством китайцев.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Кунсткамера, бодхисатва милосердия Авалокитешвара, Гуаньинь, жесты, позы, атрибуты, материковая Восточная Азия, китаизация буддизма

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Иванова Е. В. Изображения Авалокитешвары и Гуаньинь из материковой Восточной Азии в собрании МАЭ РАН (иконографические формы). Этнография. 2020. 1 (7): 22-43. doi 10.31250/2618-8600-2020-1(7)-22-43

HBanoBa E. B.

H3o6pa®eHHa ABa^oKHTemBapti H ryaHtHHt

23

E. Ivanova Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography

(Kunstkamera) of the Russian Academy of Sciences, Saint Petersburg, Russian Federation ORCID: 0000-0001-7837-7826

E-mail: [email protected]; [email protected]

The images of Avalokiteshvara and Guanyin from the mainland East Asia in the collections of the Museum of Anthropology and Ethnography of the Russian Academy of Sciences (iconographic forms)

ABSTRACT. In 2014 the catalogue 108 images of Buddha was published (by A. F. Dubrovin, E. D. Ogneva, E. V. Ivanova, academic advisor A. A. Terentiev and editor I. A. Alimov), which was devoted to the study of Buddhist sculpture in the collection MAE № 5942, the biggest Buddhist collection in the Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera). This collection arrived at the museum in 1950 and is stored in the funds of the Department of East and Southeast Asia of the MAE RAS. Following this publication, we plan to publish a second catalogue, which will include the Buddhist sculpture of the mainland East Asia (Tibet, China and Mongolia) from numerous collections that have been arriving to Kunstkamera since its establishment 300 years ago. These collections contain the images of the major categories of deities from the Northern Buddhist pantheon, including bodhisattvas worshipped by the Buddhists of the region. The article looks into the iconographic forms of approximately 50 images of the bodhisattva Avalokiteshvara (mostly Chinese, with only some sculptures originating from Mongolia and Tibet). Having examined 27 sculptures, which were identified as the images of the male form of Avalokiteshvara, we distinguished 11 types (each having a specific set of features such as posture, gestures and attributes). Among them 8 appear to be "human" (one-faced and two-handed) and 3 are tantric (with 4 faces and 18 hands; 11 faces and 8 hands). The second part of the article discusses the iconographic forms of the 24 images of Avalokiteshvara represented in the collections of Kunstkamera. As a result of the Sinicization of Buddhism, in China this male bodhisattva of mercy turned into a female deity. The savior of those praying to her from different misfortunes, Guanyin gained remarkable popularity as a fertility goddess. Her cult having interlaced with that of the pre-Buddhist offspring providers Niangniang, Guanyin became, according to V. M. Alekseev, virtually the main deity for the Chinese.

KEYWORDS: Kunstkamera, bodhisattva of mercy Avalokiteshvara, Guanyin, gestures, postures, attributes, mainland East Asia, Sinicization of Buddhism

FOR CITATION:

Ivanova E. V. The images of Avalokiteshvara and Guanyin from the mainland East Asia in the collections of the Museum of Anthropology and Ethnography of the of the Russian Academy of Sciences (iconographic forms). Etnografia. 2020. 1 (7): 22-43. (In Russ.) doi 10.31250/2618-8600-2020-1(7)-22-43

В фондах МАЭ РАН хранится около 300 коллекций, содержащих произведения буддийской скульптуры, живописи и ритуальные предметы, созданные в разные века в различных странах буддийского мира. Примерно в трети из этих коллекций имеются изображения буддийских богов (около 400), которым поклоняются буддисты Китая, Тибета и Монголии. Результаты изучения автором статьи этой сакральной скульптуры планируется опубликовать в новом каталоге.

Это преимущественно металлическая переносная круглая скульптура, литая и штампованная, а также сделанная из фарфора, высеченная из камня и вырезанная из дерева. Эти коллекции были собраны в основном до революции 1917 г. выдающимися учеными — П. С. Палласом, П. Л. Шиллингом, А. И. Ивановым, А. Д. Рудневым, С. Ф. Ольденбургом, В. В. Радловым, А. А. Сталь фон Гольштейном, П. К. Козловым, Н. Н. Кротковым и др., офицерами М. В. Ладыженским, А. В. Верещагиным, страстными коллекционерами (Э. Э. Ухтомским и др.) и целым рядом оставшихся неизвестными ценителей буддийского искусства, чьи собрания поступили в МАЭ РАН в результате экспроприации в советское время частных собраний.

В этих коллекциях содержатся изображения основных категорий божеств пантеона северного буддизма, из бодхисатв, которым поклоняются буддисты Восточной Азии, представлены Авалокитешвара, Майтрея, Манджушри и Ваджрапани. В настоящей статье рассматриваются иконографические формы хранящихся в фондах МАЭ РАН изображений бодхисатвы Авалокитешвары.

Концепция бодхисатвы Авалокитешвары возникла в III в. до н. э., во время правления Ашоки, в сочинении махасангхиков «Махавасту Авадана», в котором он был назван «бхагаваном, принявшим форму бодхисатвы, чей долг — смотреть вокруг (Авалокита), учить людей, постоянно заботиться об их счастье и благополучии». Первые упоминания Авалокиты, по мнению индийского ученого, встречаются в сутре «Сукхавативьюха» (переведенной на китайский в 148-170 гг. н. э.) (Bhattacharya 1958: 143). Среди первых бодхисатв махаяны — Майтреи (которому отведена роль Будды будущего) и Манджушри (воплощения мудрости) Авалокитешвара считается воплощением сострадания. В посвященной ему «Авалокитешвара-сутре» перечисляются опасности (встреча со львом, слоном или змеей, нападение разбойников, заключение в тюрьму и пр.), от которых способен оградить Авалокитешвара тех, кто почитает его, достаточно им лишь назвать его имя. «Карандавьюха-сутра» (IV-VII вв.) признала Авалокитешвару более значимым, чем будд.

