Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ MIND-MAPPING ПРИ РАБОТЕ С АУТЕНТИЧНЫМ ТЕКСТОМ'

К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ MIND-MAPPING ПРИ РАБОТЕ С АУТЕНТИЧНЫМ ТЕКСТОМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАРТА ПАМЯТИ / ЦЕЛОСТНОЕ МЫШЛЕНИЕ / АССОЦИАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ИЗВЛЕКАТЬ ИНФОРМАЦИЮ / ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАПОМИНАНИЯ / ТВОРЧЕСКИЕ СТУДЕНТЫ / MIND-MAP / HOLISTIC THINKING / ASSOCIATIVE THINKING / RETRIEVE INFORMATION / REPRODUCE INFORMATION / EFFECTIVE WAYS OF MEMORIZING / CREATIVE STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сысоева Зоя Евгеньевна, Емелина Ольга Викторовна

В настоящей статье, основывающейся на опыте практической работы, анализируется эффективность использования интеллект-карты, как графического инструмента мышления, при работе с аутентичным тексом и преимущества технологии mind-mapping над традиционными методами работы с информацией. Авторами рассматривается методика обучения студентов создавать карты памяти с целью научить их извлекать, систематизировать и воспроизводить информацию для решения определенных академических задач

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сысоева Зоя Евгеньевна, Емелина Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE USE OF MIND-MAPPING WHILE WORKING WITH AUTHENTIC TEXT

The article based on the authors’practical experience analyzes the effectiveness of using a mind map as a graphic tool of thinking when working with authentic text. It features the advantages of the mind-mapping technology over traditional methods of dealing with information. The authors consider the method of teaching students how to create mind maps in order to help them retrieve, systematize and reproduce information with the purpose of solving certain academic problems

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ MIND-MAPPING ПРИ РАБОТЕ С АУТЕНТИЧНЫМ ТЕКСТОМ»

СЫСОЕВА Зоя Евгеньевна,

старший преподаватель кафедры английского языка № 6, старший преподаватель координационного центра довузовской подготовки Московского государственного института международных отношений (университета) МИД России,

e-mail: zoya808@mail.ru

ЕМЕЛИНА Ольга Викторовна,

старший преподаватель кафедры английского языка № 6 Московского государственного института международных отношений

(университета) МИД России, e-mail: olga-emelina@mail.ru

К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ MIND-MAPPING ПРИ РАБОТЕ С АУТЕНТИЧНЫМ ТЕКСТОМ

Аннотация. В настоящей статье, основывающейся на опыте практической работы, анализируется эффективность использования интеллект-карты, как графического инструмента мышления, при работе с аутентичным тексом и преимущества технологии mind-mapping над традиционными методами работы с информацией. Авторами рассматривается методика обучения студентов создавать карты памяти с целью научить их извлекать, систематизировать и воспроизводить информацию для решения определенных академических задач.

Ключевые слова: карта памяти, целостное мышление, ассоциативное мышление, извлекать информацию, воспроизведение информации, эффективность запоминания, творческие студенты.

SYSOEVA Zoya Evgenievna,

senior lecturer of Department of Foreign Languages, MGIMO University

EMELINA Olga Victorovna,

senior lecturer of Department of Foreign Languages, MGIMO University

ON THE USE OF MIND-MAPPING WHILE WORKING WITH AUTHENTIC TEXT

Annotation. The article based on the authors'practical experience analyzes the effectiveness of using a mind map as a graphic tool of thinking when working with authentic text. It features the advantages of the mind-mapping technology over traditional methods of dealing with information. The authors consider the method of teaching students how to create mind maps in order to help them retrieve, systematize and reproduce information with the purpose of solving certain academic problems.

Key words: mind-map, holistic thinking, associative thinking, retrieve information, reproduce information, effective ways of memorizing, creative students.

Введение. Карта памяти, или интеллект-карта, представляет собой четко структурированную, упорядоченную, изложенную на одном листе информацию, отражающую суть статьи, текста и ход мыслей автора. Она позволяет обозначить основные мысли, идеи второго, третьего и т.д. порядка и установить ассоциативные, причинно-следственные связи между ними.

