Научная статья на тему 'Интеллект-карты в воспитании творческой активности детей-сирот'

Интеллект-карты в воспитании творческой активности детей-сирот Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1136
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / СПОСОБНОСТИ / ТВОРЧЕСТВО / ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ / ДЕТИ-СИРОТЫ / СREATIVE ACTIVITY / ABILITIES / CREATIVITY / MIND MAPS / ORPHANS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Озолина Ирина Арнольдовна

В статье рассматривается вопрос применения интеллект-карт как инструмента развития творческой активности воспитанников на внеурочных занятиях в детских домах, показано применение интеллект-карт, обоснована их высокая результативность для развития творческой активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MIND MAPS AS A TOOL FOR DEVELOPMENT OF ORPHANS’ CREATIVE ACTIVITY

This paper discusses the use of mind maps as a tool for the development of creative activity of the orphans during extracurricular activities, shows the use of mind maps and justifies their high performance for the creative activity.

Текст научной работы на тему «Интеллект-карты в воспитании творческой активности детей-сирот»

ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ В ВОСПИТАНИИ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ-СИРОТ

MIND MAPS /AS A TOOL FOR DEVELOPMENT OF ORPHANS’ CREATIVE ACTIVITY

И.А. Озолина I.A. Ozolina

Творческая активность, способности, творчество, интеллект-карты, дети-сироты.

В статье рассматривается вопрос применения интеллект-карт как инструмента развития творческой активности воспитанников на внеурочных занятиях в детских домах, показано применение интеллект-карт, обоснована их высокая результативность для развития творческой активности.

^eative activity, abilities, creativity, mind maps, orphans.

This paper discusses the use of mind maps as a tool for the development of creative activity of the orphans during extracurricular activities, shows the use of mind maps and justifies their high performance for the creative activity.

Ситуация в системе образования сегодня ориентирована на условия самореализации личности и развитие ее творческого потенциала. В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования подчеркивается важность развития личностных характеристик учащегося, нацеленного активно познавать окружающий мир, осознавать ценность творчества. «Программа воспитания должна быть построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество» [Федеральный ..., 2010]. Необходимо отметить, что в ФГОС один из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы -готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

Задача по созданию условий для развития творческой активности стоит перед педагогами, работающими с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации и в социально опасном положении, воспитанниками социальнореабилитационных центров, социальных при-

ютов, детьми, оставшимися без попечения родителей, из неблагополучных семей и с особыми образовательными потребностями. На сегодняшний день исследования показывают, что дети из детских домов отличаются от детей, растущих в семьях, по физическому и психическому развитию. В исследовании Н.Ф. Яковлевой приведены эмпирические данные, полученные методами педагогического наблюдения, психодиагностики и самоанализа, о типичных для детей-сирот недостатках характера: некритич-ности, безответственности, безволии, лживости, некоммуникабельности, ригидности, иждивенчестве [Яковлева, 2011]. У них часто проявляется агрессия, такие дети постоянно чувствуют страх и неуверенность, чувствуют себя зависимыми от внешних обстоятельств. Воспитанники определенно не умеют применять знания к решению встающих перед ними проблем. Трудности проявляются в нарушении социального взаимодействия, в отсутствии целеустремленности, в недостаточном развитии самостоятельности, неадекватной самооценке, неспособности к конструктивному решению проблем. Также у них чрезвычайно слабо выражена познавательная потребность: интерес к новым фактам, к ярким жизненным явлениям и т. д. Между тем творческая активность, которая отсутствует у таких детей, является важным качеством, стимулирующим по-

знавательную активность. Отсутствие поддержки творческой активности приводит к интеллектуальной пассивности, которая проявляется у детей не только в учебных ситуациях, но и при решении жизненных задач. Поэтому поддержка развития творческой активности детей-сирот является актуальной социальной, педагогической проблемой в современном обществе. Эта проблема может быть решена путем поиска новых активных средств, методов, форм и технологий обучения.

Цель исследования - теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить результативность интеллект-карт для воспитания творческой активности воспитанников на внеурочных занятиях по английскому языку.

Научная новизна исследования заключается в том, что метод интеллект-карт впервые используется для стимулирования и актуализации творческой активности детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения.

Разработанность проблемы в науке. Внимание исследователей в разные времена привлекали идеи, связанные с проблемой развития творчества. Теоретические и практические положения, связанные с творческой активностью и творческим саморазвитием рассматривались в трудах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, Н.С. Лей-теса, Б.М. Теплова и других.

Изучению теории и практики формирования активности личности посвящены работы К.А. Альбухановой-Славской, Д.Б. Богоявленской, Т.И. Левкиной, В.Д. Небылицина, М.А. Пе-труниной.

По проблемам развития творческих способностей работали Б.Г. Ананьев, Дж. Гилфорд, О.В. Дедюхина, В.В. Давыдов, Я.Л. Пономарев, А.М. Матюшкин, Н.И. Тимакова, В.И. Панов, Н.Е. Воробьев и другие.

