Научная статья на тему 'Шедевры китайской бронзовой скульптуры начала XV века из коллекции Государственного Эрмитажа'

Шедевры китайской бронзовой скульптуры начала XV века из коллекции Государственного Эрмитажа Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
497
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БРОНЗОВАЯ СКУЛЬПТУРА / БУДДИЙСКОЕ ИСКУССТВО / ЮНЛЭ / СЮАНЬДЭ / ТИБЕТО-КИТАЙСКИЙ СТИЛЬ / КОЛЛЕКЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ / BRONZE SCULPTURE / BUDDHIST ART / YONGLE / XUANDE / TIBETO-CHINESE STYLE / COLLECTION / STATE HERMITAGE MUSEUM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Елихина Юлия Игоревна

Статья посвящена описанию редких буддийских скульптур, относящихся к тибето-китайскому стилю, из коллекции Государственного Эрмитажа. Автор отмечает черты взаимного влияния китайской скульптуры времени Юнлэ и тибетской и непальской бронзовой пластики. Подробно анализируются бронзовые скульптуры XV века: Будда Шакьямуни, Авалокитешвара Шадакшари, Бодхисаттва Майтрея, Манджушри, Амитаюс и Рактаямари периода Юнлэ и скульптура Авалокитешвары в форме Кхасарпана периода Сюаньдэ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Chinese bronze sculpture masterpieces from the beginning of the 15th century in the collection of the State Hermitage

The article describes rare Buddhist sculptures belonging to the Tibetan-Chinese style from the collection of the State Hermitage Museum. The author notes the features of the mutual influence of Chinese sculpture of the Yongle period and Tibetan and Nepalese bronze plastics. The article contains a detailed analysis of bronze sculptures of the 15th century: Buddha Shakyamuni, Avalokiteshvara Shadakshari, Bodhisattva Maitreya, Manjushri, Amitayus and Raktayamari of the Yongle period and sculptures of Avalokiteshvara in the form of Khasarpan of the Xuande period.

Текст научной работы на тему «Шедевры китайской бронзовой скульптуры начала XV века из коллекции Государственного Эрмитажа»

DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.04.009 УДК 739.5(510):24+069.5(470.23-25)

ШЕДЕВРЫ КИТАЙСКОЙ БРОНЗОВОЙ СКУЛЬПТУРЫ

НАЧАЛА XV ВЕКА ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭРМИТАЖА

Елихина Юлия Игоревна Кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела Востока, Государственный Эрмитаж;

доцент кафедры монголоведения и тибетологии, Санкт-Петербургский государственный университет. Россия, г. Санкт-Петербург. julia-elikhina@yandex.ru

Аннотация

Статья посвящена описанию редких буддийских скульптур, относящихся к тибето-китайскому стилю, из коллекции Государственного Эрмитажа. Автор отмечает черты взаимного влияния китайской скульптуры времени Юнлэ и тибетской и непальской бронзовой пластики. Подробно анализируются бронзовые скульптуры XV века: Будда Шакьямуни, Авалокитешвара Шадакшари, Бодхисаттва Майтрея, Манджушри, Амитаюс и Рактаямари периода Юнлэ и скульптура Авалокитешвары в форме Кхасарпана периода Сюаньдэ.

Ключевые слова: бронзовая скульптура; буддийское искусство; Юнлэ; Сюаньдэ; тибето-китайский стиль; коллекция; Государственный Эрмитаж.

Библиографическое описание для цитирования:

Елихина Ю.И. Шедевры китайской бронзовой скульптуры начала XV века из коллекции Государственного Эрмитажа / / Искусство Евразии. — 2019. — № 4 (15). — С. 141-154. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.04.009. [Электронный ресурс] URL: https://readymag.com/u50070366/1641189/17/.

В коллекции Государственного Эрмитажа имеются редкие буддийские скульптуры, относящиеся к тибето-китайскому стилю. Их отличает высочайший художественный

уровень литья, проработка мельчайших деталей и совершенные пропорции. Бронзовая

^ 2 3

пластика относится к собраниям Э.Э. Ухтомского , П.К. Козлова и А.К. Фаберже .

Многие китайские императоры были последователями именно тибетского буддизма.

На территории Китая строили монастыри, которые оформляли тибетские художники

и скульпторы. Возник и сформировался «тибето-китайский стиль». Но на тибетский

стиль сильное влияние оказала непальская художественная традиция. Самые выдающиеся

произведения буддийской пластики тибето-китайского стиля были созданы в период

правления третьего императора минской династии Чжу Ди (1403—1424), правившего под девизом Юнлэ. Интерес китайских правителей к тибетскому буддизму неслучаен, так как связи с Тибетом и приоритет в производстве ритуальных предметов давали возможность духовного господства над всем регионом, народы которого исповедовали тибетский буддизм.

