ориентированного физического воспитания студентов // Современные проблемы науки и образования. - 2017.
- № 4. - С. 140.
21. Драндров Г.Л., Авксентьев Е.Н., Бурцев В.А. Характеристика готовности студентов к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности // Фундаментальные исследования. - 2014. -№ 9-11. - С. 2550-2555.
22. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Теория и методика подготовки будущих учителей физической культуры к профессиональной творческой деятельности, Чебоксары, 2014.
23. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Кудяшев М.Н. Формирование мотивации к занятиям физической культурой у взрослого населения // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2013. - № 1-2 (77). - С. 51-57.
24. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Шамгуллин А.З. Сущностно-содержательная характеристика физкультурной компетентности студентов // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 11-4. - С. 767-771.
25. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Шамгуллин А.З. Характеристика интереса студентов к физической культуре // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 3-2. - С. 383-387.
26. Драндров Г.Л., Хворонова Г.В., Бурцев В.А. Сущность и содержание спортивной ориентации как личностной характеристики юных спортсменов // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 9-8. -С. 1836-1839.
27. Захарова Г.П., Баранова Э.А., Васильева Н.Н., Дерябина М.Ю., Семенова Т.Н., Парфенова О.В., Велиева С.В., Гусева Т.С., Иванова Н.В., Никоноров В.Т., Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Варламова М.Е., Ильина Л.Л., Быкова О.Н., Мустафина А.Р., Викторова Е.И. Инновации в дошкольном образовании: учебное пособие / Под общей редакцией Г.П. Захаровой. Москва, 2014.
28. Зорин С.Д., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Показатели социально-психологического климата в коллективе и критерии привлекательности бригадных форм работы тренеров по легкой атлетике // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 6-1. - С. 170-174.
29. Зорин С.Д., Лащенов В.И., Бурцев В.А. Исследование показателей ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 2.
- С. 46.
30. Кожанов В.И., Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Применение системы рейтингового контроля в управлении физическим воспитанием студентов. - Чебоксары, 2014.
31. Мугаллимова Н.Н., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Взаимосвязь учебно-познавательных видов деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры личности // В сборнике: Современные проблемы и перспективы развития системы подготовки спортивного резерва в преддверии XXXI Олимпийских игр в Рио-Де-Жанейро Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. Поволжская ГАФКСиТ. - 2015. - С. 392-394.
32. Софронов И.Л., Драндров Г.Л., Бурцев В.А. Формирование спортивной культуры студентов на основе спортивных игр // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. - 2012. - № 1. - С. 79-87.
33. Чапурин М.Н., Симзяева Е.Н., Бурцев В.А. Физкультурно-спортивная деятельность студентов вуза как специфический вид активности // Вестник Российского университета кооперации. - 2014. - № 1 (15). -С. 76-80.
Педагогика
УДК 37.026.9
кандидат педагогических наук, доцент Евдокимова Марина Германовна
Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Иркутск)
УЧЁТ ОСОБЕННОСТЕЙ НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА ТАДЖИКОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ (НА ПРИМЕРЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ)
Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос об изучении национального характера таджиков, обучающихся в военизированном образовательном учреждении. Особенности проявления характера отражаются в речевом поведении, что является важным условием в изучении иностранного языка, как методологический компонент в лингводидактике.
Ключевые слова: таджики, национальный характер, этнические особенности, речевое поведение. Annotation. This article discusses the issue of the national character of Tajiks studying in a militarized educational institution. Features of the manifestation of character are reflected in Tajiks speech behavior, which is an important condition in the study of a foreign language, as a methodological component in language education. Keywords: Tajiks, national character, ethnic characteristics, speech behaviour.
Введение. Мир сегодня объединен заботой о современном образовании, которое должно приобрести черты поликультурного образования и при котором не должны нивелироваться особенности национального характера. Образование становится международным, а это значит, возникает возможность оценивать образовательные явления с позиции любой личности, разных культур, иной социально-экономической системы.
В решении проблем мирового образования принимаются проекты и программы образовательных систем. Среди крупных международных проектов рассмотрим две, которые имеют непосредственное значение для образовательного процесса Восточно-Сибирского института МВД России:
• проект Эразмус позволяет студентам обучаться в образовательной организации другой европейской страны;
• программа Лингва имеет многоступенчатую платформу обучения иностранному языку, начиная с начальной образовательной школы.