Краткость, емкость, последовательность изложения и активное осмысление материала

являются важнейшими факторами успешной организации собственных и чужих мыслей. Это задача является актуальной для студентов старших курсов бакалавриата и магистратуры, которые работают с аутентичными текстами как на аудиторных занятиях, так и на экзаменах.

Некоторые студенты сталкиваются с проблемой выявления главного и второстепенного в тексте, не умеют «отделять зерна от плевел», аргументированно излагать позицию автора, анализировать ход его мышления, проводить параллели,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2019

находить ассоциации между явлениями. Не всегда получается логически выстроить и свое собственное высказывание, быть убедительным и последовательным в изложении мыслей и выработки гипотез. Воспроизведение прочитанного, будь то краткое изложение текста, или реферирование статьи, что является одним из экзаменационных требований, зачастую сводится к банальному пересказу.

Да и на самом экзамене, студент порой тратит все отведенное на подготовку время на переписывание предложений из текста в надежде на то, что чем больше предложений он успеет выписать, тем легче ему будет воспроизвести информацию. Однако это глубокое заблуждение. Стоит студенту, не умеющему логически мыслить, выпустить какую-либо информацию, представляющую собой звено «цепи», как его речь становится сбивчивой, лишенной логической стройности и последовательности, студент теряет ход рассуждений, «цепь» рвется. Соединить оставшиеся звенья (единицы информации) уже невозможно.

Как правило, ответ, построенный на механическом запоминании прочитанного (а порой лишь части прочитанного, что может быть вызвано не достаточно развитыми навыками просмотрового, изучающего и поискового видов чтения) не отличается глубиной мысли и не воссоздает логику текста. Студент, не умеющий пользоваться современными инструментами, необходимыми при работе с информацией и облегчающими эту работу, не справляется ни с предъявленным объемом статьи, ни с анализом информации, изложенной в этой статье.

Создание же интеллект-карт способствует коренной трансформации образа мышления. По мнению создателя этих карт, Тони Бьюзена, они являются средством управления мозга в процессе учебы[1, с. 21]. Интеллект - карты, или ассоциативные карты/диаграммы (как их по-разному называют в русском языке) позволяют систематизировать и максимально эффективно извлекать информацию, содержащуюся в тексте.

Теоретическое обоснование и методика исследования. При рассмотрении преимуществ интеллект-карт над традиционными формами оформления записи необходимо провести сопоставительный анализ линейного подхода и целостного подхода к восприятию информации.

Чем же карты памяти, или ментальные карты, лучше линейного метода, согласно которому единицы информации воспринимаются одна за другой, по порядку, в той последовательности, в которой они идут в письменной или устной речи? Сравним принципы работы обоих методов.

При линейном подходе записи оформляются в виде предложений, связного текста (конспекта)

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2019

или списка, т.е. перечня фактов, действий, цифр. В какой очередности поступает информация из печатного или аудио источника, в такой она и фиксируется. При таком подходе требуется гораздо больше времени для осмысления сути явления, проблемы. Возникает вопрос: насколько линейно наш мозг обрабатывает информацию? Удобно ли ему это? И, соответственно, насколько эффективны традиционные способы ведения записи?

Согласно научным исследованиям в области нейролингвистики и психологии мозг человека воспринимает информацию целостно, а не линейно. Механизм работы мозга чрезвычайно сложен и выходит за рамки линейных систем. Наше сознание отбирает, анализирует, систематизирует, интерпретирует информацию, устанавливает ассоциации и выявляет причинно-следственные связи. Более того, мы пропускаем услышанное или прочитанное через свой собственный опыт.

Когда вербальная информация предъявляется в виде нескольких предложений или абзацев, наш мозг воспринимает эту информацию в виде образов, диаграмм, схем, объясняющих взаимосвязь явлений, процессов и событий. Мы полагаемся не только на отдельные слова и цифры, но и на целостные картинки (зачастую цветные), возникающие в нашем сознании. В процессе умственной деятельности по восприятию и воспроизведению информации задействованы оба полушария, создавая многогранную, всеохватывающую картину.