Когда в искусстве Гандхары и Матхуры (последние века до н. э. — первые века н. э.) появляются изображения бодхисатв, наличие у некоторых из них в короне изображения Амитабхи позволяет идентифицировать их как Авалокитешвару (признанного в «Сукхавативьюха-сутре»

эманацией этого Будды). К образам Авалокитешвары в «человеческой форме» — с одной головой и двумя руками, — создаваемым приверженцами буддизма махаяны, с появлением нового течения в северном буддизме — ваджраяны — с 1У-У вв. н. э. добавляются тантрические варианты изображения бодхисатвы — с третьим глазом, с несколькими головами (11-ликий Авалокитешвара), с числом рук от 4 (Шадакшари) до 1000.

В XX — начале XXI вв. российскими, западными и индийскими учеными опубликован ряд работ, освещающих иконографию буддийского искусства. В них затронут вопрос о формах, в которых на протяжении почти двух тысячелетий являлись миру божества махаяны и ваджраяны, в том числе бодхисатвы. Число представленных авторами этих трудов форм бодхисатвы Авалокитешвары разное — от 6 в труде второго Чжанчжа хутухты Пекина Ролпэ Дордже «Пантеон Чжанчжа хутухты» (опубликованном в 1890 г. в Берлине Пандером, а в 1903 г. переизданном С. Ф. Ольденбургом в Петербурге на русском языке под названием «Сборник изображений 300 бурханов») до 108 форм, запечатленных на стенах храма Маккачандар Вахал в Катманду в Непале, скопированных непальскими художниками и приведенных в приложении в книге Бхаттачарьи (Bhattacharya 1958: 394-431). Часто упоминаются в литературе 120 форм Авалокитешвары. Фактически их еще больше.

В исследуемых нами коллекциях, хранящихся в МАЭ РАН, наряду с несколькими иконографическими вариантами Авалокитешвары как мужского божества, присутствует родившийся в этой стране в процессе «китаизации буддизма» новый иконографический тип бодхисатвы милосердия — в женском образе. Он сохранил то же, что у мужского типа, имя «Гуань-инь», являющееся переводом на китайский язык санскритского имени бодхисатвы Авалокитешвары (буквально «наблюдающий за звуками»).

Известно, что пантеон северного буддизма разрастался в разных странах Азии за счет включения в свой состав новых божеств, в том числе «обращения в буддизм» местных добуддийских богов. Л. Э. Мялль обратил внимание на создание новых мифологических образов и персонажей как на уникальный способ увеличения буддийского пантеона. «Динамизм и возможность расширения и обогащения, — замечает он, — характерны для буддийской мифологии в целом, они свойственны и отдельным образам и персонажам. Так, бодхисатва Авалокитешвара превратился в Китае в женское божество Гуань-инь» (Мялль 1991: 190—191).

Вот как освещает сюжет произошедшего в Китае раздвоения образа Авалокитешвары на мужской и женский Б. Л. Рифтин (Рифтин 1991: 658-659):

В процессе приспособления буддийской мифологии, пришедшей в первые века н. э. в Китай через Центральную Азию, к местным условиям,

буддийские персонажи начали ассоциировать с китайскими героями. Возникло представление о том, что Гуаньинь является инкарнацией принцессы Мяошань, дочери китайского князя, жившего в XII в., ушедшей в монастырь вопреки воле отца и попавшей за это в ад. Однако там ее нашел Будда Шакьямуни и отправил на гору Сяншань на о. Путо, где бывшая принцесса превратилась в бодхисатву Гуаньинь.

В начале прошлого века В. М. Алексеев так описал трансформацию Авалокитешвары в Китае (Алексеев 2012: 142):

Первоначально этот бодхисатва был мужчиной и именовался Великий муж Южного моря, так как основное местопребывание его на о. Путошань и там 86 ему посвященных монастырей. Но с давних пор стал женским божеством, и тогда к его компетенции относятся ниспослание детей и избавление людей от напастей... Ее величают вполне аналогично христианской Божьей матери «заступницей усердной», «великой печальницей!».

По наблюдениям ученого, Гуаньинь стала едва ли не главным божеством китайцев.

Приведенные суждения выдающихся ученых основаны, вне всякого сомнения, на том, что появившийся у Авалокитешвары на рубеже Х в. женский «двойник» спустя несколько столетий завоевал доминирующее положение в сознании китайских буддистов. Однако вряд ли появление женского образа — Гуаньинь привело к вытеснению из обихода буддистов Китая других форм бодхисатвы Авалокитешвары, сохраняющих мужской облик.

Ценное для понимания эволюции бодхисатвы милосердия в Китае (и в соседних Корее и Японии) исследование осуществила Чунфан Юй, издавшая в 2001 г. в Нью-Йорке монографию «Гуань-инь. Китайская трансформация Авалокитешвары» (Чунфан Юй 2001)

Информация, сообщенная ею и позволяющая по-новому взглянуть на ситуацию с раздвоением образа Авалокитешвары, сводится к тому, что полного вытеснения мужского образа бодхисатвы не произошло, так как этому воспротивилось буддийское духовенство.