В рабочей программе процесс изучения дисциплины «Иностранный язык» по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность направлен на формирование общекультурной компетенции (ОК-11), -
способности к деловому общению, профессиональной коммуникации на одном из иностранных языков. Таким образом, основной целью обучения иностранному языку является обучение курсантов и слушателей реплицированию, умению взаимодействовать как в диалоге, так и полилоге, умению слушать и понимать мысль собеседника. А главное уважать мнение своего партнера по диалогу; пользоваться как лингвистическими, так и этикетными формами общения, которые базируются не только на эмоционально-оценочном уровне говорящего, но и на особенностях национального характера участников процесса говорения.
Коллектив курсантов многонационален и состоит он из коренных народов Сибири, русских и представителей Среднеазиатских стран. В нашем случае мы рассмотрим, какие взаимоотношения в рамках изучения иностранного языка при обучении говорению будут складываться в группе СЭ-14 (судебная экспертиза) среди русских курсантов и слушателей таджикской национальности.
Изложение основного материала статьи. Целью данной статьи является изучение национального характера таджиков в русскоязычном коллективе для выявления этнических особенностей, необходимых при учёте выбора лингвистических и этических инструментов ведения разговора.
Для начала определимся с понятием «национальный характер».
И.С. Кон определял национальный характер как совокупность исторических предпосылок, способствующих укладу быта народа, а вместе с тем развитию психических черт, и образов действия присущих определённому групповому сознанию. Нельзя не отметить и тот факт, что влияние на формирование национального характера оказывали и климатические, и географически условия. Такое понимание вопроса было затронуто его Геродотом. Следует отметить, что в Новое время Монтескье считал «народный дух» природосообразным среды обитания и климата [Кон., с. 228].
По словам Г.Г. Шпата «духовный уклад» народа всегда исторически изменялся, но отражал самобытность, присущую данному этносу. Однако он отмечал, что человеку свойственно не «произвольно» приспособиться к укладу другого народа, но путём длительного исторического процесса, что будет характеризовать его этническую идентификацию. Значит, исходя из этого суждения, человек не будет отрицать своё субъективное осознание принадлежности к своему народу до тех пор, пока не произошла полная этнизация личности.
Современное евразийство (в лице Л.Н. Гумилёва) видит причину способности Homo Sapiens приспосабливать и обживать различные климатические районы, причём сохраняя свои этнические особенности. Такая способность выражается противопоставления себя другому народу по принципу «Это мы, все прочие - иные». Чем больше проявляется это противопоставление, тем упорядочено сохраняются этнические особенности с присущим стереотипом поведения народа.
Рассмотрим общие характеристики национальных черт русских и таджиков.
Изучая характер современного русского народа в своих исследованиях, К.К. Почебут выделил такие черты, как доброта, милосердие, отзывчивость, щедрость, взаимопомощь, гостеприимство. Не менее ценными в его трудах были отмечены такие характеристики поведения русского человека, как ориентация на справедливость, склонность философствовать, широта души, альтруизм.
К. Мяло также выделял в своих ранних работах такое качество русского характера, как справедливость, которая проявлялась как некая правда, занимающая высшую позицию над законом.
Интересно заметить и то, что К. Мяло выделял такую поведенческую черту у русских, как соборность, которая исторически сложилась из русского института власти, смысл которой заключался «ощущением чудо души как близкой», как социальная проекция земского собора в первоначальном смысле [Мяло, с. 85].
Очень близкую черту русского народа по смыслу к соборности выделил Н. Бердяева: коллективизм. Он всегда видел, что «природа» русского человека сильнее, чем у других народов, не смотря на то, что огромное влияние на формирование русского государство на протяжении многих веков оказывал Запад. Русский народ по своей структуре всегда был частью Востока, с присущим ему коллективным разумом [Берд., с. 8].
Есть определённые сходства в этом и у таджиков.
Представим базовую модель таджикского национального характера.
В своих трудах З.А. Авганова отмечает 6 основных черт национального характера таджиков, которые были сформированы в результате многих веков, исторических оправдывающих их существование.
Самой доминантой чертой таджиков автор выделяет гостеприимство. Даже самый бедный человек всегда поделить со своего дастархана последним куском хлеба, чтобы угостить незнакомца, дать ему кров и напутствующее слово.
Миролюбие стало одной из главных черт таджикского народа. На протяжении многих веков народ подвергался внешнему нападению. И всякий раз терпел тяготы и подневольный труд. Ни набеги кочевников, и вторжение А. Македонского не сломили дух миролюбивого народа.
И только труд облагораживал их быт, закалял их характер, что позволил выковать такую черту, как терпимость.
Почитание старших как старейших по возрасту и званию является также национальной чертой таджикского характера.