Создание интеллект-карт. Основой интеллект карт являются ключевые слова или образы. Тони Бьюзен предлагает пошаговую методическую инструкцию по созданию интеллект-карт, объясняя, как работает цвет, для чего нужны картинки-образы, и даже какой длины должна быть линия, исходящая от одной мысли к другой. Что касается использования цвета, создатель технологии mind-mapping акцентирует внимание на том, что человеку свойственно создавать цветные образы, т.к. мы все любим цвет. Разные цвета позволяют продемонстрировать связь между мыслями, которые находятся на разных участках одного пространства карты. По его мнению, один графический образ стоит тысячу слов. Линии должны быть изогнутыми (curvilinear), а не прямыми, т.к. мыслительная деятельность - это сложный процесс. [2, с. 97-98]. Прямые же линии закрепляются неподвижно, сдерживая развитие творческой мысли. Главные линии рисуются более жирными, тем самым подчеркивается важность обозначаемых ими идей.

Тони Бьюзен приводит убедительные аргументы, доказывающие значительно большую эффективность интеллект-карт, при создании

которых мышление работает сразу в нескольких направлениях, по сравнению с традиционной, линейной формой ведения записи, использующей лишь незначительную часть потенциала мозга и тормозящей творческое и ассоциативное мышление.

На занятии студентам предлагается посмотреть один из видео уроков для ознакомления с принципами, лежащими в основе создания интеллект-карт. Поскольку данный инструмент обучения для большинства является новым, рекомендуется в качестве наглядного примера составить карту памяти сначала общими усилиями, на доске. Обычно студентам бывает сложно выйти из зоны комфорта, т.е. изменить ход мышления и отойти от привычного, не требующего особых усилий порядка оформления мыслей. Поэтому, для снятия проблем, в том числе и психологических, важно продемонстрировать на конкретном аутентичном тексте, как в действительности работает этот инструмент.

Создавая интеллект-карту, студенты генерируют идеи, участвуя в своеобразной интеллектуальной игре. Мышление каждого студента в группе активизируется, идет коллективный поиск творческих идей и решений, так называемый «мозговой штурм». Наблюдаются «вспышки» озарения. Решение сложной проблемы осуществляется путем коллективного обмена мнениями и выбора наиболее интересного варианта. Как показывает опыт, при таком коллективном творческом подходе к делу рождается гораздо больше заслуживающих внимание идей, чем при общепринятом, широко распространенном методе работы с материалом.

Ключевое слово - главный пусковой механизм процесса запоминания. От ключевого слова, лежащего в основе интеллект-карты, «излучаются» «главные структурирующие идеи» [1, с. 147-148], как называет их Тони Бьюзен, от которых в свою очередь берут начало менее важные идеи, идеи второго и третьего плана, создавая сеть ассоциаций и образов. Интеллект-карта расширяется по мере фиксации все возрастающего количества идей. Озвучиваются новые точки зрения, разрушая привычные стереотипы и устоявшиеся концепции. Рождаются новаторские идеи. Меняются воззрения. Идет интенсивный процесс мышления.

В рамках одной интеллект-карты идеи могут пересматриваться, заново комбинироваться и категоризироваться. То, что изначально могло показаться неуместным и иррациональным, в конечном итоге может найти свою нишу и отлично вписаться в заданный формат.

Наглядность интеллект-карт позволяет судить о значимости или о второстепенности и

«производности» тех или иных мыслей. Чем ближе слово или образ/символ к ключевому слову, тем важнее то, что за ним стоит. И, соответственно, наоборот: удаленность от центрального образа дает основания предположить, что то или иное слово выражает менее важную мысль. Возникает своего рода иерархия мыслей и ассоциаций, которая помогает студенту логически выстроить свой ответ, определить приоритетные идеи и отделить их от второстепенных идей.