Анализируя сюжеты, связанные с Авалокитешварой, содержащиеся в китайской буддийской мифологии, в произведениях литературы, живописи и скульптуры, Чунфан Юй приходит к выводу, что до конца эпохи Тан (618-907) он почитался в Китае исключительно как мужское божество, и только в начале эпохи Сун (960-1279) появляется женский образ Гуаньинь. Уже при следующей династии Юань (1271-1368) создается много изображений Гуаньинь-женщин. С этого времени буддийские монахи и простой народ, уверовав в превращение в Гуаньинь китайской принцессы Мяошань, начинают отмечать день рождения

Гуаньинь — в 19-й день второго месяца. В период династии Мин (13681644), доказывает исследовательница, Авалокитешвара почитается и в мужской, и в женской ипостаси. Появляется много разных образов Гуаньинь (Белохитонная, Гуаньинь с корзиной с рыбой и др.), их активно популяризируют литература и искусство. Женские формы бодхисатвы становятся основными. (Заметим, что выводы Чунфа Юй подтверждаются положением дела именно в литературе и искусстве, причем под последним имеется в виду почти исключительно живопись.)

Самое важное для меня в книге Юй — информация о том, что ортодоксальное буддийское духовенство в Китае отказалось принять женский образ бодхисатвы Авалокитешвары, и в буддийских монастырях Китая по сей день сохраняется, по ее выражению, «танская иконография» этого бодхисатвы, на иконах Гуаньинь изображается усатым мужчиной или без усов, но «бесполым». И некоторые буддисты также не приняли феминизацию образа Авалокитешвары и продолжают считать его мужчиной.

Начнем с рассмотрения хранящихся в МАЭ РАН изображений мужской формы бодхисатвы сострадания.

Исследуемые в статье изображения бодхисатвы милосердия из материковой Восточной Азии происходят из неопубликованных коллекций. Отправной точкой для идентификации этих изображений служит характеристика, данная им в музейных материалах-списках, составленных собирателем (если таковые имеются), в описях коллекций, составленных сотрудниками музея. Незаменимые источники информации о вариантах иконографии буддийских божеств — составленный А. А. Терентьевым «Определитель буддийских изображений» (Терентьев 2004) и «Словарь буддийской иконографии» Локеша Чандры (Lokesh Chandra 2004).

Изображения Авалокитешвары (в разных формах) представлены в буддийских коллекциях во многих музеях мира и в частных собраниях, и та их часть, которая уже изучена и опубликована, и все новые произведения скульптуры и живописи, продолжающие появляться на международных и иных выставках, помогают выявлению и интерпретации сходных образов в наших еще не исследованных собраниях.

ФОРМЫ АВАЛОКИТЕШВАРЫ В СОБРАНИИ МАЭ РАН Авалокитешвара одноликий двурукий

В коллекциях МАЭ имеются десять изображений такого Авалокитешвары, сидящего в ваджрной позе. Четыре из них — в коллекции № 716 (Монголия, 1887, пост. из Императорского Эрмитажа) зарегистрированы под номером МАЭ № 716-12/4, названы в описи «китайскими изображениями Авалокитешвары». Их объединяют иконографические признаки: все они однолики, имеют две руки, изображены сидящими

Рис. 1. МАЭ № 716-12/4-2. Авалокитешвара Рис. 2. МАЭ № 716-12/4-4. Авалокитешвара (Монголия) (Монголия)

Fig. 1. MAE No. 716-12 / 4-2. Avalokiteshvara Fig. 2. MAE No. 716-12/4-4. Avalokiteshvara (Mongolia) (Mongolia)

в ваджрной позе. У трех из них имеется атрибут — чаша, у МАЭ № 71612/4-1 в форме стакана, у МАЭ № 716-12/4-2 (рис. 1) и МАЭ № 71612/4-4 (рис. 2) — круглая. Все три изображения демонстрируют одинаковые жесты: правой руки — витарка-мудра, левой — дхьяна-мудра (у первых двух рука в дхьяна-мудра у лона, у 12/4-4 — перед грудью), и чаша в левой руке (или дырочка для закрепления утраченной чаши), на голове у первых двух корона с миниатюрным изображением Будды Амитабхи. Скульптура под МАЭ № 716-12/4-4 отличается от них формой короны и тем, что вместо изображения Амитабхи в прическе — ратна (заменяющая этот символ принадлежности персонажа к семье Амитабхи). Это отличия стилистические (не иконографические).

У четвертой скульптуры — МАЭ № 716-12/4-3 (Рис. 3) корона с изображением Амитабхи, но иные жесты рук — варада-мудра (правой) и витарка-мудра (левой) — и нет атрибута (чаши). Иконографически это изображение отличается от рассмотренных выше трех из этой четверки под общим номером МАЭ № 716-12. Объединяет их одинаковая поза (ваджра-сана), наличие изображения Будды Амитабхи на голове, у трех из них — сходный облик. Все четыре персонажа сидят на диске, пьедестала нет.

Рис. 3. МАЭ № 716-12/4-3. Авалокитешвара (Монголия)

Fig. 3. MAE No. 716-12/4-3. Avalokiteshvara (Mongolia)

Рис. 4. МАЭ № 1193-6. Авалокитешвара

(Китай, собиратель С. А. Таренецкая)

Fig. 4. MAE No. 1193-6. Avalokiteshvara

(China, collector S. A. Tarenetskaya)

Среди опубликованных отечественными исследователями памятников буддийской скульптуры из музеев России имеются изображения, аналогичные (и с точки зрения иконографии, и стилистически) образам Авалокитешвары МАЭ № 716-12/4-1 и МАЭ № 716-12/4-2 (рис. 1). Первое — это бронзовое изображение бодхисатвы Каннон (Япония, XVII в.) (Бадмажапов 2003: 235, № 208), и второе (Там же: 236, № 209) — Гуань-инь (Китай, XVII в.). Обе скульптуры хранятся в Музее истории Бурятии им. М. Н. Хангалова. Третьим аналогом (та же ваджрная поза, такие же жесты — витарка-мудра и дхьяна-мудра, такая же чаша в левой руке у лона) к этим двум изображениям Авалокитешвары из коллекции № 716 является изображение Гуаньинь (Китай XVIII в.) из Эрмитажа (Елихина 2010: 132, цветная вкладка № 2). В Эрмитаже имеется также аналог к образу Авалокитешвары из коллекции Кунсткамеры МАЭ № 71612/4-3 (Елихина 2010: 101), трактуемый как китайское изображение Гуаньинь XVIII в.