Проблемами детского творчества занимались Б.Г. Ананьев, М.Э. Ванник, М.Р. Гинзбург, Е.В. Лукина, Б.В. Огузов, Л.А. Раздобарина, Н.И. Тимакова, Д.В. Харичева, В.Н. Шацкая и другие.

Проблемам личностного и характерологического развития детей-сирот посвящены работы И.Е. Байтингер, Дж. Боулби, А.Е. Горбушина, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, А.М. Прихожан, Т.И. Юферевой, Н.Ф. Яковлевой и др.

С.Л. Рубинштейн в своем определении делает акцент на неповторимости, индивидуальности, созданной конкретным человеком картины мира, причем создание «картины» и есть творческая активность [Рубинштейн, 1940].

А.М. Матюшкин связывает между собой понятия способности и творческой активности. Он считает, что «всеобщей формой проявления и развития способностей, их сердцевиной... является представление о способностях как творческой активности» [Матюшкин, 1980].

Ряд психологов трактуют творческую активность как личностную черту, Д.Б. Богоявленская отмечает, что она представлена в форме «интеллектуальной активности» [Богоявленская, 1981], В.А. Петровский отмечает «надситуатив-ную активность» в определении творческой активности [Петровский, 1982].

Н.Е. Воробьев определяет творческую активность как интегративную черту личности, включающую совокупность двух компонентов: стремление к творческой деятельности (мотивационный компонент) и умение осуществлять творческую деятельность самостоятельно (операционный компонент) [Воробьев, Мизюрова, 2001].

Проведенный анализ литературы дал возможность определить творческую активность и как интегративное качество, и как многомерное явление и создать авторское определение данного понятия.

Таким образом, творческая активность - это интегральная черта, которая представляет собой комплекс из компонентов: мотивационного (смысловое отношение воспитанников к деятельности и взаимоотношениям с людьми), содержательно-операционного компонента, выраженного в самостоятельности деятельности и принимаемых решениях, и эмоциональноволевого, проявляющегося в удовлетворенности достигнутыми результатами.

История возникновения метода интеллект-карт. В современной педагогике существует немало средств для развития творческой активности учащихся, наиболее интересным представляется метод структурирования информации при помощи «интеллект-карт» (mind maps), разработанных британским ученым Тони

Бьюзеном в 60-70-х гг. XX века. Он определяет интеллект-карту как графическое выражение процесса креативного мышления и является естественным продуктом человеческого мозга [Бьюзен, 2007]. При разработке своей технологии автор опирался на утверждение, что логическое мышление у человека формируется на основе образного и само усвоение логических форм мышления было бы неполноценным без фундамента в виде развитых образных форм. Предложенная Тони Бьюзеном методика создания интеллект-карт - удобная техника для представления процесса мышления или структурирования информации в визуальной форме.

Эта технология представляет собой движение вперед от одномерного линейного логического мышления к многомерному мышлению. Цели создания карт могут быть самыми различными: прояснение какого-либо понятия, сбор информации, принятие решения, запоминание сложного материала, а также это удобная и эффективная техника визуализации мышления. Она может быть применима для создания новых идей, фиксации уже имеющихся идей, анализа и упорядочивания информации, принятия новых и нестандартных решений [Johnson-Laird, 1988]. Ментальные карты также могут оказать помощь при решении разнообразных задач, даже на уроках иностранного языка.

В этой статье можно увидеть, как интеллект-карты могут быть использованы для развития критического мышления и творческой активности детей-сирот.

Описание метода интеллект-карт. Объект внимания или главная тема представлены в центральном образе, основные темы расходятся в виде ветвей; ветви поясняются ключевыми словами и образами; вторичные идеи изображаются в виде ветвей более высокого порядка; ветви формируют узловую систему [Downs, Stea, 1977].

Существует несколько правил организации процесса создания интеллект-карт: 1) использование яркого центрального образа; 2) использование различной графики; 3) использование стрелок для изображения взаимосвязанных элементов; 4) использование закодированной информации; 5) соответствие ключевых

слов и линий; 6) ограничение блоков с помощью линий; 7) соблюдение иерархии мыслей; 8) выработка собственного стиля интеллект-карты [Gould, 1974].

Итак, интеллект-карты представляют собой разнообразие мнений, ассоциаций и визуализаций, выраженных в словах, мыслях и картинках, инструмент визуального представления информации и ее задача - отображать процесс мышления и творчества, развитие мышления и памяти.

Технология интеллект-карт была применена на внеурочных занятиях по английскому языку, где воспитанники под руководством педагога создавали собственные интеллект-карты. В качестве цели внедрения таких карт было определено следующее: научить воспитанника эффективно творчески развиваться, достигая результативности в процессе поиска, структурирования, понимания, обработки информации. Для достижения данной цели на внеурочных занятиях были поставлены следующие задачи:

- познакомить воспитанников стехноло-гией создания интеллект-карт;

- создать интеллектуальные карты;

- обосновать причины внедрения интеллект-карты в систему обучения в детском доме.

