Научная статья на тему 'УЧЁБА И НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ MIND-MAPPING КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ПРИЕМ ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

УЧЁБА И НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ MIND-MAPPING КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ПРИЕМ ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА / ПАМЯТЬ / КОНЦЕПТ / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова Светлана Евгеньевна

В статье рассматривается эффективность использования технологии mind mapping для оптимизации учебно-познавательной деятельности обучающихся. Описывается история создания, структура и алгоритм составления интеллект-карт. область применения интеллект-карт. Приводится собственный опыт применения ментальных карт на занятиях иностранного языка в военной академии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDIES AND NEW TECHNOLOGIES MIND-MAPPING AS AN EFFECTIVE WAY OF LEARNING AND COGNITIVE ACTIVITY OPTIMIZATION

The article discusses the effectiveness of using mind mapping technology to optimize students’ educational and cognitive activities. The history of creation, structure and algorithm for creating mind maps are described. The author shares her own experience of using mind mapping technology in teaching foreign language in the military academy.

Текст научной работы на тему «УЧЁБА И НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ MIND-MAPPING КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ПРИЕМ ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

С.Е. МИХАЙЛОВА

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

S.E. MIKHAILOVA

УЧЁБА И НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

STUDIES AND NEW TECHNOLOGIES

MIND MAPPING КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ПРИЁМ ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

MIND MAPPING AS AN EFFECTIVE WAY OF LEARNING AND COGNITIVE ACTIVITY OPTIMIZATION

Сведения об авторе. Михайлова Светлана Евгеньевна - доцент кафедры иностранных языков ВА ВКО имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, кандидат филологических наук (г. Тверь. E-mail: svetlmikhailova@mail. ru).

Аннотация. В статье рассматривается эффективность использования технологии mind mapping для оптимизации учебно-познавательной деятельности обучающихся.. Описываются история создания, структура и алгоритм составления интеллект-карт, область применения интеллект-карт. Приводится собственный опыт применения менталъ-ных карт на занятиях иностранного языка в военной академии.

Ключевые слова: интеллект-карта, память, концепт, творческое мышление, познавательная деятельность.

Information about the author. Svetlana Mikhailova - Associate Professor of the Department of Foreign Languages of the VA VKO named after Marshal of the Soviet Union G. K. Zhukova, Candidate of Philological Sciences (Tver. E-mail: svetlmikhailova@mail. ru).

Summary. The article discusses the effectiveness of using mind mapping technology to optimize students' educational and cognitive activities. The history of creation, structure and algorithm for creating mind maps are described. The author shares her own experience of using mind mapping technology in teaching foreign language in the military academy.

Keywords: mind mapping, memory, concept, creative thinking, cognitive activity.

Во всех сферах нашей жизни мы имеем дело с огромными потоками информации. От того, насколько умело мы можем ориентироваться в больших массивах информации, от наших способностей воспринимать, обрабатывать и точно запоминать, зависит очень многое. Получив новую информацию, обучающиеся должны уметь проанализировать, рассматривая её с различных точек зрения, и определить ценность данной информации. Преподаватель может помочь им в приобретении эффективных навыков структурирования полученной информации,

что намного упростит процесс усвоения и запоминания.

В связи с этим в рамках коммуникативного обучения,где способности рассуждения, высказывания личного отношения к какой-либо проблеме высоко ценятся, перед преподавателем возникает ряд важных задач:

- организовать процесс обучения таким образом, чтобы изучаемый материал был представлен ёмко, наглядно и структурированно, что будет способствовать лучшему его усвоению;

- использовать методические приёмы, направленные на

организацию взаимодействия обучающихся между собой и с преподавателем в учебном процессе;

- стимулировать активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, что способствует развитию креативного, творческого мышления;

- научить обучающихся определённым приёмам работы с информацией, которые они смогут самостоятельно применять в дальнейшем для быстрого и эффективного её усвоения.