Продолжим рассмотрение скульптуры из МАЭ. Такая же иконография, как у трех рассмотренных выше изображений Авалокитешвары из коллекции № 716 (рис. 1 и 2), у трех изображений Авалокитешвары

Рис. 5. МАЭ № 1269-1. Авалокитешвара

(Китай, Маньчжурия, собиратель — рядовой роты дворцовых гвардейцев) Fig. 5. MAE No. 1269-1. Avalokiteshvara

(China, Manchuria, the collector — an ordinary company of the palace guards)

Рис. 6. МАЭ № 6042-21. Авалокитешвара (Китай)

Fig. 6. MAE No. 6042-21. Avalokiteshvara (China)

в кунсткамерских коллекциях из Китая — МАЭ № 1193-6 (рис. 4), МАЭ № 1269-1 (рис. 5) и МАЭ № 6042-21 (рис. 6).

С аналогичными жестами — витарка-мудра и дхьяна-мудра, с тем же атрибутом — патрой (утраченной) изображен Авлокитешвара МАЭ № 2748-1 (Китай, 1919) (рис.7) — с миниатюрным Буддой Амитабхой на голове, сидящий в той же ваджрной позе, но на пьедестале с одним рядом лепестков лотоса, направленных вверх (а не на диске, как изображения бодхисатвы из коллекций № 716, № 1193 и № 1269), и в отличие от них — без короны, с накидкой на голове.

Два следующих изображения: восьмое — сидящего в ваджрной позе Авалокитешвары МАЭ № 2369-3 (из коллекции П. К. Козлова, Китай, пров. Ганьсу, поступило в музей в 1914 г., в описи названо «Авалокитешвара с вазой») (рис. 8), и девятое — Авалокитешвара МАЭ № 1049-2 (Монголия, поступило в 1906 г.) (рис. 9) — имеют одинаковую иконографию. И оба они сходны с предыдущим (рис. 7): у них нет короны, на голове такая же накидка и изображение Будды Амитабхи в прическе, и сидят они на таком же пьедестале-лотосе, однако в ином

Рис. 7. МАЭ № 2748-1. Авалокитешвара (Китай, собиратель Е. Е. Тевяшев)

Fig. 7. MAE No. 2748-1. Avalokiteshvara (China, collector E. E. Tevyashev)

Рис. 8. МАЭ № 2369-3. Авалокитешвара (Китай, собиратель П. К. Козлов)

Fig. 8. MAE No. 2369-3. Avalokiteshvara (China, collector P. K. Kozlov)

жесте изображена лежащая на колене правая рука, в то время как левая — в том же жесте дхьяна-мудра (и дырочкой для утраченной патры).

Таким образом, из десяти рассмотренных выше скульптурных изображений Авалокитешвары шесть — МАЭ № 716-12/4-1, 2 и 4; МАЭ № 1193-6; МАЭ № 1269-1 и МАЭ № 6042-21 — имеют одинаковую иконографию. Остальные четыре отличают три специфические формы: МАЭ № 716-12/4-3 (первая); МАЭ № 2748-1 (вторая); МАЭ № 2369-3 и МАЭ № 1049-2 (третья). То обстоятельство, что у трех скульптур — МАЭ № 2748-1, МАЭ № 2369-3 и МАЭ № 1049-2 (рис. 7, 8 и 9) — появляется накидка на голове, вытесняющая корону, сближает эти формы с манерой изображения бодхисатвы Авалокитешвары в женском образе (Гуаньинь).

Примечательно, что найденные нами в трудах Ц.-Б. Бадмажапова и Ю. И. Елихиной аналоги к кунсткамерским образам Авалокитешвары из Музея истории Бурятии им. М. Н. Хангалова и из Государственного Эрмитажа идентифицированы этими исследователями как Гуаньинь

Рис. 9. МАЭ № 1049-2. Авалокитешвара (Япония?, собиратель А. Мерклин)

Fig. 9. MAE No. 1049-2. Avalokiteshvara (Japan ?, collector A. Merklin)

Рис.10.2954-4 Авалокитешвара (Монголия, пост. в МАЭ в 1924 г., собиратель Е.Е.Тевяшев) Fig. 10. MAE No. 2954-4. Avalokiteshvara

(Mongolia, collector E. E. Tevyashev)

(и Каннон). То есть иконографически одинаковые изображения определяются то как женская, то как мужская ипостась Авалокитешвары.

К пятой форме — одноликого Авалокитешвары, сидящего в позе «отдыхающего царя», — относится изображение МАЭ № 2954-4 (из Монголии) (рис. 10) бодхисатвы в короне, правой рукой исполняющего жест абхая-мудра (жест защиты), левой рукой опирающегося на пьедестал, от которого растет лотос с кувшином наверху. Через левое плечо божества перекинута шкура антилопы.

