По результатам подсчёта коэффициента корреляции из перечисленных выделенных качеств, очевидно, что самооценка таджиков (15 качеств личности) и русских (14 качеств личности) является объективной и отражает не только характер представленного этноса, но и его поведение в речевом акте, что является важным условием при выборе партнёра по диалогу и речевых клише согласно заданной ситуации.
Выводы. Выявление этнических особенностей в многонациональном коллективе представляет методологическую форму исследования качеств личности. Как считает Кургалеева Е.Е., на социализацию личности влияют не только исторические предпосылки, но «среда и условия обучения в военизированном вузе, которые предъявляют достаточно жёсткие требования к личности курсанта.
Курсанту первого курса приходится осваивать большое количество новых понятий и представлений, знакомиться с множеством совершенно новых для него жизненных явлений и ситуаций.
Первый курс обучения является нелёгким для курсантов годом, в течение которого они проходят через сложные и многообразные процессы адаптации к условиям обучения и жизни в вузе МВД, взросления и роста самосознания. Курсанты ещё не вполне осознали сущность требований, не овладели приёмами их выполнения. Происходит изменение прежних моделей поведения, формирование новых привычек.
Выбор форм и методов обучения и воспитания осуществляется на основе глубокого и всестороннего изучения индивидуально-психологических особенностей и качеств личности курсантов и направлен на активизацию самостоятельной познавательной деятельности курсантов» [Кур., с. 69-70].
Следовательно, в учебном процессе необходимо учитывать не только этнизацию, но и социализацию личности для формирования речевого поведения при изучении профессионального иностранного языка.
Литература:
1. Авганова Зарина Асламовна. «Национальный характер как объект социально-философского анализа» Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук. Душанбе. -2007 - 24 с. URL: (на примере таджикской нации) http://cheloveknauka.com/v/194103/a#?page=22
2. Кургалеева Е.Е. Современные проблемы адаптации курсантов вуза МВД к военно-учебным условиям в контексте становления субъектной позиции // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. 2014. № 1 (68). С. 69-76.
3. Проблемы этносемантики. Сборник научно-аналитических обзоров // ИНИОН РАН, М., 1995. - 167 с.
Педагогика
УДК 37.013
адъюнкт Ермолов Михаил Вячеславович
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации (г. Москва)
ВАЖНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ
ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Аннотация. В данной статье автор, опираясь на негативные тенденции процесса глобализации в культурологическом аспекте жизни российского народа аргументированно обосновывает необходимость и важность профессионально-этического воспитания будущих специалистов. Кроме того, автором приведены доводы о различи духовно-нравственного и профессионально-этического воспитания, о их взаимодействии и взаимодополнении.
Ключевые слова: профессиональная этика, профессионально-этическое воспитание, профессионально-этические качества, воспитание, методы воспитания, форма воспитания, средства воспитания, духовно-нравственное воспитания, нравственность, профессиональное воспитание, глобализация, культура, культурная глобализация.
Annotation. In this article, the author, based on the negative trends of the globalization process in the cultural aspect of the life of the Russian people, substantiated the necessity and importance of the professional and ethical upbringing of future specialists. In addition, the author presented arguments about the difference of spiritual and moral and professional and ethical upbringing, about their interaction and complementarity.
Keywords: professional ethics, professional and ethical upbringing, professional and ethical qualities, upbringing, methods of upbringing, form of upbringing, means of upbringing, spiritual and moral upbringing, morality, professional upbringing, globalization, culture, cultural globalization.
Введение. В современном мире все с большой силой набирает обороты процесс всемирной глобализации. Что же такое глобализация? Что она несет в себе относительно социокультурного аспекта жизни народов в общем и российского народа в частности? Какого ее влияние на культуру российского народа? И как бороться с ее негативными проявлениями? Именно на эти и многие другие вопросы сегодня пытаются ответить отечественные ученные.
Мы тоже попробуем углубиться и разобраться в данных вопросах, а также ответить на вопрос что же такое профессионально-этическое воспитание и какова его роль в воспитании российского народа в условиях глобализации?