Неотъемлемой чертой характера таджика является почитание знаний. К знаниям народ стремился всегда. Мировым наследием в культуре народа являются древние письменные памятники, как «Авесты», а философские мысли Рудаки, Шахнаме Фирдоуси, Китоб - уш-Шифо - Авиценны и Маснавии Махнави Дж. Руми.
Труд не только приводил к познанию нового, но и объединял народ. Этому и способствовала исламская религия, которая культивировала в сознании народа психологию «общинности» «умма», такая психология трактовала равенство среди всех и подчинение коллективной воле [Ав, с. 16].
Однако З.А. Авганова отмечает и отрицательные черты характера как раболепство, сложившееся в результате набегов внешних врагов за длительный исторический период.
В целом картина двух народов предопределена и объединена не только близостью проживания и климатом, но и тем, что оба этноса принадлежат одной большой индоевропейской языковой семье. Безусловно группа языков различна. Русский язык относится к славянской группе, таджикский язык - к иранской группе, соответственно культурные ценности языка сохраняют свою самобытность, то есть концептуальную картину мира.
С целью выявления и подтверждения о выше представленных особенностях национального характера русских курсантов и слушателей таджиков, свойственных в речевом поведении народов было проведено тестирование по методу диагностики «Изучение самооценки личности» с помощью процедуры ранжирования.
Сделаем оговорку. Курсантам и слушателям было предложено оценить 20 качеств личности нации в колонке «идеал» от 1 до 20 баллов по тому, в какой мере они им импонируют. Далее в колонке «Я» испытуемый ранжирует эти же качества присущие своей нации. Между желаемым и реальным уровнем каждого качества определяется разность которая возводится в квадрат далее подсчитывается сумма квадратов и по формуле г = (1 - 0,00075 Zd2):n (где п - количество качеств личности) определяется процент корреляции.
Чем ближе коэффициент к 1,2 (от 0,7 до 1,2), тем выше самооценка, и наоборот. Об адекватной самооценке свидетельствует коэффициент от 0,04 до 0,4.
Испытанию подверглись 5 таджиков слушателей и 10 русских курсантов. В результате оценивания респондентов были сделаны сводные таблицы по каждой национальности.
Таблица 1
Самооценка личности таджика в речевом поведении
Идеал Качества личности «Я» Разница Коэффициент корреляции
d d2
20 Лидерство 16 4 16 0,8
18 Уважительность 16 2 4 0,2
16 Уступчивость 12 4 16 0,8
19 Кротость 17 2 4 0,2
17 Вспыльчивость 19 2 4 0,2
19 Терпеливость 17 2 4 0,2
15 Упрямство 13 2 4 0,2
13 Медлительность 10 3 9 0,4
15 Нерешительность 10 5 25 1,2
17 Увлекаемость 14 3 9 0,4
16 Пассивность 14 2 4 0,2
16 Коллективность 14 2 4 0,2
15 Обособленность 10 5 25 1,2
18 Отзывчивость 20 -2 4 0,2
17 Доверчивость 20 - 9 0,4
18 Послушание 19 -1 1 0,04
14 Беспечность 18 -4 16 0,8
18 Застенчивость 19 -1 1 0,04
14 Осторожность 16 -2 4 0,2
14 Милосердие 17 -3 9 0,4
Далее представим таблицу ранжирования качеств личности русского этноса.
Таблица 2
Самооценка личности русского в речевом поведении
Идеал Качества личности «Я» Разница Коэффициент
корреляции
d d2
20 Лидерство 18 2 4 0,2
9 Уважительность 7 2 4 0,2
16 Уступчивость 12 4 16 0,8
19 Кротость 15 4 16 0,8
17 Вспыльчивость 19 -2 4 0,2
20 Терпеливость 18 2 4 0,2
15 Упрямство 13 2 4 0,2
13 Медлительность 10 3 9 0,4
15 Нерешительность 10 5 25 1,2
17 Увлекаемость 14 3 9 0,4
12 Пассивность 14 -2 4 0,2
18 Коллективность 20 -2 4 0,2
10 Доброжелательность 11 1 1 0,04
19 Отзывчивость 20 1 1 0,04
15 Доверчивость 12 3 9 0,4
8 Послушание 11 4 16 0,8
18 Беспечность 17 1 1 0,04
6 Застенчивость 11 5 25 1,2
10 Осторожность 16 4 16 0,8
14 Милосердие 17 3 9 0,4
По результатам подсчёта коэффициента корреляции из перечисленных выделенных качеств, очевидно, что самооценка таджиков (15 качеств личности) и русских (14 качеств личности) является объективной и отражает не только характер представленного этноса, но и его поведение в речевом акте, что является важным условием при выборе партнёра по диалогу и речевых клише согласно заданной ситуации.