Шестую форму представляет изображение Авалокитешвары, сидящего в расслабленной позе, МАЭ № 2712-8 (из Китая) (рис. 11). Он в короне без зубцов, с маленьким изображением Амитабхи на голове. В правой руке, свешивающейся с правого колена, держит бусину — фрагмент четок, левой рукой опирается на трон.

Такая форма изображения бодхисатвы Авалокитешвары именуется «луна-вода». По мнению Ю. И. Елихиной, она появилась под влиянием иконографии, присущей изображениям женской формы бодхисатвы — Гуаньинь, для которых характерна свободная (расслабленная) поза (Елихина 2015: 207, № 125, Китай XУII-XУШ вв.). Изображение

Рис. 11. МАЭ № 2712-8. Авалокитешвара

(Китай, пост. в МАЭ в 1919 г., собиратель неизвестен) Fig. 11. MAE No. 2712-8. Avalokiteshvara (China, collector unknown)

бодхисатвы с аналогичной иконографией в Музее истории Бурятии идентифицировано как Гуаньинь (Бадмажапов 2003: 238, № 211).

Группа изображений одноликого двурукого Авалокитешвары, стоящего на прямых ногах, представлена тремя скульптурами, в том числе единственной среди рассмотренных в статье подписной скульптурой МАЭ № 890-1 (рис. 12), иероглифическая надпись на которой свидетельствует о ее создании в Китае во времена Вэйской династии (IV-VI вв.). Авалокитешвара изображен с жестом дарования защиты абхая-мудра правой рукой и с левой рукой, опущенной вниз

Рис. 12. МАЭ № 890-1. Авалокитешвара (Китай, собиратель К. З. Горбатовский)

Fig. 12. MAE No. 890-1. Avalokiteshvara

(China, collector K. Z. Gorbatovsky)

Рис. 13. МАЭ № 2954-3. Авалокитешвара

(Монголия, собиратель Е. Е. Тевяшев)

Fig. 13. MAE No. 2954-3. Avalokiteshvara

(Mongolia, collector E. E. Tevyashev)

Рис. 14. МАЭ № 710-53. Шадакшари (Китай, Монголия, собиратель П. Л. Шиллинг фон Канштадт) Fig. 14. MAE No. 710-53. Shadakshari (China, Mongolia, collector P. L. Schilling von Kanstadt)

и держащей непонятный атрибут (7-я форма). Две другие статуэтки — МАЭ № 1230-1 (Китай) и МАЭ № 2954-3 (Монголия) (рис. 13) (8-я форма), с двумя лотосами по сторонам,— иллюстрируют тот иконографический тип, по поводу которого А. Грюнведель заметил: «Часто происходит смешение Падмапани и Майтреи <...>, их обыкновенные двурукие формы сближаются до такой степени, что их невозможно уже отличить друг от друга <...>. И ламы, очевидно, и сами не различают их» (Грюнведель 1905: 11-12).

Первая из тантрических форм: четырехрукий Шадакшари (7 изображений), одноликий, сидящий в ваджрной позе, с жестом анджали-мудра основными руками и с лотосом и четками во второй паре рук (9-я форма) (рис. 14, МАЭ № 710-53).

К 10-й форме относятся два изображения одноликого Авалокитешвары с 18 руками, сидящего в ваджрной позе — МАЭ № 683-18 (рис.15) и МАЭ № 2694-2. К первому имеются аналоги в Музее истории Бурятии и в Эрмитаже, атрибутированные как Аштадашабхуджа Падманартешвара, созданные в Китае (в первом случае в XIX в., во втором — в XVII-XVIII вв.). Уточнения формы изображения

Рис. 15. МАЭ № 683-18. Авалокитешвара Рис. 16. МАЭ № 719-34. Авалокитешвара

18-рукий (Китай, собиратель 11-ликий (Монголия, калмыки, соби-

М. В. Ладыженский) ратель П. С. Паллас)

Fig. 15. MAE No. 683-18. Avalokiteshvara Fig. 16. MAE No. 719-34. Avalokiteshvara

18-handed (China, collector 11-handed (Mongolia, Kalmyks,

M. V. Ladyzhensky) collector P. S. Pallas)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Авалокитешвары МАЭ № 2694-2 невозможно из-за утраты скульптурой многих атрибутов.

Последняя — 11-я форма бодхисатвы милосердия (рис. 16, МАЭ № 719-34) — представлена в коллекциях МАЭ РАН четырьмя скульптурами (две из Китая и две из Монголии) одиннадцатиликого восьмирукого Авалокитешвары (все с одинаковой иконографией, отличия в нюансах размещения атрибутов в трех парах «боковых» рук).

Переходим ко второй части образов Авалокитешвары в коллекциях дальневосточных фондов МАЭ РАН — к Гуаньинь, то есть к изображениям Авалокитешвары в женской форме. Прежде всего следует отметить разнообразие материалов, из которых созданы скульптурные изображения Гуаньинь, — это не только бронза (превалирующая для образов Авалокитешвары-мужчины в музейных коллекциях), но и камень, фарфор, дерево.