Сейчас во времена «информационного бума» тема использова-

ния mind mapping на занятиях представляется особенно актуальной. На русский язык термин mind map может переводиться как «карта мыслей», «ментальная карта», «карта ума», «интеллект-карта», «умственная карта». Mind mapping - это создание графического структурированного отображения ключевой информации.

Основоположником технологии создания ментальных карт считается психолог, математик, лингвист Тони Бьюзен - автор многочисленных книг, посвя-щённых изучению потенциала работы мозга и его функций, вопросам развития памяти, интеллекта и креативности, увеличения скорости чтения, расширения сознания. Он разработал своё собственное программное обеспечение iMindMap для поддержки создания интеллект-карт.

Мозг человека - это многоканальная система обработки и хранения информации, в которой понятия связаны друг с другом ассоциациями.

Изучая структуру головного мозга, Тони Бьюзен обратил внимание на строение нейрона, от центра клетки которого отходят отростки в разные стороны, образуя разветвлённое «дерево» (см. рис. 1). На основе этой модели была создана интеллект-карта памяти - сложная диаграмма, повторяющая нейронную структуру мозга, представляющая собой графическое отображение процесса радиантного мышления. Оно отражает внутреннюю структуру мозга и происходящие в нём процессы. Радиантное мышление -это природная склонность мозга мыслить от «центра к периферии» ассоциативно, при которой в центре находится радиант (от англ. radiant - излучатель, источник излучения), от которого лучами расходится множество ассоциаций. Они, в свою очередь, становятся центральными «объектами» для других ассоциативных процессов.

При применении технологии mind mapping информация представляется так, что её способны воспринимать оба полушария головного мозга. Создание интеллект-карт усиливает естественные функции мозга, делая процесс мышления более эффективным и творческим.

Если в памяти воспроизвести один объект информационной карты, то он потянет за собой цепочку взаимосвязанных фактов, событий, ощущений. Так возникает многомерное ассоциативное мышление, которое позволяет видеть один объект окружающего мира во взаимосвязи с другими.

Итак, ментальная карта представляет собой метод графического выражения процессов мышления (восприятия, обработки, запоминания информации), а также решения творческих задач, инструмент развития памяти и мышления, благодаря которому можно задействовать оба полушария для формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся: правое полушарие отвечает за образный режим и восприятие, левое - за

аналитический и вербальный режим мышления (см. схему).

Особенность метода заключается в том, что он даёт средства и возможность визуального представления информации, что, в свою очередь, улучшает процесс запоминания и облегчает понимание изучаемого материала.

Существует определённая методика составления интеллект-карт:

• работа над созданием ментальной карты всегда начинается с определением центрального образа - основного понятия (темы), которое помещается в центр листа бумаги (доски). Таким образом, каждое слово и графиче-

Схема. Взаимодействие полушарий мозга при составлении интеллект-карт

ское изображение становятся по определению центром очередной ассоциации;

• от центрального понятия отходят по кругу ответвления первого порядка, над которыми пишутся опорные слова, раскрывающие центральную идею. Обучающиеся говорят свои идеи, ассоциации, которые фиксируются на листе бумаги или доске;

• от веток первого уровня отходят дополнительные ветви второго порядка - «подтемы», раскрывающие идеи, написанные на главных ветках (см. рис. 2). Выстраивать структуру необходимо согласно принципу иерархичности: важные понятия - ближе к центру, детали - дальше. При необходимости можно пронумеровать ветви от одного до семи по степени важности. Таким образом, интел-

Рис. 2. Структура интеллект-карты

лект-карта - это сеть ответвляющихся ассоциаций, отходящих от центрального понятия и расходящихся к периферии пространства;

• ветви должны быть изогнутыми как ветви дерева, а не прямыми;

• линии первого уровня необходимо изображать толще, что будет символизировать важность

Рис. 3. Интеллект-карты на тему «Mind mapping»

действий или идей. Длина линии не превышает длину слова. Допускается изменять размер букв, чтобы подчеркнуть ценность ветки (см. рис. 3);