При этом на удаленных от центра, или периферических частях интеллект-карты, под-идеи (subconcepts) могут повторяться, коррелировать с теми, которые присоединены к другим ветвям. Эти повторения лишь увеличивают их ментальный вес. Использование стрелок, соединяющих мысли разных уровней (ветвей), помогает создать новую неординарную концепцию мышления, посмотреть на проблему под другим углом. На «окраине» мыслительного пространства может родиться еще одна идея, претендующая на то, чтобы конкурировать с центральной, что ведет к новому проникновению (insight) в суть исследуемой проблемы . Наступает озарение, познание и раскрытие еще более глубинных причин и взаимосвязей. Студенты совершают прорыв к пониманию рассматриваемой проблемы и вольны трактовать ее с разных ракурсов. Это дает им дополнительную уверенность в осознании и освещении предмета изучения. Как следствие, снимаются психологические проблемы, вызванные боязнью забыть сказать что-то важное, или «неправильной» трактовкой проблемы.

Несомненно, на экзамене в отведенное на подготовку к реферированию статьи время студент не сможет в полной мере воспользоваться всем арсеналом средств, рекомендованных для создания интеллект-карты. В частности, вряд ли удастся применить цвет и создать яркую карту. Однако и в черно-белом варианте студент может реализовать основной принцип создания карт, а именно, принцип формирования и структурирования идей вокруг ключевого понятия. Творческий студент, обладающий навыками логического мышления, создает единственно правильную с его точки зрения сеть ассоциаций, и в дальнейшем использует ее в устном ответе, в качестве опоры для воспроизведения логики статьи.

Исследование и результаты. Рассмотрим в качестве примера интеллект-карту, созданную студентом магистратуры ФУП МГИМО в процессе работы над статьей What jobs will still be around in 20 years?[3], опубликованной в журнале Guardian 26 июня 2017 года. Студенты получили на дом задание прочитать и перевести статью, а также нарисовать интеллект-карту.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2019

Сначала необходимо сказать несколько слов о самой статье. Она написана современным языком, отражающим все реалии в сфере мировой экономики, изобилует деловой терминологией. В статье поднимается ряд социальных - экономических проблем, а также проблем психологического характера. И, наконец, ее объем существенно превышает допустимый объем экзаменационной статьи. Все вышесказанное лишь подтверждает сложность и особенности аутентичного материала, без которого не обойтись в работе на старших курсах бакалавриата и магистратуры.

Студент, чью карту памяти мы приводим ниже, использовал компьютерную программу iMindMap, которую можно найти на сайте создателя этой технологии www.thinkbuzan.com. [4]. Эта программа позволяет «рисовать» диаграмму прямо на экране компьютера и вносить все необходимые дополнения, изменения и поправки с той же легкостью, с какой это возможно при традиционном изображении карты на листе бумаги. Не является секретом и тот факт, что многие современные студенты предпочитают работу на компьютере любой другой традиционной форме работы, как например, ведению записей с помощью ручки и бумаги. Следовательно, использование программы iMindMap доставит им массу положительных эмоций помимо того, что поможет решить конкретную академическую задачу.

Как мы видим, данная интеллект-карта представляет собой многоуровневую и разноплановую схему, выявляющая весь комплекс затронутых автором проблем. Несомненным ее преимуществом является четкая структура, отражающая стройный ход мысли студента, а, значит, и понимание сути проблемы как таковой. В качестве ключевой идеи создатель данной карты вполне справедливо выбрал redeployment, мысли второго уровня нашли свое «место под солнцем» на некоторой удаленности от главного понятия, а вытекающие из них мысли третьего порядка,- на периферии карты, в полном соответствии с принципами mind-mapping. В силу того, что на этой карте наглядно представлены все аспекты многогранной проблемы, студенту не составит труда осветить любой из этих аспектов, вычленить релевантную информацию и воспроизвести ее, не растекаясь мыслью по древу. Графическая детализация проблемы помогает снять еще одну сложность, которая может возникнуть на экзамене. Это страх того, что можно что-то забыть сказать.