У изображений, «причисленных» к Гуаньинь, мы видим как общие черты с мужской ипостасью Авалокитешвары (но в ином сочетании — жесты, позы, атрибуты, наличие миниатюрного изображения Будды

Рис. 17. МАЭ № 3561-1. Гуаньинь (Китай, из

собрания Э. Э. Ухтомского) Fig. 17. MAE No. 3561-1. Guanyin (China,

from the collection of E. E. Ukhtomsky)

Рис. 18. МАЭ № 826-3. Гуаньинь (Китай,

собиратель А. Верещагин) Fig. 18. MAE No. 826-3. Guanyin (China, collector A. Vereshchagin)

Амитабхи на голове; тип пьедестала — традиционный пьедестал-лотос или диск), так и специфически «феминистские» — накидка на голове (хотя в трех случаях на голове корона, накидки нет: МАЭ № 3429-1, МАЭ № 2845-9, МАЭ № 2771-21). Одежда — халат и юбка под ним. Пьедестал в виде условного изображения острова Путо, с которым связывают Гуаньинь, или подобия облака, или подставка на фигурных ножках. Завершает этот комплекс признаков изображения Гуаньинь наличие ребенка на ее руках, отметающее всякие сомнения в том, что это женская ипостась бодхисатвы Авалокитешвары.

1 Осталось неясным, следует ли идентифицировать как Гуаньинь изображения бодхисатв из наших (МАЭ РАН) коллекций МАЭ № 2845-9 (Китай, из собрания Сталь фон Гольштейна. Пост. в 1922 г., в описи названо «бронзовым изображением Тысячерукой Гуаньинь») и МАЭ № 2771-2 (в описи коллекции, переданной в музей Экспертной комиссией, этот предмет назван «бодхисатвой сидящим»).

Рис. 19. МАЭ № 1907-131. Гуаньинь (Китай, из собрания профессора Краснова, в описи названа деревянным вызолоченным Авалокитешварой) Fig. 19. MAE No. 1907-131. Guanyin (China,

from the collection of Professor Krasnov, is described in the inventory as a wooden gilded Avalokiteshvara)

Гуаньинь представлена в коллекциях МАЭ РАН следующим образом:

1. В виде одинокой женщины, а) сидящей в расслабленной (МАЭ № 162-7; МАЭ № 2756-22; МАЭ № 3538-3; МАЭ № 3561-1, см. рис. 17; МАЭ № 5949-6 или в «скрытой позе» (МАЭ № 3561-2) с атрибутами вроде свитка, четок или без них; или б) стоящей на прямых ногах (МАЭ № 713-15; МАЭ № 826-3, рис. 18; МАЭ № 889-14; МАЭ № 1785-2; МАЭ № 2845-9, МАЭ № 5949-12) — со свитком, с сосудом с носиком (кундика), с неопределенным атрибутом.

2. В композиции со спутницами — МАЭ № 1907-131 (Китай, из собрания проф. Краснова, пост. в 1911 г., в описи названа «деревянным вызолоченным Авалокитешварой») — сидящая в одной из этих же поз, с зонтом в руках, с вазой с ивовой веткой и птицей рядом (рис. 19); или, как у МАЭ № 3429-1 (Китай, от Е. Е. Тевяшева, пост. в музей в 1927 г.), без атрибутов. Здесь спутницы утрачены, на

Рис. 20. МАЭ № 3429-1. Гуаньинь (Китай) Fig. 20. MAE No. 3429-1. Guanyin (China)

Рис. 21. МАЭ № 3202-1. Гуаньинь (Китай, Рис. 22. МАЭ № 2756-13. Гуаньинь (Китай)

найдена в окРестностях Шктаа, соби- Fig. 22. MAE No. 2756-13. Guanyin (China) ратель М. Кержин)

Fig. 21. MAE No. 3202-1. Guanyin (China,

found in the vicinity of Beijing, collector M. Kerzhin)

пьедестале два возвышения, на которых они должны были стоять (рис. 20); на лотосе или на диске: МАЭ № 932-26; МАЭ № 932-27; МАЭ № 1785-1; МАЭ № 2369-5; МАЭ № 3202-1 (рис. 21); МАЭ № 3445-1.

Или 3 стоящая на прямых ногах — с ребенком на руках — МАЭ № 889-58; с ребенком на руках и мальчиком (?) рядом — МАЭ № 2756-13 (рис. 22).

В 1905 г. в Кунсткамеру поступила приобретенная Б. В. Беккером коллекция МАЭ № 932, в которой содержатся изображения «двух богинь деторождения <...>, купленных в Бэйдзине».

МАЭ № 932-26/2, МАЭ № 932-27 статуэтки Гуань-инь с младенцем из белого фаянса (Рис.23), и две богини на подставке (из фаянса) — МАЭ № 932-28 (сохранилось по одной статуэтке под названными номерами). К последней статуэтке дан комментарий (вероятно, записанный сотрудником музея Б. Адлером со слов собирателя): «.имеется в каждом доме, причем описываемая фигура в центре, а по бокам ставятся две фигуры мужского и женского божества».

Рис. 23. МАЭ № 932-27. Гуаньинь (Пекин,

собиратель Б. В. Беккер) Fig. 23. MAE No. 932-27. Guanyin (Beijing, collector B. V. Becker)

Рис. 24. МАЭ № 932-28. Гуаньинь (Пекин,

собиратель Б. В. Беккер) Fig. 24. MAE No. 932-28. Guanyin (Beijing, collector B. V. Becker)

К сожалению, в коллекцию МАЭ № 932 попали только женские божества (я имею в виду МАЭ № 932-26 и МАЭ № 932-27), и потому неясно, какое именно мужское божество должно занять место возле фигуры богини, способствующей благополучному произведению потомства, МАЭ № 932-28 (рис. 24). А сама богиня (№ 28) относится, полагаю, к няннян («матушкам»), к которым на протяжении многих столетий обращались за помощью мечтавшие о продолжении рода китайцы.