Выводы. Выявление этнических особенностей в многонациональном коллективе представляет методологическую форму исследования качеств личности. Как считает Кургалеева Е.Е., на социализацию личности влияют не только исторические предпосылки, но «среда и условия обучения в военизированном вузе, которые предъявляют достаточно жёсткие требования к личности курсанта.
Курсанту первого курса приходится осваивать большое количество новых понятий и представлений, знакомиться с множеством совершенно новых для него жизненных явлений и ситуаций.
Первый курс обучения является нелёгким для курсантов годом, в течение которого они проходят через сложные и многообразные процессы адаптации к условиям обучения и жизни в вузе МВД, взросления и роста самосознания. Курсанты ещё не вполне осознали сущность требований, не овладели приёмами их выполнения. Происходит изменение прежних моделей поведения, формирование новых привычек.
Выбор форм и методов обучения и воспитания осуществляется на основе глубокого и всестороннего изучения индивидуально-психологических особенностей и качеств личности курсантов и направлен на активизацию самостоятельной познавательной деятельности курсантов» [Кур., с. 69-70].
Следовательно, в учебном процессе необходимо учитывать не только этнизацию, но и социализацию личности для формирования речевого поведения при изучении профессионального иностранного языка.
Литература:
1. Авганова Зарина Асламовна. «Национальный характер как объект социально-философского анализа» Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук. Душанбе. -2007 - 24 с. URL: (на примере таджикской нации) http://cheloveknauka.com/v/194103/a#?page=22
2. Кургалеева Е.Е. Современные проблемы адаптации курсантов вуза МВД к военно-учебным условиям в контексте становления субъектной позиции // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. 2014. № 1 (68). С. 69-76.
3. Проблемы этносемантики. Сборник научно-аналитических обзоров // ИНИОН РАН, М., 1995. - 167 с.
Педагогика
УДК 37.013
адъюнкт Ермолов Михаил Вячеславович
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации (г. Москва)
ВАЖНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ
ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Аннотация. В данной статье автор, опираясь на негативные тенденции процесса глобализации в культурологическом аспекте жизни российского народа аргументированно обосновывает необходимость и важность профессионально-этического воспитания будущих специалистов. Кроме того, автором приведены доводы о различи духовно-нравственного и профессионально-этического воспитания, о их взаимодействии и взаимодополнении.
Ключевые слова: профессиональная этика, профессионально-этическое воспитание, профессионально-этические качества, воспитание, методы воспитания, форма воспитания, средства воспитания, духовно-нравственное воспитания, нравственность, профессиональное воспитание, глобализация, культура, культурная глобализация.
Annotation. In this article, the author, based on the negative trends of the globalization process in the cultural aspect of the life of the Russian people, substantiated the necessity and importance of the professional and ethical upbringing of future specialists. In addition, the author presented arguments about the difference of spiritual and moral and professional and ethical upbringing, about their interaction and complementarity.
Keywords: professional ethics, professional and ethical upbringing, professional and ethical qualities, upbringing, methods of upbringing, form of upbringing, means of upbringing, spiritual and moral upbringing, morality, professional upbringing, globalization, culture, cultural globalization.
Введение. В современном мире все с большой силой набирает обороты процесс всемирной глобализации. Что же такое глобализация? Что она несет в себе относительно социокультурного аспекта жизни народов в общем и российского народа в частности? Какого ее влияние на культуру российского народа? И как бороться с ее негативными проявлениями? Именно на эти и многие другие вопросы сегодня пытаются ответить отечественные ученные.
Мы тоже попробуем углубиться и разобраться в данных вопросах, а также ответить на вопрос что же такое профессионально-этическое воспитание и какова его роль в воспитании российского народа в условиях глобализации?
И так, прежде чем приступать к выявлению роли профессионально-этического воспитания необходимо дать определение и характеристику процессу глобализации.
Изложение основного материала статьи. Термин «глобализация» обладает неоднозначным и спорным значением. Так, в общих чертах глобализация - это процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации. Однако существует более 150 определений данного термина, которые зависят в основном от аспекта рассмотрения (социокультурный, экономический, технический, политический и т.д.). Данный факт свидетельствует о его неоднозначности, сложности и неразработанности.
Нас же в основном интересует культурологический подход к рассмотрению данного вопроса. Кононенко Б.И. в своем Большом словаре по культурологии термин «глобализация» определяет следующим образом: