Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ КОГНИТИВНЫХ КАРТ КАК СПОСОБА РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ КОГНИТИВНЫХ КАРТ КАК СПОСОБА РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
когнитивные карты / критическое мышление / интеллекткарты / структура и функции интеллект-карт / cognitive maps / critical thinking / mind maps / structure and functions of mind maps

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Канцур Анна Германовна, Кузнецова Елена Анатольевна

В статье проведен анализ понятия «когнитивные карты», приведен алгоритм построения интеллект-карт, их структура и функции. Модель интеллект-карт рассмотрена как специфический вид взаимодействия логической и графической форм представления знания иностранного языка, а также важность ее представления в виде визуального восприятия материала. Озвучены основные преимущества использования интеллект-карт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Канцур Анна Германовна, Кузнецова Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY OF COGNITIVE CARD IMPLEMENTATION AS A WAY TO DEVELOP CRITICAL THINKING IN FOREIGN LANGUAGE LEARNING

The article analyses the concept of «cognitive maps», the algorithm of construction of mind maps, their structure and functions. The model of mind maps considered as a specific type of interaction of logical and graphic forms of knowledge representation foreign language, and the importance of its presentation as a visual representation of material. The main advantages of using mind maps are expressed.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ КОГНИТИВНЫХ КАРТ КАК СПОСОБА РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ КОГНИТИВНЫХ КАРТ КАК СПОСОБА РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Канцур Анна Германовна

канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: kancur_ag@pspu.ru

Кузнецова Елена Анатольевна

студентка гр. 722 факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: selendger-87@mail.ru

EFFICIENCY OF COGNITIVE CARD IMPLEMENTATION AS A WAY TO DEVELOP CRITICAL THINKING IN FOREIGN LANGUAGE

LEARNING

Anna Kantsur, Ph.D

Associate Professor, Foreign Language Teaching Methodology Department, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: kancur_ag@pspu.ru

Helen Kuznetsova

Student of the Faculty of Foreign Languages, group 722, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: selendger-87@mail.ru

Аннотация. В статье проведен анализ понятия «когнитивные карты», приведен алгоритм построения интеллект-карт, их структура и функции. Модель интеллект-карт рассмотрена как специфический вид взаимодействия логической и графической форм представления знания иностранного языка, а также важность ее представления в виде визуального восприятия материала. Озвучены основные преимущества использования интеллект-карт.

Ключевые слова: когнитивные карты, критическое мышление, интеллект-карты, структура и функции интеллект-карт.

Abstract. The article analyses the concept of «cognitive maps», the algorithm of construction of mind maps, their structure and functions. The model of mind maps considered as a specific type of interaction of logical and graphic forms of knowledge representation foreign language, and the importance of its presentation as a visual representation of material. The main advantages of using mind maps are expressed.

© Канцур А.Г., Кузнецова Е.А., 2021

Key words: cognitive maps, critical thinking, mind maps, structure and functions of mind maps.

В настоящее время процесс обучения играет важную роль на протяжении всей жизни человека, так как век инноваций и научно-технического прогресса продолжает стремительное движение вперед. Актуальность темы исследования «Эффективность внедрения когнитивных карт как способа развития критического мышления в системе обучения иностранному языку» заключается в том, что мировое пространство диктует все более новые требования к знаниям, к владению интернациональным мышлением и международным языком, как средством коммуникации между различными культурами, где обязательным гарантом выступает непрерывность обучения. Одной из важных проблем в обучении является его организация, поэтому возникает вопрос: «С помощью каких инструментов создать условия для эффективного восприятия информации?». Обучающимся становится тяжелее усваивать огромный поток информации без визуального восприятия. Отсутствие визуального восприятия ведет к неэффективности образовательного процесса. Назрела необходимость в создании зрительной наглядности для обучающихся. Визуализация учебного материала на уроках английского языка необходима, так как она развивает зрительную память, пространственное воображение, делает обучение более осмысленным и запоминающимся.

Мозг человека имеет примерно 100 миллиардов клеток, каждая из которых вносит свой вклад в мыслительный процесс. Нейроны, из которых состоит мозг, соприкасаются между собой отростками - дендритами. Различные образы стимулируют различные группы нейронов и связей между ними. Аналогом такой модели выступает когнитивная карта, она представляет фотографию сложных и витиеватых взаимоотношений наших мыслей, которые дают возможность нашему мозгу упорядочить и детализировать объекты и явления. При использовании когнитивных карт представляется возможным нарисовать свое собственное мышление [4].

Когнитивное картирование с помощью элементарных семантических единиц (рисунок, стрелки, геометрические фигуры) дает возможность пользователю построить модель изучаемого вопроса, символично закодировать и представить слабоструктурированный текст в качестве логичной, наглядной схемы. Когнитивная психология, в рамках которой и возникло когнитивное картирование, акцентирует свое внимание на поиске в структуре мышления человека познавательных базовых конструкций, благодаря которым происходит осмысление реальной информации [4].

Термин «когнитивная карта» появился в 1948 году в статье американского психолога-необихевиориста Эдварда Чейса Толмена «Когнитивные карты у крыс и человека», согласно которому когнитивная карта указывает маршрут, линии поведения и взаимосвязи элементов окружающей среды и субъекта [1: 7].

В английском языке чаще всего применяются такие термины, как mind mapping, concept mapping, cognitive mapping, в русском же переводе вариантов

гораздо больше («когнитивные карты», «умные карты», «карты разума», «интеллект-карты», «карты мышления» и т.п.). Разнообразие видов карт связано с технологией их составления [1: 12].