В китайской мифологии присутствуют имена многочисленных няннян, свидетельствующие о существовании в Древнем Китае культа покровительниц деторождения. На священной горе Тайшань воздвигнуты храмы в честь Сунцзы няннян (жены основателя династии Чжоу, XII в. до н. э.), в честь Бися Юньцзюнь (ее культ возник в III в. до н. э. — III в. н. э. — в эпоху Хань), изображаемой сидящей на троне, а рядом с ней стоят ее помощницы Яньгуан нян и Сунцзы няннян. В провинции Фуцзянь почитают как чадоподательницу Линьшуй няннян. В буддийских храмах Китая статуи Гуаньинь соседствуют с изображениями Цуйшэн няннян («матушки, ускоряющей роды»), к появлению которой, по легенде,

причастна Гуаньинь, превратившая свой палец в луч, оплодотворивший чрево ее матери (Рифтин 1991: 172-173). Для Гуаньинь няннян не соперницы, они едины с ней в желании помогать женщинам при родах и оберегать младенцев.

Летом 1910 г. А. Иванов по поручению Музея антропологии и этнографии приобрел в Пекине коллекцию «предметов быта и культа», которой был дан № 1785. В ней два культовых изображения, определенных собирателем (он же — составитель описи): первое МАЭ № 1785-1 (рис. 25) — как «Бронзовая фигура Дзы-сунь няньнянь. Богиня чадородия», второе МАЭ № 1785-2 — как «фарфоровая Гуаньинь».

Первой богине А. Иванов не дал имени Гуаньинь, хотя она ближе по иконографическим признакам к изображениям Авалокитешвары из кунсткамерских коллекций № 716, № 2748 (и создана, возможно, в то же время, то есть в XVП-XVШ вв.), чем к традиционным няннян типа богини МАЭ № 932-28. Это, на мой взгляд, яркий пример заключительного (после исчезновения у бодхисатвы усов и бороды и гораздо более позднего появления на голове не свойственной ему ранее накидки) этапа превращения Авалокитешвары-мужчины в Гуаньинь, ознаменованного появлением в руках бодхисатвы ребенка. Оба образа — и МАЭ № 93228, и МАЭ № 1785-1 — отражают два вектора движения к появлению образа буддийской богини —подательницы потомства Гуаньинь: вовлечение в «буддийский мир» (и растворение в нем?) добуддийских служительниц культа чадородия и признание в Китае важнейшей из функций бодхисатвы — милосердия стимулирования продолжения человеческого рода.

В. М. Алексеев, исследовавший надписи в некоторых китайских храмах (например, Юаньши Тяньди на юге Китая), счел возможным говорить о «полном слиянии буддийской богини с образом няннян, о тождественности древнего культа няннян и сути почитания Гуаньинь». Ученый пришел к выводу, что в условиях Китая, «проповедуя аскетизм, отвращение к плоти, буддизм воспринял китайскую национальную манию потомства и стал культивировать деторождение». По его мнению, Гуаньинь стала едва ли не главным божеством китайцев, и завоеванная ею популярность объясняется тем, что народ стал рассматривать ее прежде всего как милосердную чадоподательницу, ее культ теснейшим образом переплелся с добуддийским культом няннян, и это, полагал В. М. Алексеев, «чрезвычайно характерно для китайской народной религии, в которой молитва о ниспослании сына доминирует над всем прочим» (Алексеев 2012: 142).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В XXI в. произошло, на мой взгляд, важное событие — было издано несколько каталогов буддийских коллекций, хранящихся в российских музеях: в Бурятии (Бадмажапов 2003), в Государственном музее Востока

(Ганевская, Дубровин, Огнева 2004), в Эрмитаже (Пещеры 1000 Будд 2008; Обитель милосердия 2015), в МАЭ РАН (108 образов Будды 2014). Изучение буддийской скульптуры, хранящейся в фондах МАЭ РАН, продолжается.

Автор настоящей статьи делится с читателем результатами своей работы над одним разделом (посвященным изображениям бод-хисатв) будущего (второго) каталога, который охватит около 400 скульптурных изображений буддийских божеств из 100 коллекций из стран материковой Восточной Азии, поступивших в фонды МАЭ РАН за истекшие, начиная с ХУШ в., три столетия (хронику поступления буддийских коллекций в МАЭ РАН см.: Иванова 2009: 145-210).

Первый каталог «108 образов Будды» (2014) включил количественно близкое число памятников

буддийской скульптуры, сосредоточенных в одной коллекции (№ 5942), переданной из московского Музея Востока в МАЭ РАН в 1950 г. В отличие от этой коллекции, в которой доминирует тибетская скульптура, в упомянутых выше ста коллекциях преобладает скульптура китайская, что видно и на примере рассмотренных в статье изображений Авалокитешвары, среди которых тибетские и монгольские составляют чуть больше 10 %. Произошедшая в китайской иконографии бодхисатвы милосердия перемена — превращение мужского образа в женский (подхваченная в буддийском искусстве Кореи и Японии) не затронула скульптуру Тибета и Монголии. Эта черта, однако, зримо отделяет Гуаньинь не только от тибетских и монгольских, но и от не подвергшихся феминизации изображений китайских бодхисатв милосердия.

Задача нового каталога — показать состав собрания буддийской скульптуры из Восточной Азии в первом российском музее, идентифицировать представленных в нем божеств пантеона буддизма махаяны и вад-жраяны, иными словами — создать основу для дальнейшего их исследования в контексте истории буддизма и этапов развития буддийского искусства в странах материковой Восточной Азии.

Рис. 25. МАЭ № 1785-1. Гуаньинь (Пекин,

собиратель А.И. Иванов) Fig. 25. MAE No. 1785-1. Guanyin (Beijing, collector A.I. Ivanov)

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ Алексеев В. М. В старом Китае. М., 2012.