Практическое занятие, посвященное анализу статьи и поднятых в ней проблем, лишь подтвердило концепцию Тони Бьюзена. Ответы студентов, пользующихся интеллект-картой, отлича-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2019

лись неординарностью, творческим подходом и четкой структурой. Студенты уверенно и свободно чувствовали себя в «море» экономических нюансов и прогнозов, на воображаемом, но уже не столь далеком рынке занятости. Графическая диаграмма каждого студента безусловно стала отражением его индивидуальности, как товар, оптимизированный под требования, пожелания и индивидуальные особенности конкретного пользователя.

Выводы и заключения

Интеллект-карты безусловно расширяют интеллектуальные и когнитивные возможности студентов. Более того, работа по их созданию становится все более увлекательной. Чем больше студент занимается майндмэппингом, тем сильнее этот вид умственной деятельности затягивает его. Эта креативная работа приносит удовлетворение: ведь многочисленные попытки создания диаграмм наконец начинают приносить плоды. Студент осознает новые возможности развития собственных ментальных способностей, а также несомненные практические преимущества использования диаграмм. Приходит понимание того, что круг их применения выходит за рамки обычного тренировочного задания как такового.

В первую очередь, это работа с аутентичном текстом, с которым студенты сталкиваются в различных академических ситуациях. Так, экзаменационный ответ, который был подготовлен с применением технологии mind-mapping, отличается более ясной структурой, логически стройным изложением материала и оригинальностью мышления. Он запоминается, выделяется в выгодном свете на фоне среднестатистических ответов, построенных по линейному принципу воспроизведения информации. Ответ, демонстрирующий гибкое и многостороннее мышление, свидетельствует о том, что студент обладает навыками аналитического и ассоциативного мышления, при необходимости может обойти «проблемные» (tricky) места или преподнести их с «выгодной» точки зрения, а также управляет временем, отведенным на подготовку.

Готовясь к выступлению на англоязычных конференциях, посвященных актуальным проблемам мирового экономического развития, студенты вынуждены «перелопатить» огромное количество материала из современных зарубежных источников. На стадии исследования материала можно использовать интеллект-карты для конспектирования источников, далее, для организации своих собственных мыслей и разработки проекта самой презентации.

Интеллект карты как нельзя лучше помогают студентам структурировать чужие мысли, т.е. мысли авторов статей, и на их основе делать

соответствующие выводы. Если при реферировании текста студенты ограничены логикой и ходом мысли автора, то делая презентации, они вправе генерировать и озвучивать свои собственные идеи. Другими словами, интеллект-карты помогают им структурировать и свои собственные мысли, редактировать материал, творчески его интерпретировать, проводить параллели.

Уже на младших курсах, пересказывая текст, студенты учатся применять технологию mind-mapping. Чем раньше их начнут знакомить с тем, как можно трансформировать образ мышления, тем активнее они будут использовать интеллект-карты в дальнейшем, на старших курсах, и что не менее важно, в работе и в реальных коммуникативных ситуациях.

Список литературы:

[1] Бьюзен Т., Бьюзен Б. Супер-мышление. Минск: Попурри, 2017. - 272 с.

[2] Бьюзен Т. Научите себя думать. Минск: Попурри, 2014. - 224 с.

[3] What jobs will still be around in 20 years? https://www.theguardian.com/us.../jobs-future-automation-robots-skills-creative-health (дата обращения: 15.06.2019).

[4] www.thinkbuzan.com (дата обращения: 15.06.2019).

Spisok literatury:

[1] B'yuzen T., B'yuzen B. Super-myshlenie. Minsk: Popurri, 2017. - 272 p.

[2] B'yuzen T. Nauchite sebya dumat'. Minsk: Popurri, 2014. - 224 p.

[3] What jobs will still be around in 20 years? https://www.theguardian.com/us.../jobs-future-automation-robots-skills-creative-health (accessed 15.06. 2019).

[4] www.thinkbuzan.com (accessed 15.06.

2019).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.