И так, прежде чем приступать к выявлению роли профессионально-этического воспитания необходимо дать определение и характеристику процессу глобализации.
Изложение основного материала статьи. Термин «глобализация» обладает неоднозначным и спорным значением. Так, в общих чертах глобализация - это процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации. Однако существует более 150 определений данного термина, которые зависят в основном от аспекта рассмотрения (социокультурный, экономический, технический, политический и т.д.). Данный факт свидетельствует о его неоднозначности, сложности и неразработанности.
Нас же в основном интересует культурологический подход к рассмотрению данного вопроса. Кононенко Б.И. в своем Большом словаре по культурологии термин «глобализация» определяет следующим образом:
1) Объективный, естественный процесс распространения достижений «высоких» культур на весь мир, прежде всего на культуры «низшие» с целью их приближения к культуре передовых стран.
2) «Стремление к диктатуре США и Запада над остальными народами и культурами с целью их эксплуатации, как подчинение всех национальных культур единому космополитическому (американскому по преимуществу) культурному стандарту, т.е. выступает крайней формой вестернизации (глобализация «белая» и «черная»)» [3]. Данного определения придерживаются и другие словари по культурологи [5].
В социокультурном аспекте процесс глобализации обладает следующими негативными тенденциями:
1) Опыт взаимодействия различных культур на протяжении множества лет показал, что наиболее эффективным является межкультурный диалог, иными словами партнерство на равных условиях. В тоже время процесс глобализации представляет собой распространение принципов, присущих развитию западного мира.
2) «Глобализация, как показывает ранее проведенный анализ данного явления различными учеными, прежде всего представляет собой насаждение культуры Северной Америки. В современном понимании «глобализация» означает превращение значительной части мира в проамериканскую с приведением форм политической организации общества, жизненных ценностей и идеалов жизни под западные стандарты и нормы навязываемой массовой культуры» [2].
3) Процесс глобализации провоцирует разрушение национальных традиций, исчезновение обрядов и обычаев, транслирующих и фиксирующих свойственную определенной культуре картину мира, что свидетельствует о распаде целостной системы ценностей, представлений и социальных связей, которые характеризуют идентичность каждой из национальных культур. Более того, как показывает практика процесс глобализации неизбежно сопровождается уничтожением традиционных механизмов производства и распространения культурных ценностей, иными словами культурная система теряет способность самовоспроизводства.
4) Одним из основных негативных тенденций глобализации является существенное отклонение национальной специфики мышления под воздействием унифицированного англоязычного новояза. В современном мире повсеместное распространение английского языка является одним из условий распространения универсального «глобализированного» образа жизни. Около 1,5 млрд, людей используют английский язык в качестве средства общения, более 90% информации, хранящейся во всемирной интернет сети, представлена на английском языке, большинство компьютерных программ и инструкций к ним написаны на английском, английский стал языком мировых технических и научных периодических изданий, языком космических технологий, электроники и медицины. Сегодня, как отмечает Э. Гидценс, мы все хотя и живем локально, но говорим на глобальном языке [4].
Между тем язык представляет собой важный способ сохранения и трансляции традиций, общественного самосознания и культуры данного речевого коллектива, этноса и нации. Каждой культуре характерны свои вербальные арсеналы, где взаимопонимание происходит на уровне интонаций и всего комплекса выразительных средств. Слово же функционирует наиболее эффективно исключительно в соответствующем контексте, освещающем все оттенки его значений, и является исторически обусловленным, отражая весь образ жизни данного народа с его ценностными приоритетами, его традиции, мироощущение, видение мира, обычаи, менталитет и национальный характер.
Противостояние указанным негативным тенденциям процесса глобализации является жизненоважным вопросом, от которого зависит существование русской нации как таковой.