БадмажаповЦ.-Б. Иконография Ваджраяны: каталог. М., 2003. Ганевская Э. В., Дубровин А. Ф., Огнева Е. Д. Пять семей Будды: Металлическая скульптура северного буддизма IX-XIX вв. из собрания ГМВ. М., 2004.

Грюнведель А. Обзор собрания предметов ламайского культа кн. Э. Э. Ухтомского. СПб., 1905. (Bibliotheca Buddhica. T. VI).

Елихина Ю. И. Культы основных бодхисатв и их земных воплощений в истории и искусстве буддизма. СПб., 2010.

Иванова Е. В. Хроника поступления буддийских коллекций в МАЭ РАН // Азия: Вещи. История коллекций. (Сборник МАЭ. Т. LV.). СПб., 2009. С. 145-210.

Мялль Л. Э. Буддийская мифология // Энциклопедия «Мифы народов мира». М., 1991. Т. 1. С. 190-191.

Обитель милосердия. Искусство тибетского буддизма. Каталог выставки / Сост. Ю. И. Елихина. СПб., 2015.

Ольденбург C. Ф. Сборник изображений 300 бурханов. По альбому Азиатского музея с примечаниями издал С. Ф. Ольденбург. СПб., 1903. Ч. 1. (Bibliotheca Buddhica. Т. V).

Пещеры Тысячи Будд. Российские экспедиции на Шелковом пути. Каталог выставки / Сост. О. Дешпанде, И. Ф. Попова. СПб., 2008.

РифтинБ. Л. Китайская мифология // Энциклопедия «Мифы народов мира». М., 1991. Т. 1. С. 652-662.

108 образов Будды. Исследование коллекции № 5942 из собрания Музея антропологии и этнографии (Кунсткамеры) РАН / Авт.-сост. Е. В. Иванова, А. Ф. Дубровин, отв. ред. И. А. Алимов. СПб., 2014.

Терентьев А. А. Определитель буддийских изображений. СПб., 2004. Bhattacharya B. The Indian Buddhist Iconography. Calcutta, 1958. Yu Chun-fang. Kuan-yin: Chinese transformation of Avalokitesvara. New York, 2001. Lokesh Chandra. Dictionary of Buddhist Iconography: in 15 vols. New Delhi, 2004.

REFERENCES

108 obrazov Buddy. Issledovanie kollekcii № 5942 iz sobraniya Muzeya antropologii i etno-grafii (Kunstkamery) RAN [108 images of the Buddha. Study of collection No. 5942 from the collection of the Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) of the Russian Academy of Sciences]. St. Petersburg: MAE RAS Publ., 2014. 338 p. (In Russian).

Alekseev V. M. Vstarom Kitae [In old China]. Moscow: Vost. lit. Publ., 2012. 312 p. (In Russian).

Badmazhapov C.-B. Ikonografiya Vadzhrayany: katalog [Iconography of Vajrayana: catalog]. Moscow: Dizajn, informaciya, kartografiya Publ., 2003. 624 p. (In Russian).

Bhattacharya B. The Indian Buddhist Iconography. Calcutta: Mukhapadhyay, 1958. 478 p. (In English).

HBanoBa E. B.

H3o6pa®eHHa ABa^oKHTemBapti H ryaHtHHt

43

Elihina Yu. I. Kulty osnovnyh bodhisattv i ih zemnyh voploshchenij v istorii i iskusstve bud-dizma [Cults of the main bodhisattvas and their earthly incarnations in the history and art of Buddhism]. St. Petersburg: Nestor-Istoriya Publ., 2010. 292 p. (In Russian).

Ganevskaya E. V., Dubrovin A. F., Ogneva E. D. Pyat' semej Buddy: Metallicheskaya skul'ptura severnogo buddizma 9-19 vv. iz sobraniya GMV [Five Buddha families: A metal sculpture of northern buddhism in the 9th - 19th centuries. from the collection of the GMO]. Moscow: Editorial URSS Publ., 2004. 365 p. (In Russian).

Ivanova E. V. [Chronicle of the arrival of Buddhist collections at the MAE RAS]. Sbornik MAE [MAE Collection], 2009, vol. 55, pp. 145-210. (In Russian).

Myall L. E. [Buddhist mythology]. Enciklopediya «Mify narodov mira» [Encyclopedia "Myths of the world"], Moscow, 1991, vol. 1, pp. 190-191. (In Russian).

Obitel' miloserdiya. Iskusstvo tibetskogo buddizma. Katalog vystavki [Abode of mercy. The art of Tibetan buddhism. Exhibition catalog]. St. Petersburg: Izd-vo Gosudarstvennogo Ermitazha Publ., 2015. 512 p. (In Russian).

Peshchery Tysyachi Budd. Rossijskie ekspedicii na Shelkovom puti. Katalog vystavki [Caves of a Thousand Buddhas. Russian expeditions on the Silk Road. Exhibition catalog]. St. Petersburg: Izd-vo Gosudarstvennogo Ermitazha Publ., 2008. 480 p. (In Russian).

Riftin B. L. [Chinese mythology]. Enciklopediya «Mify narodov mira» [Encyclopedia "Myths of the world"], Moscow, 1991, vol. 1, pp. 652-662. (In Russian).

Terent'ev A. A. Opredelitel'buddijskih izobrazhenij [Key to Buddhist images]. St. Petersburg: Nartang Publ., 2004. 304 p. (In Russian).

Yu, Chun-fang. Kuan-yin: Chinese transformation of Avalokitesvara. New York: Columbia University Press, 2001. 640 p. (In English).

Submitted: 15.07.2019 Accepted: 23.09.2019 Article is published: 01.04.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.