Проблемы взаимовлияния тибетского, китайского и непальского искусства рассматривались в работах различных искусствоведов, таких как Г. Кармай, У. Шредер,

Р. Турман и М. Ри [15, p. 1; 16, p. 1245-1248; 17, p. 510; 19, p. 64]. Стиль периода Юнлэ

сложился под влиянием искусства Непала и южного Тибета. Как мы отмечали ранее, «скульптуру отличает высочайший уровень художественного исполнения и единообразие произведений пластики. Произведения бронзовой пластики проработаны до мельчайших деталей не только с лицевой, но и с оборотной стороны. Характерными особенностями для скульптуры периода Юнлэ являются серьги округлой формы и специфические одеяния божеств, особая удлиненная форма лепестков лотоса и их четное число, двойное обрамление сверху и снизу в виде "жемчужин" на лотосовой подставке и тончайшая проработка деталей. Милостивые божества имеют двойные лотосовые престолы, а тантрические и гневные помещены на одинарных, в обоих случаях пьедесталы круглой или овальной формы. Китайская скульптура времени Юнлэ обычно не декорировалась вставками из бирюзы или коралла, что более характерно для тибетской и непальской бронзовой пластики. Очень трудно объяснить отсутствие инкрустации у китайской скульптуры, хотя тибетские и непальские мастера широко применяли технику инкрустации в это время» [9, с. 102]. По большей части скульптуры подписные, хотя иногда встречаются и произведения без подписей. Не только Тибет и Непал оказывают влияние на произведения бронзовой пластики Китая, но наблюдается и обратная тенденция.

В коллекции Государственного Эрмитажа находится шесть скульптур этого времени: Будда Шакьямуни, Авалокитешвара Шадакшари, Бодхисаттва Майтрея, Манджушри, Амитаюс и Рактаямари [10, с. 20]. Все эти скульптуры этого периода являются подписными. По публикациям известны стилистически близкие памятники без подписей. К подобным работам можно отнести еще одну скульптуру Авалокитешвары Кхасарпаны времени Сюаньдэ (1426—1435). Точно такая же подписная статуэтка опубликована У. Шредером [16, vol. II, p. 1283, il. 359C]. Все эти скульптуры являются непревзойденными шедеврами тибетского искусства.

Будда Шакьямуни (рис. 1) восседает на лотосовом престоле со скрещенными ногами в позе ваджрасана, правая рука находится в жесте касания земли (бхумиспарша-мудра), левая расположена в жесте медитации (дхьяна-мудра). В иконографии существует некоторая свобода изображения Будды Шакьямуни: его левая рука иногда может находиться в жесте медитации (дхьяна-мудра) без чаши для сбора подаяний (патры). Одеяние монашеское, украшений нет. На дне скульптуры имеется гравированное изображение вишва-ваджры. Скульптура подписная «Да мин юнлэ нянь ши», китайская надпись на ней гласит: «Сделано (пожертвовано) в годы правления императора под девизом Юнлэ династии великая Мин», что еще раз подтверждает ее датировку [10, с. 119]. Все скульптуры периода Юнлэ из коллекции Эрмитажа имеют аналогичные подписи.

Рис. 1. Будда Шакьямуни. Государственный Эрмитаж, инв. № КО-345. Бронза, литье, позолота, краска. Выс. 18,4 см. Китай, Юнлэ (1403—1424), тибето-китайский стиль.

Рис. 2. Будда Амитаюс. Государственный Эрмитаж, инв. № У-655. Бронза, литье, позолота, краска. Выс. 20,5 см. Китай, Юнлэ (1403—1424), тибето-китайский стиль.

Как и все произведения этого периода, скульптуру отличает высочайший уровень исполнения. Тело имеет совершенные пропорции, фигура слегка удлиненная, одеяние ниспадает складками, прикрывая только одно плечо. Будда восседает на двойном круглом лотосовом престоле, окаймленном перлами. Сохранилось весьма ограниченное количество скульптур этого периода в крупнейших музеях мира. В различных коллекциях сохранился лишь один образ Будды Шакьямуни, который датируется периодом Юнлэ [17, р. 516-517; 20, р. 68-69]. Следует отметить, что и у этого Будды левая рука расположена в жесте медитации, дхьяна-мудра. У. Шредер опубликовал только два образа Будды Бхайшаджьягуру, хранящихся во дворце Потала [16, vol. II, p. 1253]. Можно предположить, что этот экспонат является одним из уникальных произведений бронзовой пластики из коллекции Государственного Эрмитажа.

Позолота на лице сильно потерта. Скульптура не вскрыта, на дне выгравирована вишва-ваджра.