Почему вопрос сохранения индивидуальности нашей культуры является первостепенным вопросом? Почему так необходимо не поддаваться соблазнам западной культуры? Ответ на данный вопрос поможет найти анализ понятия культура. Прежде чес приступать к анализу сразу оговоримся, что существует более 1500 определений «культуры», что также говорит о трудности понимания этого явления, его неизученности. Ученые во всем мире пытаются дать ответы на многие вопросу относительно культуры, ее содержания, структуры, процессов и т.п. на протяжении многих лет, однако мало кому удалось достаточно углубиться в данной научной области. Учитывая вышесказанное анализ понятия культуры в данной статье представляет собой поверхностный узконаправленный срез того огромного научного пласта и потенциала, которым обладает эта сфера научной знания.
И так, Основы государственной культурной политики Российской Федерации гласят, что основной миссией культуры является передача новым поколениям свода нравственных, моральных, этических ценностей, составляющих основу национальной самобытности.
О культуре Л.Н. Толстой писал «Страна, забывшая свою культуру, историю, традиции, национальных героев - обречена на вымирание».
Академик Д.С. Лихачев о культуре говорил: «Между тем культура - это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения - народом, нацией. В понятие культуры должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства».
Культура представляет собой всеобъемлющее, широкое и важное явление в жизни государства, народа, нации. Одним из ее аспектов является воспитательное воздействие. Рассматривая воспитание как отдельное явление можно выявить, что эти два явления - культура и воспитание - взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга, так воспитание способствует сохранению культуры, а культура способствует эффективности воспитания.
Само воспитание как процесс наибольшую эффективность имеет в семье в малом возрасте, однако процесс воспитания является продолжительным, и даже можно сказать бесконечным, ведь человек учиться и воспитывается на протяжении всей своей жизни. Тогда условно процесс воспитания можно разделить на следующие периоды: воспитание в семье или период детства, детский сад, школа, институт и профессиональная деятельность.
Учитывая такую периодизацию, нельзя не отметить важность воспитания как одну из составляющих подготовки специалистов в высших учебных заведениях для будущей профессиональной деятельности. Особое значение и место в процессе воспитания в данный период обладает профессионально-этическое воспитания. Многие спросят, чем же оно отличается от духовно-нравственного и зачем оно необходимо? Отвечая на данные вопросы необходимо понять, что же такое профессиональная этика.
В современной отечественной науке наблюдается рост интереса к данной проблематике и многие ученные в своих работах рассматривают данное понятие. Так, исследователи в области этики А. Гусейнов и И. Кон определяют профессиональную этику в двух ипостасях: во-первых, это кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми, которые представляются оптимальными с точки зрения выполнения ими своей профессиональной деятельности, во-вторых, способы обоснования данных кодексов, социально-философское истолкование культурно-гуманистического назначения данной профессии, ее этоса [8].
П. Степнов определяет понятие профессиональной этики как «отражение нравственного сознания, взаимоотношений и поведения людей, которые обусловлены спецификой профессиональной деятельности» [10].
А. Солоницына формулирует профессиональную этику как «совокупность определенных обязанностей и норм поведения, поддерживающих моральный престиж профессиональных групп в обществе» [9].
H. Шувалова представляет профессиональную этику как науку, «объектом которой является профессиональная мораль как один из срезов общественной нравственности, то есть особенности нравственного сознания и поведения людей определенного вида профессии, которые объясняются их профессиональной принадлежностью; как нормативную дисциплину, включающую анализ типичных этических ситуаций, связанных с профессиональной деятельностью, и их рациональное обоснование: свод норм и правил профессиональной морали, то есть этический кодекс» [12].
Обобщая вышесказанное можно сказать, что данные определения профессиональной этики несут некий оттенок узкости, напарвленности только на профессиональную деятельность и не рассматривают профессиональную этику как аспект культуры, а точнее культуры производства, профессиональной культуры. Поэтому попытаемся вывести свое понятие профессиональной этики более широкого спектра.
Профессиональная этика - это исторически сложившаяся система нравственных принципов, норм, ценностей и других составляющих профессиональной культуры, функционирующая в определенной профессии и способствующая поддержанию ее имиджа и статуса.
Она систематизирует накопленный в процессе исторической практики культурный и нравственный опыт, характерный для данного вида деятельности, обобщает его и совершенствует по мере совершенствования данного вида деятельности.