Наше исследование построено на изучении ассоциативных карт. Ассоциативные карты, или интеллект-карты (Mind Maps) - это такой вид когнитивных карт, который строится сугубо на ассоциациях. «Ментальная карта использует весь диапазон способностей коры головного мозга с применением слов, изображений, чисел, логики, ритма, цвета, а также пространственных отношений в единственной, уникально мощной технике». Создателем таких карт является британский психолог Тони Бьюзен [1: 13-14]. Используя метод ассоциаций, можно рассмотреть, например, тему «Professions» с обучающимися на уроке английского языка.

Рассмотрим этапы создания интеллект-карты (ее структура):

1. Необходимо подготовить следующее: большой лист нелинованной белой бумаги; набор цветных карандашей; выбрать тему исследования; вырезки из журналов, различные изображения или картинки; включить воображение.

2. Интеллект-карта должна иметь центральный образ, передающий тему (предмет) изучения.

3. Толстые основные ветви, отходящие от центрального изображения. Эти ветви представляют ключевые темы, относящиеся к предмету изучения. Каждая из ветвей должна иметь свой цвет. В свою очередь, основные ветви делятся на «побеги» второго и третьего уровня, которые представляют подтемы.

3. На каждой ветви должно быть одно ключевое слово или изображение.

Интеллект-карты можно создавать при помощи различных компьютерных программ. Существует множество таких программ, например: Coggle, NovaMind, MindMeister, Loopy, Mapul, Xmind и многие другие.

Данная интеллект-карта разработана при помощи сервиса Coggle. Она позволяет достичь высокого уровня восприятия информации в виду того, что в данной работе используются различная цветовая гамма, изображения,

большой спектр употребляемых в лексике слов. Эту наглядную опору можно использовать на всех этапах обучения: при объяснении нового материала; повторении; закреплении; контроле и систематизации; выполнении домашних заданий и заучивании наизусть; работе с текстом; самостоятельной работе; подготовке к выступлениям; поиска решений в сложной ситуации (генерация новых идей, творчество, написание эссе, подготовка докладов); создания полной картины изучаемой темы [2: 3 - 5].

Разработанная интеллект-карта My profession способствует развитию критического мышления у обучающихся, позволяет закрепить лексику на выбранную тему и помогает определиться с выбором собственной профессии в будущем, а также обозначить спектр проблемных моментов, на которые следует обратить внимание при выборе профессии.

Визуализация учебного материала с использованием интеллект-карт на уроках английского языка позволяет:

1) повысить уровень заинтересованности в изучении материала;

2) увеличить объем запоминаемой информации;

3) обеспечить систематизацию полученных знаний;

4) стимулировать креативные процессы, логические выводы и ассоциации;

5) активизировать учебную и познавательную деятельность;

6) формировать и развивать критическое и визуальное мышление; образное представление знаний и учебных действий;

7) способствовать повышению визуальной грамотности и визуальной культуры [3: 35-37].

Интеллект-карты в ходе организации работы с лексикой и грамматикой помогают собрать весь материал по определенной теме на одной информационной панели, окинуть его взглядом, при чтении текстов (при формировании умений чтения дети учатся прогнозировать содержание текста, выстраивать логическую последовательность, выделять основную мысль и главные факты), при формировании умений аудирования (карты памяти - это отличный способ фиксации услышанной информации), составлении устных и письменных высказываний (при формировании умений монологической и диалогической речи школьники учатся планировать свое речевое поведение, общаться и сотрудничать в парах и группах), при подготовке к письменной речи (учащиеся могут использовать интеллект-карты в качестве плана будущего речевого произведения, учатся логически рассуждать и делать выводы).

Интеллект-карты служат отличным инструментом развития навыка критического мышления, так как помогают задействовать оба полушария человеческого мозга: левое, которое отвечает за мышление и правое, которое отвечает за творчество [3: 38-39].

Интеллект карты позволяют:

- получать знания;

- способствуют качеству обучения, концентрации внимания, мотивации;

- учат выделять главное, обобщать, систематизировать;

- развивают речь, память, мышление.

Интеллектуальные карты упорядочивают мысли человека и выстраивают иерархию того потока, который он получает. Они учат раскладывать информацию по степени важности, отделяя главное от второстепенного. Интеллект-карта это в буквальном смысле карта ума, в создании которой задействованы память, воображение, творческое, ассоциативное и критическое мышление, и все виды памяти: зрительная, слуховая, механическая, что и позволяет запоминать слова [3: 39].

Применение мыслительных карт на уроках английского языка позволяет:

- создать мотивацию к овладению иностранным языком как средством общения;

- организовать индивидуальную, групповую и коллективную деятельность учащихся;

- конструировать учебное содержание в соответствии с возрастными особенностями учащихся;

- осуществлять дифференцированный подход к учащимся; организовывать самостоятельную работу учащихся;

- организовывать проектную деятельность учащихся; научить учащихся пользоваться словарями, справочниками и другими источниками письменной и устной информации с целью поиска необходимых значений, расшифровки словарных обозначений;

- развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся, мышление, память;

- экономить от 50 до 70 % времени, потраченного на записывание учебного материала.

Таким образом, разработка интеллект-карт позволяет решить следующие задачи обучения: формирование и развитие творческих способностей учащихся, развитие навыков постановки проблем и нахождения способов их решения, а также внедрение интеллект-карт на уроках иностранного языка будет способствовать развитию всесторонне развитой личности.

Список литературы

1. Бьюзен Т. Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления. М., 2019. 208 с.

2. Гурвич П.Б. К вопросу о специфике методики преподавания иностранных языков как науки // Иностранные языки в школе. 2013. № 4. С. 3-5.

3. Крам Р. Инфографика. Визуальное представление данных. М., 2015. С. 35-39.

4. Методика проектирования когнитивных карт [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-proektirovaniya-kognitivnyh-kart-urokov/viewer (дата обращения: 18.05.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.