Будда Амитаюс (рис. 2) (тиб. tshe-dpag-med), «Бесконечная жизнь», почитается как божество, дарующее долголетие и здоровье. Ранние упоминания о Будде Амитаюсе содержатся в «Сукхавативьюха-сутре». В качестве одного из эпитетов Будда Амитабха здесь называется Амитаюсом, обладающим неизмеримой, бесконечной жизнью.

«Полностью культ Будды Амитаюса сформировался в IV в., и благодаря "Амитаюсдхьяна-сутре" (Сутре созерцания Амитаюса) Амитаюс стал восприниматься как относительно самостоятельный Будда. К Будде Амитаюсу стали обращать мольбы о долгой жизни, крепком здоровье и достатке» [1, с. 34]. Амитаюс считается изображением самбхогакайи (тела блаженства) Будды Амитабхи.

Его описание содержится в многочисленных садханах (специальных сочинениях для медитации): «Амитаюс (изображается) с телом красного цвета, с одним лицом и двумя руками. В руках он держит сосуд (калаша), в котором находится напиток бессмертия (амрита)» [12, л. 3а]. Божество сидит в алмазной позе (ваджрасане), руки сложены в жесте медитации (дхьяна-мудра). Иногда он изображается с праджней Чандали [10, с. 158]. Его культ был одним из самых распространенных в буддизме Ваджраяны. В коллекции Государственного Эрмитажа больше всего образов Будды Шакьямуни и Амитаюса. Скульптура подписная. Аналогичная скульптура опубликована Шредером [16, vol. II, p. 1281, il. 358E].

Бодхисаттва Майтрея (рис. 3) (тиб. byams-pa), «любящий, доброжелательный», «владыка, нареченный состраданием», грядущий учитель человечества, Будда и бодхисаттва. Майтрея — единственный бодхисаттва, которого почитают все школы буддизма, и единственный, которого почитает Тхеравада (Хинаяна). «Одно из самых ранних упоминаний имени Майтреи — санскритский текст "Майтреявьякарана", утверждающий, что боги, люди и другие существа будут поклоняться Майтрее, утратят сомнения, и потоки привязанностей их иссякнут, и, по учению Майтреи, они будут вести праведную жизнь» [4, с. 29]. Будда Майтрея пребывает на небесах Тушита.

Другая традиция связывает Майтрею непосредственно с возникновением учения Махаяны. Согласно ей, прославленный основатель буддийской школы йогачаров Асанга4 несколько раз посетил небеса Тушита и там в присутствии будущего Будды постиг сущность Махаяны. Особое место в буддийском пантеоне занимает Майтрея: он может изображаться и как Будда, и как бодхисаттва. Он будет следующим земным Буддой после Шакьямуни, поэтому он наделен явленным телом (нирманакая), но в образе бодхисаттвы он пребывает в теле блаженства (самбхогакая). Майтрея может «изображаться стоящим и сидящим, в короне и украшениях. Он восседает со скрещенными ногами в алмазной позе (ваджрасана) на лотосовом престоле. Руки расположены перед грудью в жесте поворота колеса учения (дхармачакра-мудра). У правого плеча находится лотос, на нем — чакра (колесо учения), у левого плеча на лотосе — сосуд-кундика» [9, с. 112].

Скульптура подписная. У. Шредер публикует аналогичную скульптуру, но сосуд-кундика у Майтреи находится у правого плеча, а не у левого, как у статуэтки из коллекции Эрмитажа [16, vol. II, p. 1251]. Вероятно, образов Майтреи было отлито не так много, как, например, Манджушри.

Авалокитешвара Шадакшари (рис. 4) является одним из главных бодхисаттв тибетского буддизма, олицетворяющим милосердие и сострадание. Его имя означает «наблюдающий за звуками мира». Он имеет более ста восьми форм.

Рис. 3. Бодхисаттва Майтрея. Государственный Рис. 4. Авалокитешвара Шадакшари. Эрмитаж, инв. № У-814. Бронза, литье, Государственный Эрмитаж, инв. № У-766.

позолота, краска. Выс. 17,7 см. Китай, Юнлэ Коллекция Э.Э. Ухтомского. Бронза, литье, (1403—1424), тибето-китайский стиль. позолота, краска. Выс. 19,2 см. Китай, Юнлэ

(1403-1424).

Культ Авалокитешвары (тиб. spyan-ras-gzigs) появился в Индии в первых веках н. э. Буддисты считают «Авалокитешвару воплощением сострадательной мысли всех Будд трех времен: прошлого, настоящего и будущего. "Амитаюрдхьяна-сутра" описывает Авалокитешвару как космического бодхисаттву, чья мандала, диаграмма, изображающая модель вселенной, содержит пятьсот Будд со свитами из бодхисаттв и многочисленных божеств» [5, с. 11-12]. «В более позднем сочинении "Карандавьюха-сутре" Авалокитешвара по своей значимости ставится выше Будд. В "Садханамале" содержится описание пятнадцати форм бодхисаттвы, т. е. начинает формироваться его иконографический канон. <...> В более поздних сочинениях, таких как "Саддхармапундарика", "Самадхираджа-сутра" и "Сурангама-сутра", говорится о тридцати двух формах Авалокитешвары. Б. Бхаттачарийя опубликовал сто восемь иконографических форм этого божества, украшающих один из буддийских храмов Непала [14, р. 401-427]. Но в этой иконографии отсутствует тысячерукая и некоторые другие формы божеств, поэтому ясно, что форм Авалокитешвары значительно больше» [3, с. 176]. Еще сто восемь форм божества из мандалы издал японский исследователь М. Тачикава [18, р. 70-99]. Некоторые из них отличаются от иконографии

Авалокитешвары, опубликованной Б. Бхаттачарьей. Наиболее распространенным изображением Авалокитешвары является его форма Шадакшари (тиб. spyan-ras-gzigs yi-ge drug-pa), к этому образу относится мантра «ом-ма-ни-пад-ме-хум» (тиб. om-ma-ni-pad-me-hum). «Она является одним из главных заклинаний в тибетском буддизме. Она произносится ради блага и спасения живых существ, обитающих в одной из областей сансары, кама-дхату (тиб. 'dong-khams). Шесть слогов соответствуют шести мирам буддийской космологии: 1. небожителей; 2. асуров5; 3. людей; 4. животных; 5. претов6; 6. горячих и холодных адов [2, с. 464]. По буддийским представлениям, важно не просто произносить мантру, но и заниматься созерцанием букв-символов и размышлять над их значением. Слог "ом" создает во внутреннем видении бодхисаттву Авалокитешвару белого цвета, очищающего все грехи и способного переправить мир небожителей в нирвану. Слог "ма" избавляет от зависти и ревности, соответствует Будде Вайрочане синего цвета, который переправляет мир асуров в нирвану. Слог "ни" устраняет привязанности и желания, порождает Будду Ваджрасаттву белого цвета, переправляющего в нирвану мир людей. Слог "пад" избавляет от неведения, создает Будду Ратнасамбхаву желтого цвета, он может переправить в нирвану мир животных. Слог "ме" образует Будду Амитабху красного цвета, обладающего способностью очищать все клеши и алчность, переправлять в нирвану мир претов. Слог "хум" создает Будду Амогхасиддхи зеленого цвета, полностью уничтожающего ошибки и кармические грехи, гнев и ненависть, и адепт обретает способность переправить мир адов в нирвану. На таких мыслях должен сосредоточиться адепт, и они должны заполнить все его сознание [2, с. 465]» [6, с. 73-74]. Мантра соответствует устранению шести коренных аффектов: гордыни, зависти, привязанности, глупости, жадности и агрессивности.

Далай-ламы писали различные сочинения, связанные с культом Авалокитешвары. Одно из сочинений пятого Далай-ламы Агван Лобсан Гьяцо (1617—1682) посвящено «царской» форме Авалокитешвары. Это особая форма одиннадцатиликого божества, когда все верхние лики гневные. Эта форма являлась божеством-покровителем правителей Тибета. Интересно, что в сочинении описан именно Авалокитешвара Шадакшари. Вот как описывает пятый Далай-лама (1617—1682) практику созерцания мандалы Авалокитешвары: «... Возник сияющий свет и появился великий милосердный (Авалокитешвара) с телом белого цвета, одноликий и четырехрукий, основные руки сложены в жесте анджали-мудра, в правой руке — четки и в левой (он) держит белый лотос. (Он имеет) милостивый облик, корону, серьги, ожерелья и украшения на груди; пояс, браслеты на руках и ногах и одеяния из шелка. Его ноги расположены в позе лотоса. божество (обладает) шестислоговой мантрой» [11, л. 4б-5а]. Лотос и сосуд-кундика считаются атрибутами наиболее ранних форм божества, получивших распространение в Восточном Туркестане и Индии [10, с. 197].

Далай-ламы считаются земным воплощением именно этой формы Авалокитешвары. Некоторые исторические деятели Тибета почитались как земные воплощения божества. К ним относятся тибетский царь Сонцэн Гампо (619—649), основатель тибетского государства, многие монахи и иерархи школы карма-кагью. Авалокитешваре посвящено много различных сочинений, он упоминается в «Сукхавативьюха-сутре», «Саддхармапундарике», «Самадхираджа-сутре»,

«Карандавьюха-сутре» и других сочинениях.

Бодхисаттва изображается с четырьмя руками, основные находятся в анджали-мудре (жест поднесения драгоценности), атрибуты в других руках — лотос и четки. Четыре руки бодхисаттвы символизируют пожелания любви, сочувствия, радости и равностности для всех живых существ. Прическа бодхисаттвы украшена буддийской драгоценностью — ратной.