Профессиональная этика должна быть неотъемлемой составной частью подготовки каждого специалиста. С этой целью существует профессионально-этическое воспитание.
Духовно-нравственное и профессионально-этическое воспитание специалистов очень близки по сущности, содержанию и структуре. Однако определяя духовно-нравственное воспитание как организованную и целенаправленную деятельность преподавателей, родителей и священнослужителей, направленная на формирование высших общечеловеческих нравственных ценностей у студентов, у будущих специалистов, то с профессионально-этическим воспитанием его можно соотнести как общее и частное.
Это обуславливается тем, что в современном обществе, ощущающим на себе негативное влияние насаждаемой Западом глобализации, падает как общий уровень духовно-нравственной воспитанности, так и частной - профессиональной. Подтверждением данного плачевного факта является проведенное специалистами Mail.Ru Group, выявившее представителей профессий, которые чаще всего пользуются нецензурной лексикой в ходе профессиональной деятельности.
Данное исследование проводилось в виде опроса с 16 октября по 13 ноября 2017 г. Более 1100 пользователей сервисов компании приняли в нем участие. Рейтинг распределился следующим образом:
- сотрудники строительной отрасли (64% опрошенных признались, что постоянно матерятся на работе).
- сотрудники различных отраслей промышленности (60%).
- сотрудники сферы информационных технологий (58%).
- представители торговли (51%).
- работников маркетинга (49%).
- представители сферы образования (ругаются только в 17% случаев).
Также в ходе опроса выяснился интересный факт. Большинство работников, часто использующих ненормативную лексику, искренне верят, что брань на самом деле помогает им эффективнее исполнять свои обязанности. Отдельные респонденты утверждают, что с помощью мата им гораздо легче обличать свои мысли в слова.
Не говоря уже о таких случаях нарушения профессиональной этики, нравственности и морали, как проведение так называемых «корпоративов» на западный манер, то есть с привлечением стриптизерш и представительниц одной из древнейших профессий. Все это следствие прикрытой процессом глобализации экспансии американской культуры. Многие смотрели фильм «Волк с Уолстрит», являющимся одним из ярких примеров того, чему стараются подражать современные руководители различных компаний, пример нравственного упадка и озверения нации. В американском кинематографе много и других примеров аморального и безнравственного поведения, которое довольно быстро и эффективно оседает в головах всех слоев населения России, в том числе и молодых и будущих специалистов, ведь «Дурной пример -заразителен».
Профессионально-этическое воспитание призвано бороться с этим негативным влиянием «процесса глобализации», быть некоего рода щитом из профессионально-этических ценностей, норм и правил поведения, а также усилить духовно-нравственное воспитание, остановить его падение после окончания института и поддержать за счет более узкого, но основанного на общечеловеческих, комплекса ценностей, норм и принципов.
Выводы. Таким образом, в условиях глобализации перед руководством нашего государства остро встает вопрос сохранения индивидуальности российской культуры, ее наследия, тех ценностей, которые она несет в себе, а также поддержания общего и профессионального уровня воспитанности населения, чему способствует профессионально-этическое воспитание как особая составляющая профессионального воспитания будущих специалистов.
Литература:
I. Бжезинский З. Выбор. Мировое господство или глобальное лидерство The choice: global domination or global leadership / Пер. с англ. Е.А. Нарочницкой, Ю.Н. Кобякова. - М.: Международные отношения, 2004. - 287 с.
2. Бжезинский З. Стратегический взгляд: Америка и глобальный кризис: [16+] / пер. с англ. М.Н. Десятовой. - М.. - АСТ, 2014. - 287 с.
3. Большой толковый словарь по культурологии. Кононенко Б.И. 2003.
4. Гидденс, Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь. - М.: Весь мир, 2004.
5. Гуревич П.С. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М. 1996
6. Культурология: Словарь / А.И. Кравченко. - М.: Акад. проект, 2000. - 670
7. Нейчман Б. «Четвертый мир»: нации против государств // Глобализация.Контуры XXI в. М., 2002. Т. III. С. 53.