• рекомендуется помещать по одному слову над ветвью, так как каждое отдельное слово вызывает ряд свободных ассоциаций и способствует генерированию новых идей. Это станет для мозга своего рода «крючком», чтобы достать необходимое слово или воспоминание в нужный момент и извлечь из памяти. Если приходится использовать фразу, то следует размещать слова подальше друг от друга;

• для создания карт используются разные цвета. За обработку вербальной информации отвечает левое полушарие, за восприятие цвета - правое. Многоцветность стимулирует память и творческое мышление. Многочисленные исследования свидетельствуют, что комбинация слов и цветов активизирует работу двух полушарий мозга. Каждая отдельная ветвь изображается определённым цветом. Рекомендуется использовать разные цвета веток, чтобы разделять направления мысли. Цветов должно быть не более восьми, чтобы не растеряться. Кроме того, цвет может выполнять функцию кода и служить условным обозначением, с помощью которого можно легче запомнить информацию;

• при создании интеллект-карт также приветствуется использование картинок, рисунков. Можно использовать стрелки, соедини-

Рис. 4. Интеллект-карта по теме «THAAD», составленная курсантами

тельные элементы, чтобы подчеркнуть взаимосвязь ассоциаций. Визуальная информация воспринимается в 60 000 раз быстрее вербальной. Изображения вызывают богатые ассоциации, стимулируют воображение и обеспечивают взаимодействие двух полушарий.

Возможности применения ментальных карт на практических занятиях по иностранному языку многогранны. Интеллект-карты можно использовать при работе с грамматическим и лексическим материалом, при сборе языкового материала для обсуждения темы, составления монологических высказываний при помощи вербальных опор, дискуссий, написания сочинений, представления результатов проектной деятельности и т.д.

При работе с текстовым материалом обучающимся необходимо не только читать текст, но и переводить, понимать содержание, выделять главное и второстепенное, отвечать на вопросы, пересказывать. В этом случае можно использовать следующую методику работы с интеллект-картами.

Рассмотрим пример работы с интеллект-картой на практическом занятии по иностранному языку с курсантами второго курса. Обучающимся предлагается внимательно прочитать заголовок текста и просмотреть (проска-нировать) текст. В центр карты помещается тема - «THAAD» (см. рис. 4).

Так как на изучение темы «Противоракетная оборона США (ПРО США)» отводится несколько занятий, и обучающиеся уже соприкоснулись с этой тематикой, имеет смысл повторить элементы системы ПРО. Таким образом, над первой ветвью ставим надпись layered defence (эшелонированная оборона) и выделяем элементы (уровни) системы ПРО США: GMD, Aegis, THAAD, Patriot.

Далее обучающиеся читают текст по абзацам и выделяют главные ветви, отходящие от централь-

ного понятия - темы: components (компоненты), technology (технология), deployment (развёртывание), anatomy of intercept (анатомия перехвата).

На следующем этапе даётся задание прочитать внимательно текст, и ментальная карта дополняется уточнениями в виде ответвлений от основных ветвей: components (launcher - пусковая установка, interceptor - перехватчик, AN/TPY-2 radar РЛС AN/ TPY-2, fire control unit - пункт управления огнём; technology (hit-to-kill - ударного действия, kinetic energy - кинетическая энергия, no warhead - нет боеголовки); anatomy of intercept (to detect - обнаружить, to discriminate - распознавать, to track - сопровождать, to cue -наводить, to intercept - перехватывать, to engage - захватить и уничтожить); deployment: South Korea, Romania, United Arab Emirates, Romania, etc. (страны развёртывания THAAD).

Составленную интеллект-карту также можно использовать при устных заданиях, направленных на формирование навыков устной речи (ответы на вопросы, пересказ текста, дискуссии). В качестве контроля усвоения изученных лексических единиц обучающимся можно предложить заполнить

интеллект-карту с недостающими элементами (см. рис. 5). Таким образом, у обучающихся остаётся карта-конспект (опорные материалы в содержательном плане с представленной тематической лексикой), который они могут использовать как при выполнении самостоятельной работы по предмету, так и при подготовке к экзаменационной сессии в режиме дефицита времени.