В прическе у него находится миниатюрный образ Амитабхи. На дне скульптуры имеется гравированное изображение вишва-ваджры. Скульптура подписная. У. Шредер опубликовал три аналогичных образа Авалокитешвары [16, vol. II, p. 1275].

Бодхисаттва мудрости Манджушри (рис. 5) «в форме Тикшина держит свои основные атрибуты в двух основных руках: правой — меч, рассекающий тьму невежества, и в левой стебель лотоса, на котором находится книга "Праджняпарамита-сутра". Во второй левой руке бодхисаттва держит лук, стрела из второй правой руки утрачена. Стрела и лук являются традиционными символами оружия медитации и мудрости, они направлены против зла и эгоизма. Восседает бодхисаттва в алмазной позе (ваджрасана). Скульптура подписная. <...> Аналогичные скульптуры находятся в Британском музее, Метрополитене, Музее Востока и в Тибете» [9, с. 105]. Такая иконография наиболее характерна для ранней скульптуры, в более поздней традиции Манджушри изображается с двумя руками.

Рис. 5. Манджушри. Государственный Эрмитаж, инв. № У-834. Коллекция Э.Э. Ухтомского. Бронза, литье, позолота, краска. Выс. 25,5 см. Китай, Юнлэ (1403— 1424), тибето-китайский стиль.

Весьма «популярным в Китае был культ бодхисаттвы Манджушри (Веньшу в китайском варианте). Согласно легендам, почитание Манджушри восходит ко времени императора Минди (28-75 гг. н.э.). Гора Утайшань, "Гора пяти высот" (тиб. п-Ьо rtse-lnga), считается местом пребывания бодхисаттвы мудрости Манджушри и одной из четырех священных гор Китая [13, р. 25]. Ее название происходит от пяти

ТЬе Ай Of Eurasia N0. 4 (15) • 2019

скругленных вершин, северная из которых немного выше остальных и является самой высокой точкой северного Китая. <...> По китайским легендам Будда Шакьямуни поручил Манджушри проповедовать учение в Китае. Считается, бодхисаттва Манджушри часто появляется на горе, принимая обличье паломников, монахов или необычных пятицветных облаков. Такие облака связаны с тем, что Манджушри в своих формах может иметь разный цвет тела: оранжевый, белый, красный, желтый и зеленый» [7, с. 55-56] (см. также [8]).

Земным воплощением Манджушри считал себя Нурхаци (1559—1626), основатель чжурчжэньской династии Поздняя Цзинь, которая была впоследствии переименована в Цин. С этим фактом связана одна из версий смены этнонима: чжурчжэни стали называть себя маньчжурами.

Все китайские императоры династии Цин почитались как земные воплощения Манджушри. «Еще одним весьма почитаемым воплощением Манджушри является линия воплощений пекинских лам Чжанчжа-хутухт» [7, с. 58].

Рис. 6. Рактаямари. Государственный Эрмитаж, инв. № КО-345. Коллекция Э.Э. Ухтомского. Бронза (в сплаве 40% золота), литье. Выс. 17,2 см. Китай, Юнлэ (1403-1424), тибето-китайский стиль.

Рис. 7. Бодхисаттва Авалокитешвара в форме Кхасарпана. Государственный Эрмитаж, инв. № КО-76. Бронза, литье, позолота, краска. Выс. 25 см. Китай, Сюаньдэ (14251435), тибето-китайский стиль.

«Рактаямари, "враг Ямы красного цвета" (рис. 6) (тиб. gshed-dmar), является одной из форм Ямантаки, победителя владыки смерти, бога Ямы. Рактаямари является одной из гневных форм Манджушри, бодхисаттвы мудрости. Левой рукой он обнимает

ТЬе Ал Of Ешжха N0. 4 (15) • 2019

праджню, свою женскую ипостась, Ваджраветали. У них в левых руках находятся капалы (чаши из человеческих черепов), наполненные кровью. В правой руке Рактаямари держит жезл, верх которого обломан. Ваджраветали в правой руке сжимает ритуальный кинжал особой формы (карттрика). Эта пара попирает ногами бога смерти Яму, индуистское божество, лежащего на быке. В левой руке он держит аркан (лассо), атрибут из правой руки утрачен» [9, с. 102]. Скульптура подписная. Является уникальным памятником, не имеющим аналогий в мире. Та аналогия, которая опубликована У. Шредером, была отлита из бронзы и позолочена. Данная скульптура не золоченая, Рактаямари отличается тончайшей проработкой деталей, какая обычно не встречается даже при династии Мин. Особенно выразительны ленты, покрытые тонким растительным орнаментом, и проработка деталей одеяний. Скульптор демонстрирует поистине ювелирное мастерство при изображении деталей одежды и украшений божеств. В то же время он не применяет никаких нововведений в иконографии или в стиле скульптуры этого времени. Основные особенности, присущие минской скульптуре, и здесь четко выражены.