8. Словарь по этике / Под ред. А. Гусейнова и И. Кона. М.: Политиздат, 1989. С. 278.
9. Солоницына А. Профессиональная этика и этикет. Учебник. Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2005. С. 9.
10. Степнов П. Этические нормы государственных служащих. Социально-философский аспект. М., 2000. С. 51.
11. Тетерина Е.А. Культурология / Е.А. Тетерина. Терминологический словарь. - Пенза: Изд. ПГУ, 2008.
12. Шувалова Н. Административная этика. Учебно-методическое пособие. М.: РАГС, 2010. С. 19.
Педагогика
УДК 372.2
кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород); студентка 2 курса магистратуры Кузнецова Татьяна Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород)
КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР ПОСРЕДСТВОМ
СКАЗКИ
Аннотация. Статья посвящена изучению возможности использования сказки в коррекции нарушений связной речи у дошкольников с ОНР. На основе анализа специальной литературы рассмотрены формы проведения интегрированных занятий на основе сказок и их значение в логопедической работе с дошкольниками с ОНР. Представлены наиболее известные и апробированные на практике методики проведения коррекционных занятий на основе различных видов сказок.
Ключевые слова: сказка, логосказки, логосказки-тренинги, дидактические сказки, интегрированные занятия, связная речь, связное высказывание.
Annotation. The article is devoted to the study of the possibility of using fairy tales in the correction of coherent speech disorders in preschool children with ONR. Based on the analysis of special literature, the forms of conducting integrated classes based on fairy tales and their significance in speech therapy work with preschool children with ONR are considered. The most famous and approved in practice methods of conducting remedial classes based on various types of fairy tales are presented.
Keywords: fairy tale, logo fairy tales, training fairy tales, didactic fairy tales, integrated classes, connected speech, coherent utterance.
Введение. Одной из главных задач коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, является развитие у них связной речи. Это необходимо как для более эффективного преодоления речевого недоразвития, так и для подготовки детей к дальнейшему обучению в школе.
Одним из важных показателей готовности детей к школьному обучению является достаточный уровень сформированности связной речи, который позволяет ребенку успешно усваивать знания и развивать логическое мышление, творческие способности и другие стороны психической деятельности.
Умение связно передавать свои мысли является главным показателем владения родным языком. Создание развернутого связного высказывания представляет собой процесс, требующий сосредоточенности и собранности говорящего ребенка, хорошей подготовки, значительных речевых, логических и композиционных навыков.
Изложение основного материала статьи. Способность четко и точно, и вместе с тем логически связно излагать свои мысли или пересказать текст, оказывает влияние не только на речевое, но и на эстетическое развитие ребенка: во время пересказа какого-либо текста или создания своего рассказа ребенок использует метафоры, образы, взятые им из художественных произведений. Умение связно рассказывать помогает дошкольнику наладить общение со сверстниками, преодолевать застенчивость, развивает в нем уверенность в своих силах. Л.С. Выготский подчеркивает, что связная речь является высшей формой речемыслительной деятельности, которая указывает на уровень речевого и умственного развития ребенка [2]. В связной речи передается умение мыслить последовательно и логично, объективно передать воспринимаемую информацию в виде четкой и правильно поставленной речи. По умению ребенка строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
Уровень владения связной речью оказывает важнейшее влияние на дальнейшее обучение ребенка грамоте. Восприятие и передача текстовых учебных материалов, умение давать четкие и развернутые ответы на вопросы, последовательно излагать свои мысли и другие обязательные учебные действия требуют необходимого и достаточного уровня развития связной речи. Умение интересно и связно рассказать о каком-либо событии развивает у ребенка коммуникативные навыки, способствует быстрой адаптации к новой для него обстановке. По мнению А.Н. Гвоздева связная речь - это развернутое изложение определенного речевого материала, которое осуществляется грамматически правильно, логично, последовательно, и обеспечивает общение и взаимопонимание. В данной связи основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника [3].