Вариативны формы работы с интеллект-картами. В зависимости от поставленных целей ментальные карты могут составляться как индивидуально (самостоятельная работа каждого обучающегося), так и малыми группами по несколько человек, и коллективно всей учебной группой. Значение интеллект-карты трудно переоценить. Это продукт мыслительной деятельности самих обучающихся, который они могут использовать как краткий конспект изученного материала при подготовке к занятиям, к экзаменационной сессии в условиях дефицита времени.

Обучающиеся с удовольствием занимаются созданием подобных карт. В ходе работы они обмениваются идеями, обсуждают, спорят, сравнивают, дополняют, редактируют и в конце концов создают финальный оптимальный вари-

Romania

uo warhead

Рис. 5. Интеллект-карта по теме «THAAD»

ант. Таким образом, работа по созданию ментальных карт учит сотрудничеству, развивает креативность, мышление, память, интуитивные способности обучающихся, уверенность в своих силах.

Сегодня в глобальной сети Интернет можно найти самые разнообразные программы по созданию ментальных карт (например, www. mindgenius. com, www. edrawsoft. com, www. imindmap. com, www. xmind. net, www. mindmeister. com, www. mindjet. com), предлагающие стильный дизайн, яркое оформление, большой выбор стилей, линий, цветов. Можно пройти онлайн-обучение по созданию ментальных карт. Однако особую ценность представляют именно созданные вручную, нарисованные самостоятельно карты, так как они становятся личностно значимыми, что способствует более лёгкому усвоению материала.

Таким образом, применение технологии mind mapping позволяет повысить мотивацию к изучению иностранного языка; организовать индивидуальную, групповую и коллективную деятельность обучающихся; наполнять учебное содержание с учётом возрастных особенностей обучающихся; применять дифференцированный подход к обучающимся;

организовывать самостоятельную и проектную работу обучающихся. В составлении интеллект-карт задействованы воображение, творческое и критическое мышление, все виды памяти (зрительная, слуховая, механическая), что позволяет легко запоминать материал. Создание интеллект-карт, безусловно, не только помогает обучающимся усвоить материал при изучении иностранного языка, но и даёт возможность приобрести уникальный универсальный инструмент, применимый для самосовершенствования в любой сфере жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева, И. Ю., Никитина, Е.А. Интеллект и технологии:

монография. - М.: Проспект, 2016. 96 с.

2. Бьюзен, Т. и Б. Интеллект-карты. Практическое руководство [Текст] / Т. и Б. Бьюзен; пер. с англ. Е. А. Самсонов.- М.: Попурри, 2010. 352 с.

3. Бьюзен, Т. Супер-мышление. Измените свою жизнь с помощью интеллект-карт. - М.: Попурри, 2003. 323 с.

4. Калинина, Т.Л. Изменение роли студента в процессе самостоятельного овладения иностранным языком // Вопросы педагогики С Andrea Leyden Top 5 ways to use mind maps for E-Learning [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //elearningindustry. com/ top-5-ways-to-use-mind-maps-for-e-learning

НА КНИЖНУЮ ПОЛКУ

Н.Г. Белокобыльская, Г. Алёхин «Генерал»

В книгу вошли воспоминания родных и близких Геннадия Николаевича Трошева. Своими впечатлениями и ощущениями, зачастую малоизвестными, делятся также сослуживцы и боевые товарищи, политики и общественные деятели, творческие люди: журналисты и писатели, музыканты и актёры. В зарисовках и очерках раскрываются в полной мере детали и характер незаурядной личности боевого генерала, сложные и драматические обстоятельства в истории постсоветской России.

Издание книги приурочено к 75-летию со дня рождения Героя России, генерал-полковника Геннадия Николаевича Трошева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.