Еще одна скульптура датируется чуть более поздним временем. Бодхисаттва Авалокитешвара в форме Кхасарпана (рис. 7) восседает на лотосе, одна нога спущена с престола (лалитасана). В обеих руках он держит стебли лотосов, правая рука находится в жесте «дающем благо» (варада-мудра), левая рука расположена перед грудью в жесте поучения (витарка-мудра). Сзади за центральным зубцом короны находится миниатюрное изображение Будды Амитабхи. Бутон лотоса у правой руки утрачен, центральный зубец короны и пальцы левой руки слегка погнуты.

В целом скульптура периода Сюаньдэ повторяет стилистические особенности стиля Юнлэ. Но у бодхисаттв становятся более массивные плечи, менее тонкая талия, более широкие лепестки лотосов у престола, более крупное «жемчужное ожерелье», обрамляющее лотосовый престол сверху и снизу. Скульптуры этого периода еще остаются выдающимися произведениями бронзовой пластики.

Все скульптуры периода правления Юнлэ можно отнести к самым лучшим произведениям тибето-китайской бронзовой пластики, считающимся непревзойденными мировыми шедеврами.

Примечания

1. Эспер Эсперович Ухтомский (1861—1921) — камергер Николая II, дипломат, ориенталист. Коллекционер, публицист.

2. Петр Кузьмич Козлов (1863—1935) — выдающийся русский путешественник, исследователь Центральной Азии, участник и руководитель многих экспедиций.

3. Агафон Карлович Фаберже (1876—1951) — второй сын Карла Густавовича Фаберже, знаменитого российского ювелира, был известным коллекционером восточного искусства и собирал европейские марки и другие предметы.

4. Асанга — выдающийся буддийский мыслитель, знаменитый многими трудами, один из основателей школы йогачара, старший брат Васубандху, жил в IV в.

5. Асуры — в буддизме и индуизме божества низкого ранга, иногда называются демонами, титанами, полубогами, гигантами. Это связано с тем, что асуры находятся в бинарной оппозиции к богам. В буддийской психологии состоянием сознания мира

ТЬе Ай Of Еш^а N0. 4 (15) • 2019

асуров считается переживание ярости и силы, когда ищется причина или обоснование, чтобы вступить в драку, невозможность оставаться спокойным и решить проблемы мирным путем. При изображении шести буддийских миров (сансары) асуров помещают рангом выше людей, но ниже богов.

6. Преты — в буддийской мифологии голодные духи, которые не могут удовлетворить своих желаний. Так, например, несмотря на изобилие пищи в преталоке (одна из шести сфер сансары, где преты живут), преты не могут насытиться, ибо животы у них огромные, а рты не больше чем игольное ушко. Претами рождаются те, кто в прошлой жизни был скупым, жестоким и прожорливым. Существуют три вида прет.

1. Андросов В.П. Словарь индо-тибетского и российского буддизма: главные имена, основные термины и доктринальные понятия. — М.: Вестком, 2000. — 200 с.

2. Дандарон Б.Д. Содержание мантры ОМ-МА-НИ-ПАД-МЕ-ХУМ // Труды по востоковедению. Т. 2, Ученые записки Тартуского государственного университета. Вып. 313. - Тарту, 1973. - С. 473-477.

3. Елихина Ю.И. Иконография бодхисаттвы Авалокитешвары в искусстве буддизма / / Тибетология в Санкт-Петербурге. Сборник статей. Выпуск 1. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2014. — С. 173-191.

4. Елихина Ю.И. Иконография Майтреи в искусстве буддизма // Буддийское искусство в прошлом и настоящем. Материалы круглого стола (Санкт-Петербург, 24 февраля 2012 г.). — СПб.: Алмазный путь, 2013. — С. 29-40.

5. Елихина Ю.И. Культ бодхисаттвы Авалокитешвары и его земных воплощений в истории тибетской государственности VII—XIX вв. / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. — СПб.: Институт востоковедения Российской академии наук, 2006. — 20 с.

6. Елихина Ю.И. Культ Бодхисаттвы Авалокитешвары и его земных воплощений в Монголии // Гуманитарные исследования Внутренней Азии. — 2008. — № 2/3. — С. 72-75.

7. Елихина Ю.И. Культы основных бодхисаттв и их земных воплощений в истории и искусстве буддизма. — СПб: Филологический факультет СПбГУ; «Нестор-История», 2010. — 292 с.

8. Елихина Ю.И. Тангка из коллекции Эрмитажа с изображением горы Утайшань // Труды Государственного Эрмитажа. Эрмитажные чтения памяти В.Г. Луконина, 2007-2012 / Ред. И.В. Кротевич. — Т. LXXII. — СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2014. — С. 143-151.