Внедрение интеллект-карт было разбито на четыре взаимосвязанных этапа, для которых была определена целевая направленность (табл.).

Таблица

Этап Задачи

Диагностический Приобрести базовые знания; познакомиться с принципами структурирования информации

^держательный Обозначить роль интеллект-карт в системе образования

Деятельностный Сформировать основные навыки построения интеллект-карты

Результативный Совершенствовать умения и навыки применения интеллект-карт

Занятия строились по принципу: 15 % - теория (основные принципы построения и применения интеллект-карт) и 85 % практика (воспитанники отрабатывали навыки работы с интеллект-картами).

Рис. 1. Ментальная карта понятия «Счастье»

В первом примере в фокусе их внимания находилось понятие «счастье» - happiness (рис. 1).

Ветви схемы определялись следующими пунктами: «важное» - что важно для меня в этом, что большее я получу, если моя мечта исполнится; «действия» - что необходимо делать для осуществления своей мечты; «улучшение» - что можно добавить или изменить, чтобы мечта претворилась в жизнь; «сейчас» - что сейчас я делаю для достижения своей мечты.

С помощью компьютерной программы Mind Manager воспитанники, работая в группах, оформляли свои мысли в общие схемы.

Другим примером такого задания может быть карта о важном событии. Воспитанники творчески пытались представить главные идеи важного праздника - Дня Благодарения. Все собранные идеи и предложения они оформляли в интеллект-карту (рис. 2).

Рис. 2. Ментальная карта по теме «День Благодарения»

Воспитанникам было предложено выбрать важные лексические единицы по теме «День Благодарения», например, festival, European settlers, organised, turkey, celebrate, tradition, которые они отразили на ментальной карте, за-

дать несколько вопросов по теме праздников в Великобритании, выразить свое мнение в отношении этого праздника и представить несколько традиций Дня Благодарения. Было представлено несколько мнений: We think that this holiday is important for American families. It's an old holiday and people keep traditions for a long time, которые нашли свое отражение в готовом продукте.

Использование на внеурочных занятиях такого инструмента, как интеллект-карта, потребовало актуализировать в единстве следующие факторы.

1. Фиксация внимания на определенном объекте реальности.

2. Создание проблемной ситуации.

3. Предъявление познавательной задачи.

4. Обеспечение взаимодействия между воспитанником и педагогом.

В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что использование интеллект-карт для развития творческой активности детей-сирот имеет следующие преимущества, определяемые критериями творческой активности.

Мотивационный критерий проявился в стремлении к совершенствованию, в творческом отношении к деятельности, в активности в коллективной деятельности. Можно отметить, что метод способствовал укреплению духовной связи между группой воспитанников, снятию напряженности, развитию творчества и уважению к точке зрения другого.

В отношении самостоятельности в познавательной и коммуникативной деятельности можно сказать, что интеллект-карты были направлены на самомоделирование: умение ставить цели, принимать решения, продумывать пути достижения цели. В процессе создания таких карт воспитанники открыто выражали свои мысли; они всесторонне рассматривали проблему и пытались наглядно представить свою позицию, относясь к ней творчески.

Итак, на основании опытно-экспериментальной работы можно сделать следующие выводы. Использование интеллект-карт на внеурочных занятиях по английскому языку способствует формированию визуальных ассоциаций

о событиях и явлениях, актуализирует «запуск» механизмов стремления к творческому оформлению своих мыслей и идей, что в целом стимулирует интеллектуальный потенциал детей-сирот.

Библиографический список

1. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. 95 с.

2. Бьюзен Т. и Б. Супермышление / пер. с англ. Е.А. Самсонов. 4-е изд. Минск: Попурри, 2007. 304 с.

3. Воробьёв Н.Е., Мизюрова Э.Ю. Развитие творческой активности студентов при изучении дисциплин гуманитарного цикла: монография. Волгоград: Перемена, 2001. 184 с.

4. Матюшкин А.М. Исследование интеллектуальной активности учащихся в условиях учебного и игрового общения // Психологопедагогические проблемы взаимодействия

учителя и учащихся. М., 1980. С. 104-114.

5. Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. М.: Политиздат, 1982. 255 с.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1940. 596 с.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. URK: http:// standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588

8. Яковлева Н.Ф. Методика изучения проявлений характера удетей-сирот // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2011. № 2 (16). С. 128-136.

9. Downs R.M. Stea D. «Maps in Minds. Reflections on cognitive mapping». London, 1977.

10. Gould D. White H. Mental Maps. Baltimore Md., 1974.

11. Johnson-Laird P.N. Mental models: Towards a cognitive science of language, inference and consciousness. Cambridge, 1988.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.