9. Елихина Ю.И. Тибетская коллекция Государственного Эрмитажа // Страны и народы Востока. Вып. XXXV: коллекции, тексты и их «биографии» / под ред. И.Ф. Поповой, Т.Д. Скрынниковой. — СПб.: Институт восточных рукописей РАН, 2014. — С. 95-116.

10. Елихина Ю.И., Самосюк К.Ф. «Обитель милосердия». Искусство тибетского буддизма: каталог выставки. — СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2015. —

11. «rgyal-lugs-kyi thugs-rje сЬеп-роЧ las-byang пуьта snying-po Ь2Ь^^о» (Садхана и ритуал, связанные с (культом) Авалокитешвары в царской форме). Институт восточных рукописей РАН, тибетский фонд, инв. № В-8597/3. (На тибетском языке)

Литература

510 с.

12. «tshe-dpag-med grub rgyal lugs-kyi ril-bu sgrub-thabs bzhugs-so» (Садхана (под названием) пилюля традиции Дуб Гьял (для созерцания) Амитаюса). Государственный Эрмитаж, инв. № КО-1083. (На тибетском языке)

13. Banerjee R. Ashtamahabodhisattva. The eight Great Bodhisattvas in Art and Literature. New Delhi, 1994.

14. Bhattacharyya B. The Indian Buddhist Iconography, New Delhi, 1968.

15. Karmay H., Early Sino-Tibetan Art. Warminster, 1975.

16. Schroeder U. Buddhist Sculptures in Tibet. Vol. I-II, Hong Kong, 2001.

17. Schroeder U. Indo-Tibetan Bronzes. Hong Kong, 1981.

18. Tachikawa M. Mandala Deities. The Senri Foundation, Osaka, 2011.

19. Thurman R., Rhie M., Wisdom and Compassion: The sacred art of Tibet. N.Y., 1991.

20. Watt J., Leidy D. Defining Yongle. Imperial Art in Early Fifteenth-Century China. NY,

2005.

Статья поступила в редакцию 15.11.2019 г.

DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.04.009

CHINESE BRONZE SCULPTURE MASTERPIECES FROM THE BEGINNING OF THE 15TH CENTURY IN THE COLLECTION

Elikhina Julia Igorevna PhD in History,

Leading Researcher of Oriental Department,

Curator of Tibetan, Mongolian

and Khotanese collections,

The State Hermitage Museum;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Docent of St. Petersburg State University.

Russia, St. Petersburg.

julia-elikhina@yandex.ru

The article describes rare Buddhist sculptures belonging to the Tibetan-Chinese style from the collection of the State Hermitage Museum. The author notes the features of the mutual influence of Chinese sculpture of the Yongle period and Tibetan and Nepalese bronze plastics. The article contains a detailed analysis of bronze sculptures of the 15th century: Buddha Shakyamuni, Avalokiteshvara Shadakshari, Bodhisattva Maitreya, Manjushri, Amitayus and Raktayamari of the Yongle period and sculptures of Avalokiteshvara in the form of Khasarpan of the Xuande period.

Keywords: bronze sculpture; Buddhist art; Yongle; Xuande; Tibeto-Chinese style; collection; State Hermitage Museum.

Bibliographic description for citation:

Elikhina Yu.I. Chinese bronze sculpture masterpieces from the beginning of the 15th century in the collection of the State Hermitage. Iskusstvo Evrazii — The Art of Eurasia, 2019, No. 4 (15), pp. 141-154. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.04.009. Available at: https://readymag.com/u50070366/1641189/17/ (In Russian).

1. Androsov V.P. Slovar' indo-tibetskogo i rossiiskogo buddizma: glavnye imena, osnovnye terminy i doktrinal'nye ponyatiya [Dictionary of Indo-Tibetan and Russian Buddhism: main names, basic terms and doctrinal concepts]. Moscow, Westcom, 2000. 200 p. (In Russian)

2. Dandaron B.D. Soderzhanie mantry OM-MA-NI-PAD-ME-KhUM [The content of the mantra OM-MA-NI-PAD-ME-HUM]. In: Trudy po vostokovedeniyu. T. 2, Uchenye zapiski Tartuskogo gosudarstvennogo universiteta. Vyp. 313 [Proceedings in Oriental Studies. Vol. 2, Scientific notes of Tartu State University. Issue 313]. Tartu, 1973, pp. 473-477. (In Russian)

3. Elikhina Yu.I. Ikonografya bodkhisatty Avalokiteshvary v iskusstve buddizma [Iconography

OF THE STATE HERMITAGE

Abstract

References

of the Bodhisattva Avalokiteshvara in the Art of Buddhism]. In: Tibetologiya v Sankt-Peterburge. Sbornik statei. Vypusk 1 [Tibetology in St. Petersburg. Collected papers. Issue 1]. St. Petersburg, St. Petersburg Centre for Oriental Studies Publishers, 2014, pp. 173-191. (In Russian)

4. Elikhina Yu.I. Ikonografiya Maitrei v iskusstve buddi%ma [Iconography of Maitreya in the Art of Buddhism]. In: Buddiiskoe iskusstvo vproshlom i nastoyashchem. Materialy kruglogo stola (Sankt-Peterburg, 24 fevralya 2012 g.). [Buddhist art in the past and present. Materials of the round table (St. Petersburg, February 24, 2012)]. St. Petersburg, Almaznyi put', 2013, pp. 29-40. (In Russian)

5. Elikhina Yu.I. Kul't bodkhisattiy Avalokiteshvary i ego zemnykh voploshchenii v istorii tibetskoi gosudarstvennosti VII—XIX vv. [The cult of the bodhisattva Avalokiteshvara and his earthly incarnations in the history of Tibetan statehood of the 7th — 19th centuries. Abstract of thesis for the degree of candidate of historical sciences]. St. Petersburg, Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences, 2006. 20 p. (In Russian)

6. Elikhina Yu.I. Kul't Bodkhisattiy Avalokiteshvary i ego %emnykh voploshchenii v Mongolii [The cult of the Bodhisattva Avalokiteshvara and his earthly incarnations in Mongolia]. Gumanitarnye issledovaniya Vnutrennei A%ii — Humanities research of Inner Asia, 2008, No. 2/3, pp. 72-75. (In Russian)

7. Elikhina Yu.I. Kul'ty osnovnykh bodkhisatv i ikh %emnykh voploshchenii v istorii i iskusstve buddi%ma [Cults of the main bodhisattvas and their earthly incarnations in the history and art of Buddhism]. St. Petersburg, St. Petersburg State University; Nestor-Istoriya, 2010. 292 p. (In Russian)

8. Elikhina Yu.I. Tangka i%_ kollektsii Ermita%ha s i%obra%heniem gory Utaishan' [Tangka from the Hermitage collection with the image of Mount Utaishan]. In: Trudy Gosudarstvennogo Ermita%ha. Ermita%hnye chteniya pamyati V.G. Lukonina, 2007—2012 [Transactions of the state Hermitage. In memoriam V. G. Lukonin, 2007-2012. Ed. I.V. Krotevich]. Vol. 72. St. Petersburg, State Hermitage Museum, 2014, pp. 143-151. (In Russian)

9. Elikhina Yu.I. Tibetskaya kollektsiya Gosudarstvennogo Ermita%ha [Tibetan collection of the State Hermitage Museum]. In: Strany i narody Vostoka. Vyp. XXXV: kollektsii, teksty i ikh «biografii» [Countries and peoples of the East. Vol. 35: collections, texts and their «biographies». Ed. I.F. Popova, T.D. Skrynnikova]. St. Petersburg: Institute of Oriental Manuscripts of the Russian Academy of Sciences, 2014, pp. 95-116. (In Russian)

10. Elikhina Yu.I., Samosyuk K.F. «Obitel' miloserdiya». Iskusstvo tibetskogo buddi%ma: katalog vystavki [«Abode of charity». Tibetan buddhist art: Exhibition Catalog]. St. Petersburg, State Hermitage Museum, 2015. 510 p. (In Russian)

11. «rgyal-lugs-kyi thugs-rje chen-po'i las-byang nyi-ma snying-po b^hug-so». Sadhana and the ritual associated with (cult) Avalokiteshvara in royal form. Institute of Oriental Manuscripts RAS, Tibetan Fund, inv. No. B-8597/3. (In Tibetan)

12. «tshe-dpag-med grub rgyal lugs-kyi ril-bu sgrub-thabs b^hugs-so». Sadhana (called) the pill of the tradition of Oak Gyal (for contemplation) of Amitayus. State Hermitage Museum, inv. No. KO-1083. (In Tibetan)

13. Banerjee R. Ashtamahabodhisattva. The eight Great Bodhisattvas in Art and Literature. New Delhi, 1994. (In English)

14. Bhattacharyya B. The Indian Buddhist Iconography, New Delhi, 1968. (In English)

15. Karmay H., Early Sino-Tibetan Art. Warminster, 1975. (In English)

16. Schroeder U. Buddhist Sculptures in Tibet. Vol. I-II, Hong Kong, 2001. (In English)

17. Schroeder U. Indo-Tibetan Bronzes. Hong Kong, 1981. (In English)

18. Tachikawa M. Mandala Deities. The Senri Foundation, Osaka, 2011. (In English)

19. Thurman R., Rhie M., Wisdom and Compassion: The sacred art of Tibet. N.Y., 1991. (In English)

20. Watt J., Leidy D. Defining Yongle. Imperial Art in Early Fifteenth-Century China. NY, 2005. (In English)

Received: November 15, 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.